Опасные связи

Дольмен в Симферополе Дольмен в Симферополе
    

Когда мы вселились в нынешнюю нашу квартиру, прямо напротив балкона, в двадцати метрах от нас, обнаружился удивительный артефакт, так называемый дольмен – сооружение древнее и загадочное. В Крыму найдено несколько таких дольменов, но в Симферополе оказался только один и, надо же такому случиться, именно во дворе нашего дома. Для справки: дольмен – это доисторическое, предположительно еще эпохи бронзы, мегалитическое сооружение, о предназначении которого ученые до сих пор спорят. Внешне он похож на ящик, сложенный из массивных каменных плит. Одни полагают, что это склеп, где хранили кости и черепа жителей местной общины, другие же считают, что дольмены – это культовые объекты, об истинном назначении которых мы можем только догадываться в силу почти полной утраты представления о традициях и обрядах народов, которые жили в те стародавние времена.

Заинтересовавшись этим вопросом, я прочитал о мегалитах много любопытного, но в основном все это напоминало жанр «фэнтези». Например, что древние люди, уходя в дольмены, погружались в вечную медитацию. При этом их эфирные тела отделялись и, путешествуя по разным уровням бытия, познавали истину. Там же, в дольменах, эти люди каким-то образом оставляли для потомков информационный след своих знаний. Узнал я и о том, что разрушать дольмены ни в коем случае нельзя, но не потому, что нехорошо разрушать памятники истории и культуры, а потому, что неодолимая сила непременно отмстит за такой вандализм. К этому предостережению прилагалась история о том, что когда-то (по всей видимости, в конце XIX – начале XX века) где-то в России построили церковь из плит 44 дольменов. А в 1917 году большевики зверски замучили именно 44 священнослужителя, которые участвовали в постройке храма… А еще у нашего Симферопольского дольмена некий раб Божий Иван спросил однажды, почему в Крыму слабо развивается движение органического земледелия. И, представьте себе, он-таки получил ответ…

В наше время дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения

Так или иначе, но в наше время особой предрасположенности широких слоев населения к мистике, «магическая» версия происхождения мегалитов стала преобладать, и дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения. И я уже не удивлялся, когда время от времени замечал возле ограды нашего дольмена странных людей, которые совершали некие загадочные действия явно «мистического» характера.

Я не стану рассуждать обо всех предполагаемых «священных» свойствах дольменов, но одно могу сказать точно – функцию «оберега» наш, Симферопольский дольмен выполнил на все сто процентов. Причем выполнил он эту функцию, если можно так сказать, непогрешительно. Как это произошло, я расскажу позже, а сейчас, горестно вздохнув из глубины души, хочу поговорить о том, с чего и начал – о повальном увлечении русских людей магией, оккультизмом и эзотерикой, причем даже не в углубленном, а в бытовом, но оттого не менее опасном отношении.

Речь пойдет о тех, кто использует в своей жизни всевозможные магические фетиши, надеясь, что они принесут удачу, прибыль, защиту, обеспечат духовное просветление, а также карьерный рост, материальное благополучие и достаток… Я, может быть, и не стал бы об этом говорить, если бы речь шла об убежденных язычниках. Мало ли во что верит современный, лишенный «предрассудков» человек, всей душой устремленный в объятия аборигенов Африки, Океании и Амазонии… Каких только безумств и ахиней, нелепиц и несуразиц не увидишь и не услышишь в наше время! Что тут сказать – свобода, знаете ли, и каждый волен верить во что угодно.

Лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики, африканские маски, пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь в местах обитания братьев и сестер наших православных!

Но я хочу поговорить о людях крещеных, в домах, автомобилях, офисах, на груди, одежде и аксессуарах которых красуются всевозможные фетиши, символы, знаки, амулеты и обереги магического, эзотерического и оккультного содержания. Всевозможные «глазки», лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики с таинственными письменами, каббалистические, даосские знаки, папирусы, африканские обрядовые маски, египетские заклинания, «счастливые» веники и пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь с изумлением в местах обитания братьев и сестер наших православных! И ведь никто из них, похоже, не сомневается в нормальности подобного антуража, не задумывается о том, что негоже в православном доме держать всякую нечисть. Более того, многие и не считают всю эту атрибутику нечистью и даже охотно готовы рассказать, какой фетиш от какой напасти хранит и для какого именно «фарта» предназначена та или иная вещица. Верите ли, мне ничтоже сумняшеся подносили, и не раз, в парчовой коробочке золотые булавки «от сглаза» для освящения…

Лягушка с монетой Лягушка с монетой
    

Словом, есть повод в который раз поговорить о простом, но важном: об отношении православных к магическим предметам.

Сама идея использования потусторонних сил для решения своих бытовых и житейских проблем есть магия чистой воды и не совместима с Православием. Кстати, и отношение к требам как к каким-то магическим ритуалам – это тоже отношение кощунственное и магическое. А такое отношение встречается на каждом шагу. То есть люди наивно (но и преступно ведь) надеются «использовать» Бога для своих нужд, не собираясь при этом сами меняться ни на йоту. Просят священника совершить какой-нибудь ритуал «потаинственнее» со всеми атрибутами: чтением «заклинаний» (молитв), каждением фимиамом, кроплением водой и так далее… Чаще всего «заказывают» освящение дома, но под этим действием подразумевают чуть ли не «очищение ауры» или «исправление кармы», только не всегда говорят об этом прямо.

Приходится объяснять, что все, что делает Церковь, она делает с единственной целью – освящения и спасения человека. А это вовсе не равно его, человека, беспечному благополучию и фартовому житию. Больше того, молясь Богу, мы просим Его «вмешаться» в нашу жизнь и даровать нам то, что полезно для нашего спасения и вечной жизни. И это могут быть вещи прямо противоположные ожидаемым…

Распространенная среди крещеных людей привычка использовать магические фетиши и ритуалы есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога

Но вернемся к теме нашего разговора, к распространенной среди крещеных людей привычке использовать всевозможные магические фетиши и ритуалы, полагая, что все это может уживаться с Православием. Так вот: такая практика есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога, как ни страшно это звучит. Бог призывает нас к вере и верности, к благочестию и постоянству в доброделании, к тому, чтобы, трудясь в этой жизни, мы все упование наше возлагали на Бога и с благодарностью принимали бы все, что Он нам подает. Это и есть модель христианской жизни и христианского благоденствия, возможность которого не отвергается, но которое должно быть следствием доброй жизни в согласии с Богом. Магия тем и опасна, что человек, пренебрегая законами духовной жизни, надеется на каких-то истуканов и идолов. А ведь за идолами скрываются бесы, об этом много раз говорится в Писании. Вот почему использование «невинных» фетишей для вроде бы невинного «везения» может быть не только признаком маловерия, но и (надо говорить прямо) идолопоклонства. Что в Православии считается тягчайшим грехом.

Бывает, что говорят: «Да это так, просто… Я и не знаю толком, что это такое. Подарили знакомые… зять привез… дочка купила… Подумала, пусть себе будет…» Получается, что сам человек как будто и не имеет к магическому предмету никакого отношения. Но это не значит, что присутствие таких предметов не влияет на жизнь самого человека. Предметы служат воплощением, материальным выражением тех или иных идей, мировоззрений, тех или иных энергий. В отношении же предметов ритуальных – это утверждение верно на сто процентов. Следовательно, даже если человек не понимает, что означает та или иная надпись, тот или иной знак или предмет, он все равно привлекает в жизнь человека определенные энергии, связанные с функционированием этих предметов, написаний и знаков, а в случае с предметами магическими эти энергии – однозначно бесовские. Так что лучше не искушать Господа и не держать дома даже сомнительных с точки зрения магического употребления вещей и символов, не говоря уже о предметах, прямо и очевидно предназначенных для подобного употребления.

Оберег в машине Оберег в машине
Если же человек замечает, что такие фетиши и в самом деле «действуют» в его жизни – это настоящая беда, ведь это значит, что между человеком и демонами, по попущению Божьему, установилась опасная связь. Это самое страшное, что может быть, даже если последствия такого общения (горькие и плачевные) до поры до времени не проявляются, а напротив, все очень даже неплохо «устраивается» в житейском смысле. Беда, если так происходит, потому что это означает, что Господь оставил человека «ходить по путям своего сердца». А пути эти – зачастую пути плотоугодия, греха и грядущих за ними боли и ужаса. Оставляет же Господь человека обычно за упрямство и гордость, когда человек не слышит, не хочет слышать те предупреждения, которые подает ему Господь, указывая посредством неких чувствительных «преткновений» на опасность выбранного пути.

Так что если фетиши «не работают», не помогают – это можно считать добрым знаком Божьей милости. Это означает, что Господь не попускает бесам действовать, не дает вступить в силу закону причинно-следственных отношений между демонами и человеком. Закону, согласно которому человек, пользуясь от нечистых духов теми или иными «благами», все более попадает от них в пагубную зависимость, не замечая порой своего гибельного положения. И это бессознательное пребывание в плену у бесов может продолжаться даже до самой смерти, когда обнаружится во всей ужасающей полноте история чудовищного обмана и катастрофы, которую уже невозможно будет исправить.

Так что давайте, дорогие братья и сестры, с благочестивой настороженностью относиться ко всяким магическим фетишам, к этим «помощникам» и «защитникам», отвергая их как происки злонамеренных демонов. Будем освящать свою жизнь и жизнь своего дома призыванием имени Божьего и исполнением Его заповедей, жизнью в согласии с Ним.

Ну и в конце, как обещал, я раскрою секрет нашего Симферопольского дольмена. Объясню, почему я считаю его действительным, настоящим и даже в некотором смысле непогрешительным «оберегом», исключением из общего правила, о котором шла речь.

Итак, недавно я познакомился со старожилом нашего дома, благодушно словоохотливым стариком. И вот что он рассказал:

– Я эту пятиэтажку сам строил и живу здесь вот уже сорок два года. А напротив, в двадцати метрах, собирались еще один дом строить, притом девятиэтажку, четырехподъездную. Получалось так, что она нам совершенно перекрывала бы солнечный свет. Никто, естественно, этого не хотел, и начальник нашего кооператива, человек с красноречивой фамилией Фридман, предпринял блестящую авантюру.

В цокольном этаже нашего дома располагался тогда филиал краеведческого музея. И Фридман, уж не знаю каким образом, договорился с работниками музея, чтобы к нам во двор из Керчи привезли в разобранном виде настоящий дольмен. Его-таки привезли, да еще и костей каких-то доисторических насыпали внутрь. Но главное – дольмен обнесли оградой, а рядом поставили столбик с чугунной табличкой, на которой было начертано, что сей дольмен – памятник археологии и охраняется государством. Естественно, проектировщики и строители спорить с государством не стали (все-таки это был еще Советский Союз) и у нас перед домом осталось, как видишь, свободное пространство… И солнышко теперь нас радует по утрам!

Вот, собственно, и вся история.

В одной из Своих проповедей Господь похвалил человека сметливого в житейском смысле и сказал, что и в духовной жизни мы должны проявлять смекалку и догадливость в достижении главной цели жизни – Царствия Небесного (Лк. 16: 1-9). Тот человек, плотской, делал добрые дела для того, чтобы в трудные времена не лишиться доброго к себе отношения и приобрести выгоду, а нам надлежит творить добро, чтобы быть причастниками Благого и Всесовершенного Бога.

Господь многое дал человеку: и свободу, и разум, и волю. И если мы будем, храня свою совесть, проявлять смекалку и настойчивость, трудолюбие и постоянство, Господь обязательно подаст нам все потребное для жизни. И вовсе не нужны нам для этого никакие амулеты, тотемы, пенаты и фетиши… Более того, все это лишает нас помощи Божией, а без Бога мы уж точно ничего доброго в жизни сделать и добиться не сможем.

Тем паче и в духовной жизни нам нужно прилагать усилия, добрую ревность, благочестивое попечение со смирением, чтобы стать причастниками Божественного света, сподобиться лицезрения Солнца правды, Христа Бога нашего. И пусть в этом добром стремлении нашем опыт предприимчивого «сына века сего» послужит примером и назиданием.

Священник Димитрий Шишкин

16 октября 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Вам кто-то «сделал»? Вам кто-то «сделал»?
Игум. Нектарий Морозов
Вам кто-то «сделал»? Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали...
Игумен Нектарий (Морозов)
Вся жизнь ваша — это постоянное, ни на минуту не прекращающееся восстание против Бога.
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
Как относиться к человеку, который занимается колдовстовом? Как относиться к человеку, который занимается колдовстовом?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Как относиться к человеку, который занимается колдовстовом? Только не говорите, что этого не может быть или откуда я знаю, что человек этим занимается. Знаю – и все. Лучше подскажите, как быть? Это близкий к моей семье человек и нам приходится встречаться.
Комментарии
Михаил 1 ноября 2014, 17:00
Аминь и Богу слава!
Елена20 октября 2014, 11:00
Спасибо за статью, а главное за то, что подняли важную просветительского характера тему! Огромное количество людей совершенно не знают земли на которой живут. Отсюда и и вырастают эти мистические "заскоки" и оккультные бредни. К сожалению не хватает хорошо популяризированных знаний о различных природных объектах и в частность о дольменах или мегалитах, представляющих собой значительный пласт древней дольменной культуры. Конечно подобные знания для жителей Центральной России - это редкое явление, но жители Кавказа и Крыма тесно связаны с дольменной культурой даже территориально и просвещение в этой области необходимо. Иначе возникают разные крайности! С одной стороны языческое почитание, а с другой - вандализм. Очень рекомендую интересующихся познакомиться с интересным материалом о дольменах.
Р.Б. Ольга20 октября 2014, 01:00
Спасибо огромное за статью. Помоги нам Господь не быть лицемерными! Аминь.
Алла19 октября 2014, 22:00
Хорошая статья! Сразу полезли в голову воспоминания о моей до церковной жизни!
Андрей19 октября 2014, 16:00
Вообще язычество окутало нас всех и снаружи и внутри :проходя мимо торговых рядов у нас в Сибири,часто замечаю,как люди обводят свой товар деньгами(для успешной торговли),не занимают деньги вечером и так далее...Из 150 человек у нас в цехе,на работе,посещают храм только двое.Задумайтесь куда РОССИЯ движется.Во главе общества культ золотого тельца и как в истории человечества очищается это всё бедами и скорбями. Ветер перемен не за горами.
Дед Пихто17 октября 2014, 23:00
метко, много нас таких
Священник Димитрий Шишкин17 октября 2014, 16:00
Ответ Иоанну. Что-то Вы сложное излагаете и - с подвохом как будто... А зачем - непонятно. Текст-то о другом был. О том, чтобы жить по-христиански и "отгребаться" идолов. Вот и всё. Мир Вам.
Марья_Н17 октября 2014, 14:00
Ирина: Для уважаемого Иоанна. Иконы в машину и пояса с текстом 90-го псалма продаются почти в каждом Храме. Важен не сам пояс, а отношение к нему. Если человек относится к нему, как оберегу, это не только неверно, но и греховно… « Важен не сам пояс, а отношение к нему.» Вот, что и является главным – это отношение к предмету. Если знакомые после поездок привозят сувениры, то к ним так и нужно относиться, как к сувенирам. В Евангелии, что сказано про еду, которой нас угощают – не исследуйте ее. И только в случаи, если вам говорят, что она – идоложертвенная, то тогда не ешьте ее. Ну, а сувениры, чем отличаются по своей сути? Вы ему не поклоняетесь, ни служите, вот и пусть пылится до поры, до времени, когда его аккуратненько можно будет выбросить. Мне вот например знакомые из Иерусалима везут свечи, крестики, елей, и многое другое. И, что вы думаете, они знают зачем – просто сделать мне приятное… Не знаю, но у меня всегда слова, что в доме не должно быть даже календарей с изображением животных, которые в определенный год в д р у г становятся символом года вызывают только улыбку…
Читательница (Подмосковье)17 октября 2014, 13:00
Я бы название изменила. Пусть «Опасные связи» останутся за Шодерло де Лакло.)
Иоанн17 октября 2014, 12:00
Спасибо, отец Димитрий. Я ведь правильно понял Вас, что не страшно, если у близких немного "потребительское отношение" к Церкви? Важно, что человек обращается к Христу и Господь наставит его по Своему плану, так? Но это призывание Христа в жизни должно обязательно иметь какое-то практическое, материальное выражение - иконка или написанная молитва, иначе получается некоторое лукавство, так?
Татьяна17 октября 2014, 12:00
"такая практика есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога, как ни страшно это звучит." Вот именно, люди не верят в Бога, в его всемогущество и благой Промысел. Даже православные, даже воцерковленные. Но хочу немного объяснить это явление. Во-первых, степень веры в Бога бывает разная, вспомните Евангелие: от "помоги моему неверию" до веры, которая и горы переставляет. Т.е. вера способна увеличиваться или уменьшаться. На каком-то этапе она вытесняет суеверные мысли, и человек способен сказать "Буди воля Божия". Но это, конечно, если есть поступательное движение, развитие религиозного сознания. Во-вторых, как бы много батюшки ни говорили о суевериях, они не исчезают. Почему? У человека есть два мощных инстинкта, размножения и самосохранения. Вот этот последний инстинкт заставляет человека неверующего или слабоверующего принимать магические фетиши. Нужно усилие, иногда довольно значительное, чтобы подавить восстающий инстинкт и обратиться к вере в Бога.
Священник Димитрий Шишкин17 октября 2014, 11:00
Насчёт "православных оберегов" нужный вопрос, спасибо. Принципиальная разница в том, что через православные образки, пояса, святыни - действует благодать Божия, побуждающая человека к христианской жизни и содействующая его спасению. Все же остальные "обереги" так или иначе связаны с магией и, как не печально - содействуют погибели человека в вечности, хоть и создают иногда иллюзию "везения" и "удачи".
Иоанн17 октября 2014, 10:00
Елене: спасибо! именно такого примера мне и не хватало! Ирине: посмотрите комментарий Елены, отношение к поясу явно как к оберегу, и это "работает" - у кого повернется язык сказать, что это от беса? Если настаивать, что отношение в сердце было именно как память о Божественном присутствии в нашей жизни, тогда то же самое можно говорить и про денежное дерево, например, типа "глядя на деревце, я вспоминаю, что Бог создал все и через свои энергии, посредством этого деревца /любой другой предикат/, может дать мне и моим ближним много денег, а именно это я и прошу." Что очевидно неверно, согласны?
Ирина17 октября 2014, 08:00
Для уважаемого Иоанна. Иконы в машину и пояса с текстом 90-го псалма продаются почти в каждом Храме. Важен не сам пояс, а отношение к нему. Если человек относится к нему, как оберегу, это не только неверно, но и греховно. А правильное отношение к иконе на торпеде авто, это глядя на образа вспоминать о Боге и ближних при управлении машиной. Если это вразумит человека, например, не подрезать, не гонять по встречке через сплошную, не устраивать уличные гонки и т.д. - это замечательно. Точно также о пояс с молитвой. Если это поможет постоянно чувствовать присутствие Бога, "ходить перед Богом" - это тоже замечательно. А вот если у человека есть искушение, что это лично для него является "оберегом", наверное, надо задуматься и поговорить со священником, обсудить это. Если человеку достаточно нательного крестика и икон в доме, это одно. А в противном случае и до иконоборчества скатиться можно.
Елена16 октября 2014, 23:00
Господа, доброе время! Для Иоанна хочу написать: в 30-е гг. прошлого века у нас в Мордовии, в Рузаевке, якобы забрали одного парня то-ли комсомольца, то-ли молодого партработника. Сидел в Рузаевской тюрьме, а дальше никуда не попал - ему смогли передать освященный пояс с 90-м псаломом напечатанным. "Живые помощи", как говорят в народе. Сначала не выпускали, а потом ему смогли сказать, чтобы одел на голое тело - подпоясался, и его вскоре выпустили без последствий и больше не забирали. Это мне бабонька моя рассказывала. Если прочитает этот коммент какой-либо священник, может быть, прокомментирует? С уважением и благодарностью к создателям сайта и читателям и авторам. Спаси Вас Господи!
Ольга16 октября 2014, 21:00
подрабатывала я в больнице, ночной санитаркой, и приходилось заходить к тяжелым и в старческое отделения. Никакие обереги не действуют, если человек лежит на смертном одре, - только Ангел Хранитель и Бог Спаситель. Действовать по жизни нужно всегда так, словно уже лежишь на смерном одре - и понимаешь, что Лествица Небесная упирается в облака. Велик над всеми народами Господь - над облаками Слава Его!
Нина16 октября 2014, 17:00
Дольмен помог!..Научите тоже народ. И так эти всякие магические символы - на одежде, на пуговицах, на бирочках...Купишь вещь - и отпарываешь, а потом освящаешь молитвою на освящение всякой вещи. Кропишь святой водой. С благословения священника.
Иоанн16 октября 2014, 14:00
Отличная статья! Только один вопрос к отцу Димитрию: есть "православные обереги" - иконки в машину, молитвословы типа "защити дом от зла", ремни с молитвой, знакомо, правда? Вот к этому как относиться? особенно когда "работает". Жена хочет надеть на сына такой ремень, чтобы хорошо учился и не болел, а он говорит, что ремень носить не хочет, а молитва это когда читаешь и в сердце, а не когда написана и надета - оба правы, вроде, а вроде и оба чего-то не понимают... Вопрос не про них, а про отношение автора статьи к православным оберегам, в лавке, где служит о.Димитрий такие продаются?
Пупс16 октября 2014, 13:00
Я такую жабу в бухгалтерии завода видел, денег, к слову, не приносит. А скажешь что чушь все эти амулеты - обижаются
Евгения16 октября 2014, 11:00
Спаси Господи за статью. Распечатаю и дам почитать знакомым. Очень доступно написано.
Тамара16 октября 2014, 11:00
Спасибо, батюшка Димитрий, за актуальную статью. Действительно, в нашем народе суеверий гораздо больше, чем веры в Бога.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке