А подать сюда… автора!

Цикл «Сила книги». Статья 5-я

Крылатый лев - символ апостола и евангелиста Марка. Собор св. Марка, Венеция Крылатый лев - символ апостола и евангелиста Марка. Собор св. Марка, Венеция

Казус Конфуция

В зрелом возрасте, почти на старости лет, Конфуций решил заняться музыкой. Этот «каприз» посещает великих нередко. Сократ тоже в зрелых годах занялся музыкой. Почти перед смертью. Ради совершенства души, конечно, а не ради славы или убивания времени. Итак, Конфуций нашел великого мастера по имени Ши Сян и стал под его началом дергать струны на традиционном китайском инструменте – цине. Выучив несколько классических аккордов, Конфуций отказался продолжать обучение и все еще играл то малое, что выучил. Учитель сказал: «Пора двигаться дальше». Конфуций ответил: «Я еще не постиг смысл того, что играю». Учитель со временем снова сказал: «Вы уже поняли. Хорошо поняли. Пошли дальше». Конфуций вновь ответил: «Техникой я овладел, но смысл еще не понял». И так продолжалось долго.

Я не цитирую. Я передаю общий дух и стиль специфического разногласия. Конфуций хотел чего-то большего, чем просто механическое овладение техникой. Наконец мудрец просиял лицом, направил взор вдаль и произнес: «Я представляю себе этого человека». Вслед за этим Конфуций словесно описал образ автора той мелодии, которую играл. И учитель музыки Ши Сян поклонился Конфуцию дважды, потому что тот безошибочно назвал имя автора той легендарной и классической мелодии, которую играл. Автора, укутанного седыми облаками древности, сквозь которые Конфуций узнал его по звукам рожденной им мелодии. Сказанное напрямую относится к книгам.

На дружеской ноге

Отношение к творчеству автора – это скрытое отношение к личности автора

Когда мы читаем книгу, что мы делаем? Бегаем глазами по строчкам, составляем буквы в слова, постигаем смыслы? Конечно, так. А еще? А еще мы общаемся с душой автора. Как Конфуций через мелодию коснулся души ее автора и сумел описать даже внешний облик последнего, так и всякий из нас, читая книгу, общается с автором, прикасается душой к душе и участвует в таинстве общения сердца с сердцем. У тебя (меня, его) может быть в друзьях и близких Платон и Аристотель, Диккенс и Теккерей, Толстой и Достоевский. К их душам мы прикасались, и их души с той же степенью власти прикасались к нам. Отношение к творчеству автора – это, скорее всего, скрытое отношение к личности автора. Как в пословице: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». Ну вот не люблю я его. Гадок он мне. Значит, и книги его – гадость. Или, напротив: чудный он человек, даже если заблуждается – чудный. Люблю я его. Чувствую в нем что-то, помимо текста, красивое или нежное. А раз его люблю, то и написанное им. Так, повсюду и повсеместно, неосознанно действует душа человеческая.

Таинство чтения сродни таинству музыкального исполнения. Вот автор (Бетховен, Рахманинов, Мусоргский и т.д.) слышит небесные звуки. Он страдает, как беременная женщина, и передает их, эти звуки иного мира, нотной грамоте и бумаге. Больше передать их некому. Адекватно ли он их передает? Адекватно, но с неким зазором. КПД отнюдь не 100 процентов. Потом исполнитель читает нотную запись гения и воспроизводит ее на инструменте (инструментах). Понял ли он до конца то, что играет? Не вносит ли он слишком много себя в то, что написано другим? Вопрос на засыпку. Слишком много людей насилуют собственными интерпретациями чудные откровения немногих авторов. Музыка страдает от этого. Театр страдает от этого. («Онегин» один, а извращений на тему этого текста не меряно).

Живое и мертвое

Так же и с книгами. Достоевский, он один и тот же. Цельный, чудный, странный, но неделимый. А интерпретаций его творчества – миллион. «Жестокий талант», псих с пером в руке, пророк будущего мира, знаток глубин человеческой природы, консерватор и мракобес, святой писатель… Это все он, и мы еще далеко не все сказали. Очевидно, что тексты его, как некую партитуру, читают самые разные исполнители, внося в замысел свое и вытесняя авторское.

Тут, собственно, целый рой мыслей. Вот первая из них: читая текст, ты вплотную приближаешься к личности автора. Ты дружишь с ним. Дружишь больше, чем дружили современники. У тех с автором были денежные нерешенные дела, обиды, споры, ревность и т.п. Было все то телесное, уходящее, мелкое и удручающее, все то гниющее, которое застилает вечность от близорукого взора. Твоя же дружба чище. Достоевский у тебя в долг не брал, да и ты у него – тоже. Ты с ним не спорил и не ругался. Просто смыслы. Просто идеи и прозрения. «Просто!» Что может быть лучше? Вот Гоголь был уныл и подавлен. Он вечно был без денег. Он то и он сё… Прочь эту лишнюю информацию. Я с Гоголем общаюсь в мире чистых смыслов, и в этом мире он – мой друг и наставник. Это – великая вещь. Мертвое в Гоголе смерть взяла. А вечное в Гоголе книга сохранила. И надо смириться перед автором и перед тем, что ему открыто. Не надо заслонять своими интерпретациями данное ему откровение. Чтение (как и музыкальное исполнение) предполагает смирение.

И душа с душою говорит

Зачем, кстати, читать святых отцов? Чтобы набраться цитат и громить ими, как дубинами, своих духовных соперников? Надувать щеки и грудь и делать вид, что ты лично «знаешь Шульберта?» Этот так сказал: бац! А тот так сказал – в ответ: бац! Конечно, нет. Не для этого. Отцов нужно читать, чтобы свой дух соединить с их духом, приложить свой дух к духу великих людей. Коснуться. Почувствовать. Затрепетать. Читать, чтобы усвоить их образ мыслей, их подход к жизненным сложностям. Чтобы смотреть на мир, хоть иногда, глазами Исаака, Антония, Макария, Игнатия. Иначе все без толку. Иначе – чванство и ложное знание, которое надувает, но не назидает. Только для личного знакомства со святыми стоит читать книги святых. Личное знакомство же родит в свою очередь молитву, подражание, желание научиться и уподобиться. Личное знакомство – это и есть старчество. А еще – учение, предание, школа святости и вообще все чудное и пренебесное.

Душа, текст родившая, всегда больше текста, рожденного ею. И в книгах нужно не слова искать, а душу

Читаешь книгу великого, но не святого человека – помолись за него. Читаешь книгу действительно святого человека – попроси, чтобы он молился о тебе. Ты не книгу просто читаешь. Ты с душой общаешься. Эту тайну чтения нужно во все школьные программы включить. Тексты текстами, но душа, текст родившая, всегда больше текста, рожденного ею. И в книгах нужно не слова искать, а душу. От одних душ нужно бежать стремглав. К другим душам так же стремглав приближаться. И только такой подход к чтению кажется мне осмысленным и нравственным. Только такой.

Протоиерей Андрей Ткачев

3 октября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Когда книги жгут Когда книги жгут
Прот. Андрей Ткачев
Когда книги жгут Когда книги жгут
Цикл «Сила книги». Статья 3-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Везде, где есть законченное, окристаллизованное мировоззрение, люди будут печатать одни книги и сжигать другие. Речь не о гонениях на людей. Речь о неприятии враждебных идеологий.
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Прот. Андрей Ткачев
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Цикл «Сила книги». Статья 2-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Писатели не состояли на службе у Церкви. Они могли спорить и даже воевать с нею. Но в лучших творениях выходили на иные пласты бытия, где Божие вступало в свои права, а человеческое подчинялось.
Сила книги Сила книги
Прот. Андрей Ткачев
Сила книги Сила книги
Статья 1
Протоиерей Андрей Ткачев
Человека делают книги. И они же предугадывают шаги всемирной истории, пробивают в умных чащах мысленный путь прежде того, как по этому пути пойдут ноги странников или поплывут корабли.
Комментарии
Михаил 7 октября 2016, 14:42
Слава тебе Господи, а о.Андрею признание за незатухания таланта Божия питать вечно голодную нашу Душу.
Диана Фещенко 6 октября 2016, 20:06
Всегда любила и люблю читать! С детства была записана в близлежащие библиотеки моего города. Но до 10 класса школы биографии авторов произведений мне казались совершенно нестоящими внимания: "Все, что хотел писатель, он выразил в книге. Какая разница, где родился, на ком женился и проч. ..." Удивительный и прекрасный кн. Болконский намного привлекательнее пожилого гр. Толстого в крестьянской рубахе! И только после "Планеты людей", когда я влюбилась в Сент-Экзюпери, как в абсолютно живого, реального человека (это состояние острой влюбленности продолжалось несколько лет), я поняла, что за книгой стоит Человек, который больше и интереснее всех своих героев! Теперь уже после воцерковления, мне хочется поблагодарить моих литературных учителей и наставников молитвой, и я пишу имена Александра, Михаила и Антония в поминальные записки! И верю, что они меня слышат!
Елена 5 октября 2016, 16:25
Спасибо отец Андрей!"И в книгах нужно не слова искать, а душу. От одних душ нужно бежать стремглав. К другим душам так же стремглав приближаться. И только такой подход к чтению кажется мне осмысленным и нравственным. Только такой", - а иначе - жаль тратить время.
Вадим Фомичев 5 октября 2016, 12:07
Спасибо за статью! Давно заметил, что читая книгу, начинаешь чувствовать отношение автора в Богу, к Вере, к разным людям.
Надежда 4 октября 2016, 23:41
Открываю томик одинокий - томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе и в столетьях мы не повстречались... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. 1948 Вероника Тушнова
Наталья 4 октября 2016, 21:33
"Отношение к творчеству автора – это скрытое отношение к личности автора "-полностью с Вами согласна, о.Андрей!
Елена 4 октября 2016, 15:16
Анна Ахматова И сколько там сумрака ночи, И тени, и сколько прохлад, Там те незнакомые очи До света со мной говорят, За что-то меня упрекают И в чем-то согласны со мной… Так исповедь льется немая, Беседы блаженнейший зной. Наш век на земле быстротечен И тесен назначенный круг, А он неизменен и вечен - Поэта неведомый друг. 23 июля 1959 Комарово
Елена Южилкина 4 октября 2016, 12:14
Да,наверное учителя должны это доносить детям на уроках литературы,чтобы они полюбили читать.А то иногда читают и даже не знают кто автор...
Елена 3 октября 2016, 23:13
Невероятно красиво написано и показана суть такого простого процесса,как "чтение"...
Павел З. 3 октября 2016, 22:31
Добавить нечего! Разве что то, что запад подвергает такие тезисы сомнению последние лет 50. Но это отдельная тема.
Светлана 3 октября 2016, 19:16
Спасибо, снова напитали мою душу!
Марина Куфина 3 октября 2016, 15:48
Совершенно согласна. Спаси Господи, уважаемый отец Андрей!
Вячеслав 3 октября 2016, 14:17
очень хорошо, здорово, спасибо Отец Андрей
Петр В. 3 октября 2016, 14:16
Все верно! И чтение - работа души - ума ,чувства и воли. Великое дело! И есть недосказанность тут? Додумайте ,мол, сами? Попробуем. Конфуций ведь великий человек? Или тот же Толстой? Кто бы спорил! Значит,читая Толстого или Конфуция(или иного великого) мы должны молиться за них?
татьяна 3 октября 2016, 12:58
Как всегда в точку!!! Спасибо!
р.Б. Наталья 3 октября 2016, 12:45
Слава Богу! Теперь стало понятно откуда что берется. Спаси Господи, о. Андрей!
Александр Александрович 3 октября 2016, 11:59
Замечательно. Коротко, но достаточно полно и ясно. Такое попадается не часто. Есть о внешнем и о смысле.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×