Доктор Фауст – революционер

Сергей Худиев

Фауст и Мефистофель. Рисунок Фауст и Мефистофель. Рисунок
В легенде о докторе Фаусте дьявол предлагает человеку заключить сделку; вообще этот мотив – сделки с врагом рода человеческого – был довольно популярен в средние века, Гете в своем «Фаусте» использовал сюжет, имевший уже очень долгую историю. Фауст прекрасно понимает, с кем имеет дело, расписка кровью должна подчеркнуть атмосферу мрачного демонизма. Трудно понять, насколько за легендой может скрываться реальная практика каких-нибудь чернокнижников. Но обычно враг не приходит под своим именем – он лжец и отец лжи. Он охотно притворяется ангелом света, и сделка, которую он предлагает заключить, не требует расписок кровью и прочих атрибутов голливудских фильмов ужасов.

Можно ли его, в таком случае, опознать? Конечно. Ведь суть сделки остается неизменной: нарушить заповедь Божию в обмен на… на что именно? Да на что угодно, хоть на все царства мира и всю славу их, на светлое будущее, на свободу, достоинство и достаток, племенную гордость – что вам больше понравится, на какую наживку вы охотнее клюнете.

И очень часто это сделка «светлое будущее в обмен на грех сейчас». Беззакония, которые вы должны совершить (сейчас), беды, которые вы должны навлечь на себя и на других (сейчас), должны обернуться светлым будущим когда-то потом. Да, придется пройти через определенные трудности – но зато потом воссияет светлое будущее, в котором вы будете со счастьем и гордостью рассказывать потомкам о ваших подвигах. Голос совести и здравого смысла – это голос той презренной «твари дрожащей», которая не пускает вас в светлое будущее.

Цена сделки растет: сначала хула, потом немного насилия, которое приобретает всё более дикий и зверский характер

Второй признак той же сделки обнаруживается уже после того, как человек на нее согласился. Это возрастание цены. Сначала речь идет о том, чтобы пойти на какие-то умеренные, почти невинные вещи. Немного злословия, немного неправды, немного (совсем чуть-чуть) хулы, немного застенчивых одобрительных улыбок, когда в тех, кто не с нами, летят комья грязи.

Потом – немного насилия. Немного, не насмерть – просто подраться на улицах, стукнуть палкой по полицейскому – всё равно он в этих своих доспехах ничего не почувствует, а ты герой. Потом – нарастающий крик о том, какие они, противники, гады и как отважно и достойно мы их бьем.

Потом – нарастание насилия и одновременно яростной и гневной риторики, которая его оправдывает. Гады не пускают нас в светлое будущее! Вот покончим с гадами – и тогда заживем! Все на борьбу с гадами!

Потом насилие приобретает всё более дикий и зверский характер, жертвами его становятся всё более случайные и невинные люди, творятся всё более омерзительные и постыдные вещи. Где это мы оказались? – начинают задумываться некоторые. И тут обманщик прибегает к другому риторическому приему: «Вы уже принесли такие жертвы – и зря? Вы пошли на такие тяжелые сделки с совестью – и напрасно? Вы теперь просто признаете, что ошиблись, и развернетесь назад? Ведь вы уже прошли три четверти пути, почти дошли уже до светлого будущего!» Как показывает опыт, этот прием работает: чем больше люди вложили, тем труднее им признать, что они ошиблись. Это работает и для финансовых пирамид вроде «МММ», и для культов, и для революций. Нарастание трудностей, наоборот, может побуждать людей еще крепче держаться за легенду, в которую они поверили.

Очевидно, что революции никогда не ведут к тому светлому царству, которое обещают. В самом деле, единственный способ жить в гуманном обществе, уважающем человеческую жизнь, достоинство и свободу, – это быть гуманными людьми, уважающими чужую жизнь и достоинство. Но такие люди не делают революций, и уж точно они не оказываются у власти в их результате. Социальные смуты выносят наверх, напротив, людей аморальных и с легкостью идущих на насилие. Общественные нравы в ходе революций только портятся, и их неизбежный результат – это рост одичания, а не цивилизованности.

Перед революционной пропагандой оказывается непростая задача – склонить людей к нанесению тяжкого вреда себе самим и обществу, в котором они живут. Есть известная шутка про ушлого торговца, который может продать эскимосу холодильник, – но революционерам приходится продавать даже не бесполезную вещь, а вещь чудовищно вредную.

Как это делается? Любое общество состоит из грешных людей, в любом государстве бывают злоупотребления, проявления неразумной политики и тому подобные вещи. Долг лояльного и честного гражданина – протестовать против злоупотреблений и требовать их исправления. Чем от такого гражданина отличается революционер? Революционер отрицает надежду на то, что злоупотребления можно исправить мирным и законным образом. Он уверяет, что «режим прогнил» настолько, что диалог с властями невозможен, у власти находятся исключительно закоренелые мерзавцы и к тому же глупцы, которые ни в коем случае не станут прислушиваться к требованиям граждан и что-либо менять. Единственный способ что-то изменить – это устроить революцию. Гражданин обличает злоупотребления, чтобы их исправить; революционера их исправление скорее огорчило бы – они нужны ему, чтобы призывать к революции. Революция, таким образом, вменяется в нравственный долг, и тут вступает в действие еще один фактор, который можно было бы назвать квазирелигиозным.

Блаженный Августин не зря называл врага спасения «обезьяной Бога»: революционный пафос передразнивает христианское упование

Человек по природе своей ищет преданности чему-то великому, достойному и праведному, чему-то, что служило бы оправданием его жизни. Это так, потому что мы созданы, чтобы служить и поклоняться Богу. Но падший человек склонен подменять Бога идолами – и в частности идолом революции. Блаженный Августин не зря называл врага нашего спасения «обезьяной Бога»: революционный пафос отчетливо передразнивает христианское упование. Мы тоже ожидаем «благой катастрофы», когда старый мир прейдет и явится новый, когда Бог потрясет небо и землю и совершит праведный суд. Но мы ожидаем ее от Бога, потому что катастрофы, которые устраивают люди, никогда не являются благими. Нам тоже заповедана готовность к жертве и терпеливому перенесению страданий – но тех, которые нам придется претерпеть ради послушания заповедям Божиим, а не в результате их нарушения. У нас есть кому посвятить нашу жизнь и от кого ожидать ее оправдания – от Бога.

А революция – это всегда договор со страшным, бесчеловечным обманщиком – и в истории это выясняется раз за разом.

Сергей Худиев

1 декабря 2014 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О действии лукавых духов О действии лукавых духов Игум. Нектарий (Морозов) О действии лукавых духов О действии лукавых духов Беседа, ответы на вопросы Игумен Нектарий (Морозов) Диавол – очень глубокий и тонкий психолог, обладающий огромным опытом. Он гораздо внимательней к нам, нежели мы сами по отношению к себе. И потому очень важно понять, какими орудиями он пользуется, чтобы нас побеждать. «Революция» и другие слова-ловушки «Революция» и другие слова-ловушки Нина Павлова «Революция» и другие слова-ловушки «Революция» и другие слова-ловушки Нина Павлова Как хорошо, если бы кто-то из читателей сайта составил словарь современных слов-ловушек, изобилующих в наши дни. Христианин и революция Христианин и революция Ю. Пущаев о Л. Тихомирове Христианин и революция Христианин и революция Юрий Пущаев Ровно 90 лет назад, 16 октября 1923 года в Сергиевом Посаде умер Лев Тихомиров. Его судьба удивительна. Вряд ли в относительно недавней русской истории есть еще подобные примеры столь радикального обращения «из Савлов в Павлы».
Комментарии
Николай13 декабря 2014, 18:00
Без веры в воплощенного и страдавшего нас ради Господа; у революционеров всегда будут основания для своего дела. Но неверие уже есть грех. Поэтому ни одобрять,ни оправдывать революцию христиане не могут. Наоборот,они должны прикладывать все силы для ее предотвращения. Можно оказывать милость к обманутым,но никак не к этой идеологии.
Василий Н. 8 декабря 2014, 18:00
Соборянину Если вы внимательно читали, то я нигде не писал, что революция - это хорошо. Я писал о том, что наши власть имущие сами подбрасывают дров в костер. Вот что, например, мешает московским властям пойти на диалог с протестующими врачами? Но нет. Зато кое-кто предлагает ввести налог на интернет (ну не абсурд ли?).
Соборянин 8 декабря 2014, 01:00
Василий Н. Реформы - одно; революция - совсем другое! Вот на Украйне выбрали второе и никакого газа скоро может и не быть! Наш президент осудил в своем послании действия нынешних украинских властей. А вы поддерживаете или как? А может вам снится Болотная? Любая революция - дело антихристианское,ибо нет власти не от Бога - какие мы - такая и она. Имейте в виду,что последний революционер истории даст четкий выбор: 666 и социальная благоустроенность. Или отказ и "контртеррористическая операция"... Вся наша современная политика и работает на явление этой правды. И санкции-санкции... А вы застряли в прошлом веке. Достаточно,опыт есть - больше не надо!
Василий Н. 6 декабря 2014, 22:00
Ирине Ну и что, из этого следует, что реформы в интересах народа не нужны, что ли? Пускай и дальше все будет так как есть? И причем здесь рай на земле? Его и так никто не предлагает строить, вопреки устоявшемуся стереотипу. И народ вряд ли поддержит революционеров, если в стране все более-менее хорошо. Революцию можно сравнить со спичкой, зажженной в комнате, которую до этого кто-то другой наполнил газом (не мое сравнение). Не было бы газа - не было бы и взрыва. Что же касается убийства Столыпина, то здесь все достаточно сложно. Есть и такая версия, что организатором был кто-то из царского окружения. Но в любом случае, если бы Столыпина и не убили, он, скорее всего, был бы отправлен в отставку.
Ирина 5 декабря 2014, 10:00
"Альтернатива революции - справедливые реформы": точно так же думали в предреволюционной России. Результат известен. Не реформы нужны революционерам, а смута. Помните, Столыпин П.А. сказал в Думе: "Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия". Именно он намеревался провести широчайшие для того времени реформы, и именно поэтому его быстренько убрали. Так что отсутствие реформ - всего лишь предлог. Сколько ни давай этим господам преобразований - все будет не так, все неправильно, все плохо. А построить рай на земле еще никому не удавалось. Православные люди понимают, что Царствие Небесное внутри нас. Если мы будем есть в три горла, шикарно одеваться и ездить на дорогих машинах, еще не означает, что мы будем довольны и счастливы. Святые отцы учили: "Благодарный ни в чем не нуждается". А неблагодарному всегда всего будет мало. Конечно, есть люди, которые могли бы поспорить со святыми отцами по этому вопросу, но мы же на православном сайте, а не на политическом или социальном.
Василий Н. 4 декабря 2014, 13:00
Альтернатива революции - справедливые реформы. Но наши политики предпочитают иной метод: охоту на ведьм и затыкание ртов. За последние два с половиной года Дума выдает один запрет нелепее другого. Проводимые же реформы, как правило, оказываются не в интересах народа - одна оптимизация медицины чего стоит. При этом мирные протесты и петиции, как правило, попросту игнорируются. А потом будем удивляться, когда однажды терпение народа все-таки закончится.
НН 3 декабря 2014, 17:00
Алла: ..."Я считаю, что любой человек, который ратует за "сменяемость власти", т.е. просто-напросто хочет убрать Владимира Владимировича - враг страны". О, как всё запущено-то... Что ж Вы всё на одного президента взваливаете? Неправильно это... В соответствии с Конституцией Российской Федерации: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. P.S. С врагами что предлагаете делать? На уговоры они не поддаются...значит, будем ужесточать законы. Но тогда либералы взвоют... Опять приходим к тому, что недовольные будут всегда, вопрос в том , сколько их и чем недовольны. И поддержит ли народ президента? или вспомним Милошевича...
Р.Б. Ольга 3 декабря 2014, 13:00
Добрый день! Я сама из города Кишинева, и не понимаю откуда такая категоричность. Отнюдь не большинство граждан Молдовы (а не Молдавии) за евросоюз. Уж где, а в Молдове действительно властью управляет мафия. Так что, ходи - не ходи на выборы, а всё равно честных выборов не будет. А насчет украинского майдана - так его мини копия и в Днепропетровске была, откуда я удачного уехала после года проживания в этом фашистском городе. Более нацистско настроенных людей в таком огромном количестве, не видела! Честно говоря, не хочу с кем -либо ссориться, просто мне очень не приятно, что на Православном сайте о вреде революции как трагедии, мы обсуждаем нынешнюю политику! Спаси Господь!
Арина 2 декабря 2014, 15:00
Подменять идолом революции, мне кажется, никто никогда не был склонен. В том и подвох, люди свято верят, что в лице режима, конкретного правителя борются со злом. Например, послушайте, как себя оценивали год назад рядовые неорганизованные сторонники Майдана, пришедшие туда по зову совести. А в России тем страшнее, что за материальные блага не пойдут, зато за справедливость ринутся, покупаясь раз за разом на обещание оной. В какие с виду материальные блага ее облечь (земля крестьянам или ваучеры народу и т.п.), дело десятое. Революция всегда не за что-то, а против. Силу толпы манипуляторы направляют на того, кто на данный момент в понимании масс олицетворяет зло. Может поэтому она никогда не удовлетворяется главой власти, а по инерции крушит всех, кто для нее воплощение зла в местном масштабе, помещик или депутат не все ли равно, если он назначен для нее материальным воплощением зла в конкретный момент. Деятельность манипуляторов надо пресекать, их единицы, манипулируемых массы, не все читают увещевательные статьи, будь они трижды правильны.
Алла 2 декабря 2014, 12:00
НН: "И та, и другая в отставку уходить и передавать свои полномочия не собирается, переизбрать её по существующим законам не возможно, менять законы - она тоже не собирается. При какой из них гражданину легче терпеть беззаконие, унижения, элементарное недоедание, оболванивание детей и т.д.?" Простите, а где в России недоедают? Мои родственники живут в самых разных регионах России, и нигде в данный момент такой проблемы не стоит. Да, не везде получается шиковать, покупать крутые машины и вещи, менять компы и сотовые регулярно, квартиру купить вообще почти нереально (кабальная ипотека онли), но уж на любую еду заработать везде можно. Кто и где унижает людей? Каких детей оболванивают? Вы вообще про Россию? Я считаю, что любой человек, который ратует за "сменяемость власти", т.е. просто-напросто хочет убрать Владимира Владимировича - враг страны. Боже, храни нашего Президента, долгих лет ему жизни!
Алла 2 декабря 2014, 11:00
Когда разводятся муж с женой, то говорят, что в разводе виноваты всегда две стороны. Власть в революции повинна не меньше, чем те, которые её совершают. Один известный человек говорил, что в любой стране народ властью не доволен, но можно сильно снизить риск бунта, нужно только быть немножечко патриотом: не слишком часто засовывать руку в казну, отдыхать на родине и своих детей учить и оставлять жить в своей стране. Правда, точно сказано? А революция - это не только начало новых бед, это - результат старых.Очень-бы хотелось услышать рассуждения очень уважаемого автора не только о тех, кто делает революцию, но и о тех кто у власти.
Ирина 2 декабря 2014, 11:00
Очень интересная точка зрения на революции, кризисы, события мировой политики, экономики излижена в книгах Татьяны Грачевой, политолога, специалиста по национальной безопасности России. Рассматривается именно духовная, религиозная сторона всех процессов.
Соборянин 2 декабря 2014, 01:00
Василий Н. "Дразнить псов"... А как-же образ Божий? Можно не быть православным,буддистом,атеистом. Но человеком быть надо! Вы самообличились: революцию делают псы. Автор,очевидно,об этом и говорит; об очеловечении зверя. Чтобы не бессмысленная и беспощадная дубина меняла трусы на весы,а действующий закон. Пусть псы охраняют его,а не свое безумство.
Павел 1 декабря 2014, 23:00
Добрый вечер. По поводу невозможности все изменить мирным путем. А мы пробовали? Мы, каждый из нас - пробовали думать головой и анализировать? На выборы ходим? Нет. А зачем? Все же решено! Да решено, только решено нами, нашим безразличием и нежеланиемчто-то менять, делать и отвечать за свои поступки. А потом кричим - результаты выборов сфальсифицированы. Смешно это слышать!!!!! Невозможно изменить выбор хотя бы шестидесяти процентов проголосовавших за перемены. Так что не сотрясайте воздух - не власть над нами издевается, а нам безразлично то, какая власть и что она делает. Вон в Болгарии - 70% за Россию, а власть якобы против, а что, эта власть с неба упала? Ее не выбирали? Или в Молдавии - все честно , как прголосовали, так и жить будут. С выбранной властью пойдут в гейропу.
Виктория 1 декабря 2014, 19:00
Кто не видел этой обезумевшей толпы "революционеров", может рассуждать что правительство фу-фу и его надо наказать. А я уже вторую как бы революцию переживаю на Украине и сидела на работе в феврале 2014 в 800 метрах от беснующейся толпы, от марширующих "мирных" протестующих за окном. Никогда не забуду стеклянные ненавидящие глаза "демократов". Вот так все точно в статье, сначала немного одобрения, а сейчас надо быть убийцей, чтобы слыть патриотом. Молитесь, что бы Россию избежала эта чума - революция.
НН 1 декабря 2014, 18:00
..."Долг лояльного и честного гражданина – протестовать против злоупотреблений и требовать их исправления. Чем от такого гражданина отличается революционер? Революционер отрицает надежду на то, что злоупотребления можно исправить мирным и законным образом. Он уверяет, что «режим прогнил» настолько, что диалог с властями невозможен, у власти находятся исключительно закоренелые мерзавцы и к тому же глупцы, которые ни в коем случае не станут прислушиваться к требованиям граждан и что-либо менять"... Про долг гражданина и как отличить лояльного и честного гражданина от революционера всё понятно и, на мой взгляд, верно. С православными тоже понятно - всякая власть от Бога - и точка.Ещё бы для остальных прим.90проц. людей, неправославных, автор честно рассказал, как различить власть, которая не в состоянии ничего менять от власти, которая не хочет и не будет ничего менять? И та, и другая в отставку уходить и передавать свои полномочия не собирается, переизбрать её по существующим законам не возможно, менять законы - она тоже не собирается. При какой из них гражданину легче терпеть беззаконие, унижения, элементарное недоедание, оболванивание детей и т.д.? Мои домашние да и я тоже были бы очень автору благодарны. Простите!
Сергей 1 декабря 2014, 17:00
Не совсем так, даже совсем не так. Это христианское - откажись сейчас, потом - Царствие Небесное (возможно). Антихристианское - сейчас выгода, расплата - потом. Иначе бы не работало. Так что Сергей Львович недодумал. :)
Владимир Паданин 1 декабря 2014, 17:00
Мы это уже проходили... Спасибо Сергею,автору статьи,очень полезно,другой раз,поразмыслить над написанным.Жаль что до некоторых такие вещи доходят с трудом или вовсе не доходят. Спаси Господи!И помилуй нас грешных.Господи благослови. Владимир.
Василий Н. 1 декабря 2014, 15:00
Ну, теперь все подгоняют под революцию: сначала - "Моцарт и Сальери", теперь - "Фауст". Уважаемый Сергей, хотелось бы повторить то, что я уже писал ранее: чем увещевать простой народ, не лучше ли сказать властям, чтобы они своей внутренней политикой не создавали революционную ситуацию в стране? Если, скажем, человек дразнит собаку, а та его покусала (а заодно и тех, кто оказался рядом), кто больше виноват: собака или тот, кто раздразнил ее?
Евг. 1 декабря 2014, 14:00
Зло умело взвинчивает цену, Чтобы соблазнить нас в первый раз, А потом карает за измену Круче и страшней, чем за отказ. (Игорь Губерман)
Леонид 1 декабря 2014, 13:00
Спасибо большое автору. Больше бы таких простых вразумительных разъяснений, жаль что не читают.
Анна 1 декабря 2014, 12:00
Хорошая статья! Такое ощущение, что люди, которые участвуют в революциях, это люди лишившиеся разума. Не дай Боже и нам его лишиться по грехам нашим.
Олег 1 декабря 2014, 11:00
Почему-то кажется,что вовсе не революции , и не договоры с дьяволом безпокоят автора. Что-то другое не дает ему покоя...
Елена М 1 декабря 2014, 11:00
Всецело согласна с автором статьи. Проблемы никогда еще не решались на баррикадах.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке