Религия радости

К нам на еженедельные богословские курсы стал ходить старичок-татарин. Потом выяснилось, что он – мулла. Никому это не мешало. Походил он, походил да и говорит: «А я понял: Православие – это религия радости. А к Богу приходят через беду и страдание». Когда мы его спросили, а как он сам пришел к Богу, он рассказал, что у него поздно родился сын с паховой грыжей. Врачи почему-то лечить не брались, а одна русская бабушка положила младенчика у иконы, покропила его святой водицей да помолилась. Ребенок и выздоровел. Спрашиваем: «Так бабушка-то Христу молилась? Чего же вы христианином не стали?» Отвечает: «Так я татарин». А я вот – башкир, так мне что теперь, умереть?

Говорят, что к Богу приходят через страдания. Но начало веры именно в радости встречи со Христом

Странно слышать, когда говорят, что к Богу приходят через страдания. Начало веры – надежда, уверенность в незримом присутствии в твоей жизни любящего Бога. Начало веры именно в радости встречи, обретения целого нового мира. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что начало радости – быть довольным своим положением, она есть благодарность Богу за все случающееся.

Радость – напоминание того, что решился быть с Богом. Ведь ищущий быть с Богом – это причина для действия Бога. Радость бывает, когда все-таки удается исполнить одну из заповедей, которые так трудно исполнимы. Радость – это, по слову апостола, всегда плод духа. Плод истинного духа дается вместе с миром и любовью, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием (ср.: Гал. 5: 22–23).

Помню, в юности очень нравились акафисты, и, если доводилось читать их в храме, читал полным голосом с ликующей радостью. Словно бы эти харетизмы «Радуйся!» (по- гречески – «Харе!») вливались в душу, возбуждали радость через край. Духовник охладил: «Зря ты так радуешься. В радости можно впасть в прелесть, а в покаянии – никогда. Читай-ка ты лучше Псалтирь». Так я познакомился с псалмопением, этой высокой поэзией надежды, и понял, что веселость не мешает покаянию. Любые сетования на жизнь растворяются радостью: «Будьте долготерпеливы… Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 14, 16). Мы можем радоваться, когда благодарим Бога: «Вспомнил я Бога и веселился» (Пс. 76: 4).

Преподобный Исаак Сирин заметил, что радость о Боге крепче здешней жизни. Вот именно так: крепче – над этим стоит подумать. А святой Феодор Студит писал, что радость есть признак совершения всякой правды и, сколько надежды у человека, столько и радости.

Из опыта исповеди можно заметить, что радость бывает после того, как согрешили и Бог дал силы покаяться. То есть радость – это всегда некий порог, демаркационная линия, следующая ступень. Но вот святые отцы предупреждают, что нельзя слишком увлекаться радостью. Преподобный Анатолий Оптинский пишет в письме духовной дочери: «Радость бывает растрепанная, прелестная, мучительная, свирепая, диавольская. Бывает радость всякая… И множество есть радостей елецких, московских, питерских и всяких. Но это чистая прелесть. Какая житейская сладость бывает печали непричастной?» Поэтому внутри радости нужно ожидать последующей скорби, потому что благодать дается прежде искушения.

По святителю Иоанну Златоусту, чрезмерные радость и скорбь имеют одни последствия, и истинная радость бывает только в любви и мире. От врага радость нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. Надо укорять себя и считать недостойным радости. Мир в душе начинается от осознания его отсутствия.

Да, веселие и радость, по Златоусту, суть умножение скорбей: они бывают от оставления греха, а это ведет к испытанию новым. Но радость только возвышается от подобных препятствий, потому что радость всё переносит мужественно, она есть благодарность за всё, что с нами происходит. Запомним это: радость дает нам мужество, потому что она крепче здешней жизни.

Будем умеренны и в радости, и в печали, станем обуздывать их благоразумием и ожиданием перемен

Поэтому последуем совету святого Исидора Пелусиота и будем умеренны и в радости, и в печали, станем обуздывать их благоразумием и ожиданием перемен.

Глядя на этот весьма несовершенный мир, человек не может не печалиться. И мiр пытается сделать нас счастливыми. Но то, что мiр называет «счастьем», часто есть бегство от подлинного счастья – Христа, стремление забыться, уйти в небытие от этой всепроникающей печали. Всё разрушают страхи этого мiра, его подлость и ненависть, но против тайной радости христиан они бессильны. Как и Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). Радость ставит под вопрос все идеологии, пытающиеся сделать нас счастливыми (в своем примитивном понимании счастья). Нужно понять, что счастье не снаружи, а внутри человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).

Человек часто не хочет видеть счастья, которое уже дано, которое в любую минуту может стать нашим и уже навсегда, так, что и сама смерть не сможет отнять его: «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).

Христианство не сказочка о светлом несбыточном будущем, в нашей радости различия «здесь» и «там» исчезают. Но для этого нужна решимость. Радость призывает человека к труду и усилию. Надо только научиться быть выше радости и печали. Это значит – быть со Христом.

Мирослав Бакулин

31 августа 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему мы ничем не довольны Почему мы ничем не довольны
Архим. Андрей (Конанос)
Почему мы ничем не довольны Почему мы ничем не довольны
Разговор о радости
Архимандрит Андрей (Конанос)
Живи радостью минуты, радостью сегодняшнего дня. Предоставь себе испытывать боль, когда у тебя заболит, заплакать, когда наступит трудный час, а не плачь уже сейчас от своих страхов.
«Я подарю тебе радость» «Я подарю тебе радость»
Свящ. Александр Дьяченко
«Я подарю тебе радость» «Я подарю тебе радость»
Священник Александр Дьяченко
Дочка ответила совершенно серьезно: «Коробочка не пустая, папочка! Я дарю тебе радость! Сегодня утром в эту коробочку я собрала запах твоих любимых бархоток…»
Заповедь «непонятная и невозможная» Заповедь «непонятная и невозможная»
Игум. Нектарий (Морозов)
Заповедь «непонятная и невозможная» Заповедь «непонятная и невозможная»
Игумен Нектарий (Морозов)
Как быть с этим апостольским повелением: «Всегда радуйтесь»? Как радоваться, когда для радости нет ни реальных причин, ни даже поводов?
Комментарии
s.chebunin@mail.ru 2 сентября 2016, 09:08
Мое частное мнение, что в церковь к Богу большинство людей приходит через скорби, а остаются из-за радости, из-за ощущения любви Божией и понимания, что без Бога и церкви нет жизни.
читатель 1 сентября 2016, 16:08
Мирослав, спасибо вам! спасибо, что подчеркиваете, что православие - это религия радости и надежды. к сожалению, иногда покаяние воспринимается, как самоугрызение, есть себя поедом за свои грехи, не всегда при этом не исправляясь. для меня ассоциация с христианством - строчки песни из фильма "Вечный зов" - "Над грозою торжествует радуга, а над смертью торжествует жизнь". Храни вас Господь!
Олег Вячеславович31 августа 2016, 21:48
Прав мулла. Скорбями Бог привлекает к Себе. О себе говорю. Может кто и тешится радостью, но не я. Только люди с чистым, добрым сердцем получают радость. Но если бы Господь не завернул бы меня в бараний рог и не прижал к земле, как опасную гадину, я про Него даже бы и не вспомнил. И не убирает пяту Свою. Слава Богу! Иначе я, как бегемот, опять ринулся бы в мерзкое болото. А радость для светлых людей...плачу иногда...завидую, смотришь ,иногда, на таких людей и думаешь вот они ангелы, им скорби не к чему у них в глазах любовь сияет. Господь в сердцах их. Вот они радуются. Спаси нас всех Христос! Помолитесь о мне.
Матушка 31 августа 2016, 20:45
Спаси вас Господи!
Елена31 августа 2016, 14:18
Мирослав, спаси Бог!! отличная статья! о важнейших для нас вещах!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×