Чем страшен грех злословия?

Отвечают пастыри

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Протоиерей Павел Гумеров:

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

О грехе осуждения очень много говорится в Евангелии. Вспомним: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22).

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

Священник Валерий Духанин:

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

А каково было преподобному Макарию Великому, которого оговорили, что якобы он причинил насилие девице и она зачала? Преподобный Макарий понес это поношение, был подвергнут избиению, в селе прошла о нем нехорошая молва. Он вынужден был содержать девицу до самых родов, когда она испытала страшные муки и призналась, что святой Макарий не виноват.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

От клеветы пострадал Сам Господь Иисус Христос. Клевета и злословие – это оружие сатаны, направленное в евангельские времена против Спасителя, а потом и против каждого Его служителя. Значит, каждый из нас должен тоже страдать от этого. Христос не отвечал на злословие, не входил в разбор клеветы, и ни одно такое искушение не зацепило Его душу даже малым помыслом возмущения.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

Священник Димитрий Шишкин:

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

Священник Игорь Сильченков:

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

Священник Максим Горожанкин:

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

Подготовил послушник Никита Попов

28 апреля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Змеиная справедливость Змеиная справедливость
Петр Давыдов
Змеиная справедливость Змеиная справедливость
Петр Давыдов
Тащим мы этот сундучище вниз по лестнице, спускаемся по крыльцу к машине — слышим сзади змеиный такой шепоток: «Ну, ссовссем тссерковники ссстыд потеряли: имущщество народное рассспродают-разбазаривают. Наверняка потом себе иномарок напокупают. Нет справедливости!»
Когда язык говорит без ума Когда язык говорит без ума
Адриана Михалча
Наши дурные слова о других не исчезают, как может показаться, – они бросают семя, пускают корни, и так мир наполняется ими. «Слова наши – это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись”», – объяснял духовник монастыря Сихастрия старец Клеопа.
«Клевета - единственное оружие, против которого нет защиты ни у мирянина, ни у Архиерея, ни у Патриарха, от клеветы невозможно очиститься и оправдаться» «Клевета - единственное оружие, против которого нет защиты ни у мирянина, ни у Архиерея, ни у Патриарха, от клеветы невозможно очиститься и оправдаться»
Руководитель информационной службы Псковской епархии протоиерей Андрей Таскаев прокомментировал ситуацию, сложившуюся в Псковской епархии и связанную с именем протоиерея Павла Адельгейма, настоятеля псковского храма Жен Мироносиц.
Комментарии
Cветлая 2 мая 2017, 18:07
Господь,разрушь во мне всякий дух злословия и сплетен.Очисти мой язык.Дай мне новые уста,которые говорят только Твои слова,чтобы каждое слово мое было помазано Тобой.А если мне захочется сказать,что-то злое,то дай мне сразу остановиться.Дай мне быть медленным,чтобы говорить,но быстрым,чтобы слушать.Дай мне мудрости не говорить глупых слов,и всегда следить за своей речью.Если мне кто-то говорит злое слово,помоги не реагировать на это,а уметь отсеивать ненужные слова и не принимать их.Научи,Господь,закрывать свою душу от злых и грязных слов.Научи,Господь,контролировать свой язык и не допускать,чтобы язык управлял мной.Господь,помоги мне больше молчать,говорить только с мудростью. Аминь.
Валерия 1 апреля 2017, 22:21
Душит длинный и злобный язык. Каждый раз обещаю себе не точить зубы ни о кого, но спохватываюсь - уже поздно... Тошно мне то этого, сама себе противна. И как молиться, чтобы справиться с этим? Что делать? Только силу воли отращивать?
Любовь 7 ноября 2016, 23:31
Спасибо этому порталу Православие.ру! Спасибо за эту статью, как правильно написано все. Сохраню ее и буду перечитывать. Очень хочу избавиться от греха осуждения. Господи, помоги!
Светлана Мамина-И-Папина-Дочь18 мая 2016, 16:27
Как мы живем? Господи, помоги моему неверию
Anatoliy Anatoliy 7 мая 2016, 10:25
Да,телек это монстр.Спаси Господи нас всех.
Вячеслав Камальдинов 4 мая 2016, 20:34
Вывод: вместо телевизора, смотри и читай pravoslavie.ru!
30 апреля 2016, 23:43
Дорогие миряне,ведь действительно,не будем забывать то что мысль материальна и мы являемся теми,о чем думаем и что говорим. Вспомним слова "Грехи других судить вы так усердно рветесь,начните со своих и до чужих не доберетесь".Да прибудет Милость и Благодать Господня со всеми нами.с уважением Дмитрий
Павел З.29 апреля 2016, 20:49
От злословия в свой адрес лучше не прятаться. Вся проблема болезненности злословия - от тех, кто прячет от других свои недостатки. А мы, люди, этим стали грешны почти все. Не противься злому, так как он уменьшает наше наказание за грехи.
Тамара Белова29 апреля 2016, 09:20
ПРОСТИ ГОСПОДИ ЗА МОИ ГРЕХИ!!! НЕ НАКАЗЫВАЙ МОИХ ДЕТЕЙ... ПРОСТ ИХ ГРЕХИ... вольные и невольные..
Татьяна29 апреля 2016, 00:42
Просим Господа о помощи заградить наши злые уста и очистить помыслы, и творим милостыню духовную, т.к. прощение - это милостыня. "Все мы согрешили, Боже, пред Тобой. Все мы люди грешные, Ты один Святой." Прости нас, грешных, милосердный Господи!
Евгений28 апреля 2016, 23:17
Все правильно отцы сказали - все так. Но как же столкновение святителя Николая с Арием, когда святитель его резко обличил (хочется верить, что только словесно)? Получается не всякое осуждение - проявление греховной злобы? Скажите, что святитель не человека осудил, а его учение? Но и осуждающие, допустим, власть тоже ведь не личность осуждают, а отношение чиновника к своим обязанностям...
Геннадий28 апреля 2016, 15:41
Интересная статья, я в ней себя увидел ,прости Господи мя грешного
Ирина28 апреля 2016, 14:36
Всё правильно,осуждение,клевета,злословие это тяжёлый грех.Вот только для меня так и остаётся непонятным,как не осуждая никого,всё же видеть истину,ведь в реальной жизни много чего видишь и не только позитивное.Нельзя же на всё закрывать глаза,не видеть негативных явлений.В Ветхом Завете сказано,что не называйте зло добром.А если видишь явление,вольно или невольно видишь и его носителей.Вот здесь и начинается проблема,и людей не хочешь осудить,и проблему не можешь не замечать.
ТаняСем28 апреля 2016, 13:07
Господи спаси и помилуй от этого страшного греха и тех кого осудили,и самих осуждающих!А меня,рабу грешную,Татьяну еще и за грех осуждения мысленнаго!Ведь вроде "языком" стараюсь не судить,а вот мысленно....Боже мой что в моей голове происходит!!!!Помоги,Господи,преодолеть это состояние и закрой мои уши и уста от этого греха!Аминь!
Lyudmila Toll28 апреля 2016, 02:03
Господи помоги святым отцам найти ту золотую царскую середину и истину и воцари мир ТВОЙ между ними я уверена что многие вспомнят как мучительно бывало начиная с самого детства от несправедливости и клеветы от лжи в лицо и за глаза Господи прости меня грешную и помоги нам всем мученикам на земле у ТЕБЯ ЕДИНОГО найти защиту и спасение
Lyudmila Toll28 апреля 2016, 01:52
Господи помилуй прости и спаси, истинная правда-- постоянно кого то из правительства осуждаем дома без внимания ...просто сказали что то не лестное про чиновника и забыли о нём ....можно сказать виноват телевизор а то что мы сами находимся постоянно под взглядом Бога об этом надо помнить теперь будем осторожны.....я сама абсолютно безразлична к телевизору нет даже минуты для простого безделия,но муж не может без него и я просто в другие комнаты ухожу-- телевизор не может быть причиной раздора но для меня лично--лучше бы телика совсем не было
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×