Неожиданные параллели: Михаил Булгаков и Павел Бажов

Казалось бы, что у них общего? Михаил Булгаков создал знаменитый интеллигентский роман «Мастер и Маргарита». Павел Бажов прославился сказами об уральских горнорабочих. Один стоял на позициях белой гвардии, другой пропагандировал социальные достижения советского строя, даже сказ о Ленине написал. И все-таки общее есть. В московском романе и в уральских сказах заботливо устроена атмосфера мифа, создана какая-то новая мифология. Впрочем, мифы получились каждый на свой лад.

Данила-мастер Данила-мастер
    

Их авторы воспитывались в среде дореволюционного духовенства. И Булгаков, и Бажов. Повзрослев, они отдалились от Церкви. Мифы написаны как раз с позиций, далеких от традиционных церковных устоев. Роман Булгакова и сказы Бажова создавались после революции, примерно в одно и то же время. Главный герой романа и сказов – мастер. Буквальное совпадение! Больше, чем просто совпадение. Тут общность темы, которую два автора разрабатывают – каждый своим путем.

***

Теперь сравним поподробнее.

Мастер у Булгакова создал роман на историческую тему. Он блестяще образован, гениален, уходит с головой в работу, самозабвенно трудится и завершает свой труд. Его роман должен бы обессмертить имя своего создателя, но получил разгромные отзывы от критиков, и публикация провалилась. Мастер тяжело переживает фиаско, разум его мутится, даже любовь и забота Маргариты не могут унять боль. Чего не хватает мастеру? Талант есть, трудолюбие тоже на месте. Не хватает удачи. Где ее взять? Мастер – человек искусства. Он не ждет удачи от бюрократических учреждений советских писателей и не собирается служить винтиком в огромном механизме из литературных работников. Он хочет встречи с Воландом, хочет таинственного просветления своей жизни, ищет лучшей судьбы для своего творчества.

Мастер у Бажова тоже наделен изрядным упорством, целеустремленностью и талантом. Мастер извлекает из горной породы ценные минералы и творит из них необычайную красоту. Мастер (или во множественном числе: мастера) только с виду ремесленник. На самом деле он – истовый служитель красоты. И для этого служения горному мастеру нужна опять-таки удача. Одного трудолюбия и таланта мало. Помогает мастеру Хозяйка медной горы, Великий полоз и тому подобные персонажи.

Мастеру нужна удача… Не удача как тривиальное благоприятное стечение обстоятельств, счастливый случай, но удача как властное покровительство.

Вот она, пресловутая проблема: художник и власть. За этой проблемой тянется длинный шлейф больных вопросов. Как власти ценят художника? Как покровительствуют ему? Как навязывают ему социальные заказы? Как требуют за свое покровительство спускаться из высших сфер искусства в подземелье-мастерскую ремесленников? Об этом сказано было довольно, и я не буду повторять так называемые прописные истины.

Жизнь Булгакова и Бажова пришлась на революционную эпоху, в стране сменилась власть. Власть из прошлой российской жизни у Булгакова и Бажова – присутствует, но она выведена практически бессильной. Для нас это важно, поскольку речь идет не только о власти государственной, но и о власти церковной. В романе и сказах мы встретим совершение некоторых православных обрядов, которые никак не могут помочь тем, кто на них уповает. У Павла Бажова описания обрядов выдержаны в решительно антицерковном ключе. У Михаила Булгакова не все так однозначно, как у Бажова, но тоже прискорбно читать. Одним словом, на пространстве романа и сказов – Бога нет, и мастер не ищет Бога.

В качестве реальной власти, которая помогает мастеру, выведена… нечистая сила. Почему так? С отчаяния. Мастер в романе и сказах бьется-бьется, ничего у него не ладится, и тогда с отчаяния мастер ищет встречи с нечистой силой. Надо заметить, что нечистая сила предстает перед мастером не в своем истинном обличье, а в романтизированном виде. Что-то похожее мы найдем у Гете, в русской литературе – у Лермонтова, Гоголя, авторов Серебряного века. Какой-то образ меланхолического демона, который наделен глубоким чувством прекрасного… Конечно, подобные представления о духовном мире очень далеки от христианской традиции.

Тем временем Булгаков и Бажов рассказывают читателю, как мастер ищет удачи и получает свою удачу. Получает, но это не приносит ему счастья. И не может принести. Бажов прямолинейно говорит: «Вот она, значит, какая, Медной горы хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Примерно те же слова можно повторить и про булгаковского Воланда.

Судьба мастера складывается так: поначалу мастер пытается своими силами создать подлинный шедевр и представить его людям – безуспешно; встречая нечистую силу, мастер попадает под ее очарование; что-то весьма неординарное наконец удается, но желанного удовлетворения удавшиеся дела почему-то не приносят; затем нечистая сила, явно или не очень явно, губит мастера.

Губит! Вспомним финал мастера и Маргариты. Вспомним, что в сказах Бажова происходит со многими камнерезами: поманила мастера удача, дела его на удивление наладились, только он отчего-то задумчивый стал, все что-то искал, потом пропал надолго, нашли его безжизненное тело в глухом горном лесу, а в руке камешки зажаты – волшебной красы. Какая уж тут удача? Нет, это не удача, а роковая ошибка мастера. И она стоит мастеру жизни.

***

Я не претендую на то, чтобы дать новый литературоведческий анализ романа и сказов, сделать выводы, с которыми не поспоришь. На богословскую трактовку литературных произведений я тоже не претендую. Я просто сравниваю творчество двух разных писателей. Просто думаю вслух о прочитанных книгах.

В трудное время писали Бажов и Булгаков. Смерть, скорая на расправу, ходила по нашей земле, великое смятенье было в умах. Как сохраниться художнику в таких неподходящих для творчества условиях? Как не превратиться в бездарного ремесленника, не сгинуть в безвестности?

Как? – Только с Божией помощью.

Диакон Павел Сержантов

8 октября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе О литературе
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Литературные взгляды Оптинских старцев и их исполненные мудрости оценки творчества русских и мировых писателей позволяют нам составить правильное, духовное представление о литературных произведениях и звучат для современных литераторов как духовное завещание и напутствие.
ВРЛ ВРЛ
Прот. Андрей Ткачев
ВРЛ ВРЛ
Протоиерей Андрей Ткачев
Великая литература в России это незаконнорожденный плод молчащего духовенства. Если бы не появилась литература (та самая – Великая Русская), то очевидно пришлось бы камням завопить. Или – народу умереть от немоты и неестественности. Третьего не вижу. То, что уже сказано, тянет на предисловие к диссертации.
В лучах закатного солнца В лучах закатного солнца
Александр Ужанков о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В лучах закатного солнца В лучах закатного солнца
К 80-летию событий, развернувшихся на страницах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Александр Ужанков
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из самых прелестных (в исконном значении этого слова) произведений русской литературы. Московские приключения героев параллельны не только тем, что описаны в сочинении об Иешуа Га-Ноцри как некогда свершившиеся, но и богослужениям Страстной седмицы. События в романе, профанирующем евангельскую историю, начинаются 1 мая 1929 года – 80 лет назад.
Комментарии
Павел23 августа 2015, 01:02
Отец Павел, а вы читали статьи и видели ли лекции Кураева и иеромонаха Димитрия Першина о Мастере и Маргарита? А то ведь выходит, зря продолжаются толкования Булгакова как сатаниста. НАчинаешь с намеками отца Димитрия ковыряться, и понимаешь, что те, ко видит там апологию сатанизма, зачастую сами себя обличают. Не к Вам, конечно, относится, просто вы очень плоско трактуете
Cindy20 мая 2014, 04:18
..сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок...
..во все времена, добро побеждало зло!
..нам надо быть добрее ко всем и всему нас окружающему, и детей воспитывать в этом духе. Тогда всем жить будет хорошо, да и Господу легче будет.
Слав Богу!
Нина30 января 2014, 15:28
Очень интересное мнение. Спасибо.
То, что в "Мастере и Маргарите" есть много различных тем и "линий", я догадывалась (читала в школе, и потому глубоко вряд ли я поняла),
а вот сказку Бажова не могла разгадать вообще никак. Зачем? о Чем? Что это? В детстве хочется четко все и всех разделить на "хорошо" и "плохо", а эта сказка так и оставалась для меня "больной" неразрешимой задачей.
Сепасибо, еще раз. Вы дали мне ниточку, за которую можно пораспутывать клубок)
Алевтина Викторовна29 января 2014, 23:20
Ах, уж лучше бы я не читала эту статью! Нахлынули воспоминания. Как мы в молодости читали Булгакова, напечатанного на синьках. ( я работала в проектном институте). Как мне стыдно было признаться, что я ничего толком не поняла в этом романе, но ужас меня охватил огромной силы, как кошек у Н.Н. "Мои бедные кошки, взъерошенные, шерсть дыбом, глаза на лбу, уставились в один угол и ВОПИЛИ - им явно было страшно." Потом в зрелом возрасте я хотела перечитать роман, но не смогла, мне опять стало жутко. Я даже книгу эту дома хранить не смогла, выбросила. Потом прочитала о Булгакове, как он жил и поняла, несчастный был человек, я бы сказала человек с болезненной психикой. Я не люблю его произведения. Особенно фильм "Собачье сердце". Меня начинает подташнивать, до того жаль собаку и людей. Статья, на мой взгляд, очень правильная. Творчеством Бажова никогда не интересовалась. А вот почитайте сказки А.С.Пушкина. Там вся нечистая сила терпит фиаско. Особенно в "Золотом петушке".
Мне статья очень понравилась! Спаси Господи!
Андрей Шабельников 4 декабря 2013, 19:25
О Бажове следует помнить то, что он в Гражданскую войну некоторое время служил в карательном отряде "Красные горные орлы". В послужном списке отряда - расправы над верующими и священниками.
Василий 6 ноября 2013, 01:24
Роман, хорошо, оставим "Мастера и Маргариту" - слишком сложная и многозначная книга. Но вот что касается Бажова - лично я читал некоторые его сказы (не все) именно в детском возрасте, и мне нравилось. А талисманы и заговоры - все это в той или иной форме присутствует и в народных сказках. И священников там сплошь и рядом называют именно попами. И есть немало сказок, высмеивающих духовенство, и это нормально - высмеивалась не вера, а недостойные пастыри. Так что же теперь, считать большую часть сказок проповедью язычества?
А вообще, согласитесь, что статья все же не о "душевредности" Булгакова и Бажова, а несколько о другом.
Алекс 4 ноября 2013, 23:57
"григоров виталий: Я правда не припомню, как Мастер у Булгакова искал покровительства у нечистых сил..."
Я припоминаю, что Бездомный пересказал Мастеру трагедию на Патриарших, и Мастер загорелся: Вот Вам повезло, знаете кого Вы встретили? И на "Евангелие от Воланда" реагировал: "Как я угадал!" Потом и Мастеру "повезло" встретиться. Мастер стремился к встрече с Воландом и смотрел на него снизу вверх, нуа Воланд на Мастера взирал покровительственно.
григоров виталий31 октября 2013, 08:46
Очень неожиданное сравнение... Я правда не припомню, как Мастер у Булгакова искал покровительства у нечистых сил... Ну, да ладно. Хочу поделиться своей историей. Мое обращение к православию, к церкви стало возможно ТОЛЬКО после пяти раз прочитанного романа Мастер и Маргарита, и просмотренного до дыр диска с этим фильмом. Я не знаю, почему, но для меня это произведение стало не романом о дьяволе, как принято считать, а романом о Христе. И теперь я премногоблагодарен Булгакову за такое мое просвещение...
Никакие прежние беседы, в том числе и с воцерковленными людьми, не могли меня удивить и убедить...
Сейчас свободно читаю Житие святых, другую православную литературу, понимая о чем. А ведь до Булгакова, как ни старался, а ничего не выходило.
Сказки Бажова с детства не любил и не понимал. И сейчас, будучи взрослым человеком, иногда смотрю с детками мультфильмы по мотивам сказок Бажова, но ничего сверхъестественного там не вижу. Все сказки - такие! Спора между Божественным и Черным там не вижу никакого...
Вероника23 октября 2013, 14:01
Есть о чем подумать.Спасибо за статью и тихий голос вразумления.
Эвелина18 октября 2013, 06:23
Хорошая статья.Ни о каком идолопоклонстве речи и нет, за что критикуете? Автор не ругаетни Бажова, ни Булгакова, а лишь сожалеет, что их герои не там покровительства и помощи искали.Интересно было читать. Я с этой точки зрения не смотрела на Бажова, а ведь и правда... И действительно герои погибают тоскливо, непонятно, и действительно связываются с нечистой силой.
Молодец, автор. Скромный только очень. "Я не претендую на литературную критику..."А вы претендуйте. Умно и ясно пишете. Претендуйте!:)
Роман13 октября 2013, 08:16
Василий, нет никакого большевистского желания запрещать. Практическая сторона вопроса какова? М.Б. дает Иешуа, вместо уничтожаемого большевиками Иисуса. Новый образ, весьма приземленный, который с успехом пошел в интеллигенцию. Вместо : "Не имаши власти над мною..."- что получили?: "А ты бы отпустил меня, игемон..." В какие годы творился роман? Неужели это не очевидно? Это же подмена! Внешне роман блистает, не спорю, но за этим фейерверком тонкий умысел, действительно мастерский. А про Бажова так скажу, пообщайтесь с людьми рабочими, жителями уральских деревень и поселков, которые моют металл. Опасная, тяжелая физически работа, как правило в лесах. Благодатнейшая почва для суеверий и т.д., талисманы, заговоры и т.п. Маленькому ребенку эти сказки не почитаешь, в руки их возьмет почти юноша. И что он получит? Земляную кошку? Таюткино зеркальце? Хозяйку медной горы? Опять же там не батюшка, а "поп", как правило пособник злодеев хозяев производства. Вот и все.
Василий12 октября 2013, 19:08
Роман, ни в какое идолопоклонничество Бажов не вел людей. С тем же успехом можно сказать, что в идолопоклонничество ведут народные сказки.
Насчет Иешуа - рекомендую книгу о. Андрея Кураева "Мастер и Маргарита: за Христа или против".

Вообще, откуда это стремление "все запретить" (вполне большевистское, на мой взгляд)?
Н.Н.10 октября 2013, 11:43
ЕВГЕНИЯ
..."Ему стоило бы прочитать популярную брошюру о вреде пьянства, явления человека без головы, скорее всего, бы прекратились сами".

Спасибо Вам за добрый совет, но, видимо, Вы не поняли...
Булгакова как раз беспокоило (в конце жизни особенно, об этом много написано), что люди (т.е. мы с вами) не верят и не понимают, что эти силы реально существуют и насколько они опасны...
(Старые люди, например, моя бабушка, даже произносить слово ч...т запрещают: кого зовёшь - тот и появляется).
Если Ваш личный опыт сводится только к пьянству - даже и не знаю, порадоваться или посочувствовать...
Роман10 октября 2013, 06:56
Как Булгаков описал Христа? Добряк философ, излечивший головную боль, жалкий, побитый, напуганный, желавший бегства. Потому позволили написать этот роман, чтобы в голове советской интеллигенции и сложился такой образ, доброго человека, не более, казненного за преступление с политической окраской, а не жертвующего собой. Истинное представление о Боге, как надеялись, в массах было утрачено, необходимо было чем-то его подменить. Булгаков в "Белой гвардии" четко выразил свою позицию ко священству и церкви описывая сон Николки:" Попы ваши, дураки!". А Бажов четко повел темные народные массы трудящихся в идолопоклонничество.
Евгения 9 октября 2013, 19:37
С такой логикой лучше вообще художественную литературу не читать - любой сюжет можно истолковать в нехорошем смысле.
Очень заинтересовала история про актера - "Один знакомый, в прошлом актёр, отказался от роли Азазелло после нескольких репетиций после того, когда несколько раз в дверь его квартиры звонили, он открывал дверь и видел на лестничной площадке кота в сопровождении человека без головы. Через несколько лет вообще ушел из театра... Сейчас воцерковлён. История реальная". Ему стоило бы прочитать популярную брошюру о вреде пьянства, явления человека без головы, скорее всего, бы прекратились сами.
Василий 9 октября 2013, 19:10
Сказочные персонажи - они и есть сказочные персонажи, и так к ним и надо относиться, а не как к нечистой силе. Иначе получается, что 60% народных сказок проповедуют сатанизм.
Тем не менее основная мысль статьи интересна.
Юлия 8 октября 2013, 19:13
Ольга, перечитайте Бажова! Сама читала в детстве, теперь вот взялась познакомить с его сказами сына. Была поражена насколько они темные, тяжелые, языческие...
Ирина 8 октября 2013, 14:05
Интересная тема и интересные параллели. Я сама живу на Урале, и П.Бажов здесь является региональным брэндом, если можно так выразиться. Я в свое время очень любила Бажова, но потом, меня стало что-то настораживать в нем.Потом я поняла что. Языческое мировоззрение, которое вернулось в сферу социальной жизни при советской власти. Нечистая сила обрела языческие образы. Хозяйка Медной горы -это душа горы, некий сакральный объект.Произведения Бажова-это действительно отравжение той эпохи,-горнорабочие и рабочите солеварен на Уравле обладали достаточно высоким уровнем религиозности и в щахту спускались только с молитвой, так как по словам одного старго кизеловского рабочего "страшно было" - порода обрушится может. Так что автор прав Бажов и Булгаков -это две стороны одной медали, хотя одна раскрывает городской московский быт, а другая показывает быт небольших горнозаводских поселков, работу в рудниках, но это сцщества проблемы не меняет.
Татьяна 8 октября 2013, 13:37
Мастер и Маргарита читала в детстве и перечитывала несколько раз. Пока не пришла в Церковь. После прочтения книги диакона Андрея Кураева "Мастер и Маргарита. За Христа или против?" совершенно с другой стороны открылся роман. Почитайте, кто не читал много для себя откроете.
Сказы Бажова в детстве тоже очень любила, но грусть оставалась, что мастера умирали, как пропадали. Хорошо подметил автор: ищут люди Удачу, а какой ценой платить за нее придется, не задумываются...
Ольга 8 октября 2013, 12:56
Я совершенно не согласна с автором. Это два совершенно разных произведения. Любое произведение можно "подогнать под свои мерки". Сказки Бажова всегда олицетворяли добро. Где любовь побеждает зло, и учат трудолюбию.Ну а с романом "Мастер и маргарита" можно много обсудить. Те проблемы, что существовали в то время, актуальны и сейчас, в том числе и безверье людей. По сути роман и говорит о том, что там где нет веры- там дьявол.Даже он сочувствует, что человек остается при своих грехах. Я думаю не надо сравнивать духовную литературу и классическую.
Сантехник 8 октября 2013, 12:52
Но ведь Данила-мастер играл еще "мастера" в "Сказании о Земле Сибирской" - нет? И, КАК мог, служил людям...
Просто это другая форма ответа на заключительный вопрос Вашей статьи...
Ошибаюсь?
alisum 8 октября 2013, 12:19
Не надо так анализировать сказки. Сказка есть сказка. Не надо отрываться от русской культуры. Анализ в этой статье производит впечатление, уж извините меня, чего-то некультурного.
Я помню 90-е годы и как не в меру ретивые мамочки (женщины образованные) начали выдавать своим детям русскую классику и фольклор в сверхредуцированном варианте, а главное - не всё и с разбором пуританским. Я видела, что у них получилось... Этим детям не хватило того, что входит в формирование этического сознания человека как художественное воздействие (что такое хорошо и что такое плохо). Это эксперименты, новации, а в действительности - бескультурье.
Ольга 8 октября 2013, 12:18
Да, хорошо, что в школу пообещали вернуть изучение русской Да, хорошо, что в школу пообещали вернуть изучение русской литературы. Сначала я подумала, что автор статьи просто не понял романа Булгакова (он действительно сложен) и уже готова была порекомендовать лекции А.Ужанкова или о. Андрея (Кураева), но оказывается и со сказами Бажова дело обстоит не лучше.
Простите меня, уважаемый автор, ну зачем подминать под себя и свою весьма не оригинальную мысль замечательные произведения прекрасных писателей. Они слишком содержательны, чтобы служить такой однобокой иллюстрацией. Зачем создавать ширмы из перечисления великих имен, если их произведения восприняты похожим образом.
Предлагаю взяться за тему попроще, и в следующий раз рассмотреть образ трамвая в русской литературе двадцатого века. Помните, у того же Булгакова в “Мастере и Маргарите”, ну и, например, Пастернак “Доктор Живаго”.
литературы. Сначала я подумала, что автор статьи просто не понял романа Булгакова (он действительно сложный) и уже готова была порекомендовать лекции А.Ужанкова или о. Андрея(Кураева), но оказывается и со сказами Бажова дело обстоит не лучше.
Ирина 8 октября 2013, 12:13
спасибо! неожиданно, хотя если вспомнить, что П. П. Бажов в молодости был причастен к деятельности бригады "Красных орлов"...
Н.Н. 8 октября 2013, 12:07
Очень интересно.
На мой взгляд, Булгаков опаснее. В его таланте у меня нет и тени сомнения.
Мне дали роман на выходные... Чтением была поглащена, даже поесть нЕкогда было. До тех пор, пока из кухни не донёсся истошный ВОЙ 2-х моих кошек, да такой, что я побежала смотреть, что там происходит. Мои бедные кошки, взъерошенные, шерсть дыбом, глаза на лбу, уставились в один угол и ВОПИЛИ - им явно было страшно. Без сомнения, они в том углу что-то видели, да такое, что перепугались не на шутку... На полу валялся нож... Тут уж и сама перепугалась (дело было летом, дома была одна). Быстро побрызгала по всем углам крещенской водой, но книгу всё же дочитала... ЗАТЯГИВЕТ! Мне думается, что Булгаков опаснее тем, что ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ греха (особенно для интеллигенции) у него сильнее и реалистичнее; ПОКОЙ, который получил мастер - многих устроит...
(Один знакомый, в прошлом актёр, отказался от роли Азазелло после нескольких репетиций после того, когда несколько раз в дверь его квартиры звонили, он открывал дверь и видел на лестничной площадке кота в сопровождении человека без головы. Через несколько лет вообще ушел из театра... Сейчас воцерковлён. История реальная).
Анна 8 октября 2013, 11:52
Близкая тема.
Как для художника важно смирение и терпение, важно преодолеть с Божьей помощью тщеславие и многие пороки. Каждому человеку это важно, но художнику важно от того что его творчество обращено ко многим людям и они от него научатся или соблазнятся...
Елена 8 октября 2013, 11:33
Может быть, не имея возможности говорить о Боге, авторы предостерегали от нечистой силы? Вот только, описывая ее, сами почти очаровывались ею? Оба автора мной любимы. Их произведения ставили вопросы о смысле жизни...
Андрей 8 октября 2013, 11:24
После прочтения статьи, сразу вспомнил еще одного персонажа - Федота Стрельца. На помощь к Федоту, ставшему жертвой интриг, приходят демонические силы. И цель этих сил - свержение власти, смута и хаос. И удалой молодец (или мастер) - как ключ, орудие возмездия.
В этих литературных образах можно увидеть нашу реальную историю. Федот, мастер - образы русского народа, его творческой и трудолюбивой части. Потом этот народ, задушенный, преданный и порабощенный своей же властью, используют темные силы для революций и мясорубок.
И что мы видим сейчас? Тот же сюжет повторяется в наше время...
Михаил 8 октября 2013, 11:11
Мне статья очень понравилась! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×