«Он искал главного – молитвы, соединяющей с Богом»

Старец Илий о преподобном Силуане, Афоне и значении молитвы

Схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего, более десяти лет подвизался на Святой горе Афон в одном из скитов Пантелеимонова монастыря – Старом Руссике. Именно здесь на мельнице всего несколько десятков лет ранее нес послушание преподобный Силуан Афонский. Его книга в 1967 году стала для почитаемого сейчас старца, а тогда еще псково-печерского послушника Алексия духовным путеводителем 1.

    

Батюшка Илий, известно, что на Вас в свое время большое влияние оказала книга «Старец Силуан Афонский», записанная архимандритом Софронием (Сахаровым). Чем она Вас так поразила?

– Когда я прочитал книгу старца Силуана, мне просто открылось светлое пространство, где я нашел то, что мне надо, – ответы на некоторые мои вопросы. Вообще книга давала четкое представление о содержании нашей веры.

Старец Силуан – современный подвижник. В нем нет никакой фальши, прелести. Говорит он и пишет по Божией благодати. То, что Господь открывает ему Духом Святым, он слушает и повторяет. Это человек без высшего образования, хотя какую-то школу он, конечно, имел. Его книга получила известность. Сам он ее не писал, писал отец Софроний с его слов. Она переведена – боюсь сказать точно, на сколько языков, но более чем на десяток точно. Верующие, которые обращаются к этой книге, ищут правды, Истины – и находят. Не сказать об этой книге с высокой похвалой и благодарностью к старцу Силуану невозможно.

Он искал молитвы, соединяющей с Богом. Господь внял этому его желанию и явился ему Сам

Он, можно сказать, не такой уж аскет. Но он искал для себя единения со Христом. Искал, как прийти к Господу, служить Ему, по-настоящему быть монахом. Главное – он искал молитвы, полноценной, действительно соединяющей с Богом. Господь внял этому его желанию и явился ему Сам. «Если бы это продолжалось, – говорил старец Силуан, – то я, наверно, растаял бы. Душа моя растворилась бы от славы Божией любви и благодати, не выдержала, если бы дальше продолжалось это видение Христа».

Господь оставил такой след Своей благодати, силу благодати, что он в дальнейшем до кончины своей непрестанно молился. Надо, конечно, прочитать эту книгу. Это откровение. Как он сам выражает свой опыт! Как он плакал и молился! Когда отходила благодать, он взывал: Господи! И Господь снова наполнял его силой благодатной. Молитва у него шла непрерывно, даже во сне исполнялась.

Прп. Силуан Афонский Прп. Силуан Афонский
    

Как научиться деланию преподобного Силуана Афонского: держать ум свой во аде и не отчаиваться?

– Это просто: если человек молится, то у него не может быть полного отчаяния. Здесь говорится в основном о смирении. Есть гордость житейская, светская и – гордость духовная: когда человек получает особую близость к Богу, укрепляется в вере, сподобляется духовного опыта, у него несомненно появляются мысли, что он уже очень высокой духовной жизни человек, сознание того, что он, так сказать, уже святой. Вот это опасно для подвижника.

Поэтому Господь и не дает многим высокой степени благодати, такого вдохновения силы Божией даже до чудотворения, что человек не может сохранить ее по причине духовной гордости. Когда человек избирает гордость, то это несовместимо с наличием высокой меры благодати от Господа.

Перед старцем Силуаном предстал диавол в человеческий рост. Подвижник недоумевал: почему он молится, а диавол не исчезает?

Перед старцем Силуаном предстал диавол во весь свой – то есть в человеческий – рост. Диавол – он дух, только по попущению Божию может материализоваться. Подвижник недоумевал: почему он молится, а диавол стоит перед ним, не исчезает. Господь ему открыл: это из-за духовной гордости. А чтобы не иметь ее, он должен был считать себя самым маленьким и грешным: за грехи его он наследник ада.

Если Господь дал нам что-то, то мы должны осознавать: все наши дарования земные и духовные – они от Бога. Мы ничем не можем гордиться. Ни материальными благами, ни умственными достижениями, ни какими-либо заслугами – никаким богатством своим земным. Если дает Господь, то по Своей милости. Ни таланты, ни силы, ни труды – ничто не наше, а только милость Божия. Поэтому и всё духовное, что получил старец Силуан через явление Спасителя, – это всё милость Божия.

Что современному человеку может дать Афон?

– Святая гора по милости Божией – удел Божией Матери и с V века место пребывания монахов. Где-то около X века по распоряжению императора Афон закрепился за монахами, тогда же возник запрет на вход туда женщин.

Там по сей день двадцать монастырей. Много скитов или, как их называют, келлий. Такие скиты, как бывший наш Андреевский или Ильинский, по своим размерам даже превосходят некоторые греческие монастыри. Также у нас было около трех десятков или более келлий. Там живут так называемые сиромахи, раньше жили и сейчас есть. Это бедные монахи, которые даже своих келлий не имеют, а просто подвизаются, где придется.

Афон – прежде всего хранитель нашей православной веры. Нет ничего другого, что придавало бы смысл нашей жизни, кроме как спасение души. Что указал Господь? Возлюби Господа твоего всем сердцем, крепостию, помышлением и ближнего своего как самого себя (см.: Мф. 22: 37–39). Святая гора Афон является осуществлением этого христианского идеала на протяжении многих столетий истории христианства.

Священная Эпистасия Святой Горы Афон 1992-93 гг. Священная Эпистасия Святой Горы Афон 1992-93 гг.
    

Что требуется от человека, желающего подвизаться на Афоне?

– Подчиняется Афон Вселенскому Патриарху. Там существует так называемое местное духовное управление – Священный Кинот, Священная Эпистасия. Имеется на Святой горе Афон и светская власть – губернатор. Дважды в год там бывают такие особые заседания с присутствием губернатора, представителей министерств Северной Греции. Кроме постоянно пребывающих от каждого монастыря антипросопов на этих заседаниях также присутствуют игумены монастырей.

У нас есть Афонское подворье в Москве, можно через него попробовать попасть на Афон. Также, если человек приехал в святогорский монастырь, он может непосредственно там попроситься остаться. Хочет он, допустим, в наш Пантелеимонов монастырь, с согласия монастыря Священный Кинот может решить вопрос о его пребывании на Афоне.

В чем отличие афонского и возрождаемого ныне русского монашества?

– Закон один. Нет другого закона, кроме Евангелия. Всё, что наша православная вера утверждает и Православная Церковь трактует, ни в чем расходиться с евангельскими истинами, разъясненными нам святыми отцами, не может. Святая гора Афон просто отличается своей исторической преемственностью. Это всё равно что сравнить, чем отличается намоленная икона от обычной. Просто она уже получила благодать. Или спросить, чем отличается человек с духовным опытом от только еще начинающего жить по-христиански. Так и на Афоне просто уже накоплен опыт духовной жизни. Можно войти в церковь, которая только что освящена, а можно в ту, в которой служат уже не одно столетие. Разве это не будет ощущаться, что здесь уже достаточно долго совершается богослужение полным чином и в благолепии?

Батюшка Илий, что для нас, православных христиан, сейчас самое главное?

– «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Так и наш подвиг: как спасался человек в первые века, в средние века – так и в нынешнее время спасается. Нет разницы в том, как верили тогда и как верим мы сейчас в Святую Троицу, в святые истины, догматы. Еще Соломон сказал: «Нет ничего нового под Солнцем» (Еккл. 1: 9).

Как научиться молиться?

Как русским людям вернуться к вере? – Молиться

– Тот, кто ищет Истину, по-настоящему ищет себе добра, тот и научится. «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется»; «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7). Господь благословил: если хотите научиться, научитесь. Правда, в период советской власти было много искушений. Госатеизм накладывал свою административную руку на Церковь, на всю жизнь христианскую в нашей стране. В обстоятельствах тех лет, кто хотел спасаться, становились исповедниками или мучениками. Кто-то, конечно, не выдерживал, отходил от веры.

Как русским людям вернуться к вере?

– Молиться. Тот, кто хочет спасти свою душу, будет стараться.

Со схиархимандритом Илием (Ноздриным)
беседовала Ольга Орлова

24 сентября 2015 г.

1 Будущий старец начинал свой иноческий путь в Псково-Печерском монастыре, куда поступил в 1966 г. и где нес послушания в течение десяти лет. В самом начале иноческого пути тогда еще послушнику Алексию попала в руки книга «Старец Силуан Афонский». В 1976 г. решением Священного Синода к тому моменту уже иеромонах Илиан был направлен в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель, откуда в конце 1980-х гг. переведен в качестве духовника в восстанавливающуюся Оптину пустынь. Известно письмо, написанное отцом Илием уже из Оптиной пустыни на Пасху 1992 г. в монастырь святого Иоанна Крестителя в Эссекс (Англия) автору книги «Старец Силуан Афонский» архимандриту Софронию (Сахарову). Вот фрагмент письма собственно о книге: «Признаюсь, что с 1967 года, когда мне попала в руки книга “Старец Силуан”, я как-то сразу поднялся на ступень духовную и, так сказать, прозрел. С того времени эта книга служит мне верным другом. На Старом Афоне мне много приходилось принимать паломников и всяких людей, прибывших в монастырь, показывать им храмы, выносить мощи святых. Могу констатировать, что еще до прославления старца Силуана многие почитали его как святого. Я весьма благодарен тому обстоятельству, что именно Вы, дорогой отец Софроний, очень много сделали не только ради чести старца Силуана, но главным образом совершили дело укрепления веры и спасения многих. От всех, кто читал Вашу книгу, я слышал только положительные отзывы, и, сказать откровенно, не просто положительные, а с подчеркнутой любовью к книге…»
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Старец Софроний и его изречения Старец Софроний и его изречения Старец Софроний и его изречения «Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна»
Старец Софроний и его изречения
11 июля отошел ко Господу известный подвижник и духовный писатель архимандрит Софроний (Сахаров). Почтим память старца, вспомнив его наставления.
Прп. Силуан: «Своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам…» Прп. Силуан: «Своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам…» Прп. Силуан: «Своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам…» Преподобный Силуан Афонский: «Своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам…»
Роман Савчук
Реальность жестока. И никто не знает, в какой момент скорби постучатся в его сердце. Но мы должны знать, что ответить нежданным гостям…
Бог будет говорить в твоем сердце, когда ты будешь готов Бог будет говорить в твоем сердце, когда ты будешь готов
Митр. Лимассольский Афанасий
Бог будет говорить в твоем сердце, когда ты будешь готов Бог будет говорить в твоем сердце, когда ты будешь готов
Митрополит Лимассольский Афанасий
Комментируя отрывки из книги о преподобном Силуане Афонском, митрополит Афанасий приводит объяснения того, как благодать Божия действует в человеке, что такое духовная борьба и почему ее необходимо вести.
Комментарии
Александр Каратнюк28 сентября 2017, 08:22
Слава Богу!
Дмитрий 3 октября 2016, 15:44
Братия и сестры! Прочитайте обязательно эту книгу! Очень сильное воздействие оказывает. На сайте azbyka есть хорошая электронная версия. На Афонском подворье можно купить бумажную.
Мариам Игнатьева30 сентября 2016, 20:24
Одна из величайших книг судя по тому результату который оставлен в нашем городе и в стране благодаря посещению святой главы старца. Его ученику архимандриту Софронию который смог так написать -- глубокая благодарность.
Ирина 23 сентября 2016, 20:40
Благодарю
вера ткаченко21 октября 2015, 15:30
Спасибо! Благодарю за все Ваши изречения! Да хранит Вас Господь!
Денис 9 октября 2015, 16:47
Святые Отцы молитесь о России. Аминь.
Сергий 8 октября 2015, 13:29
Максим, Вас, как говорится, повело не в ту степь. Так можно прийти к выводам, что дескать и монахам следует считать, что грехов у них нет, и исповедоваться им не в чем, и как следствие - подвизаться тоже нет смысла. Потому что, по Вашему, если они считают себя грешными, то они клевещут на себя и на храм тела своего. Не Господь ли сказал, что ангелы радуются более о едином грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках, не нуждающихся в покаянии? Поймите, что на земле после грехопадения не родилось ни одного человека безгрешного, кроме Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, мы ведь не только словами и делами или бездействием согрешаем пред Богом, но и помыслами нечистыми и скверными. По слову Божьему всякий, кто гневается на брата своего напрасно подлежит суду и кто смотрит на женщину с вожделением - прелюбодействует с нею в сердце своем.
Поэтому блажен человек, видящий грехи свои и почитающий себя грешником, несмотря на то, какой праведной жизнью он бы не жил. Такой человек нисколько не оскверняется, а напротив подвизается в смирении, борется с гордостью духовной и привлекает к себе благодать Божию. Не следует нам также и думать о том, что мы чего-то достигли в жизни духовной, потому что тот-же Силуан Афонский сказал, что такой человек повернул с пути своего духовного и смотрит вспять. Господь знает сердца человеческие и каждому воздаст по делам его, и достойных исполнит Духом Своим Святым. Наше же дело трудится и подвизаться и благоугождать Господу.
николай28 сентября 2015, 21:43
Спаси Господи за статью.Храни Вас Господь Батюшка. Молите Бога о нас грешных.
Elena Shilovskaya28 сентября 2015, 19:30
Хочу похвастаться (можно?). Я читала эту книгу! В Троице-Сергиевой Лавре купила за 300 р :-) три года назад, изнывала в электричке, что нечем подчёркивать, дома мычала и издавала восторженные вопли по типу "Эврика", такого количества закладок липучими листочками не испытала ни одна другая книга, легло на ум, как вода впитывается в сухое (быстро унываю всегда опять) деревце. Читайте обязательно!!!
Максим26 сентября 2015, 09:58
«Царствие Божие внутрь вас есть» я так понимаю тело человека это и есть храм истины, и от чистоты храма, души человека зависит кто там селится, или храм попусту пустует, когда человек чист в помыслах, душой, и т.д. В этом храме живет Отец наш Бог, а если человек себя считает грешным хотя старается жить праведно, значит он храм считает грешным и грязным, а где тогда там место Богу? А лукавому в том храме получается в пору жить...ведь по вере тебе и воздастся... Может я и не прав, но мысли приходят такие
Ольга26 сентября 2015, 09:00
Спасибо за статью. Получен ответ на многие мучившие вопросы.Кратко,просто и понятно.
Тамара24 сентября 2015, 13:15
Замечательный статья. Спасибо большое. На душе стало радостнее от прочитанного. Спасибо Господи нас всех и научи Тебе молиться д
Андреи Банк24 сентября 2015, 13:12
Великомудрый рассказ об опыте и подвиге духовной жизни!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×