Отношения между Константинопольской и Элладской Церквами продолжают накаляться

Афины, 22 февраля 2016 г.

Отношения между Константинопольским и Элладским Патриархатом в преддверии Всеправославного собора выходят на новый виток. Об этом пишет Romfea.

    

В Константинопольской патриархии отреагировали на многократные публикации, касающиеся причины отсутствия архиепископа Афинского и всея Греции на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария).

Напомним, ранее сообщалось, что архиепископ Иероним не присутствовал на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам». Однако на недавнем заседании Священного Синода греческий иерарх опроверг эту информацию, указав, что причины были не личными.

В ответ на это 19 февраля Константинопольская патриархия придала гласности письмо архиепископа Иеронима к Вселенскому патриарху Варфоломею от 8 декабря 2015 года, в котором он сообщает патриарху о том, что не будет участвовать в работе Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей «по личным причинам».

«На Священном Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, созыв которого пройдет с 21 по 28 предстоящего месяца января 2016 года, по личным причинам, препятствующим нашему смирению принять в нем участие, Священный Синод Церкви Греции будут представлять Преосвященнейшие митрополиты Каристиас и Скиру Серафим, Перистерийский Хризостом и Илийский Герман…», – говорится в письме.

На следующий день, 20 февраля 2016 года, Священный Синод Греческой Православной Церкви опубликовал последнее письмо, которое получил патриарх Константинопольский от архиепископа Иеронима перед Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей. При этом датируется оно 13 января 2016 года.

«Для лучшего осведомления электронных СМИ, относительно публикаций, в которых упоминается делегация Греческой Церкви на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (Швейцария), и чтобы впредь не складывалось ошибочного впечатления об этом, высылаем Вам из архива Священного Синода точную копию недавнего письма архиепископа Иеронима, датируемого 13 января 2016 года, касающегося делегации нашей Церкви на Синакс Предстоятелей Поместных Церквей, который проходил с 21 по 28 января 2016 года в Шамбези.

В этом письме не упоминаются «личные причины» отсутствия Блаженнейшего архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима II на вышеупомянутом Синаксе, тогда как обстоятельства не позволяли подобные выражения. Очевидно, что окончательные тезисы отправителя находятся в последнем письме, а не промежуточном», – говорится в заявлении Священного Синода Церкви Греции.

В то же время один из митрополитов Северной Греции, комментируя причины отсутствия в Шамбези Блаженнейшего Иеронима, высказал мнение, что это было обусловлено «каноническими причинами», а не «личными». И таких канонических причин, по его мнению, можно выделить, по крайней мере, четыре.

Первая каноническая причина: неканоническое вмешательство Патриарха Константинопольского в выборы митрополита Янины. На языке канонов это определяется как «вторжение», или «вхождение» в ведение другой Поместной Церкви. Здесь юрисдикция Церкви Греции. Она управляется «находящимися на церковной службе архиереями» (статья 3 Конституции) «Старой Греции» и «Новых территорий» (за исключением Крита, Кикладских островов и святой горы Афон, которые управляются патриархом). Церковь является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, под председательством архиепископа Афинского и Предстоятеля Церкви. Таким образом, архиепископ Афинский поминается в диптихах Константинопольского патриарха и других Предстоятелей официальных Поместных Православных Церквей. Главным административным делом иерархии является выбор архиереев. Любое же постороннее вмешательство хоть политической, хоть церковной власти является незаконным и каноническим недопустимым. Выборы в Янинскую митрополию, это известно, окончились вмешательством патриарха.

В качестве второй причины митрополит полагает открытие представительства Константинопольского патриархата в Афинах без согласования с архиепископом Афинским и всея Греции.

По этому поводу митрополит говорит следующее: «Блаженной памяти архиепископ Серафим это предсказывал, когда отклонял создание этого представительства. «Представитель патриархии есть такой же архиепископ, – сказал он, и добавил, – фанариоты хотят отдельное представительство, чтобы хозяйничать в моей Архиепископии и провоцировать раздоры». Провоцирование раздоров и разделения другой Поместной Церкви наказывается очень строго Священными Канонами».

В качестве третьей причины митрополит приводит переговоры Константинопольского патриарха с греческими властями о том, чтобы законодательно предоставить патриаршему представительству в Афинах статус «экзархата». Это также является неканоническим вмешательством в ведение чужой Поместной Церкви.

«Некоторые архиереи задаются вопросом: как еще архиепископ продолжает поминать Варфоломея в Диптихах?» – рассказывает митрополит.

Под четвертой причиной митрополит понимает желание Константинопольского патриарха постепенно разделить Поместную Церковь Греции, которая административно подчиняется Афинам.

«Старая Греция отождествляется с Автокефальной Греческой Церковью 1850, 1855 и 1866 годов. Новая же Греция, которая была освобождена от османского ига в 1912-1913 годах, относится и духовно, и административно к Вселенской патриархии, то есть к кафедре, находящейся вне греческого государства».

«Невольно мы мажем масло на хлеб Эрдогану-Давутоглу. Преувеличение? Нисколько. Турки хотят и пытаются отделить на геополитическом поле островную Грецию», – рассуждает митрополит. Далее он продолжает: «С другой стороны, под другими предлогами, подобные попытки предпринимаются и в церковном поле. Они мечтают сильно сократить административную власть Греческой Церкви и вернуть ее в границы 1882 года. Ранее, в сентябре 2015 года была предпринята попытка разделения единой иерархии Греческой Церкви. Вселенский патриарх разослал приглашение на совещание только митрополитам Южной Греции».

«Итак, все выше названные канонические причины отсутствия архиепископа Афинского в Женеве существуют, и они совсем не «личные». В то же время, к чести архиепископа, стоит отметить, что он послал на Синакс делегацию Священного архиерейского Синода Греческой Церкви. Вселенская Патриархия распространяется на Западную Европу, Америку, Австралию и Азию, согласно священным Канонам. Пусть оставит Правящую Церковь Греции в покое. Мы нуждаемся в сильной, канонически и духовно сплоченной Греции, которая будет поддерживать матерь-Церковь Константинополя (что она и делает), а не в марионеточном послушном сателлите Патриархии», – подытожил один из митрополитов Северной Греции.

Перевел с греческого Даниил Солошенко

22 февраля 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: необходимо дождаться реакции мирового Православия Епископ Бачский Ириней: необходимо дождаться реакции мирового Православия
Прежде чем говорить о необходимости регулярного проведения соборов Поместных Православных Церквей, необходимо дождаться реакции мирового Православия на Собор на Крите, заявил РИА Новости иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович).
Русская Православная Церковь не будет реагировать на интернет-версию решений Собора на Крите Русская Православная Церковь не будет реагировать на интернет-версию решений Собора на Крите
Русская Православная Церковь не будет реагировать на опубликованные в интернете документы Собора на Крите, а дождется их официального получения, чтобы изучить.
О Критских документах О Критских документах
Епископ Бачский Ириней
О Критских документах Почему я не подписал текст Критского собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
Епископ Бачский Ириней (Булович)
К сожалению, сама форма публикации принятых на Крите документов и характер освящения этой проблемы в прессе создают почву для различного рода кривотолков и искажений истинного положения дел и обстоятельств работы этого форума.
Большинство сербских епископов отказались подписать спорный документ на Крите Большинство сербских епископов отказались подписать спорный документ на Крите
Абсолютное большинство из 25 сербских епископов, принимавших участие в работе собора на Крите, отказалось подписывать сомнительный по своему содержанию документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
Владимир Легойда: Важно услышать каждую Церковь Владимир Легойда: Важно услышать каждую Церковь
Русская Православная Церковь продолжит подготовку Всеправославного собора, и ей "известны механизмы", как эту работу успешно осуществить, заявил в понедельник РИА Новости председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»? Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
Павел Кузенков, диак. Павел Ермилов
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»? О соборности подлинной и мнимой
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
Павел Кузенков, диакон Павел Ермилов
Всеправославный Собор мыслится его идеологами как орудие для слома сложившейся системы «каноничного и экклезиологически правильного» устроения Православной Церкви.
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения
Один из участников Критского собора, известный богослов и церковный писатель, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выпустил двадцатистраничный доклад, в котором прокомментировал ситуацию вокруг «Святого и Великого Собора».
Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса
Епископ Бачский Ириней, принимавший участие в собрании на Крите в составе делегации Сербской Православной Церкви объяснил на страницах греческого портала «Ромфеа», почему именно он не подписал документ Критского собора под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
МАП призвала к единству после Критского собора МАП призвала к единству после Критского собора
Межпарламентская ассамблея православия (МАП), 23-я генеральная ассамблея которой прошла на этой неделе в Салониках (Греция), никак не высказывалась в отношении принятых Собором православных церквей на Крите решений и лишь призвала православный мир к единству.