Как нищая Русь кормилась кусочками

Нищий, стоящий на коленях. Художник: Василий Суриков Нищий, стоящий на коленях. Художник: Василий Суриков

Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню?
И горько ему было на сердце и стыдно.
И. Тургенев. Милостыня

В 1862-м году в Москве вышел труд историка и публициста Ивана Прыжова под названием «Нищие на Святой Руси», который вызвал жаркую дискуссию в российском обществе. Главную мысль этого произведения можно выразить единственной цитатой:

«Нищенство на Руси было одною из сил, разъедавших народный организм, было одним из диких явлений, получивших жизнь ещё при начале нашего государства... Копеечная милостыня, обращаясь в пустую форму помощи, в дело лицемерия, и освящаясь в этом виде привычкой и потворством, вытесняла из народного сознания настоящее понятие о благотворительности, уничтожала в зародыше малейший порыв к доброму делу»[1].

Прыжов был убеждён, что социальные институты, вместо того чтобы поддерживать благотворительность, прежде всего обязаны уничтожить причины, порождающие нищенство...

«Надменное наслаждение»

Через несколько лет после выхода указанной книги автор вступил в ряды революционного «Общества народной расправы» и под руководством пресловутого нигилиста Сергея Нечаева участвовал в громком убийстве студента Московской Петровской академии Ивана Иванова. Эти трагические события 1869 года стали основой сюжета «Бесов» Достоевского, а упомянутые мысли Прыжова относительно темы нищелюбия Фёдор Михайлович сознательно вложил в монолог одного из действующих лиц романа – Варвары Петровны Ставрогиной:

«Наслаждение от милостыни есть наслаждение надменное и безнравственное, наслаждение богача своим богатством, властию и сравнением своего значения с значением нищего. Милостыня развращает и подающего и берущего и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство. Лентяи, не желающие работать, толпятся около дающих, как игроки у игорного стола, надеясь выиграть… Милостыня и в теперешнем обществе должна быть законом запрещена. В новом устройстве совсем не будет бедных».

Конечно, главная цель любого бунтаря-вольнодумца – перевернуть всё с ног на голову. Хотя, действительно, какой след оставит благотворительность в душе человека, зависит от него самого, независимо от того, подаёт он или просит. Тем не менее на Руси испокон веков сирым и убогим активно жертвовали представители всех слоёв населения – от царя до голодного крестьянина – кто сколько мог.

На Руси испокон веков сирым и убогим жертвовали представители всех слоёв населения

«В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается» – эта непреложная истина усваивалась нашими предками с молоком матери. Конечно, иной раз немудрено было в ответ на просьбу подать Христа ради услышать: «Бог подаст, не прогневайся».

Однако чаще всего наши люди охотно делились добром, причём даже если знали, что завтра им придётся голодать. Такой факт в середине XIX века засвидетельствовал этнограф Сергей Максимов, который сам скитался по центральным губерниям Империи, изучая быт нищих странников:

«К Покрову озими давно засеяны, и яровые поля совсем убраны, собственно крестьянские деревенские работы кончены… ‟Всё, что Бог дал – всё в закромах будет”. Знают твёрдо одно – что недохват, во всяком случае, скажется раньше половины зимы…

Однако, как ни прикончены работы – но крестьянской, рабочей и ревизской душе стало легче, посетил её мир и благодушие, зародились надежды: потянуло на заветную и обетную щедрость, отворились окна на подаяние. После летней истомы в самом деле стали все побогаче, и от видимых достатков бодрее и веселее… не прочь и даром дать малую толику с мира – бедному и холодному на рубаху. Милости просим, во имя Господне!»[2]

Природа нищелюбия

Природу нищелюбия с точностью обозначил великий русский историк Василий Ключевский в своей публичной лекции «Добрые люди Древней Руси», прочитанной им в 1891-м году, в разгар Царь-голода. Он утверждал, что, действительно, «благотворительность больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему». Но, в противовес циничному тезису героини «Бесов» о «надменном и безнравственном наслаждении богача своим богатством», Ключевский считал всякую милостыню Христа ради «условием личного нравственного здоровья». Вот его слова, которые актуальны и сейчас, для современных благотворителей:

«Целительная сила милостыни полагалась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием.

Древнерусский благотворитель, ‟христолюбец”, менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования.

Когда встречались две древнерусские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христа, трудно было сказать, которая из них больше подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обоих. Вот почему Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из руки в руку, притом ‟отай”, тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной ‟шуйцы” (левая рука – прим. Д.Х.). Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель»[3].

О старинном народном обычае привечать и заботиться о странствующих в начале XIX века писал другой русский историк – Гавриил Успенский:

«Предки наши, по признанию самих иностранцев, гостеприимство почитали в числе первых добродетелей и повсюду оным славились. Доныне между поселян, живущих в отдалении от столиц и от больших городов, обычай сей продолжается, чтобы проезжего или прохожего пригласить к себе в дом, накормить и упокоить его по возможности, являя при том приветливость и свое удовольствие.

Хозяин и хозяйка обыкновенно встречают и провожают его с веселым лицом, с поклонами и приветствием; все, что ни имеют, как-то: хлеб, молоко, яйца, огородные растения, – приносят без прошения, за все никакой не требуют платы, говоря, что за хлеб за соль с проезжего брать деньги – великий грех и что оттого спорыньи (успеха, удачи) в доме их не будет»[4].

Нищая братия

В суровых условиях зоны рискованного земледелия с коротким и непредсказуемым летом русский крестьянин не мог выжить в одиночку, поэтому общинный принцип взаимопомощи был главным условием его существования. Сама природа побуждала наших предков к круговой поруке и объединяла их в общины, а христианская вера через заботу о ближнем только укрепляла коллективное сознание. Во многом и по этой причине у нас укрепился обычай делиться не только копейкой, но и трудом. Потому так крепко прижились в деревнях такие традиционные формы взаимовыручки, как «толока», «помочи», «работа по чести», когда крестьяне работали друг для друга даром.

А поскольку Бог велел делиться всему христианскому роду, то каждый просящий в наших краях мог рассчитывать на солидный прибыток в виде звонкой монеты, провизии, одежды и прочего добра. Вот и рассеялось по просторам необъятной Руси многочисленное и разношёрстное кочевое племя с котомками и образами: калики перехожие, прошаки, запрощики, лобари, кубраки, побирушки, погорельцы, нищеброды, калуны, скрытники, богомолы, христолюбцы и прочая странствующая братия. Каждое из этих семейств имело своё происхождение и свой характерный обиход.

Известно на Руси и племя хитрых побирушек-притворщиков

Настоящие нищие подвижники отрекались от своей собственности и несли крест смирения и терпения, странствуя и богатея в Бога. Встречались среди них паломники-богомольцы, кочующие по христианскому миру от одной святыни к другой. Иные молитвенники скитались по сытым местам, собирая копейки на строительство Божиих храмов и обителей в отдалённых и бедных селениях. Калеки и умалишённые побирались по миру, просто потому что ничем иным пропитаться не могли.

Известно на Руси и племя хитрых побирушек-притворщиков, которое со времён Ивана Грозного звалось «сиротами Казанскими». Для некоторых работяг столь верный способ прокормиться был побочным занятием, а многие и вовсе ничего другого в жизни не умели. Что греха таить, частенько встречались среди них и такие, кто ради наживы не гнушался откровенным обманом и беззаконием. О таких лукавых тунеядцах и лихих злодеях писал историк Николай Костомаров:

«Вера, что милостыня нищему есть достойное христианское дело и ведет к спасению, порождала толпы нищенствующих на Руси. Не одни калеки и старицы, но люди здоровые прикидывались калеками. Множество нищих ходило по миру под видом монахов и монахинь и странствующих богомольцев с иконами – просили как будто на сооружение храма, а на самом деле обманывали.

В больших городах на рынках каждое утро люди покупали хлеб, разрезали на куски и бросали толпе оборванных и босых нищих, которые таким образом выпрашивали себе дневное пропитание. Случалось, что эти самые нищие, напросивши кусков, засушивали их в печке и после продавали в качестве сухарей, а потом снова просили.

Множество злодеев в XVII веке крали детей, уродовали их, калечили руки и ноги, выкалывали глаза, и если переживали муку, то возили по селениям, чтобы возбуждать видом их страданий участие»[5].

Пойти по кусочки

Но даже здоровый и честный работяга в наших широтах никогда не зарекался от сумы. «Какова земля, таков и хлеб, а коли ничего не уродит, так никто и не наградит», – сетовал русский пахарь, без устали гнувший спину на скудных нивах Нечерноземья.

Как уже сказано было выше, проблема худородных почв усугублялась ограниченным сезоном полевых работ. Для сравнения – в центральных губерниях России тёплая пора для земледелия длилась с начала мая до начала октября. В то время как в Западной Европе сельскохозяйственная активность на земле застывала только на декабрь и январь:

«Для Западной Европы природа была мать, для Восточной – мачеха», – обобщал историк Сергей Соловьёв[6].

В таких суровых условиях наш бедный хлебороб частенько упирался в тупик: рано или поздно ему предстояло решать непростую задачу – «дотянуть до нови», то есть дожить до урожая. Нужно было не только прокормить семью, а русская крестьянка в среднем рожала 7–9 детей, да ещё и самому не умереть с голоду и сохранить силы для изнурительной летней страды.

В лихой недородный год съестные припасы в деревнях Нечерноземья могли закончиться уже к декабрьскому празднику Николы Зимнего, а то и раньше. В некоторых губерниях доедать последние крохи на Рождество было обычным делом.

Деньги в крестьянском обиходе водились не Бог весть какие, исключение составляли поселяне, зарабатывающие промыслами, ремёслами и торговлей. У большинства землепашцев, если и копились какие-то гроши, то для покупки муки или хлеба большому семейству хватало их ненадолго. Что большаку оставалось делать? Учёный и публицист Александр Энгельгардт, живущий в своём имении на Смоленщине в 1870-х годах, писал:

«В нашей губернии и в урожайные годы у редкого крестьянина хватает своего хлеба до нови; почти каждому приходится прикупать хлеб, а кому купить не на что, то посылают детей, стариков, старух в ‟кусочки”, побираться по миру.

В нынешнем же году у нас полнейший неурожай на всё… Плохо, – так плохо, что хуже быть не может. Дети еще до Кузьмы-Демьяна (1 ноября) пошли в кусочки.

Подают кусочки в каждом крестьянском дворе, где есть хлеб – пока у крестьянина есть свой или покупной хлеб, он до последней ковриги подаёт»[7].

Для «профессиональных» нищих сбор подаяний был образом жизни и своеобразным ремеслом. А побирающиеся кусочками уходили с сумой от временной нужды, когда кончались и деньги, и припасы, а работы не было.

Побирающиеся кусочками уходили с сумой от временной нужды, когда кончались и деньги, и припасы, а работы не было

«Совестно молодому парню или девке, а делать нечего, – надевает суму и идет в мир побираться. Есть нечего дома, – понимаете ли вы это? Сегодня съели последнюю ковригу, от которой вчера подавали кусочки побирающимся, съели и пошли в мир. Хлеба нет, работы нет, каждый и рад бы работать, просто из-за хлеба работать, рад бы, да нет работы. Понимаете – нет работы… Предложите ему работу, и он тотчас же возьмется за неё и не будет более ходить по кусочкам»[8], – сокрушался в своих «Письмах из деревни» Александр Энгельгардт, изучавший быт русского крестьянства.

Дети чаще всего побирались по окрестным сёлам, возвращаясь на ночь домой. Старики и бабы могли уйти на несколько дней или неделю, а мужики, бывало, уезжали на подводах или шли пешком в соседние губернии, где побирались по целому месяцу. Простой люд делился крохами охотно, потому что каждый крестьянин знал, что не ровен час – сам также пойдёт в кусочки. Вот и не отказывали.

В сытых домах можно было рассчитывать на яйца, муку и овощи. Но чаще всего подавали в буквальном смысле «кусочки» – квадратные ломтики хлеба величиной от двух до пяти вершков (вершок равнялся верхней фаланге указательного пальца). При первой ночёвке в чужой избе собранные кусочки обязательно сушили в печи. Сполна набрав таких сухарей, ходоки возвращались восвояси, и семья кормилась ими, сколько могла. Когда кусочки заканчивались, приходилось опять идти с протянутой рукой, и так перемогались до лучших времён...

Уроки смирения

В любом случае «с сумой ходить – не хороводы водить», но одно дело, когда шли по кусочки старик, женщина или ребёнок. Совсем другой расклад, когда нужда выдвигала на сей путь сильного и здорового главу семейства, которому милее работать до седьмого пота, чем идти по миру побираться. Вот и приходилось русскому мужику, привыкшему к частым недородам, бескормице, кабальному тяглу да тяжкому труду на скудных почвах, смирять свой крутой нрав ещё и позорным для себя ярмом нищеброда с котомкой.

Бывало, спесивый большак даже суму с собой не брал, чтобы хотя бы внешне сохранить достоинство. Превозмогая гордыню, стучался в чужую избу, как будто без особого дела заглянул, чтобы полюбопытствовать о пустяках, лясы поточить или погреться. А иногда и просто вставал на пороге, крестился на образа и шевелил губами, опустив голову: «Подайте Христа ради». В таких случаях, по свидетельству Энгельгардта, простые крестьяне в ответ выказывали удивительное чувство такта:

«Хозяйка, щадя его стыдливость, подает ему незаметно, как будто невзначай, или, если в обеденное время пришел, приглашает сесть за стол; в этом отношении мужик удивительно деликатен, потому что знает – может, и самому придётся идти в кусочки. От сумы да от тюрьмы не отказывайся»[9].

Неслучайно Иван Тургенев, не понаслышке знавший крестьянскую долю, написал замечательную притчу под названием «Милостыня». В ней речь идёт о старике, который в молодости раздал всё своё богатство, а когда стал нищим, никак не мог унизиться до того, чтобы просить милостыню. «И горько ему было на сердце и стыдно». А однажды к нему обратился незнакомец:

«Так и ты теперь не гордись, бедняк, ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры».

Вот так, добром Христа ради, и выживал русский крестьянин на своей суровой земле.

«Были худые годы, думали, все с голоду помрём, – сетовала одна деревенская баба, – а вот не померли; даст Бог, и нынче не помрём. С голоду никто не умирает»[10]

Денис Халфин

8 апреля 2020 г.

[1] Прыжов И. Нищие на святой Руси. Материалы для истории общественного и народного быта в России. М., 1862 г. С. 8.

[2] См. Максимов С. Бродячая Русь Христа-ради.

[3] См. Ключевский В. Добрые люди Древней Руси.

[4] См. Платонов О. Святая Русь.

[5] См. Костомаров Н. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях.

[6] См. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности Российского исторического процесса.

[7] См Энгельгардт А. Письма из деревни.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пенсия Пенсия
Протоиерей Андрей Ткачев
Пенсия Пенсия
Протоиерей Андрей Ткачев
Только представьте себе, что пенсии нет вообще. Нет в принципе, а все, что в жизни вам нужно, вы должны получить из рук вами воспитанных детей.
Мои родные... нищие Мои родные... нищие
Тамара Манелашвили
Мои родные... нищие Мои родные... нищие
Тамара Манелашвили
Однажды остановка приютила Ачико. Добрые люди подарили ему матрасы и одеяла, и он коротал тут долгие зимние ночи, устроив себе постель. Был он умным и открытым человеком, образованным и общительным.
Вечное сияние нищеты Вечное сияние нищеты
Россия третье столетие борется с попрошайничеством
Вечное сияние нищеты Вечное сияние нищеты
Россия третье столетие борется с попрошайничеством
Татьяна Зверинцева
25 марта в Санкт-Петербурге были задержаны четверо цыган, надзиравшие за семерыми нищими, занимавшимися попрошайничеством. Поначалу это очень возмутило общественность, но уже на следующий день интерес к инциденту угас. Никто не удивился тому, что в итоге в рамках уголовного дела были арестованы всего двое цыган, а о судьбе попрошаек вообще не сообщалось.
Комментарии
Алексей 8 ноября 2021, 10:49
"Прыжов был убеждён, что социальные институты, вместо того чтобы поддерживать благотворительность, прежде всего обязаны уничтожить причины, порождающие нищенство". Уничтожить в стране нищету как таковую - это поступок выше, заслуга перед Богом больше, чем просто подавать милостыню. Если некий государственный деятель у себя в стране уничтожил причины, которые ведут к чрезмерному обогащению одних и обеднению других граждан, и стало в его стране всем хватать на достойную жизнь - он выше того, кто просто дает деньги на благотворительность, он исполнил слова Христа "алкал Я и вы дали Мне есть" (от Матфея гл.25) по отношению не к одному человеку, а к тысячам людей.
Руслан, Украина13 апреля 2020, 12:42
Катерина, полностью согласен с вами, что нужно устранить причины. Просто люди как всегда наивно думают, что если будет много нищих, то люди со смирением и любовью всё принимать будут. Мол, чем хуже уровень жизни, тем лучше. Но я что-то вижу, что всё наоборот. У нас чем ниже уровень жизни, тем больше убийств, суицидов, грабежей, краж, наркомании, злобы, миграций, депрессии у людей и т.д. И в этом обществе будет принцип выживания сильнейших, а не христианские заповеди и ценности.
НН12 апреля 2020, 13:39
Ярославна, Вы правы,статья немного о другом, но согласитесь,что,если менять местами следствие и причину,то и картина,и выводы будут другими. Ниществовать по своим убеждениям- это одно, а ниществовать огромному числу населения потому,что нЕгде работать или Не хочется работать- это совсем другое. И в те далёкие времена "профессиональные" нищие дрались за еду и др. подаяния,а идейные- делились последним куском и последней рубашкой. А как поступали нормальные, работящие мужики, имеющих несколько голодных ртов, но не могущие их прокормить и вынужденных побираться? по-всякому, Бог знает. И в наше время разные люди поведут себя по-разному, мы ещё помним, что "Человек человеку- друг,товарищ и брат".
Катерина 12 апреля 2020, 12:14
Ярославна12 апреля 2020, 00:59 -- в мне кажется, как раз стратегически полезнее разобрать причины нищеты (в том числе и духовные) и ликвидировать их. Тогда и последними пакетами с гречкой не прийдется делиться. Проще устранить причины, чем нудно и небезопасно для себя бороться с последствиями.
Катерина 12 апреля 2020, 12:08
Пришлось однажды в 90х, потеряв работу, с ноября до начала марта питаться гречкой и подсолнечным маслом. Если кратко: непитательна. Непрерывно хотелось есть после нее. Хорошо, друзья спасали, приглашая в гости и подкармливая питательными вещами. Они же и работу нашли. Поэтому в этот раз запаслись не гречкой, а больше макаронами, спагетти, мукой и дрожжами, и т.п. Рис и гречка в дополнение, для разнообразия, когда уж совсем нечего есть (хранятся они дольше).
Roman Ivanov12 апреля 2020, 11:19
Печально, нынче большинство ищет спасения с комфортом. Лук 14:27: "и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником."
Ярославна12 апреля 2020, 00:59
В комментариях начались разборы причин, виновных нищеты...Но статья все-таки про другое. Сможем ли мы сейчас, поделиться последним пакетом гречки, зная что завтра её уже не будет у тебя. Именно поэтому и запасаемся, а то другие заберут. Сама такая.
НН11 апреля 2020, 13:15
Игорь М., Увы,это горькая правда.Очень хорошо видно по Украине,со стороны.Да,не все 100% деградировали и продолжают,но не заметить этого нельзя.Если власть не в состоянии или не хочет ставить перед народом цель(только у 2-3% населения цель-ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ,за гробом),а светские живут только здесь и сейчас. Много вы видели нищих и бездомных в СССР? Они были,но это мизер по сравнению с нашим временем.Сейчас в средней России полно земли,котор нуждается в обработке,брошеных домов,где можно жить,приложив руки,-есть желающие туда переехать и РАБОТАТЬ? А теперь вспомним БАМ,целину,Дальний Восток, Магнитку и др.ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ предприятия.Ага,цифровая экономика и нефть нас прокормят,а на земля и люди...
Александр Гончаров10 апреля 2020, 21:42
Ну и как отделить профессиональных нищих от действительно нуждающихся? Не понятно. И только не пойте мне эту песенку про то что подавая милостыню,стараешься для себя.Для себя я работаю.Подаю -для просящего. И не хочу ,что бы мной ворье кормилось,меня же считая лохом.
Руслан, Украина10 апреля 2020, 16:45
Раньше думал, что у нас много людей бедных, в том числе и потому, что мы духовнее или у нас какие-то правильные ценности есть в отличии от зажиточных стран. Сейчас же понимаю, что причина нищеты многих в моей стране это просто чудовищная и беспредельная жадность тех, кто у власти (все 30 лет). Коррупция и воровство бюджета давным-давно достигли таких масштабов, что они угрожают национальной безопасности и существованию самого государства.
Игорь М.10 апреля 2020, 09:19
НН 9 апреля 2020, 19:39 Нам пытаются сказать, что нищета-это вроде как и норма и высокодуховна? У монахов-да. Нищие в 21веке-это позор и деградация народа и власти.>>> Может не надо так за весь народ,а? А то в России привычка такая-увидел что-нибудь плохое, и сразу приговор всему народу.На этот менталитет страну подсадили ещё в перестройку,и от него давно пора отвыкать.В конце концов это и не честно-при чём тут народ,если кто-то,пардон, путает сортир с подъездом?Нищих и бездомных полным-полно по всему миру,но что-то я не слыхал,чтобы где-то кроме России с такой готовностью сокрушались о "деградации народа".А власть чем провинилась-что не сажает нищих за тунеядство,как раньше?
НН 9 апреля 2020, 19:39
Анна:/На Руси в описываемое время второй половины 19века народу было в 3раза больше, чем сейчас/- Анна, Вы написали неправду.На 1янв1914г в РИ было 26,2млн город+148,8млн дерев=195млм чел, площадь территории- 20млн км2. На 2020год население РФ- 147млн чел,территория- 17,2 млн км2. Т.е, людей меньше на 48млн, и терр меньше на 2,8млн! Понимаю, может быть вопиющая некомпетентность, но сейчас все цифры легко можно найти! И аборты, да, в меньшем количестве, в РИ женщины делали. Статистики я не знаю, но в "Тихом Доне" описано, как, и чем это могло кончиться. Нам пытаются сказать, что нищета-это вроде как и норма и высокодуховна? У монахов-да. Нищие в 21веке-это позор и деградация народа и власти.
Читательница (Подмосковье) 9 апреля 2020, 16:55
Анна 8 апреля 2020, 23:24: «На Руси в описываемое время второй половины 19 века народу было в 3 раза больше, чем сейчас». В 1897 г. численность населения России в современных границах составляла всего лишь 67 млн. чел., сейчас – 146 млн. В границах Российской империи – 128 млн. Это данные Росстата. Посмотрите статистику, какая была средняя продолжительность жизни и детская смертность в царской России – сколько из «7-8 ртов» до какого возраста доживали. Есть еще статистика о легальной проституции, запрещенной советской властью: в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов.
,Irina 9 апреля 2020, 14:19
А все-таки хорошо, что сегодня и у людей с инвалидностью есть возможность работать. Необязательно идти по миру с протянутой рукой, да и другим людям можно как-то послужить. В этом отношении условия стали, действительно, лучше.
Анна 8 апреля 2020, 23:24
Цитата читателя: Если б не советская власть, так и ходило бы по "просторам необъятной Руси многочисленное и разношёрстное кочевое племя с котомками"... Если бы советская власть не научила делать аборты и не иметь 7-8 ртов в семье, так и остались бы нищие. На Руси в описываемое время второй половины 19 века народу было в 3 раза больше, чем сейчас. P.S. крепостное право уже было отменено
Игорь М. 8 апреля 2020, 22:27
Вот так, добром Христа ради, и выживал русский крестьянин на своей суровой земле.>>>>>А откуда же тогда нищие там, где земля - не мачеха, а мать родная, на Западе? В законопослушной викторианской Англии, напр., в бедных семьях (а были и такие, как ни трудно в это поверить, и немало) детей не крестили до 4-5 лет, потому что детская смертность была настолько высокая,что бедняки предпочитали сэкономить на плате за обряд крещения, если ребёнку не суждено было выжить.
Алла 8 апреля 2020, 13:44
Полностью согласна с Катериной. В статье бедные крестьяне бедны как будто просто от того, что условия тяжелые, зоны рискованного земледелия, неурожай, нелегкие времена, понимаешь, вот и приходилось делиться. Только вот с кем делиться? Только ли крестьянам между собой? А может ещё "делились" с помещиками?
Читательница (Подмосковье) 8 апреля 2020, 11:05
Да, грустная, но реалистичная картина царских времен. "...Грустно видеть, как много страданья И тоски и нужды на Руси!" (И. Бунин, "Деревенский нищий", 1886). Если б не советская власть, так и ходило бы по "просторам необъятной Руси многочисленное и разношёрстное кочевое племя с котомками". "И вечерней и ранней порою Много старцев, и вдов, и сирот Под окошками ходит с сумою, Христа ради на помощь зовет..."(И.Никитин, 1857) Спасибо за статью и за ссылки на источники.
Борис 8 апреля 2020, 09:20
Русские помещики имели земли в России, но смотрели на Западную Европу и жить хотели соответствующе. Это была одна из причин революции 1917 г.
Антоний 8 апреля 2020, 09:16
Дай нам, Господи, сил быть могучей державой, искоренив нищету, дав людям возможность Трудиться и получать за Труд достойную плату. Дай, Господи, всем работодателям помнить святую правду: "Се, мзда делателей делавших нивы ваша, удержанная от вас, вопиет, и вопиения жавших во уши Господа Саваофа внидоша"! Ибо Человек Труда - и есть главный человек на Руси, Ее опора и надежда!
Катерина 8 апреля 2020, 08:31
Об организованной профессиональной нищете РИ попадалась статья 19го века. И откуда взялся этот комплекс жертвы именно у русских? Кто его пестует? Это не природа злая мачеха.А руки у некоторых наций откуда надо растут. Россия лежит в 9 природных зонах, и если в самой суровый из них вегетативный период 3 месяца.То в Ставропольском крае уже сейчас посадили картофель, чтоб собрать его урожай в июне. Просто те,кто в России взбирался и вбирается на самый верх, перестает думать о тех, кто внизу. Сам же русский крестьянин за небольшим исключением не был в состоянии применять современные ему агрометоды. А владеющие всем вовсе не собирались ему в этом помочь. А наоборот-перекрывали или -ют кислород.
Вячеслав 8 апреля 2020, 07:31
Что можно сказать... беда это была. Но у этой болезни было лечение. И оно реализовалось на глазах наших отцов. Голода на Руси не стало. Правда не знаю надолго ли, как бы к этому состоянию не вернуться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×