«Изменения в предсоборных документах сейчас практически невозможны, а нам нужен работающий Собор»

Интервью митрополита Ловчанского Гавриила

Митрополит Ловчанский Гавриил рассказал порталу «Добротолюбие», почему Священный Синод Болгарской Православной Церкви принял решение не участвовать в Святом и Великом Соборе Православной Церкви на Крите, если этот Собор не будет перенесен.

Митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) Митрополит Ловчанский Гавриил (Динев)

– Ваше Высокопреосвященство, в эти дни, после решения Св. Синода БПЦ, в СМИ тиражируются мнения таких богословов, как Калин Янакиев и Дилян Николчев, согласно которым данное решение «радикально» и «некорректно», потому что могло быть принято еще год назад, а не в последний момент. Так ли это на самом деле, если темы для Собора были выбраны в январе сего года и лишь две недели назад было определено местоположение участников и наблюдателей и стали известны иные подробности, связанные с Собором?

– Я не сказал бы, что оно некорректно. Некорректно другое – что нас приглашают на Собор, на котором всё предрешено. Да, действительно, у нас до сих пор – до последнего момента – не было решения, ехать ли на Собор. Но теперь, во всяком случае, истина ясна. Естественно, что мы узнали об этом не сейчас, однако чтобы решиться на это… Мы не сделали этого сразу.

Есть отдельные вопросы, которые этому Собору, созывающемуся не так часто, необходимо решить дополнительно [помимо включенных в повестку дня]. Например, вопрос о календаре. Может ли Православная Церковь продолжать служить по двум стилям? Если данный вопрос не решится сейчас на Соборе, то когда же он решится? В 1948 году на Предсоборном совещании в Москве по вопросу о календаре было сказано, что любая Поместная Православная Церковь может служить по новому или старому стилю (однако чтобы Пасхалия была одинаковой), но на следующем Всеправославном Соборе, когда он будет созван, стиль этот должен быть унифицирован. Вот, сейчас Собор созывается. Может ли, например, этот вопрос не решиться? Когда он решится? Это же ненормально – чтобы существовали два стиля.

Есть и другие вопросы, которые должны быть решены на Соборе. На самом деле мы знали об этом и раньше, мы не узнали об этом сейчас, в последний момент. Затем еще: у нас имеется решение по поводу одного из документов (хотя и в других могут быть замечания) – «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», в нем имеется много такого, что абсолютно неверно и неправославно.

Мы можем поехать на Собор, но, по принятому Регламенту Собора, там не будет приниматься никаких поправок.

Потому что Регламент таков, что сначала комиссия должна решить, будет ли вынесено то, чего мы хотим, в качестве вопроса на голосование Собора, и даже будет ли оно принято, если Собор не проголосует за него единогласно, а значит, оно не может быть изменено.

А что это значит? Что такой-то документ принят комиссиями, однако комиссии – не Собор, они ведь не Собор. За Регламент тоже голосовал не Собор, а патриархи, а они тоже не Собор. И в конечном счете никакой поправки нельзя будет внести, скажем, в этот документ, но и в любой другой тоже, потому что ни в одном случае все Церкви не будут единогласно голосовать за, все-таки будут такие, кто будет против.

Мы едем на Собор, который предрешен

Значит, таким образом мы едем на Собор, решения которого предрешены.

А почему этого не принимают во внимание? Это же Собор, это серьезная работа!

Как часто созываются соборы? Иногда проходят сотни, а то и тысячи лет. Собор должен решить вопросы, которые действительно важны для Православия.

И сейчас мы приняли вот такое решение. Мы могли и раньше принять его, но это было нелегко. Некоторые даже говорят, что это большое мужество – решиться на такое… Вы видите, что нет второй такой Церкви, кроме нас.

Так действительно решил Синод. Я лично, когда шел на заседание, не знал, что мы можем принять такое решение.

Я уверен в одном – что нужно просить отложить Собор, чтобы были доработаны важные вопросы

Но я был уверен в одном – что нужно просить отложить Собор, чтобы были доработаны эти вопросы и чтобы этот Собор действительно имел большой эффект.

Для меня Собор как таковой должен быть в состоянии выработать регламент своего заседания, чтобы на нем голосовали, как и везде: когда формируется новое Народное собрание [Парламент Болгарии], никто не дает им готовой повестки дня, они сами создают для себя правила. Это должен решить и Собор. Сейчас это решено патриархами. Хорошо, но патриархи всё же не Собор, Собор – это гораздо более широкое представительство.

Всё это было заранее определено. И поэтому мы решили, что будет хорошо, чтобы Собор был отложен, чтобы спорные вопросы могли быть отрегулированы. Наше желание состоит в том, чтобы можно было действительно наилучшим образом решить всё, что касается Православия. Так что не имеет значения то, что мы решили это в последний момент. Да, мы об этих вещах знали.

А что касается расположения в зале – так это наименьшая проблема, это наименьшая проблема!

О больших средствах, о которых мы писали. Если бы Собор действительно решал очень серьезные вопросы, то пускай эти средства шли бы туда, но сейчас мы поедем на такой Собор, на котором всё предрешено, и отдавать за это более половины миллиона левов… Для Болгарской Православной Церкви это большие деньги. Мы отдадим их, но если будем знать, что мероприятие того стоит. Знаете, мы ведь даже не знаем, сколько денег на это уйдет. Никто не говорит нам окончательно, сколько на это уйдет, но это будет больше полумиллиона – и кто знает, во сколько еще это обойдется? Возможно ли сейчас такое? О чем им надо говорить, пусть говорят. Да, мы действительно приняли такое решение.

– Но ведь наши митрополиты регулярно участвовали в этих Предсоборных собраниях, где обсуждались темы, которые будут рассматриваться на этом Соборе, равно как и само содержание предсоборных документов. Почему наши митрополиты не высказались против этих документов тогда, а только сейчас, когда документы уже подписаны?

– Потому что тот, кто руководил заседаниями комиссии, когда кто-нибудь хотел ввести изменения, говорил: «У нас нет регламента на внесение этих изменений, нам было сказано на Синаксисе патриархов, чтобы мы делали только маленькие поправки». И они [митрополиты] – поскольку если на этих комиссиях кто-нибудь не подпишется, решения пропадают, – подписывают, но была надежда, что эти вещи смогут быть пересмотрены на Соборе. В итоге Синаксисом принимается Регламент, который – я сказал вам об этом – не позволяет вносить никаких поправок на Соборе.

Выходит так: то, что в качестве компромисса принималось на комиссиях, на Соборе изменить будет нельзя

Выходит в конечном счете так: то, что в качестве компромисса принималось на комиссиях, на Соборе изменить будет нельзя.

Это то, о чем не знали и эти члены комиссий. Они думали: «Хорошо, мы подпишем ради того или другого, чтобы не провалилось заседание одной комиссии, потом ведь будет Собор», – да, но выходит, что то, что было принято на комиссиях, на Соборе в сущности нельзя будет изменить. Это правда. Почитайте об этом. Кто хочет, пусть почитает. Это правда.

– А имеется ли политический оттенок в реакции Священного Синода? Потому что в настоящий момент обвиняют Церковь в том, что она опять чуть ли не служит неким русским интересам и опять поддерживает Русскую Церковь.

– Зачем они лгут? Зачем они лгут? Почему никто не сказал: Русская Церковь на Архиерейском соборе, состоявшемся в начале февраля, приняла все документы, без замечаний. Думаю, лишь четыре человека были против. Болгарская Церковь 22 апреля не приняла один из документов, самый оспариваемый. Кого мы слушали тогда? Русскую Церковь? Тогда мы сделали бы то же самое [что и они]! Мы поступали по нашей совести. Разве можно игнорировать это? Неправильно написано, они нарочно хотят… И сайт «Двери.бг» писал: «русская политика». А почему он не писал раньше, что то, что мы приняли тогда, было в сущности против, не было в унисон, не было в согласии с русским решением? Как мы это приняли тогда? Это очень важно!

Мы против одного документа, который, по сути, может быть очень важным для Собора. Мы можем сказать, что сейчас стоим ближе к греческой позиции, потому что Элладская Церковь тоже не принимает этого документа. А Русская Церковь его принимает, до сих пор она не говорила, что не принимает его. Святая Гора Афон – мы и с ней тоже, она тоже против этого документа. Грузинская Церковь против этого документа. А другие его приняли. С какой же мы Церковью тогда?

– Но ведь появилось же письмо Русского патриарха ко Вселенскому?

– Публикация этого письма[1] именно подобным образом, с внушением мысли о русском влиянии на наше решение, была нарочной. Письмо касается только расположения делегаций [в зале заседания Собора], а у нашей позиции имеются и более серьезные основания. О расположении делегаций уже на следующий день нам звонили из Вселенской Патриархии, что всё уже сделано как надо. Если бы это было причиной, то мы поехали бы на Собор, так как это было исправлено уже на следующий день. Мы приняли решение 1 июня, а 2-го нам звонили, главный секретарь говорил по телефону на глазах у всех с секретарем Вселенского патриарха, и он сказал, что расположение делегаций уже отрегулировано так, как этого хотела Русская Церковь и другие Церкви.

Если бы это было причиной, то мы поехали бы на Собор. Это служило для нас малой, второстепенной причиной, главными же являются первые две: что имеется много важных тем, которые исключены из рассмотрения Собора, и что мы едем на такой Собор, где всё уже предрешено, нам нечего решать там, так как изменений быть не может. Поскольку изменения консенсусом [единогласно] не принимаются. Вот представьте себе, что в Народном собрании будут голосовать на условиях консенсуса, что они примут? Ничего. Всегда найдется кто-нибудь, кто будет против, – это вообще заблокирует работу Народного собрания.

Вот это правда. Зачем они лгут? Они же не глупые люди. Пусть подумают и поймут, что это правда.

– Что теряет и что выигрывает наша Церковь от неучастия в Соборе?

Все, кто участвует в Соборе, должны иметь возможность высказать свое мнение, когда хотят

– Не могу сказать вам. Если мы выигрываем, то выигрываем для всего Православия. Если будет отложен Собор, то мы выигрываем, потому что он будет подготовлен лучше: чтобы вошли некоторые важные темы и был изменен регламент, чтобы вопросы могли решаться и на Соборе тоже, а не только комиссиями. А чтобы на Соборе ничего нельзя было изменить – что это за Собор тогда? Есть и другой момент – чтобы все владыки могли голосовать; не чтобы у каждой Церкви был только один голос, а чтобы было так, как это делалось на всех Соборах. Не было до сих пор такого собора, на котором у каждой Поместной Церкви был бы только один голос. Все, кто участвует, должны иметь возможность высказать свое мнение, когда хотят, – это тоже по правилам соборов. Вот этого мы хотим, ничего другого. А что мы потеряем – не знаю. Но знаю, что выигрываем.

[1] «Письмо Московского Патриарха Кирилла патриарху Варфоломею (с параллелями в решении болгарского Св. Синода)» на болг. яз. см.: http://dveri.bg/w6uxd.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Митр. Афанасий Лимасольский о Всеправославном Соборе и духовной жизни Митр. Афанасий Лимасольский о Всеправославном Соборе и духовной жизни Митр. Афанасий Лимасольский о Всеправославном Соборе и духовной жизни «Христиан должен занимать лишь один кризис – суд Божий»
Митрополит Афанасий Лимасольский о Всеправославном Соборе и духовной жизни
Митрополит Лимасольский Афанасий
О предстоящем Соборе на Крите, мире в душе и тревоге о будущем, воспитании детей, молитве и многом другом.
Болгарская Церковь настаивает на отложении Всеправославного Собора (если не будут учтены ее предложения) Болгарская Церковь настаивает на отложении Всеправославного Собора (если не будут учтены ее предложения) Болгарская Церковь настаивает на отложении Всеправославного Собора (если не будут учтены ее предложения) Болгарская Церковь настаивает на отложении Всеправославного Собора (если не будут учтены ее предложения)
В связи с Всеправославным собором Св. Синод решил предложить его отложение, а также не участвовать в Соборе, если болгарские предложения о тематических и организационных изменениях не будут учтены и уважены.
Всеправославный собор: болгарский митрополит Ловчанский Гавриил и все клирики епархии выступили против одного из документов Всеправославный собор: болгарский митрополит Ловчанский Гавриил и все клирики епархии выступили против одного из документов
Если эти тексты не будут исправлены, мы узаконим еретическое учение и практику принятия еретиков и раскольников без того, чтобы они стали истинными членами Единой Святой Православной Апостольской Церкви.
Комментарии
Пламен19 июня 2016, 14:50
Елене, Татьяне и пр.: А кто сказал вам, что БПЦ собирается настаивать на принятие нового стиля ? Иерархи БПЦ в курсе, что правильный календарь один и он юлианский. Данный момент для возвращения календаря в БПЦ считается пока еще неблагоприятным ввиду всех проблем грехопадения и состояния общества и Церкви. Из обычной жизни известно, что один человек может в одном поступать правильно, а в другом глубоко заблуждаться. Польская Церковь вернулась недавно к Старому стилю, но пошла на этот собор. Вместо того, чтобы писать эти подрывающие комментарии, лучше помолитесь за БПЦ, чтобы они поскорее вернулись к Старому стилю. А люди тут радуются, что БПЦ поступила лучше всех, выступила как настоящая Православная Соборная Церковь и пошла по пути святых отцов и исповедников Церкви. Этот подвиг БПЦ будет золотыми буквами прославлен на Небесах. Слава Богу.
Николай11 июня 2016, 01:25
Отцы, братия и сестры, ну прекратите уже пугать себя и друг друга "предательским" Восьмым Вселенским Собором. VIII Вселенский Собор уже прошел, в 843 г., восстановил иконопочитание окончательно, в силу отсутствия Девятого Собора не был объявлен Вселенским, так как это делается на последующем Соборе для предыдущего. Что касается календаря - это же не догмат, который не подлежит изменению, Отцы древности приняли четкое и ясное решение - Церкви жить по тому календарю, который есть в государстве, которым тогда была Римская империя, позднее Восточная Римская империя. Напомню, что календарь носит название юлианского, потому как был создан в эпоху Гая Юлия Цезаря, диктатора Римской республики, имевшего воинский титул императора. Поэтому ставить календарный вопрос на одну доску с догматическими вопросами, к примеру о Святой Троице или о природе Господа Иисуса Христа, по меньшей мере, некорректно. Не нужно оцеживать комара, чтобы не проглотить верблюда.
Семён10 июня 2016, 22:08
Елене Михейлис и пр.: Рукоплескания не по поводу нового стиля БПЦ, который в принципе не является вероучительным догматом (вопрос снят с повестки), а ввиду открыто выраженной позиции БПЦ - никаких соглашений со своей совестью ради мнимого "единства" под эгидой "восточного папы - экумениста", который спонсируется теми, для кого Православие - враг.
Романова Татьяна Викторовна10 июня 2016, 07:07
Я против перехода на новый стиль и по сему тех, кто рукоплещет решению Болгарской Церкви никак не пойму. Похоже, что их отказу с такой причиной и противопоставление позиции Патриарха по этому вопросу основаны на принципе - не знаю как, но не так.
Елена Михейлис 9 июня 2016, 08:49
Не понимаю ваших восторгов по поводу позиции Болгарской Церкви. Никто не заметил, что в самом начале митрополит в достаточно жесткой форме говорит о недопустимости сосуществования двух календарных стилей. То есть, предполагалось навязать всем Церквам новый стиль (если кто не в курсе, болгары давным давно на новом стиле). Возможно, здесь собрались поборники календарной реформы. Но я лично уверена, что переход на новый стиль приведет к расколу РПЦ. Поэтому патр. Кирилл и настоял на снятии этого вопроса с повестки дня.
Константин 7 июня 2016, 23:34
СЛАВА БОГУ! СЛАВА БОГУ! СЛАВА БОГУ! Это радостнейшее известие для всех Православных! Поклон братьям болгарам!
Семён 7 июня 2016, 21:37
Ну вот, слава Богу, всё стало понятно, кто есть кто в современном Православии... стал понятен истинный смысл сказанного митр.Иларионом (Алфеевым) в интервью от 4 июня (http://www.pravoslavie.ru/94051.html), про консенсус на Соборе, смысл совершенно противоположный тому, что разъяснил владыка Гавриил. Нашёлся наконец честный Пастырь, всё растолковал. Очень жаль, что он не из РПЦ...Храни Господь Вас за защиту Веры Православной, владыка Гавриил. Отдельное спасибо Вам, отец Тихон за публикацию этого послания. Храни Вас Бог.
Владимир 7 июня 2016, 21:26
Болгарский митрополит совершенно справедливо сказал: "нас приглашают на Собор, на котором всё предрешено", "имеется много такого, что абсолютно неверно и неправославно". А где же наши архиереи, почему они молчат?
Наталия 7 июня 2016, 20:21
Слава Богу!Пусть этот собор не состоится. Хочется сказать: пусть не состоится никогда. Но Святые Отцы писали, что последний предательский 8 собор все равно будет...
Анастасия 7 июня 2016, 20:05
Помоги , Господи, исповеднику митрополит Гавриилу и св. Синоду Болгарской Церкви, пастырю доброму, полагающему душу свою за овцы
Тамара 7 июня 2016, 19:27
Слава Богу, ситуация разрешается, а то столько сомнений и споров было... Господь все рассудил, Истина восторжествовала, как всегда. Митрополиту Гавриилу низкий поклон за мужественную, православную позицию. Господи, умножь и укрепи в нас веру ХРИСТИАНСКУЮ, а не свою... Святые отцы, молите Бога за нас грешных!
Людмила 7 июня 2016, 18:27
Низкий поклон Болгарской Церкви. А нам не унывать, и молиться и уповать (реально) на Господа!
Людмила 7 июня 2016, 18:09
Дожили! В родной православной церкви считается доблестью открещиваться от позиции Русской Церкви. Стыдно.Страшно. И браво Грузинской, Болгарской и Греческой церквам!
Дмитрий 7 июня 2016, 17:44
Слава Богу! Помощи Божией и укрепления братьям болгарам.Спаси ,Господи ,всех нас! Слава Богу,что и у нас есть отец диакон Владимир Василик и Павел Кузенков и иерей Алексий Кнутов. Свт. Афанасий Великий,помнится, тоже начинал в сане диакона.
Владимир 7 июня 2016, 16:20
Болгарский митрополит совершенно справедливо сказал: "нас приглашают на Собор, на котором всё предрешено", "имеется много такого, что абсолютно неверно и неправославно". А где же были наши архиереи, почему они молчали? Господь провёл экзамен, болгары получили 5. А что мы получили? Тут повод для серьёзных размышлений о ситуации в нашей Церкви (РПЦ). Необходимо выработать иммунитет от возможных манипуляций православными (включая обман) в будущем.
Георгий 7 июня 2016, 15:29
есть .конечно . спорные моменты в интервью. но в главном согласен- каждый участник собора должен голосовать персонально и нести за это персональную ответственность перед Богом и паствой,так же и документы требуют шлифовки и шлифовки. Главное, молодцы! не побоялись пойти против течения.
sveta 7 июня 2016, 15:03
Слава Богу, что в нашей Соборной Апостольской Церкви есть еще здравомыслящие люди!В нашем приходе вот сформировалась какая позиция.В случае если собор состоится, то ,как говорится, собор собором, а Истина одна,и она у Бога.Патриархи тоже люди, могут ошибаться.Наше дело держаться канонов ,установленных святыми отцами...Правильно про нашу современную церковь говорят, что сейчас стало слишком много образованных и умных,и все они хотят что-то изменить ,как им кажется, в лучшую сторону, внести какие-то новшества.И в том в чем нас обвиняют наши противники в мiру , ведь это правда.Дух мiра проникает ,к сожалению, и в церковную жизнь.
тамара 7 июня 2016, 14:45
Божией помощи и дальше ВЛАДЫКЕ ГАВРИИЛУ.Слава Богу,что нашёл в себе силы и крепость всё высказать.Что за Собор,когда уже всё заранее решено!!!!!Слава Богу за всё. ИСТИНА должна восторжествовать!!!! А почему наши русские проголосовали за???? Интересно???
Мария 7 июня 2016, 14:01
когда же мы услышим что либо подобное от иерархов РПЦ?.. В частности, от митрополита Иллариона, который последнее время не сходит со всех новостных лент. А то странная штука получается: русские православные люди вынуждены аплодировать иерархам чужих церквей, пока иерархи их собственной рассказывают, как нам (то есть им лично, видимо) важно расшаркаться с еретиками на высшем, всеправославном, уровне.
Александр (Виннипег) 7 июня 2016, 13:32
Слава Богу ! Молодцы Болгары ! Деятельно показали свою ПРАВОСЛАВНУЮ позицию .
Дмитрий Самойлов 7 июня 2016, 13:20
Слава Богу! Настоящий, смелый и чадолюбивый пастырь Христов!
Наталия 7 июня 2016, 11:59
Спаси Господи!!!
Ксения Кадочникова 7 июня 2016, 10:47
Спасибо за публикацию. Земной поклон Болгарской Православной Церкви.
Лариса 7 июня 2016, 09:46
Спаси Господи Митрополита Ловчанского Гавриила!
Алексей 7 июня 2016, 09:44
Комиссии – не Собор. Патриархи – не Собор. Великие слова. Вырубить бы их в камне и напечатать тиражом в 7 миллиардов экземпляров. Собором может быть только Собор. Даже если он будет длиться годы и годы. Отложение Собора, при наличии в предсоборных действиях множества разрушительных для Православия факторов, безусловно, выигрыш. Очень верно сказано. Все владыки вправе голосовать. Голосовать на Соборе всех, а не в собственном поместье. Все владыки, кто пожелает участвовать в Соборе обладают безусловным правом пожелать голосовать или пожелать отказаться от голосования по каждому из вопросов. Это безусловное право публичного высказывания личного пожелания обусловлено их Апостольским призванием. Один голос от всей полноты Поместной Церкви – это авторитаризм папства. Римский авторитет папы по сути поклонение идолу во плоти. Христос призвал 12, чтобы 11 избрали одного, когда пришло время. И явился Он десяти, а затем явился вторично, персонально для Фомы. Эти действия Господа и есть Регламент Собора. Все иные регламенты суть оттенки демократии, оттеняющие одного или нескольких людских авторитетов. Святой Собор не может базироваться на фундаменте вышколенных и великолепных юридизмов. Основание предстоящего Собора не может отличаться от оснований прошедших Соборов. Блоки фундамента должны быть одинаковы, иначе всё здание Церкви перекосит.
раиса 7 июня 2016, 09:17
Слава Богу. Этот собор не должен состоятся. Не принимает душа православная ни повестку дня, ни процедуру проведения собора, ни рьяное стремление вселенского патриарха верховодить над всеми православными церквями и диктовать всем церквям волю папы римского.
МаринА 7 июня 2016, 02:54
БРАВО!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×