Страх хуже того, чего мы боимся

Пастырское слово

Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Кто-то боится смерти, которая неизбежна для человека, кто-то боится боли, кто-то боится болезни и какого бы то ни было страдания, кто-то боится бесчестия и позора, кто-то – одиночества и оставленности людьми, кто-то – в целом того, что его жизнь сложится не так, как он бы того хотел. Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских опасностей, страх неизвестности, тоже очень многим присущий, то в конечном итоге оказывается, что человек боится не только чего-то по отдельности, но и всей жизни как некоего универсального факта, перед которым он был поставлен, когда явился в этот мир.

Что является основанием для этого страха? В первую очередь то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и даже когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.

На самом деле через это и совершается становление человека – через то, что ему приходится испытать в своей жизни немало всего трудного и, в контексте нашего разговора, «страшного». И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его – вплоть до того, что возникнет психическое расстройство. Поэтому, безусловно, со страхами нельзя мириться, со страхами нельзя сживаться, нельзя сливаться с ними в единое целое – с ними нужно бороться и их преодолевать на протяжении всей жизни.

Святоотеческий принцип

Для того чтобы страх победить, нужно на него идти

Есть один замечательный принцип борьбы со страхом, который описан у святых отцов и которого можно придерживаться буквально во всех жизненных ситуациях: для того чтобы страх победить, нужно на него идти. Что это значит? Для иллюстрации можно привести в пример совет, который давал своим современникам – монахам Синайской пустыни – преподобный Иоанн Лествичник: при подверженности ночным бесовским страхованиям отправляться ночью на кладбище и там пребывать в молитве. Сразу оговорюсь, что ни в коем случае не рекомендую кому-то поступать подобным образом сегодня, поскольку этот вид подвига предлагался пустынникам, условия жизни которых значительно отличались от наших. Но общий принцип именно таков. Тебе страшно? Иди туда, где тебе будет очень страшно, и там преодолей свой страх.

 К. Лебедев. Хождение Иисуса Христа по водам К. Лебедев. Хождение Иисуса Христа по водам

Что нужно, чтобы этот принцип в своей жизни реализовать? Нужно, прежде всего, обратиться со вниманием к евангельскому эпизоду, в котором Спаситель приходит к апостолам по водам Генисаретского озера. Для учеников Христовых это момент страха, причем к страху потопления добавляется страх от того, что они видят фигуру Христа, сверхъестественным образом приближающуюся к ним. Что делает в этой ситуации апостол Петр? Он преодолевает свой страх тем же образом, о котором мы говорим: вместо того чтобы зажмуриться, забиться куда-то и не видеть этой пугающей картины, он просит повеления выйти из лодки и идет по бушующим волнам.

Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что если ты будешь идти к смерти, то смерть будет бежать от тебя. Речь здесь идет, конечно, не о каком-то явном безрассудстве, а о том, что, меняя отношение к чему-то нас пугающему, мы избавляемся от него в своей жизни. Простой пример: ребенок боится спать в темноте. Есть два пути: оставлять ему на ночь свет, и тогда он до зрелого возраста будет спать при свете, либо взять его за руку и пойти вместе с ним в темноту, обойти всю квартиру – вначале с фонариком, затем на ощупь – и показать, что никто в темноте не прячется. В каждой ситуации нужно смотреть, как мы можем на свой страх пойти. Вот, допустим, еще один распространенный пример: человек боится обратиться к другому человеку, что-то попросить. Такая чрезмерная застенчивость обычно основывается на самолюбии и гордости: человек боится уронить себя в чьих-то глазах, показаться смешным, беспомощным. Это преодолевается достаточно просто: я просто решаюсь и делаю то, чего я боюсь. Нужно постоянно навыкать в этом, начиная с самых элементарных вещей, и тогда мы сможем совладать с собой в моментах уже более серьезных.

Единственное, в чем страх может быть во благо, если говорить о страхе человеческом: он определенным образом человека отрезвляет. Даже в сугубо внешних житейских ситуациях бывает порой, что человек пьян, но возникает экстремальная ситуация, угроза – и он вдруг трезвеет совершенно. То же самое и в отношении нашей внутренней жизни: внезапная, пронзительная мысль о смерти, ощущение угрозы жизни может внутренне отрезвить человека, побудить его прийти в себя и пересмотреть свою жизнь. Но даже верующего человека такие обстоятельства, к сожалению, чаще не отрезвляют, возвращая рассудок, а ввергают в панику, которая, наоборот, рассудка лишает.

Перестать бояться, чтобы выжить

Порою люди говорят: «Ну а как не бояться реальной опасности? Допустим, происходит какое-то стихийное бедствие…» В том случае, когда опасность реальна, бояться для человека естественно: организм приводится в состояние тревоги инстинктом самосохранения. Но и здесь нужно обязательно помнить о том, что поддаваться страху бесполезно, опасность от этого не уменьшится. Наоборот, при сильном испуге человек лишается способности предпринимать активные действия и становится более уязвимым: руки и ноги словно ватные, воздуха не хватает, теряется чувство реальности. А если при этом надо бежать из дома, который объят огнем? А если надо еще кого-то из этого дома вытаскивать? Очевидно, что человек, которому присущ навык в той или иной степени свои реакции контролировать, имеет больше шансов сориентироваться и выбраться, чем тот, кто позволит этому состоянию себя охватить целиком и полностью.

Как этого не допустить? Для того чтобы страх отступил, на первое место должен выйти здравый смысл. Можно при этом говорить себе так: «Я боюсь, мне очень страшно, но именно потому, что мне очень страшно, я должен перестать бояться – – так нужно, чтобы выжить». Нужно осознать, что бояться – это, на самом-то деле, страшнее всего. Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся, и именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало. Боясь страха, надо перестать бояться – такая вот формулировка, как ни парадоксально она звучит. А иначе в сложных ситуациях просто не выкарабкаться.

Не только слабость, но и грех

В основе страха всегда кроется недоверие Богу

Если говорить о страхе с духовной точки зрения, в его основе всегда кроется недоверие Богу. Поэтому страх является не просто бедой, не просто слабостью и немощью человека, но в то же время и грехом. Если человек чего-либо в своей жизни боится, это, по большому счету, означает следующее: либо он считает, что Бог в какой-то момент о нем не заботится и о нем забывает, что, безусловно, является хулой на Бога, либо он считает, что Бог его не любит, и это тоже хула на Бога, потому что нет никого, кого бы Господь не любил. Или же человек считает, что по какой-то причине Бог хочет сделать ему то, что будет ему вредно и от чего ему будет плохо, – и это опять-таки хула и страшное недоверие. Это еще и очевидная неблагодарность Богу, но чаще всего, когда нас охватывает какой-то страх, мы совершенно не соотносим его с тем оскорблением, которое мы причиняем Божественной Любви, впуская этот страх в свое сердце. А нужно соотносить. И нужно обязательно себе напоминать слова Евангелия о том, что и малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного и что все волосы на нашей голове сочтены (см.: Мф. 10: 29–30). А после этого полезно сказать такие слова: «Господи, вот как Ты хочешь, что Тебе угодно, чтобы было со мной, то пусть и будет».

Человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться позже, чаще всего не успевает принести покаяние – он умирает скоропостижно

Бывает, что страх человека основан вроде бы на религиозном чувстве: это боязнь умереть внезапно, не успеть подготовиться к вечности. Но, по словам святых отцов, в частности преподобного аввы Дорофея, Бог никогда не забирает человека, который стремится подготовиться к вечной жизни, прежде, нежели поможет ему это сделать настолько, насколько это для данного человека в принципе возможно. Другое дело, если человек живет бездумно, живет рассеянно – тогда смерть его действительно может быть и неожиданной, и бедственной. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться впоследствии, чаще всего не успевает принести покаяние, потому что умирает скоропостижно. Но если мы боремся со своими грехами и страстями и искренне каемся в случае преткновения, нас не должна как-то особенно смущать мысль о внезапной кончине. Каждый человек умирает тогда, когда его призывает Господь, – своей ли естественной смертью или в результате экстремальных ситуаций. И в этой мысли наше сердце должно учиться находить для себя отраду и успокоение. Потому что всё, что делает с нами Господь, делает Он по Своей милости и любви.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Анастасия26 августа 2016, 16:28
Спасибо. Всё так...но как это трудно избавиться от страха
р.Б.Сергий28 июня 2016, 22:43
Никите.Я в первой части коментария предположил причину недовольства священника.Не говорю,что он(возможно,несознательно)внушая страх прихожанам,поступает правильно.Во второй части о дерзости-это скорее о неверующих людях,которые не боятся оскорбить,унизить,высмеять,сделать пакость ближнему.
игорь28 июня 2016, 18:39
Никите рекомендую посмотреть 20минутный фильм-беседу игумена Нектария/Морозова/ ''если вас обидел священник''
Никита27 июня 2016, 18:37
Уважаемый р. б. Сергий полностью согласны с тем, что вы пишите в первой половине своего сообщения, но вторая половина: ''Как священнику научить нас живой вере,искреннему покаянию, пробудить нас от сна греховного? Думаю,что и бесстрашие не любое похвально.Есть люди,которые считают себя смелыми,но эта " смелость"выражается в дерзости,в том, что бы "грызть"ближнего.''не относится к заданному вопросу о страхе перед Причастием. О какой дерзости и бесстрашии вы пишите, если люди БОЯТСЯ подходить ко ПРИЧАСТИЮ, после таких уроков живой вере. Простите Христа ради, если наш вопрос к отцу Нектарию, выглядит как желание грызть кого либо или обидеть. Мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не знаем, что делать и надеемся, что уважаемый нами автор статьи посоветует как нам быть.
Светлана Деркач26 июня 2016, 23:50
Очень, очень понравилось.
р.Б. Сергий26 июня 2016, 20:34
Никите.Не хочу никого осуждать,т.к.сам-первый грешник.Но вы посмотрите со стороны священника.Порой с горестью вижу как подходят некоторые (как правило престарелые)люди к исповеди и Причастию.На лицах выражение как будто они принимают отраву,чуть приоткрывают уста.И как умудр иться батюшке не пролить Святые Дары,причащая людей.Как священнику научить нас живой вере,искреннему покаянию, пробудить нас от сна греховного? Думаю,что и бесстрашие не любое похвально.Есть люди,которые считают себя смелыми,но эта " смелость"выражается в дерзости,в том, что бы "грызть"ближнего.
Дмитрий24 июня 2016, 21:31
Татьяна, конечно возможно, но наверное не совсем так как вы себе представляли. Во первых нужно вспомнить что Господь сказал Антонию Великому, когда тот задавался подобными вопросами, а сказал он ему приблизительно следующее: Антоний, внимай себе и не вникай в судьбы Божии ибо это душевредно. А во вторых, как только в голове возникает подобный вопрос, сразу вспоминайте 14тыс младенцев которых убил Ирод, пытаясь найти и убить младенца Иисуса, которые не были в чем то виноваты, зато сейчас пребывают как ангелы на небесах с венцами мучеников.
Кира Жукова23 июня 2016, 22:03
Благодарю, о. Нектарий, весьма по делу.
ЕленаS22 июня 2016, 16:47
Во-первых, в который раз спасибо отцу Нектарию за чудесную статью. Но для меня остался открытым вопрос, зачем-то же Господь пугает человека так, что тот "прячется" от реальной жизни. Ведь уход от реальности в мир фантазий (часто у детей) иногда дает человеку выжить в очень жестоком окружении. Или когда предают, ведь начинают всем не доверять. Зачем нам такой урок? Что мы должны понять когда "прячемся в норку" и как оттуда выбраться? И еще хочу рассказать из личного опыта. Когда у меня бывает в жизни действительно опасный момент, голова вдруг начинает работать исключительно спокойно и рационально. Практически без эмоций. Такое чувство, что это не я, а другой кто-то говорит "сейчас скажешь это, а сделаешь это". Причем такое случалось и до моего крещения. Кстати, теперь, когда на меня накатывает такое вот "спокойствие" я уже понимаю, что дело серьезно. Ой, вот пишу и вдруг поняла, сколько ж всякого у меня в жизни было! Слава Богу, спасает пока..
тамара22 июня 2016, 13:58
Спаси Вас Бог за такую статью и наше вразумление,батюшка Нектарий.
Vil Bakirov21 июня 2016, 23:12
Верующему в Бога легче справиться со страхами. Мы знаем, что когда превышается допустимая или критическая масса грехов -Бог наказывает. Народы могут наказываться войной. У меня есть страх. Но также известно, что через молитву к Богу можно выпросить прощения своих и чужих грехов и этим уменьшить общую массу грехов. И избежать войны. Я прошу прощения у Бога каждый день за свои и чужие грехи, из-за которых может начаться война. Дорогие братья и сестры! У кого есть страхи, похожие на мои, присоединяйтесь ко мне и просите прощения у Бога за грехи, из-за которых Он может нас наказать войной и старайтесь не добавлять новых грехов и положитесь на волю Божью.
Наталия21 июня 2016, 21:16
Все правильно. Очень полезная статья. Спаси Господи!
Никита21 июня 2016, 20:12
Спасибо за замечательную статью! Как относиться к страху перед Причастием? Последний год священник грозно обличает некоторых прихожан в том, что они всегда неправильно принимают причастие: не правильно открывают рот,неправильно проглатывают СВЯТЫЕ ДАРЫ. Обличает их он во время принятия Святых Даров, происходит это даже на такие праздники как Пасха и Святая Троица. Некоторые ''провинившиеся'' плачут и настроение в праздники соответствующее!Пытались выяснить у священника, что делают неверно, но внятного ответа не получили. У прихожан появился страх подходить ко Причастию Святых Даров. Хотелось бы знать ваше мнение! Что это? Внушение страха Божия или напоминание некоторым о их греховности /во смирение/ Как к этому относиться? Заранее благодарим за ответ!
Darina21 июня 2016, 17:49
Читательнице (Подмосковье)21 июня 2016, 11:00. Замечательно!
Татьяна21 июня 2016, 14:18
Всё верно, конечно, написано в статье...Но как соотнести любовь Божию и гибель детей (трагедия в Карелии)? Возможно ли это объяснить?
olga21 июня 2016, 14:15
"...ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх... ,всё это ,ужасая их, повергало в расслабление." (17;10-18) " А для святых Твоих был величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их блаженными, потому что они не страдали. А за то, что, быв прежде обижаемы ими, не мстили им, благодарили и просили прощения в том ,что заставляли переносить их." (18;1-2) Премудрость Соломона. И это Ветхий Завет!!! По своему духовному возрасту ,правду говорят некоторые, мы пребываем в Ветхом Завете. А, что же делать человеку в подобной ситуации? Тут только одно средство - навыкнуть во всех случаях произносить от сердца, Господи помилуй! Не много, но очень действенно. Спасибо. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Анастасия21 июня 2016, 14:11
Спасибо, что разложили всё по полочкам!
Алексей21 июня 2016, 13:34
Да, это может быть помехой спасению себя и других ! ...+Еванг. 6 ,20 Но Он сказал им :,, это Я ; не бойтесь,, .Спасибо !!!
Читательница (Подмосковье)21 июня 2016, 11:32
Страх страху рознь. Есть страх во благо – Божий страх (боязнь греха). Есть страх естественный, например, страх смерти (одна из непогрешительных страстей Христовых). Есть страх как проявление гордыни – боязнь выглядеть хуже других. Есть страхи-фобии – психические заболевания. Есть страхи, о которых говорит Автор – связанные с недоверием Богу. Еще вспомнились чьи-то слова: ожидание несчастья хуже, чем само несчастье – созвучно с темой статьи.
Михаил21 июня 2016, 11:10
Всегда жду статьи Игумена Нектария, низкий поклон. Написано просто и доходчиво.
demsa21 июня 2016, 10:50
Интересная статья.Хотелось бы узнать в каких случаях страхи преодолеваются путем молитвы и покаяния исповеди и причастия а в каких необходимо обратиться к врачам.Спасибо.Сергей.
наталья21 июня 2016, 09:15
Спасибо большое за статью. Она мне была сегодня очень нужна!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×