Греция: еще один архиерей обратился с посланием к Священному Синоду в связи с Всеправославным собором

Афины, 4 марта 2016 г.

Митрополит Пирейский Серафим направил Священному Синоду Элладской Православной Церкви послание, посвященное грядущему Всеправославному собору. Основные положения документа опубликовал сайт Agionoros.ru.

    

«Невиданным нововведением», беспрецедентным для двухтысячелетней истории Церкви, назвал владыка решение, в соответствии с которым каждая Поместная Церковь будет представлена на соборе 24 архиереями.

Он напомнил, что во Вселенских Соборах всегда принимало участие «возможно большее число епископов». Практика, когда некоторые Церкви были представлены своими представителями, имела место в случае, если они не могли прибыть на Собор по тем или иным причинам.

«В соответствии с православной экклезиологией, каждый епископ, управляющий даже самой маленькой епархией, представляет свою паству и является живым участником Вселенской Церкви», говорится в послании митрополита. Не приглашение на Всеправославный собор всех епископов, по мнению владыки, лишает возможности выразить мнение полноты Церкви, «чего, по всей видимости, хотят организаторы собора».

Владыка напоминает, что в заседаниях Вселенских соборов прежде принимали участие представители низшего духовенства, монашествующие и миряне. «Не будет преувеличением назвать грядущий собор Всеправославным собором без православных. Очевидно, что противоречащим традиции решением о представительском принципе организации собора избегается вероятность того, что некоторые епископы выскажутся против решений собора, если они будут представлять собой ревизию Предания».

«Совершенно необоснованным» называет митрополит Серафим «утверждение Вселенского патриарха Варфоломея, в соответствии с которым Православная Церковь может именовать предстоящий собор только Всеправославным, а не Вселенским, так как в нем не будет участвовать Римокатолическая “Церковь”. Отпадение еретиков от Церкви нисколько не умаляет ее вселенского характера».

Митрополит Серафим выражает свое несогласие с принципом «одна Поместная Церковь – один голос». По его мнению, правом голоса должен обладать каждый епископ, принимающий участие в работе Собора.

Подробному разбору и критике Пирейский митрополит подвергает проект документа Всеправославного собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

«В этом тексте ничего не сказано о ересях и заблуждениях, словно бы они прекратили появляться в истории Церкви после восьмого века». В то время, как Вселенские Соборы занимались разбором и соборным осуждением различных заблуждений, Всеправославный собор не наследует подобный принцип, говорится в послании владыки.

Критике митрополита Серафима также подвергся 22-й параграф документа: «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры».

По мнению владыки, данное положение создает впечатление, что грядущий Всеправославный собор стремится «предрешить непогрешимость принятых на нем решений». Утверждение, согласно которому «сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры», не учитывает исторического факта: в Православной Церкви последним критерием истины является догматическое самосознание членов Церкви. Именно поэтому некоторые соборы, проводившиеся как вселенские, были признаны разбойничьими и незаконными.

Митрополит Серафим выражает несогласие с решением предстоятелей пригласить на Всеправославный собор в качестве наблюдателей католиков, монофизитов и протестантов: «За двухтысячелетнюю историю Церкви на Поместных и Вселенских соборах никогда не было инославных “наблюдателей”». Эта практика имела место только на первом и втором Ватиканских соборах Католической церкви, уточняет митрополит Серафим. «Допустимо ли, чтобы Всеправославный Собор брал за образец папские практики?» - задается вопросом владыка.

Митрополит Серафим напоминает, что прежде еретиков приглашали на Вселенские соборы не в качестве «наблюдателей», а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора. По мнению владыки, присутствие инославных на Всеправославном соборе «узаконивает заблуждение и ересь и фактически подрывает авторитет Собора».

4 марта 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Грузинский ответ «Критскому собору» Грузинский ответ «Критскому собору»
Церковная делегация из Греции встретилась с Патриархом и иерархами Грузинской Церкви.
Впечатления после «Святого и Великого Собора» Впечатления после «Святого и Великого Собора»
Митр. Иерофей (Влахос)
Впечатления после «Святого и Великого Собора» Впечатления после «Святого и Великого Собора»
Митрополит Иерофей (Влахос)
«Святой и Великий Собор» завершил свою работу, войдя в церковную жизнь и церковную историю, которые и будут его судить. История даст ему настоящее название.
Епископ Бачский Ириней: необходимо дождаться реакции мирового Православия Епископ Бачский Ириней: необходимо дождаться реакции мирового Православия
Прежде чем говорить о необходимости регулярного проведения соборов Поместных Православных Церквей, необходимо дождаться реакции мирового Православия на Собор на Крите, заявил РИА Новости иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович).
Русская Православная Церковь не будет реагировать на интернет-версию решений Собора на Крите Русская Православная Церковь не будет реагировать на интернет-версию решений Собора на Крите
Русская Православная Церковь не будет реагировать на опубликованные в интернете документы Собора на Крите, а дождется их официального получения, чтобы изучить.
О Критских документах О Критских документах
Епископ Бачский Ириней
О Критских документах Почему я не подписал текст Критского собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
Епископ Бачский Ириней (Булович)
К сожалению, сама форма публикации принятых на Крите документов и характер освещения этой проблемы в прессе создают почву для различного рода кривотолков и искажений истинного положения дел и обстоятельств работы этого форума.
Большинство сербских епископов отказались подписать спорный документ на Крите Большинство сербских епископов отказались подписать спорный документ на Крите
Абсолютное большинство из 25 сербских епископов, принимавших участие в работе собора на Крите, отказалось подписывать сомнительный по своему содержанию документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
Владимир Легойда: Важно услышать каждую Церковь Владимир Легойда: Важно услышать каждую Церковь
Русская Православная Церковь продолжит подготовку Всеправославного собора, и ей "известны механизмы", как эту работу успешно осуществить, заявил в понедельник РИА Новости председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»? Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
Павел Кузенков, диак. Павел Ермилов
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»? О соборности подлинной и мнимой
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
Павел Кузенков, диакон Павел Ермилов
Всеправославный Собор мыслится его идеологами как орудие для слома сложившейся системы «каноничного и экклезиологически правильного» устроения Православной Церкви.
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения
Один из участников Критского собора, известный богослов и церковный писатель, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выпустил двадцатистраничный доклад, в котором прокомментировал ситуацию вокруг «Святого и Великого Собора».