Священномученик Владимир (Богоявленский)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Владимир (Богоявленский) ». Составитель Ольга Рожнева.

Священномученик Владимир (Богоявленский) / Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 144 с. Священномученик Владимир (Богоявленский) / Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 144 с.
    

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений. Книга знакомит читателей с его житием и воспоминаниями о нем.

«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить православие в России…» — эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины.

Протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих мемуарах о владыке Владимире: «В молодые годы на своей первой самостоятельной кафедре — Самарской — он слыл за праведника и пользовался огромной любовью паствы».

Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) вспоминал о владыке Владимире: «В Петроград он шлет чрез сенатора Кони кусок голодного хлеба, каким питались в Самаре, и этот кусок хлеба раскрыл центральной власти, что не о неурожае нужно говорить, но о настоящем голоде, что бедствие приняло ужасающие размеры и что для борьбы с ним нужны чрезвычайные и решительные меры. Во время холеры, уносившей тысячи жертв, вызвавшей панику, когда народ в ужасе оставлял больницы без присмотра, умерших без погребения, когда народ избивал врачей и санитаров, заподозрив их в распространении эпидемии, владыка устраивал общественные молебствия, обращался к многочисленным собраниям своей паствы со словами утешения и ободрения, сам служил панихиды по умершим от холеры и отпевал их на холерном кладбище».

Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904–1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».

В ноябре 1915 года состоялся неожиданный перевод его в Киев. Октябрьский переворот в 1917 году вызвал нестроения на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и поставил вопрос об автокефалии Православной Церкви на Украине. Митрополит Владимир выступил против неканонических действий по образованию автокефалии. Он твердо отстаивал единство Русской Церкви. Владыка призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте православия. Тогда в адрес святителя начали поступать угрозы. Старца поносили и оскорбляли, но он оставался непреклонен.

С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры.

Безвластие и революционный хаос, охватившие Киев, создали благоприятные условия для активизации уголовников. Еще ранее, сразу после произошедшей Февральской революции, в Печерской лавре началось сильное брожение среди рядовых монахов против монастырского руководства. В монастыре проходили митинги, на которых раздавались революционные требования и протесты против архипастыря. Монахи, поддавшись революционным веяниям, даже избрали себе нового наместника.

…Очевидцы вспоминали, как вечером 25 января 1918 года к митрополиту Владимиру пришли пять вооруженных солдат во главе с человеком, на голове которого была надета бескозырка, поэтому очевидцы приняли его за матроса. Исполнявший в митрополичьих покоях послушание келейника монах Федор подслушал обрывки разговора между митрополитом Владимиром и пришедшими солдатами, — речь шла о деньгах. Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома. Неудача очень обозлила грабителей, что повлекло расправу над владыкой.

Митрополита Владимира забрали из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы.

Свидетелями произошедшего были келейники, секретарь митрополита Владимира и даже несколько священнослужителей. Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи. Более того, сохранилось воспоминание, что когда солдаты вели митрополита Владимира мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно, и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее не их и не ее дело.

Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Его тело, найденное братией, было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11).

В течение семидесяти четырех лет честные мощи митрополита Киевского и Галицкого Владимира находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года, после определения точного места его захоронения, останки страстотерпца были перенесены в Дальние пещеры лавры, где находятся и поныне. С тех пор ежегодно, 26 июня, мощи священномученика Владимира (Богоявленского) крестным ходом переносят в Трапезный храм. Там они пребывают до окончания литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Именно на день смерти священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) — 25 января / 7 февраля Священный Собор установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников.

Святый угодниче Божий, священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

23 декабря 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Во гласе хлада тонка... Во гласе хлада тонка...
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
В книгу вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, не изданные до сих пор личные дневниковые заметки автора, а также его статьи и доклады о схимонахе Иосифе Исихасте и преподобном Силуане Афонском — носителях Божественной благодати и учителях Иисусовой молитвы.
Патриарх Сергий (Страгородский) Патриарх Сергий (Страгородский)
Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов.
Патриарх Пимен (Извеков) Патриарх Пимен (Извеков)
Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали Патриарха Пимена и помогали ему вести церковный корабль.
Митрополит Лавр (Шкурла) Митрополит Лавр (Шкурла)
«Владыка завершил свой жизненный путь самым важным событием — восстановлением единства Русской Церкви. Это состоялось при нем, и, я думаю, без него это было бы немыслимо. Поэтому мы должны сохранить благодарность ему именно за это великое дело».
«Взошел на гору» «Взошел на гору»
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
«Взошел на гору» «Взошел на гору»
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Моисей восходит на гору для встречи с Богом; Иисус Сам является Богом, Который приглашает людей на гору для встречи с Собой.
Как я бросил пить. Опыт борьбы с «зеленым змием» Как я бросил пить. Опыт борьбы с «зеленым змием»
Литератор N
«Потому паки и паки призываю вас, дорогие мои собратья-алкоголики, уверовать в то, что только Господь может исцелить по-настоящему. Но знайте и другое — даже Господь не сможет вас исцелить, если вы сами не захотите этого".
Встреча с художником-иллюстратором детских книг Встреча с художником-иллюстратором детских книг
В воскресенье, 15 января, в 13:00 в книжном магазине «Сретение» состоится встреча с художником-иллюстратором детских книг Елизаветой Цымбаревич.
Святой крест Святой крест
Архимандрит Клеопа (Илие)
Святой крест Святой крест
Архимандрит Клеопа (Илие)
Крест — это победа, Крест — это знамя Христово, Крест — это оружие, которым Христос низложил силы ада и смерти. Поэтому окаянен и проклят и треклят тот, кто не поклоняется честному и животворящему Кресту Христову!
Священномученик Вениамин (Казанский) Священномученик Вениамин (Казанский)
Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский. О его жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох повествует эта книга.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×