«Один ребенок — эгоизм, два — антагонизм, три — начало нормальной семьи»

Беседа о семье и воспитании детей со священником Филиппом Ильяшенко, отцом 9 детей

Священник Филипп Ильяшенко всегда знал, что если останется один, то станет монахом, а если найдет человека, с которым будет несложно пройти путь длиною в жизнь, создаст крепкую большую семью. Сейчас в семье отца Филиппа 9 детей. Корреспондент портала Православие.Ru попросил батюшку рассказать о том, как важно найти близкого по духу человека и прислушиваться к советам отца.

Семья о. Филиппа Ильяшенко год назад. В 2014 году детей стало уже 9 Семья о. Филиппа Ильяшенко год назад. В 2014 году детей стало уже 9
    

— Отец Филипп, скажите, какой, по вашему мнению, должна быть многодетная мама?

Это только ты думаешь, что ты выбирал — на самом деле выбрали тебя!

— Часто, мечтая, человек рисует в своем воображении, каким будет его спутник: как он будет выглядеть и какими чертами характера обладать. Поэтому и я, будучи еще очень молодым человеком, составил себе целый список требований, под которые обязательно должна была подойти девушка, чтобы стать моей женой. В конечном итоге я женился по любви, опустив критерии, которые сам себе составил. Конечно, я опасался, что моя любовь все-таки не станет разделять со мной те ценности, в которых воспитывали нас родители и наш духовник протоиерей Владимир Воробьев. В чем бы то ни было — как в том, что служение в Церкви, священническое служение — это особое, высшее служение, так и в том, что семья может быть только многодетной. Так я думал, пока один умудренный протоиерей не мне сказал такую вещь: «Это только ты думаешь, что ты выбирал — на самом деле выбрали тебя!»

Не знаю за что — наверное, за молитвы родителей — меня миловал Господь и избавил от необходимости столкнуться с проблемой, которой я опасался.

Говорят, что мужчина выбирает себе жену, похожую на его мать. Однако моя жена — полная противоположность женщине, которая подарила мне жизнь. Конечно, она так же, как и моя мама, любит детей и хочет, чтобы в семье их было как можно больше, но по характеру она – полная противоположность. Мягка и кроткая, она больше напоминает мне отца, который многое нам попускал, несмотря на то, что мама строго следила за тем, чтобы мы не баловались.

— Почему вам было настолько важно найти человека, который также хотел бы создать многодетную семью?

— Я просто не представлял, что в моей семье будет только один ребенок. Для меня иметь много детей в семье — вещь сама собой разумеющаяся. Это связано не только с тем, что я вырос в многодетной семье, но и с тем, что мои бабушки и дедушки со стороны обоих родителей имели многодетные семьи.

Будучи молодым мужчиной, мой дедушка стал инвалидом и сказал бабушке, что освобождает ее от данного им слова

Мой дедушка по линии матери — Евгений Абмарцумов — имел многодетную семью из семи человек, так же как и дедушка со стороны отца. Бабушка и дедушка по отцовской линии хотя и умерли рано, но связь с ними мы чувствуем и по сей день. Отец часто нам рассказывал удивительную историю любви дедушки и бабушки, которых мы никогда не видели. Будучи молодым мужчиной, мой дедушка стал инвалидом и сказал бабушке, что освобождает ее от данного им слова, потому что вынужден будет до конца жизни провести в инвалидной коляске. Так как бабушка сильно его любила, она все-таки вышла за него замуж. Хоть они и не были воцерковленными людьми, но все же смогли создать счастливую многодетную семью. Так как мои родители воспитывались в многодетных семьях, я думаю, они и не задумывались, какой будет их семья.

Семья отца Александра Ильяшенко Семья отца Александра Ильяшенко
    

— Кого в многодетной семье ждут больше: мальчиков или девочек?

— Я думаю, что любой адекватный человек будет рад уже только тому, что у него появился здоровый ребенок, а кто он — мальчик или девочка — уже не так важно. Рождение детей — это всегда праздник, но не могу не заметить, что рождение мальчика – особое событие. В семье я был хоть и вторым ребенком, но первым сыном, поэтому я всегда чувствовал свое особое положение, отчего часто капризничал и не отходил от мамы.

Насколько я помню себя в детстве, я всегда был очень близок со своей мамой.

Когда я немного подрос, а в семье начали появляться другие дети, я начал осознавать, что являюсь старшим братом. Знаете, в народе говорят, что старший сын – это второй отец. Это очень высокая планка, которой я до сих пор не могу соответствовать.

— Есть ли проблемы, которые не возникают в многодетных семьях?

Один ребенок — эгоизм, два — антагонизм, три — начало нормальной семьи

— В моем детстве говорили: «Один ребенок — эгоизм, два — антагонизм, три — начало нормальной семьи». Проблема эгоизма минимизируется. Я, конечно, скажу неправду, если начну говорить, что в многодетной семье дети всегда живут благополучно, что никто из них никогда не станет пить, курить или воровать. Увы, подобных примеров я знаю много. Хотя православное воспитание является профилактикой правонарушений и каких-то недобрых зависимостей и увлечений, это все-таки не панацея. Такой панацеей может быть только любовь и вера родителей, причем не на словах, а на деле. О себе могу сказать, что любить детей по-настоящему мне стоит еще поучиться.

— Своих детей вы воспитываете по тем же принципам, что и ваш отец?

— К сожалению, я не похож на своего отца. Он всегда очень много внимания уделял нам – своим детям, каждый день подолгу с нами возился, а я так просто не умею. Если бы умел, то все равно бы не успевал. Поэтому большую часть времени с нашими детьми проводит моя жена. Когда я прихожу вечером домой, прошу ее рассказать о событиях, прошедших за день. Иногда жена просить принять участие в воспитании детей.

Святейший Патриарх Кирилл, протоиерей Александр Ильяшенко, иерей Филипп Ильяшенко Святейший Патриарх Кирилл, протоиерей Александр Ильяшенко, иерей Филипп Ильяшенко
    

В основном, я все же стараюсь наблюдать за жизнью детей издалека, давая им свободу и право выбора, как это когда-то делали мои родители. С малолетства я приучаю своих детей точно знать, чего они хотят. Приведу пример: когда мой средний сын начинал капризничать и чего-то требовать, я ему говорил следующее: «Выбирай, чего ты хочешь: успокаиваешься и остаешься с нами играть или идешь за дверь». Ребенок должен принимать решения и четко понимать последствия своего выбора. В будущем ему не раз придется выбирать из разных вариантов правильное для себя решение, а также отвечать за свой выбор.

— Часто ли вы обижались на своего отца, когда у него не хватало времени лично на вас?

— Скорее, я обижался, когда мой отец уделял мне слишком много внимания в «определенных» ситуациях.

С присущим мне тогда юношеским максимализмом я полагал, что со своими проблемами я лучше разберусь сам, нежели в этом мне будет помогать отец. Но после очередной неудачи я опять стоял напротив отца, который пытался донести до меня то, что я не мог понять, совершив тот или иной поступок.

Когда отец проводил со мной эти разъяснительные беседы, я предпочитал стоять и мысленно про себя думать: «Ты говори-говори, а я постою помолчу и дальше пойду делать так, как считаю нужным».

Тем не менее, я благодарен своему отцу за его разговоры со мной, потому что в определенные моменты жизни его советы и наставления мне все-таки помогали.

— А своим детям вы устраиваете разъяснительные беседы или в семье чаще случаются «разборы полетов» с наложением санкций?

— Дело в том, что я куда более жесткий человек, чем мой папа, и у меня разговоры выходят гораздо короче и радикальнее. Думается, что мои дети не будут вспоминать наши беседы с такой же благодарностью, как я вспоминаю их с моим отцом.

Наши родители воспитали нас так, что мы захотели создать многодетные семьи, честно работать и жить с Богом, но захотят ли этого наши дети? Я считаю, что время покажет, и это для нас будет самая главная проверка.

— А были ли у ваших детей такие же проблемы, как и у вас в детстве? Как удавалось их решить?

Нам легче прежде всего потому, что за нас больше молятся

— Конечно, проблемы были и есть всегда. Как бы это странно не звучало, но в современном мире моей многодетной семье жить намного легче, чем жилось семье моих родителей. Нам легче прежде всего потому, что за нас больше молятся. За нас молится наш духовник, наши родители, мои братья и сестры, родственники, друзья и прославленный в лике священномучеников наш прадед — священномученик Владимир Амбарцумов.

Священник Филипп Ильяшенко Священник Филипп Ильяшенко
    

Мои дети учатся в православной общеобразовательной школе с очень хорошим уровнем образования, а также с пониманием материальных возможностей многодетных семей. В школе, конечно, у детей возникают проблемы, но их меньше, чем, если бы мои дети учились в обычной общеобразовательной школе. Им не нужно, как мне в свое время, скрывать свою веру.

Сейчас мои дети достигли переходного возраста, который принес некоторые проблемы, но я понимаю, что это проблема именно переходного возраста, проблема отрицания, а не того, что ребенок чувствует себя ненужным и поэтому делает все наоборот. Для становления личности это нормально. И, безусловно, это заставляет привыкшего к положительному настроению в семье родителя понимать, что это некий период, который нужно пережить вместе с ребенком.

— Если почитать материалы православных СМИ о многодетных семьях, то возникает ощущение того, что у таких семей совершенно нет проблем. Так ли это на самом деле? Какие проблемы возникают у многодетных семей помимо денежных и жилищных?

— Вы правильно вынесли за скобки два самых главных вопроса, и я не могу их не прокомментировать. Жилищный вопрос в многодетной семье один из самых главных, на втором месте – денежный. Но, как говорят, «Бог дал детей — даст и на детей». Так и получается! Бог и государство про нас не забывают.

В наших расходах — не самая большая часть, но тем не менее, существенная часть — это помощь государства. Благодаря ей мы можем выжить.

В наших расходах существенная часть — это помощь государства. Благодаря ей мы можем выжить

В многодетной семье проблем в несколько раз больше, чем в обычной. Одна из многочисленных проблем многодетных родителей – это проблема образования ребенка. Когда в семье один ребенок, его можно привести и забрать из школы, отвести на какую-либо секцию или кружок, выучить с ним уроки. А когда у тебя пять школьников и три дошкольника, которые уже занимаются на каких-то занятиях, то одна логистика стоит отдельного должностного лица. По Кодексу законов о труде РФ человеку положено трудиться 8 часов в день 5 раз в неделю. Несмотря на это, многодетная мама работает три смены в день семь дней в неделю. Быть мамой — самая трудная работа, потому что всем нужно угодить. Дети приходят со школы в разное время, всех нужно накормить, а так как дети разные, то и едят они по-разному: один ест суп, другой его не ест. Также многодетной маме каждый день приходиться убираться, потому что когда в доме десять детей, в доме творится хаос. Навести элементарный порядок в условиях ограниченного пространства — это достаточно сложно. Это тоже целая проблема, потому что никто не хочет ничего делать, все уже устали, все должны идти спать, а тут им говорят, что нужно за собой убрать игрушки.

Конечно, есть проблемы и между детьми: между мальчиками и девочками, старшими и младшими.

— Насколько тяжело быть многодетным отцом?

Многодетная мама работает три смены в день семь дней в неделю

— Значительно легче, чем многодетной матерью.

— Ваш отец, отец Александр, говорил о том, что его тесть часто наблюдал за поведением своих детей, как они относятся друг к другу и окружающим. Иногда даже ставил эксперименты. Однажды к ним в дом пришли гости и принесли много всего вкусного, что в те времена было большим дефицитом. Дома был только старший ребенок, и тогда отец сказал ему, что он мог бы есть много разных вкусных блюд, если бы у него не было столько братьев и сестер. Но ребенок тут же ответил, что ни за что не променяет своих младших братиков и сестричек на что-то вкусное. Приходилось ли вам наблюдать что-то подобное?

— Я не проводил эксперименты, но я не сомневаюсь в подобной реакции своих детей, ведь они – третье поколение многодетных. Хотя, не буду отрицать, что проблема такая существует. Я рассказываю своим детям, что есть и другая жизнь, может быть, более благополучная в материальном плане, но мы живем той жизнью, которая у нас есть. В ней есть свои ограничения, довольно жесткие, и в то же время, в нашей жизни существуют другие возможности и преимущества. В будущем я не смогу и не буду заставлять детей жить так, как живем мы сейчас – в православной многодетной семье. Их жизнь — это их жизнь, я в нее вмешиваться не буду.

Если в будущем они захотят жить в мире, где используют косметику, прокалывают себе разные части тела, гуляют по ночам и выпивают, я не буду их насильно задерживать в своей семье. Они будут жить так, как захотят, потому что это будет их выбор. Но в моей семье у них этого не будет.

Выбрать свой путь они должны сами, но несмотря ни на что, они все равно останутся моими детьми, которых я буду любить до конца своей жизни.

Семья о. Филиппа Ильяшенко год назад. В 2014 году детей стало уже 9 Семья о. Филиппа Ильяшенко год назад. В 2014 году детей стало уже 9
    

— Отец Филипп, как наказать ребенка с пользой для него?

— Чистыми руками, с холодной головой и горячим сердцем. Отец всегда мне говорил, что битье никогда никого ничему не научило. И это факт.

Например, египтяне считали, что мозг человека находится в позвоночнике в жидком состоянии. И если ребенок начинал лениться, его нужно было отстегать розгами по спине, чтобы привести мозг в тонус. Я не призываю никого к таким радикальным мерам, но, когда ребенок в определенных ситуациях по малолетству рискует своей жизнью, то тут уже не до разговоров. Часто дети не понимают слов взрослых, но зато хорошо понимают «действие». Хороший шлепок по попе сразу объяснит непослушному малышу, что дорогу нужно переходить, только держа маму за руку, или что нельзя совать пальчики в розетку.

— Отец Филипп, а научили ли вас чему-то дети?

Дети очень хорошо учат терпению, вниманию и любви

— Для столь самоуверенных людей как я это очень трудный вопрос. У самоуверенных людей всегда возникают трудности с воспитанием детей. Скажу только одно: дети очень хорошо учат терпению, вниманию и, конечно, любви. Но самое главное — дети учат по-детски радоваться жизни.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Многодеток Многодеток
Людмила Селенская
Многодеток Многодеток
Людмила Селенская
Мне казалось, что на серьезное многочадие (не три, а семь-десять детей) отваживаются лишь люди из особого теста. Оказалось, что это не так.
Прот. Александр Ильяшенко: «Любовь — лучший учитель» Прот. Александр Ильяшенко: «Любовь — лучший учитель» Прот. Александр Ильяшенко: «Любовь — лучший учитель» «Любовь — лучший учитель»
Беседа о многодетных семьях и воспитании детей
Протоиерей Александр Ильяшенко
Корреспондент портала Православие.Ru попросил батюшку поделиться советами в воспитании и воцерковлении детей, а также объяснить, почему так важен опыт многодетных семей.
Православные, категоричные, многодетные Православные, категоричные, многодетные
Беседа с супругами Ромашко
Православные, категоричные, многодетные Православные, категоричные, многодетные
Беседа с протоиереем Андреем и матушкой Анной Ромашко
Маргарита Коваленко
В семье нельзя супругам друг друга воспитывать, нужно действовать любовью, везде соломку подкладывать и очень внимательно друг за другом следить, чтобы предупредить надрыв. Воспитывает Господь, а мы призваны помогать – жертвовать собой.
Комментарии
прот.Антоний Зимовец20 июля 2016, 10:29
Многодетная семья сегодня – это необходимое условие для благополучного преображения. Мы все знаем, что мы похожи на Бога и счастье нам принесёт только любовное единство во множественности. Когда есть кого любить. Каким бы я не был хорошим (и даже светоносным) если я не использую свои добрые свойства для соединения с другими такими, как и я (Богом, ангелами и людьми), то это не принесёт мне счастья. Я буду красивым, умным, культурным несчастным одиночкой. Безнадёжность и уныние мой удел. Я сам не пожелаю, чтобы мой покой нарушался кем-либо. И даже Самим Богом. Страшно прийти к этому адскому одиночеству. Поэтому с детства необходимо вплетать в ткань своей жизни других, подвигаться, делиться, умаляться. Где как не в многодетной семье, при правильном походе можно лучше осуществить эту заповедь? Отрывать от себя кусочек своей жизни и отдавать его. Тяжело этому учиться в возрасте, когда мы не привыкли делиться. А Господь показал нам путь к Нему. Это жертвенная любовь к близким. Уменьшение своего жизненного пространства ради родных и не только. Только тогда будет возможность не зациклиться на себе, не засамолюбоваться и закрыться, а увидеть в себе отблеск Божества и переключить внимание с себя любимого на Творца. А это прямой путь к счастью.
Лёля18 мая 2016, 11:37
Спасибо Вам за статью, батюшка! В Вашем подходе к воспитанию увидела своего мужа, успокоили Вы меня! Мы молодая семья,недавно у нас родился сын, Слава Богу, хочется большую семью, если Бог даст!
ксения11 ноября 2015, 12:42
В корне не согласна с утверждением, что один ребёнок в семье вырастает эгоистом. Все зависит от воспитания. У меня прадед тоже был священником, у него было 11 детей. Старшие тянули всю семью на себе, они вырасли трудолюбивыми, а младшие лентяи, которые считают, что им все должны.
Татьяна 4 августа 2015, 20:02
Хочется еще добавить.У нас в городе тоже у священника тоже 11детей,так они имеют все,моим детям только мечтать об этом,я бы в таких условиях 20 детей родила.Сейчас насущная проблема,как прокормить.А дети избалованные.И другой пример,еще одна семья рядом живет,6 детей.С малых лет работают,родителей ценят,воспитанные,тоже семья православная.Совет редакции:пишите больше о глубинке.
Татьяна 4 августа 2015, 19:38
Я со многим не согласна.Да,многодетная семья хорошо,если жить в деревне,а не в Москве.Получать мизерную зарплату,вместо денег священника в столице и учатся в обычной школе,а не в православной и многое другое....Хотелось бы взять интервью у них,после года жизни в деревне.На фотографии, стало жалко жену,беременная еле держит ребенка,помочь некому..Не все так благополучно,тем более далее давать детям свободу-это в корне не верно.Время покажет.
Сергей30 мая 2015, 18:48
Побольше бы таких крепких семей. И все было бы у нас прекрасно и удивительно.
Delta30 мая 2015, 13:20
Для Елена: Вы только мне такое такое замечание делаете? Посмотрите на комментарии, не я один понял заголовок так, как понял. Не говоря уже о том, что всех под одну линейку ставить - явно не христианский путь.

Меня раздражает не то, что меня назвали эгоистом - отчасти это и правда, мы все немного эгоисты. Но в жизни всякое случается. Последнее дело - судить об эгоизме или антагонизме в семье по количеству детей, безотносительно к детям или родителям.
Елена30 мая 2015, 12:58
Милые люди, простите,вы не поняли сути заголовка и поэтому столько эмоций. То что сказано,это для себя. То есть, если я, который может родить, но категорически не хочет,родит одного, то очень сложно вырастить его не эгоистом, да и сам я, решаюсь на такое, все стоп,хватит, если регулирую этот естественный механизм абортами и абортивной контрацепцией, разве не эгоист, ведь тогда я просто, отступая перед определенными хлопатами и заботами, не хочу отдавать себя другому человеку по любви, а хочу всю жизнь прожить для себя, и именно это каждый христианин решает лично для себя, ведь если мы хотим следовать Христу, то вспомня Евангелие:"он не имел, где главу преклонити". Это именно то,что начинает чувствовать любой многодетный родитель на некотором этапе своего жизненного пути, и он с радостью погружается в это состояние, так как реально чувствует Божие присутствие во всей жизни.
Но милые,не тех,кто смог родить только одного,и больше не может,не тех у кого нет супруга, а мечтает о детях,никого никто обидеть не хотел. Просто эта статья для тех,кто сомневается,что в многодетной семье можно быть счастливым. Все многодетные семьи,которые я знаю,все счастливы, а поверьте,я знаю много таких семей.
Сама наша семья многодетная, у нас 8 детей,ждём ещё одного.
Всем помощи Божьей.
Елена27 мая 2015, 13:09
To Delta: читайте, пжл, заголовки внимательнее)) может, меньше ни вас тогда будут раздражать. Один ребенок - не эгоист. А эгоизм. И относится это не к ребенку, а к родителям.
Лена 4 декабря 2014, 14:30
Отличная статья. Всё верно и по делу. К сожалению все мы, по большей части, воспитаны в малодетных семьях. Поэтому, вероятно, и беда такая в нашей стране с качеством человеческого материала. По большей части наши граждане - инфантильные эгоисты, не способные создавать нормальные семьи. Ежедневно в РФ регистрируется более 1500 разводов, а в результате распада таких семей ЕЖЕДНЕВНО без одного родителя остаются более 1 200 детей. А теперь умножим это на 365 дней в году...
Delta29 октября 2014, 19:02
Чисто мирская сортировка - "один ребёнок - эгоист". Я наверное эгоист, не уговорил свою маму родить мне ещё минимум двоих братьев/сестёр, чтобы семья наша стала "нормальной".

Ставить клеймо на любом человеке - последнее дело для христианина. Берегитесь, как бы самим многодетным родителям не остаться вдруг с одним ребёнком - всякое бывает в жизни, правда? -, и тогда тыкать малодетностью будут уже вас самих, а вы локти кусать будете.


Хоть бы уже в заголовок не выносили.
Юлия22 октября 2014, 10:51
Отцу Филиппу и его семье желаю Божией помощи и сил. Я думаю, что подвиг семьи отца Филиппа залючается еще и в смирении пред Богом. Если бы Господь даровал им вего 1 ребенка, то они и это приняли. Не каждому Господь дает много детей по разным причинам. Главное ведь не нарожать как можно больше или как можно меньше детей, а принимать то, что дает нам Господь.
А вообще я терпеть не могу, когда делят на православых и православненьких? Кто вы такой, чтобы так судить ( в комментариях)?? О своем спасении лучше больше думайте, а не осуждайте и рассуждайте о других. Ответ Богу дадите за себя только.
Андрей23 сентября 2014, 03:36
Как же много недовольных статьей! Правду говорит народная мудрость - правда глаза колит. Почему малодетные семьи с одним-двумя детьми так болезненно воспринимают доброе слово сказанное в защиту большой многочадной семьи? Что это? Зависть? Очень часто хочется аленькому среднему человечку быть вроде бы как и православным, но при этом, всё таки, жить не напрягаясь, "как все", с одним ребенком, собачкой и телевизором... И вот таких вот "православненьких", к сожалению, становится больше чем православных...
Наталья27 августа 2014, 19:40
Статья хорошая, приятно видеть такую счастливую семью. Но надо и в самом деле быть немного осторожнее:многие люди хотели бы иметь больше детей и не могут. Дети - это, увы, не всегда выбор. У меня всего одна дочь и я очень страдаю от чувства вины перед ней, от того, что она будет одинока в жизни. Но сделать ничего не могу, это не в моих силах. Надеюсь на Господа... Но надо всегда помнить, что и один ребенок - дар Божий. Нельзя формировать чувство вины у тех, кому не удалось родить больше, они итак страдают!
Василий Н.14 июля 2014, 23:57
Татьяна, почему сразу аборты, "подправка заповедей"? Бог заповедал непременно иметь больше двух детей? Семья может быть нормальной, здоровой и с одним, и с двумя детьми.
Ирина Рюрик12 июля 2014, 17:49
Какая разница сколько детей - один или двадцать. Вопрос не в этом. Вопрос в воспитании детей и об этом (воспитании) все всегда забывают. Мало родить ребенка, его еще нужно воспитать православным христианином, вот именно в этом и заключается подвиг родителей.

Наталья12 июля 2014, 11:09
Татьяна, в финансово благополучных странах рождаемость высокая! В Канаде и Штатах люди специально рожают по многу детей чтобы не работать. Лично знаю семью в Канаде которая прекрасно живет за счет детских пособий. В семье 6-ть детей, мама, папа, бабушка и дедушка (никто не работает) и еще на "детские" деньги они нанимают прислугу - садовника, повара, уборщицу.
Татьяна11 июля 2014, 23:46
Есть заповедь, которую дал Господь, - плодитесь и размножайтесь. Думаю, об этом и говорит отец Филипп. И еще: ищите ПРЕЖДЕ Царствия Божия..., а это всё приложится вам. Судя по большинству комментировавших (особенно Василий Н.), люди в упор не воспринимают эти Божии заповеди пригодными для жизни. А отец Филипп просто принял их, и по ним живет.
Как будто Бог не знал, когда давал возможность человеку размножаться, что детей надо кормить и одевать. А мы всё пытаемся "подправить" Его промысел... горько, очень горько это читать. С такими рассуждениями идут на аборты и прочее. НАДО ДОВЕРЯТЬ ГОСПОДУ! Он всё устроит лучше нас!
И еще, для информации - в финансово благополучных странах самая низкая рождаемость. Давайте уже не будем ловиться на эту удочку для дураков про невозможность материально вырастить и т.п. Просто лишних хлопот людям не хочется, самое главное личный комфорт.
Христианин11 июля 2014, 15:25
"Если ты проникся значительностью материнства и радостью иметь детей, видя, каким благоговением окружена роженица — возле её постели тишина, словно у алтаря, — ты снова не видишь целого. И вот ты стараешься, чтобы рожали как можно больше, строишь повсюду больницы, огромные, как хлев или конюшня, и размещаешь в них стада беременных женщин.

Ты убиваешь то, ради чего старался, — никому не интересны чувства коровы, когда идёт массовое разведение скота.

Я взращиваю в человеке душу, поэтому ставлю перед ним преграды и границы, загораживаю от каждого сад: я хочу благоговения перед детьми, и поэтому требую, чтобы детей было как можно меньше, на словах, только на словах, — потому что они должны стать дорогими сердцу." Антуан де Сент-Экзюпери « Цитадель » Глава 95.
Лучше не скажешь!
Ольга11 июля 2014, 13:57
Спасибо автору за прекрасную статью, кое-что и для себя почерпнула. Но мне кажется, многие слишком буквально восприняли её заголовок.
Речь ведь не идёт о том, что единственный долгожданный вымоленный ребенок вырастет эгоистом, а о том, что люди сами выбирают малодетность как образ жизни (делая для этого всё необходимое, вроде абортов). Как часто слышишь сейчас от знакомых - "одного, максимум двух вполне достаточно, этих бы вырастить". Это их выбор, их право, но они должна знать, к чему это приводит. Многодетность воспринимается как подвиг, не понаслышке знаю :-)
Но выбор для нашей семьи мы сделали - будем строить нормальную семью, с Божьей помощью!
Ольга10 июля 2014, 22:53
как то очень обидно и больно звучит заголовок статьи!а если муж категорически против рождения детей?и Слава Богу хоть один родился!что теперь все жизнь мучатся и ему и его матери,чуствовать свою ущербность?!
Належда10 июля 2014, 19:24
Оксане Миленькая,зло надо искать в себе,а не в окружающих. Тогда и смысл информации будет открываться в нужном русле. Дай Бог понимания. Простите - не держалась.
Ксения 10 июля 2014, 18:50
Нельзя ставить такие диагнозы и ставить такие ультиматумы, сама бы родила много-много детишек, но по состоянию здоровья не могу, Благодарю Бога каждый день (даже каждую секунду), что я - мама двоих замечательных деток, и знаю, что на большее количество детей просто не потяну в связи с заболеванием позвоночника.Если будут еще дети- на то Божья воля, но по состоянию здоровья, зачастую мне приходится прибегать к помощи других людей и в такие дни очень-очень страшно. Сама я- один ребенок в семье, а мой муж- у него брат. Муж более направлен на себя и в многодетных семьях встречается эгоизм еще какой (у свекра было 15 и все разные). В моей семье не было того, что все для меня, да, страдала, что Бог не дал мне брата или сестру, но малыши у нас соседские всегда были в гостях,и двоюродные, всегда им радовалась и радуюсь. Понимаю, что современные люди делают много ошибок и от того у них либо нет детей либо по сравнению с прошлыми веками- мало детей, но все-таки акцент не на количестве, а на служении ближнему нужно ставить. Призыв рожать много детей и доверять себя полностью воле Божьей сам по себе очень хорош, но все-таки каждому по силам... Простите, если что не так написала, конечно семьи с 10 и более детьми меня восхищают, но нам такой подвиг не по силам... и это не значит, чо мы ростим эгоиста и антогониста...
Оксана10 июля 2014, 11:41
Автору статьи - Прочитала название статьи и ужаснулась, насколько же оно у Вас злое и безапелляционное. А Вы знаете,уважаемый автор, сколько сейчас бездетных семей по причине нездоровья родителей? И каждый малыш, рожденный после долгих лет молитв и лечения, это дар Божий, а не "эгоизм, антагонизм" и прочие ярлыки. Нельзя возвеличивать одни семьи за счет умаления других .

Желаю здоровья и всех благ всем семьям. И неважно, сколько детей Господь послал им.
Alexandr Itsenko10 июля 2014, 03:30
Он Она в Боге = семья ("и будут два в плоть едину"). А много детей = большая прекрасная семья!
Наталья 9 июля 2014, 13:12
Название статьи просто убило!!!! "ОДИН РЕБЕНОК — ЭГОИЗМ" -да разве можно так говорить? Кто-то придумал злую фразу, и вот все взялись повторять как истину. Я у родителей одна и с детских лет слышу этот незаслуженный упрек. Как можно по количеству детей судить о их сущности? У моих двоюродных тёть в семьях по нескольку детей и все они уже взрослые, сороколетние люди и между собой не ладят, ругаются, ненавидят друг друга, а к старикам- родителям полное пренебрежении. Авот моей маме её сестры много раз говорили, как ей повезло со мной. А ведь я у родителей одна - должно бы быть наоборот. У этого батюшки хорошая семья и Дай Бог им здоровья и благополучия. Но ведь так бывает не у всех...
Александра 9 июля 2014, 12:28
Простите, мне показалось, что в высказывании "один ребенок - эгоизм" имеется ввиду не эгоизм родителей, а большая вероятность чрезмерной зацикленности на себе у ребенка. Это объясняется и продолжением высказывания, что два - антогонизм (то есть конкуренция и соперничество).
Юлия 9 июля 2014, 12:01
То есть варианта два: православная многодетная семья или мир, где пупки прокалывают :)) Православная однодетная -это моветон :)

Ольга 8 июля 2014, 20:35
Спасибо Вам, отец Филипп, за столь открытый разговор. Очень своевременно услышать ответы на вопросы, которые стоят и в нашей семье. Проблема нехватки времени матери на учебу и дополнительное образование детей - это действительно актуально. А так хочется дать детям и спорта, и творческих занятий!
Толик 8 июля 2014, 19:10
Вероника
Простите, но не понял причину Вашего "наезда" на ТаняСем.
Нормальный правильный коммент она написала, - обстоятельства жизненные бывают разные.
Что Вы там такого в нем нашли?
Простите, просто не понимаю.
Василий Н. 8 июля 2014, 19:05
Категорически не согласен, что "один ребенок - это эгоизм". Чаще всего иметь троих и более детей не позволяют средства - ведь каждого ребенка нужно и кормить, и одевать.
Ирина 8 июля 2014, 17:55
Ответ для Марии.
Мария, о. Филипп не говорит, что один-два ребёнка (или отсутствие детей) - плохая семья. Поговорка "один ребёнок - эгоист" констатирует трудность воспитания одного ребёнка, а не "плохость" его воспитания. Не сердитесь!
Вероника 8 июля 2014, 15:49
ТанеСем:
Господь дает каждому свое,
но "мать-одиночка"- это не то, что Бог придумал для нас!!! Это НАШЕ изобретение, явно не от смирения воле Божьей!!!
Не сужу Вас, сама такая. Просто будем, для собственной же пользы, избегать подмен в заповедях. Они неизменны.
Слава Богу за все!
Вероника 8 июля 2014, 15:36
Дорогие потенциальные матери-одиночки и матери одиночек!
Вы можете скрасить свое одиночество ребенком, но ребенок очень скоро,лет с шести или семи, а дальше-больше! будет страдать от одиночества дома…
Подумайте и своем ребенке заранее,ведь вы будете его очень любить и
ооочень страдать его страданиями...
Простите!
Мария 8 июля 2014, 15:24
То есть если в семье один или 2 ребёнка, то семья не нормальная? А если нет здоровья? А если в семье вообще нет детей, это вообще не семья? А если в семье пять детей и родители алкоголики - это семья?
Вероника 8 июля 2014, 14:47
Спасибо, отец Филипп, что поделились своей семьей!
Вижу как страдает мой сын-подросток без братьев и сестер...
Спаси, Господи, людей Твоих многодетных!!!
N-a 8 июля 2014, 14:11
какое правильное понимание, прежде всего понимание своих детей. Побольше бы таких мужей и родителей.
Юлия 8 июля 2014, 13:25
Храни Господь, вашу семью, отец Филипп.
Очень интересная статья, у моей родной сестрички 5 детей. Довольно часто окружающие люди смотрят с сожалением и высказываются негативно по этому поводу, зачем столько детей тебе?!
Самый популярный вопрос от людей: "Чем вы их кормите?". С точки зрения религии и поведения христианина, что посоветуете отвечать на подобные вопросы, как реагировать правильно?
Спасибо.
Роман Елистратов 8 июля 2014, 12:30
Где служит отец Филипп?
ТаняСем 8 июля 2014, 11:47
Дай Бог,здоровья и процветания всем многодетным семьям!!!Очень радует,что люди в наше время рожают столько детей и семьи не рушатся,а только крепнут!!!!Молодцы!Но с одним не согласна,что"один ребенок-это эгоизм и т.д"У меня,например,одна доча 3-х лет и она меня тоже учит в мои 46 лет,и терпению,и вниманию,и любви,но я мать-одиночка,и еслибы у меня была полноценная семья по молодости,где муж-опора и помощь,то я не задумываясь рожала бы тоже деток!!!Но,Господь дает каждому свое и дай,Бог,чтоб мой ребенок вырос достойным членом общества с Господом в сердце!!!Слава Богу за все!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×