«Перестаньте жить по-инославному!»

Святитель Феофан об образовании, безбожии и революции

29 июня, в день памяти святителя Феофана, в Успенский Вышенский монастырь почтить память вышенского подвижника собирается много паломников. Справедливо говорят, что те, кто хотя бы однажды побывал на Выше, возвращаются сюда еще раз. Недаром святитель Феофан, когда впервые посетил Вышу, почувствовал здесь такую благодать, что через несколько лет вернулся сюда, чтобы стать молитвенником за весь православный мир, восприяв на себя великий подвиг затвора.

Святитель Феофан Затворник. Фотография Святитель Феофан Затворник. Фотография
    

Святитель Феофан принадлежит к святым, которые по-настоящему открываются только в наше время. В советские годы его творения не издавались, поэтому круг людей, знающих и почитающих святителя, не был широким. Благодаря трудам архимандрита Георгия (Тертышникова), который начал собирать и изучать духовное наследие Феофана Затворника, удалось подготовить материалы для его канонизации. И в 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви состоялось прославление святого.

Святитель Феофан, находясь в затворе, с глубоким вниманием следил за всеми событиями, которые происходили в России и в мире. Основой сохранения государственности он считал православную веру и неленостную службу своему Отечеству.

Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство

Читая высказывания святителя Феофана о современном ему обществе, образовании, воспитании, поневоле удивляешься, насколько актуально и злободневно звучат его слова для современного человека. Святитель жил в те времена, когда в обществе широко распространялись идеи вольнодумства и либерализма. Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство.

Процесс деградации общества начинается, как правило, с разрушения образования. Как и сто лет назад, у нас часто примеряют «костюмы, сшитые на западный манер», становясь иванами, не помнящими своего родства:

«Все нынешнее западное образование … пропитано языческими началами, враждебными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится, больше или меньше, враг Христу».

Увлечение Западом святитель Феофан считал опасным не только для веры и нравственности человека, но и для всего Российского государства. В этом контексте с особой остротой звучит его призыв в слове «на Покров Пресвятой Богородицы» 1 октября 1863 года:

«Перестаньте жить по-французски и по-инославному и опять воспримите благочестную, православно-христианскую жизнь!»

С глубоким волнением святитель писал о распространении неверия в русском обществе:

Ныне говорят и пишут и печатают много богоборного. Думаете, это останется даром? Нет.

«Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого Православием. Слышана ли была когда на русском языке хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного. Думаете, что это останется даром? Нет. Живый на небесех ответит нам гневом Своим и яростию Своею смятет нас».

Многие слова святителя, исполненные горечью и болью за Россию, звучат поистине пророчески, если вспомнить те грозные события, которые захлестнули Россию в начале XX века. Богоотступничество, забвение Церкви, отступление от веры, по мысли святителя, расшатывают государство и ведут к его гибели. Вот строки из его письма 1881 года, написанные спустя всего несколько дней после убийства императора Александра II:

Несмотря на то, что ком грязи можно всем топтать, у них выходило: “не замай!” “не тронь!” “дай свободу!” И дали!.. И пошло всё вверх дном

«Как шла Французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: “Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать”. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: “не замай!” “не тронь!” “дай свободу!” И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью».

Некоторые современники обвиняли святителя в чрезмерной строгости, отсутствии соглашательства с вероотступникам. Известно, насколько горячо и решительно святитель из своего затвора выступал против пашковцев, против религиозно-философских учений Л.Н. Толстого, о котором он писал, что «у него нет ни Бога, ни души и ничего святого».

И ныне раздаются голоса, призывающие «смягчить» нравственные нормы до принятия разврата и извращений, ополчаясь на Церковь за то, что она оберегает паству свою тем, что именует разврат и развращение их настоящими именами. Святитель объясняет, что «строгость» принадлежит не ему, а христианству, которое «должно пребыть вечно и неизменно».

В 1954 году, к 60-летию со дня кончины святителя, епископ Аверкий (Таушев) написал книгу с говорящим названием «Провозвестник кары Божией русскому народу», где отметил необыкновенный дар предвидения святителя, который, «находясь в глубине своего затвора <…> прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему св. Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Всё предреченное епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось…»

Варвара Каширина

29 июня 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
50 советов и изречений (+картинки) 50 советов и изречений (+картинки)
Свт. Феофан Затворник
50 советов и изречений (+картинки) 50 советов и изречений святителя Феофана
Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.
«Почему я не либерал» «Почему я не либерал»
З. Прилепин
«Почему я не либерал» «Почему я не либерал»
Захар Прилепин
Либералом быть легко: везде свои.Либералом быть хорошо: он и сам за всё хорошее.Либерал не любит мрачное, суровое, марширующее. Горн, барабан, дробь. Картечь, государеву службу, «Катюшу». Марфушу, крестьян сиволапых, берёзки. Почву, кровь.
«Выходит, и мы на пути к революции» «Выходит, и мы на пути к революции»
Свт. Феофан о русском обществе
«Выходит, и мы на пути к революции» «Неверие и безнравственность расширяются... Выходит, и мы на пути к революции»
Святитель Феофан о России конца XIX века
Анатолий Вельмякин
«Злые начала вошли в науки и в жизнь... Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей… Молчащее пастырство что за пастырство?»
Комментарии
Фёдор Огородников31 декабря 2015, 01:00
Итак. Что же нас шокирует здесь?! "Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью». Смертная казнь требовалась для материалистов, а не для атеистов (атеизм признавался только преступлением). Даже не для них, а для распространителей материалистических учений. Не вижу ничего в этом худого. Просто нынче это уже не актуально. А тогда было актуально. Теперь другое актуально. Смертную казнь следовало бы ввести за распространение так называемого "полового просвещения" и за внедрение и пропаганду "гендера" и "ювенальной юстиции".
читатель 7 июля 2015, 16:00
Ларисе Ворониной Спасение у нас только личное, а не коллективное. И спасение только в Церкви, а не в народе или в государстве. Вселенская(кафолическая)Церковь Христова существует независимо от того, есть какое-то государство или нет. Вы подменяете Христа государством. Христианин всегда идёт только за Христом, а не за народом или государством.
Лариса Воронина 7 июля 2015, 14:00
читатель: /Требовать смертную казнь для атеистов - это за рамками здравого смысла, и христианской веры я в этом не вижу совсем/. Православие образовало русский народ из разрозненных племён, и стало государствообразующей религией. Отпал от веры - отпал от народа, а там и до желания разрушить государство недалеко. Лично я всегда была против смертной казни по ряду причин, но последний год поговорка "только массовые расстрелы спасут Родину" уже не кажется мне столь бессмысленной.
Наталья Богоявленская 6 июля 2015, 20:00
Василию Н.: Ну что вы от меня хотите? Втянуть меня в полемику? Дискутировать я не собираюсь. Я дала конкретный ответ конкретному человеку на конкретный вопрос: некто под псевдонимом "читатель" спросил меня, что означают мои слова "как бы к ним ни относиться" в моём комментарии от 29 июня, и я ему объяснила. Я не отреагировала даже на его выражение "ваши заявления", хотя никаких заявлений я не делала. Я против смертной казни, но то, что люди, с которыми либеральничало царское правительство, довели страну до краха, -- это факт.
Илья 3 июля 2015, 07:00
Он предлагал зажать рот газетчикам, распространяющим эти атеистические, погибельные для людей идеи. Газеты в большинстве своем принадлежали талмудистам и служили для развращения населения, создавая возможность совершить революцию, которой руководили (джержинский, свердлов, бронштейн) и которую финансировали (шифф) те-же талмудисты. Эти планы по проведению революции талмудистская секта пыталась осуществить со времен Иосифа Волоцкого, но милостью Божией и верой духовенства и народа опасность тогда миновала. А в 17 году люди так отошли от веры, что на ниж было послано правительство ненавистников Христа и русских для вразумления отпавших от веры православных.
Василий Н. 3 июля 2015, 00:00
Наталья, да все уже поняли, что автор здесь ни причем. Речь идет о самих словах, о том, что они страшные по своей сути. Представьте себе их воплощение на деле. Соглашусь с читателем: если человека канонизировали, это не значит, что каждое его слово - истина. Известно, что даже великие святые ошибались.
Наталья Богоявленская 2 июля 2015, 18:00
Читателю: "как бы ни относиться" означает ровно то, что я сказала: эти слова произнесены святителем Феофаном, поэтому обвинения в адрес автора статьи неправомерны. И ничего больше.
читатель 1 июля 2015, 23:00
Иеромонаху Христофору Если епископа Феофана канонизировали, то это не значит, что он прав. И причём тут либералы? У нас в Символе веры по политические взгляды ничего не написано. Требовать смертную казнь для атеистов - это за рамками здравого смысла, и христианской веры я в этом не вижу совсем.
Иеромонах Христофор 1 июля 2015, 21:00
Об отношению к либералам можно найти цитаты, подобные свят. Феофану, и у других святых предреволюционной поры.Св. Иоанн Кронштадский:"Свобода печати всякой сделала то, что Священное Писание, книги Богослужебные и святоотеческие писания пренебрегаются, а читаются почти только светские книжонки и газеты; вследствие этого вера и благочестие падают; правительство либеральничающее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульству и потворствует печати, смердящей всякою гадостью страстей. Все дадут ответ Богу — все потворы". Важно учесть, что Церковь по существу была в подчинении у государства тогда. Поэтому свят. Феофан призывает применить репрессивные меры в отношении безбожников. Сам святитель был очень интеллигентным, если можно так сказать, но когда дело касалось веры, то он проявлял твердость и строгость.
Василий Н. 1 июля 2015, 17:00
Продолжение "Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью". Я вот искренне не понимаю, чем это лучше того, что происходило в нашей стране в 20-е - 30-е годы. Такое же преследование за инакомыслие.
Василий Н. 1 июля 2015, 12:00
Александр, автор статьи здесь ни причем, это слова самого святителя Феофана. Но я так же, как и вы, не могу согласиться с такой позицией. Скажу больше: мне страшно от этих слов, ибо я представляю себе их реализацию на практике. Насилием людей к Богу не приведешь.
Вячеслав 1 июля 2015, 08:00
Воистину святой! Воистину ревнитель Церкви Божией! Святителю отче Феофане моли Бога о нас!
Наталья 1 июля 2015, 03:00
Мне статья понравилась, жаль только короткая. Люблю наследие святителя Феофана.
Сан Саныч30 июня 2015, 10:00
В том то и дело, что "под страхом смертной казни" (а это всё таки не смертная казнь, есть разница в наличии страха и в казни вполне конкретной) и казни то ведь не избежать. Вопрос только к смерти казнь или к жизни.А не точность в исключении из логической цепи понятия "страх" и замена его расстрелом или чем другим.Так ведь и там можно ничего не понять или быть обманутым да и не пугаться ничего.
Елена30 июня 2015, 09:00
Александр, таких воззрений придерживался свт. Феофан, а не Варвара Викторовна Каширина. Но странно, что уважаемый автор, несмотря на свою докторскую степень, не посчитала нужным дать ссылки на источники. И если бы ссылки были, Александр бы не стал приписывать автору статьи мысли святителя. И кстати, Александр, задевшие Вас слова свт. Феофана могли быть гиперболой, его язык вообще отличался непривычной для нас образностью и обилием ярких, созданных им самим терминов.
Виктор30 июня 2015, 08:00
Если уж цитировать, то всю мысль святителя: "...Мы на пути к революции. Как же быть? Надо свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью". Получив от Господа дар предвидения, святой Феофан ясно представлял себе, куда катится Россия. И делал совершенно правильные даже с обычной человеческой точки зрения выводы. Потому что, рассуждая по-другому, получается: пусть будут и потоки крови, и убийства, и многочисленные разрушения, лишь бы у журналистов была свобода бла-бла-бла. Очень либеральная и очень ненормальная, нездоровая логика. Уж простите.
читатель29 июня 2015, 23:00
Наталье Богоявленской 2015-06-29 18:06 Что значит "как бы ни относиться"? "Железной рукой" загоним человечество в церкви, так что ли? Мне ужасом видятся ваши заявления и заявления епископа Феофана.
29 июня 2015, 19:00
Александр, странно, что вопрос Ваш адресован Варваре. Она приводит цитату святителя, а Вы сами делайте выводы. И причём тут воспитание? Храни Вас Господь.
Олег29 июня 2015, 18:00
Александр, следуя вашей логике не повезло с воспитанием не Варваре (она то здесь при чем), а Святителю Феофану! Впрочем сдается мне, что кому то очень возмущенному не повезло со здравым смыслом.
Наталья Богоявленская29 июня 2015, 18:00
Уважаемый Александр, а вы не заметили, что процитированные вами слова принадлежат святителю Феофану, а не Варваре Кашириной? Уж как бы к ним ни относиться... Кстати, именно неверие и материализм привели нашу страну к революции и к тем ужасам, которыми обернулся двадцатый век.
Александр29 июня 2015, 17:00
Вы, уважаемая Варвара, всерьез придерживаетесь таких воззрений: "Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью"? Вам очень не повезло с Вашим воспитанием. Храни Вас Бог.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке