Посткатастрофный мир

Изгнание Адама и Евы из Рая Изгнание Адама и Евы из Рая
    

В эти дни наступающего поста, когда мы вспоминаем Адамово изгнание, Церковь советует нам плакать. Этот совет выглядит необычным, более того – противным всему, к чему мы привыкли. Мир вокруг нас требует лучезарного оптимизма. Продолжай улыбаться! Верь в успех! Отбеливай зубы у лучших дантистов и улыбайся! Купи себе специальную палку для фотокамеры и снимай себя, улыбающегося, в различных интерьерах! За этими улыбками может скрываться глубокое отчаяние, боль и растерянность – но мир больше интересуется внешним.

Церковь советует плакать – потому что плач ведет к радости. Только осознав, что мы находимся в большой беде, мы можем обрести надежду.

Есть целый жанр книг, фильмов и компьютерных игр, который называют «постапокалиптическим», хотя вернее было бы называть «посткатастрофным». Предыдущая цивилизация уничтожена – чаще всего ядерной войной, хотя тут возможны варианты: глобальная эпидемия, космическое столкновение, – и люди как-то выживают в своих подземных убежищах, как-то приспосабливаются к тем условиям, в которых они оказались.

Но иногда они набредают на какие-то свидетельства докатастрофного мира, когда люди жили под голубым небом и играли на зеленой траве.

Во многих культурах люди догадывались о том, что мир, в котором мы живем, – посткатастрофный. Всё должно было быть не так; этот мир вражды и изнурительного труда, боли и смерти стал таким в результате какого-то древнего бедствия, чего-то, что разрушило правильное устройство мироздания.

Языческие поэты античности говорили об ушедшем «золотом веке» – потерянной эпохе мира и гармонии человека со своими ближними и с природой.

То, о чем люди смутно догадывались, библейское Откровение делает ясным: мы действительно живем в мире после катастрофы, в ситуации великого бедствия, которое глубоко повредило мир и нас самих. Эта катастрофа называется грехопадением – и в эти дни наступающего поста мы особенно оплакиваем ее.

Третья глава книги Бытия содержит поразительно простой и глубокий рассказ о том, как первые люди ослушались Бога и утратили рай. Иногда люди, которые не вчитываются в этот рассказ, задаются вопросом: «А нас-то за что? Адам с Евой согрешили, а мы чем виноваты?»

Это мы слушаем змея, а не Бога; это мы едим запретные плоды; это мы, согрешив, ищем, на кого возложить ответственность

Но нам достаточно вглядеться в библейское повествование, чтобы понять: оно и о нас тоже. Это мы слушаем змея, а не Бога; это мы едим запретные плоды; это мы, согрешив, ищем, на кого возложить ответственность: «жена, которую Ты мне дал», «змей соблазнил». И изгнание – это тоже про нас. Мы живем здесь не дома, а в изгнании – это не наш далекий предок, а мы сами вновь и вновь ввергаем себя в катастрофу греха. Мы пребываем в состоянии страшной утраты – настолько страшной, что даже не решаемся ее осознать.

Все беды и горести этого мира сводятся к одному: грехом мы утратили рай. Мы призваны осознать и плакать это несчастье, порождающее все несчастья, – чтобы обрести надежду. Как поет Церковь:

Седе Адам прямо рая,
и свою наготу рыдая плакаше:
увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу
и окрадену и славы удалену!
Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!
Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся:
ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя:
в землю бо пойду, от неяже и взят бых.
Милостиве щедрый, вопию Ти:
помилуй мя падшаго».

Тем, кто оплакивает свое падение, Церковь возвещает благую весть: мы можем вернуться, если всерьез захотим. Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, призывая каждого ко спасению. Великий пост – это время, когда мы оплакиваем наше падение и обретаем надежду.

Сергей Худиев

20 февраля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В надежде «спрятаться» от Бога В надежде «спрятаться» от Бога
Свящ. Димитрий Выдумкин
В надежде «спрятаться» от Бога В надежде «спрятаться» от Бога
Священник Димитрий Выдумкин
Слышишь: «Это всё потому, что муж пьет»; «Да это меня партнеры подставили»; «Да это жена всегда всем недовольна»… А когда призываешь заглянуть в свое сердце и поискать причину в себе, уходят с обидой, что их не поняли.
Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1 Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1
Иером. Адриан (Пашин)
Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1 Грехопадение, кожаные ризы. Часть 1
Иеромонах Адриан (Пашин)
Слова: Вот, Адам стал — после преступления [заповеди] — как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: как один из Нас. Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия.
Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания
В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания.
Комментарии
Марина 3 марта 2015, 11:54
Пусть Господь Бог простит нас за наши обиды и оскорбления,которые мы наносим ему за период своей земной жизни,и только с его помощью мы можем тварить доброе,Спаси нас свех Господи!
Александр25 февраля 2015, 17:40
Мы живем в посткатастрофном мире. Да, согласен, это так. С той лишь разницей, что посткатастрофный мир, будь то мир после извержение супервулкана, удара огромного метеорита , великого оледенения, сразу стремится к восстановлению, возрождению, расцвету. Иное дело катастрофа человеческого грехопадения. И этот посткатастрофный мир мы доводим до еще большего падения своей греховностью. Это падение все больше нарастает. С каждой минутой. Мы стремимся испортить и без того испорченное. Потому, что не плачем о своих грехах, а стараемся сохранить хорошую мину при плохой игре. Великий пост, как впрочем и любой другой, дает нам время остановится, поднятся над греховной суетой, восплакать о грехах своих и с покаянием обратиться к Господу о помиловании и спасении душ наших. Ощутить ежесекундное присутствие Бога в нашей жизни, Божественную благодать, в которой все мы прибываем, благодаря которой наш мир еще существует доныне. Пока дает еще Бог наш, время нам для исправления. Ибо в иной жизни уже каятся и плакать будет поздно...Грядет конец света внезапно, и это будет великой катастрофой для радующихся и нераскаявшихся доныне. И уж для таких людей последующий посткатастрофный мир миром уже не будет.
Yekaterina Kartasheva25 февраля 2015, 12:38
Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Всякого бо ответа неразумеющие, яко Владыце грешние приносим, помилуй нас.
р.Б. Тамара22 февраля 2015, 15:43
Я согласна с мнением р.Б. Виктора. Добавить больше и нечего, один миг жизни , а грехов как будто прожили 100 лет... Прости нас, Господи, многогрешных и помилуй нас!
Михаил20 февраля 2015, 18:11
Спасибо! Наяву почувствовал "игнание"
р.Б.Виктор20 февраля 2015, 13:57
Здесь мы живем временно,готовясь к вечной жизни,а как мы подготовимся зависит от каждого из нас.Пост хорошее время глубоко задуматься ,переосмыслить свою жизнь,с Божией помощью, избавиться от греховных привычек,а их к сожалению,так много.Адам всю свою долгую жизнь(930 лет)! плакал о потерянном рае.А когда пришло время умереть,то сказал,что жизнь была такой короткой "будто вошел в дверь и вышел ",А наша жизнь как один миг.Так лучше следить за своими поступками и мыслями(они материальны),принимать все как из рук Господа,любить ближних,не делать зла(и не мыслить зло).
СП20 февраля 2015, 13:06
Церковь советует иначе.

Святитель Игнатий Брянчанинов:
« Должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв.

Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы – от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца.

Ожидай с покорностью слез от Бога. Какой-то святый, невидимый перст, какой-то тончайший помысл смирения коснется сердца – и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют глаза – кроткое спокойствие пролиется в выражение лица... »

http://www.pravoslavie.ru/put/32921.htm
Алексей KZN20 февраля 2015, 11:43
Интересная статья. Не задумывался раньше про нашу реальность как про время после уже случившейся катастрофы. Действительно, киберпанк какой-то и с Украиной, и ИГИЛ, да и с коррупцией в России. Действительно, каждый выживает как может. Один из любимых сюжет фантастов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×