Воздушные мытарства. Мытарство восьмое – лихоимства

Цикл «Путь всей земли». Беседа 10-я

Что такое лихоимство? Почему святитель Иоанн Златоуст сравнивает лихоимца с идолослужителем? Какие распространенные сегодня формы экономических отношений принимаются Священным Писанием и святыми отцами, а какие безоговорочно отвергаются и почему? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514. Лувр Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514. Лувр

«Восходя выше, мы достигли мытарства, называемого мытарством лихоимства, где испытываются отдающие в рост свои деньги и через то получающие неправедные приобретения. Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня и, не найдя за мной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же, возблагодарив Бога, пошли выше», – свидетельствует блаженная Феодора.

Восьмое мытарство – лихоимство, или проценты: давать денег в рост под проценты, нечестные и непорядочные отношения в денежных вопросах, обесценивающие настоящий и производительный человеческий труд. Как общеизвестно, подлинное, а не призрачное богатство любого общества созидается в первую очередь потом и кровью трудящихся.

Взять, например, систему кредитов. Когда вы идете в банк, вам дают кредит, вы получаете бумагу, что всё обеспечено, что есть якобы какие-то денежные отношения между банком и магазином, магазином и банком. А на самом деле эта денежная масса не всегда обеспечивается тем, что мы хотим от нее иметь, рано или поздно возникает инфляция, потому что этот бумажный вакуум нельзя наполнить, обеспечить никаким конкретным содержанием. Сейчас даже деньги Пенсионных фондов «прокручивают» в разных денежных операциях, махинациях без ведома самих будущих или настоящих пенсионеров. И люди, вольно или нет, могут принимать участие в нечистом криминальном обороте денег под проценты. Но главная проблема – возникает класс людей, которые, ничего не производя, не создавая никаких ценностей, рискуют капиталом общества, подвергая его опасности инфляции или мирового экономического кризиса, который разразился и в настоящее время.

Писание категорично по данному вопросу. Сказано: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (то есть процентов. – прот. О.С.)» (Исх. 22: 25); и еще: «Не бери от него (то есть брата по вере. – прот. О.С.) роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).

Разрешается давать в долг под проценты иноземцу. Сказано: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» (Втор. 23: 20).

Вся банковская система в Европе и создавалась не европейцами, а теми, которым Закон Божий не запрещает давать деньги чужим под проценты. Но эти законы распространяются и на нас, мы можем дать «чужому» под проценты деньги, но не своему брату по вере. Так работает вся огромная система мусульманских и иудейских банков, деньги даются своим без процентов, а банк, давший деньги, имеет долевое участие в вашем вложении, куда вы направите полученные деньги. Следовательно, такой банк всегда заинтересован в вашем успехе. И напротив, банк, давший под проценты, прямо заинтересован в вашем разорении или просрочке выплат. В действительности современная банковская система, не основанная на религиозных принципах, – это узаконенное мошенничество.

    

Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые времена

Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые, неурожайные времена, когда обычно и повышают цены на продукты питания. Сказано: «…не отдавай ему (то есть брату по вере. – прот. О.С.) в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25: 37). «Хлеб» в Писании – это обобщающее слово, обозначающее все виды пищи первой необходимости.

Климент Александрийский, христианский богослов II–III века, писал: «Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова. Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрой рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является Творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу»1.

Фома Аквинский: «По самой природе денег брать плату за их использование – незаконно»

Когда в Западной Европе в XIII веке зарождались «банковские» отношения, то наблюдавший за ними отец западной схоластики Фома Аквинский с возмущением писал: «Брать ростовщический процент за данные взаймы деньги неправедно само по себе, поскольку это означает продавать то, чего не существует, что, со своей стороны, приводит к неравенству, которое противно правосудности. Чтобы прояснить это положение, нам надлежит вспомнить, что есть некоторые вещи, использование которых состоит в их потреблении; так, мы потребляем вино, когда используем его для питья, и потребляем пшеницу, когда используем ее для еды. Поэтому, когда речь идет о такого рода вещах, использование вещи не должно рассматривать в отрыве от самой вещи, и тот, кто предоставляет возможность пользоваться такой вещью, предоставляет саму эту вещь. Следовательно, предоставление такого рода вещи означает передачу собственности. Поэтому если бы человек продавал вино отдельно от права использования вина, то, значит, он либо продавал бы одну и ту же вещь дважды, либо же продавал бы то, чего не существует, откуда понятно, что он совершал бы грех неправосудности. И точно так же было бы неправосудно предоставлять вино или пшеницу за двоякую оплату, а именно, во-первых, за возвращение вещи в полном объеме и, во-вторых, за цену использования, которая называется ростовщическим процентом.

С другой стороны, есть вещи, использование которых не состоит в их потреблении; так, использование дома состоит в проживании в нем, а не в его уничтожении. Поэтому такие вещи могут предоставляться обоими способами; например, один человек может передать свой дом в собственность другому и при этом сохранить за собою право в течение какого-то времени пользоваться им, или, наоборот, он может предоставить другому право пользоваться домом и при этом сохранит его в своей собственности. Таким образом, человек может законно назначить цену за использование своего дома и при этом впоследствии вернуть этот дом себе, как это имеет место в случае аренды и найма дома.

Но деньги, как говорит Философ (то есть Аристотель. – прот. О.С.), были изобретены в первую очередь ради обмена2, и, следовательно, главным и надлежащим использованием денег является их потребление или отчуждение, посредством которого они участвуют в обмене. Следовательно, по самой их природе брать плату за использование предоставленных денег, каковая плата известна как ростовщический процент, незаконно, и подобно тому, как человек обязан воздавать за другие неправедно приобретенные блага, точно так же он обязан возвращать те деньги, которые он получил за ростовщичество»3.

Мытарство 8-е, лихвы Мытарство 8-е, лихвы
    

Правило святых апостолов 44-е постановляет: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен»4.

Правило I Вселенского Собора 17-е постановляет: «Понеже (поскольку. – прот. О.С.) многие, причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству (ростовщичеству. – прот. О.С.) последуя, забыли Божественное Писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву, и, давая в долг, требует сотых, судил святой и великий Собор, чтобы, если кто после сего определения обрящется взимающим рост с данного взаем или иной оборот дающим сему делу, или половинного роста требующим, или нечто иное вымышляющим ради постыдной корысти, таковой был извержен из клира и чужд духовного сословия»5.6

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Лихоимец отдаляется от Бога подобно тому, как идолослужители»7. Златоуст сравнивает лихоимца с идолослужителем, так как в те времена языческие капища были и местами торга, ростовщичества и даже «храмовой проституции» – за деньги, в пользу языческих капищ. Последнее считалось приличным деянием и для женатых мужчин, и для замужних женщин. Существовала у язычников и сексуальная «симония» – получение почетных религиозных должностей за сексуальные услуги, оказанные жрецам, в данном случае подобное не считалось прелюбодеянием или блудом, но «даром богу», то есть идолу. Христиане и иудеи с древних времен любой грех считали идолопоклонством8, если грех использовался в ритуальных целях язычниками9.

«Ссуда имеет целью не обогащение, наживу кредитора, а поддержание обедневшего ближнего (Лев. 25: 35–37), поэтому с него и нельзя брать процентов, ни серебра, ни хлеба отдавать в рост (Втор. 23: 20; Пс. 14: 5; Иез. 18: 8, 13 и др.). Основанием для этого частного предписания является общее положение, что в народе еврейском не должно быть бедности (Втор. 15: 4)»10.

Читаем: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор. 15: 7–8); и еще: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42).

Блаженный Иероним: «Даром получив, даром и раздавай. Сокровище такого рода никогда не истощается»

«Если мы будем понимать это только как сказанное о милостыне, то для большинства бедняков это неисполнимо, да и богачи, если будут постоянно отдавать, то не смогут отдавать всегда. Так, после блага милостыни апостолам, то есть учителям, даруются заповеди, чтобы они, даром получив, даром и раздавали. Сокровище такого рода никогда не истощается (то есть то, что отдается на благотворительность. – прот. О.С.), но чем больше оно раздается, тем больше увеличивается; ведь и источник, хотя орошает находящиеся рядом с ним нивы, однако никогда не иссушается»11, – пишет блаженный Иероним.

Протоиерей Олег Стеняев

24 ноября 2016 г.


1 Климент Александрийский, пресвитер. Строматы // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. III. «Герменевтика», 2010. С. 158.

2 Ethic. V, 8; Polit. I, 3.

3 Фома Аквинский. Сумма теологии. II-II, 78.1.

4 «Зонара. Это правило епископам, и пресвитерам, и диаконам предписывает не требовать лихвы. А 5-е правило Карфагенского Собора всякому клирику запрещает взимать лихву. Ибо если это запрещено Ветхим Законом в словах: “да не даси брату твоему в лихву серебра” (Втор. 23: 19), то тем более должно быть возбранено взимать лихву тем, которые дали обет жить по Евангелию. Поэтому правило предписывает и извергать дающих в долг с лихвою, если не перестанут. И 17-е правило I Собора, и 10-е Трулльского воспрещают это.

Аристен. Священник, требующий роста за долг, если не перестанет, извергается. Тот, от кого требуется сострадание к другим, когда сам отнимает и чужое через рост, подлежит извержению, если не перестает этого делать.

Вальсамон. Ветхий закон говорит: “да не даси брату твоему в лихву серебра” (Втор. 23: 19). Итак, следуя сему, и настоящее правило говорит, что извергается всякий епископ, пресвитер и диакон, берущий лихву, если не перестанет. А 5-е правило Карфагенского Собора, 17-е Первого и 10-е Трулльского говорят, что извергается всякий клирик, если не перестанет брать лихву. Ищи еще 9-й титул настоящего собрания глава 27-я.

Славянская кормчая. Епископа, и пресвитера, и диакона, лихву вземлющего, правило сие от сана извергает. Лихву вземля от должника, святитель, аще не останется того, да извержется.

Толкование. Господу глаголющу, продадите имение ваше и дадите нищим (Лук. 67). И паки, блаженны милостивые, яко тии помилованы будут (Матф. 10). И наводит, милости хощу, а не жертвы (Иосиа. 6). Аще который епископ, или пресвитер, или диакон не токмо не милует, не дая от своего имения, но к тому еще и чужая восхищает, лихву вземля от должник, да аще не останется таковое, творя, да извержется». – См.: Толкование Книги Правил.

5 «Зонара. Давать взаймы за проценты запретил всем и Ветхий закон, ибо говорит: “да не даси брату твоему в лихву сребра твоего” (Втор. 23: 19). А если так узаконил менее совершенный (закон), то тем паче совершеннейший и духовнейший. Ибо “се церкве боле есть зде” (Мф. 12: 6). Итак, всем запрещено давать в заем за проценты. А если всем, то тем паче это было бы неприлично посвященным, которые и для мирян должны быть примером и поощрением в добродетели. Посему и это правило запрещает числящимся в списке, то есть находящимся в клире, требовать сотых, то есть сотенного роста. Многочисленны виды лихвы, но из них тяжелее других сотенная. Ныне у нас в литре (фунте золота) считается 72 монеты, а у древних считалось 100, и рост со 100 монет был 12 монет, потому и назывался сотенным, что требовался со 100. Итак, Собор, запретив находящимся в клире брать рост, тем, которые не будут соблюдать правила, назначает и епитимию. То есть “судил святый Собор” – сказано вместо: “признал справедливым” – подвергать наказанию, если кто после состоявшегося тогда определения окажется взимающим рост с данного в заем, или замышляющим какое-нибудь предприятие для взимания роста, или иной оборот дающим сему делу (ибо некоторые, избегая, чтобы говорили о них, что они берут рост, дают желающим деньги и соглашаются с ними вместе делить прибыль и называют себя не ростовщиками, а участниками и, не участвуя в убытке, участвуют только в прибыли). Итак, правило, запрещая это и все подобное сему, повелевает извергать изобретающих подобные ухищрения, или измышляющих другое что ради постыдной прибыли, или требующих половинного роста. Сказав выше о сотенном росте, который, как замечено выше, есть самый тяжелый рост, правило, спускаясь ниже, упомянуло и о более легком – половинном, который составляет половину целого роста, то есть 12 монет, кои составляют полный и целый процент со 100. Пусть сочтет, кто хочет, половинный рост и по арифметике: в арифметике одни числа называются целыми с третями, другие целыми с четвертями, с пятыми и с шестыми, а иные половинными, как например шесть и девять, потому что содержат в себе целые числа и половины их, ибо шесть, например, имеет в себе четыре и половину четырех, то есть два, а девять имеет шесть и половину шести, то есть три. Итак, выражением “половина”, как разумеется она, правило выражает только то, чтобы находящиеся в клире не брали не только более тяжелого роста, но и никакого другого более умеренного.

Аристен. Если кто берет рост или половины, тот, по сему определению, должен быть отлучен от Церкви и извержен. Сотенные росты, которые признаются и большими всех ростов, составляют 12 золотых монет, а половина их – 6. И так, если кто из посвященных, дав кому в заем, потребует или самых тяжелых процентов, то есть сотых, или половинных, то есть половину сего, или шесть, тот должен быть извержен из клира как забывший Божественное Писание, которое говорит: “сребра своего не даде в лихву” (Пс. 14: 5); хотя 44-е правило Святых Апостолов и 10-е Шестого Собора Трулльского не тотчас извергают такового, а когда, после увещания, не перестанет это делать». – См.: Толкование Книги Правил.

6 Подобно: Шест. 10; Лаод. 4; Карф. 21. См.: Толкование Книги Правил.

7 Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 275.

8 На иврите: авода зара – «чуждое служение».

9 Отсюда запрет в Ветхом Завете вкушения свинины, так как народы Ханаана, особенно филистимляне, приносили свиней в жертву своим идолам.

10 См.: Православная Толковая Библия.

11 См.: Иероним Стридонский, блаженный. Комментарий на Евангелие от Матфея.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Воздушные мытарства. Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости Воздушные мытарства. Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости
Прот. Олег Стеняев
Воздушные мытарства. Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости Воздушные мытарства. Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости
Цикл «Путь всей земли». Беседа 9-я
Протоиерей Олег Стеняев
Почему христианину так важно чувствовать себя странником и «пришельцем», а не «обживаться»? Какая подмена кроется в проповеди «евангелия процветания»? Как правильно относиться к богатству?
Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи
Прот. Олег Стеняев
Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 8-я
Протоиерей Олег Стеняев
Святитель Григорий Великий: «Некоторые думают, что заповеди Ветхого Завета суровее, чем заповеди Нового, но они заблуждаются. Ибо в том карается не скупость, но хищение. А здесь богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего».
5-е воздушное мытарство – лености 5-е воздушное мытарство – лености
Прот. Олег Стеняев
5-е воздушное мытарство – лености Воздушные мытарства. Мытарство пятое – лености
Цикл «Путь всей земли». Беседа 7-я
Протоиерей Олег Стеняев
Что такое леность? Почему важно «знать время» и помнить о «сейчас» и «теперь»? Какие грехи вопиют к Богу? И как связана леность с гордостью и иными грехами?
4-е воздушное мытарство – чревоугодия 4-е воздушное мытарство – чревоугодия
Прот. Олег Стеняев
4-е воздушное мытарство – чревоугодия Воздушные мытарства. Мытарство четвертое – чревоугодия
Цикл «Путь всей земли». Беседа 6-я
Протоиерей Олег Стеняев
О том, чем опасно чревоугодие с духовной точки зрения, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», и чей пример поможет укрепиться в воздержании.
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы 3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы
Прот. Олег Стеняев
3-е воздушное мытарство – осуждения и клеветы Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы
Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я
Протоиерей Олег Стеняев
Кто имеет право на суд? Каков апостольский взгляд на светский суд? Когда человек уподобляется бесам? Как относиться к чужим грехам?
2-е воздушное мытарство – лжи 2-е воздушное мытарство – лжи
Прот. Олег Стеняев
2-е воздушное мытарство – лжи Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я
Когда недружелюбие – в похвалу? Зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню? Стыдно ли открывать священнику свои грехи? Что недопустимо на исповеди? И легко ли жить, говоря всегда только правду?
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) 1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
1-е воздушное мытарство – празднословия (+ВИДЕО) Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я
Протоиерей Олег Стеняев
Какими должны быть слова и речи православного христианина? Каких грехов, связанных со словом, он должен избегать? И почему так важно внимательно относиться к слову?
Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО) Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО) Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 2-я
Протоиерей Олег Стеняев
Почему бесы ждут душу в поднебесной области? Что и кто могут помочь душе пройти мытарства? Как относиться к тому, что в творениях отцов Церкви и в житиях святых описания мытарств разнятся? Что ответить критикам учения о мытарствах?
«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО) «Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО) «Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 1-я
Протоиерей Олег Стеняев
О том, почему так ценно для нас время земной жизни, что испытывает душа, расставаясь с телом, о мытарствах и о том, что собственно такое жизнь и что такое смерть в православном понимании.
Комментарии
АлександрГ. 29 ноября 2016, 01:13
Нет, Дмитрий не получается. Ибо, "перепродажа с наценкой", и есть то, что в экономической науке называется прибылью, которой в дальнейшем собственник предприятия, частного бизнеса распоряжается по собственному усмотрению. На которую покупаются яхты, параходы, шампанское, веселые и не очень девушки и цыганский хор впридачу, а также восьмидесятая пара туфель от Эдварда Грина и третья машина четвертой жене. Церковь же при продаже свечей, масла использует образовавшуюся прибыль совершенно на другие цели. Например, на строительство новых храмов, приобретения оборудования для типографий, приобретения бумаги для нее же, оплату труда вольнонаемных сотрудников. Именно этим, в ведении именно этой деятельности Церковь и отличается от бизнеса. Так, что упрек Церкви в лихоимстве, несколько несостоятелен.
Дмитрий28 ноября 2016, 07:41
Не все так просто. Например, перепродажа (именно перепродажа с наценкой, а не продажа того, что сами произвели) церковных вещей, свечей, икон и.т.п. приходами и епархиями тоже никак не попадают под определение "богатства созданного потом и кровью трудящихся". Получается это лихоимство?

Или рассмотрим два случая. Первый, когда брат у тебя просит денег до запрплаты, потому что нечем накормить семью или не хватает денег, чтобы собрать детей в школу. Второй - когда деньги ему нужны, чтобы открыть свой бизнес с которого он будет получать хорошую прибыль.

Разве эти случаи равнозначны и будут одинаково считаться лихоимством?

Статья очень поверхностная.
К27 ноября 2016, 15:48
Александр Г. правильно написал, что деньги сами стали товаром. Я не могу знать точно, но сдаётся мне, что лихоимство- это не любой себе кредит. Сегодня любые деньги дешевеют. Вспомним рубли советские. Желание сохранить сбережения от потерь - не есть лихва. Так что в сегодняшних реалиях вероятно упомянутые святые говорили бы иначе ИМХО. Хотя, конечно микрокредитование- вот лихоимство первостепенное. Пример с мусульманским банкингом не корректный. Да они не берут проценты- но берут долей в прибыли и акциями предприятия при убытке- то же самое по сути. Тут вопрос поднят достойный Вселенского собора...
ЛС26 ноября 2016, 18:25
Цитата:
Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые, неурожайные времена, когда обычно и повышают цены на продукты питания.

Пасха, конечно, не неурожайный год, но все мы видим как растут цены на яйца ))). Вот уж точно дорого яичко ко Христову дню.
А если серьезно, то что значит в наше время иноземец? Вроде, после Рождества Хритова нет уже своих и чужих, христианство распространилось по миру. Или иноземец - это иноверец? Но ведь государства светские и многонациональные, и нет официальных религий. И в чем разница брать проценты за вклады или те же продукты питания и одежду, которую приобрел оптом за гораздо меньшую сумму? Я понимаю, ручная работа. Человек сделал реально своими руками и продает с прибылью для себя. Он произвел, он же и продает. А если где-то купил и продаешь со 100 процентной прибылью, не то же самое, что делают банки?
Артем26 ноября 2016, 11:34
А поскольку большинство банков в мире управляются евреями, то они без зазрения совести рубят капусту на прополую - даже в своей стране мы чужеземцы! Даешь православные банки!
денис26 ноября 2016, 00:37
многословно и путано. кто свой, кто иноземец? изначально в Ветхом Завете евреи стоят над всеми прочими. то же самое и сейчас утвердилось в мире, во всех сферах. если мы стали христианами и празднуем некую часть еврейских праздников и некую часть еврейской традиции приняли как родную, то на некую часть мы стали евреями. вот это "некая" часть все путает. а если "возлюби ближнего своего" - опять вопрос - своего, т.е. того кто рядом, одноплеменника, единоверца или всех????
всегда будет путаница - что можно и что нельзя, кто свой, а кто чужой, кому можно дать, а кому нет, а вследствие будет и осуждение, т.к. человек не сможет всегда правильно провести черту, да еще и бесы будут мешать.
отсюда можно попробовать вообще не брать процентов, ни с кого, ни за что. но мир так сложен, что многие вещи сразу не видны или вообще видны не так, как есть на самом деле. деньги (отчисления) в пфр на пенсию лежат под процентами, при наступлении пенсии мы начинаем получать доход с учетом процентов - вот вам и лихоимство.
Читательница (Подмосковье)25 ноября 2016, 18:33
Автор предлагает вернуться к натуральному обмену: «1 т пшеницы = 30 м ткани = 4 овцам = 1 бочонку меда»? ) Или коммунизм вовсе не утопия? Нужно исходить из реалий нашей жизни, в которой денежно-кредитные отношения опосредуют все экономические процессы - весьма развитые и сложные. Людей, хранящих свои кровью и потом заработанные деньги на банковских счетах, я бы не стала обвинять в грехе лихоимства: они таким образом лишь пытаются притормозить инфляционное обесценение своих сбережений.
Валентин Пинчук25 ноября 2016, 12:22
Банк выдает кредит не из своих денег, а из денег своих клиентов. Деньги клиентов он имеет двух видов - деньги на расчетных счетах, за которые не платит клиентам, но из массы которых формируется неснижаемый остаток; деньги физлиц на банковских вкладах, за которые он платит проценты. Любой банк, следовательно, порождает греховные побуждения у своих клиентов и потенциальных клиентов, привлекая их процентами по депозитам. Прививает тем самым страсть неправедного обогащения (не заработанного). Так что я - последний из грешников. Во-первых, я сам выбираю форму расчетов в виде пластиковых карт, причем такого банка, который больше платит на остаток денег на счете. Во-вторых, я сам сотрудник одного из банков. В-третьих, с учетом моего возраста, я даже не надеюсь поменять работу. Я также не вижу никакой иной, кроме банков, модели использования денег, имеющихся в избытке у одних, для помощи в развитии дела другим. Значит, обречен грешить до пенсии, а выйдя на нее, продолжу получать часть денег в пенсии за годы, проведенные в банке. Оставить работу - лишиться источника средств существования. В-четвертых, я еще и лицемер, ибо я считаю, что верую в полном соответствии с "Символом Веры", что стараюсь соблюдать Заповеди Блаженства, что стараюсь "ходить пред Богом", что искренне каюсь в своих грехах, что столь же искренне стремлюсь не совершать повторно грехи. Но я по жизни обречен на грех лихоимства, если его понимать так, как изложено... Не оправдываясь, буду смиренно каяться до последнего моего издыхания, так как ничтожна вся моя оставшаяся жизнь. Остается только искренне надеяться на милосердие и снисхождение Господа и Бога нашего Иисуса Христа...
Дмитрий Напара25 ноября 2016, 09:38
Алексею
Раб Божий = р.Б., если сокращённо. Русский язык может выразить любое понятие, включая "новации". Неблагозвучный и чужой для нас "краудфандинг", насильно целенаправленно в ряду иных заимствований вводимый в речевой оборот, можно и нужно заменить нашим исконным словом "вскладчину". Бди!
АлександрГ. 25 ноября 2016, 09:16
Если говорить о задачах банка, кредитующего предприятие, то называя вещи своими именами: задача банка "залезть" в прибыль предприятия. При этом, мы должны понимать, что предприятие производит продукцию, банк же ничего не производит. Не производит от слова совсем. И тем не менее, "снимает" с предприятие прибыль. Иначе, как паразитизмом это не назовешь, ибо субьект экономических отношений, называемый банком, ничего не производя зачастую имеет прибыль большую по размерам, чем само предприятие. А все это означает одну простую вещь, чем больше прибыли предприятия забирает себе банк, тем меньше прибыли остается самому предприятию. Чем меньше прибыли остается самому предприятию, тем меньше денег он в состоянии вложить в свое дальнейшее развитие. А чем меньше денег предприятие в состоянии вложить в свое развитие, тем медленней оно будет развиваться. И так далее. Или иными словами, предприятие начинает работать на банк, а не наоборот. И работает, ровно до тех пор пока банк не "высосет" из него все соки. А вот дальше возможны варианты. …… Все это достаточно хорошо описывает в своих книгах В.Ю. Катасонов. ……… Но я бы хотел сказать о другом. Почему-то многие экономисты, совершенно обходят вопрос, что на деле сами по себе деньги поменяли свою "суть". Это произошло, если можно так сказать, на каком-то "метафизическом" уровне. Если раньше деньги по своей сути исполняли функцию эквивалента стоимости товара, то с некоторых пор деньги сами стали товаром. И вот с этого момента, сами по себе деньги, став товаром приобрели свойства товара. А именно, их - деньги нужно производить и продавать. И производство и продажи "товара" должны идти только по нарастающей, ибо спад производства это всегда плохо для производителя. Но все это приводит к перепроизводству денег со всеми вытекающими из этого последствиями. Ибо перепроизведенный товар периодически подлежит утилизации, что приводит к кризисам. Ибо у кого-то деньги "сгорают", а кто-то остается, что называется "при своих". И все начинается сначала. Есть и еще один момент, на который следует обратить внимание. Само по себе производство денег, это крайне низкозатратный механизм, ведущий к тому, что устоять перед искушением "купить" за 8 центов, то что стоит 100 долларов не может никто.
Анатолий24 ноября 2016, 23:12
А не являются ли "права на музыку, кино и т.п." на тех же цифровых носителях, где написано о запрещении их в публичном пользовании, тем же лихоимством?
Александр Андреев24 ноября 2016, 20:15
Jтвет Евгению от о. Андрея Ткачева:
https://www.youtube.com/watch?v=gGkY_Mz5pzg
Смотрите с 44:30
Сёма24 ноября 2016, 19:30
Почему эта статья всего лишь на сайте, а не в качестве обращения в госдуму? Поясните, пожалуйста.
Родион24 ноября 2016, 18:52
Спаси и сохрани Господь протоиерея Олега.
И всех православных христиан.
Евгения24 ноября 2016, 16:54
Рискну предположить (продолжая мысль Наталии), что, действительно, в Ветхом Завете могло быть разрешено давать в долг иноземцу, т.к. до прихода Спасителя иудейский народ был как бы обособленным от остальных и братом считался лишь единоверец. Но, как мне кажется, после прихода Спасителя этого разделения не осталось. Во всяком случае, я с трудом представляю себе православного христианина, который осознанно выдает кредиты под проценты мусульманам, буддистам и прочим, а также атеистам и просто некрещеным. А как тогда быть с крещеными, но не верующими, или с невоцерковленными? Могу я им дать денег под проценты? Конечно, я могу ошибаться, но совесть мне подсказывает, что я никому не могу давать денег в долг под проценты, независимо от его веры. Если я ошибаюсь, разъясните, пожалуйста, где именно ошибка. Спаси Господи!
Евгений24 ноября 2016, 16:12
А можно ли торговать? Вот например, я покупаю оптом и продаю в розницу, беру 15% от общей стоимости с покупателя. Считается ли это лихоимством? И еще вопрос: где граница, если можно но немного? 5%, 20%, 50%?
р.б. Алексей24 ноября 2016, 13:51
Согласен с Наталией. Это положения Ветхого завета, вряд ли можно христианину относится по-разному к "своим" и "чужим".

Еще большое недоумение вызывает фраза "И напротив, банк, давший под проценты, прямо заинтересован в вашем разорении или просрочке выплат." На мой взгляд, это неправда, банки заинтересованы в том, чтобы кредиторы не разорялись. Именно для этого банковская система тратит огромные средства на оценку платежеспособности, составляются кредитные рейтинги и т.д.

Никогда не слышал про "систему иудейских банков" (которая работает без процентов). Надеюсь, автор знает, что пишет. У исламских стран действительно такая система есть, называется - "Такафул". Она начала развиваться не очень давно - примерно с 90-х. Кстати, думаю, у них есть чему поучиться (в этом отношении).

Такая система напоминает современный фондовый рынок, где инвестор (в рамках своего вклада) берет на себя риски предпринимателя. И, насколько я понимаю, сложившаяся в средневековье банковская система (действительно основанная на принципах ростовщичества) прямо на наших глазах вытесняется более справедливыми средствами перераспределения капитала в виде фондовых операций. По-крайней мере, хочется верить, что это действительно так!

Такие новации, как "краудфандинг", посредством которого собирались деньги на "28 панфиловцев" тоже основаны таких принципах.
Наталия24 ноября 2016, 11:43
"Разрешается давать в долг под проценты иноземцу."
Скажите, по какой причине? Господь ведь распялся за каждого из нас, включая иноземца, и любит и иноземца тоже. Почему в среде христиан человеческая "ценность" иноземца ниже?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×