Бульдозер смерти

Часть 2. Как побороть гнев

В первой части этой большой статьи я рассказывал о Марвине Химейере – американском рабочем, который, поддавшись гневу и жажде мщения, разрушил своим бульдозером полгорода. Только чудом никто из жителей не погиб, но бульдозер Марвина стал машиной смерти для него самого. Он застрелился, не выходя из кабины.

Фрагмент кинофильма «Слезы капали» Фрагмент кинофильма «Слезы капали»

Кривое зеркало гнева

Чтобы встать на борьбу с гневом в своей душе, остановить этот «бульдозер смерти», необходимо, в первую очередь, осознать всю опасность этой страсти. Конечно, вряд ли кто-то из нас сядет на трактор и начнет крушить заводы и дома. Но разрушить собственную жизнь и отравить жизнь наших близких, предавшись гневу, мы можем легко.

Сколько людей совершили убийства или стояли на грани этого, будучи ослеплены гневом, сколько семей распалось и дети стали сиротами при живых родителях, сколько уже взрослых детей годами не общаются со своими с родными отцами и матерями из-за многолетних взаимных обид. Задача диавола – посеять плевелы греха и помогать человеку их взращивать. Конечная его цель – смерть души. Апофеоз победы диавола над одержимым страстью гнева, тоски и уныния, конечно, самоубийство.

Мне вспоминается замечательный фильм-притча Георгия Николаевича Данелия «Слезы капали». У нас на приходе мы даже устраивали коллективные просмотры этой картины, чтобы потом обсудить с прихожанами тему борьбы с гневом. И каждому, кто хочет начать исправлять свою семейную жизнь, испорченную раздражением, недовольством и унынием, я очень советую посмотреть это старое кино.

Кратко перескажу сюжет этого фильма. В его основу положена сказка Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». Как мы все помним с детства, начинается она с того, что тролль, злой волшебник (а в оригинальном тексте говорится, что это «был сам диавол»), сделал волшебное зеркало, которое всё показывало в искаженном, дурном, уродливом виде. Сначала он потешался над людьми, а потом его помощники потащили зеркало на небо – чтобы поглумиться над ангелами и Самим Творцом. Но по дороге зеркало упало, разбилось, и его осколки разлетелись по всему миру. Кому такой осколок попадал в глаз, тот начинал видеть людей и всё вокруг в худшем виде, замечать кругом одни только недостатки. А если кусочек зеркала попадал в сердце – оно начинало леденеть. Одному жителю обычного советского провинциального городка Павлу Ивановичу Васину (его замечательно сыграл Евгений Леонов) попадает в глаз такое стекло. Он руководит строительным трестом, ему нравится его работа, он старается делать ее честно и добросовестно. Его ценят и уважают сослуживцы. У него семья: жена, сын, внучка, которых он любит. Но тут вся его жизнь полностью меняется. То есть меняются не люди, его окружающие, и не уклад, не обстоятельства самой жизни, а его отношение к этому. Всё, что он видит дома, на работе, на улице, его начинает страшно раздражать. Ничего хорошего он просто не замечает, всюду, во всем видит одни только недостатки. Понятно, что общаться с таким человеком всем становится очень трудно. Сначала от него уходят родные – он теряет семью, ссорится со всеми своими друзьями и сотрудниками по службе, а потом вообще лишается работы из-за конфликта с начальством. Доведенный гневом и постоянным недовольством до полного отчаяния, он хочет уйти из жизни, но так, чтобы даже самой своей смертью отомстить человеку, на которого имеет большую обиду. Он пишет предсмертную записку, в которой называет имена людей, якобы виновных в его смерти. После этого предпринимает несколько попыток суицида. Но, слава Богу, все попытки срываются. Васин начинает плакать, осколок зеркала вылетает из глаза, и он вновь начинает видеть жизнь такой, какая она есть.

Очень важна одна небольшая деталь этой картины. Периодически Павел Иванович видит тролля, то есть самого диавола, который смеется над его мучениями.

Мораль этой притчи очень простая и понятная: раздражение, гнев, обида не только не позволяют увидеть в том, что вокруг нас, и в окружающих людях хорошее, но и способны полностью разрушить самую счастливую и радостную жизнь. Задача врага – сломать нашу жизнь нашими собственными руками, сделать ее невыносимой и в конце погубить нашу душу.

Первым делом

С чего начать борьбу с гневом? – С ненависти к нему

С чего начать борьбу с гневом? С ненависти к нему. Святитель Феофан Затворник говорит, что «сначала надобно восстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания».

Мы должны осознать эту страсть врагом, который нагло вторгся в нашу жизнь и целенаправленно ее разрушает. Что не мы управляем нашей жизнью и строим ее, как хотим, а наша страсть выстраивает ее за нас. Мы хотим не гневаться, не раздражаться, не срывать злобу на окружающих, хотим видеть в людях хорошее, а ничего не получается, страсть сделала нас рабами. Вот когда мы поймем, что не мы управляем страстями, а они руководят нами, порабощают нас, когда захотим стать свободными от их влияния («мы не рабы, рабы не мы!») и после этого примем твердое решение вести беспощадную борьбу с внутренним врагом-поработителем, вот с этого момента и начинается путь к исцелению. Борьба с гневом – это очень серьезная работа, требующая терпения и времени. Нам нужно очень сильно захотеть с ним бороться. А для этого необходимо осознать всю пагубность этой страсти.

Хорошо присоединять в конце утренних молитв просьбу к Богу дать сил противостоять гневу и раздражению

После осознания своей немощи и бессилия второй шаг – это горячая просьба к Богу о помощи. Эта просьба должна быть регулярной (ежедневной) с верой, упованием и смирением перед Господом. Очень хорошо присоединять в конце утренних молитв просьбу к Богу дать сил бороться с гневом и раздражением, помочь увидеть в событиях дня и окружающих людях хорошее и избегать осуждения, раздражения и обидчивости. Вообще, если мы имеем какую-то особую просьбу ко Господу, нужно постоянно, в течение дня держать ее в душе и во всякое удобное время вспоминать. И на службе в храме, и проходя мимо храма, и просто когда будет свободная минута. Хорошо также взять на себя какое-то особое молитвенное правило, читать, например, канон или акафист Господу или Богородице. Какой именно, можете выбрать сами, главное – чтобы молитва была усердной.

Ненависть к страсти

Вернемся к тому, как возненавидеть страсть. Умом мы, конечно, все понимаем пагубность греховных зависимостей и вредных привычек. Но как возненавидеть то, что столько лет вызывало удовольствие, с чем связаны весьма приятные переживания? Да, как ни странно, даже такая неприятная штука, как гнев, может быть в чем-то очень приятной. Эта страсть доставляет человеку, подверженному ей, даже чисто физиологические удовольствия. В момент гнева в кровь поступает адреналин, и, как известно, этот гормон вызывает много приятных ощущений. Экстремалов-адреналинщиков даже называют адреналиновыми наркоманами. Гневающийся тоже такой адреналиновый наркоман. Правда, потом, после вспышки гнева, как правило, бывает очень плохо, стыдно, ведь совесть есть у каждого человека, «но это лишь потом». Гнев также создает на время ощущение, иллюзию власти над людьми, силы. Что тоже весьма приятно гневающемуся. То есть в гневе есть, как говорится, свои приятные бонусы. Значит, нужно уметь увидеть в этой страсти все ее отрицательные стороны, всю ее неприятную и разрушительную сущность. Для этого существует несколько способов.

Чтобы понять всю неприглядность страсти, очень важно как бы взглянуть на себя и свою страсть со стороны. Ведь мы не очень представляем, в каком неприличном, отталкивающем виде мы предстаем, когда отдаемся гневу. Есть такой совет: когда гневаешься, обижаешься, раздражаешься, поднеси к лицу зеркало (особенно эффективно для женщин) – и ты увидишь не свое привычное милое лицо, а какую-то бесовскую маску. Вот на нее-то и приходится смотреть окружающим в момент твоего раздражения. Помню рассказ одной женщины, которой ее соседка невольно помогла взглянуть на себя со стороны во время семейных скандалов. Однажды соседка встретила эту даму и спросила ее: не знает ли она, кто из соседей так ужасно кричит на своих домашних, постоянно устраивает им скандалы? может быть, нужно уже принять какие-то меры? И этой женщине стало страшно стыдно, ведь эти домашние разборки устраивала именно она, а соседка об этом не догадывалась, так как знала ее как внешне спокойную и добропорядочную женщину. После этого урока она стала следить за собой, и домашние баталии прекратились.

    

При страсти гнева очень важна частая исповедь

При страсти гнева очень важна частая исповедь. Кроме покаяния в грехе и укрепляющей силы таинства здесь есть еще один момент: когда ты рассказываешь духовнику о неприятных для тебя вещах, таких как ссоры, скандалы, вспышки, тебе становится стыдно совершать эти грехи вновь, появляется дополнительная мотивация в борьбе с гневом. Проговаривая неприятные для тебя ситуации, особенно стыдишься за свое невоздержанное поведение, при этом совершенный грех предстает во всем своем уродливом виде.

Еще один совет. Говорят, что, когда очень хочется дать волю гневу, начать говорить обидные слова, перейти на крик, нужно в этот момент, вместо приятных ощущений, которые обычно дает гнев, создать неприятные. Следует тут же пойти на кухню и съесть чайную ложечку соли или лимонной кислоты. И так делать каждый раз. Через некоторое время гнев у нас будет связан с очень неприятными, невкусными ощущениями. Это поможет вовремя останавливаться. Вообще, как только подступает помысел гнева, гневное желание, необходимо представлять и вспоминать ужасные последствия, которые обычно бывают после вспышки, и весь тот вред, который гнев приносит людям.

«Пока еще не поздно нам сделать остановку…»

Но чтобы успеть применить все эти методики, нужно научиться одной просто необходимой вещи – делать паузу, останавливаться, как говорится: «оглянись во гневе». Вот это для человека вспыльчивого, раздражительного крайне трудно. Любой грех начинается с греховного помысла. Это своего рода уже некая концепция, идея, проект греха. Еще один шаг – и он воплотится в действие. Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень малоразборчивы при принятии мысли. От принятых правильных мыслей рождается всё доброе, от принятых ложных мыслей рождается всё злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и по большей части участь всей огромной машины». Так что нужно учиться борьбе с помыслами, учиться отсекать их в самом начале, на подходе к душе. Этому искусству посвящены многие труды святых отцов, тема эта весьма пространная, и объем статьи не позволяет подробно обсудить ее. Но, думаю, каждый может ознакомиться с ней самостоятельно. Также могу порекомендовать прочесть мою заметку «Борьба с помыслами», размещенную на этом портале.

Отсекай гневные помыслы, не беседуй с ними. Переключайся на другие мысли и дела. Пусть это будет хотя бы спортивная пробежка

Отсекать греховные, гневные мысли, не беседовать с ними, а отгонять и переключаться на другие – это как раз и значит «делать паузу». Когда борет гнев, нужно делать что угодно, но не давать ему воли, ибо далее он может легко выйти из-под контроля. Как пожар, который чем дальше он горит, тем сложнее его потушить, как прорыв плотины, который очень трудно остановить. Когда возникает желание прогневаться, сказать что-то резкое, колкое, нужно начинать молиться, читать, например, молитву Иисусову. Уходить в другую комнату, читать Евангелие, Псалтирь. Если и на это сил нет, начинать уборку или мытье посуды, выполнять любую несложную работу. Можно перевести гнев в физическую активность. Быстро надеть спортивный костюм и пойти пробежаться. После километровой пробежки, уверяю вас, желание гневаться, как правило, пропадает. И вообще известно: если не дать гневу волю, успеть сделать перерыв, вспышка и непреодолимое желание дать свободу эмоциям проходят и сам предмет конфликта чаще всего уже не представляется таким уж важным. Но самое непростое – это научиться вовремя делать эту паузу.

Когда совсем уж нет возможности и времени для длительной паузы, нужно хоть кратко молитвенно вздохнуть: «Господи, помоги», а также сделать несколько глубоких вдохов, а в конце задержать дыхание. Дыхательная гимнастика помогает успокоиться.

Если удалось сделать хотя бы краткую паузу, в этот момент нужно представить, взвесить, что же будет дальше, если дать сейчас волю чувствам и уступить гневу. Вспомнить, что бывает обычно потом. Что мы приобретем (да ничего особенного) и что потеряем (мир в душе и мир с ближними, их хорошее отношение к нам, в душе будут долго царить раздрай, опустошенность и стыд). Принцип взвешивания – очень полезное правило жизни. Ведь мы постоянно встаем перед выбором, что для нас главное, а что второстепенное, незначительное. Что нужно, полезно, а что совсем не нужно и даже вредно и т.д.

Волки, когда идут за стадом животных, нападают в первую очередь на усталых, ослабевших от голода или болезней животных. Также и бесы гнева, раздражения искушают нас больше всего тогда, когда мы голодны или устали. Особенно это касается мужчин. Умная жена никогда не будет приставать к мужу с просьбами и своими проблемами, когда муж пришел с работы голодный и усталый. Она сначала накормит его и даст отдохнуть. А мужчинам могу дать такой совет (впрочем, и для женщин он тоже годится). Когда вы подошли или подъехали на машине к дому после трудового дня, не спешите сразу заходить в квартиру. Посидите немного в автомобиле, откройте окно, послушайте музыку. Или присядьте на скамейку у дома, а еще лучше – сделайте несколько кругов пешком вокруг вашего жилища. Тогда встреча с близкими пройдет у вас гораздо спокойнее, даже если они чем-то подадут вам повод к раздражению.

Как преобразовать гнев?

Ну а теперь – самое главное. Недостаточно просто научиться купировать гнев и сдерживать его. Это важно, но этого мало. Это все равно как если мы будем снимать только симптомы и последствия болезни, но не лечить ее саму. Какое главное лекарство против страсти? Насаждение в душе навыка добродетели, противоположной страсти. Об этом писал тот же святитель Игнатий (Брянчанинов) и многие другие святые отцы. Свято место пусто не бывает. Недостаточно просто изгнать гнев и перестать раздражаться. Да и почти невозможно – он всё равно очень скоро опять прорвется наружу из глубины нашей души, куда мы его запихнули. Привычка гневаться, раздражаться и осуждать должна быть преобразована в другой устойчивый навык, другую доминанту. Какую? Прощение, сострадание, сопереживание людям, понимание, терпение и смирение. Собственно, все это проявления одной великой добродетели – любви к ближним. Любовь также противоположна страсти гордости. А от гордости, как мы знаем, гнев и происходит. «Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь», – говорит преподобный Паисий Афонский. Нужно помнить, что страсть – это очень устойчивый греховный навык, ставший частью души, и чтобы вытеснить его, нужна очень большая работа по выжиганию страсти, непосредственно борьбы с ней и стяжанию устойчивых навыков доброделания. Быстро всё это сделать не получится. Хроническую, многолетнюю болезнь не вылечишь за две недели – требуется время. Поэтому ни в коем случае нельзя опускать руки и впадать в уныние, если мы не видим пока серьезных результатов. На этом пути почти неизбежны падения, срывы, рецидивы. Но чем дольше и упорнее борьба, тем будет устойчивее навык.

Теперь немного о том, как изменить отношение к ближним на противоположное раздражению и гневу. Очень полезно бывает встать на место человека, поведение которого вызывает в нас раздражение. Постараться понять истинные мотивы его поступков. Недавно ко мне на исповедь пришел молодой мужчина и рассказал, что его очень раздражают недисциплинированные водители, которые создают аварийные ситуации на дорогах, «подрезают» другие машины, лезут без очереди к светофору и проч. Ну не может он всё это терпеть! Тогда я спросил у него: «А вы сами всегда ездите по правилам, никогда не нарушаете?» Он ответил, что, конечно, нарушает, но всё же не понимает, как можно так неаккуратно ездить. Тогда я привел ему такой пример, который помог ему, надеюсь, изменить отношение к некоторым лихим водителям. Представьте себе, что тот человек, который вас «подрезал», обгоняя, или пролез без очереди к перекрестку, только что получил известие от беременной жены по телефону, что ее срочно нужно везти в роддом, или что плохо с его ребенком – да мало ли какие могут быть мотивы для спешки! Конечно, ничего хорошего в нарушении правил нет, но почему-то мы всегда думаем, что спешащий куда-то водитель – лихач и дорожный хам. А ведь это далеко не всегда соответствует истине. Каюсь, и у меня бывают моменты, когда я нарушал ПДД. Например, когда я спешил к внезапно заболевшей супруге или когда жена позвонила мне и сказала, что сын облился кипятком. Думаю, тогда многие водители не одобряли мой стиль езды.

Подумай о том, что ты не знаешь истинных мотивов поведения того, на кого досадуешь

Мы очень часто торопимся осудить человека, не зная истинных мотивов его, может быть, действительно неблаговидного поступка. Вместо того, чтобы вникнуть в его поведение и постараться представить, что стоит за ним. Все мы воспитаны в совершенно разных семьях, у нас разный жизненный опыт, образование, наследственность, здоровье, условия жизни. У каждого совершенно индивидуальная жизненная ситуация, не похожая на нашу. Мы считаем, что человек хотел нас обидеть, а его, может быть, просто плохо воспитали родители, а нам повезло в этом плане больше, чем ему. Думая так, мы уже начинаем жалеть нашего ближнего, и нам становится легче его простить. Только достаточно хорошо узнав человека, можно частично понять, что в действительности стоит за его поступками. Хотя до конца мы не узнаем этого никогда, ибо даже сам человек иногда не подозревает об истинной мотивации своего поведения. Один только Господь ведает сердце человека и поэтому может судить его, но никак не мы.

Но нужно стремиться всегда видеть в нашем ближнем хорошие стороны и черты, которые у каждого, безусловно, присутствуют. Почти у любого человека есть знания, умения, черты характера, которых нет у нас, но которые мы хотели бы приобрести. Замечая всё это, мы поймем, что общение с ним может принести нам немалую пользу.

Таким образом, мы переключимся на другие стороны человека и уже не будем замечать неприятных нам. Если мы уже общаемся с этими людьми довольно давно, можно вспомнить всё то хорошее, что они сделали для нас. Есть и еще один способ сблизиться с человеком и изменить отношение к нему на лучшее – самим сделать для него что-то хорошее, приятное. Даже если некий товарищ не просто неприятен нам, но и враждебно против нас настроен, нужно помнить, что зло нельзя победить злом, как говорит апостол Павел (см.: Рим. 12: 17), «но побеждай зло добром», – пишет он (Рим. 12: 21). Все вы наверняка помните детский мультик про крошку Енота, который боялся «того, кто сидит в пруду», и корчил страшные рожи, чтобы испугать его. Но еще сильнее начинал бояться сам, потому что отражение в воде также строило враждебные гримасы. И когда он улыбнулся ему, то смог преодолеть страх, так как «тот, кто сидел в пруду», улыбнулся в ответ.

Ведь иногда, просто улыбнувшись или проявив терпение, мы можем сделать для раздражающего нас человека доброе дело, и главное – сами изменим отношение к нему.

В разные периоды жизни мне иногда приходилось подолгу общаться по телефону с больными людьми. Или психически нездоровыми, или имеющими какие-то другие тяжелые заболевания. Не скрою, часто подобные разговоры довольно сильно утомляли и вызывали раздражение. Но когда я пытался поставить себя на место этих несчастных, больных людей, мне становилось легче. Я понимал, что эти длинные телефонные разговоры – одна из немногих доступных для них радостей. Им просто непонятно (так как они сами нигде не работали и не имели семьи), что они отнимают время у занятого семейного человека.

Известно, что в других людях, в их поведении нас больше всего раздражают поступки, черты характера, которые мы не любим в себе самих. Часто гнев – это скрытая вина. Просто он бессознательно используется для прикрытия других чувств. То есть нам когда-то было очень стыдно за подобный поступок, и сейчас, когда мы видим нечто схожее, мы очень раздражаемся, нам это неприятно. Этот эффект зеркала замечательно описан в известной басне дедушки Крылова «Зеркало и обезьяна», знакомой всем нам со школы. Вспомним также совет крыловского Мишки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» То есть надо осознать, что сами мы далеко не безгрешны и что-то похожее также было в нашей жизни.

Очень помогает справиться с гневом молитва за тех, кто вызывает в нас это чувство

Очень помогает справиться с неприязнью, гневом и обидой молитва за тех, кто вызывает в нас эти чувства. Ведь именно это заповедал нам Христос, говоря: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Способ этот испытанный, и Господь примиряет даже сильно враждующих людей. К тому же, когда мы молимся за раздражающих нас, мы начинаем уже сочувствовать им и обида проходит.

Гнев в нас может быть вызван не только поведением людей, но и другими внешними факторами, обстоятельствами, событиями нашего бытия. Отношение ко всему этому нужно также изменять, преобразовывать с негативного – на позитивное. Учиться анализировать события, всегда видеть в них не бессмысленную цепь случайностей, но Промысл Божий, ведущий нас ко спасению. Необходимо понять, что все испытания имеют для нас очень большой смысл и даже в очень непростых, тяжелых жизненных ситуациях можно найти для себя большую пользу, приобрести бесценный опыт. В любой работе, любом занятии, пусть даже очень скучном и рутинном, следует научиться находить что-то полезное и приятное для себя и получать от этого удовольствие.

«Грех мой всегда предо мною»

А в заключение хочу сказать очень важную и на первый взгляд неприятную и даже «страшную» вещь: человек никогда не сможет полностью избавиться ни от одной приобретенной страсти. Но сразу предупреждаю: пугаться раньше времени не нужно. Почему не сможет? Во-первых, страсть человек может победить только с помощью Божией. Поэтому и начинается путь исцеления от страстей и борьбы с ними с осознания своей немощи. Но победить – не значит убить и полностью избавиться от страсти. Нет, можно, с помощью Бога, только связать страсть, обуздать ее, как дикое животное.

Связав страсти, мы обязательно всю жизнь должны помнить про свои «проблемные места»

Во-вторых, обуздав страсть, сделав ее безопасной для себя, мы всё равно не вернемся в исходное состояние, в котором мы были до приобретения страсти. Так алкоголик или наркоман никогда не перестанут быть таковыми, не вернутся на исходную позицию, то есть в то состояние, которое имеют люди, не знавшие такого печального опыта. Негативный опыт, склонность к зависимости и последствия перенесенной болезни всегда будут с ними. Так перенесший тяжелое заболевание желудка должен пожизненно соблюдать диету и режим. Человек, проведший юность в блуде, не только не станет девственником, но и последствия своих грехов будет ощущать всю жизнь. Жизненный опыт, человеческую память нельзя перезагрузить, как компьютер, нельзя как бы переустановить новую операционную систему взамен испорченной. Люди, связавшие страсти и находящиеся в длительной ремиссии, должны обязательно всю жизнь помнить про свои «проблемные места». Вот тогда страсть станет безопасной для них. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Значит, нам нужно выставлять погранзаставы вокруг своей души и всегда быть начеку.

Но, повторяю, бояться этого не нужно. Господь всё устрояет к нашей пользе. Если бы мы имели возможность полностью стереть наш прошлый греховный опыт, это не принесло бы нам пользы. Человек, к сожалению, удобоприклонен ко греху, и, получив полное исцеление от него, мы бы очень скоро к нему вернулись. Также при этом можно легко впасть и в гордыню, подумав, что мы сами, своими силами одолели страсть. А так мы несем последствия наших страстей как епитимию и всегда чувствуем свои немощи, не забываем о них. «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5). И это неплохо. Ведь в жизни нужно пострадать за грехи, чтобы быть свободными от страданий за них в вечности.

И еще один момент. Переживший опыт борьбы со страстью и знающий о своей слабости более подготовлен и вооружен против нее, чем тот, кто такого опыта не имеет. Он теперь даже может помочь другим в их борьбе со страстями. И вероятность того, что он вновь согрешит этим грехом, у человека, ведущего постоянную борьбу с греховной зависимостью, может быть гораздо ниже, чем у того, кто никогда не падал.

Желаю всем нам в наступившем году помощи Божией в борьбе со страстями!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Бульдозер смерти Бульдозер смерти
Прот. Павел Гумеров
Бульдозер смерти Бульдозер смерти
О том, к чему приводит ослепление гневом
Протоиерей Павел Гумеров
Чему учит история Марвина Химейера – обиженного сварщика, больше года строившего машину мести, с помощью которой он превратил в развалины полгорода?
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
Как перетерпеть обиды Как перетерпеть обиды
Валерий Духанин
Как перетерпеть обиды «Пережевывая их, мы изъедаем сами себя»
Как перетерпеть обиды
Валерий Духанин
Обиды часто провоцируются нашей мнительностью. Мы сами надумываем себе то, что начинает обижать нас в отношении наших ближних. И даже малую оплошность ближнего мы способны раздуть до невероятных размеров.
Комментарии
Алексей 8 марта 2016, 20:00
Благодарю !
Оксана28 февраля 2016, 18:00
Мой грех, теперь знаю как мне с ним совладать! Спасибо, отец Павел!
Елена27 февраля 2016, 11:00
Мне очень легко легла эта статья на сердце и на ум.Зачем в ней копаться искать недостатки.Кто имеет уши тот услышит.Благодарю Вас за помощь.Спаси Вас Господи.
Павел З. 8 февраля 2016, 17:00
Спаси Господи, батюшка!! Вот уж не чаял...
прот. Павел 8 февраля 2016, 13:00
Павлу З. Мир Вам, тезка! Не переживайте, выслушивать критику мне не впервой. Лишь бы критика была конструктивной. В данном случае, видимо, как Вы правильно заметили, я смотру на проблему более широко,универсально, а Вы с точки зрения Вашей личной духовной проблемы. Ведь статью читают множество людей и каждый должен найти в ней что-то полезное для себя. Поэтому совершенно нормально. что я быть может упустил какие-то аспекты борьбы с гневом, которые Вас интересуют. Прошу простить. С поклоном, прот. Павел Гумеров
Павел З. 7 февраля 2016, 19:00
Придется мне нарушить слово, чтобы извиниться перед о.Павлом, а также Николой и другими, кто ругал мои заметки. Пусть уж будет так, как советует автор. Моя жизнь и мой небольшой опыт - это одно, жизнь других - другое. Не мне давать советы, а свое несогласие оставлять при себе мне не впервой.
Александра Петрашова 6 февраля 2016, 21:00
Благодарю,статья пришла ко мне вовремя,только вчера имела неосторожность гневаться,сегодня целый день СТЫДНО!
Галина 6 февраля 2016, 00:00
Очень хорошая статья. Спасибо Вам, отец Павел. Есть над чем задуматься, и что с Божьей помощью исправить в себе и помочь своим близким.
Ирина 6 февраля 2016, 00:00
доброго времени суток, скажите а в печатном виде (книга)эта статья есть ? Я начала читать мне понравилось,мне бы было полезно, но до конца не дочитаю (работаю за компом целый день, болят глаза)люблю читать в виде книги.Если в печатном виде есть, то как называется и где купить. И еще ... Прочитала "Несвятые святые" "взахлеб" что называется, столько удовольствия давно не получала, как свежего воздуха глотнула. Огромное спасибо автору и издателям. Подскажите еще книги этого же автора или может быть похожие книги, чтоб не нудное поучение, а реальная жизнь.Спасибо.
Елена 5 февраля 2016, 18:00
Статья понравилась,хотя советы психологические по большому счёту.Но всё равно законспектировала.Спаси Господи! Не всё могу использовать на работе из-за её специфики, но некоторые приёмы, описанные в статье понимаю и интуитивно уже реализую:работаю у зеркала, читаю молитву, пробовала переключаться, думать хорошее о человеке, думала и о промысле Божием и др.Но даже мысли о последствиях не всегда останавливают.Проблема для меня в том, что даже справившись с волной гнева, я продолжаю пребывать в раздражающей меня ситуации и рядом с человеком, на которого я начала гневаться. Я не могу уйти, выйти, преобразовать гнев в физическую активность, начать глотать что-нибудь гадкое.Объясняю множество раз, пытаясь донести мысль до человека, сдерживаю голос, свои движения. Но видя тщетность попыток пройти момент непонимания, "взрываюсь".Прочитав статью поняла, что мешают помыслы обвинения и самооправдания в этот момент. Теперь понимаю...Я продолжаю бороться, каждый раз стыдно, молюсь и каюсь.В последнее время стала ловить себя на мысли о милости Божией, о его долготерпении ко мне.Да,Господь долготерпелив. Хватило бы терпения людям, которые сталкиваются со мною гневливой.Помолитесь за меня, братья и сестры, да исправит Господь меня окаянную.Мир вам!
Павел З. 5 февраля 2016, 14:00
Анна, сердечно благодарю за ссылку на другую статью батюшки, очень понравилось.
Павел З. 4 февраля 2016, 18:00
Отвечу еще Анне и на том с этой статьей всё. Анна, Вы проницательны, но большинство моих обид в прошлом. Я разошелся по жизни с этими людьми и сейчас с ними не общаюсь, тем более что среди них есть богохульники. Сейчас просто мой хороший знакомый вылетел из соцработников храма, как он считает, в результате интриги. А ему только дай бомжу помочь, храм-то рядом с вокзалом. Я за друга переживаю, только и всего. Статью по ссылке прочту.
Павел З. 4 февраля 2016, 15:00
Что касается "безграмотного комментария", то не хочу вести на эту тему дискуссии, равно как и на другие темы. Если быть откровенным, то грамотным стилем языка и умением вести дискуссии я в юношестве владел, поскольку в школе словесность мне преподавали более чем хорошо. Потом в 18 лет как рукой сняло, даже время запомнил до секунд, когда всё пропало. С тех пор прошло больше 25 лет, сколько ни пытаюсь восстановить - не выходит, боюсь собеседников и оттого безграмотен даже в собственных глазах. Никола и все, кому не понравилась моя писанина, простите Христа ради за то, что я так пишу. Но не забывайте, что интернет тем и опасен, что Вы осуждаете меня, не увидев меня лично и не зная ничего о моей реальной жизни. Честно говоря, мне не хотелось бы, чтобы дискуссия со мной продолжилась. Лишь бы никто не злился. Больше я эту статью не комментирую.
Павел З. 4 февраля 2016, 15:00
а) Никола, то, что я написал - это мой личный и до поры до времени успешный опыт. Другое дело, что в то время у меня не было духовника. Это, думаю, и привело к тому, что "и мне не удалось", как Вы пишете. б) Я не предлагаю подавлять обиды, упаси Господи. Скорее это предлагает иллюстратор статьи, который поместил здесь кнопку с надписью "pause". Лично на меня такой рисуночек действует, как красная тряпка на быка. И, думаю, не на одного меня. Смотрел ли иллюстрации автор, я не знаю, но подозрения в том, что он согласен, у меня закрались. в) Прощение обидчика - быть выше обиды, быть великодушным, что я и предлагаю, а не смотреть с другой стороны на ситуацию, не подавлять свой гнев и т.п. Никола, я поставил статье 6 баллов, некоторые вещи в ней и для меня весьма полезны. Но после Вашего хлесткого ответа мне захотелось влепить ей кол - есть же молитва "Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость", чего еще надо для победы над гневом, я не понимаю?? Статья же наполовину состоит из рекомендаций, которые к лицу психологу, верующему в "Бога-в-душе", а вовсе не священнику. Самый лучший способ поступать по этой молитве - сделать обидчику добро, если ситуация позволяет, делать ему добро постоянно. Это и есть великодушие. Но забывать боль от обиды? Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба.
Анна 4 февраля 2016, 14:00
Ольге Соколовой. Вы, что, только комментарии читаете? Святитель Феофан Затворник, опытнейший учитель аскетики говорит, что «сначала надобно восстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания». Всем, кто спорит со статьей советую для начала прочесть "Лествицу", Авву Дорофея и 2 -й том Добротолюбия. Труд невелик, а польза изрядна.
Ольга Соколова 4 февраля 2016, 13:00
Хороший ли совет о ненависти к гневу? Правильно ли служить Богу, который есть Любовь ненавистью, пусть даже ко греху? Ненависть и гнев- это сильные отрицательные эмоции, которые очень близки по сути. Грех должно отвергать и не пускать ни в сердце (эмоциональную сферу) ни в мысли (ментальных сферу). А ненависть склонна к разрушению, в том числе и личности ненавидящего.
Анна 4 февраля 2016, 10:00
Уважаемый Павел З.! Видно, что в Вас до сих пор сидит обида на тех, кто вам нанес "неправедные обиды", раз Вы пишите о них сразу в двух комментариях. Просто " принять на себя всю боль, которую доставляют другие, и научиться так жить" - не метод. Так обиду не победишь. Очень советую прочесть статью на тему прощения обидчиков, отца Павла Гумерова "Прощение", она есть на этом сайте: http://www.pravoslavie.ru/38557.html
Наталья 4 февраля 2016, 06:00
Есть такие характеры у людей,когда их необходимо ставить на место,потому что однажды им простив и разрешив,они вылазят с ногами на голову и уже оттуда кричат - ай спасите нас,нам здесь хорошо, а нас сгоняют.И уже кричат на вас - а мы будем делать то что хотим - вы не указ,даже если сто раз не правы...тогда начинаешь думать иначе. Вот, к примеру, очень люблю кошек и собак,но однажды посадив огород, когда мои маленькие саженцы,над которыми я носилась как клуша, удобряя,поливая и подвязывая дали свои плоды,соседская кошка за ночь управилась - уложила больше 20 кустов...соседи ответили гневным - что хочет то и делает....вторые поставили во дворе под окнами на только сделанной нами стяжке, машину - мало того что побили стяжку, каждое утро едкий дым и звук по пол часа от прогревания машины заполнял наши комнаты...на замечание - убрать машину - а заходить во двор уже приходилось боком, под капель сосулек с крыши, тоже нахамили - где хотим там и ставим - пришлось через милицию обьяснять териториальную площадь наших владений...вы думаете кто-то с них что-то понял? Ничего подобного! Обиделись кровно...Они делали что хотели, а мы такие плохие им не разрешили...почему-то у меня хватает ума не лезть к ним на територию и не создавать им проблем, а они считают все нормальным...им удобно...купите свой отдельный дом и ходите по крыше или делайте что хотите - никто ничего не скажет, а так...вот вам и люди...хотят беспредельничать и не нести за это ответственность и совсем не хотят иметь хоть маленькое уважение к чужому труду и понимание териториальности - не все ваше...общий двор - не значит все только ваше...Я вовсе не какой то скандалист, я человек, который с уважением относится и к своему труду и труду других, но хамство иногда не знает ни границ,ни воспитания.Вот так дружба переросла в - сяду к вам на вас...и на этом закончилась...не нравится такая дружба и такое отношение и они бы чувствовали то же самое,оказавшись на моем месте,но они так думать не хотят...Всего этого могло бы и не быть,имей люди уважение к чужому труду и териториальности - это так просто!
Иоанна 4 февраля 2016, 00:00
Понравились комментарии Павла З. Согласна, что надо разделять гнев как бурную эмоциональную реакцию и то, что за ним стоит. В одной из статей на этом сайте про многодетные семьи прочла такой совет: в конфликте не замыкаться на себе только, всегда стараться видеть и другую сторону. По-моему, очень умно. Бывает, конечно, и откровенно хамский наезд, но чаще всего - просто какая-то "другая" правда, которую мы упорно не хотим слышать.
никола 3 февраля 2016, 23:00
Павлу З. Вашим безграмотным комментарием вы портите другим читателям впечатление от весьма полезной статьи. "Лишним и вредным советом" как раз является ваша рекомендация: "принять на себя всю боль, которую доставляют другие, и научиться так жить". Нужно не терпеть боль не подавлять обиды, а менять отношение к обиде и к обидчикам, преобразовывать обиды в прощение и любовь. Об этом как раз и говорится в статье. Печально. что вы не нашли в ней ничего полезного. Через многолетнее терпение боли гнев не победишь. И вам не удалось.
Павел З. 3 февраля 2016, 18:00
Допишу еще, что следование рекомендации ненавидеть свой гнев при несправедливой обиде легче легкого превращается в ненависть к обидчику, поэтому обидевшимся такой совет совершенно вреден.
Павел З. 3 февраля 2016, 18:00
Простите, Христа ради, не понравилось. Много лишних и даже вредных советов (например, пробежаться или съесть лимон). О различии гнева праведного и неправедного, о несправедливых обидах, отличии их от гнева и о борьбе с этим чувством - тоже. Сам победил гнев лет на шесть, ни на кого не срывался (потом, увы, началось опять), но с помощью совершенно другого приема - я просто выучился терпеть обиды. Но о терпении обид, о великодушии и кротости в статье тоже нет ничего, вот самое главное. Правда, есть хороший совет каждый день сердечно молиться об избавлении от гнева и о надругах. Хотел бы еще заметить, что люди, обвиняемые в гневливости, часто испытывают совершенно другую страсть, а именно нетерпение с малодушием, с которыми совершенно другие способы борьбы. Самый хороший способ, по моему опыту - принять на себя всю боль, которую доставляют другие, и научиться так жить.
Мила 2 февраля 2016, 22:00
Больше спасибо за статью!
Татьяна 2 февраля 2016, 12:00
Спасибо большое за статью! Написано просто и понятно, все разложено по полочкам. Для меня это очень актуальная и болезненная тема. В статье отметила для себя много душеполезного! Дорогие читатели давайте стараться с ЛЮБОВЬЮ, без гнева и раздражения относиться к окружающим! Да, это очень трудно, но помоги нам всем Господи!
Григорий 2 февраля 2016, 00:00
Благодарен за полезное наставление.Когда то немало страдал от своих же стрел.Но Господь знает место и время дать или забрать.Слава Богу за все
Юрий31 января 2016, 21:00
Спаси Бог, о.Павел за практические советы!
Иоанна31 января 2016, 18:00
Андрей28 января 2016, 18:00. Прежде, чем ответить, прочтите про себя (неспешно!) Иисусову молитву, это где-то 10 секунд. Так перед каждой репликой. Помогает, проверено!
Vasya Sich31 января 2016, 17:00
Случайно поставил самую низкую оценку,прошу прщения,статья очень полезная для меня.
Наталия С.31 января 2016, 14:00
Спаси Бог за вразумление о важности борьбы с гневом и ее способах!
Елена31 января 2016, 05:00
Каждый раз удивляюсь тому, как нахожу на сайте именно то, что ищу! Так и с этой статьей. Спасибо большое, очень вовремя для моей ситуации. Но до чего же сложно молиться за обижающих и ненавидящих нас! Хотя на все посмотрела с другой точки и успокоилось как-то в душе. Еще раз, огромное спасибо!
Василий30 января 2016, 19:00
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!Очень своевременно,а то на самом деле до беды недалеко.Будем свою гордыню смирять.
Наталья30 января 2016, 18:00
Я сама долго мучилась от страсти гнева, могла взорваться по любому поводу. Обязательно вспышки гнева нужно терпеть и терпеть молча. В такие моменты я только молилась «Господи, помилуй!». Сначала ничего не получалось, взрывалась снова и снова, но со временем удавалось владеть собой все лучше и лучше. Обязательно нужно читать Евангелие, часто исповедоваться и причащаться. Слово Божие имеет очень сильное воздействие на душу, хотя сначала мы этого и не видим. Молиться, просить Господа о помощи. Читать добрые книги, по возможности найти для себя доброе дело. И поверьте, страсть гнева не выдержит воздействия доброты и вас оставит. Так можно работать с любой страстью, хотя могут быть и особенности. Например, при унынии необходимо радоваться. Легко радоваться чему-то материальному, а вот духовной радости надо еще научиться. Поэтому мне пока не удалось справиться с этой духовной заразой и добиться длительной ремиссии. Если у кого есть такой опыт, поделитесь, пожалуйста, радостью.
Андрей30 января 2016, 09:00
Спасибо всем. "Почитайте, пожалуйста, житие Старца Иосифа Исихаста." Как раз позавчера скачал на Правторе полное собрание впервые изданное. Тоже думал от семьи отстраниться - пусть живут, как хотят. Не получается.
Анастасия29 января 2016, 23:00
Дорогой Андрей! Я знаю такого человека, который связал гнев. Почитайте, пожалуйста, житие Старца Иосифа Исихаста. Он был очень раздражителен и вспыльчив, но победил это. Почитайте и молитесь Ему!
Светлана29 января 2016, 20:00
Замечено ( личном опыте) во время длительных постов вспышки гнева имеют не такую силу.Раньше просто пыталась сдерживаться.Теперь знаю что есть 2 помощника : пост и молитва .
Виктор Чиркин29 января 2016, 19:00
Большое спасибо о.Павел. Душеспасительная статья.
Серик29 января 2016, 18:00
Здравствуйте. Меня одно смущает: возненавидеть свою страсть. Из этого может родиться другая форма страсти. По жизни пришел к следующему. Нужно осознавать себя и наблюдать за собой , когда сотни и тысячи раз ты вскипаешь в "праведном"гневе. Сразу не получиться совладать с ним. Каждый раз , когда успокоишься молиться и просить помощи свыше. И увидишь , как твоё устремление к Всевышнему , ежедневная работа на собой и молитва будут изменять тебя. Происходит это по миллиметру по мере осознания себя ,как духовного существа. И это на всю земную жизнь. Гордыня многолика.Дай БОГ всем нам осознавать самое себя.
Георгий29 января 2016, 17:00
Иоанну Как это самоустраниться? Семья, дети - это Ваше послушание, Ваша ответственность перед Богом. "Вот я и чада мои", придётся нам сказать на Суде. Так что нет у нас иного выхода, кроме как самому спасаться и чадушек за собой тащить - говорю Вам как отец ). Я Вас понимаю, самого иной раз подбрасывает, когда дочка уроки делает (это во 2-то классе!). Но заставляю себя вспоминать, что в её маленькую головку много не помещается ) и вообще виноват не тот, кто не понял, а тот, кто плохо объяснил. А Свв. Отцы советовали не "самоустраняться", а не прилепляться к земному. Есть некоторые оттенки смысла, согласитесь. Кстати, о. Павел советует не лимон, а лимонную кислоту. Попробуйте - почувствуете разницу ) Как-то очень назидательно получилось... Простите, ради Бога! Помоги Вам Господи!
ЕвгенийД29 января 2016, 15:00
Спасибо
Иоанн29 января 2016, 09:00
Вчера пока уроки делали, чуть лимон не съел. Со стороны, наверное, смешно: ребенок плачет, папа лимон грызет. Даже приятно было в сердцах лимончика ) От простуды неплохо, от гнева не очень. Есть какое-то глубокое противоречие между целеполаганием спасения души и достижения результата деятельности. Святые советуют однозначно выбирать спасение. Но что-то меня берет сомнение правильно ли "плюнуть" на ребенка и вообще семью - самоустраниться?
Маргарита Капустина29 января 2016, 06:00
самая самая полезная и актуальная статья. большой труд. спасибо ! за такую статью разве 10 баллов! это 7000 баллов. и как вообще измерить благо от предотвращения гнева. это - благо в каждой строчке!
Георгий28 января 2016, 22:00
Слышал про историю с бульдозером, но не пришло в голову так глубоко анализировать этот случай... А в конце какое прекрасное напоминание всем нам, что всё содеянное нами мы вынуждены таскать с собой! А то, что тяжесть этого рюкзака зависит от наших поступков, понимаем, когда начинает пригибать к земле... И джинн, пусть и запертый в бутылку, тоже лежит в этой поклаже и ждёт своего часа. Спаси Господи, о. Павел!
Марк28 января 2016, 21:00
Для Андрея.Не отчаивайтесь!С Божьей Помощью все возможно.Молитесь и просите Господа избавить Вас от этой пагубной страсти.Просите твердо веруя в Его помощь и Вам будет значительно легче преодолевать эти гневные порывы.Да поможет Вам Господь!
р. Б. Димитрий28 января 2016, 20:00
Спаси Господи, отец Павел! Вторая часть статьи, на мой взгляд, куда более искусно написана и намного полезнее в практическом плане, чем первая. Андрей, наверное, если поизучать жития раскаявшихся разбойников, например, там можно найти интересные Вам примеры.
Андрей28 января 2016, 19:00
Братья и сестры! Помолитесь, пожалуйста ко Господу, чтобы избавил меня, раба Его от гнева и раздражительности. Спаси вас Господь.
Андрей28 января 2016, 18:00
Спасибо большое за статью. Но один вопрос - Вы знаете хоть одного человека, который бы сумел связать гнев? Я толкусь по интернету - ни разу не встретил человека, который бы сказал, что он теперь свой гнев контролирует, а вот раньше - только тронь. Есть такие? Есть ли святые, которые с Божьей помощью победили эту страсть? Приведите, пожалуйста, примеры, а то я уже близок к отчаянью. Никак не получается совладать с гневом и раздражительностью. Проскакиваю тот момент, когда паузу нужно взять.
Евгений28 января 2016, 16:00
Отец Павел, спаси Бог! Очень полезная и назидательная статья.
тамара28 января 2016, 13:00
о.Павел,спаси Господи за такое вероучение.как будто для меня писано.Господи,помоги справиться с этими грехами.Божией помощи всем, братия и сестры ,в борьбе с грехом гордости ,гнева и раздражения.
Надежда28 января 2016, 10:00
Хороший воин-это великое дело. Благодарю за статью. Помоги Господи!
Наталия28 января 2016, 06:00
"Эта просьба должна быть регулярной (ежедневной) с верой, упованием и смирением перед Господом." Мне лично очень тяжело ежедневно приводить себя в такое состояние для такой молитвы. Как же быть, если настолько тяжело ежедневно быть в таком состоянии? У кого-то получалось вот так, в таком духовном состоянии молиться несколько лет ежедневно? Поделитесь опытом, пожалуйста.
Татьяна Гриффитс28 января 2016, 00:00
Татиана интересная полезная статья спаси Господи
Александр27 января 2016, 23:00
Отец Павел, спасибо большое за Вашу статью и за то, что Вы делитесь своим неоценимым опытом. Пожалуйста, почаще пишите свои статьи и книги - Вы видите корень проблемы и хорошо раскладываете ее "по полочкам". Спаси и сохрани Вас Господь!
Татьяна27 января 2016, 23:00
Спасибо за статью, очень своевременно для меня, так как только недавно осознала всю тяжесть и греховность моих постоянных вспышек гнева. А раньше все казалось, что это темперамент у меня такой и бороться с этим бессмысленно. Да еще и гордилась собой,тчто я не наркоманка и не алкашка. А по сути, это такой же, если не более страшный грех. И когда все усугубилось настолько, что я почти себя не контролирую, я задалась вопросом, а что же дальше? Я убью мужа или убью себя? Жить так дальше определенно нельзя. Надеюсь с Божьей помощью хоть немного преодолеть свою склонность.
Галина27 января 2016, 19:00
Большое спасибо за статью! Хотелось бы попросить, чтобы дали совет еще тем, кто живет с такими гневливыми людьми. Я молюсь "про себя" во время вспышки гнева у сына. Но часто это заканчивается разбиванием каких-то домашних вещей. Только после этого он может успокоится.
Алексей27 января 2016, 19:00
Статья Очень понравилась, в основном тем что является действующей инструкцией к применению. Хотелось бы увидеть продолжения этой темы, ведь неуправляемый гнев это беда современности.
natalja27 января 2016, 19:00
О, как я убедилась на себе, что без молитвы и Божьей помощи невозможно справляться ни с какими страстями. Спасибо вам отец Павел!
Светлана Губочалая27 января 2016, 17:00
О.Павел, огромное Вам спасибо за доходчивую статью,вовремя меня образумили, порадовали и просветили! Дай Бог Вам сил, здравия и благополучия!
ТаняСем27 января 2016, 14:00
Аминь!Большое спасибо за статью,прочитала обе части с упоением и ужасом-к чему может привести простое раздражение(а оно,далеко,не простое)!Очень много для себя открыла новых рекомендаций,таких простых и одновременно сложных,борьбы с гневом и гордыней,как хотелось бы хоть чуть-чуть умерить свою горячность,но вспоминаешь об этом уж после,когда прокричалась(это мягко еще) на весь дом,не хуже той женщины из сюжета!Вот бы и мне Бог послал такую соседку,которая меня привела бы в чувство своим вопросом-а кто это так кричит на своих домашних?Может пора принять меры?Давно пора(это обо мне) и слава Богу,что я наткнулась на эти,лечащие душу,строки,помоги мне ,Боженька справиться с гневом и вовремя посмотреть на себя в зеркало!!!Слава Богу за все!
Антоний27 января 2016, 13:00
Добрый день, братья и сестры! Большое спасибо за статью!
Илья27 января 2016, 12:00
Большое спасибо за статью.
Михаил27 января 2016, 12:00
Очень нужная статья, то что искал,много полезного
Ольга27 января 2016, 11:00
Кате. Молиться о преодолении гнева так можно: молитвой о умножении любви - "Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе /.../" . Часто эта молитва встречается в православных молитвословах.
Варвара27 января 2016, 11:00
Статья важная и доходчивая, но картинки подобраны неудачно, не все читают по-английски.
Катя27 января 2016, 11:00
Просто шикарная статья. Очень понятная и полезная. Спасибо большое! Еще бы только узнать как именно, какими словами, молиться "за обижающих вас и гонящих вас".
Марина27 января 2016, 10:00
Большое спасибо, отец Павел за Вашу статью, такую нужную большинству людей, к коим принадлежу и я. грешная, страдающая зачастую радражительностью. Борюсь. но падаю. снова борюсь... Вы нашли очень верные слова. Помогай Вам Бог в Вашем служении. Спаси Господи!
Владимир27 января 2016, 07:00
Хорошая статья. Трезвый взгляд и правдивое, не заискивающее заключение. Весьма полезно почитать.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке