Троянский конь литературы

Цикл «Сила книги». Статья 2-я

Статья 1

Художник: Андрей Верещагин Художник: Андрей Верещагин

Чтобы не затеряться в джунглях

В подростковом возрасте нужно читать о путешествиях, пиратах, приключениях. Фенимор Купер, Жюль Верн, Стивенсон… Какая-то невосполнимая потеря угадывается там, где подросток не зачитывается за полночь, не мечтает над книгой, не представляет себя одним из героев. Потом, когда его обожжет изнутри неукротимо просыпающаяся сила пола, когда он начнет томиться и грустить, ему может не удаться взять в руки томик поэзии или серьезную книгу о той жизни, где не так много приключений, зато много слез и ошибок. А как же не сойти с ума в период созревания без умного шепота хорошей книги? И в зрелом возрасте, не привыкший читать, он не потянется к философии, к религии, к истории. Он просто останется недоразвитым. И только потому, что у него нет навыка того молчаливого собеседования с автором, спрятавшимся в буквах, – навыка, именуемого чтением.

Наша эпоха, бегущая в пропасть стремглав и теряющая по дороге накопленные столетиями навыки, должна знать, что вырастает из человека, не привыкшего к чтению. И что представляет собой общество, состоящее из нечитающих людей. Образ затерянного в джунглях некогда цветущего города появляется в воображении при этих мыслях. Вспомните мультфильм «Маугли» или фильм Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня». В первом случае бандерлоги скачут по увитым лианами руинам храмов и дворцов. Во втором – сумасшедший белый вождь чинит суд над жителями джунглей среди развалин древней цивилизации. А ведь раньше и там, и там кипела иная жизнь: звучала музыка, выслушивались советы мудрых. Теперь всё кончилось. И чем сменилось? Новым варварством на треснувших камнях никому не понятного прошлого. Так уже бывало в истории, и кто поклянется, что так более быть не может? Может. Мы уже сегодня топчем треснувшие камни непонятного прошлого, которое до тех пор не заговорит с нами, пока мы не подружимся с книгой.

24 буквы – и Слово

Что бы ни читал человек, он читает Евангелие. И всюду, где есть текст, – есть и Христос

Что бы ни читал человек, он читает Евангелие. Пусть эта мысль не кажется ни дерзкой, ни наивной. Впрочем, она и дерзка, и наивна одновременно, потому что она истинна. Христос в Откровении Иоанна назвал Себя Альфой и Омегой, Началом и Концом. Альфа и омега – это первая и последняя буквы греческого алфавита. И надо же, чтобы Слово Отца и Премудрость Божия добровольно вместила Себя полностью в рамки алфавита и, как камень оправой, ограничила Себя буквами первой и последней! Между альфой и омегой, включая их самих, всего 24 буквы. И все богатство мира внешнего, а также богатство мира внутреннего, человеческого может быть закодировано при помощи самых разных сочетаний этих 24 малых знаков. Мало того – и Сам Господь, однажды воплотившийся от Девы, вновь воплощается, но уже в письменных знаках, поддается записи. Теперь можно думать, что всё записанное буквами человеческими не далече от Бога. Всюду, где есть альфы и омеги, беты и гаммы; всюду, где есть текст, – должен быть и Христос.

Собственно, изначально люди к письменности так и относились. Письменность не для утренних газет придумана, а для фиксации Откровения. Справа ли налево, как у семитов, или слева направо, как у нас, или столбиками, как на Востоке, она – письменность – всегда сверху вниз и никогда снизу вверх. Она не вверх растет, как Вавилонская башня, а вниз опускается, как дождь на пашню.

Один знакомый человек, физик по образованию, окончил курсы, позволяющие преподавать Закон Божий. Но работает по-прежнему в школе учителем физики. Его спрашивают: «Что ж вы Закон Божий не преподаете?» Он отвечает: «Как же! Преподаю». – «Так вы же физику преподаете!» – «А это чей закон? Разве не Божий?»

Физика, без сомнения, есть Божий Закон. И химия, и биология, и география тоже. К любой книге о природе могут быть эпиграфом слова: «Взгляните на птиц небесных» (Мф. 6: 26) или «Посмотрите на полевые лилии, как они растут» (Мф. 6: 28). Почему бы учебники астрономии не надписывать словами из псалма: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8: 4–5).

Таковы дела и с музыкой, и с математикой. Таковы дела с литературой и историей. И сказка о золотом ключике есть все та же притча о блудном сыне, только оформленная языком сказки. Притча о блудном сыне – это и «Кружной путь паломника» Льюиса. В эту притчу вообще рискует поместиться вся великая литература, где есть и утрата себя, и стремление вернуть утраченное счастье. Да и как не вместиться в эту притчу доброй половине литературы, если вся жизнь отдельного человека и всего человечества в нее вмещается?

Много, но не многое

«Ревизор» говорит о Христе и Антихристе точнее и больше, чем трилогия Мережковского в тысячу страниц

Есть люди, не умеющие собирать грибы. Они их просто не видят. Опытный грибник идет следом за неумелым новичком, и у него полное лукошко, тогда как у новичка пусто. Так же и с литературой. Прочесть книгу – это все равно что в лес сходить. А вот понять книгу – это значит вернуться домой с грибами: с лукошком собранных смыслов. Кто, к примеру, не читал «Мертвые души» Гоголя? Но многие ли из читавших поняли, что они имели дело именно с мертвыми душами? То есть с душами, которые по дару Творца бессмертны, однако же умирают своей особой смертью, если отлучаются от Бога и живут вне Его о них замысла. Или «Ревизор» того же Гоголя. Мимо всех нюансов фабулы, мимо исторических условий возникновения комедии это – апокалипсическое видение. Хлестаков ничтожен, но возведен на неслыханную высоту (на кратчайшее время) страхами измаравшихся в грехах людей. Таков механизм поклонения Антихристу и всякого временного торжества грандиозных обманов. А между тем настоящий Ревизор есть и Он близ, при дверех. «Ревизор» – это книга, говорящая о Христе и Антихристе гораздо точнее и больше, чем одноименная трилогия Мережковского в тысячу страниц.

Чтобы возвращаться из леса с грибами, а не просто ходить в лес, нужно читать «много, но не многое». Так говорили древние: «не многое, но много». Именно так один из друзей моей юности и учил меня читать. Сам он прочитывал раза по три в год все те же «Мертвые души» и «Братьев Карамазовых». Эффект более действенный, нежели если бы он прочел всю «Британскую энциклопедию». Там ум растекся бы по всей Вселенной, а здесь заострился и закалился, не обременяясь фактами, но вырастая по сути. Много, но не многое. Это вполне относится и к Евангелию с Псалтирью.

Парадокс Уайльда

То, что богословие в литературе подобно начинке пирога, начинке, без которой пирог не пирог, а лишь буханка хлеба, не должно нас смущать. Это не пропаганда и не заранее придуманная клерикалами каверза. Это просто жизнь души внутри евангельских интуиций. Это чудо творчества, наконец. Творчества, которое от благодати Святого Духа. Писатели не состояли на службе у Церкви. Они могли спорить и даже воевать с нею. Но в лучших творениях своих выходили на иные пласты бытия, где Божие вступало в свои права, а человеческое подчинялось.

Прочтите непредвзято сказки К. Чуковского. Про то, как Айболит летит на орле (!) – символе евангелиста Иоанна – к бегемотикам в Африку. Про то, как крокодил Солнце проглотил. Про Федору, которой воспротивились бездушные вещи. Всюду вы почувствуете намек на духовную проблематику. Неважно, зашифрованный это сознательный намек или плод творческого бессознательного. Так или иначе, там повсюду евангельская парадигма. А раз так, то смело цитируйте Чуковского там, где люди хотят насильничать над миром, и тушить солнце, и маленьким тараканом запугивать больших животных.

Или Оскар Уайльд. Сам по жизни далекий от христианской нравственности, он, тем не менее, чуток к совести и прикосновениям Бога к совести. Вот он пишет «Дориана Грея». Пишет о том, как гниет душа, проданная за красоту тела и телесные же наслаждения. Ведь это учение апостола Павла. Тот пишет о внешнем и внутреннем человеке, об их антагонистичных отношениях, о борьбе. Но стоит нам пойти к людям со словами о борьбе внешнего тленного человека и внутреннего нетленного, как нас зашикают и заставят замолчать. Нас обзовут ретроградами и ненавистниками земной любви. На нас вооружатся всем арсеналом заржавелых пик и алебард, доставшихся в наследство от безбожного гуманизма. Но мы не будем так поступать. Мы призовем на помощь певца эстетики, несчастного красавца Оскара. Уж с ним-то спорить вы не будете. Не его ли саркофаг обцелован на Пер-Лашез миллионами уст поклонниц? Не он ли жертва ханжества и гомофобии? Однако вот он говорит о том же, о чем и апостол Павел, только облекая смысл в одежды художественного текста, а не проповеди. Ну, вы согласны с ним? А раз ним, то и с Павлом. А раз с Павлом, то и с Иисусом, распятым за наши грехи. Так литература превращается в доброго Троянского коня, завозя спецназ евангельских идей на территорию озлобленного и враждебного Небу города. И что тут добавить, кроме банального: «Учиться надо. Читать и думать».

Протоиерей Андрей Ткачев

13 сентября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Сила книги Сила книги
Прот. Андрей Ткачев
Сила книги Сила книги
Статья 1
Протоиерей Андрей Ткачев
Человека делают книги. И они же предугадывают шаги всемирной истории, пробивают в умных чащах мысленный путь прежде того, как по этому пути пойдут ноги странников или поплывут корабли.
Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия
Анна Сапрыкина
Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Многодетная мама делится опытом, как в ее семье справляются с этой непростой задачей – уложить детей спать, да так, чтобы они действительно заснули и чтобы этот процесс был не пыткой, а временем воспитания, да еще и радостью.
«Учитесь правильно читать!» «Учитесь правильно читать!»
Александр Ужанков
«Учитесь правильно читать!» «Учитесь правильно читать!»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
О том, как читать русскую классику. И о том, что именно из русской классики нужно непременно прочесть.
Комментарии
Наталья Федотова14 октября 2016, 21:31
Спасибо! Очень важные и интересные размышления. С радостью читаю этот цикл статей.
Варвара20 сентября 2016, 11:27
Спаси Господи!!!
Елена17 сентября 2016, 06:56
Спасибо о.Андрею за полезную статью о Троянском коне литературы. Всю жизнь помню впечатление о прочитанной мною в 11-12 летнем возрасте книжке Эльзы Триоле "Розы в кредит". Главная героиня настолько увлеклась потребительством и устройством быта, что любовь к мужу покинула ее сердце, она совершенно забыла о матери,и её страшную смерть я, ребенок, воспринимала как результат потребительской жизни. За прошедшие годы книгу не перечитывала, но, полагаю, в наше время роман очень актуален не только "кредитной" историей, а, первичностью Любви.
Дмитрий16 сентября 2016, 12:22
Аналогия с добрым троянским конем гениальна, спасибо большое! Пишите о книгах еще, батюшка, пожалуйста.)
Алексей16 сентября 2016, 08:00
Хорошо сказано. Спасибо. Очень понравилось. Тема неисчерпаемая и важная. Ведь все вращается вокруг слова. Написанное слово не просто несёт заряд определённого свойства, оно к тому же дисциплинирует и пишущего в том числе. А читающие воспроизводят образы более активно, чем при просмотре фильма. А книги..... Они живые ведь. И думать заставляют.
Иван15 сентября 2016, 23:52
Вольно или невольно, но самим название статьи о. Андрей как раз таки указал на РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ свойства художественной литературы! Ведь Троянский конь был создан не для созидания, а для того что бы погубить и разрушить целое государство. И с этой свое задачей он отлично справился. Вот и с нашей страной произошло нечто подобное. Сколько поколений русских молодых людей было отравлено "изящной" французской литературой (зачастую граничащей с порнографией) в 18-19 веках? Оттуда же пришли к нам вольтерьянство, с его глумлением над христианством, скептицизм, атеизм и прочие модные тогда идеи. К чему со временем всё это привело наш народ и нашу страну мы знаем. И недаром вождь мирового пролетариата назвал именно писателя Толстого "зеркалом русской революции". Он знал о чем говорил...
Лиля14 сентября 2016, 21:41
Прекрасные мысли. Вот бы учителя литературы подавали литературные произведения именно в такой интерпретации, многие проблемы отпали бы сами собой.
Марија14 сентября 2016, 05:48
Како је све тако чудесно речено, повезано, осветљено смислом! Невероватно! Колико је велики таленат Господ даровао нашем драгом оцу Андреју! Неосчерпаемий источник, наш отец Андрей. Спаси Господи!
Наталья Богоявленская14 сентября 2016, 00:27
Нет, не десять баллов поставила бы я этой статье, а все двадцать. Как всегда, ново, необычно, свежо! Неиссякаемый вы наш отец Андрей! Как это замечательно, что продолжаете радовать нас своими мыслями. Спасибо вам, слава Богу за всё!
Надежда13 сентября 2016, 22:20
Как красиво и вдохновенно написано!
Юля13 сентября 2016, 20:47
Спасибо! Статья необычная! перекликается с лекциями проф. Ужанкова. Не соглашусь с мыслью Татьяны, что мы - некудышные "грибники". Нормальные мы. Каждый в меру своего возрастания. Профессор богословия так видит произведения. сталевар - по-другому, но тоже почерпнет из него важное для себя. Главное, чтобы разум был открыт для впитывания, чтобы чистыми глазами увидеть истину. Это не удается почти никому. Иначе мы б все святые были. Но по крупицам, по небольшим идеям - может каждый. Очень понравилась идея объяснять процессы в мире, окружающих делах сказками, персонажами из детских произведений. Это так просто, ясно и понятно всем! А вот мысли Светланы Николаевны про Дюма поставила бы под вопрос. Соглашусь, что некоторые моменты его книг спорны, но ведь интересно! там приключения, любовь. Все это притягивает начинающего читателя к книге. А потом сам отберет, что ему читать. опять же по мере своего возрастания. Не начинать же ребенка учить с классики (Достоевский, Лесков напр.). Этим можно отвращение привить к книге. Такое мое мнение как заядлого книголюба)))
Сергей13 сентября 2016, 19:50
Доброго здравия! Подскажите,пожалуйста, правда ли,что Оптинские старцы запрещали своим духовным чадам читать романы, а старец Анатолий не разрешил будущему старцу Варсонофию взяться за перечитывание русской классической литературы? Простите, если что не так!
Максим13 сентября 2016, 18:32
Красота смысла,красота правды.
Дмитрий13 сентября 2016, 16:58
Все же лучше искать Евангелие не в любой литературе, а в Библии. Очевидно, что троянский конь литературы с успехом разрушил Русскую православную империю, хорошо послужил внедрению гуманистических и либеральных бредней в общественное сознание. Один пример про мальчика, вдохновлённого Достоевским, не отменяет множества фактов соблазнения молодых людей светской литературой.
Марина13 сентября 2016, 15:48
Спасибо большое, о. Андрей! Неожиданно было прочесть про Оскара Уайльда. Сама несколько месяцев понемногу читаю его "Исповедь", которая не только исповедь, сколько проповедь. Так ясно и точно он сказал о Любви, Самопожертвовании и Истинной красоте, что я не верила своим глазам! Передо мной открылась глубина и смысл, причём в той книге и в тот момент, когда я этого совершенно не могла предположить. В наше неискреннее и быстрое время книга позволяет чувствовать себя настоящим.
Tatjana13 сентября 2016, 12:45
Спаси Господи о.Андрея! Да, "грибники" мы никудышние, а мысли Евангелия щедро рассыпаны золотой россыпью повсюду, успевай только примечать и чувствовать...Точно: «Учиться надо. Читать и думать».
Татьяна-Васильевна Борачук13 сентября 2016, 11:05
Ох, батюшка, как же опять сильно! Если идти по Вашей аналогии с грибами, то "негрибник" вполне себе даже может в лесу и "мухоморов" набрать. Опять же, если в применении аналогии к книге - полюбит читать не К.И. Чуковского и А.С. Пушкина, а условный "Майн кампф". И будет читать, пока не траванется, пока не поймет, что в своей беде сам, и только сам, виноват - не ту книгу читал (не те грибы собирал). Я, конечно же, утрирую, но в нынешнее время стократно важно - КТО и С КАКИМИ ЦЕЛЯМИ будет учить детей читать, какое ценностное поле в результате чтения надо сформировать у ребенка. Тем более в современных условиях, когда степень информационной энтропии просто зашкаливает. Низкий поклон Вам, батюшка, за Ваши труды! Каждая фраза этой статьи, да и многих других - посыл к размышлению
Надежда13 сентября 2016, 10:30
Красиво, поучительно, питательно!
Юшия13 сентября 2016, 10:13
Спаси Господи!
Александра13 сентября 2016, 10:01
Спаси Вас Господи о.Андрей за Ваши святые труды как всегда восхитительно с низким поклоном Александра (Украина)...
О. Михаил13 сентября 2016, 09:39
О. Андрей красавчик!!! )
Светлана Николаевна13 сентября 2016, 09:33
С большим интересом читаю эту серию статей. Очень бы хотелось узнать мнение о.Андрея о романтизации грехов и страстей, очень часто встречающейся в литературе. Можно вспомнить, например, того же известного Дюма с его "Королевой Марго" или более близкую к нашему времени "Интердевочку". Увлекательно сочиненные книги, читаются с интересом, но, несомненно, оставляют в душе мечтательность, романтическое представление о том, что Церковь называет грехом. Что сказать о такой литературе? Читатель должен быть способен "отделить зерна от плевел"или же сочинитель несет ответственность, как соучастник грехов, описанных в его книге?
13 сентября 2016, 08:13
Замечательные мысли!
Евгения13 сентября 2016, 07:31
Как хорошо сказано! Вот и я с некоторых пор начала это чувствовать, а теперь отец Андрей показал, что это не просто мои фантазии. И книги, и фильмы подтверждают (зачастую невольно) евангельскую истину. И действительно, чем у грибника больше опыта, тем больше он найдет грибов даже там, где их, казалось бы, нет. Даже если сюжет книги/фильма плохой, то это дает возможность лишний раз прочувствовать, как плохо без Бога.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×