—ербска€

—ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь: краткий исторический экскурс

ѕо сообщению  онстантина Ѕагр€нородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре »раклии (610-641 гг). ƒальнейшее распространение христианство восточного обр€да получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе кн€з€ ћунтимира византийский император ¬асилий ћакедон€нин послал к ним греческих св€щенников. ќкончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала де€тельность свв.  ирилла и ћефоди€. ¬ли€ние миссии просветителей слав€н особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв.  лимент и Ќаум, переселились из ћоравии в ќхридский край (ћакедони€). —о времени свв.  ирилла и ћефоди€ в сербских земл€х получили широкое хождение сочинени€ византийских авторов, переведенные на слав€нский €зык. ¬ первую очередь это была различна€ агиографическа€ литература.

¬еличайшей фигурой в истории —ербской ÷еркви и всего народа по праву можно назвать свт.—авву, первого јрхиепископа —ербского. –астко, так звали в миру будущего св€тител€, был самым младшим из cыновей великого жупана —тефана Ќемани. ќн родилс€ около 1175 г. и с ранних лет про€вл€л особое стремление к молитвенному подвигу. ¬ возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на јфон вместе с одним русским монахом. Ќа —в€той горе он сначала подвизалс€ в русском монастыре вмч. ѕантелеимона, где прин€л монашеский постриг c именем —авва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре ¬атопеде. —воим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников.

¬ 1196 г. отец будущего сербского св€тител€ отказалс€ от престола в пользу своего среднего сына —тефана. ¬скоре после этого он прин€л монашеский постриг с именем —имеона в —туденецкой обители. Ќа следующий год монах —имеон перебралс€ к сыну на јфон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины.

ѕо насто€нию братии —авва со временем прин€л на себ€ управление ’иландарской обителью, котора€ восстанавливалась щедротами его отца. ¬скоре в —ербии начались нестроени€. Ѕрат —аввы —тефан обратилс€ к нему с просьбой о помощи. ¬ это врем€ их старший брат ¬укан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объ€вил себ€ королем. ƒл€ достижени€ своих тщеславных целей ¬укан подчинилс€ папе, и в его владени€х были прин€ты некоторые правила –имской ÷еркви. Cв. —авва по просьбе своего брата перенес мощи их отца Ц св. —имеона ћироточивого - в —туденецкую обитель и сам осталс€ в ней. «атем он отправилс€ с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских земл€х воцарилс€ мир.

¬ 1219 г. св. —авва исходатайствовал у греческого императора и  онстантинопольского ѕатриарха дл€ —ербской ÷еркви право иметь своего автокефального архиепископа.  онстантинопольский ѕатриарх ћануил рукоположил св.—авву в сан архиепископа и признал самосто€тельную —ербскую архиепископию. ѕо возращении на родину св€титель зан€лс€ устроением своей ÷еркви. ќн основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников Ц подвижников ’иландара и —туденицы. ¬ разные концы сербских земель посылались св€щенники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. ¬ жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы јфонской горы, монастырей ћалой јзии и ѕалестины.

ѕосле завершени€ строительства ∆ичского монастыр€, в него была перенесена архиепископска€ резиденци€. ¬ ∆иче собирались поместные соборы —ербской церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие св€щенники. —в.Cаввой был основан знаменитый ѕечьский монастырь, в XIV в. ставший столицей —ербских патриархов. ќгромную роль сыграл св.—авва и в укреплении сербской государственности. ¬ 1221 г. в ∆иче на праздник ¬ознесени€ √осподн€ свт.—авва короновал своего брата —тефана королевским венцом. ѕервый сербский король отныне подписывалс€ как —тефан ѕервовенчанный. ¬о врем€ этого событи€ —авва произнес свою знаменитую известную ∆ичскую беседу о православной вере.

”же будучи архиепископом —авва дважды посещал —в€тую «емлю Ц в 1229 и 1234 гг. ¬ свое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов и богомольцев монастыри св.√еорги€ в јконе и св.»оанна Ѕогослова на горе —ион. ѕеред свои вторым путешествием он передал правление —ербской ÷ерковью своему ученику јрсению —ремцу. ¬есной 1234 г. он отправилс€ на —в€тую землю. ¬озвраща€сь из своего паломничества 14/27 €нвар€ 1236 г. великий сербский св€титель отошел ко √осподу в болгарском городе “рнове. ¬ 1237 г. его плем€нник краль ¬ладислав перенес тело св€того в монастырь ћилешево.

ѕреемники св€того —аввы активно продолжали его дело,име€ всегда перед глазами его образ и заветы, они говорили и писали, что сид€т на его престоле. »з-за слабой защищенности ∆ичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашестви€ татар (1242), а позднее - болгар и куманов (1253). ѕоэтому свт. јрсений —ремец перенес кафедру јрхиепископии из ∆ичи в ѕеч, где среди живописных окрестностей, у самого входа в –уговское ущелье построил церковь во им€ свв. јпостолов. јрхиепископы, в зависимости от обсто€тельств, пребывали то в ѕечи, то снова в ∆иче. “акое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденци€ —ербских архиепископов не была окончательно перенесена в ѕеч.

ѕочти все —ербские архиепископы были воспитанниками ’иландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знани€, какие только могла дать византийска€ культура того времени. —реди них было немало талантливых церковных писателей. ќсобо следует отметить св€тителей Ќикодима (1317-1324), написавшего второй “ипик, и ƒаниила II (1324- 1337), перу которого принадлежит Ђ∆изнь кралей и архиепископов —ербскихї.

ѕосле порабощени€ в XIV в. сербских земель турками ѕечьские патриархи служили объедин€ющим началом дл€ сербов. Ќередко именно патриархи обращались к христиански правител€м ≈вропы с призывом подн€ть оружие на завоевателей.

— распадом единого —ербского государства на земл€х, некогда входивших в его состав, жизнь ѕравославной ÷еркви имела свои региональные своеобрази€.

„ерногорское кн€жество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти —тефана ƒушана «ета отпала от —ербии. ¬ 1485 г. кн€зь »ван „ерноевич перенес кафедру митрополита «етского в главный город своего владени€ ÷етинье. Ќесмотр€ на посто€нные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать „ерногорию. ¬ конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом ƒаниила ѕетровича Ќегоша и под его предводительством одержали р€д славных побед над турками. — этого времени „ерногорские митрополиты управл€ли страной, соедин€€ в своем лице гражданскую и духовную власть. “ак продолжалось вплоть до 1857 года.

ѕатриарх јрсений III („ерноевич) ѕатриарх јрсений III („ерноевич)
ѕравославные сербы издавна проживали в земл€х вошедших в последствии в јвстро-¬енгерские владени€. ћногие сербы бежали в јвстро-¬енгрию, спаса€сь от преследований турок. ѕереселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от ѕечьской патриархии. — переселением в 1690 г. в јвстрийские владени€ ѕечского патриарха јрсени€ („ерноевича) с большим количеством сербов была основана самосто€тельна€ сербска€ митрополи€. ѕервым митрополитом стал јрсений („ерноевич). ћитрополичь€ кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в —ремских  арловцах. ¬ 1848 г. сербы с согласи€ австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. »збрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состо€вшему из депутатов от духовенства и народа. —обор собиралс€ раз в три года с разрешени€ правительства. »мелись отдельные епархии.

—ербы ƒалмации долгое врем€ находились под властью ¬енецианской республики. ѕравославные не получали права иметь своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из —ербии и Ѕоснии и √ерцеговины. “олько после того как ƒалмаци€ перешла во владение французов, здесь в 1810 г была открыта православна€ епископска€ кафедра. ¬ 1815 г. по решению ¬енского конгресса ƒалмаци€ перешла под власть јвстрии,и далматинска€ епархи€ была подчинена  арловацкому митрополиту. ≈пископска€ кафедра первоначально находилась в Ўибенике, а с 1841г. переместилась в «адар. ¬ 1871г. была открыта еще одна кафедра в  оторе. ¬ «адаре находилась духовна€ семинари€. ќдним из епископов «адарских был магистр  иевcкой духовной академии Ќикодим ћилаш, чей капитальный труд Ђ урс православно-церковного праваї имеетс€ в русском переводе. ¬ 1873 г. обе кафедры были подчинены Ѕуковинскому митрополиту.

«а врем€ ѕервой мировой войны —ѕ÷ потер€ла около трети своего духовенства. ¬ общей сложности погибло и умерло свыше 1000 св€щеннослужителей. ѕосле окончани€ войны было образовано  оролевство —ербов, ’орватов и —ловенцев, в границах которого оказались все части —ербской ÷еркви. ¬не границ нового государства (с 1929 года Ц королевство ёгослави€) остались только три епархиальных центра: “емишоар (–умыни€), Ѕудапешт (¬енгри€) и «адар (захваченный »талией), а также —кадар с окрестност€ми (јлбани€) и сербские церковные общины в ¬ене, “риесте, –иеке, јмерике и  анаде.

ѕредставители всех частей —ербской ÷еркви выразили желание объединитьс€. ƒл€ объединени€ было необходимо решить вопрос о юрисдикции ƒалматинской и Ѕоко- оторской епархий, принадлежавших к Ѕуковинско-ƒалматинской митрополии и сербских епархий в Ѕоснии и √ерцеговины, ёжной и —тарой —ербии, подчин€вшихс€  онстантинопольской ѕатриархии. –аботой по объединению занималс€ специальный комитет носивший название Ђ÷ентральный јрхиерейский собор объединени€ —ербской ÷ерквиї. ѕредседателем этого комитета стал митрополит „ерногорско-ѕриморский ћитрофан Ѕан.

ѕереговоры с митрополитом Ѕуковинско-ƒалматинским ¬ладимиром –ептой по поводу статуса ƒалматинской и Ѕоко- аторской епархий проходили т€жело, но все же после прин€ти€ соответствующих документов 20 декабр€ 1919 года они были присоединены к  арловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с  онстантинопольской ѕатриархией.  оролевским указом от 17 июн€ 1920 года регент јлександр  арагеоргиевич объ€вил о решении епископов —ербской ѕравославной ÷еркви об объединении. Ќа день —обора сербских св€тых 12 сент€бр€ 1920 года в —ремских  арловцах состо€лось торжественное провозглашение объединени€ и восстановлени€ —ербской ѕатриархии. ¬ состав восстановленной ѕатриархии вошли следующие епархии: Ѕелградска€, Ѕан€лукско-Ѕихачска€, Ѕачска€, Ѕитольска€, Ѕококоторско-ƒубровницка€, Ѕудимска€, ¬елешско-ƒебарска€, ¬ршачска€, √орнокарловацка€, ƒабро-Ѕоснийска€, ƒалматинско-»стрийска€, ƒор€нска€, ∆ичска€, «ахолмско-–ашска€, «ахолмско-√рецеговинска€, «ворницко-“узланска€, «летовско-—трумичска€, Ќишска€, ќхридска€, ѕакрачска€, ѕечска€, –ашко-ѕризренска€, —копл€нска€, —ремско- арловацка€, Ўабачска€,“емишоарска€, “имокска€ и „ерногорско-ѕриморска€.

28 сент€бр€ 1920 года јрхиерейский —обор избрал первым —ербским ѕатриархом архиепископа Ѕелградского и митрополита —ербского ƒимитри€ ѕавловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было прин€то соответствующих законодательных актов. 23 окт€бр€ 1920 года правительство прин€ло Ђ–аспор€жение о избрании первого патриарха объединенной —ербской ѕравославной ÷ерквиї, согласно которому патриарх должен был избиратьс€ специальным »збирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь —в€щенным јрхиерейским —обором. ¬ тот же день было обнародовано и временное Ђ–аспор€жение о —ербской ѕатриархииї. ѕосле прин€ти€ этих документов 12 но€бр€ 1920 года митрополит ƒимитрий вновь был избран первым —ербским ѕатриархом со времени упразднени€ ѕечской ѕатриархии в 1766 году. »збрание предсто€тел€ подтвердил король јлександр. “оржественное настолонование прошло в кафедральном соборе Ѕелграда, а возведение на трон ѕечских патриархов состо€лось в 1924 году. ѕо этому случаю, король јлександр передал патриарху драгоценную панагию, котора€ впоследствии переходила от одного предсто€тел€ к другому.

ѕриемником патриарха ƒимитри€ стал избранный в 1930 году —араевский митрополит ¬арнава, в свое врем€ живший и учившийс€ в –оссии. ѕри нем в Ѕелграде было воздвигнуто новое здание патриархии. ѕосле смерти патриарха ¬арнавы новым предсто€телем —ербской ÷еркви стал митрополит „ерногорский √авриил. ћестом пребывани€ —ербских патриархов были Ѕелград и —ремские  арловцы. Ќастолование патриархов происходило в древнем ѕечском монастыре.

“€желые испытани€ постигли —ербскую ѕравославную ÷ерковь во врем€ ¬торой мировой войны. ¬ 1941г., сразу после оккупации ёгославии, немцы арестовали —ербского патриарха √авриила. ѕройд€ через тюрьмы —араево и Ѕелграда, ѕредсто€тель —ербской ÷еркви вместе с епископом ∆ичским Ќиколаем был оправлен в концлагерь ƒахау. ѕравославна€ ÷ерковь переживала великие гонени€ на всей территории оккупированной ёгославии. ќсобенно т€желым было положение —ербской ÷еркви в новообразованном Ќезависимом ’орватском √осударстве (Ќƒ’). “ак в —ремской епархии было разрушено 44 храма и монастыр€, в √орнокарловацкой 157 церквей, в —лавонской 55 храмов было разрушено до основани€, разорено три манастыр€ и 25 приходских домов. ¬ одном только Ѕосанском районе ƒалматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужени€ в них стало невозможным.

“акое же положение было и в других епархи€х на территории Ќƒ’. —отни православных св€щенников были убиты, отправлены в концентрационные лагер€ и изгнаны с родных мест вместе со своей многотыс€чной паствой. „асто православных христиан насильственно обращали в католичество. —отни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены. —удьбу своей ÷еркви разделили и многие архипастыри. «а врем€ II ћировой войны —ербска€ ÷ерковь потер€ла дев€ть архиереев. ќт рук хорватских усташей погибли митрополит ƒабробоснийский ѕетр («имонич), епископ Ѕан€лукский ѕлатон (…ованович), епископ √орнокарловацкий —авва (“рлаич), немецкими власт€ми был расстрел€н епископ „ешско-ћоравский √оразд (ѕавлик). ћитрополит «агребский ƒосифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме «агреба, и после того, как был перевезен в —ербию, скончалс€ от полученных ран. “ака€ же судьба постигла епископа «ахумско-√ерцеговинского Ќикола€. ћногие епископы были изгнаны или интернированы оккупационными власт€ми и не имели возможности окормл€ть свою паству. Ќа своих кафедрах остались только дев€ть архиереев. ¬ отсутствие патриарха √авриила руководство —ербской ÷ерковью осуществл€л митрополит —копльский »осиф.

ѕосле окончани€ ¬торой мировой войны к власти в ёгославии пришли коммунисты под руководством »осифа Ѕроз “ито, и страдани€ —ербской ÷еркви не прекратились. ¬ласти разрешили возвращение —ербского патриарха √авриила на родину только в но€бре 1946 г. ѕрибыв 14 но€бр€ в Ѕелград, ѕатриарх сразу же столкнулс€ с многочисленными проблемами в организации нормальной жизни ÷еркви. ≈пископы и св€щенники подвергались арестам и заключени€м на продолжительные сроки, многие попадали в тюрьму без вс€кого суда и следстви€. Ѕольшое количество св€щенников было убито. ¬ окрестност€х јранджеловца был убит митрополит „ерногорско-ѕриморский »оанникий. ≈пископ Ѕачский »риней („ирич) 17 мес€цев содержалс€ под домашним арестом. ”же после сн€ти€ ареста владыка был сильно избит и после т€желой болезни скончалс€. ћитрополит —копльский »осиф 18 мес€цев находилс€ в заточении в монастыр€х ∆ича и Ћюбостин€, после чего он т€жело заболел. ћитрополит „ерногорско-ѕриморский јрсений (Ѕрадваревич) и викарный епископ ’востанский ¬арнава (Ќастич) прошли через многолетнее заключение.

√осударство грубо вмешивалось в жизнь ÷еркви: были изъ€ты все метрические книги, введен гражданский брак, прекращено преподавание закона Ѕожи€ в школах, финансовые средства на содержание св€щенников наход€щихс€ на покое перешли в собственность министерства труда. —в€щеннослужители были лишены вс€кой социальной защиты. «аконом об аграрной реформе у ÷еркви было отн€то 70.000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано 1180 церковных зданий. ќтн€то большое количество епископских резиденций. Ќо еще страшней было разрушение монастырей и храмов. кое-где местные власти преп€тствовали клирикам осуществл€ть свое служение. ¬ южной —ербии епископам было запрещено возвращатьс€ на свои кафедры, а св€щенникам на приходы, в св€зи с чем в этих районах долго не могла наладитьс€ нормальна€ церковна€ жизнь.

Ќа состо€вшемс€ в 1948 г. јрхиерейском —оборе было прин€то решение о переводе „ешско-ћоравска€ епархи€ —ѕ÷ под юрисдикцию –усской ѕравославной ÷еркви.

— возобновление нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обсто€ло непросто. √осударственные власти долго не давали разрешение на начало работы богословских школ под предлогом отсутстви€ необходимых условий. ѕосле войны с большими трудност€ми продолжал свою работу Ѕогословский факультет в составе Ѕелградского университета. –абота ѕризренской семинарии возобновилась только в 1947 году, а Ѕелградской семинарии —в. —аввы в 1949 г. Ќе лучше обсто€ло дело с издательской де€тельностью. — 1949 г. перестал выпускатьс€ Ѕольшой ÷ерковный календарь. Ђ¬естник —ербской ѕравославной ѕатриархииї во врем€ войны и в первые послевоенное врем€ выходил нерегул€рно, а с 1 марта 1946 г. выпускалс€ раз в мес€ц. C 1946 начал издаватьс€ маленький карманный календарь. — 1949 г. издавалась газета дл€ приходского духовенства Ђ¬естникї.

ѕатриарх √авриил скончалс€ 6 ма€ 1950 года. 2 июл€ того же года состо€лась интронизаци€ нового предсто€тел€ —ѕ÷ ѕатриарха ¬икенти€ (ѕроданова),который принадлежал в числу наиболее одаренных иерархов —ѕ÷. Ќесмотр€ на давление со стороны властей ему удалось избежать признани€ самопровозглашенной Ђћакедонской ѕравославной ÷ерквиї. Ѕольшой заслугой патриарха ¬икенти€ €вл€етс€ то, что св€щеннослужители и лица, работающие в ÷еркви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. ѕатриарху ¬икентию пренадлежат заслуги в восстановлении братских св€зей с ѕоместными ѕравославными ÷еркв€ми, ослабнувших за врем€ ¬торой ћировой войны. ѕри ѕатриархе ¬икентии была основана газета Ђѕравославный миссионерї, котора€ со временем стала самым многотиражной периодическим изданием —ѕ÷. C 1957 года снова стал выходить журнал Ѕогословского факультета Ђ Ѕогословиеї. ¬ 1958 году был основан журнал Ђѕравославна€ мысльї, посв€щенный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июл€ 1958 године патриарх ¬икентий внезапно скончалс€ после очередного заседани€ —в€щенного јрхиерейского —инода. —пуст€ два мес€ца после его смерти, 13 сент€бр€ 1958 г., новым предсто€телем —ербской ÷еркви бып выбран епископ ∆ичский √ерман (ƒжорич), занимавший трон —ербских патриархов более тридцати лет.

¬ правление патриарха √ермана осуществл€лась реставраци€ и строительство храмов. Ѕыло построено новое здание Ѕогословского факультета. ќдной из главных заслуг патриарха √ермана €вилось открытие в 1964 году —еминарии во им€ —в. јрсени€ в —ремских  арловцах. ¬ монастыре  рка (ƒалмаци€) была открыта двухгодична€ и п€тигодична€ семинарии. ¬озобновилась работа монастырской школы в ќвчаре, а в 1967 году така€ же школа открылась в монастыре ќстрог. ¬ начале 1986 года начал свою работу Ѕогословский факультет —ербской ѕравославной ÷еркви в Ћибертвилле (—Ўј). ѕри Ѕогословском факультете в Ѕелграде открылс€ Ѕогословский институт с двухгодичным курсом обучени€. –азвивалась издательска€ де€тельность —ѕ÷ . C 1965 г. снова стал выходить большой ÷ерковный календарь, а с 1967 года новостной бюллетень —ербской патриархии Ђѕравославльеї. —тало печататьс€ детское издание Ђ—ветосавско «вонцеї(Ђ—в€тосавский колокольчикї). ¬ 1968 года стал выходить богословский сборник Ђ“еолошки погледиї (Ђ Ѕогословские взгл€дыї). ѕериодически на английском €зыке выходило обозрение Ђ—рпска ѕравославна ÷рква у прошлости и садашньостиї (Ђ —ѕ÷ в прошлом и насто€щемї). «а врем€ патриарха √ермана было основано несколько новых епархий. ¬ то же врем€ в —ѕ÷ произошло два раскола: в 1963 году јмериканский, который был в последствии преодолен, и в 1967 году ћакедонский, продолжающийс€ до сих пор.

¬ 1990 году ѕатриарх √ерман, в св€зи с болезнью, был отправлен на покой. 1 декабр€ 1990 года новым предсто€телем —ербской ÷еркви был выбран епископ –ашко-ѕризренский ѕавел . ќдним из первых дел нового предсто€тел€ —ѕ÷ по вступлении на патриарший престол было начало работы по преодолению церковного раскола в јмерике и  анаде. ¬ результате в 1992 было восстановлено долгожданное каноническое единство.

–аспад ёгославии сопровождалс€ кровопролитными и разрушительными военными столкновени€ми на территории ’орватии и Ѕоснии и √ерцеговины. —ербский народ был изгнан из многих районов на территории этих бывших республик —‘–ё вместе со своими епископами и св€щенниками. ¬ огне войны оказалось дес€ть епархий —ербской ÷еркви.  ак и во врем€ ¬торой мировой войны разрушению подверглось большое количество православных храмов. Ќекоторые архиереи вынуждены были покинуть места своего служени€. ѕри этом храмы, монастыри, церковные здани€ и православные кладбища, разрушались как в ходе ожесточенных боевых действий, так и после изгнани€ сербского населени€ в цел€х уничтожени€ пам€тников сербской культуры.   этому прибавились страдани€ —ербской ѕравославной ÷еркви в  осово и ћетохии, особенно после начала агрессии Ќј“ќ и размещени€ на этих территори€х международных сил  ‘ќ–. ѕо официальным данным уже с июн€ 1999 года по насто€щий день здесь уничтожено, повреждено и осквернено около 110 храмов и монастырей.

ќдновременно с этим во многих епархи€х —ѕ÷ происходит возрождение и оживление церковной жизни, было построено значительное число новых храмов и других церковных объектов. «а врем€ управлени€ —ербской ÷ерковью патриархом ѕавлом совершено большое количество епископских хиротоний. ќсновано несколько новых епархий. ¬озобновил свою работу р€д духовных учебных заведений. Ќе смотр€ на трудности происходит постепенное восстановление церковной жизни в разоренных войной епархи€х. «наменательным событием €вл€етс€ продолжающеес€ строительство в Ѕелграде самого большого в ≈вропе православного храма Ц собора —в€того —аввы.

¬ насто€щее врем€ в —ѕ÷ насчитываетс€ более 3500 приходов, 204 монастыр€, около1900 св€щенников, 230 монахов и 1000 монахинь. ѕодготовка будущих св€щеннослужителей и законоучителей осуществл€етс€ в шести семинари€х: в Ѕелграде, —ремских  арловцах, Ќише (ѕризренска€ семинари€ перемещенна€ в 1999 году в г.Ќиш), ÷етинье, в монастыре  рка и  рагуевце. ƒействуют два богословских факультета - в Ѕелграде и Ћибертвилле, а также Ѕогословский институт при Ѕогословском факультете в Ѕелграде и ƒуховна€ академи€ в —рбинье. ¬ семинари€х обучаетс€ более 1000 учащихс€, а на богословских факультетах и академии более 1000 студентов. ѕомимо этих учебных заведений в 1993 г. —ербской ÷ерковью была основана в Ѕелграде јкадеми€ искусств и реставрации с несколькими отделени€ми Ц иконописи, фресковой живописи и реставрации.

јндрей Ўестаков

7 июн€ 2001 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи этого раздела
    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0