Право на чужую смерть

    

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, в ходе встречи со студентами юридического факультета МГУ назвала эвтаназию “гуманной мерой”:

«Мне кажется, это очень гуманно, если сам человек хочет уйти из жизни и его жизнь не имеет шансов на проживание, если он страдает, и если его близкие и родственники вот в единой гармонии пришли к тому, чтобы прекратить эти страдания… Я просто здесь уже не как уполномоченный, а как просто человек, Москалькова Татьяна Николаевна, поддержала бы идею предоставления такого права»

Что такое эвтаназия? Это умерщвление людей, обычно безнадежно больных, с их согласия. Ее не следует путать с отказом от реанимационных мероприятий – когда врачи прекращают искусственно поддерживать жизнь больного и он умирает от естественных причин. Эвтаназия – это именно активное умерщвление; там, где она легальна, она первоначально применялась только к умирающим, испытывающим сильные боли, но потом зона ее применения неуклонно расширялась, и теперь, например, в Бельгии, смерти можно предать даже человека, пришедшего в сильное уныние, совершенно независимо от того, испытывает ли он мучительные боли и близка ли его естественная смерть.

Почему высказывание Татьяны Николаевны – хотя оно и подается как личное мнение, а не как официальная позиция – вызывает тревогу? Дело в том, что тяжелая болезнь и завершение жизни – это ситуация, в которой затронуты, и сильно затронуты, не только интересы и желания больного. Государство, естественно, стремится к оптимизации расходов – любая структура, в том числе медицинская, устроена таким образом, чтобы решать свои задачи как можно проще и дешевле. Эвтаназия очень хорошо укладывается в планы по оптимизации расходов.

Речь идет, в абсолютном большинстве случаев, о людях, которые больше не являются работниками и налогоплательщиками, которые только потребляют значительные ресурсы – и эвтаназировать хотя бы часть из них означало бы весьма значительную экономию. Я никоим образом не хочу сказать, что Татьяна Николаевна думает именно об этом – просто, если дать системе такой мощный инструмент оптимизации, система непременно им воспользуется. Это не вопрос чьей-то личной плохости. Это вопрос логики самого процесса.

Ссылаться тут на волю самого эвтаназируемого – значит впадать в опасную наивность. В ситуации, когда человек находится в заведомо беспомощном и зависимом положении, грань между сообщением о возможности добровольного умерщвления, предложением такого умерщвления, настойчивым предложением, и предложением, от которого невозможно отказаться, выглядит чрезвычайно неясной. Между несомненной добровольностью и несомненным принуждением существует широкий спектр возможностей – когда формально зафиксировать принуждение невозможно, но фактически оно, в той или иной мере, есть.

Вероятность фактического принуждения резко возрастает, когда мы имеем дело со сторонами, находящимися в заведомо неравном положении, когда одна сторона полностью зависит от другой.

Например, вспомним известные проблемы с обезболиванием – они тут же будут решены с введением легальной эвтаназии. Если человек невыносимо страдает, несравненно проще обеспечить эвтаназию, чем обезболивание, а более простое и экономное решение неизбежно будет выдавливать более сложное. А после того, как человек столкнется с трудностями в получении обезболивающего, будет нетрудно склонить его подписать все нужные бумаги. Собственно, его и склонять каким-то явным образом не придется.

Проблемы с наркотическими обезболивающими во многом связаны с необходимостью предотвратить возможные злоупотребления. Люди исходят (с некоторым основанием) из того, что там, где злоупотребления возможны, они будут.

Но это еще более верно в отношении эвтаназии. Там, где с одной стороны имеет место мощная заинтересованность системы в оптимизации, а с другой – заведомо уязвимые люди, которым трудно настоять на своих правах, злоупотребления встроены в саму ситуацию. Побудить человека поскорее освободить жилплощадь будет не трудно, а потом он уже до Страшного Суда не сможет предъявить претензий, потому что будет мертв.

То, что может изящно называться “правом на достойную смерть”, в итоге будет означать (и означает) право общества и государства умертвить человека, добившись его согласия – какового согласия добиться будет нетрудно.

Фактически, легализовать эвтаназию – значит сделать если не повсеместной, то весьма распространенной ситуацию принуждения к самоубийству, принуждения как психологического, так и просто физического – путем отказа облегчить страдания человека как-либо иначе. Это поставит под угрозу жизнь наиболее уязвимых членов общества – тяжело больных, инвалидов, стариков.

И это поставит под угрозу общество в целом – потому что гуманность общества определяется его отношением к наиболее уязвимым его членам.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

5 сентября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Андрей 6 сентября 2016, 00:56
Убийство - грех. Самоубийство - непрощаемый грех. Эвтаназия - убийство плюс соучастие в самоубийстве. Это сколько вместе грехов?
Михаил 5 сентября 2016, 18:32
Да всё же понятно уже давно было, рождаемости нет, продолжительность жизни может быть долгая, а кто будет зарабатывать на пенсии пожилым людям? Женщины не рожают, семей не создают - "спасибо" феминисткам и совковому матриархату, от разврата разлагаются и те мужчины у которых ещё есть какой-то духовный и физический потенциал - посмотрите весь интернет в порнухе, каждый второй болен ЗПП. Не то что некому содержать стариков - и желания особого нет. Денег на это нет, так как кризис и кризис этот надолго. Таджики и казахи, разве что нас спасут если заселить всю Россию ими, заработают нам на пенсии и социалку. Так ведь и этих детей природы растлят и никакой ислам им не поможет. Поэтому старых и больных быстро и безболезненно убить, не забываем ещё о презумпции согласия на изъятие органов. Всё очень прагматично и всё очень по сатанински сделано.
Светлана 5 сентября 2016, 14:11
Не имею права судить, что там имела в виду уполномоченная по правам человека,но согласиться с предложениями эвтаназии, как "избавления " больных и немощных и их родственников, не смогу НИКОГДА !!! Господь нам, временно здоровым, даёт такую возможность : осознать свой грех, придти к примирению с Богом и самим больным человеком, выполнить свой долг до конца, понести свой крест с достоинством до своей кончины....А главное - пятую Заповедь нам ни "исправить, ни подкорретировать"не дано ! Мы, человечество, и так бесконечно прогневляем Бога преступлениями против Его Заповедей, так до какого времени мы будем испытывать Его Милосердие и Долготерпение? О себе могу сказать одно : всех своих родных, больных онкологией и после инсультов мы смогли, с помощью Божьей,"довести"до завершения их земного пути... "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать". На Страшный Суд Божий с чем придём, если будем себя оправдывать тяжестью своего креста? Господь не по силам креста на даёт.
5 сентября 2016, 12:15
Господи, спаси нас и сохрани от этой безумной эвтаназии!
Варвара 5 сентября 2016, 12:06
И как личность с такими взглядами на жизнь человеческую может быть уполномоченным по правам человека? Её высказывания бесчеловечны! Так думают многие, но может случится так, что их близкие, которыми они дорожат, заболеют неизлечимой болезнью и им предложат эвтаназию.Они согласятся отдать на убийство своих родных? Легко говорить, когда ты лично с этим не столкнулся.И не дай Бог никому.Человеческая жизнь бесценна и до последнего дыхания.Смерть важна для человека, смерть, которую посылает нам Небо, а не ту, что навязывают люди.
Татьяна 5 сентября 2016, 11:56
Меня всегда интересовал вопрос: как будет себя чувствовать врач, убивающий человека? Ведь он совершает грех. Как можно согласиться на такое? По моему эвтаназия это двойное преступление: грехопадение врача и больного.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×