Антиискусство. Записки очевидца.
Часть 1. Малевич

В конце прошлого года вышла в свет книга художника Андрея Яхнина «Антиискусство. Записки очевидца», посвященная анализу истоков и эстетики контемпорари арта, о котором автор, в прошлом художник-авангардист, судит не со стороны. Предваряя свое исследование, А. Яхнин писал о «потребности в осмыслении этого системообразующего феномена современной культуры, которая агрессивно доминирует в сегодняшнем мире. Такое доминирование не оставляет возможности его игнорировать, поскольку это неизбежно приводит к существованию в культурно-цивилизационной резервации. Православная Церковь, будучи на протяжении столетий культурообразующим ядром русской цивилизации, безусловно, не должна позволить заключить себя в такую резервацию. И потому нам, дерзающим считать себя ее членами, необходимо в меру своих сил и возможностей пытаться анализировать процессы, проходящие в современной культуре, формулируя и аргументируя свою позицию». Недавние события – кощунственная акция в храме Христа Спасителя, поданная как явление современного искусства, и развернувшаяся в СМИ и Интернете полемика – подтвердили актуальность позиции художника. И потому сайт «Православие.ру» начинает публикацию фрагментов книги А. Яхнина «Антиискусство. Записки очевидца».

О Казимире Малевиче[1]

Казимир Малевич. Автопортрет. 1910. ГТГ
Казимир Малевич. Автопортрет. 1910. ГТГ
Если Пикассо, несмотря на свой талант, был, в сущности, соллогубовским мелким бесом, который благодаря своей природной смекалке встроился в разрушительный культурный мейнстрим, а Дюшан уже вполне мог претендовать на роль «аггела» – правой руки сатаны, то третий важнейший персонаж новой культуры первой половины XX века – Казимир Малевич – это, скорее, чуть ли не сам падший ангел.

Малевичу присущи все признаки Мефистофеля, начиная со вполне внешнего сходства с литературным героем и заканчивая сознательным и последовательным исповеданием зла как свойства своей личной природы. К апофеозу этого исповедания – «Черному квадрату» – автор шел последовательно шаг за шагом; и это не было неожиданным «прозрением» или фактом заключения завета с темными силами – что окончательно подводит к мысли, что зло, зависть и ненависть вкупе с болезненной до шизофрении гордыней были онтологически присущи художнику с самого начала его «творческой» деятельности.

Малевич родился в провинциальной польско-католической семье на Украине. Несмотря на свое полукрестьянское происхождение, он уже в молодости стал стремиться в столицу, где бурлила предреволюционная жизнь, полная духа терроризма как в политике, так и в интеллектуальной жизни. Оказавшись в Москве, Малевич окунулся в уже зарождавшуюся интернациональную среду и последовательно проштудировал все стилистические направления того времени – от импрессионизма до кубизма и футуризма. Штудирование это не стало лишь школьным изучением внешних стилистических приемов или даже сколько-нибудь заинтересованным проникновением в суть каждого направления. Малевич стремился последовательно расправиться с новейшими стилями в искусстве, удивительным образом схватывая их на метафизической глубине и обнаруживая при этом свое тайное родство с мрачными духовными стихиями, безвольными медиумами которых подчас являлись некоторые художники.

Объясняя, например, работы импрессионистов, он писал: «…когда художник рисует, он высаживает краску, как растение, и предмет исчез, поскольку это всего лишь основа для видимой краски, при помощи которой предмет нарисован»[2].

И это было не просто эволюцией автора, «в ходе которой он последовательно радикализовал все, что попадалось на его пути»[3], – скорее это можно отнести к всеобщности духовного плебейства, захватившего тогда все стратегические высоты в культуре, и устремленности последнего к своему первообразу, одну из личин которого представлял сам Малевич. Он как бы постепенно накапливал стратегический запас ненависти, не только аккумулируя в своем творчестве весь негатив новейших стилей, но и порождая свои жутковатые симбиозы вроде кубофутуризма[4].

Казимир Малевич. Голова крестьянина. 1928. ГРМ
Казимир Малевич. Голова крестьянина. 1928. ГРМ
К супрематизму[5] Малевич двигался, последовательно и хладнокровно демонтируя самые смыслы и символы всей предшествующей культуры. Последним визуальным провозвестником супрематической революции Малевича стала его серия живописных работ из крестьянской жизни. В этих картинах изображены страшные человекоподобные существа, состоящие из грубых геометрических предметов с белыми пятнами вместо лиц. Изображения полны темного магического символизма, и поскольку лик – это то, что связывает его – как образ – с первообразом, подобное «обезличивание» сродни духовному убийству.

Вообще вызывает удивление (смешанное с естественным духовным отвращением) откровенная – последовательная и хирургически точная – операция, произведенная Малевичем над всем, что связывало традиционную культуру с христианскими истоками. Хорошо зная иконографию, он создавал все работы на основе принципа замещения иконографической христианской символики сатанинской. Например, им был вполне сознательно введен термин «всевидящее око» – как определение скрытого от непосвященных некоего образа, смотрящего с картины на зрителя. В свое время Маркаде[6] так прокомментировал это «изобретение» Малевича: «На иконах это око принадлежит Христу: Его глаза широко распахнуты и глядят из глубины души сквозь видимый мир, различая подлинную реальность. Однако в “Портрете И.В. Клюна” это характерное для икон “око” – иконографический архетип, называемый “всевидящим оком”, – претерпевает смещение. Перспектива становится “заумной”. На рисунке одна часть глаза сдвинута относительно другой, это око упирается в ось носа, представленную в виде продолговатого параллелепипеда. Благодаря этому становится ясным параболический смысл двойного видения: внутренний и внешний глаз, видящий видение и знание, восприятие и познание…»[7].

В связи с этим необходимо также упомянуть нашумевшую выставку под названием «010» в галерее Надежды Добычиной, где Малевич соорудил настоящий «домашний иконостас» из супрематических полотен, водрузив в нем на главное место свой «Черный квадрат».

Сам автор неоднократно отсылал свои супрематические эксперименты в область традиционной иконописи, называя истоки своих красных и белых квадратов в цветах «новгородской школы иконописи: белая грудь лошади и ярко-красное одеяние святого Георгия Победоносца либо белое епископское одеяние, усеянное черными крестами, в которое облачен Николай Угодник»[8].

Исходя из подобных высказываний Малевича, многие искусствоведы приписывают ему цветовой и пространственный эстетизм, чуть ли не преемственность иконописной художественной традиции, что является крайне поверхностной, да и просто кощунственной точкой зрения. На самом деле в интеллектуальном отношении примитивно плоские, супрематические антииконы являли собой результат темного духовного опыта общения художника с преисподней, о котором сам Малевич свидетельствовал так: «…я сам переносился в пустынную бездну, в которой ощущаешь творческие сгустки Вселенной вокруг себя… Здесь, на этих плоских поверхностях, можно постичь течение самого движения, словно при соприкосновении с электрическим проводом»[9].

Такая не просто культуроборческая, но и богоборческая, антихристианская позиция художника поражает и многое объясняет. Например – факт его продолжительного сотрудничества с большевиками в ряду своих единомышленников и одновременно конкурентов, таких как Татлин, Родченко и другие. И в свете подобной общей оценки творчества Малевича риторический вопрос уже наших дней: может ли современное искусство свидетельствовать о Свете и Истине, если оно имеет в своем истоке откровенно сатанинское начало, – становится гораздо менее риторическим.

Секта современного искусства как активная богоборческая сила[10]

Билл Вайола. Видеоинсталляция в церкви Сан-Галло
Билл Вайола. Видеоинсталляция в церкви Сан-Галло
Билл Вайола (Viola Bill; род. 1951) – американский художник, работающий преимущественно в технике видеоарта и наиболее умеренный из радикального христоненавистнического крыла контемпорари арта – основным выставочным пространством для своих тематических работ избрал католические храмы. В связи с этим необходимо упомянуть, что, как нередко бывает, история таких древних храмов иногда ведет непосредственно к византийским базиликам еще неразделенной Церкви. Этот, казалось бы, не слишком определяющий их духовный нынешний статус факт, тем не менее, говорит о том, что нам, православным, нужно относиться к появлению актуального искусства в их стенах с должной серьезностью, а не считать, что это дело лишь одних католиков, которые, дескать, «сами виноваты» в своем движении в сторону секулярной богоборческой культуры.

Одна из последних достаточно известных работ Б. Вайолы – видеоинсталляция в церкви Сан-Галло.

В рамках Венецианской биеннале 2007 года художник разместил в алтарных нишах храма огромные мониторы. Под негромкую психоделическую «экомузыку», состоящую из журчания льющейся воды и потрескивания пламени, на этих мониторах медленно возникали неподвижные фигуры людей, которые становились все ярче и ярче, а затем снова гасли. Эти фигуры – как цветные, так и черно-белые – имели не нейтральный характер, а были подчеркнуто-агрессивны, несмотря на всю свою неподвижность. Чего стоит хотя бы изображение молодого мужчины в черной футболке с сатанинским перечеркнутым крестом на шее и подведенными глазами. Такая насыщенная темной энергией среда, помещенная в сакральное пространство христианского храма, создавала невероятный эффект незримого присутствия враждебного духа, с удовлетворенной усмешкой наблюдающего за безумным гордым человеком, желающим самоутвердиться за счет Искупителя.

При этом инсталляция Вайолы отсылает к психоделическим мотивам «Нью эйджа» – с его повышенным интересом к восточному оккультизму. Это предположение подтверждается интервью самого Вайолы, данном им на биеннале, в котором он рассказывал, что более 30 лет назад во время поездки в Японию стал учеником мастера дзен Даена Танака. Кроме того, художник признался и в своем профессиональном интересе к дзен, суфизму, равно как и к католическому мистицизму.

Такой всеядный круг интересов говорит об онтологической приверженности художника ко внехристианскому гностицизму, из которого еще в первые века после Рождества Христова берет свое начало древний культ сатаны. Культ этот дошел до наших дней, внешне видоизменившись – в том числе и оформившись в некоторые течения «Нью эйджа». Однако сущностно он остался тем же.

Размышляя о своей связи с Люцифером, ньюэйджевский писатель Дэвид Спенглер[11] в книге «Размышления о Христе» вполне откровенно пишет: «Христос – та же сила, что и Люцифер; Люцифер подготовляет человека для отождествления себя с Христом. Люцифер – ангел внутренней эволюции человека – работает внутри каждого из нас, чтобы привести нас к целостности, благодаря чему мы сможем войти в Новую Эру. Каждый из нас в тот или иной момент своей жизни приходит к такому переживанию, которое я называю “люциферовская инициация”. Многим людям и сейчас, и в предстоящих днях предстоит люциферовская инициация в Новую Эру… Принятие Люцифера – это включение в Новую Эру»[12].

Такое же свободное обращение с оккультными символами и языческими образами в традиционном пространстве христианского храма демонстрирует другой постмодернистский автор – Пипилотти Рист[13].

Экспонирование ее видеоинсталляции также состоялось на Венецианской биеннале – в церкви Сан-Сте. Разбросав по полу храма мягкие подушки для зрителей, она организовала видеопроекцию на потолке. Изображение представляло собой группу обнаженных женщин, снятых с нижней позиции, которые перемещались по куполу, приседая и танцуя. Такая откровенная экспансия примитивного язычества в сакральном храмовом пространстве вызвала слабый протест немногочисленной религиозной общественности города, который, однако, был быстро подавлен агрессивной прессой и художественным истеблишментом биеннале.

В связи с этим можно вспомнить выставку в одном московском храме [14], которая весьма неуклюже пыталась поддержать тенденцию проникновения современного искусства в традиционные храмовые пространства, существующую в Европе. Неуклюжесть же эта, на мой взгляд, состояла вовсе не в самом факте такой экспозиции, а в невнятности аргументов, высказанных в защиту этого проекта. Если на Западе этот процесс вполне однозначно интерпретируется самими деятелями современного искусства как экспансия в ранее закрытые сакральные области христианского религиозного сознания и культуры с целью подчинения и уничтожения христианства, то в случае с московской выставкой мы слышим лишь невразумительные заявления о необходимости диалога современного искусства и Церкви. При этом остается загадкой как непосредственно сама духовная платформа, на которой предполагается вести такой диалог, так и его конкретная конечная цель.

Развивая тему ревизии христианской культуры искусством постмодернизма, вскользь коснемся и наиболее радикального крыла контемпорари арта, работающего в этой зоне. Только вскользь, потому что более подробное описание этого явления может нанести любому нормальному человеку психологическую травму от подробного знакомства с этим «искусством».

Из наиболее духовно вредных и опасных радикалов необходимо упомянуть в первую очередь представителя так называемого венского акционизма Германа Нитша[15], выставка которого, кстати, сравнительно недавно состоялась в Москве.

Акции и стационарные выставки Нитша – его «Театра оргий и мистерий» – представляют собой иллюстрации к евангельским событиям (с использованием христианской символики, в том числе Распятия), погруженные в страшную кровавую вакханалию на фоне голых тел статистов, изображающих безудержную оргию. Причем кровь здесь используется как искусственная, так и настоящая – для чего приносятся в жертву животные и птицы. Эта жуткая языческая мистерия находится далеко за гранью добра и зла, будучи демонстрацией крайней степени сатанинской одержимости, при которой уже полностью теряется человеческий облик.

Нельзя также не вспомнить и деятельность другого «мастера» – Оливьеро Тоскани[16], работающего больше в жанре постмодернистской фотографии, часто используемой в рекламе. Его широко растиражированные фотографии, рекламирующие компанию, выпускающую одежду, изображают целующихся католических монахинь и священников. Такую рекламу даже разместили в Риме, у самых стен Ватикана, что повлекло за собой большой скандал, приведший, в свою очередь, к резкому увеличению продаж продукции этой компании. Как видим, антихристианские сюжеты все более успешно работают, в частности, и на маховик индустрии массового производства.

Чаще всего объектом атаки контемпорари арта становится самая святая и сакральная для христианства символика – в том числе Распятие. Кощунственные изображения Господа на Кресте – любимое «развлечение» постмодернистов: чего стоит хотя бы образ распятой пьяной лягушки с кружкой пива в одной лапе и яйцом в другой – «творение» Мартина Киппенбергера[17] или же серия фотографий Распятия, сделанных через призму стакана с мочой автора (Андреaс Серрано).

Жуткие свидетельства разложения современной культуры и человеческой личности, явленные антихристианским постмодернистским искусством, делает оккультизм «Нью эйджа» его духовным союзником и братом. Действительно, работая в параллельных областях «проекта» современной постхристианской цивилизации, сектантское движение «Нью эйдж» и искусство постмодернизма, соревнуясь в использовании технологий разрушения христианской культуры и христианской Церкви, взаимно дополняют друг друга и активно обмениваются вновь рожденными идеями и смыслами. Этот обмен происходит не только в области современной культуры, но и в массовых коммуникациях и в Интернете. И вся эта кропотливая и, в общем, достаточно слаженная работа призвана лишь к одному – к уничтожению христианства, Церкви, а в конечном счете – к стиранию из культурных кодов сегодняшней цивилизации самой памяти о Боге. Именно такую задачу и определил в своей статье «Истребление имени Бога» гуру постмодернизма Жан Бодрийяр, заявив: «…эквивалент умерщвления бога при жертвоприношении – в плане означающего, в плане имени, которое его воплощает. Только будучи растерзано, рассеяно на свои фонематические элементы при умерщвлении означающего, имя бога начинает незримо присутствовать в стихах и по-новому артикулировать их в ритме своих фрагментов, при этом никогда не восстанавливаясь как целое»[18].

Чаяние культуры и цивилизации вне Бога, желание занять Его место, делающее современное искусство одной из самых закрытых эзотерических сект, является серьезной опасностью для той небольшой части традиционной культуры, которая еще сохранила свои христианские корни и осталась свободной от власти сектантской культурной иерархии контемпорари арта. И свое нахождение на периферии современного процесса развития сегодняшней цивилизации она должна воспринимать как прямое и ясное подтверждение неотмирности Божией правды, а не как историческую и социальную несправедливость. Ведь в конечном счете гибель христианской культуры – это наша общая беда, о которой можно лишь с горечью сказать словами царя Давида: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13: 1).

Андрей Яхнин

20 апреля 2012 г.

[1] Из главы: «Французская революция, немецкий летчик Йозеф Бойс и другие».

[2] Цит. по: Нере Ж. Малевич. М., 2003. С. 13.

[3] Деготь Е. Русское искусство XX века. М., 2002. С. 25.

[4] Кубофутуризм – направление, объединившее принципы кубизма и футуризма; было распространено среди деятелей русского авангарда, в том числе таких авторов, как К. Малевич и Д. Бурлюк. Существует версия, согласно которой этот термин был предложен К. Чуковским в 1913 г.

[5] Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – стопроцентное изобретение Малевича, его неоспоримый «вклад» в развитие как русского авангарда, так и глобального контемпорари арта. Если внешне супрематизм выглядел всего лишь разновидностью абстракционизма, то сущностно он, конечно, претендовал на роль сверхбытия, что и подтверждается этимологией самого этого термина.

[6] Маркаде Жан-Клод — историк искусства, специалист по русскому авангарду.

[7] Цит. по: Нере Ж. Малевич. С. 32.

[8] Там же. С. 56

[9] Цит. по: Там же. С. 61.

[10] Из главы «Свидетели Малевича».

[11] Спенглер Дэвид (Spangler David, род. 1945) – писатель и один из главных идеологов движения «Нью эйдж», в последних своих книгах все чаще обращающийся к сатанинским культам.

[12] Цит. по: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2002. С. 740.

[13] Рист Пипилотти (род. 1962) – художница видеоарта, жесткая и последовательная феминистка как в искусстве, так и в жизни.

[14] Имеется в виду выставка современного искусства «Двоесловие/диалог», проходившая в притворе храма мученицы Татианы при МГУ летом 2010 г.

[15] Нитш Герман (Nitsch Hermann, род. 1938) – австрийский художник, автор и организатор жестко провокационных перформансов кощунственного по отношению к христианству содержания, за что даже в «сверхполиткорректной» Австрии дважды получал небольшие тюремные сроки.

[16] Тоскани Оливьеро (Toscani Oliviero; род. 1942) – итальянский художник и фотограф, часто работающий в рекламе – как журнальной, так и уличной, прославившийся своими «антиклерикальными» провокациями.

[17] Киппенбергер Мартин (Kippenberger Martin; 1953–1997) – немецкий художник, член панк-движения «Новые дикие»; его работы, почти все из которых он делал в пьяном виде, представляют собой смесь провокации, кощунства и злобы, столь характерную для левацкой контркультуры.

[18] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М., 2007. С. 333.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктор Соболев15 апреля 2017, 19:46
Константин Душенов провёл студентов по залам живописи в Эрмитаже от начала до конца. И они увидели, что это путь от Христианства к к сатанизму. Модернизм был необходим и остаётся необходимым средством управления людьми глобалистами-христопродавцам - доведения людей до скотского уровня. Поэтому Вторая Советская власть вместе с троцкими выкинула и малевичей.Впрочем, если вы просто Любите и знаете хорошо живопись, вы понимаете что,только вопрос времени, когда "Квадрат" Малевича окажется на помойке!
Василий Н.15 июня 2016, 16:08
Нормально отношусь к авангардному искусству (не считая современных крайностей вроде Гельмана). Согласен с Виолеттой.
Михаил17 сентября 2015, 18:37
Статья представляет собой подробное перечисление анти-православных, с точки зрения автора, течений, так что интересующийся таковыми получит их подробное описание, также как и ссылки на конкретных представителей. При этом, примеров положительной с т. зр. Православия художественных направлений не приводится вовсе, то есть мы не видим положительного содержания. Такой подход в публикации для узкого круга специалистов в спец. издании можно было бы понять; однако, вызывает удивление подобным образом составленная статья для широкого круга интересующихся Православием читателей.
Св16 августа 2015, 19:43
Глядя на такие картины у простого человека волосы дыбом.
Любовь 9 января 2015, 13:37
Я полностью согласна со смыслом, сама чувствую то же по отношению к работам Малевича и теориям Кандинского, но подача мне не понравилась. Мистифицировано, надеюсь их можно разнести и светским текстом, без религиозных гипербол. Найду вашу книгу и прочту)) спасибо.
Олег Стожков16 декабря 2014, 20:53
Совершенно удивительно читать негативные отзывы о всей книге тех, кто прочел лишь один отрывок из нее и при этом призывает "не бичевать тех, кого мы не понимаем". Мы, извините, и гитлера не особо понимали. Его тоже надо было в покое оставить? При этом он вредил больше телу, а все эти деятели "искусства", уродуют душу зрителей. Так что, призывы "не осуждать" - ничто иное как фарисейство, лицемерие или крайняя степень моральной близорукости.
Василий 5 июля 2013, 11:45
Надеюсь, из этой книги не сделают учебник для православного университета.
Виолетта28 сентября 2012, 22:56
Прочитала статью и ужаснулась - веет средневековьем, прочитала некоторые коментарии и стало еще страшнее. Андрей Яхнин своим тоном нспоминает тех кто отправлял людей на костры, а поддерживающие его - те кто подбрасывал хворост. Не забывайте, зто все мы созданы по образу и подобию Господа Бога нашего и основной нашей задачей является не бичевать тех кого мы не понимаем, не линчевать за отличие от основной массы, а искать и развивать внутри себя, цитирую Послания к Галатам Гал.5:22-23 "Плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..."
Читайте Нагорную Проповедь и Спаси Вас, Андрей Яхнин особенно, Бог!
Спасибо Татьяне и Ирине за коментарии
Василий25 сентября 2012, 19:20
Есть гораздо более взвешенная и притом интересная статья о русском авангарде: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/30718.htm.
Ирина17 июля 2012, 02:32
Татьяне Везелевой: "... Вы не можете уничтожать то что не понимаете." - здесь люди РАССУЖДАЮТ, а не уничтожают - это ПОДМЕНА Вами слов свидетельствует, что "перекручиваете" Вы и хитрите тоже Вы. Привыкайте, Татьяна, что работы Малевича "...прекрасны..." не для всех, тогда у Вас не возникнут навязчивые мысли о том, что кто-то кого-то хочет растерзать.
Татьяна Везелева26 апреля 2012, 22:57
Малевич это человек который жил, творил, любил...
А совсем не демон как его тут называют..
И работы его прекрасны, Вы можете этого не понимать, но Вы не можете уничтожать то что не понимаете.

Вы же все мои слова перекручиваете, Вы наверняка и бесов в хитрости превосходите своей демогогией
Вам лишь бы растерзать кого нибудь, милосердные мои...
Анна25 апреля 2012, 16:04
Татьяне
Вид инвалида у нормальных людей должен вызывать прежде всего сострадание и желание помочь,а такие чувства не нарушают душевный мир. Они должны быть присущи всем христианам.У меня сын учится в специализированной художественной школе и я всеми силами хочу его оградить от такого уродства как художества К.Малевича.
Наталия25 апреля 2012, 13:21
Ссылка для Татьяны и всем кому это интересно.
Мультимедийный блог протоиерея Дмитрия Смирнова.
Рубрика "Вопросы и ответы.
"Передача "Беседы с батюшкой" от 8 апреля 2012 г.
вопрос №4 "Как научиться различать злых и добрых духов"

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog
P S есть хорошая возможность закрузить только нужный тебе вопрос. Для экономии траффика.
Наталия25 апреля 2012, 13:10
Уважаемая, Татьяна. К сожалению, Ваша последняя фраза говорит сама за себя. Из уст христианина фраза "кому я это говорю..." свидетельствует о гордости и уничижениии других, что не есть христианскими чувствами. А очень напоминает общение на светских форумах, которые переполнены "мудрыми" высказываниями типа "сама такая".
Повторюсь в третий раз это фраза из Послания к Галатам Гал.5:22-23 "Плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..."
И если человек начнет сверять свою жизнь даже по одной этой фразе, то он может серьезно продвинуться в своем духовном развитии. Например, если инвалид вызывает у меня неприятные чувства, то где же мое милосердие, которое плод духа? Нет его, значит нужно вызывать его в себе сознательно.
И не надо путать милые и приятные ощущения, например, от выкуренной сигареты, просмотра веселенькой пошлой комедии или пустой болтовни с подружкой с радостью и миром душевным. Как раз мира там уж точно нет.
Чтобы не быть голословной я дам ссылочку на передачу протоиерея Дмитрия Смирнова "Беседы с батюшкой". Там он отвечает на наш вопрос "Как научиться различать злых и добрых духов?" И пусть он нас рассудит. Не поленитесь, посмотрите, вопрос №4. Уж Дмитрию Смирнову Вы надеюсь доверяете?)))) Спаси Господи.
Татьяна Везелева25 апреля 2012, 04:26
Для Наталии...
Нигде я невстречала такого совета...
И как это понять?
То есть если вид инвалида Вам не нравиться и мир в душу не вселяет то он не от Бога?
И если брат указывает на грехи, то и брат не от Бога?


Не всегда то что полезно должно быть приятно.
Лекарство бывает горьким, а праведная жизнь тяжёлой не весёлой и даже очень трудной..

А всё милое и приятное скорее приносит вред..

Разве смысл жизни не в том что бы искоренить грех в своей душе?
А это бывает больно!!!
Не выносимо больно!
И боль эта вызывает те самые негативные чувства которых вы так сторонитесь...

Впрочем , кому я это говорю...
Олег Нечаев24 апреля 2012, 11:28
Я, конечно, не эксперт в данной области, но скажу так - покажите работы Казимира Малевича ДЕТЯМ и услышьте их мнение. Оно будет однозначным и единогласным - это плохие картины. При этом дети с удовольствием будут рассматривать картины Шишкина Ивана Ивановича.
Так почему мы с возрастом перестаем видеть ту истинную, чистую и не поддельную красоту, которая вселяет в нас добро и любовь.
Спаси нас Господи! И помоги нам различать истинное искусство от ложного!
Наталия24 апреля 2012, 11:16
Уважаемая, Татьяна, это заблуждение.
Как различить добро и зло? Всем, кто серьезно задавался таким вопросом и, в конечном итоге, жаждал истины, а не подтверждения своих убеждений, известен такой вот совет старцев (его довольно часто слышишь от священников).Если после какого либо события:разговора с человеком, прочтения книги, просмотра телеперадачи, фильма или, как в нашем случае, созерцания полотен художника, мы испытываем негативные чувства и главное теряем мир в душе, то вещи эти не от Бога. Все, что угодно Богу должно восстанавливать в душе мир,благодать, радость или же плач и сокрушение о грехах, но никак не тоску и тягость на душе, которые возникают после просмотра картин Малевича. Тот же искренний плач и сокрушение о грехе в конечном итоге приводят к раскаянию и успокаивают человека, внушают надежду на Бога, но ни в коем случае не вгоняют в депрессию. Повторюсь, после созерцания полотен Малевича чувств и действий Богоугодных в душе не возникает, скорее наоборот - безысходность и тоска. Кроме того нужно не забывать, что зло чрезвычайно хитро и любит оправдываться благими намерениями. А благие намерения сами знаете куда ведут.
Татьяна Везелева24 апреля 2012, 00:46
Говорить должно о том, что достойно слышания, и слушающих поощряет к соблюдению правды и целомудрию (Исидор Пелусиот).

Малевич пытался показать людям уровень их падения духовного...
Наталия23 апреля 2012, 16:57
Татьяна: "По сути Малевич своими работами выступал против советской власти и за возрождение духовности..." ????

Весьма странный подход к возрождению духовности: через жуткие, мрачные картины к свету и радости. Получается, что для того, чтоб человек стремился к чистоте его нужно поглубже в грязь окунуть (а не просто вымыть). А чтоб он стал спокойно вечером по улицам ходить выходит нужно хорошенько ужастиками Стивена Кинга напугать (а не добрую книжку почитать). Вот и картины эти, простите, ужастики. Посмотришь и на душе муторно, и мир душевный потерял. А плод духа что? Вспомните. « Плод же духа: любовь, радость, мир..."
Вы, Татьяна, испытываете такие чувства после просмотра этих картин? Думаю любой психически здоровый человек ответит "нет". вопрос: так плод какого духа эти картины???
Любовь23 апреля 2012, 13:10

Татьяна, не огорчайтесь. Некоторые всеже поняли - что Вы хотели сказать.
Любовь
Александр П.23 апреля 2012, 11:45
Татьяне Везелевой
Цитата из другого поста Андрея Яхнина http://www.pravoslavie.ru/jurnal/52379.htm
"А чтобы кому-то не показалось слишком натянутым или излишне резким то, что я говорю, приведу цитату из К. Малевича, который и поныне остается «гуру» и частью предания современного искусства, цитату, в которой он выражает удовлетворение тем, что он и его сподвижники-авангардисты наконец-то «сорвали завесу святая святых Культуры и изрезали ее на портянки, разбили чашу тайн и причастие растоптали ногами; были сорваны венцы сияний авторитетов Искусства и брошены в ящик лома» (Малевич К. Собрание сочинений: В 5-и т. М., 2000. Т. 5. С. 119)."

светлана23 апреля 2012, 09:49
спасибо за статью.
Игорь22 апреля 2012, 16:54
Спасибо!
Хотелось бы дополнить к упоминанию "иконостаса" Малевича несколько его цитат - так, навскидку:

"Квадрат живой, царственный младенец.
Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры".

«Мы побеждаем того, кому приписано творение, и мы доказываем полетами крыльев, что мы все пересоздадим, себя и мир, и так без конца будут разломаны скорлупы времени и новые преображения будут бежать.
Мы, супрематисты, заявляем о своем первенстве, ибо признали себя источником творения мира, мы нормальны, ибо живы».

Даже с поправкой на невероятную болтливость и самомнение это довольно однозначно характеризует данного "демиурга"
Анатолий22 апреля 2012, 00:56
Спаси Вас Господи за статью.Такое "искусство", истинно православному христианину , нравиться не может.
Елена21 апреля 2012, 18:18
Татьяна,интересно, что же есть любовь по-вашему?
Если человек черное называет черным,а белое белым в этом нет никакого осуждения.
Почему же нам нельзя рассуждать о творчестве и жизни Малевича?В рассуждении еще нет осуждения.
А о христианской любви сейчас так много говорят,и еще больше требуют от других,но мало кто ее действительно стяжал..
Александр21 апреля 2012, 13:59
Татьяна,ну Вы этим кажется и пытаетесь заняться,самоутверждением за счет унижения,ПОТОМУ ЧТО когда человек говорит что ему просто не нравится это одно,да может по поводу внешности автор переборщил,но Вы сразу начинаете,да что за лажа,кто вообще это пропустил,начинаете учить администрацию,чего она должна,а чего не должна...это и есть то самоутверждение о котором Вы говорите...и еще непонятно кто больше пытается это сделать:автор статьи или Вы....
Александр21 апреля 2012, 13:54
Татьяна ну уж не Вам решать,чем должен заниматься сайт=)))
Евгений20 апреля 2012, 23:03
Сохрани Господи Церковь твою святую! Господь не бывает поругаем, а Церковь даже врата ада не одолеют до конца времен.
Елена20 апреля 2012, 22:49
Уважаемая Татьяна, ну о чем Вы говорите? Я далека от искусства, но работы Малевича уж никак не претендуют на "возрождение духовности". Даже наоборот, смотря на его работы, духовность куда-то исчезает, а на ее место приходит или отвращение, или какой-то непонятный страх. А еще возникает чувство, что художник все это рисовал для кого-то, кого он ненавидит. Где же Вы в работах Малевича увидели хотя бы намек на любовь? Неужели Вам кажется, что в момент написания картин им двигала любовь?
Татьяна Везелева20 апреля 2012, 19:58
Александр если бы вы били внимательны, то заметили бы что я не излагала своё мнение...
Своё мнение по поводу работ малевича я оставила при себе...
а любовь к ближнему..
Ту как раз должна быть.
Потому это православный сайт, а не сайт сектантов..
и задачи православного сайта это как минимум донести всеми доступными средствами свою любовь к людям и знания о Боге и о том что такое любовь..

Это статья вообще бред, начиная с того что он Малевич внешне похож на ..., это что же получается автор лично знаком, или кто то видел...
И получается что любой человек имеющий восточную внешность или даже просто европеец-брюнет уже должен быть осуждаем за своё сходство с нечистым...
Мне вообще удивительно как эту статью пропустили...

И любовь к ближнему она конечно "причём", всегда причём, в каждом вздохе и в каждом слове.
Да у большинства людей очень не простая жизнь...
И всем тяжко, но самоутверждаться унижая другого это не выход..
Тем более что этого другого уже и в живых то нет..
Мария20 апреля 2012, 19:35
Очень полезная статья
Александр20 апреля 2012, 17:46
Татьяна Вы проявляете эгоизм,значит если мнение автора статьи с Вашим не совпадает,то все,пропогандируется осуждение?...это вопрос дискуссионый и был выложен сюда для обсуждения,а сразу начинается поливание всего и вся и при чем тут приплели любовь к ближнему???....поэтому,когда Вы так начинаете говорить ну как минимум моветон=)))
Сергей20 апреля 2012, 16:49
Картина Малевича "Черный квадрат" дает представление, как эта сущность видит Царство Небесное из бездны.
Александр20 апреля 2012, 16:18
Это пощечина всем нам. И мы совершаем нечто подобное, когда делаем что-то неподобающее в своей квартире, когда она освящена и наполнена иконами.
Петр20 апреля 2012, 16:18
Странно, что в списке литературы отсутствуют теоретические труды самого "обвиняемого". : "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой". «О новых системах в искусстве». Здесь можно было провести интеренсые параллели с Булгаковым... Мне также известно издание "манифеста супрематизма" на немецком яз.
Татьяна Везелева20 апреля 2012, 15:46
Отсутствие лиц на его работах это отображение обезличивания за счёт навязывания мыслей и идей в том числе совестской действительностью.
Это о том что всех заставляли думать как велит партия, в итоге получалась масса безликих людей не имеющих своего мнения...
То же и с перекошенными и не симметричными лицами.. это искажение духовности советской властью...
И мне странно наблюдать что это написал якобы художник, который якобы через это прошёл... Через "это " , это через что?!?? :)
По сути Малевич своими работами выступал против советской власти и за возрождение духовности... А почему автор статьи так исказил всю его жизнь и все его работы это вопрос...
Успешный и образованный художник не станет поливать грязью Малевича, это мягко говоря моветон...

И ещё вопрос почему всё больше осуждающих, клеймящих,глупых и обличающих статей, кстати со сути фальшивых и не имеющих отношения к любви к Богу или любви к ближнему...
Почему вместо любви проповедуют осуждение...
Наталия20 апреля 2012, 13:28
Помилуй нас, Господи! Даже читать про это гадко (( хоть бы не сталкиваться в жизни!
Марина20 апреля 2012, 12:30
Наталья, книгу можно заказать на портале "Русский путь": www.rp-net.ru или купить в книжном магазине "Русское Зарубежье": www.kmrz.ru
Антоний20 апреля 2012, 11:56
Ведают, ведают. Они-то как раз ведают.
В статье же написано, что Малевич, происходящий из католической семьи, знал иконографию и сознательно шёл ко всей этой вакханалии. И современные "творцы" contemporary art-а вполне осведомлены в вопросах религии. Их богоборчество осознанно.
Наталья20 апреля 2012, 11:18
Жду продолжения.Подскажите, где найти книгу.Спасибо!
Константин20 апреля 2012, 09:56
Господи, прости их, ибо не ведают, что творят…
олег20 апреля 2012, 04:55
Абсолютно согласен с вашей статьей и будучи по своей профессии учитель рисования несомненно приму все ваши доводы к полному рассмотрению и поддержки нашего Христианского вероисповедания. Спаси вас Бог
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×