Святая Гора — высочайшая точка Земли

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Николая (Хаджиниколау) «Святая Гора — высочайшая точка Земли» Перевод с новогреческого Екатерины Коваль. Издание приурочено к 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне.

Книга митрополита Николая — это дневник путешествий автора на Афон в 70-е годы XX века и в наши дни. Записи и размышления владыки приоткрывают мистическую и скрытую от посторонних глаз жизнь святогорцев — от безымянных отшельников до известных православному миру подвижников, таких как Паисий Святогорец или Герасим Микраяннанит. Книга открывает читателю непреходящий образ Святой Горы — места, всецело устремленного от земли к Небу, от жизни временной к жизни вечной.

    

«С первого взгляда Святая Гора очарует тебя своей природной красотой — это действительно одно из прекраснейших мест на Земле. — пишет митрополит Николай. — С первого шага, сделанного на Святой Горе, тебя охватит глубокое волнение, вызванное ее неземным обликом. Воистину, Святая Гора расположена ближе к небу, чем к земле».

Но эта книга не о природных красотах Афона и не о его святынях. Автор рассказывает о духовном облике насельников Святой Горы, открывает невидимую сторону жизни подвижников, их таинственную красоту.

Цель автора — побудить подняться на гору Господню (Мих. 4, 2). «Это восхождение необходимо не только для святогорцев или монахов — оно необходимо каждому человеку, каждому христианину. В этом смысле Святая Гора не закрыта ни для кого! Мы все можем на нее подняться. Можем разглядеть ее, только надо отринуть логику привычных нам толкований и объяснений. Можем приблизиться к ней, только надо освободиться от психологии самооправдания. Можем жить ею, надо только, чтобы наблюдение за событиями и эпохой рождало в нас смирение и доброе беспокойство, прогоняющее беспечность. Можем подняться на нее, надо только осознать, что Святая Гора — это не то, что видят наши глаза, но то, что постигает наша душа!»

Из воспоминаний владыки Николая о встрече со старцем Паисием Святогорцем:

«— Духовная жизнь легка, — сказал он [старец Паисий] нам. — Иго Мое благо, и бремя Мое легко, как сказал Господь (Мф. 11, 30).

— Да, но тесны врата и узок путь (Мф. 7, 14), — вежливо возразил мой друг.

— Благословенный, это жир делает врата узкими. А ты сбрось его, и увидишь, как легко станет».

А вопросы старца Ефрема Катунакского «словно гвозди вонзались в… нерешительность и безволие» паломников: «А какова цель вашей жизни? Умеете ли вы молиться? Любите ли вы Бога? Хотите жить? Понимаете ли, что вы — вечные?»

«Глаза старца Ефрема говорили гораздо больше, чемего уста. Его слезы написали больше книг, чем прочли его глаза. Его молитвенные воздыхания стали духовным богатством для многих людей. Само его присутствие утверждало Святую Гору, Церковь, вселенную в наш бесплодный век», — с любовью пишет автор.

Митрополит Николай (Хаджиниколау) родился в 1954 году в г. Фессалоники. Окончил физический факультет в Фессалоникийском университете, затем продолжил образование в Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте, где получил степень магистра и доктора. Работал научным сотрудником в крупной клинике Массачусетса, затем в НАСА. Преподавал в Гарварде и Массачусетском институте. Богословие начал изучать в школе Святого Креста в Бостоне, затем получил докторскую степень богословия в Фессалоникийском университете.

В марте 1989 года Николай Хаджиниколау пострижен в монашество на Святой Горе Афон, рукоположен в иеродиакона, а в сентябре — в иеромонаха. С 1990 по 2004 годы отец Николай был настоятелем Вознесенского подворья монастыря Симонопетра в Афинах. В апреле 2004 года Синодом Элладской Православной Церкви отец Николай избран епископом и возведен в сан митрополита Месогейского и Лавриотикийского.

С 1993 года митрополит Николай возглавляет основанный им Греческий центр биомедицинской этики. Является председателем Комитета по биоэтике Священного Синода Элладской Православной Церкви. Автор нескольких книг. В издательстве Сретенского монастыря в 2015 году вышли книги митрополита Николая (Хаджиниколау) «Человек на границе миров» и «Великая Четыредесятница: путь, цель, награда».

Содержание

Пролог

Часть 1. Зримый Афон

  • Детское видение
  • Мечты и грезы
  • Ночлег в Карее
  • В каливе отца Паисия
  • Монастырь Ставроникита. Престольный праздник в Иверском монастыре
  • Катунаки. Данилеи
  • Каруля — вид на незримое
  • В каливе папа-Ефрема
  • Скиты. Благоухание мощей. Возвращение в мир

Часть 2. Незримая Святая Гора

  • Жизнь и успение «бессмертных»
  • Восхождение на вершину Афона
  • Святогорская пустынь
  • Человек находит Бога там, где отказывается от обычной логики. Закон «авато» на Святой Горе
  • Ностальгический взгляд
  • И снова о «феномене» Афона
  • Уникальность Святой Горы
  • «Вечное таинство — неоскудевающее величие»
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Узкий путь Узкий путь
Тит Коллиандер
Книга шведского православного писателя Тита Коллиандера посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина — ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.
Знак свыше Знак свыше
Современные были
Мария Сараджишвили
Куда бы ни привела судьба героев М. Сараджишвили, они не сойдут с основного пути – дороги к храму. Пусть даже путь этот тернист и омыт слезами.
Начало премудрости. По страницам Священного Писания Начало премудрости. По страницам Священного Писания
Протоиерей Андрей Ткачев
Беседы о вере, о Боге, о месте религии в современном мире. Донесенные до слушателя (а теперь и читателя) образным, ясным языком, они будут поняты и приняты каждым, кто стремится прикоснуться к миру Божественной правды.
Помоги сыну моему… Помоги сыну моему…
Анатолий Анисимов
Душа человека интуитивно стремится к любви: любви к Богу, к ближнему... Как легко эту естественную устремленность направить по ложному пути и вместо истинной любви пригреть в своем сердце ее суррогаты.
Архиепископ Аверкий (Таушев) Архиепископ Аверкий (Таушев)
Архиепископ Аверкий стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Его предостережения имеют непреходящий характер.
Схиигумения Фамарь (Марджанова) Схиигумения Фамарь (Марджанова)
Грузинская княжна, принадлежавшая к знатному роду, она оставила мир и последовала за Христом, став исповедницей Русской Православной Церкви. В 2016 году схиигумения Фамарь канонизирована Грузинской Православной Церковью.
Кубанские сказки Кубанские сказки
Мария Пискунова
В сказочный узор сложились обычаи и нравы жителей кубанской земли, истории из станичных летописей и быта казаков. Это память о тех, кто жил две сотни лет назад, об их благородстве и верности.
Священномученик Фаддей (Успенский) Священномученик Фаддей (Успенский)
Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он не обыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное».
Священномученик Иларион (Троицкий) Священномученик Иларион (Троицкий)
Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, была горением любви к Церкви Христовой. И даже внешне он, высокий, широкоплечий, с русой бородой и строгими, иконописными чертами лица, напоминал настоящего русского святителя.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×