Должно ли быть рассуждение в милостыне?

Ответы пастырей

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, и творить милостыню заповедал нам Господь. Но как быть, если с протянутой рукой стоит явный пьяница, собирая деньги не на еду, а на бутылку «огненного зелья», и, следовательно, наша милостыня пойдет на дело греховное? И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42)? И вообще есть ли какие-то «правила», кому и как благотворить? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Святитель Василий Великий: «Кто ссужает всякого мимоходящего,
тот бросает псу»

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов)
Игумен Лука (Степанов):

– Подаяние милостыни – не то же самое, что безрассудная расточительность. «Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс. 111: 9), – взывает Псалмопевец. Значит, та милостыня вечно ценна, которая сотворена для убогих. Убогими же разумеем тех, для кого Бог по жизни есть и упование, и цель. Это те, кто крайне нуждается в необходимом для поддержания жизни, а потому далек от земных утешений. И еще – слуги Божии, самозабвенно творящие Его святое дело на земле. И тех, и других сегодня надо еще поискать…

Иеромонах Иларион (Резниченко):

Иеромонах Иларион (Резниченко): Иеромонах Иларион (Резниченко):
– Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент. Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова святителя Василия Великого: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить – хорошее дело, если с умом.

Не надо забывать и то, что благотворительность – это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное – они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба – и так исполни заповедь, но исполни!

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

– Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но – «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

Протоиерей Сергий Правдолюбов Протоиерей Сергий Правдолюбов
Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства. Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило Священного Писания: «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово.

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

Протоиерей Максим Козлов:

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

– Должно ли быть рассуждение в милостыне? – Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы».

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов
Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

С другой стороны, можно вспомнить и ответ преподобного Амвросия Оптинского на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

Протоиерей Олег Стеняев Протоиерей Олег Стеняев
Протоиерей Олег Стеняев:

– Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего – своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин:

– Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Вот, например, святой Иоанн Кронштадтский, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход – организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход – организовал дом трудолюбия для несчастных

Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» –
провал в духовной жизни

Священник Александр Сатомский Священник Александр Сатомский
Священник Александр Сатомский:

– Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе). И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, – не давайте ему денег. Если он нищий – купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них – вы сделали, что могли; если же примет – благодарение Богу!

Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело

Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик
Диакон Владимир Василик:

– Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне – в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.

Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо – для того, чтобы избавить их от побоев

Коснусь еще одной очень страшной стороны вопроса. Попрошайничество у нас только на первый взгляд выглядит стихийным. Оно великолепно организовано. Его контролирует цыганская мафия. У одного цыганского барона как-то взяли интервью. Он сидел за решеткой и охотно согласился поделиться информацией. Есть несколько разрядов нищих. Первый – это так называемые «мадонны», да простит меня Господь. Это женщины с детьми, дети не их, часто малыши напичканы транквилизаторами, чтобы не кричали и не беспокоили. Отцы этих детей бросили, денег на нормальную жизнь, да даже на выживание – не дают. Бывали жуткие случаи, когда эти дети просто умирали от голода. Второй разряд – инвалиды. Инвалиды не из РФ – у нас в стране ситуация под контролем, – а из Украины и Молдавии. Людей заманивают обещаниями, привозят сюда, отбирают документы, держат на каких-то квартирах, как скот в хлеву… Катают их с утра до вечера в их колясках, чтобы они собирали милостыню. Практически всё им поданное они отдают хозяевам, а сами существуют за прокорм, некоторые за дозу наркотиков или за алкоголь. А если они мало приносят, то их еще и бьют, чтобы они жалостливей выглядели. Поэтому смысл подавать им всё же есть – для того, чтобы избавить их от побоев. Но если вы имеете серьезную легальную возможность через связи с некоррумпированными соответствующими органами разрулить эту ситуацию, чтобы арестовать тех, кто «пасет» этих несчастных, и поместить просящих милостыню в нормальные условия, то надо совершить именно это, а не питать преступность. Но в наших условиях такое остается мечтой, потому что у нас, как в пограничной полосе, неписаный закон: «Мы знаем все, мы знаем все: кто ты, кто я, кто он…» Всем всё известно, все всё знают, все в курсе и ничего не делают, потому что с этого живут. Так что в таких ситуациях пусть каждый полагается на свою совесть и понимание того положения, в котором находится каждый конкретный человек. Можно подавать продуктами. Вряд ли мафиози польстятся на ваш банан или булку.

По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы – это во-первых, а во-вторых – это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… – и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть – из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро – не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, – и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке – не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку – помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

Подготовил послушник Никита (Попов)

29 июня 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО) Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО)
Игум. Нектарий (Морозов)
Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО) «Деньги на билет»
Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
Как поступить, если просящий о помощи явно обманывает вас? Чем лучше помочь бомжу? Когда можно дать денег алкоголику? И что лучше предпринять, увидев зимой лежащего на земле пьяницу?
Вечное сияние нищеты Вечное сияние нищеты
Россия третье столетие борется с попрошайничеством
Вечное сияние нищеты Вечное сияние нищеты
Россия третье столетие борется с попрошайничеством
Татьяна Зверинцева
25 марта в Санкт-Петербурге были задержаны четверо цыган, надзиравшие за семерыми нищими, занимавшимися попрошайничеством. Поначалу это очень возмутило общественность, но уже на следующий день интерес к инциденту угас. Никто не удивился тому, что в итоге в рамках уголовного дела были арестованы всего двое цыган, а о судьбе попрошаек вообще не сообщалось.
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Как поступать тогда, когда ты не уверен, что помощь твоя будет употреблена должным образом? А если ты сам стеснен в средствах, то как подавать милостыню другому? И есть ли различие в делах милосердия?
Комментарии
Алексей23 мая 2017, 10:00
"но если у него иконка - то рука сама тянется за мелочью" С иконой беда. У нас в конце 90х город наводнили чернолицые нищие. В лохмотьях сидели на морозе, ну,вы понимаете.Оказалось,что это ЛЮЛИ. Бродячая нация нищих из Узбекистана.Мы про этот народ ничего и не знали. Морозно,сидит у остановки такая тетя. Перед ней икона Богородицы, вроде крестится. Я смотрю,а она не креститься!!! она просто рукой машет,имитирует.И если приглядеться,то это отвратительно это. Словно проклинает она Богородицу.Я икону выхватил, закричал на неё,сто рублей было,швырнул в неё,вроде как икону выкупил. Прохожие обходили с опаской,тётя оказалась молодой только глаза пучила.До сих пор гадливо на душе от этого случая.
Алёна Арбенина10 февраля 2017, 18:57
Желание помочь должно идти от души, да, всем не поможешь, попрашайки и инвалиды на улицах вместо сострадания у многих вызывают какое-то отвращение что-ли, потому что не знаешь, действительно они нуждаются, или этот "инвалид" сейчас встанет и пойдет пропьет, то что наклянчил. И так далее. В любом случае нужно оставаться человечным, помогать, тем кто действительно нуждается, понравилась вот эта статья https://goal-life.com/page/method/kak-iniciativa-v-blagotvoritelnosti-oblegchaet-zhizn, тут автор очень полезно о благотворительности рассказывает
Екатерина 9 февраля 2017, 14:49
Как быть в ситуации когда не бедный сосед беспрестанно "по соседски" требует дорогую вещь-электрическую бетономешалку которую мы приобрели для себя,многодетная семья отказывая во многом нашим детям.Он таскает её в свой двор через дорогу и порожек под калиткой, она от этого просто может выйти из строя,она не промышленная.Я категорически против этого,но муж даёт оправдываясь:просящему-дай.Сосед в храм не ходит,но видя нашу религиозность похоже просто решил воспользоваться тем,что мы православные.Муж считает,что нужно всё давать и всем без рассуждения.Как мне его убедить отказать в этом случае?Ему вообще трудно говорить слово нет людям,а теперь вот он прикрывает это словами Спасителя...
Елена 4 февраля 2017, 19:07
А я даю нищим паренькам булочки или батончики, они жадно едят. Сидят там целый день голодные, и не факт, что те деньги, что им кидают люди, им же и достанутся. Всяким инетным ДЦП-шникам или родителям таких детей - "побороть болезнь" - не поборят )) не стоит кормить этих мошенников, ДЦП неизлечимо, и жизни не угрожает, что бы там они не говорили. Государство реально больным дает все, включая пенсию, а их хотелки платных клиник и гостиницы возле них никто посторонний оплачивать не должен. Жить и здороветь за чужой счет - это наглость! Кто им помогает - провоцируют новых попрошаек, лечить неизлечимое, спасать от отсутствия билета до Германии или на то, что итак полагается бесплатно. Переводить ли им деньги, дело каждого, покупать ли хорошее мнение о себе самом - тешить тщеславие. Но взрослые люди должны решать свои проблемы сами, с Божьей помощью, разумеется, а не спамить на форумах, давя на жалость прохожих. Про статью - статья хорошая.
olga 4 декабря 2016, 22:31
Между строк у всех читается: "мы обижены, мы обмануты..." Что сказать- есть профессиональные "нищие". Но таких за версту видно, подавать им, конечно, как бисер перед свиньями и не просто напрасно будет , а повернутся и растерзают... Насмеются над тобой, наглумятся. В спорных вопросах сложнее: подавать или нет? Нуждается или притворяется? Попробуем разделить этот вопрос на две части: если просящий обманывает и над нашей готовностью помочь глумится- грех падет на его голову, а если мы нуждаещемуся не подали,то на нашу!.О том, как этот человек нашей милостыней распорядится...Оставим место Божьему промыслу А страх перед тем, чтобы подавать да якобы "не тому", да "все они обманщики" распускает меж нами нечистый дух, чтобы лишить нас благости подаяния
ЛС26 ноября 2016, 21:14
Какую милостыню мы творим, когда подаем молодым цыганкам, которые просто под ноги бросаются? И что, что у них много детей? А в наших храмах нет многодетных что ли? Они-то не стоят с протянутой рукой, их мужья стараются заработать. Кто мешает работать цыганам-мужчинам? Они и зарабатывают, только продажей наркотиков. Рассуждение просто необходимо.
Евгения.31 октября 2016, 20:31
Вы бы видели глаза моего 9-ти летнего сына, который выпрашивает копейки, чтобы подавать нищим. И с какой радостью он подает, не рассуждая и не осуждая. "Будьте как дети, ибо их есть царствие Божие"
Надежда29 октября 2016, 00:17
НАДО ВСЕМ НАМ, БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМИ, НЕ ПРОХОДИТЬ МИМО....!!!!!!!! НЕ ОСУЖДАЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРОСТО ТВОРИТЬ ДОБРО, МИЛОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ К ЛЮДЯМ ВСЕГДА ПРОЯВЛЯТЬ...!!!!! И ЧЕМ МОЖЕМ, ПОМОЖЕМ....!!!!! САМ ГОСПОДЬ НАС ПРОВЕРЯЕТ ТАК....!!!!! МЫ ЖИВЕМ В ШАТКОМ МИРЕ.... КРУГОМ КОРРУПЦИЯ И ЗЛО... НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО.....!!!! НЕ ЗАРЕКАЙТЕСЬ....ПРОЯВИТЕ МИЛОСЕРДИЕ...!!!! КОММЕНТАРИИ ЗДЕСЬ НЕ НУЖНЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! С УВАЖЕНИЕМ - Надежда Москва
Anatoly Vovchenko20 сентября 2016, 21:51
Бывает,что хоть и вызывает сомнение просящий,но если у него иконка - то рука сама тянется за мелочью
Елена 6 сентября 2016, 12:16
Приятно подать милостыню молящейся благообразной старушке в белом платочке возле дверей храма. А при виде не протрезвившегося бомжа около магазина рука в кармане застревает. Я думаю, что это от моего осуждения. Если бы я увидела в этом бомже образ Божий, моя рука не дрогнула бы. Господь не смотрит на деньги, Господь глядит в сердце подающего: "Что там? Любовь? Сочувствие? Жалость?" Я заметила интересное повторение ситуации: если я не подала сразу, а сказала себе, что подам на обратном пути из храма, то когда выхожу, там просящего уже нет. И тяжелое ощущение, что в образе бомжа был Христос. Теперь стараюсь подавать сразу, хотя "тормоза" ещё работают. Спаси Вас Господи!
Сергей30 июля 2016, 06:40
Братья и сестры! Просят у Вас - помолитесь, доверьтесь Господу и он все управит. Не умничайте и не осуждайте никого.
Лана Лочбор27 июля 2016, 15:22
Больно стало от цитаты про мимоходящего и пса. А кто должен кормить животных? разве это плохо? бессловесные твари также созданы Господом, как и мы. и, в отличие от птиц, например, пес проходящий, а, значит, уличый, бездомный, может рассчитывать только на человеческую доброту в вопросе пропитания. А вообще меня бабушка учила в протянутую руку хоть что то положить, и голодного накормить. А бабушки, -они всегда правы.
Вера26 июля 2016, 00:43
Как не поблагодарить Бога за людей Его, доставивших такую радость! Сколько не говорили о вспотевшей монетке (ни у одного святого не повторенной), а большинство написавших комментарии подают, потому что Господь сказал: просит - дай! Слава Тебе, Господи!
Валентина Дмитриева 3 июля 2016, 21:48
Всегда даю милостыню, "не оскудеет рука дающего"
Ирина 2 июля 2016, 15:15
Прочитала однажды такую установку и она мне понравилась,если просят незнакомые люди,особенно в транспорте,вообще на улице,даже около храма,то давать,но немного,незнаешь ведь на что и кого даёшь,но всё же понемногу дать,что бы совесть была спокойна,а вот тем кого ты знаешь,что они действительно нуждаются,попали в трудную ситуацию,надо помочь по максимому.Стараюсь поступать так по возможности.
Ксения 2 июля 2016, 12:13
Больше всего мне близка позиция отца Сергия Правдолюбова. Позиция чистая, как стекло, прозрачная... Почитаешь и почему-то плакать хочется... Просто давай. Давай там, в каком доме ты живешь, по каким улицам ходишь, в каких городах бываешь. Давай и отдавай свое - может быть, имеющееся в излишке, а может быть, и необходимое тебе самому! Прежде всего давай там, где точно знаешь, что надо дать (инвалиды по соседству, одинокие женщины, старики, тяжело больные и оставленные всеми; может быть, твои несчастные родственники). Но также давай там, где один только Господь и весть, давать ли вообще... Сейчас такое тяжелое время, не знаешь, что тебя ждет завтра... Может, эта твоя милостыня когда-нибудь станет той малюсенькой частичкой, драгоценным камешком, который поможет тебе на мытарстве осуждения? Да, кто знает... А раз мы не знаем наверняка, то обратимся к заповеди Господней: "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Матфея 14:42). Милости хочет Господь, а не жертвы... Давайте мудрствовать там, где действительно нужно. А то как бы не перемудрить и святых, и Святаго Святых...
раиса 2 июля 2016, 11:21
Мы все больше рассуждаем кому лучше подавать милостыню у ворот храма или жертвовать на монастыри и храмы и все совершенно посторонним людям. Забываем самую главную Божию заповедь о том,чтобы возлюбить ближнего как самого себя. А кто такие ближние? Тот кто рядом с тобой. Рядом с нами постоянно находятся люди нуждающиеся в самом необходимом, у которых нет возможности дотянуть до пенсии и они попросту голодают, но не просят, потому что стыдно. А мы подаем алкоголикам, артистам на улицах,фальшивым авганцам и т.д. Меня всегда возмущали разговоры прихожан о том, чтобы не искушаться в храме:" Я стараюсь в храме ни на кого не смотреть, захожу в храм с опущенной голой и также выхожу." Дорогие братья и сестры, если мы не видим рядом с собой страждущих братьев по вере, тщетны наши молитвы и поклоны, хоть лбы расшибите, не будет вам в том пользы.
р.Б.Сергий 2 июля 2016, 01:02
Есть люди,которые тратят на спиртное,на сигареты,обманывают,гонят "конкурентов".Присмотревшись,не очень хочется таким помогать(но спокойней себя чувствуешь,если какую-то мелочь подашь).Сумму посолиднее лучше пожертвовать на храм,монастырь,сирот,общество инвалидов.Хочется подать пламенному молитвеннику,да где взять таких,если я ,при желании,таким не являюсь.Про цыган можно написать целую книгу,и не одну."Наш человек"обычно не проявлет столько креатива:то с украинским паспортом,в другой раз-с распечатанным цветным фото ребенка и призывом "помочь на операцию"и срочно.Один мальчик прсил своеобразно-пртягивал руку с крупной купюрой(мол меньше не дают)Присмотрелся,а он мелкие ложил отдельно,чтобы не портить статистику.Не раз приходилосоь сталкиваться и кое-что узнать.Так вот многие не бедствуют(а "работают"женщины и дети)Вот я решил для себя:Бог им судья,но это ремесло пусть будет без меня.
София 1 июля 2016, 05:27
Мне кажется сердцу спокойнее, когда подаю всем, но по чуть-чуть, а главное - помолиться за этого человека, Господь ими же весит путями спасет его душу. А если совсем мучают подозрения, можно денежку откладывать в другой карман, потом отнести в церковь или перечислить в благотворительный фонд, которому доверяешь.
р.б.Юлия 1 июля 2016, 03:11
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ . Слава БОГУ за то, что есть ЧТО подавать. Слава БОГУ за то, что есть КОМУ подавать. Слава БОГУ за то, что подаю. У меня трое детей и стараюсь их учить подавать милостыню всем - и бабушкам ,и инвалидам , и цыганкам с детьми , и пьяницам. ГОСПОДЬ САМ НАПРАВИТ эти деньги в нужное русло . А мы сами , благодаря же Богу , который дал нам возможность совершить доброе дело , ещё и приобретаем богатство на небесах.СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ. Возможно после нашей милостыню цыганку будут меньше бить , инвалиду дадут лишний кусок хлеба , а пьяница одумается, ведь если ему подали , значит он может ещё исправиться,значит в него верят. Расскажу несколько случаев , которые со мной произошли : однажды в церкви после службы ко мне подошёл человек средних лет очень прилично одетый и попросил денег на операцию ( у него была калостома). Ему не хватало 300 руб. А у меня как раз было в кошельке 300 руб. Но дала сколько смогла. Больше в храме я его не видела. Возможно уехал в другой город , домой. Другой случай - у нашего храма переодически стоят цыганки . Мы с детьми всегда даём им сколько сможем и приносили одежду. А однажды ,собираясь в церковь , я забыла кошелёк и не смогла дать милостыню , так одна цыганка ПРОТЯНУЛА мне свой стаканчик и сказала, чтобы я взяла у неё на свечки сколько нужно. Когда отвозила вещи в монастырь, в метро встретилась цыганка с девочкой и попросила дать ей что- нибудь. Она выбрала вещи и сказала,что сейчас пойдёт в фонтане помоет дочку и оденет на неё новое платье и туфли. Я своим детям говорю так , что даже если они обманывают , то ГОСПОДЬ САМ СДЕЛАЕТ ТАК, КАК ЛУЧШЕ ДЛЯ СВЕХ. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!
Галина Б.30 июня 2016, 15:43
Подаю всем, в основном алкоголикам, но с рассуждением: а если он не похмелится, то помрет; а если похмелится гадостью? а если похмелится и закусить нечем? Пусть похмелится по-человечески, может еще поживет, может Господь его просветит. Подаю и ребятам, которые в переходе на гитаре играю и поют Цоя. В переходе холодно, пусть заработают и сходят с девчонками в кафе - погреются. Со скрипом душевным, но подаю "черноглазым мадоннам". Можно подумать, что я только и делаю, что подаю, но - нет, я и сама пенсионерка, самой впору: подайте Христа ради на бензин, на ремонт и пр. Слава Богу за все, особенно за то, что есть, что подать. "Не оскудеет рука дающего".
ТАТИАНА1730 июня 2016, 11:11
Приведу и я цитату:"Не уделять от своего имущества есть хищение.Когда мы не подаем милостыни,то будем наказаны наравне с похитителями.Ибо деньги - Господни,откуда бы их не собирали,и если мы отдадим их бедным,то приобретем великое богатство.Бог не для того и дал тебе их больше,чтобы ты тратил их на блуд,пьянство ,пресыщение,дорогие одежды и на другие предметы изнеженности,но для того,чтобы раздавать нуждающимся."(СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ).Не мое ДЕЛО кого-то судить.Всегда подаю.СЛАВА БОГУ,что могу помочь нуждающимся.
Павел Ребровский30 июня 2016, 00:59
Я на Павелецкой видел попрошайку с айфон 6.
Рита Миллер30 июня 2016, 00:14
Во-первых, я не согласна с тем, что алкоголизм- это болезнь, как диабет. Я не могу усилием воли изменить уровень сахара в крови, но не пить могу. Например, когда алкоголик закодирован и знает, что после употребления спиртного ему будет плохо, он очень даже умеет сдерживаться. Поэтому алкоголикам не подаю никогда. Также никогда не подаю настырным попрошайкам. У Новодевичьего монастыря одно время попрошайничала женщина лет 55, худая, бойкая, хватала прямо чуть ли не за рукава. Иногда вместе с ней попрошайничала подруга, еще моложе её. Я сразу вспоминала своего папу, который в 76 лет вставал в шесть утра, собирался и, с клюкой, раскачиваясь из стороны в сторону, полз на работу. И нужды-то в деньгах не было- просто человек привык всю жизнь работать и оплачивать нужды семьи из своего кармана. Он и сейчас, в 78, порывается себе работу искать.Поэтому, когда эта женщина бежала за мной, мне всегда хотелось ей совсем не по христиански сказать "Лошадь, на тебе пахать надо, ищи работу". Как это я сдержалась. В-третьих, меня смущают просьбы о помощи в прессе типа "Муж алкоголик, работы в нашей местности нет никакой, у меня пять детей, беременна шестым". Ну почему я должна исправлять чужую глупость? Некоторые просят все- продукты питания, одежду, канцелярию. Чувствуется, семьи привыкли решать все свои проблемы за счет благотворителей. Но продукты и одежда еще куда ни шло, встречаются и совсем странные просьбы. Например, помочь с ремонтом (перечисляется сколько каких стройматериалов надо), купить кур или семена для огорода, приобрести телевизор "а то у нас в комнате нет, ходим смотреть в комнату к родителям" (это не шутка, лично читала такое объявление в газете "Русская береза")и т.п. И вот из-за таких профессиональных халявщиков , помощь часто не доходит до тех, кто в ней действительно нуждается, кто просто временно оказался в трудной жизненной ситуации и пытается как-то из нее выкарабкаться.Мелочь по 10-20 рублей я никогда не подаю и не понимаю тех, кто выгребает килограмм мелочи из кошелька и с чувством выполненного долга высыпает ее нищему или служке в церкви.Я жертвую не менее 50 рублей, лучше 100 и исключительно в ящики для сбора пожертвований, стоящие в церквях.
татьяна29 июня 2016, 22:45
Однажды, зимой(кажется перед новогодними каникулами) я подала милостыню-шоколадку бездомному молодому испитому мужчине в метро, его благодарно-радостные по- детски глаза до сих пор помнятся
Татьяна29 июня 2016, 21:30
Однажды подала бомжу рублей пятьдесят, он посмотрел с такой редкой благодарностью на меня, а уже в тот же вечер получила совершенно нежданные мной 15 000 рублей. Подавала по зову сердца без рассуждения...
Raff29 июня 2016, 21:16
Василий Великий говорил: Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося! Тот кто дает бедному, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто подает всякому прохожему, тот бросает псу, который докучает своею назойливостью, но не возбуждает жалости!»...
Наталья Богоявленская29 июня 2016, 20:56
Хорошие комментарии, со всеми согласна. Христос сказал: "Не суди" и "Просящему дай". А чьими ещё словами мы должны руководствоваться? Да пусть хоть всеми потами изойдёт рука моя с зажатой мелочью, я всё равно не разберусь -- действительно нуждается человек или представляется: я не психолог. Поэтому предпочитаю подавать. В повести Олеси Николаевой "Тутти" есть эпизод, в котором она спрашивала знакомого архимандрита -- подавать или не подавать? И тот ответил ей: "А ты спроси себя -- жалко или не жалко? Если жалко, подай обязательно". И ещё один литературный пример -- из воспоминаний 19-го века. Одну женщину укоряли, что она зря подаёт милостыню возле лавры -- всё равно, дескать, снесут в кабак. На что она сказала: "Всё понимаю, но когда слышу, в Чьё Имя они просят, не могу отказать".
Никита29 июня 2016, 20:50
Мой отец говорит: помогай тому, у кого спина в поту. Этим все сказано, так и стараюсь поступать
Всеволод29 июня 2016, 19:51
Мне батюшка по такому поводу ответил: "Если жалко, подайте немного, нуждающийся человек будет и этому благодарен".
Вера29 июня 2016, 18:47
Отец Владимир (диакон Василик), благодарю за разъяснение. Очень доходчиво и доступно. Большая благодарность за поднятую тему.
Антоний29 июня 2016, 18:35
Добрый день, братья и сестры! Благодарю за подготовку и публикацию этого полезного материала. Рассудительность в благотворительности, безусловно, важна. Ведь жертвуя средства разного рода мошенникам, мы лишаем этого пожертвования тех, кому оно действительно нужно. Если я достоверно знаю, что человек мошенник, то жертвовать ему я не буду. Из своей практики я могу подтвердить тезис статьи о том, что человеку, просящему деньги на что-то конкретное следует по возможности предложить не деньги, а то, что он собирается на них купить. Действительно, если человек нуждается в деньгах на дорогу домой, то билет он возьмет с не меньшим удовольствием, чем деньги (такой человек встретился однажды моей тете: приехав в свой город, он потом вернул переводом деньги за билет и поблагодарил). Если человек хочет кушать, то будет рад продуктам (такие люди мне встречались, и я был рад им помочь). Если же перед нами профессиональный попрошайка, то от указанного предложения он, скорее всего, откажется (или примет для вида, но тут уж ваша совесть будет чиста). Кроме того, благотворительность не всегда заключается в финансовой поддержке нуждающегося. Ненужная одежда и обувь, устаревшая бытовая техника и электроника, канцелярские принадлежности для ребенка могут здорово помочь небогатой семье. Часто люди нуждаются в нашей помощи по хозяйству, а не в деньгах. Отремонтировать бабушке-соседке кран или древний телефонный аппарат это тоже сотворение блага, от которого отказываться не стоит. Такие мелкие добрые дела не дают нашим сердцам и душам черстветь, и потому они необходимы.
Антон29 июня 2016, 18:01
...Если мы будем подавать всем без разбора, то постоянно будем оказывать милосердие; а если станем исследовать, то никогда не окажем милосердия... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 110).
Сергей29 июня 2016, 16:55
Случай был со мной. Я тогда только воцерковлялся и на все смотрел с раскрытыми глазами. Еду в электричке и идет монашек по вагону - собирает на восстановление монастыря. Названия и деталей не помню. Монашек так благообразно выглядел, что не положить денежку невозможно было. Но я то хороший, я то добрый, я могу и побольше на восстановление монастыря. Взял и вышел за монашеком в тамбур. Говорю ему, мол, брате, вот возьми деньжищь и сую ему несколько весьма крупных купюр. И прошу чтоб за родителей мои помолились всей братией. Мгновением позже учуял от монашека табачный запах из рта. Говорю ему, брате, а давай вместе по братски сейчас протянем Царице моя преблагая... и запел, а он ни слов, ни нот не знает. Вот тогда меня как ведром холодной воды окатило, понял я что монашек и не монашек вовсе, а умелый попрошайка. Однако, деньги были отданы и я не стал напрягать обстановку. Через несколько недель встретил его снова в электричке, услышал его голос, повернулся к нему и говорю на весь вагон: "Брате, а ты молишься за моих родителей?". Он как лань лесная через вагон поскакал от меня ;-)
Светлана29 июня 2016, 16:25
Доходчиво и конкретно. Спасибо.
Сергей29 июня 2016, 16:23
Здравстауйте, друзья. Когда был богатым, случалось жертвовать и храмам и учреждениям и людям, когда стал нищим, в самые отчаянные моменты жизни сам просил и иногда получал милость. Т.е. я хочу сказать, что тема для меня хорошо знакома на примере собственной жизни.Главный вывод который я сделал для себя это: "Если у тебя просят помощи - помоги" Поймите друзья, Господь проверяет наши сердца. насколько оно очерствело или если хотите озверело. Не надо себя обманывать и оправдывать, истолковывать цитаты подвижников церкви в свою пользу, Господь наш Иисус Христос сказал " Просящему дай". Не мы для просящих. а просящие для нас, через подаяние мы еще можем повернуть себя лицом к Богу. Никто никого не заставляет давать нищему тысячу рублей. дай ему рубль, ради Христа, не обеднеешь, а в собственную копилку положишь тысячу и на душе станет спокойнее. Конечно во всем должно быть рассуждение мы не новички в этом мире и все понимаем, но принять одно надо без рассуждений, просящего и нищего Господь послал для не для того что бы он через нас обогатился, а что бы мы сами обогащались этой милостыней. Не ужели наш Отец не знает наших нужд? Вспомните "Милости хочу, а не жертвы" и второе Пройдешь мимо просящего, а там сидел Христос или матерь Божия.
Марина Ткачева29 июня 2016, 14:54
Очень нужная ,на мой взгляд, статья.Большое спасибо.Возможно ,если бы мы действительно с рассуждением подавали милостыню,то не давали бы повода для создания криминальных организаций.Лично я считаю ,что лучше пожертвовать в храм деньги,там они точно пойдут на благие цели.
Елена29 июня 2016, 14:29
На 100% была согласна с позицией батюшек... раньше... Но все равно, сердце было не на месте, когда, проходя мимо просящих, я не подавала. Сколько раз просила у Господа вразумления по этому поводу и тут же подворачивался какой-то сомнительный нищий... И так несколько раз... Может я и ошибаюсь, но для себя я приняла такое решение: подаю практически всем, даже зная, что скорее всего это обманщики. Однако таким я подам мелочь - 10-20 рублей. А если хочется серьезно помочь - адресная помощь конкретным людям с конкретной проблемой. Да, я понимаю, что большинство попрошаек в метро и возле храмов - профессиональные попрошайки. И не заслуживают милостыни. Но ведь и я ее не заслуживаю! А Господь дает, дает даром: здоровье, близких, благополучие. Разве достойны мы долготерпения Божия, ежесекундно согрешая?? Поэтому раз я недостойна, а мне Господь подает, то и я подам (пусть 10 рублей, но подам) таким же недостойным как и я.
Михаил29 июня 2016, 14:10
Спасибо, очень хорошо все батюшки рассказали! Я лично многие ответы здесь нашел.
прихожанка29 июня 2016, 13:40
Накануне всенощной на Троицу и перед литургией утром,около ограды храма стояла старенькая бабушка и продавала веточки березы.Она стояла несколько в стороне от повседневных просящих у храмовой ограды.Господь помог ей,все веточки были проданы.Привыкшая к труду,прожившая нелегкую жизнь,она не могла просто стоять и просить,а вот хоть немного потрудившись-нарезала веточек березы и за свой труд получила немного денег.
Лидия29 июня 2016, 11:51
Согласна с точкой зрения диакона В.Василика. Что касается крупных пожертвований - согласна, что нужно рассуждать. А что касается небольших пожертвований - 10, 20, 30, 50 рублей: положи денежку в кружку или в руку просящему и иди себе с миром. Если жалко денег лучше вообще не давать ни копейки, чем такой грех на душу брать. Откуда мы можем знать, что у человека за душой. Мы что все психологи, праведники или душеведцы? Мало ли как выглядит просящий. По какому праву ты его подвергаешь суду - хороший он, плохой, честный или нет, нуждающийся или "паразит"? Как смеешь ты его уличать даже в своих мыслях? Я лично подаю алкоголикам с трясущимися руками и опухшими лицами. Особенно по утрам, когда их ломает, бьет похмелье. Вы выдели как страшно и мучительно умирают всем надоевшие "алкаши", не получив с утра похмельные 100 грамм? Наше общество так далеко от решения этой насущной, страшной по своим последствиям проблемы. Мало кто знает, что алкоголизм это такая же страшная болезнь как диабет, онкология и т.д. Большинство людей высокомерно заявляют:надо меньше пить! А как алкоголик может меньше пить - это же не поддается его желанию, тут лечение нужно, да еще какое! и обязательно - воцерковление. А кто этим занимается? Уж не мы с вами это точно! Причин - миллион! Так вот давайте и не будем судить-рядить, а пожалеем брата своего или сестру уже и без нас давным-давно осужденных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×