«Нужно помнить слова Суворова: “Молись Богу, от Него – победа”»

Беседа с военным священником Алексием Яковлевым

Никита Попов

Священник Алексий Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы, окормляет личный состав Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. О том, как служится в войсках подобного рода, какова роль священника в армии, в чем особенность проповеди среди военнослужащих, надо ли и как противостоять культу силы, который подчас находит питательную почву в армии, как противодействовать неоязычникам, – наша беседа с отцом Алексием.

Священник Алексий Яковлев. Фото: Патриархия.Ru Священник Алексий Яковлев. Фото: Патриархия.Ru

– Отец Алексий, каков духовно-нравственный климат в армии сегодня? Много ли верующих? И какой конфессиональный состав армии?

– Армия находится на передовой всех общественных процессов, и поэтому так же, как и во всей стране, духовно-нравственный климат в армии становится лучше. Интересно, что согласно статистике, в армии гораздо больший процент верующих людей, чем в остальном обществе. Что касается конфессионального состава армии, то, так как она является частью общества, в ней есть и православные, и мусульмане, и буддисты и атеисты. Но, безусловно, абсолютное большинство – православные.

– Рассматривают ли сегодня в армии священника как реального помощника в деле воспитания духовности, любви к Отечеству у личного состава?

– На протяжении тысячелетия Церковь помогала армии. То, что священник в армии необходим, понимают все. Об этом свидетельствует и то, что назначение на должность помощника начальника по работе с верующими военнослужащими осуществляется по приказу министра обороны. Это происходит по всей стране.

В нашей Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого уже 20 лет существует факультет православной культуры, подготовивший множество выпускников. Занятия на этом факультете не входят в обязательную программу обучения, это дополнительное образование, которое происходит во внеучебное и личное время. На занятиях слушатели знакомятся с историей православной культуры России и духовными основами воинского служения Отечеству. Многолетний опыт свидетельствует, что это положительно влияет на организованность и ответственность, что особенно важно для стратегических ракетчиков, от которых, без преувеличения, зависит судьба всего мира.

Преподаватели, выпускники и учащиеся Факультета православной культуры Военной академии РВСН им. Петра Великого. Фото: Патриархия.Ru Преподаватели, выпускники и учащиеся Факультета православной культуры Военной академии РВСН им. Петра Великого. Фото: Патриархия.Ru

То же можно сказать и о Московском суворовском училище, которое окормляет наш храм. Все желающие суворовцы каждую субботу имеют возможность исповедоваться и причащаться.

После окончания одного из светских мероприятий я подошел к ветерану Великой Отечественной войны, генералу и поблагодарил его за его служение родине, за все то, что они, ветераны, для нас сделали, за страну, которую они нам оставили. И я был очень удивлен и тронут, что он со слезами на глазах в ответ сказал мне: «Спасибо вам!» Я понял, что этот человек, много повидавший, много переживший, верит нам и надеется на нас – на духовенство, на Русскую Православную Церковь. Надеется, что все то, чем жило его поколение, для чего они жили, не будет потеряно и растрачено, но, с Божией помощью, страна достойно выйдет из нынешней сложной ситуации.

– Часто ли руководящий состав армии обращается к священнослужителям за духовной и консультативной помощью?

– Этот вопрос правильнее задать руководящему составу армии. Могу сказать, что центральный командный пункт РВСН был освящен еще в 1996 году патриархом Алексием II, и с тех пор там висит икона великомученицы Варвары.

– А почему именно этой святой?

– Ракетные войска стратегического назначения были созданы 17 декабря 1959 года в день празднования памяти великомученицы Варвары, которая традиционно считалась покровительницей от внезапной смерти. Перед этой иконой на центральном командном пункте неугасимо горит лампада.

Великомученица Варвара Великомученица Варвара
Тогда же были освящены и все другие командные пункты РВСН, и сейчас иконы великомученицы Варвары являются традиционной составляющей оснащения командных пунктов этого рода войск.

– Это инициатива руководящего состава данного подразделения нашей армии?

– Освятить центральный командный пункт не было чьим-то единоличным решением. Оно было принято в январе 1996 года на заседании Военного совета Ракетных войск стратегического назначения с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сейчас это уже и история, и традиция.

Батюшка, сейчас ситуация в мире достаточно напряженная. Военные участвуют в боевых операциях против террористов. Я понимаю, что сложно говорить за кого-то, но – осознают ли военные, какова главная их задача сегодня?

Армия участвует в спасении людей – и сознание этого движет теми, кто сегодня служит в вооруженных силах

– Я думаю, большинство военных солидарно с Патриархом Кириллом, который сказал, что мы участвуем в спасении людей в Сирии, на Ближнем Востоке, которые несправедливо притесняются и уничтожаются. Это важный момент: мы участвуем в спасении людей. И сознание этого движет теми, кто сегодня служит в вооруженных силах.

– Сегодня, видя, как растет авторитет армии, многие становятся на позицию шапкозакидательства. Популярна идея: «кто не с нами, тот против нас», – и в этом своеобразно проявляется гордыня нации. Обладая огромным военным потенциалом, мы идем против пацифистских принципов. Не опасны ли такие настроения?

– Пацифизм – не христианское учение. Отвечая на вопросы сарацин, святой равноапостольный просветитель славян Кирилл говорил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15: 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих». Более того, Каноническое послание святителя Григория Чудотворца (†270), написанное по поводу вторжения варваров в Понтийскую область, настаивает на отлучении от цер­ковного общения христиан, которые во время бедствия перешли на сторону врага и «принимали участие в нападении, забывши, что они были понтийцами и христианами». Данное правило вошло в Канонический ко­декс Православной Церкви.

В отношении шапкозакидательства выскажу свое личное мнение. Чем отличаются пессимист, оптимист и реалист? Пессимист не видит света в конце туннеля, оптимист видит свет, а реалист обращает внимание на приближающийся поезд. Только при трезвой оценке ситуации можно принимать верные решения. У нашего Отечества есть ядерное оружие. При этом с учетом размеров нашей Родины соотношение сил, условно можно сказать, на западных границах составляет 1:10, а на границе, скажем, с Китаем – 1:100. Не стоит забывать, что армия не существует отдельно от экономики страны.

При таком положении дел вспоминаются слова А.В. Суворова: «Один десятерых своей силой не одолеешь: помощь Божия нужна». Россия без помощи Божией, без самого главного – возрождения правильных духовных ценностей, укорененных в Православии, без консолидации общества, объединения народа – этот сложный период не сможет пройти так, как она на протяжении тысячелетия проходила сложнейшие периоды своей истории. Всё больше людей понимает, что если на Востоке развивается фанатизм и из псевдо-религиозных побуждений убивают ни в чем не повинных людей, а на Западе преобладает то, что ныне называется «толерантностью», то есть идет оправдание греха, отказ от традиционных ценностей, то Россия должна олицетворять собой «золотую середину» и светить миру светом правильных ценностей. А это достигается не путем изменения всей страны, а путем изменения прежде всего себя, своей семьи. Человек должен становиться лучше сам. Лучше как подчиненный, лучше как начальник, лучше как муж или как сын.

    

У всех думающих, разумных людей есть сейчас понимание того, что необходима внутренняя духовная работа для исправления себя, чтобы этим снискать милосердие и помощь Божию в очень сложной ситуации: нет времени для гордости или шапкозакидательства.

– Среди молодых ребят, в том числе призывников и воинов, сегодня популярен культ силы, навязываемый в том числе и неоязыческими верованиями. В чем опасность подобного явления? Сталкивались ли вы с этим? И как объяснить молодым воинам, что силой нельзя решить всё?

– В первую очередь вспоминаются слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И побеждает не тот, кто сильный, а тот, на чьей стороне Бог. Поэтому А.В. Суворов восклицал: «Какой восторг! Мы – русские: с нами Бог!» Позже эти слова повторял и М.И. Кутузов.

Мне приходилось сталкиваться с неоязычеством. Как правило, различные псевдорелигиозные учения паразитируют на чем-то добром и хорошем, заложенном в человеке. В случае неоязычества этим добрым качеством является любовь человека к своей Родине. При этом Родина подменяется, вся ее тысячелетняя история и культура вычеркивается: вычеркиваются благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, и Александр Васильевич Суворов… И создается миф, который ничем и никак не подкреплен, который не имеет реальной силы, потому что, как правило, никто из неоязычников не верит в своих богов, и уж точно они не будут молиться им, когда нужно будет идти, к примеру, в атаку. Это подобно тому, как при живых родителях человека убеждают, что не они – его отец и мать, а вот есть нечто виртуальное, во что ты должен поверить и этому следовать. Думаю, что это, в первую очередь, следствие незнания родной истории, о которой А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал». В древней Руси вожди русского народа в минуты опасности взывали: «Станем храбро за Православную веру, за все великое государство и за православных христиан!» «Постоим за дом Пресвятой Богородицы!» – был традиционный воинский клич на Руси.

Понятно, что сегодня, когда есть ядерное оружие, война идет в первую очередь на информационном поле. Изучается, к чему человек чувствителен, что было бы востребовано, и для молодых и сильных, тех, кто мог бы любить родину создается иллюзия, которая продвигается, развивается и, безусловно, не без участия противодействующих государств. Вспоминается случай из Патерика, который я приведу очень приблизительно. Один преподобный увидел беса, который шел искушать братию. Весь он был обвешан небольшими бутылочками. Преподобный спросил: «Что у тебя в них?». И диавол ответил: «В одной – честолюбие, в другой – уныние, в третьей – другая страсть. И если кому-то что-то из этого не подойдет, я попробую еще что-нибудь». Отказываясь от всего доброго и хорошего, что у нас есть, люди начинают верить в виртуальное, нереальное, несуществующее. А.С. Суворов говорил: «Молись Богу, от Него – победа». А этого неоязычество лишает.

– А служащие в ракетных войсках стратегического назначения, отправляясь на боевое дежурство или на выполнение боевого задания, приходят к вам за благословением? Можете поделиться этим?

– Да, конечно. Задача военного священника заключается и в том, чтобы молиться за наших воинов, чтобы Бог благословил и поставленные задачи были бы выполнены.

– Батюшка, кого вы ставите в пример молодым воинам? Конечно же, без героев прошлого не обойтись: это и Александр Невский, и Димитрий Донской, и Александр Васильевич Суворов, которого вы уже не раз упомянули… А кто из наших современников? Кто для молодых является героем? И рассказываете ли вы, например, о Евгении Родионове?

– И Александр Невский, и Александр Васильевич Суворов – не герои прошлого. Они герои настоящего, потому что их опыт, пример их жизни целиком и полностью востребованы и сейчас. Не так давно награждали полковника С.Г. Султангабиева, который лег на гранату, закрывая собой подчиненных. И когда Владимир Владимирович Путин вручал ему орден, он сказал: «Любой поступил на моем месте так же, как и я». Подобные подвиги характерны для нашей армии. В этом поступке нет ничего, что было бы исключительным, потому, что, я знаю, в основном именно так воины и поступают.

И слава Богу, что общее состояние армии – готовность совершать подвиги как обыденные поступки

Сейчас очень много героев, настоящих героев. Это те, кто проявил себя героически во время боевых действий и в Чечне, и в иных местах. И об этих героях я рассказываю курсантам, устраиваю встречи с ними. Удивительно, что все они люди очень скромные. А Евгений Родионов не герой, как воин, – он герой, как христианин. Обычный парень, который отказался снять крест. Таких, как он, ведь очень много. И слава Богу, что это – общее состояние армии, которая готова совершать подвиги как обыденные поступки.

Священник Алексий Яковлев Священник Алексий Яковлев

– А как вы рассказываете ребятам о Христе?

– Сам Христос излагал Свое учение в притчах. И без притчи Он не говорил ничего. О христианстве надо вот так и рассказывать. И вся русская культура, вся русская литература именно так о Христе и говорит. Но самым главным является богослужение.

Конечно, проповедь среди военнослужащих имеет и свои особенности. Апостол Павел говорил: «Для всех я сделался всем» (1 Кор. 9: 22). Для верующих военнослужащих насущны примеры доблести и стойкости, поэтому мы и говорим о воинских добродетелях и о том, каким образом их можно было бы в себе воспитать. Например, верность присяге, честь, товарищество…

– Да, ведь даже святитель Амвросий Медиоланский, перечисляя добродетели, главной называл мужество. Отец Алексий, воспитывает ли армия мужчину?

– Мой товарищ, ныне молодой московский священник, после окончания института, хотя имел возможность сразу поступить в семинарию, сам – и с удовольствием – пошел в армию. Причем не так, чтобы в определенное место, а куда пошлют – туда пошлют. И остался совершенно доволен тем, что служил в армии. Сумел даже там, в армии, подготовиться к вступительным экзаменам в семинарию. Армия состоит из людей, и чем больше в ней хороших людей, тем лучше и вся армия, и духовный климат в ней.

Армия, безусловно, воспитывает. И отрадно, что, как и раньше, за честь считалось быть военнослужащим, так это становится и теперь.

Исповедь в армии Исповедь в армии

– А что ценят военные в священнике? Вот вы привели слова апостола Павла: «быть всем для всех». Но ведь не каждый священник обладает какими-то особыми воинскими способностями, например, разобрать-собрать автомат Калашникова закрытыми глазами. Так как и чем завоевать авторитет у ребят?

– Действительно, на мой взгляд, не обязательно быть специалистом в той или иной военной области, хотя это было бы весьма полезно. В настоящий момент все военные священники планово проходят дополнительное обучение в Военном университете, которое дает возможность ориентироваться в воинских вопросах. Но в первую очередь армия ждет от священника не того, чтобы он был лучшим, как солдат, а чтобы он был человеком, который помог бы решить те или иные духовные вопросы, который мог бы за военнослужащего помолиться. И если священник живет нелицемерно, если священник искренне заботится о людях, в том числе о военнослужащих, если он любит военнослужащих, то и военнослужащие любят своего пастыря.

– Батюшка, хотелось бы от вас, как военного священника, услышать пожелания всем защитникам Отечества в их праздник – 23 февраля.

– Живя в богохранимом Отечестве, что постулируется даже в гимне нашей страны, я бы пожелал всем защитникам Отечества всегда помнить слова преподобного Серафима Саровского: «Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости – что угодно можно совершить».

Со священником Алексием Яковлевым
беседовал послушник Никита (Попов)

23 февраля 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Сам погибай, а товарища выручай» «Сам погибай, а товарища выручай» Генералиссимус А.В. Суворов и его изречения «Сам погибай, а товарища выручай» «Сам погибай, а товарища выручай» Генералиссимус А.В. Суворов и его изречения Каким был легендарный русский полководец? Его письма и поучения рисуют нам портрет человека высоконравственного, глубокого ума, самоотверженной любви к Отечеству и горячей веры в Бога. Чтобы не было православного гетто Чтобы не было православного гетто Прот. Андрей Туляков Чтобы не было православного гетто Чтобы не было православного гетто Что делают наши войска на Кавказе? Протоиерей Андрей Туляков Недавно из «пастырской командировки» на Кавказ вернулся протоиерей Андрей Туляков. Он был в воинских подразделениях в Чечне, Дагестане и Кабардино-Балкарии. Мы задали священнику несколько вопросов. Как семинарист Василий в войсках ВКО служил Как семинарист Василий в войсках ВКО служил Как семинарист Василий в войсках ВКО служил Как семинарист Василий в войсках ВКО служил Марина Вологжанина Студент Сретенской семинарии Василий Лапкин рассказал о том, почему в армии больше нет дедовщины, куда подевался «наряд на столовую» и как солдаты приходят к вере.
Комментарии
наташа28 февраля 2016, 18:00
Господи благослови всех священнослужителей и всех военнослужащих.
Юлия Кононова23 февраля 2016, 15:00
МОЛИСЬ БОГУ, ОТ НЕГО – ПОБЕДА.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке