Искушения, связанные с Причастием

Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru
    

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
    

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

Священник Валерий Духанин

24 сентября 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Прот. Валериан Кречетов
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия.
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архим. Арсений (Папачок)
Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом Мы причащаемся, чтобы всегда быть со Христом
Архимандрит Арсений (Папачок)
Когда нам причащаться? Это не вопрос времени, но твоей внутренней подготовленности, потому что к такому великому событию — принятию Бога — тебе действительно необходимо подготовиться.
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Архим. Илия (Рейзмир)
«Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением» «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»
Беседа с одним из старейших насельников Свято-Троицкой Лавры, смотрителем Патриарших покоев архимандритом Илией (Рейзмиром)
Многое наша Церковь пережила. Но ни на йоту не отступила. Ни догматически, ни нравственно, ни канонически – ни на йоту. И тем более исповедь необходима людям сейчас.
Комментарии
Ольга21 декабря 2015, 22:00
Я начинаю понимать Какие бывают искушения в пост, перед причастием и после- это быавет всякий раз.
Владимир20 декабря 2015, 20:00
Беда-когда пасомые, начинают учить пастырей, читаешь комментарии и удивляешься....
Юрий12 октября 2015, 20:00
"Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению". Полезно знать что вместо бесов здесь может быть собственная мнительность. Лично разбирался с этим вопросом. ЛЕСТВИЦА: Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.
Иулия 2 октября 2015, 11:00
Спаси Господи батюшка!За такие нужные,укрепляющие истины!И всему сайту Православие,спасибо за то,что вы есть!Помощи Божией всем!
Иоанна АБ30 сентября 2015, 12:00
Эмираты На мой взгляд, если то, что вы пишете, правда, это повод, чтобы обратиться к благочинному или к епархиальному архиерею.
Эмираты28 сентября 2015, 21:00
Мир Всем ! Верно замечено что ,"Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель".. Смею продолжить: Как и Дом Господа- Храм, не является личным достоянием священника и в Доме Божьем все должно быть направленно на созидание Духа Церкви,на настрой прихожан к искренней исповеди по совести.Но если такой всего лишь "только служитель" - настоятель,называя себя от псевдо- простоты и скромности "достойным батюшкой" ставит камеру наблюдения над исповедальней в Доме Господнем,"забыв" в "целях безопасности" о таинстве исповеди и добросовестном отношении к прихожанам,то как избежать искушения... и сохранить незамутненное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Прости и укрепи нас, Господи!
Игорь Шохин27 сентября 2015, 18:00
Лк, 32 зач., 7, 31 — 35 Сказал Господь: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее. От Марка святое Благовествование Глава 14. МК 22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. МК 23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. МК 25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. _______________________________ А, что плохого в употреблении вина? Апостол Павел осуждает пьяниц, которые упиваются вином и потом впадают в грех, поэтому пьяницы Царствия Божьего не наследуют. На причастии мы употребляем вино в таком количестве, от которого даже ребенок не опьянеет. Одна бабушка тоже думала, что на Причастии мы пьём обычное вино и едим обычный хлеб. Пока однажды на службе она не увидела, как сам Иисус Христос претворяет хлеб и вино в тело и кровь Христову, чтобы сбылись слова, которые он сказал на вечере.
Лариса Воронина27 сентября 2015, 18:00
Кагор имеет крепость 16% оборота на литр. В том количестве, которое попадает в организм вообще нет никакого алкоголя. Вы это можете рассчитать обычным уравнением. Духовную же сторону претворения хлеба, вина и воды (вино еще разбавляется теплотой!) в Тело и Кровь Господа нашего вам уже разъяснили другие читатели.
Светлана27 сентября 2015, 17:00
Спасибо автору за статью. Искушений много и хорошо, что об этом пишут. Врага надо знать в лицо. Со мной (и, как выяснилось, с другими людьми тоже) нередко происходит следующее. Исповедавших и причастившись, вспоминаются всё новые грехи. Отсюда и терзания, что причастились недостойно. И, вероятно, уныние.
Михаил26 сентября 2015, 21:00
Говорят, что если исповедовать грех или страсть регулярно, то она постепенно слабеет, не знаю насколько это верно, мой опыт мизерный, но раз святые говорили, то значит так и есть. Истинное покаяние - когда грех не повторяешь ты уже более. Но мы молимся о том, чтобы Господь подал нам истинное покаяние и "сокрушение сердца ко исправлению". И ещё, хорошо заказывать о себе и о искренних, близких и любимых и о усопших, но паче о себе, сорокоусты и поминовения. Лучше в монастырях, конечно. Тоже помогает - ослабевает гнет страстей. Помоги нам всем Господь!
Ирина.26 сентября 2015, 20:00
Спаси Господи, отец Валерий! С чувством благодарности читаю Ваши статьи на сайте.
р. Б. Александра26 сентября 2015, 18:00
Мир всем. Спасибо за душеполезную статью. В нашей церкви батюшка Спиридон для приготовления Святых Даров использует сухое вино - эту традицию он привез с Афона, куда часто паломничает.
Иоанна26 сентября 2015, 17:00
Виктория, о чем вы пишите? Какой алкоголь может быть в причастии? Это ведь ИСТИННАЯ КРОВЬ ХРИСТА!
Мария26 сентября 2015, 15:00
Вчера священник в своем слове после литургии сказал, что духовность человека определяется не по его молитвам или еще чему- либо, а по частоте его причащения. Чем больше человек причащается, усердно готовясь к причащению, тем духовней. И наоборот. Сказал, что это мнение святых отцов. Вот так.
Р.Б.Людмила 26 сентября 2015, 13:00
Спаси ГОсподи! Очень полезная статья. Коммент Виктории,если позволите-Вы должны помнить ,что мы принимаем истинное Тело и Кровь Христа,а не вино и хлеб.На этом все Ваши раздвоенности и домыслы должны остановиться. "Примите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" Неужели Вы думает ,что Церковь может в этом важном вопросе ошибаться...
Рина26 сентября 2015, 12:00
Виктории: В Таинстве вино претворяется в Кровь Христову. М.б. у Вас проблемы не с вином, а с маловерием? Простите, если обидела Вас этим вопросом. Я знаю не понаслышке, что даже трезвые алкоголики причащаются и при том некоторые причащаются часто (по благословению священника). По вере и дается каждому... Вам бы не в интернете, а на личной исповеди рассказать все это, тогда может искушение пройдет.
Иоанна АБ26 сентября 2015, 10:00
К здоровому человеку, который в силах сам дойти до храма, священник домой не поедет; для этого нужны серьёзные основания. Виктория, вы действительно хотите причащаться или ищите себе оправдания? Приготовьтесь к Причастию, идите в храм и на исповеди поведайте священнику о своих сомнениях. И со спокойной душой делайте так, как вам скажут. Да поможет вам Господь!
Евгений Ананьев 26 сентября 2015, 01:00
Виктория, вот вам ссылка на вино и виноградный сок: — Например, утверждает, что в Библии, когда говорится «вино», на самом деле во многих случаях имеется в виду чистый виноградный сок. Что именно в сок Господь Иисус Христос претворил воду в Кане Галилейской. Эту теорию можно опровергнуть лингвистически: «сок» по-гречески — «химос», а вино — «инос», и в Новом Завете нигде слово «химос» не встречается — только «инос». Есть и другой очевидный довод. До открытий Пастера во второй половине ХIХ в. (он исследовал процессы брожения и разработал технологию пастеризации. — НС) единственным напитком, пригодным для долгого хранения, было вино. Любой сок через несколько часов после отжима начинает бродить. Особенно в палестинском климате сохранить напиток в виде сока никак невозможно»
Илья25 сентября 2015, 21:00
Спасибо за статью. Спаси Господи!
Елена25 сентября 2015, 20:00
А с алкоголем то, что делают причастие на крепленом кагоре с этиловым спиртом, сколько там процентов написано на этикетке. Есть закодированные алкоголики, которые действительно спирт за версту чуют в любых, даже мизерных количествах. А если еще речь идет о воцерковляющемся человеке, с еще очень слабой верой, то проблема возводится в кубическую степень. И это обстоятельство может оттолкнуть человека от причастия, ибо он будет думать (думать!), что теперь в него попал спирт, и значит он вот-вот сорвется. И вполне вероятно, что так и будет. Что с этой проблемой делать? Вопрос практический: почему причастие делают на крепленом кагоре, на на чистом виноградном вине? (я не говорю уже о соке, как уже здесь писали).
Лариса Воронина25 сентября 2015, 14:00
Виктория: /А с алкоголем что?/ А что с алкоголем? Можно конкретнее: аллергия, болезнь? Кусочек причастия весит 5-7 грамм, алкоголя в нем до 2 мл. В чем проблема от 2 мл алкоголя? Мы не хотим, чтоб нарушались традиции и постановления Церкви. А вы могли бы причащаться на дому индивидуально.
Шушаник25 сентября 2015, 11:00
Андрей, наверное каждый воцерковленный человек подтвердит, что батюшки с особой любовью, вниманием, сочувствием относятся к исповедникам, видящим свои грехи, мучающимся от них, кающимся, падающим и поднимающимся, но не сдающимся. Видя вашу решимость побороть грех, батюшка становится вашим со-работником и со-молитвенником.
Иоанна АБ25 сентября 2015, 06:00
Тело и Кровь Христовы - это самая большая святыня мира! А вы хотите эту святыню "отредактировать под себя"? Даже "завязавшие" алкоголики, то есть те, кому по медицинским показаниям нельзя ни капли, причащаются и не "заболевают". А вот что касается запивки, если в ней есть вино - это ваше право отказаться. Можно запить святой водой, можно и с собой принести что-нибудь другое. Кстати, в моей семье тоже никто не пьёт, вообще. Безо всяких обетов, просто поняли: после 40 об этом лучше забыть. И детям меньше соблазна.
ольга25 сентября 2015, 06:00
Спаси Господи! Многое прояснилось-искушения бывают и до и после Принятия Христовых Таин.Крест Бог дал мне тяжелый-помоги Господи и укрепи....
нина25 сентября 2015, 06:00
Спасибо!Свой дом убираем постоянно,пыль сразу же садится снова и мы опять ее убираем.А душа,чтобы быть домом Божиим как должна очищаться и украшаться!Помогай нам ,Господи,в трудах по устроению своей души.Тогда и мир устроится.
Виктория25 сентября 2015, 01:00
Лариса Воронина. Допустим не эксперт я. Допустим даже источники не могу вспомнить. А с алкоголем что?
Лариса Воронина24 сентября 2015, 22:00
Виктории: Во-первых, виноградный сок не хранится столько, сколько вино. Точнее, он становится вином так или иначе. Во-вторых, вино добавляли в воду, чтоб ее дизинфецировать. Культура виноделия одна из наиболее древних. Откуда вы взяли про сок? И как вы себе представляете выдавливание сока во время литургии? Горсть винограда вручную выдавливается только после команды 'спасайся, кто может!'. Ну и самое главное: чем объяснить библейские события, связанные с вином? Вспомните Лота, Ноя. Вспомните возлияние вина на раны. Да и в Деянии некоторые подумали, что Апостолы напились сладкого вина. Не придумывайте! Говорю вам как человек, выросший в виноградном регионе. Да, и Чаша пишется с большой буквы.
михаил24 сентября 2015, 21:00
Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. истинно так!! спасибо за прекрасную статью. ....Андрей все равно исповедуйся, господь видя твое твердое желание исправиться поможет.испытано на себе. только не отступайся, тебе нужно наладить духовную жизнь. обязательно читай утреннее и вечернее правило.Спаси Господи!
Александр24 сентября 2015, 19:00
Спасибо большое !
Виктория24 сентября 2015, 17:00
Батюшка, а у меня другое искушение. Связано оно с алкоголем. Т.е. я не пью, не выпивает алкоголь ни по каким праздникам вся моя семья. И коль уж это такое семейное табу, приходя в церковь я чувсвую раздвоение. Знаю о том, что перевод допускает разночтения и, вполне возможно, перевести слово писания и как вино, и как виноградный сок. Даже случалось разговаривать со священниками, которые соглашались, что это вполне может быть. Что было просто сделать, скорее всего так и было, взять горсть винограда и выдавить сок в чашу. Вопрос мой в чем: вообще можно ли заменить кагор соком? Или как мне самой себе объяснить мою раздвоенность? В общем вижу, что искушение глубокое, может быть поможете. Спасибо.
миша24 сентября 2015, 15:00
Аминь. Прекрасно написано.
------24 сентября 2015, 15:00
Андрею (2015-09-24), 3 часть ответа, последняя: И последнее средство, которое Господь приоткрыл мне по милости (Господи, благослови поведать!), в период моей борьбы с грехом. Если даже частая исповедь не приводит к улучшению, и падения продолжаются, значит в человеке осталось очень много собственных сил. Эти силы ему вряд ли поможет восстановить какое-либо средство, кроме Причастия. Постоянная же епитимия, все время продляемая из-за падений, приводит к тому, что желанное всей душой Причастие всё время отодвигается. Тогда надо честно сказать однажды батюшке: "батюшка, я согрешил , но я очень хочу причаститься, чтобы Господь даровал мне силы на борьбу с грехом, ибо уже никакие средства не помогают. Когда мне можно причаститься?". И после таких или подобных слов уже уповать на волю Божию. Может быть, батюшка в несколько раз сократит обычную епитимию, если увидит, что у человека действительно уже почти нет своих сил, повреждение достигло такого уровня, что вылечить болезнь можно уже только Телом и Кровью Христовыми. Вспомним, как первый раз причастилась преподобная Мария Египетская? По канону, после её образа жизни в молодости ей надо было дать долгую епитимию. Сейчас мы удивляемся, почему её тогда все-таки причастили. Ответ может быть таков: болезнь, повреждение дошли до таких границ, что могли быть уврачёваны уже не епитимией, но лишь Телом и Кровью Христовыми.
-----24 сентября 2015, 15:00
Андрею (2015-09-24), 2 часть ответа: Вот взять, например, грех рукоблудия - это смертный грех, грех противоестественного блуда. Даже отшельники в пустынях, нередко, гнетутся помыслами к этому греху, ведут большую духовную брань. Что можно сделать? Пост, молитва, покаяние, причастие, доброделание. Исповедовать такой грех нужно (хотя бы, чтобы не умереть внезапно с нераскаянным смертным грехом), исповедовать нужно, даже если случаются падения. В Таинстве исповеди дается невидимая благодать на борьбу с грехом, после исповеди воздерживаться до следующей исповеди гораздо легче, чем тот же самый промежуток времени, ведя обычную нецерковную жизнь. Исповедоваться нужно чаще - в начальный период борьбы и в обострения брани хотя бы раз в неделю. Прожить эту неделю, не повторяя греха окажется весьма легко. При этом в мыслях нельзя вспоминать, воображать свои предыдущие прегрешения - иначе, мы незаметно опять развращаемся. Нужно, как говорит Апостол Павел, помышлять о том, что хорошо, добро, прекрасно (как-то так).
----24 сентября 2015, 15:00
Андрею (2015-09-24): на исповеди мы исповедуемся Богу, священник же свидетель и проводник Божией благодати прощения грехов. Чувство же стыда исповедовать грех - от лукавого. Чувство же "тяжёлого осознания" повторения греха, как пишете, правильное, вполне по совести, но нельзя превращать его в повод не пойти в храм (ибо возникает лукавое мнимое чувство "я не достоин быть там"), а тем более не исповедоваться, якобы чтобы не прогневать батюшку, или, того хуже, как повод для гордости - "я должен сначала справиться своими силами". Это неправильно, своими силами мы никогда не справимся, потому что воюем против того врага, который, как говорят святые, если бы Бог попустил, мог бы в один миг уничтожить всю планету - такие силы заключены у этого врага. Но с Богом, с Церковью мы можем победить его и даже больше - таков удивительный замысел Бога о нас: без Него мы ничего не можем, с Ним мы можем всё - такова христианская антропология.
Андрей24 сентября 2015, 14:00
Андрею на: "Теперь не могу ходить в храм - потому что тяжело осознавать что каждый раз обманываю. Как быть в таком случае?" Это нам дается Господом, чтобы осознать свою самонадеянность, свое самомнение, в противостоянии греху. Помните, что без Господа "не можем творить ничесоже..." Смиритесь и идите в Храм с чистым сердцем! Как надоест обманывать и себя и Бога - так и грех пройдет. Храм нельзя оставлять, падаем и поднимаемся - и так всю жизнь. Храни вас Господь!
Анна Анна24 сентября 2015, 14:00
Андрей! Я считаю,что все равно надо ходить на исповедь.У меня было тоже самое-каялась и потом опять творила свой грех,не смотря ни на что опять приходила и каялась.Было очень стыдно перед батюшкой,но что делать) в итоге мне самой стал омерзителен этот грех и я отошла от него с Божьей помощью.Все равно идите в храм.
р.Б.Михаил24 сентября 2015, 13:00
Спаси вас Господи, батюшка! Почерпнул немало важного из вашей статьи. Андрею: перестав ходить на исповедь, мы тем самым себя оставляем без покаяния, что бесам как раз на руку. Да, стыдно, что совершаем один и тот же грех, но таких людей - большинство. И потом мы ведь на исповедь к Богу идем, а не батюшке, батюшка ведь свидетель в этом случае только. Следовательно и стыдно нам должно быть не перед батюшкой, а перед Богом. Идти исповедываться все равно нужно обязательно, просто будем уповать на милосердие Божие, которое бесконечно также, как и сам Господь. Помоги вам Господи! Простите.
Дмитрий24 сентября 2015, 13:00
Андрей: "Теперь не могу ходить в храм - потому что тяжело осознавать что каждый раз обманываю. Как быть в таком случае?" Все равно нужно приходить и снова и снова его исповедовать. Послушайте молитвы, читаемые перед Исповедью - "яко семьдесят крат седмирицею оставляти грехи." Посчитайте - до 490 раз, но это не означает что на 491 раз, вам священник скажет - "Пошел вон, грешник", нет! Он будет снова отпускать ваши грехи, потому что он-посредник Вашей исповеди, а милосердие Божие на нас произлевается не то что в виде 490 раз прощения, а в необъятной любви к нам грешным. Только обращайтесь, только приходите, только исповедуйтесь и причащайтесь. Посмотрите на молитвы к Причастию, написанные святыми, жившими в ранеапостольские времена и там сколько раз описывается - что грех сколько раз обещаем оставить, а все равно в него впадаем и впадаем. И борьба эта до смерти должна быть. Тебя лукашка ударил, соберись и встань снова и побори его через исповедь. Ведь духовник или священник - да поругает, даже может обидно и грубо - но нам во благо, и уж точно из Церкви по этому поводу убегать не следует
Алла24 сентября 2015, 13:00
Андрею. Обязательно надо ходить в храм, пересилить себя. Повиниться перед батюшкой: сил не хватает победить грех. Попросите его помолиться за Вас. Священник не судья, а помощник.
ТаняСем24 сентября 2015, 12:00
Андрею 24-09-2015 10:39 Андрей,а вы не отчаивайтесь и,самое главное Кайтесь и жалейте о своем грехе,ведь на борьбу со страстями и грехами порой уходит вся жизнь-это Очень трудная работа, но с помощью Божьей возможно все,ведь то что вы сожалеете и видите свой грех-это уже большой шаг!!!И еще... ОБЯЗАТЕЛЬНО ходите в Храм,ведь Господь ждет нас всех"не праведников,но грешных",не надо заниматься самоедством ,но и расслабляться тоже не стоит-все надо делать по силам,а Господь укрепит при вашем искреннем обращении к Нему!!!Помоги нам всем,Господи,в борьбе с грехами!
Анатолий24 сентября 2015, 12:00
Андрей, ходите смело в храм. Не мучайтесь. не исповедоваться вообще из за того, что впадаете в один и тот же грех это плохо. Исповедь должна быть. Ваше страдание - это ложное чувство, гоните его от себя.
Димитрий24 сентября 2015, 12:00
Андрей, во-первых, не переставать ходить в храм - Вы ходите не к батюшке, а к Господу, а ему и так ведомы все Ваши падения. Перестанете ходить - бесы одержат очередную победу, ведь им и нужно отвадить Вас от храма. По поводу повторяющегося греха - по словам Святых отцов, сколько раз упали, столько раз и поднимайтесь. И...не грешите.Боритесь с собой, да Укрепит Вас Господь.
И.24 сентября 2015, 12:00
Андрей, "что каждый раз обманываю" - а Вы не обманывайте. Что ж Вы на себя то надеетесь, что грешить не будете? На Бога и на его Неизреченную Милость уповайте! Очень часто наши грехи - отражение нашего уклада жизни, привычек, характера. И чтобы отказаться от какого-то греха - придется хорошенько потрудиться. Пообещать - это одно. А вот наедине с самим собой обдумать, что же необходимо предпринять - совершенно другое. А вот храм не вздумайте оставлять, выберите время и договоритесь о беседе со священником, не обязательно только на исповеди. Если нет времени, на исповеди. Только опишите Ваш вопрос также просто и искренне как здесь. Он Вам точно лучше подскажет. Божьей Помощи!
Лариса Воронина24 сентября 2015, 11:00
Полностью согласна. Нельзя доверять ни ощущениям, ни видениям, ни тем более, искать их.
Ирина24 сентября 2015, 11:00
Все написанное, очень созвучно моей душе. Спаси Господи Вас за вразумление мое!!!
Андрей24 сентября 2015, 10:00
Здравствуйте! Спасибо за статью! У меня имеется проблема: у меня есть грех и каждый раз я обещал священнику на исповеди (во время беседы) воздержаться от него. Но каждый раз опять грешил. Теперь не могу ходить в храм - потому что тяжело осознавать что каждый раз обманываю. Как быть в таком случае?
Олег24 сентября 2015, 06:00
спаси Господи, батюшка!
mila toll24 сентября 2015, 05:00
Помилуй нас Господи Всемилостивый низко кланяюсь за проповедь
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке