О «противоречиях Библии» и нехристианском образовании

Как толковал Писание святитель Григорий Нисский

Далеких от христианства людей увлекает тема Библии – в том смысле, что библейское Откровение несостоятельно. Например, активно утверждается, что Библия противоречива, а потому образованные люди не доверяют Библии.

Иллюстраций в подтверждение скептического отношения к Библии приводится множество. Берут «примеры» из Евангелия, отыскивают их и в Ветхом Завете. Как быть со всеми этими противоречиями и далеко идущими выводами?

С выводами торопиться не будем. И с противоречиями тоже подождем. Хотя бы потому, что скептики сильно упрощают ситуацию.

Реальная ситуация много сложнее

Образованные христиане знают Библию не хуже образованных скептиков. И «противоречия Библии» видят, но признают, что понимание одного и того же отрывка из Библии может быть разным. Один и тот же отрывок может иметь два или даже три вполне законных толкования: буквальный смысл и еще иносказательные смыслы. Например, в Библии множество поэтических страниц, которые понимать буквально никому в голову не придет. И многие «противоречия» снимаются, если учитывать этот факт.

Последние 300 лет на Библию обрушивались с гиперкритикой. Однако иносказательные толкования Библии (анагогическое, типологическое…) появились на свет не в противовес общественной деятельности французских и немецких материалистов. Библию иносказательно толковали изначально, не забывая, конечно, о ее буквальном прочтении.

Святитель Григорий Нисский Святитель Григорий Нисский
Заглянем в древние времена, вспомним о том, как Писание толковал в IV веке святитель Григорий Нисский (его память мы отмечаем 10/23 января). Для этого нам потребуется его сочинение «О жизни Моисея Законодателя».

Святитель Григорий не утверждает, что вся Библия одинаково понятна. Он отмечает, что божественные заповеди, смысл которых хорошо понятен, надо исполнять без лености. Это с одной стороны. А с другой – о сокровенных смыслах Библии не стоит вести разыскания, «но познание этого предоставлять единому Святому Духу, испытующему, как говорит апостол, глубины Божия».

В Библии есть вещи очевидные и есть – сокровенные, которые своими силами постичь нельзя. Здесь нужна особая помощь Божия

Итак, в Библии есть вещи очевидные и есть – сокровенные, которые своими силами постичь нельзя. Здесь нужна особая помощь Божия, иначе мы неправильно поймем Писание. Вот почему православные христиане очень ценят святоотеческие толкования Библии.

Иносказание в Библии

Святитель Григорий тщательно обсуждает ветхозаветное повествование об исходе из Египта. Во время исхода порабощенный народ Божий выпросил у египтян ценные вещи и ушел в пустыню на поклонение Богу. И в Египет больше не вернулся. Занятые у египтян вещи тоже не были возвращены.

В своем сочинении святитель Григорий превозносит добродетельную жизнь пророка Моисея. Для святителя невозможно подумать, будто бы Моисей наставлял делать несправедливости, велел занять у египтян ценные вещи и оставить у себя одолженное. Особое внимание святитель обращает на то, что именно Моисей в пустыне дал народу «законы, решительно воспрещающие всякую обиду ближнему». Для святого Григория есть противоречие между Моисеем-законодателем и «Моисеем-законопреступником». Посмотрим, как святитель будет об этом рассуждать.

Для начала он отметает упрощенные трактовки священной истории. Иные толкователи настаивают, что, когда Моисей и прочие израильтяне хитростью взяли с египтян заслуженную плату, это было справедливо. Эти толкователи заблуждаются.

Исход из Египта Исход из Египта

Святитель не только указывает на их ошибку, он предлагает альтернативное толкование библейского отрывка: «Если же (кто) завладеет и своим, но обманув заимодавца надеждой получить назад, то, без сомнения, будет назван обманщиком. Поэтому… приличнее понятие высшее, повелевающее добродетельно ведущим свободную жизнь заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию… словесные произведения и все, что уважается пребывающими вне Церкви, наставник добродетели повелевает, взяв в виде займа у богатых подобным этому в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени».

У иноверных народов можно брать культурные богатства, чтобы в подходящее время употреблять их с пользой для христиан

Вместо того чтобы извлекать из Священной Книги мысль о том, что позволительно обманывать заимодавца, святитель выводит более возвышенную мысль по мотивам библейского повествования: можно брать культурные богатства у иноверных народов, чтобы в подходящее время их употреблять с пользой для христиан.

Да и само понятие справедливости – добродетели, о которой рассуждает святой Григорий в связи с жизнью Моисея, активно анализировалось греками еще в дохристианские времена, у Платона. Понятие о справедливости святой Григорий берет взаймы и использует в размышлениях над нравственным смыслом Ветхого Завета.

Буквальный смысл Библии

Как же быть с буквальным смыслом истории с египетским займом? Буквальный смысл отодвинуло на второй план иносказание. Отодвинуло, но не отменило. Он остается, история с займом, и правда, была. Историческая ткань библейского повествования не растворяется в иносказательных толкованиях.

Святитель Григорий не верит, что заем был совершен по повелению Моисея, а тем более по повелению Божию. Пророк не мог допустить такого обмана и несправедливости. Ведь пророк заповедал людям: «Не желай дома ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 17). О займе с египтянами люди договаривались сами, это их поступок, и за него они отвечают, а не пророк Моисей. Этот поступок отдельных людей противоречит тому, чему учил Моисей.

Вообще говоря, не все, что описано в Священной Книге, обязательно одобряется священным автором. Некоторые события прямо осуждаются, а некоторые – косвенно. Некоторые события Бог вдохновляет и одобряет, а некоторые – попускает. Здесь имеется разница, ее необходимо замечать.

В истории с займом святитель Григорий отстраняется от ложных толкований, которые некоторых читателей побуждают утверждать, будто в словах и поступках пророка есть досадные противоречия. И помимо буквального толкования Пятикнижия Моисеева святой Григорий предлагает иносказательное истолкование: нам, христианам, у нецерковных людей тоже можно позаимствовать научные достижения, полезные для нас. Но к числу научных достижений «гиперкритика Библии» не относится.

Об этом и подумаем, читая пророка Божия Моисея и вспоминая святителя Григория Нисского.

Диакон Павел Сержантов

28 января 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Как читать Священное Писание Как читать Священное Писание
Прот. Олег Стеняев
Как читать Священное Писание Как читать Священное Писание
Протоиерей Олег Стеняев
Почему так важно постоянно читать Священное Писание? Как правильно заниматься изучением Библии? Как приучить к чтению слова Божия детей?
Как не согрешить при изучении Писания Как не согрешить при изучении Писания
Диак. Георгий Максимов
Как не согрешить при изучении Писания Как не согрешить при изучении Писания
Диакон Георгий Максимов
Грешно учить людей воспринимать Священное Писание как сырье для «творческого самовыражения». Но именно такой подход практикуют «евангельские кружки», методику которых защищает С. Пучкова в статье «Запрещает ли 19-е правило Трулльского собора евангельские кружки?».
Вечные истины Вечные истины
Крылатые слова библейского происхождения
Вечные истины Вечные истины.
Крылатые слова библейского происхождения

Валерий Мельников
Сейчас, слава Богу, не составляет труда познакомиться с Библией, выходят книги, в которых ссылки на неё приводятся без уничижительно-ироничного оттенка. Но незнание современными россиянами Книги книг будет преодолено нескоро: более чем семидесятилетняя политика государственного атеизма дала свои плоды. До сих пор для многих является откровением, что источником значительной части распространённых крылатых выражений является Библия.
Комментарии
Галина Б. 3 февраля 2016, 05:00
Ларисе Ворониной. Углубиться в изучение Ветхого Завета, безусловно, стоит. Потихоньку и само все проясняется. Я когда начинала читать Ветхий Завет, была в ужасе. В первый раз часа четыре оторваться не могла. Жанр детектива отдыхает. Предательство, месть, убийства.... Где справедливость? И Новый Завет с тем же подходом читала. Ничего понять не могла. Все с позиций той же справедливости. За что проклинать смоковницу, если еще не время плодоносить? Как можно выкинуть человека с "брачного пира", если он не в "брачной одежде", тем более хозяин наприглашал "незваных" в отместку "званым"? Про "блудного сына"... Я была на стороне возмущенного старшего сына. А уж про низость и подлость фарисеев... Я быстрее в Воскресение Христа поверила, чем в такую подлость. Потихоньку все в голове улеглось. Вопросы в основном к себе? Не надо даже себя во времена Ветхого Завета представлять. Слава Богу за все.
АлександрГ. 1 февраля 2016, 12:00
Если уж говорить честно, то подавляющая часть злодейств, упоминаемых в Библии, это просто наглядный пример того, до каких границ скотства может опуститься тварь, оторвавшаяся от Бога. Эта мысль проста, "как чемодан", и тем не менее до сих пор находятся люди, попадающиеся в ловушку, клюнув на вопрос лукавого: "чему же там учиться? Вот видите, что сотворили .............". И далее следует перечень примеров с цитатами, рассуждениями, уводящими в даль далекую. Не знаешь Библии - молчи и слушай, что говорят Святые Отцы, а еще лучше читай Библию и моли Бога, чтобы послал тебе премудрость, дабы понять Слово.
Лариса Воронина 1 февраля 2016, 11:00
Галина Б.29 января 2016, 07:00 /Я прошу прощения и у автора и комментаторов. Не имею глубоких знаний Ветхого Завета. Но о чем спор? Ведь Ветхий Завет - это и Содом и Гоморра, и "око за око....". Этот же народ и Христа распял.../ Стоит углубиться, там не всё так примитивно. Особенно интересно становится читать Библию, когда понимаешь почему человек так сказал или сделал, т.е. знать истоки обычаев, нравов в тот период. Как пример - исследование иеромонаха Иова (Гумерова) «Суд над Иисусом Христом», в лекциях профессора А.И.Осипова также много полезной информации. Я когда первый раз начала читать Библию, дошла до истории дочерей Лотовых, возмутилась и перестала читать. Потом только, почитав современную литературу, вернулась с другим пониманием.
Интель30 января 2016, 10:00
Иулиания, не всякий стих Библии следует понимать буквально, что очевидно, когда мы встречаем выражение "десница Господня". Вот и стих, процитированный Сергеем, не надо буквально понимать, это не так очевидно, хотя на этом настаивает св. Григорий Нисский.
АлександрГ. 30 января 2016, 01:00
Приношу свои глубочайшие извинения за неудачное начало, но на самом деле Библия самая интересная из всех книг. В свое время, на сайте Православие.ру публиковалась статья Глеба Фетисова, посвященная возникновению государства. Безумно интересная тема, с точки зрения юриспруденции. Интересная потому, что рассмотрение этого вопроса в отрыве от Духовного Понимания, позволяет наполнить функционал государства совершенно иным содержанием, что по сути мы и наблюдаем у себя и наиболее ярко в Западных странах. К этому вопросу, как раз примыкает проблема связи закона с нравственностью. С этой же точки зрения, если внимательно почитать Новый Завет, то можно найти, то что в юриспруденции называют "формой вины". Причем, в Нем этот разработка "форм вины" произведена в несколько ином ключе, отличном от классического понимания. А как интересна Библия, с точки зрения социологии. Это же просто учебник, описывающий модели поведения всех страт общества. Открывай и учись. Я скажу больше, что те кто стоят там за спинами наших "друзей, партнеров" читали Библию очень внимательно, делали выводы и пытались перекладывать их в практическую плоскость. Другой вопрос, что не всегда удачно. Но это уже отдельная тема. А мы все о "противоречиях", как будто бы пытаемся перед кем-то оправдаться. Изучать Библию, нужно в перспективу. Это же потрясающе интересно, увидеть в TV, то что ты недавно вычитал, но то что было написано очень давно. А еще интересней, понимать не только, что происходит, но и понимать, что со всем этим делать. Ибо ничто не ново под луной.
Иулиания29 января 2016, 23:00
Интель, вы говорите, что критика Сергея мимо цели, т.к. Григорий Нисский рассматривал этот отрывок иносказательно. Но автор-то статьи, диакон Павел Сержантов, что нам говорит? "Святитель Григорий не верит, что заем был совершен по повелению Моисея, а тем более по повелению Божию. Пророк не мог допустить такого обмана и несправедливости. Ведь пророк заповедал людям: «Не желай дома ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 17). О займе с египтянами люди договаривались сами, это их поступок, и за него они отвечают, а не пророк Моисей. Этот поступок отдельных людей противоречит тому, чему учил Моисей." Хотя в тексте Библии прямо говорится о повеление Моисея (читайте цитату приведённую Сергеем). Или я что-то не понимаю?
Татьяна29 января 2016, 19:00
По премудрому Промыслу Божию попускается меньшее зло, дабы не случилось большего. Это "меньшее зло" в Ветхом Завете предстает как в увеличительном стекле - так много ужасного, непонятного и неприемлемого для современного (гуманного) человека, но все это - необходимые и неотвратимые составляющие пути человечества к своему спасению. Просто наше ограниченное мышление не может постичь всех взаимосвязей в мире.
АлександрГ. 29 января 2016, 10:00
Если уж затрагивать вопрос "око за око, зуб за зуб", и рассматривать его дальнейщее развитие в Христианстве, цитатой: "подставь другую щеку и отдай одежду", то нужно продолжать дальше: "Богу Богово, а Кесарю Кесарево". Иными словами, для того, чтобы человек не хватался за "кинжал" с намерением произвести несложную офтльмологическую операцию у ближнего, заниматься решением подобных вопросов должно государство, то бишь Кесарь - ему за это монеты платят. А вот, если Кесарь отказывается решать эти проблемы, а концентрируется только на сборе и перераспределении "монет", ему на смену сначала приходит толпа, а затем "человек с ружьем". Так появляется новый Кесарь и все начинается сначала.
Интель29 января 2016, 08:00
Сергей процитировал место из Исх кстати, только критика его мимо цели. Если это место понимать буквально, тогда Сергей прав, а святитель Григорий призывает к не буквальному пониманию этого стиха.
Галина Б.29 января 2016, 07:00
Я прошу прощения и у автора и комментаторов. Не имею глубоких знаний Ветхого Завета. Но о чем спор? Ведь Ветхий Завет - это и Содом и Гоморра, и "око за око....". Этот же народ и Христа распял, "глазом не моргнув": распни его, распни его... А уж у египтян взять? - что тут противоречивого, тем более, что сначала ушли после всех "казней египетских" кое-что прихватив в дорогу, а уж потом был Синай и Скрижали Завета. Суровая история. Дай Бог и нам выйти из "тьмы египетской", прихватив кой-какое "богатство неправедное". Слава Богу за все.
Алексей Александрович29 января 2016, 06:00
Видимо, все противоречия в Библии легко разрешаются, если их рассматривать с позиции Нового завета. Христос сказал, что первым шагом следования за Ним является избавления от имения, имущества, а в данном случае от недвижимости. Если бы евреи не заложили свою недвижимость египтянам за драгоценные вещи, то, едва ли бы, они двинулись за Моисеем. Что египтяне были настолько глупы, чтобы отдать золото и серебро просто так? Они дали движимое имущество под залог недвижимости.
Александр29 января 2016, 00:00
Египтяне сами отдали и золото и серебро , лишь бы евреи свалили " И понуждали Египтяне народ , чтобы скорее выслать его из земли той ; ибо говорили они : мы все помрём . ( Исх.12:33 )
Геннадий Ядренцев28 января 2016, 23:00
Спаси Бог Вас за лаконичную. но глубоко назидательную статью. Подобно тому как Бог того ищет как бы нас не осудить, но помиловать и оправдать, так и мы должны видеть благий смысл даже и, в казалось бы, некоторых неоднозначных местах Св.Писания. Так познается кто друг Божий , а кто враг; первый ищет оправдания Богу, а второй, выискивает- как бы осудить.
Владимир Степанов28 января 2016, 19:00
Спор ни о чем! Бог дал 10 заповедей на Синайской горе, уже после исхода из Египта. То есть, в момент исхода, вопрос "не пожелай дома ближнего твоего" не был прозрачен для евреев и Моисея. И вопрос разделён как минимум 40 годами странствий! И так было не единожды. Например, сначала Бог допускал кровосмешение (в допотопные времена), потом допускал только многожёнство (после Моисея), а позже Христос и Апостолы утвердили что муж и жена - единое целое, и ранние попущения были только из-за маловерия. Или, например, вопрос об "зуб за зуб, око за око" плавно перетёк в "подставь другую щеку и отдай всю одежду". Господь милостив, зная нашу немощность терпит нас, но постепенно лечит и исправляет от гордыни, которые суть всех прегрешений.
эдуард28 января 2016, 17:00
Толковая Библия Лопухина " Выражение «оберете египтян» представляет перевод третьей формы от еврейского глагола «нацал» (nazal), означающего буквально «брать что-либо силою, властью, в качестве добычи». Евреи будут брать у египтян вещи, как победители у побежденных. Мысль о возможности в данном случае насилия со стороны израильтян устраняется тем, что при описании того же самого события в 36 ст. 12 гл. кн. Исход стоит выражение: «дали египтяне» в буквальном переводе с еврейского «подарили» (5-я форма от «шаал»)."
Светлана Коновалова28 января 2016, 17:00
Спаси Господи всех! Я лично не вижу ничего предосудительного в этих словах,читается и воспринимается все очень спокойно.Испросить-значит попросить,или как дар или как милостыню,а слово "оберите"-это ,видимо,такой оборот речи,не в том смысле,что обдерите их ,как липку,а я бы перевела-обойдите всех и попросите у каждого. Может я чего не понимаю,во всяком случае когда читала,у меня даже мысли не возникло о чем то плохом
Владислав28 января 2016, 13:00
Очень интересная и важная тема, которая требует самого полного и удовлетворительного раскрытия. В Священном Писании очень много так называемых "противоречий" (поведение дочерей Лота, повеление Моисея убивать детей и женщин (Чис. 31:17-18), призывы убивать любого из родственников пытающихся отвратить от Господа (Втор. 13:6-10) и т. д.) которые не только смущают людей только начинающих знакомится с христианством, но и часто являются искушением для верующих людей.
Сергей28 января 2016, 12:00
Как это — не по повелению Моисея? Или не по повелению Божию? В книге Исход, гл. 11, ст. 1-2 ясно сказано: «И сказал Господь Моисею... внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]». И далее (Исх. 12, 35-36): «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян».
Уилмерт28 января 2016, 09:00
"и простéръ рýку Мою́, поражý Еги́птяны всѣ́ми чудесы́ Мо­и́ми, я́же сотворю́ въ ни́хъ: и по си́хъ от­пýститъ вы́, и дáмъ благодáть лю́демъ си́мъ предъ Еги́птяны: егдá же пóйдете, не от­и́дете тщы́: но да испрóситъ женá от­ сосѣ́ды и подрýги сво­ея́ сосýды срéбряны и злáты, и ри́зы: и украси́те сы́ны вáшя и дщéри вáшя, и обери́те Еги́птянъ." (Исход 3:20-22) Бог повелел обобрать египтян, кто это считает грехом?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке