Свергнуть бремя

    

На пятой неделе Великого поста мы вспоминаем святую Марию Египетскую. Церковь снова и снова рассказывает нам эту историю, и люди церковные знают ее почти наизусть: молодая египтянка легкого поведения поехала в Иерусалим, не смогла войти в храм, приняла это как Божие знамение, ужаснулась своей жизни, ушла в пустыню на покаяние, провела там годы в посте и молитве, была прославлена Церковью как великая святая.

Зачем нам так настойчиво напоминают о ней? Я вспоминаю пожилого человека, с которым как-то беседовал о вере. Растерянно и смущенно улыбаясь, он говорил о том, что ему много лет, что почти вся его жизнь прошла при советской власти, что его учили (и он сам этому учил), что Бога нет, а есть диалектический материализм и учение Маркса, которое всесильно, потому что оно верно. А теперь он уже совсем стар, и ему поздно менять свои убеждения.

Что общего между молодой египтянкой и пожилым русским? Это люди разных эпох, разных стран, разных культур, у них всё разное – от оттенка кожи до биографии. Но в истории святой Марии есть нечто бесконечно важное и бесконечно утешительное для него – и для всех нас.

На примере святой Марии Церковь говорит нам о покаянии и вере; в современном мирском языке слово «покаяние» носит скорее негативный оттенок: надо признать, что ты был неправ, оказался глупым, слабым и дурным человеком, недостойным признания и уважения. Этого никто не хочет.

Но Церковь видит за этим, первым, болезненным сломом – да, я был неправ, да, я провалился – небесную радость и утешение. Бог утешает нас, когда мы оплакиваем наши грехи, и возносит нас, когда мы признаем нашу немощь и порчу.

Мы на самом деле свободны – у нас есть выбор. Ничто не обязывает нас дальше идти тем гибельным путем, которым мы шли до сих пор

Мы можем сойти с пути, ведущего в погибель, и встать на другой путь – который ведет в Царство Божие. Мы на самом деле свободны – у нас есть выбор. Ничто не обязывает нас дальше идти тем гибельным путем, которым мы шли до сих пор.

Есть такой детский анекдот. Идет медведь по лесу и натыкается на Страшного Дракона. «Приходи сюда завтра в полдень! – страшным голосом говорит Дракон. – Я тебя съем!» Медведь уходит, рыдая. Потом на Дракона натыкается волк и слышит: «Приходи сюда в час дня: я тебя съем!» Волк уходит, оплакивая свою погибшую волчью жизнь. Потом – лиса, которой надлежит быть съеденной в два часа, и она тоже обреченно готовится к неизбежной смерти. Потом с Драконом сталкивается заяц и слышит, что ему надлежит явиться к Страшному Дракону на обед в три часа. «А можно не приходить?» – спрашивает заяц. «Можно, – страшным голосом говорит Дракон. – Так и запишем: заяц не придет».

Бедные звери попадают к дракону на обед по одной причине: им в голову не приходит просто отказаться. Так и мы можем просто отказаться идти в погибель, сойти с поезда, который несется к своему крушению, выйти из пылающего здания, потому что дверь на самом деле открыта.

Это и есть покаяние – перемена пути, когда мы обращаемся, по слову Господа, «от тьмы – к свету и от власти сатаны – к Богу».

Преподобная Мария Египетская Преподобная Мария Египетская
    

Да, у греха есть инерция – которая кажется нам непреодолимой. Многие годы человек жил так, как будто Бога нет; может быть, даже прямо отрицал и хулил Его, наделал много такого, что наверняка отвратительно в Его глазах, и теперь ему удобнее думать, что Его вовсе нет. Человек бредет по жизни ссутулившись, потому что на спине у него – огромный рюкзак, а в руках тяжелые сумки, набитые старыми грехами, привычными оправданиями, обидой, всем тем, что нельзя ни исправить, ни забыть. И он не хочет со всем этим попадаться на глаза Богу.

Блаженный Августин говорит: «Если ты хочешь убежать от Бога – беги к Нему»

Но, как говорит блаженный Августин, «если ты хочешь убежать от Бога – беги к Нему».

Пока мы еще по эту сторону вечности, нам не поздно развернуться – в одну решительную, сверкающую, священную минуту сказать Богу «да» и – по примеру Марии Египетской и других святых – «свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12: 1).

Бог может – и желает – дать нам Новую Жизнь: в радости, чистоте и святости. Именно об этом и напоминает нам Церковь в неделю Марии Египетской.

Сергей Худиев

27 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В надежде «спрятаться» от Бога В надежде «спрятаться» от Бога
Свящ. Димитрий Выдумкин
В надежде «спрятаться» от Бога В надежде «спрятаться» от Бога
Священник Димитрий Выдумкин
Слышишь: «Это всё потому, что муж пьет»; «Да это меня партнеры подставили»; «Да это жена всегда всем недовольна»… А когда призываешь заглянуть в свое сердце и поискать причину в себе, уходят с обидой, что их не поняли.
Об исповеди и Великом покаянном каноне Об исповеди и Великом покаянном каноне
Архимандрит Софиан (Богиу)
Об исповеди и Великом покаянном каноне Об исповеди и Великом покаянном каноне
Архимандрит Софиан (Богиу)
Стыд быть презираемым и страх быть разоблаченным и наказанным – эти враги возникают в сознании каждого из нас, когда мы думаем приступить к таинству исповеди, к таинству прощения грехов.
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игум. Нектарий (Морозов)
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игумен Нектарий (Морозов)
Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением?
Комментарии
Марина15 апреля 2016, 06:16
Никогда не поздно покаяться перед Богом. Бог любит нас, слышит нас, видит нас и прощает своих чад. Господи Боже Иисусе Христе, помилуй нас грешных!
ТаняСем30 марта 2015, 10:16
mila toll; Вам,действительно, нужно обратиться к батюшке в ближайший Храм за разъяснением или написать на православный сайт Елица в рубрику "Вопросы батюшке" ,где очень много священников отвечают на мучающие вопросы всех обратившихся,либо напрямую на почту,либо в сайте...Помогай вам,Господи!
Татьяна Грошева29 марта 2015, 20:39
mila toll:Вы можете подробнее описать трагедию,может как-то можно быть рядом.Дети же.
Людмила29 марта 2015, 20:01
mila toll:
Святая преподобная Мария Египетская.С вашим вопросом лучше подойдите к батюшке.
СахИрина28 марта 2015, 17:49
Ксения, а причем здесь Мария Магдалина? Мария Магдалина ни имеет никакого отношения к Марии Египетской, это разные люди. Из Евангелия мы знаем, что Мария Магдалина была состоятельной женщиной из места под названием Магдала, которая пошла за Христом, Он изгнал из нее 7 бесов, она служила ему своим имением и была с Ним все время его служения, и во время Его страданий и погребения и была свидетелем Его Воскресения, о чем возвестила апостолам, поэтому является апостолом для апостолов. Нигде не сказано о том что она блудница - она ею и не была. Это ошибка западной церкви.
раба Божия Ирина28 марта 2015, 11:31
Святая преподобная Марие моли Бога о нас грешных.
Зоя28 марта 2015, 10:23
Ксении: Марии Египетской, а не Марии Магдалины.
mila toll28 марта 2015, 02:25
святая мученице Мария Египетская моли Бога о нас
а как молиться о молодой женщине???????
у нее осталось 3 детей
уехала очень далеко от дома рано утром сегодня и застрелилась сама
болезнь ее была непонятной лечили ее не правильно и завели ее в тупик но к сожаленю она не была православной
Ксения27 марта 2015, 14:36
Эта тема будет актуальна во все времена. И пример жизни Марии Магдалины это просто руководство к действию (покаянию, а не потаканию своим страстям).
Татьяна Шепелева27 марта 2015, 10:26
Действительно грех блуда во всю видим в нашей стране и в мире.И хочется чтоб люди обратились к Богу.Так хочется чтоб Бог просветил сердца людей дал понять те духоыные истины,что необходимы нам прежде,мы уйдем в Вечность.Открой Господи сердца многих людей и дам принести достойный плод покаяния.Аминь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×