О Юлианском календаре, церковной традиции и стоянии в вере

Павел Кузенков

В последнее время часто поднимается вопрос: почему Русская Православная Церковь живет по Юлианскому календарю, когда весь мир и большинство Православных Церквей давно уже перешли на календарь Григорианский? А действительно – почему? О том, насколько убедительны аргументы тех, кто ратует за отказ от Юлианского календаря, как связан календарь с духовной жизнью христиан, какие новые смыслы получает сохранение традиции в современном мире и что делать, чтобы церковный календарь для многих наших сограждан стал живым, – с читателями портала Православие.Ru беседует историк Павел Кузенков.

Дореволюционная поздравительная открытка с Рождеством Христовым. Фрагмент Дореволюционная поздравительная открытка с Рождеством Христовым. Фрагмент

Сегодня вновь разгораются дискуссии вокруг Юлианского календаря, причем вопрос ставится не так: почему Русская Православная Церковь живет по этому календарю? – что вообще-то очевидно: потому что такова тысячелетняя традиция, – а так: почему мы до сих пор не перешли на тот календарь, по которому живет большинство, как сказано в постановлении Совета народных комиссаров от 8 февраля 1918 года, «культурных народов»? Вопрос, по сути, сводится к тому, почему мы до сих пор храним традицию. Ответ, однако, очевиден: потому что в Православной Церкви очень многое связано с традицией.

Тем не менее, рассмотрим те аргументы, которые выдвигаются в пользу «перехода» на новый календарь. Их три: аргумент научный, аргумент с точки зрения церковной традиции и аргумент практически-бытовой.

Научная задача – исправить Пасхалию?

Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме

Научный аргумент таков: Григорианский календарь более точно описывает астрономические явления, а именно: он более точно соотнесен с продолжительностью тропического года, то есть с периодом вращения Земли вокруг Солнца. И для того, чтобы упорядочить счет времени, прежде всего, в Европе, он и был введен папой Григорием XIII. Началось это в католическом мире, потом распространилось на другие страны.

Главной целью григорианской реформы было исправление Пасхалии

Но в действительности папа Григорий ввел новый календарь совсем по иной причине: главной идеей григорианской реформы было исправление Пасхалии. Ученые того времени, прежде всего итальянские, высчитали, что погрешности, которые дает классический юлианский год, приведут к тому, что через несколько тысяч лет Пасха окажется не весной, а летом. А еще через несколько десятков тысяч лет она окажется осенью, и тем самым будут нарушены некие принципы. Была создана комиссия, которая после достаточно продолжительных споров пришла к выводу, что нужно проводить реформу именно Пасхалии, и ради реформы Пасхалии был реформирован и юлианский год. В него были введены поправки, которые делают год чуть-чуть короче. Изменено было и правило определения високосных лет: годы, кратные 4 и 400, оставались високосными, а те, что были кратны 100, високосными не являлись.

А что же Пасхалия, ради которой менялся календарь? Весь православный мир придерживается традиционной Александрийской Пасхалии, в то время как католический мир свою собственную Пасхалию так и не выработал, и по сути католическое исчисление Пасхи опирается на ту же самую Александрийскую Пасхалию, к которой делаются дополнительные корректирующие добавки. Более того, совсем недавно, чуть ли не в прошлом году, католики в Святой Земле перешли прямо на нашу православную Пасхалию, вернувшись к той традиции, от которой они отошли в XVI веке, то есть признав тем самым, что главная задача, решить которую призван был Григорианский календарь, решена неудовлетворительно. Это признали и все Православные Церкви, которые из практического удобства в ХХ веке перешли на так называемый «новый стиль». Формально это не Григорианский календарь, а Новоюлианский, но несколько столетий он еще будет совпадать с Григорианским. Но, перейдя на этот новый календарь, Пасхалию эти Церкви по-прежнему справляют по старой традиции – по Юлианскому календарю, потому что Александрийская Пасхалия не может быть соотнесена с Григорианским календарем – таков ее внутренний математический аппарат, если угодно. Она рассчитана только на Юлианский календарь.

Итак, первый аргумент отпадает, потому что главная научная задача, которую был призван решить Григорианский календарь – исправление Пасхалии, – решена неудовлетворительно.

Календарь и литургический год

Воскресение Христово. Фреска в монастыре Хора Воскресение Христово. Фреска в монастыре Хора

Попытки совместить Григорианский календарь с православной традиционной Пасхалией приводят к целому ряду литургических несообразностей

Рассмотрим теперь второй аргумент – с точки зрения церковной традиции. Но прежде заметим: попытки совместить Григорианский календарь с православной традиционной Пасхалией приводят к целому ряду литургических несообразностей – к исчезновению Петрова поста, например. Они нарушают весь строй литургической жизни, который выработан веками, и ничего другого, кроме церковных нестроений, вызвать не могут. По сути, это несовместимые системы, что, кстати говоря, признавали и творцы Новоюлианского календаря. Когда в 20-е годы XX столетия греки, а вслед за ними и другие православные страны переходили на этот новый стиль, задача была всё та же – выработать новую Пасхалию. Но ее так никто выработать и не смог, потому что это не просто трудная задача, а это задача не решаемая: такую Пасхалию сделать не удастся. Единственное, что можно, это поступить, как католики: сделать регулярные ежегодные коррекции по сложной математической формуле. Но сразу встает вопрос: а с какой целью?

Так что же такое календарь в церковной традиции?

Для церковной традиции календарь – это система, конечно же, утилитарная, не догматическая. Именно поэтому те Церкви, которые перешли на новый календарь – Греческая, Болгарская, – для нас такие же сестры, никаких догматических споров и разногласий у нас с ними нет, мы поддерживаем братское общение. Но календарь выполняет очень важную функцию.

Сам по себе Юлианский календарь – изобретение языческого мира, к христианству он вообще отношения не имеет. По сути, он нам не должен быть особенно дорог. Но дело в том, что на этом календаре основана та самая Александрийская Пасхалия, которая в течение столетий – с конца III – начала IV века – определяла строй не просто литургической жизни, но строение самого литургического года. Именно на основе этой Пасхалии формировалась система христианских праздников, которая как раз с IV века начала создаваться и к VI веку приобрела уже более-менее устойчивый – почти современный нам – вид. Календарь выполняет роль организатора литургической жизни, и вот в этом своем значении Юлианский календарь уже врос, впитался в церковную традицию настолько крепко, прочно, что любые попытки его оттуда изъять обязательно приводят к очень серьезным соблазнам, к тому, что греки называли «скандала», то есть к тому, что оскорбительно для людей, привыкших к этой литургической традиции. А литургическая традиция значит для христиан гораздо больше, чем просто какой-то ритуал.

На примере православных стран, что провели календарную реформу, мы видим, как болезненно, как тяжело проходили именно в церковном народе все эти процессы, как часто они бывали поводом для всякого рода соблазнов, расколов и т.д. Противление календарю может быть использовано как повод к оправданию расколов, хотя мы понимаем, что за расколами всегда стоит некая гордыня, попытка противопоставить себя Церкви. И мы, конечно, осуждаем это. Но, как говорится, «не соблазняйте малых сих» – нельзя давать повода для ищущих повода.

Пасха – не сезонный праздник. Это воспоминание о Воскресении Спасителя. Оно никакого отношения не имеет к астрономическим циклам

С точки зрения церковной традиции, такое болезненное явление, как смена календаря, еще и практически ничем не оправданно. Потому что та идея, которая лежала в основе григорианской реформы, согласно которой Пасха может быть только весенним праздником, празднуемым непременно после астрономического весеннего равноденствия, основана на ложных посылках. Нигде в Священном Писании не сказано про весеннее равноденствие, нигде в Священном Писании не сказано, что Пасха – это сезонный праздник. Иудейская пасха – действительно, сезонный праздник, связанный с сельскохозяйственным циклом. Но что такое христианская Пасха? – Это воспоминание о Воскресении Спасителя. Оно никакого отношения не имеет к астрономическим циклам, к ходу луны и звезд.

Что касается сезонов, то уже сейчас живущие в Южном полушарии православные – и не только православные, но и католики, и все христиане – отмечают Пасху осенью, и никого это не смущало и не смущает, включая нынешнего папу Римского, который, как известно, родом из Южной Америки.

Аргумент, лежащий в основе григорианской реформы, как будто бы естественнонаучный, для христианской традиции не только не имеет значения – он ее даже опровергает. Потому что как раз новая Пасха от той ветхой пасхи и отличается тем, что отныне это уже не праздник, связанный с земной жизнью, а праздник, связанный с жизнью будущего века. Это праздник, открывающий дорогу человеку в жизнь будущего века, в Царствие Небесное. Это уже праздник не от мира сего, и, соответственно, движение светил, смена природных циклов не имеет для него абсолютно никакого значения.

В едином ритме с Западом

Верните нам наши одиннадцать дней! Уильям Хогарт, 1755 г. Верните нам наши одиннадцать дней! Уильям Хогарт, 1755 г.

Коммерция взяла свое: она привела Европу к единой календарной системе, по которой она сейчас живет

Третий аргумент – практическое удобство Григорианского календаря. Он приводится сегодня наиболее часто. Ведь именно исходя из этого аргумента на Григорианский календарь перешли протестантские страны, очень долго сопротивлявшиеся этому и проклинавшие папский календарь. Особенно упорствовали англичане и шведы: они, как известно, продержались аж до XVIII века. И они же, кстати говоря, не признавали никакого празднования Нового года – у них не было этой нашей «проблемы Нового года». Новый год в Англии начинался 1 марта – по старой-старой, еще римской христианской традиции. А переход на папский календарь был связан исключительно с требованиями коммерции: нужны были согласованные датировки договоров, сроки сделок и перемещения товаров, – потому что именно купцы зависят от календарей разных стран. Обычный человек ведь не знает, какой сейчас день в Китае по китайскому календарю или в Персии по солнечной хиджре. Но для купца, который ездит туда-сюда, это вопрос лишних денег. И коммерция взяла свое: она привела Европу к единой календарной системе, по которой она сейчас живет.

Что происходило в православном мире? Здесь ситуация более трагичная – потому что даже не коммерция решала вопрос, а банальная политика: ведь православные страны лавинообразно стали переходить на новый стиль именно в Первую мировую войну и после нее. Речь шла уже о синхронизации военных поставок. Первой перешла Болгария, которая была вовлечена в германский военный блок, а потом, после революции в России, уже и все остальные страны, потеряв свой главный якорь – Россию: она в данном случае выступала таким якорем юлианской календарной традиции, поскольку была серьезным культурным полем, с которым тоже нужно было жить синхронно. Православные страны предпочитали синхронизировать свои календари с русским, но когда Россия сама перешла на новый календарь, то и большинство других стран почти моментально перешли на этот самый западный европейский календарь, причем делали это правительства, а не Церковь. Церкви держались старых календарей – и в Болгарии, и в Сербии, и, конечно, в России. Так что вот с того момента идет расщепление календарной традиции. Исключение составила Греция. В Греции, которая дольше всего хранит – пытается хранить – единство политического и церковного начал, и светская жизнь, и церковная были переведены на другой календарь одновременно – в 1920-е годы, и не на Григорианский, а на Новоюлианский. Они попытались сделать это максимально престижно, если можно так сказать, потому что переходили не на западноевропейский календарь, а на православный, только новый. К слову, Афон на новый календарь так и не перешел, там придерживаются старого календаря.

И далеко не все Православные Церкви перешли. Попытка выдать это решение греков, прежде всего – греков-реформаторов, за общеправославное решение – не удалась. Патриарха Тихона тогда обманули: ему сообщили, что произошло общеправославное решение о переходе на новый стиль, и поэтому он издал свой знаменитый указ о том, что ради сохранения церковного единства и нам нужно переходить. Но как только патриарх Тихон узнал, что Иерусалимский патриарх не перешел, что другие Патриархаты колеблются тоже, он сразу этот свой указ отменил. Он более всего заботился о том, чтобы не утратить церковное единство православного мира, и если уж есть согласие других Православных Церквей о переходе на иной календарь, то нельзя, как говорится, гордыню русскую проявлять. Но как раз то, что вокруг этой темы было очень много лукавства, показывает, что календарный вопрос не был связан с чисто практическими целями. Конечно, в этом была замешана политика, потому что, по сути, речь шла о переориентации на европейскую цивилизацию в целом. На западную, евро-американскую. И, переняв календарь, православный мир сдал один из своих форпостов, одно из того, что его категорически отличало, выделяло, отделяло от западного мира.

Календарный сбой

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. С.1. Машинопись на бланке. Фрагмент. РГА СПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5249. Л. 1-2 Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. С.1. Машинопись на бланке. Фрагмент. РГА СПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5249. Л. 1-2

Переход на Григорианский календарь не был догматической проблемой. Но проблема эта, тем не менее, очень важная и принципиальная. И она достаточно остро переживалась в России.

Церковный народ с радостью, кстати говоря, отказался от календарной реформы еще и потому, что разделение на мирское и духовное, которое возникло, оказалось очень полезным для духовной жизни именно в России послереволюционной. Церковный народ оставался в правильном мире – в мире, который разрушался государством и обществом, но который сохранялся в Церкви. Кстати, ни одно из антибольшевистских правительств не признало европейские календари: все документы Белого движения датируются именно старым стилем – это тоже была некая форма изоляции от большевизма. И такая некая параллельная календарная жизнь просуществовала до конца советской власти – до 1990-х годов – именно как сознательная форма иной организации церковной жизни – организации, основанной на соблюдении традиций в государстве, которое поставило отказ от традиций во главу угла своей политики.

Давно идет процесс, который не может не настораживать: Церковь забывает о том, что ее календарь – другой

Ситуация изменилась, когда государство образумилось и вроде бы вернулось к традиционным ценностям и принципам, но отказаться от нового календаря, естественно, ни у кого не хватило ни силы, ни средств, потому что это занятие недешевое и, самое главное, очень не удобное с точки зрения государственных интересов. И в это время начался тот процесс, который, конечно, не может не настораживать: Церковь постепенно стала забывать о том, что ее календарь – другой. Из календарей стали постепенно исчезать цифры в скобках, которые указывали на правильные даты праздников и событий церковной жизни. Фактически возник некий гибридный церковный календарь, в котором все праздники – прежде всего речь идет о непереходящих праздниках с фиксированными датами – вдруг приобрели новое значение, новые даты, которые на 13 дней отличаются от принятых во всей остальной Православной Церкви. И, конечно, это вызывало и насмешки, и вопросы. И, конечно, это неправильно и ненормально. Создается некая двусмысленная, ложная ситуация: мы делаем вид, что живем по тому же календарю, что и все, но почему-то какие-то сбои возникают регулярно.

С Христом или с миром?

Фрагмент из к/ф «Ирония судьбы» Фрагмент из к/ф «Ирония судьбы»

Самый известный из календарных сбоев – предрождественский Новый год, вокруг которого сейчас особенно много всяких спекуляций

Самый известный из этих сбоев – предрождественский Новый год, вокруг которого сейчас особенно много всяких спекуляций. И здесь, конечно, большое пространство для всевозможных инсинуаций. Но вопрос-то очень просто решается, если Новый год обозначить, во-первых, его правильной датой, а во-вторых, лишить того статуса, который он приобрел в советское время. Ведь Новый год – праздник достаточно странный, его не празднуют в других странах. Только Россия и постсоветские сателлиты – страны, где Новый год приобрел статус семейного праздника, центрального праздника года, любимого праздника детей и т.д. Во всем мире этим статусом обладает Рождество – именно Рождественские каникулы связаны с отпусками, подарками, елкой и прочим. Хитрость возрождения праздника в СССР в 1930-е годы в том и была, чтобы его переиначить: возродить старую традицию под новым соусом. Елку оставить и звезду на ней, но звезду сделать пятиконечной, а елку представить неким таким символом, лишенным какого бы то ни было религиозного подтекста. Тогда же появился и Дед Мороз со Снегурочкой. Задача была – воспользоваться религиозными традициями для того, чтобы их преодолеть, лишив их смысла. И это удалось. Современный россиянин, конечно, не представляет, что это религиозный праздник.

Пришла пора поставить всё на свое место и вернуть новогодним торжествам их изначальный рождественский смысл. И тогда все проблемы рассеются сами собой, и гражданский Новый год будет малозаметным, достаточно важным, но в то же время предуготовлением к правильному, настоящему празднику, который ожидают все люди в это время. Тут не будет не только никакой трагедии – наоборот: это даже создаст дополнительные стимулы для людей православных, чтобы испытать себя: с кем ты – с миром или все-таки с традицией? Ведь это противостояние мира и традиции – фундаментально для христианства: христианство – это религия противостояния миру. Это начиналось с противостояния римским праздникам. Христиан всегда обвиняли, что они не радуются, когда радуются все язычники, что они празднуют праздники, когда язычники не празднуют, ведут какую-то свою особую жизнь.

А ведь это была одна из главных идей Господа: заставить человека посмотреть на этот мир как на некое временное пристанище, отлепить его от мирских привычек, праздников. Заставить расстаться с иллюзией того, что мирская жизнь – это и есть то, ради чего мы все и живем.

А впоследствии, когда христианство уже стало религией государственной, традиционной, некая вот эта уже христианская привычка стала одной из проблем христианского сознания. И не случайно монашество появляется именно в то время. Монахи ищут как раз противостояния миру, а бытовое христианство его, наоборот, как бы утрачивает – оно стремится сделать христианство удобным, привычным, комфортным, сделать жизнь такой, к какой привыкли язычники, какая привычна вообще для человечества.

Но что характерно: все равно всегда в христианском мире оставалось это сохраненное отчуждение: не просто так монахи в христианском мире всегда пользовались особым статусом. Это были единственные люди, которые ведут правильный образ жизни. Именно поэтому миряне на праздники часто ездили именно в монастыри: там они ощущали нормальную жизнь. Всё остальное – это мирское, но это некая форма паллиатива, какие-то переходные формы между ветхим и новым человеком, которые неизбежны, необходимы, но они не нормальны.

Поползновения сделать церковный календарь комфортным – это попытки сделать христианство удобным

И в силу этого попытки сделать календарь комфортным – чтобы не надо было поститься в Новый год, когда все радуются, чтобы можно было путешествовать, не считаясь с церковными праздниками, с какими-то сбоями и сдвигами – это всё попытки сделать христианство удобным, попытки сделать его такой вот практичной, комфортной религией, которая не вызывает напряжения. Но это не что иное, как прямое выхолащивание самой сути христианства как религии. И я считаю, это великий дар Божий, что я живу в России, что она вдруг – паче чаяния, ведь никто же не рассчитывал на это – обрела такой дополнительный способ убедиться в собственной укорененности в традиции, как церковный календарь.

Полюбить церковный календарь

Юлианский календарь у нас хранится именно Церковью. Государство, которое раньше хранило его, отказалось от него, а Церковь – нет. И тем самым Церковь заявила о себе как о хранительнице традиций. Когда раньше считалось, что традиции хранит государь, как и саму Церковь, когда государство выступало неким попечителем о Церкви, возникало ощущение, что без него Церковь ничего и не может, что она беспомощна. Об этой беспомощности, кстати, многие писали. И она ведь имела место. А сейчас мы имеем календарную поддержку церковного свидетельства – свидетельства о несуетности традиций, несуетности всей религиозной системы, религиозного мировоззрения. Это тоже очень важный момент, и пренебрегать им и тем более жертвовать им ради практических удобств – это было бы как раз не что иное, как доказательство той самой беспомощности.

Это означает, что Церковь не в состоянии противиться миру, не может выдержать натиск комфорта, требования удобства, которые заявляют о себе ежедневно, ежечасно, ежеминутно. «Как же так: у них там один день, а у нас другой? Надо что-то высчитывать, что-то вычитать… У меня голова не соображает». Или: «Как это? Все веселятся, радуются, а у меня еще пост длится…» Эти аномалии можно решить двумя путями: воспринимать как нормальное и воспринимать как ненормальное и бороться. Но в том-то и штука, что христианство – это религия принципиально аномальная – с точки зрения здравого смысла, с точки зрения мира сего. Это безумие, как говорит апостол, что, действительно, есть вещи, которые нелепы. Но именно поэтому они нам и дороги.

Мне кажется, что это одна из самых важных, самых выигрышных черт нашего христианства – наш календарь. И те Церкви, которые вместе с нами еще хранят его, тоже это прекрасно чувствуют. Проблема в том, что это трудно донести до общества, но это донести можно.

25 декабря – Рождество Христово! И именно эта дата должна фигурировать везде

Главное, преодолеть две основные проблемы. Первая – это утрата памяти о старом стиле, когда Рождество празднуется 7 января, что нелепо. 25 декабря – Рождество Христово! И именно эта дата должна фигурировать везде. А то, что мир живет по другому календарю и у него, у этого мира, в Англии, во Франции, еще где-то, в это время другое число – ну, таков этот мир: он сместился. И это один из наиболее ярких признаков, зримых свидетельств того, что он вообще сместился, – а то, что мир сместился относительно норм во всех других смыслах, мы прекрасно знаем. Календарные же несоответствия являют это воочию. Это, может быть, такая иллюстрация отступничества, которое мы наблюдаем.

И, конечно, нужно любить свой церковный календарь, и я считаю, что везде должны быть приоритетными даты как раз по церковному календарю. Для удобства, конечно, должна быть дата по мирскому календарю – это нормально, по-другому и быть не может, но первая – дата по календарю церковному – не иначе.

И второй момент: люди не понимают связи Пасхалии и календаря. Они думают, что достаточно перейти на Григорианский календарь, и все вопросы уйдут. А получится так, что у нас Пасхалия юлианская, а календарь Григорианский – но об этом всегда умалчивали сторонники календарной реформы. Потому что задача, которая была поставлена еще в 20-е годы XX столетия инициаторами перехода, – создание новой православной Пасхалии – не была решена, хотя огромные усилия прилагались к ее исполнению. И мы в эту задачу рано или поздно упираемся. А нужно ли нам это? Вот вопросы, которые возникают в связи с календарными спорами.

Традиционные календари в других странах

Еврейский календарь Еврейский календарь

Несовпадение сакрального календаря и календаря гражданского – это характеристика очень многих живых религиозных традиций, в частности и современной иудейской. В Израиле, как известно, существует свой традиционный – точнее: возрожденный иудейский календарь, основанный, правда, не на библейской традиции, а скорее на вавилонской по сути, но достаточно прочно вошедшей в иудейскую культуру, талмудическую прежде всего. Этот календарь в Израиле существует параллельно с гражданским Григорианским, и каждый день имеет две даты. На работе гражданских учреждений это никак не сказывается.

В Иране существует арабский календарь с тройным числом: европейская дата, лунная хиджра и солнечная хиджра – и никакой трагедии. Официальный календарь – солнечная хиджра. В Японии и Китае есть свои традиционные лунные календари, по ним сегодня не живут, но, тем не менее, их никто официально не отменял, и традиционно – народом, по крайней мере – они используются для всех праздников.

Павел Кузенков

18 декабря 2015 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Какое время – наше? Какое время – наше? Павел Кузенков о календарях и датах, времени и человечестве Какое время – наше? Какое время – наше? Беседа с историком Павлом Кузенковым о календарях и датах, времени и человечестве Почему важен для нас юлианский календарь? На что ориентированы разные системы исчисления времени? Сколько лет человечеству? Как связаны проблемы календаря и самосознания нации? Польская Православная Церковь возвращается к юлианскому календарю Польская Православная Церковь возвращается к юлианскому календарю Польская Православная Церковь возвращается к юлианскому календарю Польская Православная Церковь возвращается к юлианскому календарю Спустя 90 лет большинство приходов центральной и западной части страны вернулись к календарю, по которому жили многочисленные поколения православных верующих испокон веков. Старый и новый стиль в исторических датах Старый и новый стиль в исторических датах Павел Кузенков Старый и новый стиль в исторических датах Старый и новый стиль в исторических датах Павел Кузенков При исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. И нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.
Комментарии
Григорий12 января 2016, 09:00
Цитата: "Иудейская пасха – действительно, сезонный праздник, связанный с сельскохозяйственным циклом". Я еще раз спрашиваю у Вас, уважаемый автор, где это сказано? Кто сообщил Вам это? А как же Исход? Или Вы намеренно искажаете суть иудейского праздника Песах?
Дмитрий10 января 2016, 17:00
Юлианский календарь дает погрешность летоисчисления. Рождение Христа это праздник привязанный к астрономии. Совершенно очевидно, что если мы хотим отмечать точную дату, то мы должны ее исчислять по наиболее точному календарю. Т.е. григорианскому. Что касается пасхи, если согласиться с автором, что праздник не привязан к астрономии, то именно ее и отмечать как отмечали по юлианскому календарю в чем проблема?
Григорий10 января 2016, 06:00
Уважаемый Сергей! Нет, Рождество не в конце года. Просто в иудейской традиции связь с Б-ом устанавливается через обряд Обрезания отцом младенца на восьмой день. Именно тогда начинается отсчет Божественной Жизни.
Геннадий 6 января 2016, 12:00
Абсолютная истина. Предельно ясно понятно и полезно. Спасибо !
Сергей 5 января 2016, 15:00
Добрый день! Вот читаю и вообще ни чего не понимаю,нужно включить просто логику и понять,что мы неправильно относимся к новому году.ЕСЛИ МЫ ВСЕ УТВЕРЖДАЕМ ,что у нас такойто год от РХ ТО И НОВЫЙ ГОД СООТВЕТСТВЕННО ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ,если мы считать нашу эру и до нашей эры ,то мне ,как православному всеровно когда будет новый их год.По факту у нас сейчас летоисчисление от Обрезания Христова,а не от Рождества т.к.Рождество в конце года!!!!!!
Погорелов Юрий 1 января 2016, 21:00
Олег, двумя руками за празднование Рождества 1го января. Если у нас 2016 год от Рождества Христова, то куда логичнее 1го его и праздновать. В свое время 25е было выбрано чтобы заменить языческий праздник. Современный "Новый год" - такой же случай. И главное, не встает вопрос перехода на другой календарь, который поломает богослужебный год.
Михаил25 декабря 2015, 00:00
Людям, боящимся перемен и расколов, не удастся этих перемен избежать. В 2100-м году юлианский календарь отстанет от григорианского на 1 день. Все наши праздники будут сдвинуты, все даты праздников, к которым все привыкли, будут другие. Не 7-го января будет Рождество, а 8-го, потому что де-факто никто не живет по юлианскому и не помнит о том, что это 8-е на самом деле 25-е. Сумятица в головах большинства будет большая. Этот сдвиг будет первым с того времени, когда календарь жизни общества и Церкви стали различаться. И не исключено появление раскольников, какой-нибудь секты "семиянварников", которые откажутся от этого сдвига по своему невежеству. Но это же будет и хорошим поводом, чтобы принять новый календарь, т.к. сдвигать даты придется по-любому, то наши правнуки будут задаваться вопросом - если всё равно двигать даты, то зачем глублять ошибки прошлого?
Наталья И.24 декабря 2015, 16:00
А что сейчас копья ломать? Подождите еще несколько лет и вопрос сам собой отпадет. В Европе праздновать Рождество никто уже не будет, даже формально. Календарь там будет, какой положен по мусульманским законам. Да и ездить отдыхать в такую Европу смысла уже не будет. А оставшиеся христиане (православные, и даже католики) приедут жить к нам, т.к. только у нас будет возможно жить по христианской вере, и скажут нам "спасибо" за то, что мы сохранили церковный юлианский календарь. :)
Лариса Воронина24 декабря 2015, 10:00
Олег23 декабря 2015, 17:00 /Элемертарное (!) решение этого вопроса с точки зрения здравого смысла - это не переход на другие календари,а перенос (!) празднования Рождества на 1-е января (!). В этом решение всех проблем (!) и с постом (!) и с Благодатным огнем (?!). Все останется на своих местах (?)./ Пошутил человек или серьёзно? Не желаете-с, с точки зрения здравого смыла (и существенной экономии, опять же), перенести свой День рождения на 29 февраля по календарю Майя?
Иоанна АБ23 декабря 2015, 23:00
Нет никаких "мы" и "вы" в РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Везде, во всём мире, одним чином служат, на одном языке, по одному календарю, одного Патриарха Московского и Всея Руси поминают. Священство на 90% из России и с Украины, выпускники наших духовных школ. Это для тех, кому нравится всех делить на "своих " и "предателей". Железная воля и безжалостность к врагам - это из какой-то другой оперы. А в Православии - сердце милостивое и любовь ко всем (или, если пока нет любви, хотя бы доброжелательность).
Корнилий 23 декабря 2015, 19:00
в вечности нет времён и сроков. вопрос в другом, какие могут быть последствия? Если в даный момент проблемы только у некоторых мам с воспитанием детей в благочестии, да у тех кто общается с инославными, то с переходом на новый стиль могут возникнуть нестроения и расколы, а это только на руку врагам Церкви.
Олег23 декабря 2015, 17:00
Элемертарное решение этого вопроса с точки зрения здравого смысла- это не переход на другие календари,а перенос празднования Рождества на 1-е января. В этом решение всех проблем и с постом и с Благодатным огнем. Все останется на своих местах. Только наконец главным событием для нашей страны в эти дни станет именно Рождество. И каникулы Рождественские и подарки и елка тоже Рождественская, а не новогодняя. Тем более исчесление нового года будет действительно от Рождества Христова. Храни всех Вас, Господь!
Ирина22 декабря 2015, 22:00
Большое спасибо и низкий поклон автору за статью. Наконец-то в моей голове всё встало на свои места. На мой взгляд, лучший комментарий к разгоревшейся полемике дала Наталья от 21 января: "Русская Православная Церковь живет по Юлианскому календарю. Благодатный Огонь сходит в Иерусалиме только на Православную Пасху. Какие еще нужны аргументы, чтобы оставить все как есть?" Правда, что христиане "не от мира сего", следовательно, дело не в удобствах, а в следовании за Христом. Поэтому прежде всего надо для себя определить: с кем ты - с миром или со своим Учителем? Тогда и детям сумеешь объяснить! Живу во Франции, хожу в православный храм Московской Патриархии, который празднует Рождество 7 января. Считаю важным хранить верность той Церкви, в которой крестилась.
Макс22 декабря 2015, 16:00
22 декабря 2015, 09:00 Но, все-таки хотелось бы более услышать более грамотных авторов. //. Кузенков Павел Владимирович, Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской духовной семинарии. Родился 19 июля 1969 года в г. Москва. В 1992 году Окончил МГТУ им. Н.Э.Баумана . В 1999 году окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова С 1998 по 2006 г. работал в Церковно-научном центре "Православная энциклопедия". Публикации в 9-ти журналах - куда ещё грамотнее? не выдумывайте.
Лариса Воронина22 декабря 2015, 14:00
22 декабря 2015, 09:00 /Я вот тоже не поняла комментарий Ларисы В./ Тем не менее, цель достигнута, товарищ Аноним. Если все исходные верны, становится очевидно, откуда идут разговоры об отмене календаря, церковно-славянского языка и прочих древних церковных традиций. Понемножечку, по шажочку...
Александр22 декабря 2015, 14:00
Что же, раз получился такой компот, пишу ещё раз, надеюсь последний. Вступая в дискуссию с кем либо, всегда надеешься, что твои оппоненты владеют существом дискутируемого вопроса, и поймут тебя правильно. Я коротко. Юлианский календарь был принят при Юлии Цезаре, это случилось в языческое время ещё до рождения Христа. Календарь придумали люди, древние астрономы. Его приняла и христианская церковь, потому что в момент своего возникновения, этот календарь был в употреблении. Календарь прост и удобен. На его основе была построена вся система церковных праздников и богослужений. Но в него, в силу нашего несовершенства и трудности расчёта изначально была заложена математическая ошибка.Она приводит к тому, что каждые 128 лет календарные даты смещаются на один день. Например в 22 веке православное человечество будет отмечать Рождество Христово уже не 7-го января , а 8-го, и так далее. Дело не в католиках и не в большевиках, посягающих на наши православные устои. Я не даром сравнивал календарь в своём первом посте с часами. Ведь это действительно инструмент слежения за временем, только большего масштаба. Согласен, что не разумно каждый раз покупать новые часы, если старые, проверенные, идут немного неточно. Оставим всё как есть, будем жить по юлианскому календарю, вводя поправку на один день каждые 128 лет, то есть всего лишь подводя стрелки часов. Возможно я что-то упускаю из вида, грешен, прошу простить меня за это, но уверяю, что никакого злого умысла у меня нет. "Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися"(Пс. 69:2). Спасибо.
Лариса Воронина22 декабря 2015, 10:00
Интересно получается, а почему вы, делая нажим на разделение, что конечно несет негативный посыл, при этом давите на то, чтоб мы подстраивались под вас? Почему не вы под нас? Вас же расстраивает разделение, вот и давите на свои общины, чтоб они переходили на старый стиль. Лукаво это выглядит: мы не хотим разделения, поэтому вы обязаны подчиниться. И аргументация всегда одна – дети [то есть «лапки вверх! Или вы не любите детей?!»]. Дети-то вырастут, а вот Церкви будет нанесён непоправимый урон. Вы хотите нанести урон Церкви?
22 декабря 2015, 10:00
Вопрос удобства празднования нового года после Рождества...Православные, вы это серьезно? Я в Париже живу. Да, очень неудобно с праздниками. Ну ничего! Дочь из школы без проблем отпускают на наши праздники. Она, в свои семь лет, уже как-то представляет разницу между католиками и православными. Пусть привыкает жить не по удобству, не по стихиям мира сего. А календарь мы с собой в жизнь безконечную не заберем. Пройдет и это!
22 декабря 2015, 10:00
Православные церкви, перешедшие на новый стиль сохранили александрийскую пасхалию ради единства православного мира, что б хотя бы Пасху праздновать вместе. Только две поместные Церкви перешли на новую Пасхалию. Это Финская и Эстонская КП. Но даже их остальные православные еретиками не считают. Как мне кажется, менять календарь сейчас нельзя. Вопрос этот больше пасторский. Ну зачем вносить в Церковь искусственные разделения? Она и так прекрасно живет по Юлианскому календарю не одну тысячу лет. Нет необходимости вводить лишние расколы. Однако дата Пасхи-вопрос астрономический. Читайте каноны. Но и менять ничего нельзя!
22 декабря 2015, 09:00
Я вот тоже не поняла комментарий Ларисы В. И, как на грех, тоже, как некоторые здесь уже высказывавшиеся, живу во Франции. Если нам держаться местных обычаев, так нужно в католицизм переходить. А лучше в ислам. Здесь уже так. Что касается сути предмета. Почитайте каноны Церкви о праздновании Пасхи. После первого полнолуния после весеннего равноденствия. В канонах речь не идет о календаре.Исключительно об астрономии. Я вовсе не призываю вот сразу менять календарь. Но, все-таки хотелось бы более услышать более грамотных авторов. Сочетание двух календарей-это, однозначно, полная бессмыслица.
Лариса Воронина22 декабря 2015, 09:00
Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом. Поговорка - это выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения. И то и другое относится к русской народной мудрости, фольклору, и не предполагает буквального понимания. И как юрист я, безусловно, не хотела затронуть чьи-либо права и свободы! Однако, вы, товарищи, сильно путаете общественное с частным [это к важнейшему для церкви событию о шоколадках]... Писать вы напротив - должны! По вашим отзывам можно понять те настроения, которые царят внутри западных церковных общин. Очень жаль, что календарь старого стиля для вас – проблема. И очень хорошо, что в нём [календаре] есть заинтересованность в светских кругах (ведь при отмене календаря масса кандидатских по истории утратит смысл). Иначе для Западного Православия не осталось бы преград для выдавливания Юлианского календаря из церковной жизни.
Иоанна АБ21 декабря 2015, 23:00
Александр, Юлия, НЕТ ЗДЕСЬ НИКАКОЙ ПРОБЛЕМЫ, если мы сами себе её не создаём. Я заграницей долго жила, и сейчас тоже бываю. Вся Русская Православная Церковь во всё мире живёт по одному календарю. Так же и Святая Земля, и Афон. Что нам ещё надо? И что мне католики, протестанты, греки-новостильники? Пойти в гости к родственникам или соседям? Так у них круглый год обжираловка! Ну, пригласите нас через неделю, что изменится? И дети спокойно к этому относятся, потому что знают: в нашей семье это не обсуждается. А вот у нас, в московской школе, они из 800 человек чуть ли не единственные постятся.(( (Антон, я с вами, как всегда, согласна. А также со Светланой, Еленой 15 дек. 12:00.)
olga21 декабря 2015, 23:00
Особенно удивляет, позиция некоторых мужчин...Всё вспомнили.И, про не так в Церкви, и про великие достижения языческого мира, и про науку, и про звёздное небо, и про Пасху в один день и про то, что- же потеряли новоюлианцы?...Только про ХРИСТА забыли...Про ЖИВОГО БОГА-СЛОВО, который ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВОЙ НАШЕЙ ЦЕРКВИ. И КОТОРЫЙ ДУХОМ СВЯТЫМ УПРАВЛЯЕТ всеми. Это не в ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, что-то серьёзно не так, это в мире во зле лежащем, что-то очень серьёзно не так.И уже давно.Со времён грехопадения.Как земля является собственностью БОГА, так и всё, что существует на ней, существовало или будет существовать принадлежит целиком и полностью - БОГУ ТВОРЦУ И СОЗДАТЕЛЮ всякой твари. Ибо ЕГО ДУХОМ живём и в ЕГО ПРЕСВЯТОЙ ЗАБОТЕ пребываем. Понимаем или нет - другой вопрос, но на Страшном Суде ответим за каждое мгновение своей жизни, на что употребили ЕГО НЕУСТАННОЕ ПОПЕЧЕНИЕ. Ибо - там пелены с глаз спадут, и откроется ВЕЛИКИЙ ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ, и при ВСЁМ ВЕЛИЧИИ ЕГО - мы как-бы не оказались, как блохи бесноватые. ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ! Странное дело многие думают, что если все вместе "всем колхозом", то это правильно, хорошо и прекрасно.Как же тянет-то к себе, Вавилонская башня. Мы все с двумя руками с двумя ногами, а что даже при этом, разве мы не различны? "И не всякий говорящий ГОСПОДИ, ГОСПОДИ войдёт в Царство Небесное" и "что общего у света с тьмою". Вполне себе, безопастный "водораздел"; позваны на пир все, но так, как они прямым путям предпочитают кривые, то сами за это и ответят.Что на зеркало пенять, коли рожа крива? А если они своими метаниями потеряли благодать, то не мы к ним должны примыкать, а они к нам.И то, только в том случае, если всенародно покаются, то есть признают ошибочность своих заблуждений перед БОГОМ. Переход на Юлианский календарь(старый стиль) для всего государства, мысль при всей её правильности иллюзорно-фантастическая.Удержатся в нём(в старом стиле) в границах Церкви - наша Святая обязанность, перед грядущими поколениями.Тут г.Святого Петра с Ленинградской областью, честно говоря, уже "ни в какие ворота", но когда вспомнишь о детях-сиротах, о стариках, о больных людях понимаешь, что отрывать-то будут у них.Потерпим.ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Наталья21 декабря 2015, 20:00
Русская Православная Церковь живет по Юлианскому календарю. Благодатный Огонь сходит в Иерусалиме только на Православную Пасху. Какие еще нужны аргументы, чтобы оставить все как есть?
Юлия 21 декабря 2015, 19:00
Лариса, я так понимаю, Вы думаете, что все, кто живут не в России - волки :) Но уверяю Вас, что это не так. Где я живу - это не такой уж важный вопрос. Геннадий живёт в России, я так поняла, а вопросы те же. Вы можете, и живя в России, поехать в гости в другую православную страну, монастырь какой-нибудь посетить или просто так, и почувствовать на себе эту проблему. Вопрос в единении или в его отсутствии, и о последнем я сожалею, вне зависимости от моего места жительства.
Иоанна АБ21 декабря 2015, 18:00
Вот именно так и жить в этом мире, где мы "не от мира сего". И во Франции, и Болгарии, и в России. И в вопросах календаря, и во всём другом. Как Церковь Православная говорит, так и делать. Это моё убеждение. Тот, кто любит Бога, потерпит любые неудобства, примеров много. И, видя вашу твёрдость, родственники с уважением отнесутся к вашей вере. /Я живу во Франции/ - этого достаточно. А мы живем в России. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.// - Нельзя так рассуждать! И нельзя так отвечать своим же братьям и сёстрам по вере. "Господня земля и исполнения ея", ВСЯ ЗЕМЛЯ! Что, у нас в России все такие правильные и церковные? Многие ли празднуют именно церковные праздники? Процентов 10. А постятся и того меньше. Нельзя так.
Лиза 21 декабря 2015, 17:00
Лариса Воронина, а что, если человек живет не в России, уже и написать ничего не может? Не должен лезть в "чужой монастырь"? Согласитесь, это как-то обидно. Зачем обижать, ведь люди живут и в католических странах и, например, на Кипре большая русская община. Мы как- то были в монастыре Святого Мины, монахиня угостила детей шоколадками, стоит праздничная икона Петра и Павла. А у меня два именинника. Что же хорошего в этом разделении?
Александр21 декабря 2015, 17:00
Страсти какие! Наше несовершенство вместо избрания царского пути,то есть истинного, заставляет в каждом камушке, попавшем в наш ботинок искать промысел Божий, ну или происки лукавого...Святые отцы призывают нас не перебарщивать с "опьянением духовным", и такое тоже бывает. У кого-то есть возможность увековечить своё имя, разрешив этот трудный вопрос с календарём, или сообща решать на вселенском соборе! А пока лучше не ссориться и попросить Божьей помощи и вразумления, - «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2)
Лариса Воронина21 декабря 2015, 15:00
Юлия 21 декабря 2015, 11:00 /Я живу во Франции/ - этого достаточно. А мы живем в России. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. В каком народе живешь, того обычая и держись. Свой обычай в чужой дом не носи. С волками жить, по-волчьи выть. When in Rome, do as the Romans do. Il faut vivre à Rome comme à Rome.
Юлия 21 декабря 2015, 11:00
Прочитала статью, аргументы интересные и правильные. Особенно верно мне показалось про то, что сдвигается литургический год. И все-таки странно приехать в монастырь в Греции, когда у них уже Успение, а у нас только пост начался. Надо искать единства где можно, а не разногласий, разве нет? И бытовую сторону вопроса не нужно преуменьшать, и дело тут не только в удобстве. Я живу во Франции, у нас в основном все православные приходы празднуют 25-го, и постоянно идут эти подсчеты, кто в каком приходе, у них уже Рождество? А вот у них? Кого поздравлять, кого ещё рано? Много семей, где есть и католики, и православные. И как, когда твои бабушка и дедушка празднуют, а ты говоришь: нет, у меня еще пока не праздник или праздновать два раза, как верно заметил Геннадий? Ситуация сложная, но, как во всех ситуациях, лучше всего нам руководствоваться стремлением к единству и любовью к братьям. Вряд ли кто-то уже перейдет обратно на Юлианский календарь, и сколько мы ещё будем упираться и отделяться? Мне это не кажется правильным.
Лариса Воронина21 декабря 2015, 10:00
Введению календарей предшествовали мотивы: а) Юлианскому - точное летоисчисление; б) Григорианскому - горделивый разум и экспансия. Исходя из мотивов ясно целеполагание. В сложившейся ситуации с календарями, православные итак празднуют Рождество 25 декабря, зачем делать на этом особый нажим? Или автор предлагает перековаться и праздновать вместе с католиками? Старый стиль завязан не только на церковную пасхалию, но и исторические факты, поэтому его «отменить» весьма проблематично. И любителям салата Оливье стоит детям начинать объяснение с истории. В СССР каждый школьник назубок знал, почему 7 ноября – День Великой Октябрьской революции, почему сейчас это вылилось в целую проблему?.. Был у меня случай на работе. Сотрудник пространно рассказывал, что христиане сами не знают где, и когда было Рождество Христово, в общем, излагал весь набор профанаций на заданную тему. Я отмалчивалась, но он задал прямой вопрос: «вот ты в церковь ходишь, так когда Рождество?» Неожиданно для себя я отрапортовала: «Через 9 месяцев после Благовещения!» Ну, думаю, сейчас такое начнется… К моему удивлению последовал лёгкий ступор, собеседник сменил тему и вообще с тех пор религии не касался… Так что если вам «стыдно» перед внешними, то это ложный стыд. Всегда найдется что ответить.
Антон21 декабря 2015, 09:00
Мы должны окончательно понять, что Православие и современные западные конфессии - как римский католицизм, так и протестантизм - это абсолютно разные религии. Западные конфессии повернулись к Богу спиной, они превратились в светские сообщества, основанные на постхристианском гуманизме. Отсюда и женское священство у англикан, и одобрение гомосексуализма большинством протестантов (кое-где, например, в Швеции, уже появились "епископши"-лесбиянки, живущие в однополом браке), и всё более распространяющаяся в их среде идея о том, что все веры одинаково хороши. И, конечно, всецелая поглощённость проблемами земного мира, не дающая поднять глаза к небу. Поэтому, очень хорошо, что у нас другой календарь. Это напоминает нам, что мы не должны уподобляться западным псевдохристианам, что мы просто обязаны жить по-другому, по законам небесного мира. И хорошо, что наше Рождество празднуется уже после западного Рождества и после светского нового года, когда спадает волна пьяного мирского веселья, и наше в нашем Рождестве ясно виден его духовный смысл. Это праздник рождения Богочеловека - а не повод накупить подарков, слопать индейку, выпить, прошвырнуться по увеселительным заведением, в который выродилось Рождество на Западе. В Европе многие так и говорят - наше рождество не имеет никакого отношения к Христу, это просто древняя, ещё языческая традиция. Если мы хотим остаться православными, а не раствориться в море безбожия, мы должны отстоять юлианский календарь. А также церковнославянский язык, посты, продолжительные богослужения - всё, чем так тяготится заплывший жиром, отупевший от оргиастического потребительства и безсмысленных развлечений постхристианский мир.
Дин21 декабря 2015, 01:00
У евреев Пасха (песах)исход из рабства, а не сельхоз дата. Так точнее будет.
Марина Жердева20 декабря 2015, 20:00
Судя по отзывам семейных людей,где не все члены семьи воцерковлены,считаю правильным переход на старый стиль именно на государственном уровне!!! Жалко бедных детей, которые верят в пустышку,а точнее в идола деда мороза.И конечно,если я правильно поняла,церковь на всех выпускаемых календарях должна ставить первой дату старого стиля,как главную. Соответственно и мы православные должны говорить,что мы празнуем Рождество 25 декабря и уточнять для мирских- по старому стилю.А то мы православные,грешным делом,называем дату Рождества-7 января.Оч.понравился комент. Olgi 02:00.
Алена20 декабря 2015, 17:00
Для тех, кто запутался: Когда весь западный мир празднует Рождество 25 декабря, то по-юлианскому календарю, т.е. по старому стилю - это 12 декабря. Западный мир живет на 13 дней вперед. А когда мы празднуем Рождество в январе (по новому), на самом деле это и есть дата 25 декабря по старому!
Арина20 декабря 2015, 17:00
Прежде, выходит, можно было взять изобретение языческого мира и построить вокруг него христианскую жизнь, сделать комфортным устремление человека к Истине даже в даты языческих праздников. А теперь, оказывается, роль организатора выполняет календарь, сильное признание. Новый год у нас в стране светский государственный праздник. Если следовать логике "светский значит языческий", простите, государство наше тогда по Конституции языческое, однако не заставляет никого поклоняться иным богам ни в новый год ни в другие 364(365) дней в году. Взрослый может не участвовать в суете вокруг нового года, а детям трудно устоять, когда все мероприятия в саду и школе выстроены вокруг государственного праздника. И, простите, кто им соблаз устраивает, враг рода человеческого или мы сами своей упертостью? В обычной жизни все отнимают 13 дней от светского календаря, чтобы определить дату по церковному календарю, а не наоборот, прибавляют 13 дней к юлианскому. Любого мирского человека спросите, когда Преображение, без запинки выпалит 19 августа. Это тоже реалии нашей жизни. Сакральность иудейского календаря основана на том, что они ожидают до сих пор наступления определенного события. Для иудеев двойственность во всем объяснима, но разве их двуличность пример для подражания. Христиане ожидают совсем иного события, сроки которого не установлены и не исчисляются. И когда поддаются соблазну исчислить, что не положено, то собственными действием (или бездействием) все разрушают. А в быту нам какой календарь не установи, все праздники отметим дважды. Даже если сейчас 25 декабря будем праздновать Рождество, каникулы можно смело устанавливать с 25 декабря по 14 января, на меньшее русская душа по традиции не согласится.
Vladimir Barakhnin20 декабря 2015, 13:00
Когда при мне говорят, что надо перейти на григорианский календарь, иначе это мешает праздновать Новый год, я замечаю, что поесть мяса в Рождественский пост - грех куда меньший, чем покушаться на каноны Церкви.
Елена20 декабря 2015, 12:00
А мне нравится такое несовпадение. О рождестве 25 декабря ( по новому стилю) в средствах массовой информации в основном вспоминают как о празднике подарков и каких-то особых рождественских блюд. А вот 7 января (25 декабря по старому стилю) - это праздник Рождества Христова. Есть определенные сложности с празднованием нового года. Но что это за праздник? Наверно один из самых условных. Почему 1 января, а не 1 декабря или 1 марта? Мне с каждым годом это новогоднее сумасшествие все больше вызывает отторжение. Нет, я не против новогоднего праздника, но если мы не можем решить такую проблему (в том числе и для детей), то как же нам жить в этом мире где мы должны быть "не от мира сего"?
Елена20 декабря 2015, 03:00
Согласна с Лизой и Натальей. Наверное автора окружают только воцерковленные люди и у него нет таких проблем,а у меня никто из семьи не воцерковлен и получается,что у ребенка еще до Рождества все елки отпразднованы,куча подарков получена,и на Рождество нет уже того праздничного настроения. И как ребенка в вере воспитывать? Если вопрос календаря не догматичен,то я все-таки больше склоняюсь к Новоюлианскому.
Ирина20 декабря 2015, 01:00
Большое спасибо автору за такое глубокое освещение вопроса. Знать суть вопроса полезно всем православным, чтобы не сбиться с пути истинного.
из Болгарии - Иоанна19 декабря 2015, 23:00
В прошлом году в Болгарии заговезни на Петров пост получились после праздника святых апостолов Петра и Павла. И это - далеко не единственное, мягко говоря, неудобство календарной шизофрении - смешения календарей подвижных и неподвижных церковных праздников. Нарушается ритм церковной жизни, духовной жизни Поместной Церкви и каждого ее члена.
Maxim Nazarovsky19 декабря 2015, 21:00
ЛУЧШЕ ОСТАВИТЬ как ЕСТЬ !!! И менять НЕ РЕКОМЕНДУЮ ! Мало ли... ТРАДИЦИИ в угоду тому или иному, а тем более РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ следует СОХРАНЯТЬ. а не терять....
Вера-4619 декабря 2015, 20:00
Храни нас Господь от изменения календаря в Церкви! Ну что стало с греками после перехода на европейский (григорианский) стиль? Совсем подпали под власть Европы... Болгария - уже сами не знают какому богу молиться, не только по календарю, а и во всей своей политике...Лучше, согрешивши в посте на новый год - покаяться, чем переходить на новый календарь.. И, потом, это будет грозить новым расколом: новостильники, старостильники (в Греции, например, они не ходят в церкви другого стиля)... Мало нам своих нестроений со старообрядцами? Только дай слабину - и покатится, не остановишь... Спаси, сохрани и помилуй, Господи, от всех этих нововведений в церковной жизни! Это же не просто традиция! Это - жизнь!
Сергей19 декабря 2015, 19:00
Такой грамотной аргументации и глубокого анализа я давно не встречал. Под каждым словом хочется сто раз подписаться. Автор уловил самую суть проблемы. За "невинным" отказом от календаря лежит : сокращение и изменение строгости постов, подготовки к Причастию,"удобный" светский язык богослужения и.т.д. Это всё "одного поля ягоды". Попробуйте увидеть в греческой церкви женщину с покрытой головой. Западная Европа утвердила нового бога - Комфорт. Противодействие ему рассматривается как "крези"( в лучшем случае ). Этот божок с рогами преследует нас всю жизнь. Противодействие ему оказывать сложно. "Он" не говорит: "убей,укради, лжесвидетельствуй...". "Он" говорит:"Сделай удобно." Разве в этом грех? Да,иногда грех. Зачем идти пешком - сядь в машину. А зачем выращивать хлеб, яблоки, развивать промышленность? Ведь можно продать нефть и всё купить. Пусть Германия делает станки, а Турция выращивает апельсины... Увы, последние события показали, что не всё имеющее временную рациональность, полезно в долгосрочной перспективе. А духовная сфера априори иррациональна. Зачем святые - столпники стояли годами и не садились? Они, между прочим, потом маялись от тяжелейших язв на ногах. Это один из примеров. Выхолащивание иррационального из Православия - это его уничтожение. Ведомым или неведомым образом.
Александр19 декабря 2015, 16:00
/"главного праздника в году - Рождества Христова!" Александр, все-таки вы не правы...это у католиков так, а у нас главный праздник в году - ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО./ Да я согласен и понимаю разницу в акцентах православия и всего остального! Это в общечеловеческом плане имелось ввиду мной. Ведь в празднование Рождества вовлечено большее число людей, не только верующих. Особенно детвора! Ей намного понятнее магия и волшебство Рождественской ночи, и легче приобщиться к Христу именно через этот праздник! Пусть прикоснутся, полюбят сначала! В этом я вижу некоторую миссионерскую функцию этого праздника. А у нас безликий Новый год на первом месте... Спасибо!
Сергей19 декабря 2015, 15:00
Статья большая, вроде бы все аргументы разобраны и "разрушены". Но все-таки, прошлись поверхностно, обвинили "новостильников" в любви к западу и оливье... и все. А если серьезно? Почему не разобран такой "минус" юлианской пасхалии, который, например, меня волнует, не Новый год и удобство, а именно это: по александрийской пасхалии Пасха должна быть в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия, но по факту этого не происходит. Достаточно посмотреть дату нашей Пасхи и посмотреть на ночное небо. Что делать?
Никита 19 декабря 2015, 14:00
Звучит вопрос: «Если проблему Пасхалии календарь не решает, то зачем он нужен?» Да затем, чтобы праздновать Рождество Христово со всем миром, чтобы современный человек мог еще более глубоко погрузиться в литургическую жить, не страдая при этом шизофреническим раздвоением сознания, чтобы Рождество Христово встало на свое место в сознании не только воцерковленных людей. Очень пафосно звучит тезис: « С Христом или с миром». Но по факту, Иисус говорил о том, что его ученики не должны унаследовать лукавство мира в каких-то более фундаментальных вещах, нежели субкультурное изобретение языческого мира (как автор изволил выразиться).Не в том месте вы от мира отгораживаетесь. Хотите противопоставить себя миру - соблюдайте заповеди, это посложней будет, чем лицемерно создавать иллюзию «другого времени». ИМХО, пока Новый год празднуется первым, Рождество в семьях не целиком ортодоксально воцерковленных будет отодвигаться на второй план. Дети нового поколения будут спрашивать: а подарки когда, а елка когда, а почему у всех сейчас, а у нас потом, и тд. А мне бы хотелось, чтобы мои дети больше любили Рождество, так как в этот день Спаситель пришел в мир, а тут вот некий исполнитель редакционных заданий против. Вопрос автору: что приобрели и что потеряли церкви, перешедшие на Новоюлианский?
Критик19 декабря 2015, 12:00
Отличная статья. Особенно в части того, как у нас Новый год пиарят (другого слова не найти). Только маленькая ремарка, в исламских странах бывш. СССР Новый год не отмечают, во всяком случае так как в России, например. Я бы вообще этот праздник сделал бы 1-м днем (только 1 января), а вот 7-10 можно было бы отмечать именно как Рождественские каникулы. Но больше огорчает то, что у нас не мало людей просто пьют все это время, т.к. есть повод не ходить на работу.
Лиза19 декабря 2015, 10:00
К сожалению, реалии таковы, что не часто в одной семье и папа и мама воцерковлены. А народ всё равно празднует Новый год. Это видно и по школам и вообще везде. Я стараюсь водить детей в храм с первых дней жизни, но муж в храм почти не ходит. Интересно,что дети прекрасно осознают и даже говорят вслух, что именно муж- глава семьи. Глава семьи ждет Новый год и дети вместе с ним. Мы также празднуем Рождество Христово, но уже после... Подарки уже получены... Я даже пыталась крупные подарки приберечь до Праздника, но всё равно что-то не так получается.. Мы очень грешные, наверное, поэтому Рождество не удается ощутить в полной мере
Кирилл Разумов19 декабря 2015, 03:00
Нам нужно прожить эти 13 дней. И пусть весь Мир подождёт. Чтобы светский календарь совпал с церковным. Чтобы не было путаницы. И будем тогда отмечать как положено 25-го декабря Рождество Христово перед Новым Годом.
olga19 декабря 2015, 02:00
Для тех, кто не понял, что хотел сказать автор.Есть старинный способ для понимания - просто уникальный.Если ты, что-то прочитал и не понял - читай ещё раз!Если опять не понял - опять читай! В принципе, читать можно до тех пор, пока не поймёшь.Если уж совсем туго - отложи в сторону, подожди, а потом, снова читай.Евреями после этого - не станете , но думать научитесь.(шутка) Это свойство, в любом случае, нужно развивать.А, что-же хотел сказать автор в своей замечательной, на мой взгляд, статье.Автор в своей статье призывает всех Христиан, следовать за ХРИСТОМ. И не разменивать по мелочам Целостность Христианской Жизни. Так называемый "новый год", ведь это-же языческая по сути вакханалия - припудренный труп идолопоклонства. " Где труп, там соберутся и орлы." Вот бесы и кружат над нашей раздвоенностью.Разве для многих, если не для всех, приемлемо было-бы ходить к примеру в воскресенье на Литургию, а в субботу в синагогу? Нет! А языческие увеселения - это жертвоприношение бесам, под видимой "упаковкой" того или иного явления.И вполне себе уживаются с нашими "христианскими" ценностями. И именно в этом "измерении" находится винопийство, блуд, детоубийство(аборты), разрушение семей и, как следствие всего выше перечисленного непонимание - а, что такое покаяние? Покаяние - это изменение ума и прежде всего, изменение жизни.(Св.Иоанн Златоуст) То есть, должен вернуться к людям " образ мыслей праведников".У нас же в головах, полная антисанитария! За то, что мученники умирали! - мы и за грех-то не считаем...Мы живём во временном отрезке в условном времени(единица измерения), в условном(материальном) мире, с величиной постоянно изменяющихся условностей( включая и нас самих).ВЕРЕН И ВЕЧЕН ТОЛЬКО БОГ И ЕГО ПРОМЫСЕЛ О НАС.И если, БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ сходит только по старому стилю - это ли, не прямое указание ВОЛИ ЕГО. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! P.S.Спасибо за статью и за лекцию.
тамара19 декабря 2015, 00:00
Конечно,надо перейти бы и светскому календарю на церковный -юлианский и будет всё хорошо. а пасха совсем от Рождества не зависит и исчисляется по другому совершенно . ТАК ЧТО СХОЖДЕНИЕ ОГНЯ И ТАК ИДЁТ ВСЕГДА ПЕРЕД ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСХОЙ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ. ДЛЯ НАС ВСЕГДА БУДЕТ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!!! Это католики перешли с юлианского календаря на григорианский. а православные всё отмечают по юлианскому .ПОСМОТРИТЕ В ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ ----25ДЕКАБРЯ----ЭТО И ЕСТЬ ПО СВЕТСКИ 7ЯНВАРЯ!!!! Об этом речь и идёт.чтобы светский календарь совпадал с церковным.
18 декабря 2015, 23:00
"главного праздника в году - Рождества Христова!" Александр, все-таки вы не правы...это у католиков так, а у нас главный праздник в году - ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО.
Павел18 декабря 2015, 23:00
Всем добрый день! Позволю себе высказать свое скромное мнение. В статье совсем не рассмотрен вопрос, который лично меня волнует больше всего. Я не за григорианский или юлианский календарь, а за то, чтобы все православные церкви праздновали Рождество и другие праздники вместе. Еще в 1 тысячилетии, когда мобильность людей была весьма низка, понимали важность празднования праздников в одни и те же даты. Изначально Пасха праздновалось по-разному в разным частях Римской империи, однако церкви нашли в себе силы и разум выработать единую пасхалию. Хотя могли бы до сиз пор спорить, чья пасхалия лучше. А что получается сейчас? Ездил я летом отдыхать в Болгарию. Так у них праздновался Петр и Павел 29 июня: мои именины. И что мне делать? Не праздновать или праздновать два раза? А что касается некоторых комментариев про схождение Благодатного огня, так необходимо знать, что все православные церкви праздную Пасху в один день; различия только в праздновании фиксированных праздников.
Anna18 декабря 2015, 20:00
На мой взгляд статья слабая. Советую, прочитать мнение арх. Рафаила Карелина по этому вопросу. Забавно, в некоторых отзывах на эту статью упоминание Нового года 31 декабря. Для нас, православных этот праздник 1сентября. Именно желание соединить церковную традицию со светской,приводит к желанию отмечать Рождество 25 декабря. А последствия таких "соединений" очевидны.
18 декабря 2015, 19:00
Уважаемый Павел, я надеюсь вы все же читаете комментарии оставляемые к вашей статье на этом замечательном сайте. Прежде всего хотелось бы поблагодарить вас за честную, без лишних ненужных эмоций и перевирания фактов статью, к сожалению масса других статей в защиту старого календаря этим грешат. Но вы все же достаточно сильно профанируете наши - сторонников нового календаря аргументы. Полемизировать со всей статьей полностью мне в рамках комментария будет пожалуй сложновато, но на два крайне - принципиально серьезных момента хотелось бы все таки обратить ваше внимание. 1-й вопрос исторический, связанный с возникновением самого праздника Рождества Христова. Одним из основных объяснений является то, что Церковь установила этот праздник (отделив его от Богоявления) с целью заменить праздник великого солнца Римской Империи. Но утверждающий что только этим руководствовались Святые Отцы Церкви - очевидно слишком плохо знаком с нашим Преданием. И в связи с этим возникает такая вот вилка понимания - либо Святые Отцы установили празднование Рождества Христова 25 декабря, потому что в этот день было зимнее солнцестояние, либо Святые Отцы установили празднование Рождества Христова на день зимнего солнцестояния, которое в то время приходилось на 25 декабря. И это не просто переставление слов в предложении - я хочу напомнить сколько споров было о порядке слов в Символе Вере - это вовсе не такой простой вопрос как кажется. Мне совершенно очевидно, что Рождение Солнца Правды - вся Рождественская гимнография - весь богослужебный (древний) цикл Господних праздников - говорит о том что первично все таки солнцестояние, а дата - совершенно вторична. Без серьезного Церковного обсуждения этого вопроса - этого понимания одного из смыслов празднования Рождества Христова - обсуждение календаря нам кажется неправильным. 2-ой аргумент нашей стороны который вы исказили - это порядок следования праздников Рождества и Нового Года. Проще всего свести нашу аргументацию к "поесть салатиков" и повеселиться с "внешними". Однако наша аргументация совершенно иная. Мы считаем неправильным отделение вопроса календарного конфликта Церкви и государства в праздновании даты Нового года до Рождества - отделять от вопросов катехизаторства и практики крещения детей из нецерковных семей. Нам кажется что либо бы прекращаем крещение детей из семей церковность которых для нас сомнительна, и принимаем других крещаемых через обязательный период катехизации, либо мы просто признаем что вот эти - уже крещеными нами люди - составляющие большинство населения нашей страны - это часть нашей Церкви. И если это что часть - при чем по количеству абсолютного большинства в Рождественский пост празднует языческий по своему смысловому плану праздник - это значит что в нашей Церкви что-то очень серьезно не так, и с этим что-то нужно делать. В качестве "бонуса" - соображения по поводу календаря комиссии Российского астрономического общества 1899-1900 года - в участии комиссии принимали участие Менделеев (был за новый стиль) и В.В. Болотов (был против) "«Календарь должен быть исправлен — прежде всего потому, что он неверен. От этого мы не уйдем; это есть и будет, какие бы ни были приведены мотивы и выдвинуты преграды. Мы уже не можем сказать, как Иисус Навин: "Стой, солнце, и не движись, луна!" Нам ближе Галилей с его убежденным "а все-таки она движется!" Зная правду, нам уже трудно оставаться при старом заблуждении. Здесь категорический императив и, пожалуй, честь и достоинство русской науки" (с). Календарная проблема. Протоиерей Ливерий Воронов С уважением Алексей. Надеюсь услышать контр-аргументы по озвученным мной вопросам.
Любовь18 декабря 2015, 19:00
Я, к сожалению, не поняла конец статьи. Так за какое же число борется автор статьи, за 25 декабря или же за 7 января? Я не поняла этого.
Лидия18 декабря 2015, 17:00
7 января и должно стать 25 декабря! Россия должна вернуться к старому стилю.Всё-таки даже Священный Огонь сходит по старому стилю!
Наталья18 декабря 2015, 16:00
Может быть это называется удобная вера, но так хотелось чтобы детишки ждали не Новогодней елки,а Рождественской Чудной ночи! А не так, отпраздновав 7 дней нового года, их ведут Рождественские елки (которые у нас только начинают появляться), когда уже вся радость "пресытилась". Само ожидание Ночи Рождества, а не Деда Мороза, должно зародить благоговение перед таким важным праздником. И сами утренники должны будут освещать событие этой Ночи. Мне кажется возрастет интерес среди "непросвещенных", да и наши маленькие православные не будут чувствовать себя лишенными какой-то радости. Но как Бог даст. Если нужно, мы будем терпеть.
Александр18 декабря 2015, 16:00
Пишу ещё раз, но меня эта тема касается каждый раз с приближением рождественских праздников и глубоко волнует, простите за навязчивость. Дело в том что довольно долго живу и работаю в католической стране, оставаясь всей душой православным человеком. Мне легко жить по юлианскому календарю, но каждый раз я замечаю преимущество отмечать Рождество до Нового года, чем после, как это здесь происходит и как это было изначально у нас, в России. У нас Рождество как бы уходит на второй план, у них - наоборот, на первый, и Новый год они отмечают очень скромно, уделяя главное внимание именно Рождеству. Светлый праздник в кругу семьи, рождественские подарки... Это играет только положительную роль. Конечно, нам станет легче соблюдать рождественский пост, чего они тут не делают(шутка), но вернётся и изначальный смысл главного праздника в году - Рождества Христова! Было бы лучше, наверное, объединить эти два праздника в один, логичнее, но скорее всего я ошибаюсь. Спасибо.
Евгений18 декабря 2015, 15:00
А как же схождение Благодатного огня на нашу Пасху?
Александр18 декабря 2015, 13:00
И всё же речь идёт о выборе корректной системе отсчёта, отсчёта времени в конечном итоге. Ведь если наши часы начинают спешить или отставать мы их просто подводим, и утром читаем молитвы утренние, но ни как не вечерние. К чему вся эта путаница в головах?
Ольга18 декабря 2015, 12:00
Рождество - 25 декабря по старому стилю, по принятому Церковью календарю ! Почитайте того же автора http://www.pravoslavie.ru/82083.html Если будете мыслить датами по старому стилю, когда говорите о церковных праздниках, все станет на свои места.
Светлана 18 декабря 2015, 12:00
Резюме статьи: православный календарь в нынешнем виде не удобен для гражданской безбожной жизни. Но если мы хотим жить как христиане, то нужно принести и такую жертву. Ведь Бог проверяет нашу любовь к нему таким образом.
Геннадий18 декабря 2015, 12:00
Тоже давно интересовался этим вопросом, и тут тоже соглашусь с Ольгой - ведь Рождество действительно 25 декабря, но не потому, что точно известна дата рождения Иисуса Христа, а потому что это событие связали с астрономическим событием начала увеличения светового дня (поправьте, если я неправ). Так вот астрономически событие 25-го декабря сохранилось в новом стиле, а в старом были просто неточности, из-за которых число со временем уплыло в другое астрономическое время. Тут надо решать вопрос с Пасхалией, дай Бог, чтобы по-скорее посчитали для нового стиля. А то держаться за старый стиль, "потому что традиция", ну не фарисейство ли это? А пока есть как есть, то какая разница - 2 недели раньше, или 2 недели позже, главное - с благоговением относиться к праздникам, понимать их смысл, соблюдать пост. Ведь даже мы не обижаемся, если нас на пару дней позже с Днем Рождения поздравят, главное что искренне!
Ирина18 декабря 2015, 11:00
Совершенно согласна с Ольгой. Прочитала статью и совсем запуталась. А ссылки на то, что остальные народы (евреи, японцы и т.д.)живут по своим календарям, по-моему, отнюдь не проясняют ситуацию. Если вопрос календаря не догматический, то что же мы так за это держимся? Конечно, как человек православный, я полностью подчиняюсь установлениям Церкви и священноначалию. Живём по юлианскому календарю значит живём так, но если наша Церковь примет решение перейти на григорианский календарь - подчинюсь полностью. А совпадение церковного и светского календарей, на мой взгляд, сделает полнее нашу жизнь, цельнее.
Ольга18 декабря 2015, 11:00
Браво автору! Спокойно, без загораживающих проблему эмоций. Все разложено по полочкам. У меня в голове многое прояснилось. Потому что обычно разговор идет о датах. А вот то, что произойдет такое кардинальное изменение служб, постов, выпадение или перемешивание некоторых праздников - об этом прочла впервые здесь и еще в некоторых статьях на днях. Спасибо!
Ольга18 декабря 2015, 09:00
Большое спасибо за эту статью. Я всем сердцем согласна с вами. Храни вас Господь!
Владимир Степанов18 декабря 2015, 08:00
Ваше Преосвященство Владыка Тихон! Просите своих духовников о том, чтоб они указали о том, есть ли Божья воля на возвращение Юлианского календаря в России, есть ли Божья воля на обращению к властям России (скорее что к Президенту) о том, чтоб просить их о возвращении Юлианского календаря. Господи, справь этот вопрос.
Ольга18 декабря 2015, 02:00
Уважаемый Павел, спасибо за разъяснения, но теперь я ещё больше запуталась:) Это же весь мир празднует Рождество 25го декабря, а мы 7го января. Почему тогда у НИХ все сместилось?! :) Для меня все так и осталось загадкой-это безусловно мои, и незнание истории, и проблемы с математикой:) Живем мы по светскому календарю, а все наши церковные праздники, посты соблюдаем по Православному календарю. Скажет наш многоуважаемый патриарх: "Рождество - 25 декабря", повинуемся беспрекословно!
Ксения18 декабря 2015, 01:00
Живя в Западной Европе, мы соблюдаем церковный Юлианский календарь и такая благодать, встречать Рождество Христово по-ангельски, в затишье, когда все вокруг затихло после гражданской, западной, пустой суеты, открыть сердце встрече со Христом. Я раньше как-то металась, а потом сам Бог все раставил, чтобы сохрантить мир мы всех поздравляем зараннее,кто здесь живет, хотя 95% не ходят в церковь и отностся к этому как в поводу повеселиться, но истинно радуемся и празднуем 7го января и Пасху Христову как положено. Наш малыш в 2 года проспал весь день и проснулся в 10 вечера, стал показывать на Икону (Пасхмальноя яйцо- Дева Мария и младенец Иисус- что Там Мария наверху бим-бам (колокола церковные) поехали, т.е. звал нас ночью на Пасхальную службу, так устами младенца Господь мне навсегда указал путь, чтобы больше не плутать, что нам до мирского, когда небо так близко... Доброго Поста и всему свое время, наша Церковь умеет ждать и терпеть.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке