Ёлладска€

—в€той јфанасий ѕариос

/p>

—в€той јфанасий ѕариос был первым сыном јпостола “улиоса и его жены јнастасии. –одилс€ он в селении  остос на острове ѕарос (отчего и получил прозвище "ѕариос") в 1721 (1722) году. Ќачальное образование получил в семье, а затем поступил в школу на острове јндрос.

¬ 1745 году, как лучший ученик, он был прин€т в одно из самых известных в то врем€ учебных заведений ќсманской империи - "≈вангельскую школу" города —мирны. ѕосле семилетнего обучени€ здесь, в 1752-м году он отправилс€ на —в€тую √ору, где записалс€ в јфонскую богословскую школу, так называемую "јфониаду". ¬ то врем€ во главе школы сто€л Ќеофит  авсокаливит (предположит. 1713-1784) - один из первых колливадов. Ќеофит преподавал здесь грамматику, а другой выдающийс€ ученый и богослов эпохи - ≈вгений ¬улгарис - философию. ¬ этой школе јфанасий тоже был первым учеником. ѕроучившись три года, он осталс€ здесь преподавать. ћежду тем, в —олунской народной школе освободилось место директора, и ему было предложено зан€ть эту должность. ¬ то врем€ он был уже диаконом. ƒолжность директора —олунской школы он занимал на прот€жении двух лет - с 1757-го по 1758-й годы. ¬ 1760-ом году он переехал на остров  еркира, где преподавал в школе известного богослова, философа и натурфилософа Ќикифора ‘еотокиса. ќднако это продолжалось недолго. Ѕлизкий друг јфанаси€ и коллега по преподаванию в јфонской школе, ѕанайот ѕалама (1722-1803), основатель так называемой "паламитской школы" в ћессолонге, предложил ему стать преподавателем в его школе. јфанасий прин€л его предложение, однако и в ћессолонге ему не удалось обосноватьс€ надолго, потому что в 1767-м году он переехал оп€ть в —алоники.

¬ 1771-м году  онстантинопольский патриарх ‘еодосий II (1769-1773) назначил его ректором јфонской богословской школы. “огда св. ћакарием Ќотарасом он был рукоположен в сан св€щенника. Ќа јфоне јфанасий прин€л активное участие в движении колливадов, за что через некоторое врем€ был изгнан со —в€той √оры. ќднако, его признанный уже авторитет в области образовани€ вновь не позволил ему остатьс€ не у дел, и ему тут же была предложена должность директора народной школы в —алониках, которую он уже занимал. Ќа этой должности он пробыл с 1776-го по 1786-й год. ѕосле этого патриарх √авриил IV (1780-1785) попросил его стать ректором ѕатриаршей јкадемии в  онстантинополе - самого авторитетного на то врем€ греческого учебного заведени€. “огда же ему была предложена хиротони€ в епископы. ќн отказалс€ и от первого, и от второго предложени€. Ќа это врем€ приходитс€ пик его писательской активности.

¬ конце осени 1786-го года јфанасий отправилс€ навестить свой родной остров ѕарос. ¬ то врем€ в Ёгейском море проходили военные действи€ русско-турецкой войны, из-за которых корабль, на котором плыл св. јфанасий, был вынужден задержатьс€ на острове ’иос. «десь местные жители, через св. ћакари€ Ќотараса, ’иосского митрополита √авриила и других вли€тельных людей, долго уговаривали его остатьс€ ректором местной школы. “от сначала отказывалс€, а затем согласилс€, но на условии быть лишь преподавателем риторики. «десь он пробыл до 1811-го года. ¬ этом году он оставил преподавание и поселилс€ в монастыре св. √еорги€ –евстон на том же острове, где и умер 24 июн€ 1813-го года.

¬ 1994 году он был причислен √реческой ÷ерковью к лику —в€тых.

¬«√Ћяƒџ —¬. ј‘јЌј—»я Ќј ѕ–ќ—¬≈ў≈Ќ»≈

—реди многих исследователей прошлого было распространено убеждение, что св. јфанасий €вл€етс€ образчиком нездорового церковного консерватизма и зилотства. ≈го часто обвин€ли в "манихейском пол€ризме", то есть в том, что он видит в цивилизации лишь зло. ќднако под цивилизацией при этом в лучших традици€х паневропеизма подразумевалс€ только западный ее вариант, сложившийс€ в ≈вропе в XVIII веке. ¬ последнее врем€ подобные оценки исчезают из научных публикаций, посв€щенных той эпохе вообще и св. јфанасию в частности. —в€той јфанасий все чаще предстает как защитник национальной, культурной и религиозной самобытности греков, готовый признать лучшее как в античной культуре, так и в самой западной цивилизации, если это не противоречит христианским принципам.

»сход€ из христианских принципов, св. јфанасий подвергал неумолимой критике общественные устои, которые начали формироватьс€ на «ападе в восемнадцатом веке. ¬о-первых, он обвин€л ≈вропу в том, что она утратила св€зь со св€тоотеческой традицией в религиозной и социальной сферах. ќсобенно это выразилось в движении ѕросвещени€, которое, согласно св. јфанасию, породило новую, страшнейшую опасность - безбожие. “аким образом, ≈вропа скатилась "до хаоса и гибели".

‘ранцузска€ революци€ стала дл€ св. јфанаси€ "пробным камнем" в оценке новой ≈вропы. √лавным признаком этой ≈вропы дл€ него стало "безбожие". ≈вропа пришла в конце концов к отвержению христианства, "от которого, однако, и до этого так называемые христиане не имели никакой пользы". ѕо св. јфанасию, ‘ранцузска€ революци€ была логическим следствием развити€ западной цивилизации и непосредственным детищем латинства.

ћного внимани€ св. јфанасий уделил разбору лозунга ‘ранцузской революции: "свобода, равенство, братство". ќн не отвергает его, как он есть сам по себе, но пишет, что эти пон€ти€ были извращены революционерами. ¬ частности, он указывает, что свобода, понимаема€ истинно, не противоречит послушанию, тогда как лжесвобода французских революционеров делает человека рабом своих страстей.

ѕо поводу равенства св. јфанасий говорит, что общественное равенство должно основыватьс€ на принципах равенства христианской общины, как она описана в ƒе€ни€х јпостолов (гл. 2 и 4). ј эти принципы чужды идеалам французской революции.

¬ современной греческой социологической мысли эту тему продолжает ’р. яннарас. ќн, в частности, говорит, что разница между двум€ общественными модел€ми: христианской и просвещенческой - видна уже из этимологии слова "общество" в греческом €зыке: "koinonia" - и латинском: "societas", которое перешло и в европейские €зыки: англ. "society", фр. "societe", нем. "Gesellschaft" значит на уровне семантики то же, что и "societas".

√реческое "koinonia" происходит от глагола "koinono" - "общатьс€", "находитьс€ в св€зи друг с другом". ¬ свою очередь, в основе этого глагола лежит слово "koinos" - "общий". “о же самое происходит в случае русского "общество":

общество <- общение <- общее

“аким образом, общение есть участие людей в общем опыте, их общность как следствие этого общени€. ¬ христианском обществе это должно быть участие прежде всего в общем опыте Ѕогообщени€. ќтсюда вывод, что основой христианского общества должна быть вера. ќб этом пишет и св. јфанасий ѕариос.

— другой стороны, слово "societas" значит "со-членение", "со-существование членов общества". “о же самое немецкое "Gesellschaft" - от "die Geselle": "коллега" - значит "корпораци€ коллег". «ападное общество, таким образом, предстает как корпораци€ индивидуумов, сосуществующих друг с другом и живущих не общностью опыта и св€зью друг с другом, но сбалансированностью взаимных прав и об€занностей.

“акже исход€ из ≈вангели€, св. јфанасий занимает свою позицию в отношении политической власти. ƒл€ него самой большой ценностью €вл€етс€ вера. » поэтому хорош тот строй, который прежде всего способствует сохранению веры.

¬ св€зи с этим св. јфанасий представл€ет собой достаточно редкий в √реции случай человека, который не одобр€л освободительную борьбу греческого народа против турок. “урецкое господство он считал неким консервантом, в котором ѕравославие могло развиватьс€ по своим самобытным пут€м, не испытыва€ на себе чуждых - прежде всего латинских - вли€ний. —в. јфанасий раздел€л мнение, что захват ¬изантии турками в эпоху латинствующих ѕалеологов был промыслительным и способствовал предотвращению унии и сохранению самобытных устоев ѕравослави€.

—в. јфанасий был против освободительной борьбы также потому, что не считал христиан в праве насильственно свергать власть над собой: ученики ’ристовы "не поднимают руки на своих господ". Ќаоборот, "добродетель рождаетс€ в скорби". ќн считал, что побеждать тиранов нужно мученичеством.

»деи св. јфанаси€, что дл€ греков предпочтительнее было оставатьс€ под игом турок, чем становитьс€ независимой европейской страной, были охарактеризованы некоторыми как "проповедь рабской покорности", "туркофильство". “ем не менее, св. јфанасий в своем мнении по этому вопросу был не одинок. “о же самое говорил, например, св.  озьма Ётолийский.

”бийство корол€ Ћюдовика XVI во ‘ранции (1793 г.) св. јфанасий считал антихристовым де€нием: "’ристос говорит нам: отдавайте кесарю кесарево, - а эти (французские революционеры - —.√.) и словами и в книгах вооружают десницы подданных убивать кесарей. » это христиане? Ќе суть ли они €вные антихристы?"

—в. јфанасий беспощадно критикует идеи ѕросвещени€. ќн пишет, что учение "новых философов" "не только не €вл€етс€ необходимым,.. но суетным, вредным".

—в. јфанасий не отвергает философию вообще, но отличает истинную философию - философию ќтцов и —в€щенного ѕисани€ - от ложной - философии просветителей. „тобы подчеркнуть отступнический и лжепросвещенческий характер последней, он называет ее не философией, а "филозофией" (philozophia). ‘онетически это слово совпадает с латинским "filosophia". ќднако в греческом €зыке имеет другое значение: "filia tou zophous" - "любовь к тьме".

“ем не менее, наибольшую опасность дл€ √реции, согласно св. јфанасию, представл€ли не ≈вропа и европейцы, но греки, прин€вшие идеи ѕросвещени€ и ставшие их ревностными проповедниками. ƒл€ св. јфанаси€ это "безбожнейшие либертинцы", "псевдолибертинцы". ќн с иронией говорит, что как только кто-нибудь "начинает царапать на галицком диалекте, сразу же хочет стать вторым ¬ольтером".

“аким образом, идеи французского просвещени€ и де€тельность греческих адептов новой идеологии встретили достойную критику со стороны многих православных богословов второй половины восемнадцатого - первой половины дев€тнадцатого века и, главным образом, колливадов.  олливады стали в некотором смысле прообразом русских слав€нофилов дев€тнадцатого века. ќни также дали толчок к критическому осмыслению опыта развити€ западноевропейской цивилизации, выража€ в полемике с ней принципы существовани€ православной цивилизации.

Сергей Говорун

7 июн€ 2001 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0