Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Аналитическое обозрение
 

Еще раз о возможной автокефалии Украинской Православной Церкви

В последние дни 2007 года православное сообщество Украины с нетерпением ждало результатов Собора Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), проведение которого было назначено на конец декабря. Его перенос на 2008 год под предлогом приурочивания к 1020-летию Крещения Руси, осуждение ряда православных организаций и их лидеров Архиерейским Собором и объявление об изменениях в Уставе УПЦ МП вызвали неоднозначную реакцию у православных граждан Украины.

В Украине уже много лет существует определенная группа людей, от политиков до обычных прихожан, стремящихся к отделению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата.

В определенной мере осуществить это им удалось: нынешняя УПЦ МП фактически является в достаточной степени независимой Церковью со своими финансовыми и организационными структурами, но канонически соединенная с Московским Патриархатом. Изменилось и ее название: вместо экзархата Русской Православной Церкви она превратилась в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.

Но, несомненно, наибольшим успехом сторонников «единой поместной национальной Церкви» был уход в раскол бывшего экзарха Украины митрополита Филарета, ныне анафематствованного мирянина Михаила Денисенко.

В течение ряда лет УПЦ МП приходилось выдерживать натиск со стороны государства, принуждавшего ее к вливанию в так называемый «Киевский патриархат», а также униатов и националистов, захватывавших храмы.

Отношения с «Украинской православной церковью Киевского патриархата» строились исключительно на основании канонов, согласно которым «Киевский патриархат» однозначно является схизматической группой с элементами филетизма. Присоединение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата совершалось через таинство покаяния, а в ряде случаев даже через таинство крещения. Надо отметить, что некоторые епископы вернулись в лоно канонической Церкви, в том числе и один из ведущих деятелей раскола владыка Антоний (Масендич; † 2001).

За прошедшие годы внутри самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата многое изменилось. Было рукоположено несколько поколений священников, для которых Церковь мыслилась не иначе, как национальная; само название Церкви уже наталкивало их на это. Не оставляли стороной Церковь и политические баталии – в Церковь приходили те же люди, что и на избирательные участки.

Все это привело к формированию внутри Церкви двух партий – «националистической» и «общерусской». Первая выступает за получение статуса автокефалии, вторая – за сохранение единства с Московским Патриархатом.

То, что мы сейчас наблюдаем, говорит о том, что «националистическая» партия перешла в наступление.

Подготовка изменений в Устав УПЦ МП, дробление епархий и вызванное этим увеличение числа епископов, многие из которых родом с Западной Украины, перемещения архиереев с кафедры на кафедру, проведение провокационных опросов на одном из сайтов УПЦ МП о том, каким образом должна быть получена автокефалия, – все это вызывает у верующих тревогу и опасения, что грядущий Церковный Собор готовится с целью объявления автокефалии.

Некоторое недоумение у верующих вызвал и факт встречи предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) с представителями «Украинской православной церкви Киевского патриархата» – ректором духовной академии «УПЦ КП» «архиепископом» Димитрием (Рудюком) и пресс-секретарем «Киевской патриархии» «архимандритом» Евстратием (Зорей).

Во время встречи в дар митрополиту Владимиру были переданы богословские труды на украинском языке, а также официальное обращение «Священного Синода и епископата УПЦ КП к архиереям, духовенству и всем верным УПЦ (в составе Московского патриархата)». В нем, в частности, говорится о том, что УПЦ МП и «УПЦ КП» разделяет не раскол, а «юрисдикционное разделение», и что «обе стороны принадлежат к одной Церкви», что основным противником Украинской Церкви является Российское государство и что у независимого украинского государства должна быть своя автокефальная Церковь.

То, что эта встреча состоялась, что дары были приняты, а обращение раскольников опубликовано на официальном сайте УПЦ МП, очень тревожный признак. Тем более, что в информационном сообщении о встрече не был, как всегда прежде, очерчен раскольнический характер «Киевского патриархата», и тем самым создается впечатление, будто «УПЦ КП» и в самом деле лишь одна из ветвей украинского Православия.

Все эти признаки говорят о следующем.

1. В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата существует мощное лобби идеи автокефалии, состоящее из ряда архиереев, клириков и мирян.

2. Украинское государство усилило натиск на Украинскую Православную Церковь с целью ее полного отделения от Московского Патриархата.

3. Вполне возможно, что на грядущем Церковном Соборе будет объявлено об изменении статуса УПЦ МП.

4. Возможно, что в случае объявления автокефалии часть верующих попросит Патриарха Московского и всея Руси непосредственно принять их под свой первосвятительский омофор.

5. Получение автокефалии неизбежно приведет лишь к дальнейшему давлению на УПЦ с целью слияния ее с раскольническими группами и с греко-католиками.

Богдан Безпалько

17 / 01 / 2008






 версия для печати

Также в этом разделе:

Россия: третий Рим или новый Иерусалим?

Месть проигравших

Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы

К вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

Конфликт цивилизаций в Молдавской Церкви

Жертвы реальные и виртуальные

Каким мы видим будущее России?

Об итогах визита папы Римского Бенедикта XVI в Стамбул

Британские шпионы и некоммерческие общественные организации

Грузия - скандальный сосед России

Украинский кроссворд

Американский «Закон о распространении демократии» и «цветные» революции

Трансляция в формате RSS 2.0