Митрополит Иерофей (Влахос) обратился к Синоду Элладской Церкви в связи с Всеправославным собором

Афины, 10 марта 2016 г.

Участник делегации Элладской Православной Церкви на грядущем Всеправославном соборе, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) направил послание Священному Синоду Элладской Православной Церкви, в котором высказал ряд замечаний к принятым на совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 года) проектам документов.

    

В связи с тем, что на Всеправославном соборе планируется дальнейшее обсуждение этих вопросов, митрополит Иерофей призывает внести в итоговые документы «ряд необходимых исправлений». AgionOros.ru публикует основные положения послания владыки.

По словам владыки Иерофея, в документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» наблюдается «терминологическая путаница». «Необходимо внести в него изменения, чтобы избежать богословской и экклезиологической двусмысленности, которая неуместна в соборных документах, в особенности текстах Всеправославного собора»,говорится в его послании.

Заголовок документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» правилен по своему содержанию, так как справедливо делает различие между «Православной Церковью» и остальным «христианским миром», пишет митрополит Иерофей. В том же духе выдержаны и многие положения документа, например: «Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании» (п. 1), «с отделенными от нее, ближними и дальними» (п. 4), «тем, кто находится вне ее» (п. 6).

Однако другие встречающиеся в тексте выражения, в соответствии с которыми «Православная Церковь констатирует существование в истории других, не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий» (п. 6), должны быть адаптированы к заголовку, чтобы избежать двуязычия и двусмысленности.

Более точным по сути, по мнению владыки Иерофея, станет выражение «Православная Церковь знает о существовании иных христианских конфессий, которые отделились от нее и не находятся с ней в общении».

Далее митрополит Иерофей останавливается на двусмысленной трактовке в тексте церковного единства: «Правильным является положение документа, относящееся к единству Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в соответствии с которым «Единство Церкви» (необходимо уточнить, что речь идет именно о Православной Церкви) «не может быть нарушено» (п. 6), в связи с тем (как опять же точно подмечено) «Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами», которые «особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах» (п. 3).

Однако в документе встречаются и другие выражения, в которых подразумевается, что единство Церкви утрачено и совершаются попытки его восстановить. Подобные утверждения следует исправить.

Утверждение, согласно которому Православная Церковь участвует в богословских диалогах «с целью поиска утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов» (п. 5), подразумевает, что не соответствует действительности встречающееся в другом месте утверждение, что единство Церкви «не может быть нарушено» (п. 6).

Следовательно, это выражение необходимо исправить, чтобы не создавать впечатления, что в решениях Всеправославного собора содержится двусмысленность, оставляющая простор для разнообразных трактовок. Следует написать: «Православная Церковь участвует в диалоге с христианами, принадлежащими к разным христианским конфессиям, чтобы вернуть их к вере, преданию и своей жизни».

По мнению митрополита Иерофея, в тексте есть положения, отсылающие к теории «крещального богословия», лежащей в основе Второго ватиканского собора. Сам владыка полагает, что принимать в Православную Церковь западных христиан следует через Таинство Крещения. Это связано с различиями в догмате о Святой Троице: западных учениях о filioque и тварной Божественной энергии (actus purus).

По мнению владыки, чтобы освободить текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» от двусмысленности и внутренних противоречий, 20 параграф «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов)» следует заменить на следующий текст: «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими исповеданиями основываются на вере и порядке, принятом в Православной Церкви, основанном на решениях Вселенских Соборов. Принятие инославных в Православную Церковь происходит на принципах «акривии» и «икономии»[1]. Икономия возможна по отношению к тем христианским конфессиям, где Крещение совершается в соответствии с апостольской и святоотеческой традицией: троекратным полным погружением с исповеданием Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троицы».

Вторая часть послания владыки посвящена разбору текста документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» и будет опубликована AgionOros.ru в ближайшие дни.


[1] Акривия является строгим , неукоснительным и бескомпромиссным следованием церковным понятиям. Икономия - это понятие, связанное с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой. Так часто священник по отношению к некоторым грешникам не применяет строгих церковных канонов, по которым их следует отлучить от причастия на многие годы. Но священник может применить церковную икономию к такому грешнику, исходя из конкретной духовной и церковной ситуации, в которой тот пребывает. А иногда наоборот, следует применить строгость, чтобы побудить человека к покаянию и отрезать путь ко греху. В данном случае под акривией подразумевается принятие инославного в Церковь через Таинство Крещения, икономией – через Миропомазание.

10 марта 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Архиепископ Иероним возглавит делегацию Элладской Православной Церкви на Всеправославном соборе Архиепископ Иероним возглавит делегацию Элладской Православной Церкви на Всеправославном соборе На внеочередном заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви утвержден состав делегации, которая примет участие в работе грядущего Всеправославного собора на острове Крит. Состоялось внеочередное заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви Состоялось внеочередное заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви Синод продолжил обсуждение текстов предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви Греческий священник и богослов высказался против проекта документа Всеправославного собора Греческий священник и богослов высказался против проекта документа Всеправославного собора «Документ "Отношение Православной Церкви к прочему христианскому миру" является текстом догматического характера, соответственно и отношение к нему должно быть как к догматическому решению Всеправославного Собора». Греция: еще один архиерей обратился с посланием к Священному Синоду в связи с Всеправославным собором Греция: еще один архиерей обратился с посланием к Священному Синоду в связи с Всеправославным собором Митрополит Пирейский Серафим направил Священному Синоду Элладской Православной Церкви послание, посвященное грядущему Всеправославному собору. Основные положения документа опубликовал сайт Agionoros.ru. Митрополит Новой Смирны: «Не может считаться Всеправославным Собор, в котором участвуют не все епископы» Митрополит Новой Смирны: «Не может считаться Всеправославным Собор, в котором участвуют не все епископы» «Уменьшение количества участвующих епископов умаляет авторитет Собора, и он не может считаться Святым и Великим Собором» Всеправославный собор: Антиохийский и Иерусалимский патриархи встретятся в конце марта Всеправославный собор: Антиохийский и Иерусалимский патриархи встретятся в конце марта Роль катализатора в процессе примирения поручена Патриарху Феодору Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном соборе Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном соборе Болгарские духовники, в числе которых архимандрит Иоанн (Филиппов), иеромонах Димитрий Зографский и другие направили Священному Синоду Болгарской Церкви письмо-прошение о предстоящем Всеправославном соборе. Грузинская Церковь подвергла критике ряд проектов документов Всеправославного собора Грузинская Церковь подвергла критике ряд проектов документов Всеправославного собора Согласно информации греческого информационного агентства Ромфея, Священный Синод Грузинской Православной Церкви на недавнем заседании отклонил текст под названием: «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Патриарх Александрийский подтвердил: патриархов Иоанна и Феофила пригласили мириться на Кипр Патриарх Александрийский подтвердил: патриархов Иоанна и Феофила пригласили мириться на Кипр Даниил Солошенко Напомним, что полный разрыв, произошедший между Антиохийской и Иерусалимской Церквами из-за спора о канонической принадлежности Катара, остается одним из последних препятствий к проведению Всеправославного собора.