«Никакой средневековой жути на Руси не было»

Беседа с создателями выставки «Моя история. Рюриковичи»

Анна Ерахтина

Выставка «Моя история. Рюриковичи» открывается в День народного единства 4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в рамках форума «Православная Русь». В преддверии выставки о династии Рюриковичей, задачах и целях экспозиции корреспонденту портала Православие.Ru рассказали руководитель оргкомитета выставки Иван Есин и один из ее главных исторических консультантов Александр Мясников.

Рюриковичи. Выставка в Манеже Рюриковичи. Выставка в Манеже
  

– В прошлом году мы отмечали 400-летие Дома Романовых, и потому выставка в Манеже была посвящена им. Почему в этом, 2014-м году выставка посвящена Рюриковичам?

Иван Есин: Действительно, цикл исторических выставок, задуманных архимандритом Тихоном (Шевкуновым), начался с экспозиции о династии Романовых, которую в том году посетило 300 тысяч человек. После завершения выставки «Моя история. Романовы» творческая группа собралась на совещание для того, чтобы решить, какую выставку мы будем проводить на следующий год. Мы поняли, что у людей история вызывает невероятный интерес, если она понятно подана.

У нас было несколько различных вариантов тем – начиная от Первой мировой войны и заканчивая Рюриковичами. В связи с тем, что в этом году отмечается 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, было принято решение посвятить выставку эпохе Рюриковичей. И прежде всего начать с того этапа, который менее всего известен россиянам. Этот этап хотя и проходят в школе, но, тем не менее, он остается одним из самых неизвестных. Более того, в рамках всего цикла «Моя история» выстраивается логичная последовательность: в этом году мы разработали экспозицию, посвященную Рюриковичам, в прошлом году у нас была разработана экспозиция, посвященная Романовым, а в следующем году мы планируем экспозицию, посвященную истории революции в России и первой половине XX века. Дальше будет экспозиция с 50-х годов XX века до 2000-х. Также сегодня мы обсуждаем идею создания экспозиции, посвященной современной России и ее основным достижениям.

Подготовка к выставке Подготовка к выставке
    

– Выставка будет строиться по тому же принципу, что и «Романовы» в прошлом году?

Иван Есин: Если в прошлом году у нас основным приемом экспонирования исторического компонента были коллажи, на которых можно было увидеть основные деяния правителя либо оппозицию, то в этом году будет очень много видео-мэппинга – это современный прием, который совмещает в себе статичные изображения и проецирование на это изображение видеоряда. Мы увидим Святослава в разгар битвы, вокруг которого будет бушевать огонь. Мы увидим, как послы князя Владимира подплывали к Царьграду, когда он отправил их в Константинополь, чтобы познакомиться с Православием. Посетителю выставки будет представлено язычество таким, каким оно было до принятия христианства. Мы увидим еще несколько декораций, которые оживляют героев того времени: князей, города, сражения. И вот это, по нашему замыслу, должно сделать исторические события наглядными и потому близкими к каждому посетителю нашей выставки.

– Будет ли что-то принципиально новое в техническом смысле?

Иван Есин Иван Есин
Иван Есин: В этом году у нас будет интересный носитель – мультимедийный купол, посвященный обзорно истории России, центральной фигурой которого станет преподобный Сергий Радонежский. 20-метровый мультимедийный купол будет находиться в центре экспозиции, и посетитель получит некое огромное эмоциональное впечатление от того, что на нем будет происходить.

Также в этом году в рамках выставки мы сняли четыре короткометражных фильма. Один будет посвящен объяснению значения пути «из варяг в греки» для формирования нашего государства и подробно рассказывать, как этот путь развивался. Второй будет посвящен как великим победам, так и великим поражениям в период правления династии Рюриковичей. Третий – принятию христианства, а четвертый будет посвящен событиям, которые иначе как чудом назвать невозможно. Эти четыре фильма будут представлены в больших кинозалах. Плюс мы также делаем компьютерные приложения, люди смогут не только увидеть деяния наших правителей, почитать о них на сенсорных экранах, но и посмотреть с помощью компьютерных приложений как проходили и строились ключевые сражения той эпохи, как развивалась территория государства, каким был быт наших предков.

Задача нашей выставки – стать вспышкой, побуждающей людей глубже знакомиться с историей своей страны

Кроме того, в этом году мы впервые используем приемы видеоинфографики. Речь идут о коротком ролике, представляющем определенные визуализированные данные. Эта форма сейчас наиболее близка молодежи. Мы понимаем, что сегодня людям проще воспринимать короткие фрагменты с разными данными. Это гораздо проще, чем прочитать книгу. Плохо это или хорошо, но мы все-таки должны идти в этом формате, чтобы дать людям прикоснуться к истории, и если это их заинтересует, то побудит изучать историю своей страны. То есть задача нашей выставки – стать вспышкой, после чего люди начнут знакомиться со своей историей.

Помимо всего прочего, на выставку будет принесена из Троице-Сергиевой Лавры чтимая икона преподобного Сергия Радонежского, а также его подлинные вещи.

У стенда «Князь Владимир Мономах». Фото: Дм. Гливинский / Православие.Ru У стенда «Князь Владимир Мономах». Фото: Дм. Гливинский / Православие.Ru
    

– Сколько времени заняла подготовка к выставке?

Иван Есин: К выставке «Моя история. Рюриковичи» мы начали готовиться сразу же после завершения выставки «Романовы». Чтобы эта выставка состоялась, пришлось проделать очень большую работу. Это была работа с музеями, архивами, Третьяковской галереей, а также со многими художниками. Мы понимаем, что есть археологические раскопки, но изображений, иллюстрирующих этот период, очень мало. Поэтому мы очень много работали с художниками, которые занимаются исторической реконструкцией и пишут полотна на эту тему. Практически всё то, что мы сейчас собрали в изобразительный ряд, который увидит посетитель выставки, – это полотна наших отечественных художников, посвященные периоду Рюриковичей.

– Сколько человек вы задействовали?

Иван Есин: Если брать всех, начиная от монтажников и заканчивая редакторской группой, то около тысячи. Если брать только группу, которая работала над контентом, то это 200 человек.

Подготовка к выставке Подготовка к выставке
    

– Иван, лично для себя вы открыли что-то новое, работая над «Рюриковичами»?

Иван Есин: Очень многое. Подготовка к выставке – это очень интересный и творческий процесс, потому что 700 лет истории уместить даже на 400 тысячах квадратных метрах Манежа очень сложно.

Я, например, открыл для себя роль преподобного Сергия. Не только как Игумена земли Русской, как монаха, но и как политического деятеля, который изменял определенные политические процессы совершенно не так, как мы привыкли это делать в миру. Смиряя себя, он шел на разговор с князьями. Мы не знаем, о чем он с ними говорил, но мы знаем, что после того, как он с ними встречался, ситуация коренным образом менялась. Для меня это было открытием.

Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий Радонежский
    

Князя Владимира мы воспринимаем как крестителя земли Русской, как человека, причисленного к лику святых. На выставке мы покажем, какие именно изменения произошли с князем Владимиром после принятия им крещения. Эта выставка позволит понять, насколько крещение и вообще христианство могут преобразить лютого язычника.

– Чего вы ждете от выставки?

В древней истории Руси есть действительно очень много проекций на день сегодняшний

Иван Есин: Мы ждем 4 ноября, и тогда мы увидим то, к чему готовились целый год. Мы надеемся, что всем посетителям – а мы действительно ожидаем, что их будет столько же, сколько в прошлом году, – понравится наша выставка и они увлекутся историей. На самом деле в древней истории Руси есть очень много проекций на день сегодняшний. Люди их сами увидят и начнут понимать некоторые процессы, которые происходят сейчас.

– Александр, вопрос к вам: в чем вы видели главную задачу этой экспозиции?

Александр Мясников Александр Мясников
Александр Мясников: Беда русской истории в том, что ее всегда кто-то старается переписать. Но есть незыблемые факты, которые можно по-разному трактовать. Хочу заметить, что, если историю делают мрачной, то она получается скучной. Самый неудачный на сегодняшний день жанр – это скучный жанр. Поэтому рассказать об эпохе Рюриковичей интересно – это главная задача выставки.

– Насколько значима для Руси династия Рюриковичей?

Александр Мясников: Рюрик из разрозненных племен сделал государство, основой которого стала экономика. Экономическая составляющая определилась путем «из варяг в греки». Этот путь сложился к IX веку благодаря походам Олега и Игоря на Царьград и установлению постоянной торговли между греческими и русскими купцами.

Сегодня часто можно услышать, что культура на Руси появилась благодаря Рюрикам. Да, она пришла тогда, когда правила эта династия, но пришла она из Византии. А на тот момент Восточная Римская империя была самым мощным и культурным государством.

У Рюриковичей была прекрасная армия. Новгородский князь Святослав Игоревич создал удивительное войско – первый русский спецназ, который мог перемещаться с огромной скоростью, потому что у них не было обоза. Рюриковичи совершили самое важное – они создали государство и делали всё возможное, чтобы это государство развивалось.

Сегодня, к сожалению, нам рассказывают стереотипные вещи о том, что на Руси было средневековье, – этого не было. Средние века были в Европе, и это были тяжелые и мрачные времена. На Руси было иное. Это время – расцвет Византийской империи, с которой Русь была чрезвычайно тесно связана, и поэтому никакой тяжелой средневековой жути у нас не было. Это была немножко другая жизнь.

Александр Мясников проводит экскурсию будущим экскурсоводам. Фото: Дмитрий Гливинский / Православие.Ru Александр Мясников проводит экскурсию будущим экскурсоводам. Фото: Дмитрий Гливинский / Православие.Ru
    

– Об эпохе Романовых мы знаем очень много разных фактов, а вот про эпоху Рюриковичей практически ничего. С чем это связано?

Александр Мясников: Это связано с достаточно простыми причинами, потому что основными источниками информации, к сожалению, у нас были и остаются воспоминания иностранцев. Я вам приведу один самый элементарный пример. Во времена Ивана Грозного в русский плен попал дворянин из Померании. Семь лет он был слугой личного доктора Ивана Грозного. Затем ему удалось уехать в Польшу, где он написал свои мемуары о жизни в России. У него получилась «сказочная» история. По его словам, в те времена в России проходили множественные казни и творился кромешный ад! Но когда мы начинаем интересоваться личностью этого человека, который пишет о таких событиях, то понимаем, что здесь что-то не так. Во-первых, доктор, у которого работал этот «писатель» слугой, приехал в Россию через четыре или пять лет после того, как мемуарист попал в плен. Во-вторых, этот доктор со своим слугой и медбратом, по достоверным источникам, угорел до смерти в подвале. И почему-то именно после смерти врача и появился такой замечательный «писатель» на Западе. В-третьих, мемуарист пишет, что доктор, у которого он работал, был итальянцем. Но если вы были слугой этого доктора, то вы должны были понять, что доктор ни одного слова по-итальянски не знает, потому что он родом из Фландрии. И когда начинаешь всё это распутывать, то выясняется, что мемуары эти – выдумка. Вся эта писаная история на самом деле ужасна по своей сути, потому что вам нарисовали страну несуществующих ужасов.

Вот как вы представляете Ивана Грозного? Наверное, человеком, который убил собственного сына?

– Да, в школе учат, что Грозный – убийца царевича Иоанна.

Портрет царя Иоанна Грозного. Первая половина XVII в. Национальный музей. Нидерланды, Копенгаген Портрет царя Иоанна Грозного. Первая половина XVII в. Национальный музей. Нидерланды, Копенгаген
Александр Мясников: Это всё сказки. Иван Грозный не убивал своего сына. Среди мемуаристов был еще один – англичанин Гасэй, который совершенно спокойно писал о том, что Иван Грозный во Пскове и Новгороде убил 700 тысяч человек. Над людьми зверски издевались: топили, сажали на кол, варили в масле и спускали кожу. Все эти ужасы средневековой европейской инквизиции были выданы за русскую действительность.

Но если мы возьмем подлинные исторические документы, в которых написано, что в Новгороде в те времена жило 35 тысяч человек, а в Пскове всего 30 тысяч, мы сразу понимаем, что всё это выдумки. Все эти мемуары писались не просто так, всё это делалось для того, чтобы показать, какая у нас была дикая страна.

По мнению Запада, Иван Грозный ходил в мрачной черной одежде и предавался различным ужасам

На Западе о нашем первом царе говорили как о тиране, который имеет в своем гареме 50 жен. По мнению Запада, Иван Грозный ходил в мрачной черной одежде и предавался различным ужасам. Если опять же обратиться не к мемуарам, а к историческим документам, то мы открываем для себя совсем иную личность Ивана Грозного. Один английский посол писал, что более шикарного наряда, чем у русского царя, он ни у кого не видел. Его кафтан весь усыпан бриллиантами и изумрудами. Так где же правда?

– Получается, что уже тогда на Россию и ее правителей было принято клеветать?

Какой величины должен быть чан, чтобы сварить в нем человека?

Александр Мясников: К сожалению, до сих пор ничего не изменилось. С западным черным пиаром Россия сталкивается и по сей день. Но всё становится понятно, если начать задавать себе вопросы. Западные источники говорят, что при Иване Грозном людей окунали в чаны с раскаленным маслом. А какой величины должен быть чан, чтобы сварить в нем человека? Подумайте, сколько надо железа и человеческого труда, чтобы сделать чан! Парадокс заключался в том, что о зверствах, которые якобы творились на Руси, знала Европа, а русские люди даже не подозревали, что о них пишет Запад.

Есть очень характерный пример, почему у нас многие вещи не воспринимаются. В России долгое время не было кулинарной книги. Когда у вельмож спрашивали о том, почему в России не записывают рецепты, то они отвечали: «А что писать, если все бабы эти рецепты знают?» Понимаете, жизнь устраивается по очень простому принципу: когда вы четко представляете себе правила игры, знаете условия жизни, когда вам всё ясно и понятно, то вопросов как жить не возникает. Людям не нужно записывать какие-то законы, по которым нужно жить. А когда у вас каждый год в стране что-то меняется, то и возникает множество разных проблем.

– Почему династии и Рюриковичей, и Романовых прекратили царствовать столь трагическим образом?

Александр Мясников: Не было ни одной династии, которая бы правила больше тысячи лет. Такой не существует. Прерывание династии – это совершенно естественный процесс. Проблема не в том, почему она закончилась, а проблема в том, как она заканчивается, что за ней идет. Трагизм ситуации заключается, прежде всего, в этом. Всё на свете заканчивается – это совершенно нормально. Пала Римская империя, перестала существовать Греция, исчезла самая великая в мире монгольская Империя чингизитов. Это естественный процесс. Другое дело, как он происходит.

Призвание варягов. В. М. Васнецов Призвание варягов. В. М. Васнецов
    

– Существуют ли мифы о Рюриковичах?

Александр Мясников: Мифы существуют про самого Рюрика. Кто-то говорит, что это выходец из старой новгородской семьи, другие рассказывают, что Рюриковичи из Исландии. Про Ивана Грозного вообще можно несколько томов мифов написать, начиная с «убийства» им собственного сына, которого он не совершал. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что на выставке мы попытаемся показать более-менее реальную историю.

– Есть ли что-то общее между династиями Рюриковичей и Романовых?

Александр Мясников: Общее только одно – это династийная система построения власти. Вообще любой правитель, приходя к власти, пытается создать династию. Прежде всего, потому, что в те годы существовала преемственность и передача власти по родству.

Эпоха Рюриковичей – это эпоха колоссального государственного развития. Она закончилась появлением нового государства, которое стало называться Русским царством. Что такое Русское царство? Это достаточно большое и мощное государственное образование, которое имело собственную экономику, а также внешнюю и внутреннюю политику.

Царю Ивану IV вручают трофеи, взятые у Девлет-Гирея князем Воротынским после сражения при Молодях Царю Ивану IV вручают трофеи, взятые у Девлет-Гирея князем Воротынским после сражения при Молодях
Нам рассказывают, что Петр I создал армию. Но и до Петра была армия. Если бы у нас не было армии, мы не смогли бы выиграть Молодинскую битву, о которой сегодня, к сожалению, никто ничего не знает. А эта битва явилась самой великой битвой времен Рюриковичей. Выдающегося полководца Михаила Ивановича Воротынского называли Наполеоном XVI века, но мы про него тоже ничего не знаем, хотя этот человек придумал новую систему ведения войны. Помимо системы ведения войны Воротынский придумал передвижной «Гуляй-город», который представлял собой комплекс прочных телег, оснащенных большими щитами. При необходимости из таких телег можно было составить своеобразную крепость нужной формы. Прочные щиты обеспечивали защиту от легкого стрелкового оружия, а вся конструкция помогала отразить атаку противника. Благодаря этому 20 тысяч человек, которые были у Воротынского, смогли разгромить дотла 120-тысячную армию крымского хана.

– Вы, историк, открыли что-то новое для себя в воспоминаниях иностранцев, готовясь к выставке?

Когда иностранцы пишут о России, это часто выглядит комично

Александр Мясников: Когда иностранцы пишут о России, это часто выглядит комично. Больше всего впечатлили описания банных процедур. Банная традиция была чисто русская, и она связана с гигиеной. Банные процедуры иностранцами описывались словно пытки. Они недоумевали, почему человека нужно бить мокрыми вениками по спине и как это поможет его здоровью.

Но русские-то знали, насколько полезна баня. Когда наши предки двинулись в Сибирь, появилась неведомая доселе болезнь – энцефалит, передаваемый клещами. Тогда этого слова не знали, но знали, как от этой болезни лечить людей. Топили баню и 12 часов в ней парили человека. Если температура тела у человека держится 40,5 градусов несколько часов, не переходя границы 41 градуса, то вся зараза погибает.

– Какой завет могли бы оставить нам Рюриковичи?

Александр Мясников: Рюриковичи – это люди, которые собирали государство, а те, кто собирают, оставляют только один завет – хранить, развивать и преумножать. В завещаниях Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха детям и потомкам говорится о любви друг к другу, о сохранении земли Русской, о ее развитии. Это всегда было основным и самым главным заветом на Руси.

С Александром Мясниковым и Иваном Есиным
беседовала Анна Ерахтина

4 ноября 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В Санкт-Петербурге пройдет выставка «Моя история. Рюриковичи» В Санкт-Петербурге пройдет выставка «Моя история. Рюриковичи» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 30 января по 15 февраля 2015 г. в выставочном комплексе «Ленэкспо» пройдет выставка «Моя история. Рюриковичи». Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» в цифрах Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» в цифрах Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» в цифрах Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» в цифрах По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 4-23 ноября 2014 года в столичном Центральном выставочном зале «Манеж» проходила XIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства. Моя история. Рюриковичи». Выставка традиционно стала главным культурным событием ноября. «Рюриковичи»: впечатления посетителей. ВИДЕО. Ч.2 «Рюриковичи»: впечатления посетителей. ВИДЕО. Ч.2 «Рюриковичи»: впечатления посетителей. ВИДЕО. Ч.2 «Моя история. Рюриковичи»: впечатления посетителей. Часть 2 ВИДЕО В Манеже заканчивается выставка «Православная Русь. Рюриковичи», посвященная 700-летнему правлению этой династии в истории России. Мы попросили посетителей выставки поделиться своими впечатлениями. В. Легойда: Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» продлена до 23 ноября В. Легойда: Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» продлена до 23 ноября В. Легойда: Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» продлена до 23 ноября В. Легойда: Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» продлена до 23 ноября Работа XIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства. Моя история. Рюриковичи» продлена до 23 ноября 2014 года включительно. На выставке «Моя история. Рюриковичи» продолжается обширная программа показов российского кино На выставке «Моя история. Рюриковичи» продолжается обширная программа показов российского кино На выставке «Моя история. Рюриковичи» продолжается обширная программа показов российского кино На выставке «Моя история. Рюриковичи» продолжается программа показов российского кино В программу киномарафона вошли игровые полнометражные, документальные и анимационные фильмы. Поддержку организаторам оказали студия им. Горького, Ленфильм, а также Мосфильм. «Моя история. Рюриковичи»: впечатления посетителей «Моя история. Рюриковичи»: впечатления посетителей ВИДЕО «Моя история. Рюриковичи»: впечатления посетителей «Моя история. Рюриковичи»: впечатления посетителей В Манеже заканчивается выставка «Православная Русь. Рюриковичи», посвященная 700-летнему правлению этой династии в истории России. Мы попросили посетителей выставки поделиться своими впечатлениями. В Москве прошел круглый стол, посвященный положению христиан на Ближнем Востоке В Москве прошел круглый стол, посвященный положению христиан на Ближнем Востоке В Москве прошел круглый стол, посвященный положению христиан на Ближнем Востоке В Москве прошел круглый стол, посвященный положению христиан на Ближнем Востоке 11 ноября 2014 года в рамках выставки «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» в московском Манеже по инициативе Императорского православного палестинского общества состоялось заседание круглого стола, посвященного теме «Ближний Восток в огне. Кто защитит христиан?», Экспозицию «Моя история. Рюриковичи» посетило более 60 тысяч человек Экспозицию «Моя история. Рюриковичи» посетило более 60 тысяч человек Экспозицию «Моя история. Рюриковичи» посетило более 60 тысяч человек Экспозицию «Моя история. Рюриковичи» посетило более 60 тысяч человек За шесть дней работы выставки "Моя история. Рюриковичи", которая проходит в рамках церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь" в Центральном выставочном зале "Манеж", посетило более 60 тысяч человек На выставке-форуме «Моя история. Рюриковичи» пройдет историческая конференция «Москва – Третий Рим» На выставке-форуме «Моя история. Рюриковичи» пройдет историческая конференция «Москва – Третий Рим» На выставке-форуме «Моя история. Рюриковичи» пройдет историческая конференция «Москва – Третий Рим» Конференция «Москва – Третий Рим» пройдет на выставке «Моя история. Рюриковичи» В ходе мероприятия будут обсуждаться исторические предпосылки возникновения идеи Московского царства как преемника Византии и концепции Третьего Рима в Российской Империи, а также современные научные подходы к изучению данной проблематики.
Комментарии
Василий Н.31 июля 2015, 00:00
Сергею Горбунову То есть рассуждать о том, что наши предки порой бывали по локоть в крови - значит бросать грязью в историю? Любое сомнение в праведности предков - заведомая ложь?
Василий Н.25 ноября 2014, 16:00
Сергею Горбунову Сергей, а где вы видите желание бросить грязь? Вы хотели бы, чтобы из русской истории были вычищены все темные страницы?
Сергей Горбунов23 ноября 2014, 06:00
Как всегда, находятся желающие кидаться грязью в русскую историю, под видом некой, весьма спорной "объективности"...
Дмитрий Гаврилов11 ноября 2014, 00:00
Называть Святослава новгородским князем смешно. Автор интервью не владеет летописным материалом и подчиняется тенденции ложного возвеличивания этого персонажа. Если в войске великого нашего князя Олега Вещего мы находим ильменских словен, именуемых также и новгородцами, то в войске Святослава НИКАКИХ НОВГОРОДЦЕВ НЕТ. Более того, согласно Начальной летописи, приход новгородцев с просьбой дать им князя оказался полнейшей неожиданностью для самого Святослава: «В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами найдем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» «Очевидно, новгородцы обращаются к Святославу, как народ совершенно чужой, неподвластный, свободный. И Святослав в своем обращении к ним показывает, что признает их такими… В словах Святослава: «абы пошел кто к вам» — чувствуется какая-то досада, какое-то неудовольствие к новгородцам, но все-таки как к народу независимому, который ищет вновь сделки, союза, соединения, а не как к народу, который фактически находится в подданстве. Т.е. киевские князья утратили свою власть над отдаленным Новгородом, не могли его возвратить; а теперь, когда утраченная власть сама собою возвращалась если не для киевского князя, то для его рода, киевский князь, по прежнему опыту не надеясь большой прочности, не слишком обрадовался предложению новгородцев». Святослав плохо кончил согласно истории. Попал в плен, лишился головы, его войско было полностью уничтожено. Весь его "спецназ".
Василий Н. 8 ноября 2014, 14:00
Хочу еще добавить: как минимум некорректно говорить, что на Руси не было средневековья. Потому что термин "Средние века" обозначает конкретный период во всей мировой истории.
Александр 8 ноября 2014, 12:00
"Эти два мужа возбуждали особенное удивление; один (Давид) КАК ПРОРОК (!) И ЦАРЬ, другой как патриарх и пророк." (ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА Иоанна Златоуста, Беседа 2, Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля) - Давид был первым пророком из царей, согласно Писанию, вторым - Спаситель, который сказал: "Царство Мое не от мира сего" (Ион. 18:36), больше о царях-пророках в Библии нет, напротив, большинство библейских царей отпадали от Господа. Определения теократии: Теократия (от др.-греч. — Бог и — управлять) - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение); - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства (юридическое определение); - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение)
Александр 8 ноября 2014, 12:00
"Вопрос 14. Почему Самуил скорбел, когда народ стал просить себе царя? (1Цар.8:6) Потому что прошение сие было противно божественному закону. Владыка Бог был для них и Бог и Царь, а Пророк был Его первый служитель, как бы приставник, или военачальник, или народоправитель. Сие дал разуметь Бог, сказав Самуилу: «послушай гласа людей, яко не тебе уничижиша, но Мене уничижиша, еже не царствовати Ми над ними, по всем делом их, яже сотвориша Ми, от него же дне изведохь их от Египта до днешняго дне» и т. д. (1Цар.8:7, 8)." Феодорит Кирский
Александр 8 ноября 2014, 12:00
Константину: Те места, которые Вы приводите: "А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: "царя поставь над нами". (1 Цар. 10:19) - совсем не в пользу царской власти.
Ирина Рюрик 7 ноября 2014, 21:00
Для Юлии ....В своих записях он зафиксировал то, что слышал вокруг, т.е. об этом событии ходила широкая молва .... Так ходила молва, т.е. слухи. Извините, конечно, но если о Вас начнет ходить плохая молва о том, что Вы не совершали (какая-нибудь нехорошая подруга распустит о Вас плохой слух), то нам всем следует этому верить, даже если этот слух повторит очень уважаемый и благочестивый человек? Я не люблю верить слухам и молве. Я интересовалась этим вопросом и насколько я помню точных фактов о том, что царь Иван Грозный убил своего сына нет. Хотя, устраивать здесь научную дискуссию на эту тему, у меня желания нет.
Юлия 6 ноября 2014, 23:00
Об убийстве Иваном Грозным своего сына упоминал в своем сочинении архидиакон Павел Алеппский (XVII в.), сын и спутник патриарха Макария Антиохийского, посетивший Россию при Алексее Михайловиче. Этого восточного православного автора никак нельзя упрекнуть в попытках дискредитации русской царской власти, истинным почитателем которой он являлся. В своих записях он зафиксировал то, что слышал вокруг, т.е. об этом событии ходила широкая молва (см. русский перевод Г. Муркоса "Путешествие патриарха Макария Антиохийского в Россию в половине 17 века", книга 8, гл.1).
Константин 6 ноября 2014, 21:00
Разумеется, если понимать под теократией непосредственную власть Бога над народом. Но это ведь вообще не светская власть в собственном смысле слова. Если смотреть на дело с этой стороны, то и царство, и священство в принципе не существовали, не повредись бы человечество. Из всех же видов светской власти монархия есть совершеннейшая. Ибо, прошу заметить, Богу было угодно, чтобы цари избирались не по человеческому хотению, но свыше. Итак, видя слабость человеков, Господь уступил им, но вместе с тем превратил уступку в великое дарование (см. далее в 1 Цар. и особенно 10:17–21). А еще царский сан происхождением Господа по плоти от Давида.
Александр 6 ноября 2014, 08:00
Для Константина: "1Цар.8:7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними" Существет более совершенный строй - теократия.
Russland 6 ноября 2014, 07:00
Ny i slavno,esli ne ybil sina.Mne vsegda ego zalko bilo. Repin navral,znachit. ...a voobshe xrist-vo na territoriy bydyshei Rysi prines sam apostol Andrei.Krim,Tavrida itd. Tam togda zili slaviane,greki i sarmati s alanami.V 4- 5 veke naselenie ,ne vse,konechno,poshlo vverx po Dnepry. (Pod demogr. Davleniem gotov s Baltiki) izvesten takoi sv. Ioann Gotskii. ( goti eto kelti) ..tak chto sam dyx pravoslavia yze vpolne zil v kievskoi Rysi zadolgo do Vladimira.
Константин 6 ноября 2014, 00:00
Для Алексея. /// Хочется верить, что это серьезный научный вывод, а не очередная завуалированная попытка канонизировать принцип царской власти. /// А Вы кто? Либерал? Коммунист? Нравится Вам Иван Васильевич или нет - это значения не имеет, - однако "принцип" "канонизирован" задолго до сей выставки. Как пишет св. император Юстиниан, "величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием – священство и царство". Иная же власть, кроме царской, - не Богоустановленная, но Богом попускаемая, а по существу - земная и плотская, устанавливаемая по многомятежному человеческому хотению.
А Гулевич 5 ноября 2014, 20:00
Планируется ли выпуск контента для iOS? Очень бы хотелось увидеть также и предыдущую выставку о Романовых...
Александр 5 ноября 2014, 11:00
Существует офицальная позиция МП РПЦ по поводу Ивана Грозного, которая ссылается на академическую науку (http://www.patriarchia.ru/db/text/420877.html). Почему организаторы выставки привлекли в качестве научного консультанта журналиста, который "авторитетно" заявляет, что Иван Грозный не убиывал своего сына и т.п., не совсем понятно. "Александр Леонидович Мясников — филолог по образованию, писатель, сценарист, автор и ведущий телевизионных программ на санкт-петербургском телевидении. В юности работал корреспондентом в городских и всесоюзных изданиях и параллельно писал сценарии для студии научно-популярных фильмов «Леннаучфильм». Работал редактором в периодических изданиях и на телевидении. Автор книг, которые хранятся в крупнейших библиотеках мира, в собраниях королевских семей, президентов, премьеров и других первых лиц многих государств. А.Л. Мясников стал одним из авторов крупнейшей выставки, посвященной Дому Романовых, которая с успехом прошла в Московском Манеже в ноябре."
Алексей 5 ноября 2014, 11:00
Спасибо большое за статью о выставке. Вопрос - пожелание: возможно ли данную выставку и последующие показать не только в Москве, но и в других городах России. Уверен, многие жители нашей страны с удовольствием посетили бы данную выставку. С учетом того, что ее посетил президент России, наверняка власти субъектов страны окажут содействие. Храни нас всех Господь!
Алексей 4 ноября 2014, 23:00
Хотелось бы все таки услышать на каком основании уважаемый Александр Мясников делает вывод, что Иван Грозный не убивал своего сына. Хочется верить, что это серьезный научный вывод, а не очередная завуалированная попытка канонизировать принцип царской власти. В любом случае выставку придется посетить).
Олег 4 ноября 2014, 21:00
Согласен с Василием: никаких оснований делать Ивана Грозного святым нет. Побывал на выставке. Впечатление самое лучшее. И хорошо, что авторы одним из "мифов" об Иване указали на "миф о его святости".
Татьяна Черницкая 4 ноября 2014, 21:00
Отлично! Спасибо. Надеемся, что будут телерепортажи о выставке и фильмы, о которых идёт речь, тоже удастся посмотреть?
А Гулевич 4 ноября 2014, 19:00
Планируется ли выпуск контента по этим двум выпускам на iPad?
Тетрарх Дидангул 4 ноября 2014, 17:00
Дельная статья. История - любовь на всю жизнь, хоть и денег не приносит. Небольшое дополнение. Иван Грозный имел тяжёлое детство(бояре отравили его мать-польку), к тому же лечился от ревматизма ртутными мазями, что вызвало хроническое отравление и манию преследования (ему всюду чудились заговоры). Но при этом был образованнейшим человеком своего времени и переписывался с английской королевой Елизаветой на её родном языке.
Василий Н. 4 ноября 2014, 16:00
Не вижу основания не доверять западным источникам про Ивана Грозного. Почему некоторые считают информацию из этих источников априори ложной? Только потому, что она западная? Что касается убийства сына - его признавало большинство историков (начиная с Карамзина, Соловьева и Ключевского), притом, что общая оценка деятельности Ивана IV у них разнится. А вот цитата из русского летописца: "Яко от отца своего ярости прията ему болезнь, от болезни же и смерть..." Совсем непонятно, что такого невероятного Александр Мясников видит в казни путем сваривания заживо? Тем более, что этот вид казни применялся и в Западной Европе. Может, и конфликт царя с митрополитом Филиппом - выдумка? Об этом конфликте и об убийстве упоминается даже в акафисте святому митрополиту. Вряд ли бы в акафист стали бы вносить ложную информацию. Тираны были везде и всегда, почему Россия должна быть исключением? Конечно, многие хотели бы видеть российских монархов сплошь святыми. Но это, по сути, лишь зеркальное отражение противоположной точки зрения, согласно которой все монархи были угнетателями народа. А жизнь - она сложнее всяких схем. Простите.
Татьяна Зюкова 4 ноября 2014, 13:00
Спасибо огромное за ваш труд и возможность прикоснуться к нашей родной истории,которую к стыду,мы так плохо знаем.!Как нужны эти знания всем нам,особенно молодым.Спаси вас Бог!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке