Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть. Православный взгляд

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга протоиерея Георгия Завершинского «Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть. Православный взгляд».

    

Протоиерей Георгий, философ и богослов, посвятил свою книгу самым важным вопросам: о жизни и смерти, о молодости и старости, о вере и любви, о мудрости. Однажды начавшись, жизнь продолжается вечно, а смерть — лишь этап. Движение от жизни к жизни — таков Божий замысел.

Книга отца Георгия Завершинского необычна по форме. Диалоги с воображаемыми героями, выдержки из произведений русских классиков. Просто и интересно автор рассуждает на самые важные, жизненные темы, что делает книгу полезной всем, кто стремится следовать за Христом.

Среди чудес, описанных в Евангелии — многочисленные исцеления тяжко больных, и даже воскрешения мертвых. Но ни одного случая возвращения молодости старикам. Отец Георгий уверен, что это неслучайно.

Не мы решаем, когда явиться на свет, не нам определять и время ухода. Если нельзя отменить старение, болезнь и смерть, то как к ним приготовиться, как смириться с этой неизбежностью? Воздействует ли старение на нашу душу?

«Воздействие старения на душу человека есть, и оно открывает новые возможности для внутренней жизни. Земное теперь восполняется иным — еще не небесным, но его предвкушением. Если, никого не унижая, искать подлинной радости жизни, то усилия не напрасны — ничто не пропадет там из всего, что по-настоящему радовало здесь».

Отец Георгий продолжает тему в главе о семье и воспитании: «Человеческий путь — старение, болезнь, смерть — есть основа гармоничных и благодатных отношений в большой семье дедов, отцов, детей, внуков. Внимание на этом пути уделяется уже не преходящему, а вечному, хотя и выглядит вполне по-земному». С древности отцы давали благословение своим детям, в нем — тайна отношений отцов и детей, которые сами становятся отцами, чтобы дальше передать благословение, приводящее к Божьему откровению во Христе.

Трудный вопрос: как обрести душевный покой? Автор сообщает, что без полного прощения не будет покоя. И именно старость дает для этого серьезный шанс.

Вот еще привилегия старости — одиночество. «Не тягостное и унылое бытие, а внутренняя собранность и внимание. Теперь есть возможность для глубокого осознания себя… предстоящим перед Тем, Кто всю жизнь терпеливо ждал, пока мне станет хорошо рядом с Ним».

Зачем Бог попускает болезни? «Болезнь — один из главных инструментов смирения», — отвечает отец Георгий.

«Бог не творит страданий и не хочет лишиться Своего творения. Потому оставляет нам немощь и в конце концов — неизлечимость последней болезни. Человек переходит через пределы смерти, примиряющей всех со всеми. Необходимо использовать этот последний шанс, чтобы иметь общение веры и любви вместо разлуки, недоверия и вражды, которые останутся за порогом жизни и смерти».

***

От жизни к жизни. Вместо заключения

Разговор о главном может длиться бесконечно. Мысль передвигается с одного предмета на другой — всплывают неожиданные темы, приходят на память воспоминания и переживания прежних лет. И новые ощущения не дают покоя.

— Помнишь, там, в парке, тогда — такое было!

— О чем ты? А, школьная история…

— Знали бы молодые, как все в жизни повернется.

— Не слишком думали о будущем, жили одним днем.

— Счастливые!

Спустя годы прошлое представляется таким наивным, и хочется свысока посмотреть на самих себя — тех прежних, простых и бесхитростных, однако все же имевших какой-то секрет, что позволял наслаждаться всей полнотой жизни.

Эх, если бы раскрыть тот секрет! Перенести его в настоящее и вновь зажить всей полнотой ощущений!

Наши размышления в книге начинались с того, что среди Божьих чудес нет чуда омоложения. Его лишь старались изобрести писатели-фантасты. В общем, не вполне понятно, каково это — «омолодившемуся» старику оказаться среди молодежи. Внешне выглядит как они, а на деле — прожил жизнь, в которую те еще только вступают.

Не донести до седых волос секрет молодости — как наслаждаться всякой мелочью и хохотать по пустякам. Трудно себе представить, чтобы рассказчик давней школьной истории в парке вдруг мгновенно состарился и оказался в компании своего прежнего друга, прожившего целую жизнь. Однако если бы это случилось, не думается, чтобы прежняя школьная история вызвала бы у старика гомерический хохот и желание кому-то из друзей-пенсионеров срочно ее передать.

Всякому возрасту — свой секрет. Старость, например, хранит привилегию одиночества, а молодость — обладает тайной общения. Старости свойствен опыт, мудрость и способность учить, молодость имеет привилегию ошибки, незнание и способность учиться.

«Обмен» секретами происходит в течение всей жизни. Пока живем как живется, этого не замечаем. Охваченные жаждой поделиться своими ощущениями и чувствами, говорим и говорим с кем угодно, лишь бы не перебивали наш рассказ — сбивчивый и порой малопонятный.

— Надо поймать миг — всё было так захватывающе!

— Да о чем ты говоришь?

— Знаешь, я такое пережил!

— Ты?.. А остальные?

Когда сам испытал, кажется, всем будет невероятно интересно тебя выслушать. И действительно, вроде бы они приготовились. Но слова, слова… Их так не хватает, чтобы выразить хоть самую малость тех ощущений.

— Хорошо, послушаем тебя в другой раз. — Разговор переключился на забавный случай из жизни элиты.

«Ладно, — подумал, — потом расскажу». А там перегорел, и самому стало уже не слишком интересно. Зачем теперь кому-то рассказывать?..

Постепенно взрослеем, и восторги молодости покрываются пеленой спокойствия.

Уравновешенное состояние теперь больше устраивает. Да и для здоровья лучше. Хотелось бы иногда воспылать чувствами, но вовремя останавливаем себя. Зачем весь тот юношеский задор? Кому теперь интересно? В наши-то годы.

Приходит время внутренних вопросов, и сознаём: немного осталось от прежних тем. А новые темы, если они появляются, — не обжигают разум и не будоражат сердце, как раньше. На все готово логичное объяснение, и находится способ, как избежать трудностей и негативных оценок. И это — привилегия одиночества. В чем же она состоит?

Человек и Создатель… Когда состоится встреча? Возможен ли будет диалог? Как себя к этому готовить? Чему быть прежде и чему потом? Иные представляют холод разума, иные — пламя веры; к одним приходит бесстрастие молитвы, к другим — деятельное служение и общение жертвы. Разные пути ведут к откровению, но совершается оно в глубине личности человека.

Привилегия одиночества — это предвосхищение личной встречи с Богом — Отцом, Сыном и Духом Святым. «Троица в единице славимая» — именно здесь тайна, в которой разрешается одиночество уходящего из земной жизни человека. Бог есть Бог общения любви, а не Бог одиночества оставленного рая.

Возвращение в полноту общения начинается в литургии, которой посвящена Церковь. Обращенная к миру страдания и вражды, Церковь верна Христу в самые трагические моменты жизни каждого из своих верных чад. И сопровождает нас до конца — пока не состоится встреча и диалог, который есть Божья привилегия, данная во Христе.

Исследуют переживания людей, возвратившихся к жизни после клинической смерти. Пишут книги об этом. Но как достоверен подобный опыт? Стоит ли об этом говорить, если жил верой. Подсмотреть за собой в замочную скважину? А если там не реальность, а всего лишь «показывают кино»? Вдруг кто-то «наблюдает за наблюдающим» и тем потешается…

В общем, ясно одно: однажды начавшись, жизнь с Богом продолжается, а старение, болезнь и смерть — лишь этапы ее пути. Это необходимые этапы, и, приближаясь к каждому из них, нужно ожидать Божьего внимания и заботы, чтобы не уязвило одиночество, пришедшее к человеку в болезни и старости.

Апогей одиночества несет смерть. Тогда откроется полнота Божьего прощения — неизбежность, подобная рождению в мир из утробы матери. Это может узнать всякий человек. А «этапы» старения, болезни, смерти необходимы, чтобы принять прощение — последний «этап» прежней и преддверие новой жизни. Движение от жизни к жизни — таков Божий замысел, чтобы никто, верующий в Христа, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15).

В заключение просто вспомним то, с чего и начали наше повествование. Если верой и любовью открыться Богу до конца, то многое станет ясным в болезни и старении, а главное — в человеческой смерти. Ведь как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Содержание

  • Предисловие
  • Старение тела — молодость души
    • От Бога ли старость
    • Омоложения нет среди Божьих чудес
    • Слабость тела — признак старения
    • Где сила духа в стареющем теле?
    • Дети — опора отцов?
    • Отцы — опора детей?
    • Примирение во Христе
    • У Бога нет молодых и старых
  • Опыт старости
    • Мудрость
    • Прощение
    • Вера
    • Любовь
    • Смирение
    • Одиночество — привилегия старости
    • Надежда и упование
  • Святость в болезни
    • Не удержался от греха
    • Церковь — община исцеления
    • Врачи безмездные
    • Облегчение страданий — служение любви
    • Неизлечимость болезни — Божья воля?
    • Возможен ли диалог пациента и врача?
  • Болезнь или страсть
    • О нарушении психики
    • Медленно, но верно — алкоголь
    • Быстрее, но результат один — наркотики
    • Сын за отца отвечает
  • Жизнь и смерть
    • Завещаю свое тело
    • Смерть наступила?
    • Разлучение души с телом
    • Предстояние вечности
    • Право на смерть?
    • Сам себя убил
  • От жизни к жизни
  • Вместо заключения

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Апостольский подвиг святого Патрика Апостольский подвиг святого Патрика
Евгений Старшов
Апостольский подвиг святого Патрика Апостольский подвиг святого Патрика
Евгений Старшов
Жизнь и труды святого Патрика представляют собой сочетание подвига равноапостольного и святительского.
Сила книги Сила книги
Протоиерей Андрей Ткачев
«Все записанное буквами человеческими недалече от Бога. Всюду, где есть альфы и омеги, беты и гаммы, всюду, где есть текст, должен быть и Христос».
Цветы пустыни Цветы пустыни
Воспоминания монаха Александра о пребывании на Святой Земле и Синае
Среди тех, о ком пишет отец Александр, есть и прославленный ныне святой мученик и преподобные, есть бедные и многодетные бедуины-кочевники и семья копта, владельца маленького ресторанчика, есть и продавец овечьего навоза и жадный и богатый скотовод, вразумленный за свою алчность.
Прививка от уныния Прививка от уныния
Анна Яковлева
Во всем виноваты негативные мысли и эмоции, они разрушают иммунитет. Более того, депрессия будит дремавшую в организме болезнь. Недаром и православие называет отчаяние и уныние тяжким грехом.
Иисус Христос. Жизнь и учение Иисус Христос. Жизнь и учение
Книга 3. Чудеса Иисуса
В издательстве Сретенского монастыря вышла третья книга — «Чудеса Иисуса» —из шеститомной серии митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение».
Во гласе хлада тонка... Во гласе хлада тонка...
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
В книгу вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, не изданные до сих пор личные дневниковые заметки автора, а также его статьи и доклады о схимонахе Иосифе Исихасте и преподобном Силуане Афонском — носителях Божественной благодати и учителях Иисусовой молитвы.
Патриарх Сергий (Страгородский) Патриарх Сергий (Страгородский)
Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов.
Патриарх Пимен (Извеков) Патриарх Пимен (Извеков)
Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали Патриарха Пимена и помогали ему вести церковный корабль.
Митрополит Лавр (Шкурла) Митрополит Лавр (Шкурла)
«Владыка завершил свой жизненный путь самым важным событием — восстановлением единства Русской Церкви. Это состоялось при нем, и, я думаю, без него это было бы немыслимо. Поэтому мы должны сохранить благодарность ему именно за это великое дело».
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×