Митрополит Иерофей (Влахос) обратился к Синоду Элладской Церкви в связи с Всеправославным собором

Афины, 10 марта 2016 г.

Участник делегации Элладской Православной Церкви на грядущем Всеправославном соборе, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) направил послание Священному Синоду Элладской Православной Церкви, в котором высказал ряд замечаний к принятым на совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 года) проектам документов.

    

В связи с тем, что на Всеправославном соборе планируется дальнейшее обсуждение этих вопросов, митрополит Иерофей призывает внести в итоговые документы «ряд необходимых исправлений». AgionOros.ru публикует основные положения послания владыки.

По словам владыки Иерофея, в документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» наблюдается «терминологическая путаница». «Необходимо внести в него изменения, чтобы избежать богословской и экклезиологической двусмысленности, которая неуместна в соборных документах, в особенности текстах Всеправославного собора»,говорится в его послании.

Заголовок документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» правилен по своему содержанию, так как справедливо делает различие между «Православной Церковью» и остальным «христианским миром», пишет митрополит Иерофей. В том же духе выдержаны и многие положения документа, например: «Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании» (п. 1), «с отделенными от нее, ближними и дальними» (п. 4), «тем, кто находится вне ее» (п. 6).

Однако другие встречающиеся в тексте выражения, в соответствии с которыми «Православная Церковь констатирует существование в истории других, не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий» (п. 6), должны быть адаптированы к заголовку, чтобы избежать двуязычия и двусмысленности.

Более точным по сути, по мнению владыки Иерофея, станет выражение «Православная Церковь знает о существовании иных христианских конфессий, которые отделились от нее и не находятся с ней в общении».

Далее митрополит Иерофей останавливается на двусмысленной трактовке в тексте церковного единства: «Правильным является положение документа, относящееся к единству Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в соответствии с которым «Единство Церкви» (необходимо уточнить, что речь идет именно о Православной Церкви) «не может быть нарушено» (п. 6), в связи с тем (как опять же точно подмечено) «Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами», которые «особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах» (п. 3).

Однако в документе встречаются и другие выражения, в которых подразумевается, что единство Церкви утрачено и совершаются попытки его восстановить. Подобные утверждения следует исправить.

Утверждение, согласно которому Православная Церковь участвует в богословских диалогах «с целью поиска утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов» (п. 5), подразумевает, что не соответствует действительности встречающееся в другом месте утверждение, что единство Церкви «не может быть нарушено» (п. 6).

Следовательно, это выражение необходимо исправить, чтобы не создавать впечатления, что в решениях Всеправославного собора содержится двусмысленность, оставляющая простор для разнообразных трактовок. Следует написать: «Православная Церковь участвует в диалоге с христианами, принадлежащими к разным христианским конфессиям, чтобы вернуть их к вере, преданию и своей жизни».

По мнению митрополита Иерофея, в тексте есть положения, отсылающие к теории «крещального богословия», лежащей в основе Второго ватиканского собора. Сам владыка полагает, что принимать в Православную Церковь западных христиан следует через Таинство Крещения. Это связано с различиями в догмате о Святой Троице: западных учениях о filioque и тварной Божественной энергии (actus purus).

По мнению владыки, чтобы освободить текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» от двусмысленности и внутренних противоречий, 20 параграф «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов)» следует заменить на следующий текст: «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими исповеданиями основываются на вере и порядке, принятом в Православной Церкви, основанном на решениях Вселенских Соборов. Принятие инославных в Православную Церковь происходит на принципах «акривии» и «икономии»[1]. Икономия возможна по отношению к тем христианским конфессиям, где Крещение совершается в соответствии с апостольской и святоотеческой традицией: троекратным полным погружением с исповеданием Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троицы».

Вторая часть послания владыки посвящена разбору текста документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» и будет опубликована AgionOros.ru в ближайшие дни.


[1] Акривия является строгим , неукоснительным и бескомпромиссным следованием церковным понятиям. Икономия - это понятие, связанное с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой. Так часто священник по отношению к некоторым грешникам не применяет строгих церковных канонов, по которым их следует отлучить от причастия на многие годы. Но священник может применить церковную икономию к такому грешнику, исходя из конкретной духовной и церковной ситуации, в которой тот пребывает. А иногда наоборот, следует применить строгость, чтобы побудить человека к покаянию и отрезать путь ко греху. В данном случае под акривией подразумевается принятие инославного в Церковь через Таинство Крещения, икономией – через Миропомазание.

10 марта 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса
Епископ Бачский Ириней, принимавший участие в собрании на Крите в составе делегации Сербской Православной Церкви объяснил на страницах греческого портала «Ромфеа», почему именно он не подписал документ Критского собора под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
МАП призвала к единству после Критского собора МАП призвала к единству после Критского собора
Межпарламентская ассамблея православия (МАП), 23-я генеральная ассамблея которой прошла на этой неделе в Салониках (Греция), никак не высказывалась в отношении принятых Собором православных церквей на Крите решений и лишь призвала православный мир к единству.
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий не подписывал на Крите спорный документ Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий не подписывал на Крите спорный документ
– Я должен вам сказать, что был одним из тех, кто не подписал шестой документ, – подчеркнул митрополит Амфилохий, отвечая на вопросы журналиста Дарко Шуковича
Антиохийская Церковь не признает встречу на Крите «Великим и Святым Собором» Антиохийская Церковь не признает встречу на Крите «Великим и Святым Собором»
Считать встречу на Крите лишь как предварительное совещание Великого Всеправославного Собора и рассматривать ее документы не как окончательные, а открытые для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Всеправославный Собор с присутствием и участием всех Поместных Церквей.
«Критский собор - показатель вероучительной и духовной катастрофы Константинопольской Церкви» «Критский собор - показатель вероучительной и духовной катастрофы Константинопольской Церкви»
Алексей Осипов
Беседа главного редактора Радио "Радонеж" Николая Бульчука с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым.
О статусе Собора на Крите О статусе Собора на Крите
Прот. Владислав Цыпин
О статусе Собора на Крите О статусе Собора на Крите
Протоиерей Владислав Цыпин
Собор на Крите не был всеправославным: на нем отсутствовали представители не 4, а 5 автокефальных Поместных Церквей.
Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора
Синод Антиохийской Православной Церкви принял заявление по итогам прошедшей на Крите "ассамблеи епископов".
Митрополит Лимассольский Афанасий: Совесть не позволила мне это подписать Митрополит Лимассольский Афанасий: Совесть не позволила мне это подписать
Митрополит Лимассольский Афанасий сообщил о том, что во время проведения встречи на Крите не подписывал принятый на ней документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Именно этот документ вызвал наиболее острую полемику как до собора на Крите, так и во время его проведения.
Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором
В послании в частности отмечается, что прошедший на Крите «Святой и Великий Собор» на самом деле не был «ни собором, ни великим, ни святым». Он «не является продолжением православных соборов, а представляет собой отклонение от устоявшейся соборной практики и невиданное каноническое новшество».