Зачем нужен молитвослов?

    

Необходимый признак жизни — дыхание; необходимый признак духовной жизни — молитва.   Христианин начинает каждый свой день с молитвы, молитвой его завершает, молится перед едой, перед началом всякого дела, в общем, постоянно, как дышит. Обрести это дыхание и поддерживать его — важнейшая часть нашей жизни.

Одной из самых читаемых книг для православного христианина является молитвослов — сборник молитв, составленных святыми людьми, которые мы каждый день приносим Богу. Иногда людям не очень понятно, как можно молиться чужими словами, да еще по книжке — разве молитва это не воззвание из глубины сердца? Если Бог — это наш небесный Отец, то как можно говорить с Отцом по книжке? Вы же не разговариваете с близкими людьми готовыми словами?

За этими недоумениями стоит определенное верное переживание. Действительно, с одной стороны молитва — спонтанное, естественное обращение к небесному Отцу; как говорит Апостол, «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15)». Нет ничего неправильного в том, чтобы обращаться к Богу своими словами, спонтанно, естественно, как Вы бы обращались к кому-то очень близкому и родному — потому что во Христе Бог и пожелал стать нам близким и родным. Молитва — это всегда личное обращение, а не набор заклинаний.

Но у молитвы есть и другая, не менее необходимая сторона. Молитва — постоянный труд и усилие, требующее неослабевающей дисциплины. Как говорит Апостол, «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2) Сам Господь Иисус в молитве использовал стандартный молитвенник той эпохи — Псалтырь. Даже на Кресте Он обращается к Отцу со словами Псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс.21:2). Святой Апостол Павел наставляет христиан молиться, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:19)

Молитва «своими словами» естественно вырастает из молитвы словами записанными, и является ее продолжением. Мы не можем обойтись без молитвослова — по нескольким важным причинам.

Во-первых, наша «спонтанная» и «естественная» молитвенная жизнь неизбежно будет угасать. Мы всегда найдем причину, чтобы не молиться — мы слишком спешим, слишком устали, слишком заняты, да, и по правде сказать, нам слишком лень. Удивительно, но такое, кажется, не трудоемкое дело, как молитва, оказывается неподъемным, как только мы за него беремся. Почему? Вернемся к аналогии с дыханием — когда мы здоровы, мы дышим естественно и не думаем об этом. Когда мы больны — дыхание может даваться с трудом, и требовать усилий. А в духовном отношении мы все нездоровы и нуждаемся в исцелении — так что ожидать, что наша молитвенная жизнь наладится сама собою, нет оснований.

Поэтому молитва должна быть (как минимум) правилом — несколько минут утром и несколько минут вечером должны выделяться на общение с Богом. Независимо ни от чего — и говорить тут про «нехватку времени» просто нелепо. Как говорит в одном из своих интервью святейший Патриарх Кирилл, «молитва, это не хобби, на которое может хватать или не хватать времени». В самом деле, мы не должны молиться в другое, оставшееся от более важных дел время. Мы должны делать другие дела во время, оставшееся от молитвы. Если мы верим в Бога, то крайне нелепо было бы считать что-то другое более важным, чем общение с Ним. Ситуация, когда Творец и Владыка мироздания готов нас выслушать, но у нас находятся более важные дела, поразительна по своей нелепости — но мы ставим себя в нее снова и снова.

Мы чувствуем себя измотанными и забегавшимися, усталыми и раздраженными, и поэтому не молимся — но мы такие измотанные и раздраженные именно потому, что не начинаем наш день с молитвы. Мы должны — как это советуют все учителя молитвы — отложить все, выгородить в своем расписании священное, неприкосновенное время, в которое мы не смеем заниматься ничем своим, а только предстоим перед Богом и взываем к Нему. И пусть земля какое-то время повращается без нас — с ней ничего не случится за эти десять минут.

И тут нам понадобится молитвослов — потому что нам бывает трудно найти слова, мы можем быть слишком сонными, или усталыми, или раздраженными для того, чтобы самим подбирать слова, и нам на помощь приходят святые с их словами.

Во-вторых — молитва не есть дело одиночек, даже если человек молится один в глубине пустыни. Молитва всегда вводит нас в общение с Церковью и она всегда есть дело Церкви. Молясь, мы присоединяемся к общему току молитв, восходящих от земли к небу; к тем, кто молится сейчас, к тем, кто молился до этого, в прошедшие века, и к тем, кто еще будет молиться. И молитвы, написанные нашими отцами и старшими братьями в вере — святыми, вводят нас в этот струящийся через века поток. Вера Христова не есть вера отдельно стоящих гордых одиночек, но вера народа Божия, и молясь по молитвослову, мы учимся нашей общей вере, как когда-то учились писать по прописям.

Утреннее и вечернее молитвенное правило в обычном молитвослове довольно длинное — и читать его полностью для человека, только входящего в христианскую жизнь может показаться трудным. Тогда его можно сократить — но очень важно, чтобы мы молились постоянно и упорно, не пропуская ни одного утра и ни одного вечера.

Мы не можем выжить без молитвы — как не можем выжить без дыхания.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

22 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О слезах на молитве, Причастии и внимании О слезах на молитве, Причастии и внимании
О. Софиан (Богиу)
О слезах на молитве, Причастии и внимании «Молитва, произнесенная без внимания, это ноль»
О слезах на молитве, Причастии и внимании
Архимандрит Софиан (Богиу)
Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились.
Молиться или вычитывать правило? Молиться или вычитывать правило?
Игумен Нектарий (Морозов)
С молитвы начинается наш день и молитвой завершается. У большинства из нас дома есть молитвословы — разной толщины и разного, надо сказать, качества. Мы знаем утреннее и вечернее правила… Но знаем ли мы, как молиться? Умеем ли мы это делать? Молитва, молитвенное правило — тема нашей очередной беседы с игуменом Нектарием (Морозовым).
Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы
священник Афанасий Гумеров
У меня вопрос о молитвенном правиле... Сейчас я читаю его полностью и кроме него еще нескольком молитв. Я совсем недавно стала воцерковляться. Но уже и сейчас бывает, что я раздражаюсь уже заранее или во время молитвы (хотя и пытаюсь это побороть), из-за времени. То есть молитвы, если я читаю их вдумчиво, занимают час, иногда больше. У меня маленький ребенок (2 года). Я ухожу на работу, когда она еще спит, а прихожу в седьмом часу вечера. Спать ее укладывать надо в десять вечера, а перед этим еще обиходить ее. Спать я ложусь одновременно с ней, т.к. она засыпает довольно долго. Встаю в 6 - опять же, чтобы успеть прочитать молитвы. Если я буду читать вечерние молитвы после того, как уложу ее спать, - соответственно, сама лягу только в 12, а то и в 1:00-1:30 ночи. Этого времени для сна мне мало, поскольку я и ночью иногда встаю, когда дочка просыпается. Когда читаю молитвы перед тем, как вместе с дочкой лечь спать, - получается, что от того малого времени, что я с ней провожу, отнимается еще час. Не считая того, что мне еще надо что-то постирать, приготовить и прочее... Какой-то тупик, когда я об этом думаю, потому и не могу справиться с раздражением. Посоветоваться мне не с кем, духовника у меня нет, - такого, к которому можно было бы придти попросить совета, поговорить о том, что мучает. Когда мне нужно что-то спросить, я "подлавливаю" священника в Храме, и задаю свой вопрос, но меня при этом не покидает ощущение того, что они очень заняты, а тут еще я лезу со своими глупыми вопросами, - потому и вопросы, которые я задаю, - это все кое-как получается, наспех. Основную информацию я получаю на Вашем сайте и на подобных ему, спасибо Вам огромное за это. Батюшка, посоветуйте мне что-то и в этом случае. Как разрешить эту проблему раздражения по поводу того, что молитвенное правило занимает много времени? Я не хочу читать его одними губами, торопливо и небрежно. Но у меня вообще характер нетерпеливый и рассеянный, что доставляет мне много проблем, и я боюсь, что настанет день, когда я сделаю себе один раз "поблажку" - мол, не буду сегодня читать ту или иную молитву; потом начну читать молитвы выборочно, а потом и вовсе перестану. Как же быть?.. Еще раз спасибо Вам за помощь, поддержку и советы! Простите, что занимаю так много Вашего времени.
Комментарии
Татьяна Гамолина15 июля 2016, 17:32
Меня эта статья, а еще А.Уминского очень поддерживают и напраляют
Владимир Паданин17 ноября 2014, 13:53
Молитва не зависит от времени,сколько на нее истрачено.Надо душой и сердцем принять молитву и читать,а может даже и своими словами.И думать,что произносишь.Помоги Господи нам грешным не отойти от пути правильного.Богородица Дева пречистая помогай нам.Господи,помилуй мя грешного.Владимир
Светлана11 ноября 2014, 21:04
...Если мы верим в Бога, то крайне нелепо было бы считать что-то другое более важным, чем общение с Ним... По моему мнению это главные слова этой статьи.
Сергей 7 ноября 2014, 12:51
10 минут? У меня по 20 минут приходится на утреннее и 20 минут на вечернее правило. 10 минут это если только скороговоркой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×