«Обрести живую связь со Христом – самое главное в жизни»

Беседа с монахиней Феониллой (Харченко) о духовном пути и святынях Иоанно-Предтеченской обители

Никита Филатов

Недалеко от Кремля, в хитросплетении улиц и переулков исторического центра Москвы, стоит Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Обитель древняя, в прошлом году отметившая 600-летие, и новая – возобновленная 15 лет назад. История монастыря прихотлива: он и упразднялся не раз, и возрождался не раз.

Мы беседуем с матушкой Феониллой (Харченко) – темы подсказаны самим местом: это и святыни обители, и подвижники, ее прославившие, и страницы ее истории. И конечно, говорим о монашеской жизни: о том, как сочетаются послушание и молитва, как понять, что иночество – твое призвание, о главном в духовной жизни, об ее ориентирах и помощниках.

Собор Иоанно-Предтеченского монастыря Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
    

И послушание, и молитва

Иоанно-Предтеченский монастырь расположен в самом центре столицы. Как живет обитель в многомиллионном городе? Чем занимаются сестры? Как несут весть о Христе?

– Конечно, в городе монастырь – это не уединенная пустыня. Хотя наш покровитель Иоанн Предтеча – пустынник. И люди – и сестры, и паломники – чувствуют, ощущают благодать нашего пустынного покровителя.

Какую-то особую миссионерскую задачу сестры на себя не берут, потому что у них у всех есть послушания, они очень загружены. Но очень важно, что они открыты людям, приходящим в монастырь. А людей приходит очень много с самыми разными нуждами. Приходят и с вопросами. И сестры посильно отвечают на них – участвуют, так сказать, в некой просветительской деятельности, экскурсии проводят. Если на какой-то вопрос ответить не могут, направляют к священникам, духовникам, советуют, как лучше поступить.

Богослужение в соборе Богослужение в соборе
    

Одни сестры встречают людей, разговаривают с приходящими, а другие в это же время молятся, участвуют в богослужении – в обители совершается полный круг богослужений, – читают Псалтирь, молитвенное правило. Это как бы две руки: одни молятся о приходящих, другие им помогают.

Говорят, что послушание выше молитвы. Вы согласны с таким утверждением?

Если человек в основу своей жизни не ставит послушание своим духовным наставникам, он не сможет и молиться

– Если человек в основу своей жизни – причем любой, не только монашеской – не ставит послушание своим духовным наставникам, он не сможет и молиться. Это очень связано. Послушание – фундамент духовной жизни.

И нет послушания, которое могло бы отвлечь от молитвы?

– Нет такого послушания! Понятно, что, может быть, человек вынужден сокращать правило или не столько бывать на службах, сколько хотел бы, но он пребывает все равно в молитвенном духе. Послушание не может мешать молитве.

Монахиня Феонилла (Харченко). Монастырские послушания. Раскатка теста для просфор Монахиня Феонилла (Харченко). Монастырские послушания. Раскатка теста для просфор
    

В одном из интервью архиепископ Марк Германский сказал, что старается дать своим пасомым такие послушания, чтобы было место и для молитвы при их исполнении, а если работа требует умственной сосредоточенности, он вводит молитвенные паузы.

– Конечно, физический и умственный труд по-разному соотносятся с молитвой. При физическом труде дух, голова человека свободны для молитвы. А если занятия такие, которые требуют сосредоточенности ума, например, бухгалтерские послушания или по редактированию текстов, то сочетать их с молитвой трудно, и только если человек находится на высоких ступенях духовной жизни, он сможет это сделать. Нам надо следовать преподобному Антонию Великому, которому явился ангел и показал образ: молись и трудись. Должно быть чередование молитвы и работы. Человек должен в меру и потрудиться, и помолиться. Как это сделать, зависит и от самого человека, и от его наставника.

А какое у вас послушание?

– У меня их довольно много. И с течением времени послушания менялись. Сейчас основное – заведующая канцелярией. А еще я помощница казначеи: у нее очень много обязанностей, и я помогаю ей, выполняю то, что она мне поручит. Еще – заведование библиотекой, наши издательские проекты, создание небольшого музея. Еще – наши образовательные курсы: я их куратор.

Собор Иоанно-Предтеченского монастыря Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
    

Это курсы для людей светских?

– Нет, для монашествующих – небольшая группы из московских монастырей. Вот такой круг обязанностей. Ну, и какие-то бытовые, конечно.

Главный пример – Евангелие и Христос

А как вы пришли к монашеству? Может быть, было какое-то событие, которое подтолкнуло вас к этому?

– Ничего такого не происходило. Люди мирские думают, что в монастырь уходят из-за каких-то житейских передряг. Нет. Я изначально ощущала монашество как призвание, которое открывалось постепенно. Очень постепенно.

С детства я жила в такой среде, где о монашестве вообще ничего невозможно было узнать. Я и не знала. Но у меня было внутреннее ощущение, что семейный путь – не мой. А другого я тогда не знала. Но когда мне было лет 13–14, мы с мамой съездили в Псково-Печерский монастырь. Это была обычная экскурсия, шел год 1985-й или 1986-й. Я увидела это место – и, видимо, меня коснулась какая-то благодать: я почувствовала, что это мое. Я тогда была совершенно нецерковным человеком, ничего о вере не знала, а тут появился интерес к ней… Но путь был очень сложный и длинный – длиною в целую жизнь.

Монахиня Феонилла (Харченко). Монастырские послушания. Работа над издательскими проектами монастыря Монахиня Феонилла (Харченко). Монастырские послушания. Работа над издательскими проектами монастыря
     

Чьим примером вы руководствуетесь в духовной жизни? Кто более всего вас вдохновляет и почему?

– Самым главным и определяющим всегда оставалось Евангелие. Христос, Его заповеди.

В течение жизни следуешь разным примерам: в какой-то момент чувствуешь расположение вот к этому святому – читаешь его творения, в другой – обращаешься к иному подвижнику. Очень значимы были для меня святитель Нектарий Эгинский, старец Паисий Святогорец. В самом начале, когда крестилась и воцерковлялась, – старец Сампсон (Сиверс). Его труды о монашестве в начале 1990-х годов стали печатать, и они очень повлияли на меня. Как и проповеди митрополита Антония Сурожского.

А недавно я познакомилась с трудами сербского старца Фаддея Витовницкого и нахожусь под очень большим впечатлением от них. Его книга «Мир и радость в Духе Святом» издана недавно. Это Евангелие, изложенное опытным духовником очень простым, доступным языком.

С какими проблемами сталкиваются сегодня те, кто решил посвятить себя монашеству? Над чем стоит им, прежде всего, особенно поразмыслить?

Если есть желание избрать монашеский путь, надо обязательно понять, точно ли это Божие призвание

– Если есть желание избрать монашеский путь, надо обязательно понять, точно ли это Божие призвание, точно ли это есть воля Божия. Обязательно! Потому что если нет на это воли Божией, это будет несчастье, катастрофа. Это не значит, что, если человек получит благословение на монашество и точно ощутит его как свое призвание, всё будет гладко. Нет, конечно. Будет много искушений и переживаний. Любой с этим сталкивается, даже явно призванный и направляющийся совершенно верным путем. Ну, а у человека, который к этому не призван, конечно, будет много скорбей. Поэтому надо найти волю Божию – это очень важно.

А как? Съездить к духоносному человеку, старцу?

– Надо молиться об открытии воли Божией. Если человек этого очень хочет, молится, то Господь обязательно как-то это откроет. Пошлет старца, духовника, который все каким-нибудь образом направит.

Престольный праздник 2007 г. Престольный праздник 2007 г.
    

Под попечением святого Иоанна Предтечи

Московский Иоанно-Предтеченский монастырь в прошлом, 2015 году, отметил свое 600-летие. Что, прежде всего, должен знать о монастыре тот, кто сюда приходит – как паломник или даже как интересующийся историей турист? У каждого монастыря есть какая-то своя святыня или достопримечательность. Вот в Новоспасском – усыпальница Романовых. А у вас?

В нашу обитель люди случайно не попадают: сюда приходят те, которых позвал Предтеча

– Прежде всего, это наш небесный покровитель святой Иоанн Предтеча. А монастырь наш сокрытый, и хотя он расположен в самом центре Москвы, буквально в 10 минутах ходьбы от Кремля, его не все знают. Эта его сокровенность тоже одна из особенностей. Сюда люди случайно не попадают. Сюда приходят те, которых позвал Предтеча. А этого случайно просто быть не может. И пришедшие эту благодать Предтечи здесь чувствуют.

Древняя чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Древняя чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Надо, конечно, упомянуть, что Предтеча здесь находится не только своим духом, но и видимым образом – в иконах. Одна древняя икона вернулась к нам, когда монастырь только открывался: он был возобновлен в 2000-м, 15-летие этого события мы отпраздновали в прошлом году. Так вот, к нам вернулась древняя икона, сейчас она находится в соборе обители. Эта икона нуждалась в поновлении: искусствоведы посмотрели – а это середина XVI века, время Иоанна Грозного! Царские мастера, видимо, писали. Когда икону отдавали на реставрацию, в которой она очень нуждалась, написали с нее список – он находится в часовне. И в том, и в другом образе есть частица мощей, так что еще и своими мощами присутствует здесь Предтеча.

Вот в перемене сознания эта святыня – обруч Иоанна Предтечи – явно помогает. Особенно если человек этого жаждет

Хранится у нас и такая святыня, как обруч с главы святого Иоанна Предтечи. К сожалению, мы не знаем историю его появления. Обруч прикреплен на цепочке к иконе, он из металлического сплава, на нем написана краткая молитва Иоанну Предтече. Этот обруч – память о мученическом венце Предтечи – возлагают на голову и читают молитву святому. И люди ощущают огромную помощь в покаянии. Потому что все проблемы нашего сознания – от головы, начиная с простой головной боли, хотя главные проблемы не в ней, а в том, каковы наши мысли. Вот в перемене сознания, образа мысли эта святыня явно помогает. Особенно если человек этого жаждет. А в перемене сознания нуждаются не только нецерковные люди, те, кто не знает Христа, живет нецерковной жизнью, не имеет веры. В перемене сознания нуждаются и церковные люди. У них бывают какие-то стереотипы поведения, они думают, что у них как бы всё хорошо, в том числе и в их церковной жизни, но они словно ходят по замкнутому кругу, повторяя одни и те же грехи. А если они искренне просят Предтечу, он им помогает этот барьер преодолеть.

По традиции паломники надевают обруч на голову с молитвой ко святому Иоанну Предтече По традиции паломники надевают обруч на голову с молитвой ко святому Иоанну Предтече
    

Выйти на немножко более тяжелую дистанцию?

– Приблизиться ко Христу. Нам необходимо сознание соединить со Христом. Не зацикливаться на обрядах, внешних формах, а действительно соединиться со Христом – вот это очень важно.

На сайте вашего монастыря как покровитель обители указан не только Иоанн Предтеча, но и другие святые и подвижники…

– Кроме Иоанна Предтечи наши покровители – это, конечно, и святые, которым посвящены престолы монастыря, и святые, которые здесь подвизались.

А какие святые здесь подвизались? Расскажите, пожалуйста, о ком-нибудь.

– Вот, например, блаженная Марфа Московская. Очень таинственная личность, но мы все ощущаем ее присутствие и помощь в восстановлении монастыря. Сохранилась ее гробница, но, к сожалению, мощи утрачены: Божиим Промыслом они сокрыты, и неизвестно, где они сейчас находятся. В XIX веке их обрели в древнем соборе, который когда-то стоял на этом месте. Блаженная Марфа была похоронена прямо в соборе – это очень редкая честь, потому что в соборах хоронили только архиереев или великих князей, насельниц монастыря так не погребали. Ее особо почитали в царской семье.

Так вот, когда стали строить новый собор, более обширный, чем прежний, и обрели ее мощи, святитель Филарет благословил, чтобы мощи положили и в новом соборе. «Кто мы такие, чтобы лишать ее чести быть похороненной в соборе?» – сказал он. Тогда блаженная Марфа еще не была прославлена как святая. Хотя почитание было, и помощь явная была по молитвам ей. После революции, когда в 1920-е годы шла кампания по осквернению мощей и были вскрыты мощи преподобного Сергия, Серафима Саровского, многих других подвижников, прихожане очень переживали за мощи блаженной. Когда храм в 1926 году закрывали, они не хотели, чтобы мощи, положенные в раке над полом, здесь оставались, и написали прошение о захоронении их на Ваганьковском кладбище. Видимо, разрешение на это было получено и мощи захоронили, но, к сожалению, сведения о том, где именно, затерялись. И мы этого не знаем. Господь скрыл мощи нашей святой. Возможно, что еще они и откроются.

Гробница святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой ( + 1638 г.) Гробница святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой ( + 1638 г.)
    

В годы разорения

На бывшем подмосковном кладбище обители сохранилось несколько могил. Кто там похоронен?

– До октябрьского переворота в этой местности к северу от Москвы, в районе современной станции Марк, было монастырское небольшое хозяйство. Здесь был построен храм преподобного Сергия Радонежского – он сохранился, восстановлен и освящен, но сейчас это приходская церковь. Кроме храма тут были келейные корпуса для сестер, хозяйство, сад, огород. Была и церковноприходская школа, в которой сестры вели занятия. И было монастырское кладбище, где хоронили сестер.

После разорения московской обители в 1918 году в ней устроили концлагерь – один из первых в Советском Союзе, куда большевики свозили заложников. Много ужасных вещей тут творилось, причем по соседству с еще действовавшими нашими храмами, по соседству с сестрами. Сестры тогда жили в страшной тесноте, хотя многим пришлось уехать: из 300 человек осталось 100. А после изъятия собора у общины верующих в 1926 году им пришлось переехать на тот подмосковный хутор. Оставалось уже около 40 монахинь. В январе 1931 году последняя наша настоятельница матушка Епифания, пережившая и расцвет обители, и ее разорение и доживавшая свой земной путь на хуторе, почила, и архимандрит Иларион (Удодов) ее там похоронил. А в мае того же 1931 года арестовали всех сестер и отправили в Казахстан.

1990-е гг. В таком виде монастырь отдали сестрам 1990-е гг. В таком виде монастырь отдали сестрам
    

Иоанно-Предтеченская обитель не раз на своем веку переживала разорение. Одно из них – в 1812 году, когда в Москве хозяйничал Наполеон. Обитель так пострадала от пожара, что ее пришлось закрыть. А как сестры встретили нашествие наполеоновских «двунадесять языков»?

– В то время настоятельницей обители была игумения Елпидифора. Она и насельницы монастыря знали, что готовится сдача Москвы, – об этом было объявлено. Заблаговременно были вывезены ризница монастыря, богатые вклады, еще царские. Вывозили организованно святыни и ценности всех московских обителей, в том числе и кремлевских монастырей – Чудова мужского, Вознесенского женского, – в Вологду. Неприятель подступил к Москве, и в сентябре 1812 года французы вошли в древнюю столицу. Сестры в это время еще были в обители, пытались запереть ее, а когда неприятель стал ломиться сюда, они в страхе разбежались. Французы здесь похозяйничали, и монастырь сгорел почти полностью.

Когда война окончилась, оказалось, что быстрому восстановлению он не подлежит, да и средств на это нужно было много. Тогда отстраивали заново, прежде всего, жилье для людей, основные храмы и монастыри, а те, на которые не хватало ни сил, ни средств, решали упразднить, а монахинь перевести в незакрывшиеся обители. Такая судьба постигла и наш монастырь. Игумения ушла в обитель своего пострига, монахинь перевели в другие места. Древний монастырский храм Иоанна Предтечи стал приходским. Но сюда многие продолжали приходить молиться, и престол Иоанна Предтечи всё так же почитался.

Заново отстроился монастырь уже во второй половине XIX века.

Патриаршее богослужение 14 декабря 2014 г. Великое освящение собора Усекновения главы Иоанна Предтечи Патриаршее богослужение 14 декабря 2014 г. Великое освящение собора Усекновения главы Иоанна Предтечи
    

Обрести живую связь со Христом

Многие москвичи и жители Подмосковья, мне кажется, не совсем понимают, насколько Москва удивительный город, сколько здесь святынь, сколько монастырей, и у каждой обители – уникальная судьба. А монастыри – это духовные маяки, сюда люди приходят, чтобы получить утешение, чтобы обрести смысл жизни, внутренний покой. Что бы вы могли сказать читателям, живущим в Москве, но пока еще не переступившим порог той или иной обители? Как найти дорогу к храму?

Если человек живую связь со Спасителем обретет, то цель духовной жизни в какой-то мере достигается

– Из своего малого опыта я всем желаю – и людям, еще не переступившим порог храма, не ведающим Бога, не верующим, живущим какими-то мирскими интересами; и людям, которые уже ходят в храм, воцерковляются; и людям, которые как бы считают, что они уже очень церковные, – всем им желаю обрести живую связь со Христом. Если человек эту живую связь обретет, то цель духовной жизни в какой-то мере достигается. Она не может быть достигнута окончательно, потому что не может быть предела духовного возрастания, но наладить ее – самое главное в жизни.

С монахиней Феониллой (Харченко)
беседовал Никита Филатов

4 февраля 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Мы захвачены чепухой и безумием» «Мы захвачены чепухой и безумием» Схиархим. Иоаким (Парр) «Мы захвачены чепухой и безумием» «Мы захвачены чепухой и безумием» Схиархимандрит Иоаким (Парр) о миссии и монашестве в мегаполисе Мир умирает, а мы его убиваем, потому что у нас есть Истина, есть Христос, но мы в это не веруем, а раз так, то и люди не видят Христа в мире. «Посвятить себя Богу из всецелой благодарности Ему» «Посвятить себя Богу из всецелой благодарности Ему» Архим. Мелхиседек (Артюхин) «Посвятить себя Богу из всецелой благодарности Ему» «Посвятить себя Богу из всецелой благодарности Ему» Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) о выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним Для светского сознания монашество невместимо. Отсюда и возникают мифы о том, что люди не нашли себе применения. Сердце твое пусть бьется со Христом Сердце твое пусть бьется со Христом Архим. Мелхиседек (Велник) Сердце твое пусть бьется со Христом Сердце твое пусть бьется со Христом Беседа с настоятелем монастыря Путна архимандритом Мелхиседеком (Велником) Настоятель монастыря Путна о своих духовных учителях, о том, как формируются настоящие монахи и что важнее всего для мирянина.
Комментарии
тамара14 февраля 2016, 17:00
Матушка Феонилла,Божией помощи Вам и всем сестрам обители .Спаси и сохрани всех,Господи.
МАРИНА САФРОНОВА 9 февраля 2016, 12:00
ОТОРВАЛА МЕНЯ ВОЙНА ОТ МОЕГО ПРИХОДА,ОТ ЛЮБИМОГО БАТЮШКИ-И НЕ МОГУ Я НАЙТИ УТЕШЕНИЯ МОЕЙ ДУШЕ В НОВОМ МЕСТЕ ПРОЖИВАНИЯ.МЫКАЮСЬ ПО ХРАМАМ,А ПРИБИТЬСЯ НИКУДА НЕ МОГУ . ПУСТЬ ХРАНИТ ВАС ГОСПОДЬ,СЕСТРЫ!
Татьяна 6 февраля 2016, 13:00
Помощи Божией матушке Феонилле и всем сестрам монастыря! Какие вы счастливые, что выбрали монашеский путь! Мира вам и радости в Духе Святом!
Ольга 5 февраля 2016, 19:00
Это особенное место в москве, вокруг суета, а там всегда утешение и мир. И прихожане подбираются все удивительные, простые, кто постоянно на службы ходит. Жаль, что сейчас вынужденна жить не в москве, но хотелось бы по-прежнему приходить туда на тихие всенощные.
Светлана 5 февраля 2016, 11:00
Спасибо большое за статью, Храни Вас Господь матушка Феонилла. Я очень люблю Вашу обитель, хотя бываю не часто. Но то , что Сам Иоанн Предтеча привел меня туда, я знаю точно. Ходила долго кругами, вышла не на той станции, но точно была уверена , святой приведет меня. У меня даже сейчас слезы на глазах . Спасибо большое за наставления.
Геннадий 4 февраля 2016, 20:00
Наладить связь со Христом... и ныне и присно и во веки веков. Аминь
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке