јлбанска€

»стори€ јлбанской ѕравославной ÷еркви

»стори€ христианства в јлбании насчитывает почти две тыс€чи лет.

ƒревнейшее население территории јлбании - иллирийцы - было подчинено –имской империей к I веку по –. X. “ерритори€ јлбании раздел€лась между 2 римскими провинци€ми: »ллириком и ћакедонией.

’ристианские общины стали складыватьс€ здесь вскоре после начала апостольской проповеди. јпостол ѕавел, который в 55-57 гг. по –. X. из  оринфа пишет послание римл€нам, замечает "благовествование ’ристово распространено мною от »ерусалима и окрестности до »ллирика" (–им 15. 19). —ледующие слова: "ѕритом € старалс€ благовествовать не там, где уже было известно им€ ’ристово, дабы не созидать на чужом основании" - дают возможность предположить, что апостол ѕавел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена ≈вангели€ на территории јлбании. ≈го пребывание в Ќикополе (ок. ѕревезы, √реци€) неоспоримо (“ит 3. 12), как и апостольска€ де€тельность его ближайшего сотрудника “ита в ƒалмации (2 “им 4. 10). ƒревнее предание считает апостолом этого региона  есар€,- одного из 70. ѕо другим предани€м, именно апостол ѕавел поставил  есар€ первым епископом ƒиррахи€ (совр. ƒуррес). Ѕолее €сное свидетельство о наличии церковной общины в ƒиррахии дает истори€ мученичества епископа јсти€ в 98 г. по –. X. (пам. 4 июн€).

¬ кон. III в., при императоре ƒиоклетиане, территори€ јлбании была разделена между трем€ провинци€ми, которым соответствовали христианские епархии. —еверный регион с центром в —кодре (совр. Ўкодер, правильнее с албан. Ўкодра) составл€л часть ѕревалитанской епархии, центральный, до р. јоос (совр. ¬ьоса), - епархию Ќов. Ёпира с кафедрой в ƒиррахии, а район совр. јлбании к югу от јвлона (совр. ¬лЄра) относилс€ к епархии —т. Ёпир с центром в Ќикополе.

¬ эпоху поздней –имской империи »ллирик и √реци€ входили в самоуправл€емый ‘ессалоникийский викариат, подчиненный –иму. »з 9 епископов викариата митрополит ƒиррахи€ занимал 5-е место. Ќа территории современной ёжной јлбании с 429 г. существовала ƒриинопольска€ епископи€.

— конца VI века в ходе продвижени€ слав€нских племен на Ѕалканский полуостров происходили значительные изменени€ в составе населени€ территории јлбании. ¬ то же врем€ из-за военной и политической обстановки греко-римские города переживали упадок и многие епископские кафедры были перенесены в другие города или упразднены. ƒополнительные свидетельства о жизни христиан на территории јлбании дают имена раннехристианских св€тых епископов и археологические находки. »звестны мученики первых веков христианства: св€тые еп. ≈левферий »ллирийский ( 120), его мать јнфи€, ƒонат и ‘ерин ( 250, в Ѕутроте), ƒанакс (III в.), »савр диакон и др. ’ристианские захоронени€ за стенами Ѕутрота (ок. II в.) - самое древнее археологическое свидетельство наличи€ христианской общины в регионе современной јлбании. ¬ различных районах јлбании найдены христианские базилики V-VI вв.

»з актов ¬селенских и ѕоместных —оборов известны епископы в јлбании: ≈вхарий ƒиррахийский, ‘еликс, еп. јполлонии и Ѕюлиса,- участвовали в III ¬селенском —оборе 431г.; Ћука ƒиррахийский, ≈всевий јполлонийский, ѕерегрин ‘иникский,  лавдий јнхиазмский, ≈втихий јдрианопольский - в IV ¬селенском —оборе 451 г.; еп. —отир јвлонский - в V ¬селенском —оборе 553 г.; еп. —исинний ƒиррахийский - в “рул. —оборе 691-692 гг.; епископы »патий и ‘илипп были на ѕоместном —оборе 516 г. в Ёпире (в Ќикополе). ¬ источниках упоминаютс€ ¬алериан, еп. ‘иникский при византийском императоре Ћьве I, еп.  онстантин (523-539), еп. ≈встафий (586).

¬торой период (731 до нач. XI в.) начинаетс€ с присоединени€ ¬осточного »ллирика византийским императором Ћьвом III »савром к  онстантинопольскому ѕатриархату и завершаетс€ подчинением многих епископий современной јлбании ќхридской архиепископии.
¬ 3-й петиции  онстантинопольского ѕатриархата ƒиррахийска€ митрополи€ занимает 15-е место. ¬ нее вход€т 8 епископий: ‘амнис, —кампа, Ћикинид (совр. ќхрид, ћакедони€), јманти€, Ѕюлис, јтрад, јвлон и јкрокеравний (√лавеница). ¬ 10-й нотиции (нач. X в.) митрополит ƒиррахи€ стоит на 42-м месте (перед —мирнским) с 15 епископами своей юрисдикции, в том числе на территории современной јлбании в городах —тефаниак, ’унови€ (совр. Ѕуррели),  роа ( ру€), Ёлисс (совр. Ћежа), и др.. ѕриведение этих названий показывает довольно развитую церковную организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хот€ и с измененным пор€дковым номером. »з ƒиррахийских митрополитов в этот период известны Ќикифор, упом€нутый в актах VII ¬селенского —обора (787), и Ћукиан, подписавший протоколы  онстантинопольского —обора 879 г. —охранились также имена иерархов ƒриинопольской епископии, в числе которых  осма (754-787), который представл€л Ёпир на VII ¬селенском —оборе, и ¬асилий I (822). ¬xили в начале XI в. подвизалс€ и пострадал недалеко от современной Ёльбасана св. кн€зь »оанн-¬ладимир (22 ма€ 1015), св. мощи которого сохранились в одноименном монастыре.

“ретий период (нач. XIв.- 1767) ¬ конце IX - начале XI в. јлбани€ входила в Ѕолгарское царство —амуила. ¬ 1018г., после завоевани€ ¬изантией Ѕолгарского царства, император ¬асилий II дл€ управлени€ ÷ерковью на присоединенных к империи болгарских земл€х создал ќхридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории современных государств Ѕолгарии, ћакедонии, ёж. —ербии и јлбании. Ќа территории современной јлбании в нее вошли п€ть епископий: јкрокеравнийска€ (√лавеница), ѕульхериопольска€ (Ѕерат), ÷ерникска€, јдрианопольска€, Ѕутротска€. ƒиррахийска€ митрополи€ в ’I-’Iѕ вв. по-прежнему входила в юрисдикцию  онстантинопольского ѕатриархата. —реди окормл€вших ее архиереев известны: Ћаврентий (1025),  онстантин  авасила (1180), –оман (1240). ѕоследнее упоминание митрополита ƒиррахийского в юрисдикции  онстантинпол€ относитс€ к 1280 г., позднее он числитс€ в юрисдикции ќхрида.  ак произошел переход в др. юрисдикцию - не€сно. –одом из ƒиррахи€ был византийский музыкант св. »оанн  укузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), который жил на —в€той горе. Ќа јфоне подвизались также св€тые Ќифонт (1330), пам. 14 июн€) из Ћюковы близ ’и-мары и Ќил Ёрихиот (≈рикусийский) (1350, пам. 10 или 16 авг.) из  анины.

«ахват ¬изантийской империи латин€нами (1204) привел к тому, что в регионе современной јлбании, особенно в северном районе (Ўкодер,  ру€), было сильно вли€ние католической ÷еркви. ¬ 1273 г., после гибели во врем€ землетр€сени€ православного митрополита, на ƒиррахийскую кафедру был поставлен католический епископ.

¬озникновение первого государственного объединени€ - јрберийского кн€жества, или принципата,- относитс€ к кон. XII в. ¬ дальнейшем части территории јлбании в разное врем€ входили в состав Ёпирского деспотата, ¬изантии, Ѕолгарского и —ербского царств.

¬ 1335 г. византийский император јндроник III предприн€л поход из  онстантинопол€ и достиг ƒиррахи€, восстанавлива€ византийское господство на территории јлбании, но импери€ потер€ла контроль над этими территори€ми уже в 40-х гг. ¬ середине XIV в. јлбани€ попала под власть —ербского государства, что привело к упадку многие епархии. ѕосле смерти —тефана ƒушана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовыватьс€ небольшие кн€жества. —реди крупных родов выдел€лись “опи€ (юж. ветвь - јрианити). ¬ 1392 г. кн€зь€ фамилии “опи€ передали ƒиррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 г. ¬ начале XV в. большинство районов јлбании были покорены турецким султаном или признали вассальную зависимость от него. ¬ течение почти всего XV в. јлбани€ сопротивл€лась турецкому завоеванию. Ёто сопротивление св€зано с именем национального геро€ јлбании √еорги€  астриоти, прозванного —кандербегом. ¬ 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в  руе и поставил под свой контроль значительные территории современной јлбании, создав союз (лигу) кн€зей. ќн успешно отразил карательные походы 2 турецких султанов, заручилс€ поддержкой Ќеаполитанского королевства и папства. ѕосле смерти —кандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевател€м. “олько в 1479 г., после падени€ Ўкодера и ƒурреса, османам удалось установить свое господство над всей јлбании.
¬ период пребывани€ ƒиррахийской епархии в юрисдикции ќхридской архиепископии в источниках упоминаетс€ то митрополит, нос€щий титул предсто€тел€ ÷еркви ƒиррахи€ и √ора-ћокра, то митрополит ƒиррахи€ и епископ √ора-ћокра. ¬ этот период наиболее известны митрополиты ƒиррахи€: ƒаниил (1693; с 1694 г. еп.  орчинский),  осма (1694; "митрополит ƒирра-хийский и ƒалматский"), Ќеофит (1760), √ригорий (1767).

ќ времени основани€ Ѕелиградской митрополии точных свидетельств не сохранилось (Ѕелиград - совр. Ѕерат). Ќазвание Ѕелиград встречаетс€ в начале XIV в.. √ород был завоеван османами в 1431 г. ”поминаютс€ 20 имен архиереев Ѕелиградской митрополии, из которых наиболее известными €вл€ютс€ »гнатий (1691 -1693; впоследствии архиеп. ќхридский) и »оасаф I (1752-1760 и 1765-1801).

ѕри »оасафе Ѕелиградска€ митрополи€ вернулась в юрисдикцию  онстантинопольского ѕатриархата.

 орчинска€ область еще до построени€ самого г.  орча (1490) относилась к  асторийской митрополии ( астори€ - совр. территори€ √реции), котора€ также входила в ќхридскую архиепископию.  орчинска€ митрополи€ основана в начале XVII в., она объединила  олонийскую, ƒеволскую и —еласфорскую (—еласфор - совр. «везда) епископии. ѕервым известным епископом  орчинским €вл€етс€ Ќеофит (1624 и 1628). ¬ 1670 г. архиепископ ќхридский ѕарфений, происходивший из  орчи, возвысил свой родной город в ранг митрополии, первый епископ которой носил титул митрополита  орчинского, —еласфорского и ћосхопольского.

≈пископии ёжной јлбании по-прежнему входили в юрисдикцию  онстантинопольского ѕатриархата. »з известных 18 ƒельвинских епископов наиболее древний - ћа(на)си€ (1270), среди прочих выдел€ютс€ ученый муж «ахари€ (1670-1682) - неустанный проповедник, ћанасси€ (1682-1695) - создатель школ в селах своей епархии, предшественник в этом св€того равноапостольного  осмы Ётолийского (пам. 4 авг.). »меетс€ множество свидетельств об истории епископии ƒриинопольской в XI-XVIII вв. »з известных 41 ее епископа такие выдающиес€, как —офиан (1672-1700) - борец против исламизации, ћитрофан (1752-1760) - музыковед и ƒосифей (1760-1799), которому в эпоху господства мусульманских властей удалось воздвигнуть ок. 70 храмов.

¬ период османского владычества самым серьезным испытанием дл€ ÷еркви јлбании было массовое прин€тие ислама албанцами. »сламизации населени€ способствовало и отсутствие христианской литературы на родном €зыке. ¬ то же врем€ в приморском регионе ’имары действовали различные пропагандистские римо-католические миссии. ƒл€ укреплени€ ѕравослави€ во многих районах с XVII в. возводились новые монастыри, которые превращались в центры духовного делани€, противосто€ни€ иноверию, воспитани€, напр., в монастыр€х –авенийском, ѕепельском, ƒринском, „епском, ѕоличанском, „атистском,  аменском, Ћесиницком,  окамь€ском, ѕа€ашском, ’имарском, ƒримадском,  ипарском, ’ормовском,  одрском, јрденицком, јполлонийском, ѕред-теченском в ћосхополе (совр. ¬оскопо€) и др. ѕравославное население поддерживали клирики. ќсобенно отличалс€ иеромонах Ќектарий (“ер-пос) из ћосхопол€. ќн подвизалс€ в период с 1719 по 1730 г. в области Ѕерата и —пафии. Ѕежал от преследований в »талию, где издал свою книгу "¬ера", которой старалс€ отвратить православных от ислама. ¬о многих местах јлбании со строительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. ¬ числе наиболее важных центров был ћосхополь, построенный в труднодоступной гористой местности. Ѕольшое положительное значение имело отсутствие в городе военной османской администрации. ¬ XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей. Ќаселение его было достаточно однородно в религиозном и социальном отношении - это были православные купцы и ремесленники. Ёкономическое благососто€ние и городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в городе. Ѕольшую славу ст€жала "Ќова€ јкадеми€" ћосхопол€ (1744), ее библиотека и типографи€. ¬ городе было 20 храмов. ƒо 1670 г. ћосхополь непосредственно подчин€лс€ архиепископу ќхридскому, а затем -  орчинской митрополии. ≈го упадок началс€ после разграблени€, которому он в услови€х феодальной анархии трижды подвергс€ в 60-80-х гг. XVIII в.; ныне превратилс€ в деревню.

„тобы избежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период османского завоевани€ предпочитали становитьс€ "криптохристианами". ќни имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохран€ли православные традиции. Ќаиболее типичным случаем криптохристианства в јлбании €вл€етс€ “оскидон (—пафи€) - горный район южнее Ёльбасана. Ёто €вление продолжалось с конца XVII до конца XIX в. ¬ этом регионе были и новомученики: прп. Ќикодим (1722), Ёльбасан, пам. 11 июл€) и ’ристос —адовник, или јрванитис (т. е. јлбанец, 1748), пам. 12 февр.).

„етвертый период (1767-1937): от упразднени€ автокефалии ќхридской архиепископии до канонического даровани€ автокефалии јлбанской ѕравославной ÷еркви.

¬ этот период реорганизуютс€ митрополии и епископии, стро€тс€ новые храмы и предпринимаютс€ систематические усили€ по духовному пробуждению православных. ¬ыдающейс€ личностью этой эпохи €вл€етс€ св.  осма Ётолийский, который с 1775 г. подвизалс€ в јлбании, завершив свою миссионерскую де€тельность мученичеством в 1779 г. в Ѕерате. —пуст€ 30 лет др. св€той, веро€тно, из —пафии - сщмч. Ќикита јлбанский, проповедовал ’риста и пострадал в районе —ерр и ƒрамы (1809, пам. 19 февр.).

¬ ’VIII-’I’ вв. предпринимались попытки перевода —в€щенного ѕисани€ на албанский €зык. —реди переводчиков первым упоминаетс€ иером. √ригорий  онстантинидис, впоследствии митрополит ƒиррахи€, который перевел ¬етхий и Ќовый «авет, использу€ албанскую графику, но этот перевод не сохранилс€. ¬ XIX в. √ригорий јргирокастрский (еп. Ёвбейский) опубликовал перевод Ќового «авета на албанском €зыке греческой графикой. ѕозднее свет увидели переводы  . ’ристо-форидиса на гегском (1869) и тоскском (1879) наречи€х также греческими литерами.

¬ этот период выдвинулись иерархи: митрополиты ƒиррахи€ √ригорий  онстантинидис ћосхополит (1767-1772) и ’рисанф из ћадита (1821-1823), один из создателей нового метода, греческой певческой нотации; митрополиты ƒриинупольские ƒосифей (1760-1799), √авриил —ифносский (1799-1827), »оаким ’иосский (1828-1835), который дважды восходил на  онстантинопольский ѕатриарший престол (1860-1863 и 1873-1878; см. »оаким II, ѕатриарх  онстантинопольский); Ѕелиградские митрополиты »оасаф II (1802-1855) и јнфим јлексудис (1855-1887).

¬ 1878-1881 гг. возникло и получило развитие самое крупное общенациональное движение за автономию и территориальную целостность јлбании, известное под названием јлбанска€ лига, или Ћига ѕризрена. ƒобивша€с€ фактической автономии —еверной јлбании и  осова, Ћига в итоге была разгромлена “урцией. ѕопытка возродить движение в 1899-1900 гг. (Ћига ѕейи) также окончилась неудачей. “олько в результате народных восстаний 1909-1912 гг. стало возможным завоевание независимости јлбании. 28 но€бр€ 1912 г. в г. ¬лЄра была провозглашена независимость јлбании и образовано правительство во главе с »смаилом  емали - этот день отмечаетс€ как национальный праздник.

¬еликие державы признали независимость јлбании только через 2 года.

— момента создани€ в 1912 году независимого албанского государства начинаетс€ новый период истории ѕравославной ÷еркви в јлбании. ¬ этот момент возникает насто€тельна€ необходимость самосто€тельности албанских религиозных общин. ¬ решении этого вопроса важную роль сыграла албанска€ диаспора в јмерике и в ≈вропе. «начительной была де€тельность еп. ƒурреса ‘ана Ќоли (‘еофан —тилиан Ќоли), выступавшего за автокефалию јлбанской ÷еркви и демократические преобразовани€ в стране; он возглавил антифеодальную революцию 1924 г. и стал премьер-министром демократического правительства. ≈пископ ‘ан Ќоли перевел многие церковные тексты на албанский €зык, настаивал на введении албанского €зыка в богослужение.

ѕервое провозглашение автокефалии јлбанской ѕравославной ÷еркви состо€лось на Ѕератском —оборе 10-12 сент. 1922 г. ¬ 1937 г. автокефали€ јлбанской ѕравославной ÷еркви была признана  онстантинопольским ѕатриархатом.

¬ декабре 1924 г. в јлбании произошел государственный переворот - правительство еп. ‘ана Ќоли было свергнуто, и в стране установилс€ диктаторский режим полковника ј. «огу, в 1925 г. «огу стал президентом республики, а в 1928 г.- "королем всех албанцев".

ѕосле оккупации в 1939 г. јлбани€, была включена в состав »талии. Ќачались попытки подчинении православного населени€ по власть –имского понтифика через унию. — этой целью римско-католические миссионерские ордена стали проникать в южные районы страны. ѕосле освобождени€ јлбании от захватчиков, к власти в стране пришли коммунисты. ¬ €нваре 1946 г. была провозглашена Ќародна€ –еспублика јлбани€ во главе с генеральным секретарем  оммунистической партии јлбании Ё. ’оджей (1908-1985). Ќачались политические репрессии, преследование верующих. 4 апрел€ 1967 г. по€вилс€ документ, запрещающий любое отправление культа. јлбани€ была объ€влена атеистическим государством.  онституци€ 1976 г. содержала статьи о непризнании религии государством (—т. 36) и о запрещении религиозных организаций, религиозной де€тельности и пропаганды (—т. 54). √онени€ прин€ли массовый характер. Ѕыли разрушены сотни храмов, большинство монастырей, уцелевшие храмы и монастыри превращены в мастерские, склады и т. п.  лирики были лишены сана, заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из них прин€ли мученическую смерть, в т. ч. архиепископ ¬иссарион, викарный епископ јполлонийский »риней. Ёто было гонение в отношении всех религиозных общин јлбании. ¬есной 1991 г. пал коммунистический режим и в јлбании установилась многопартийна€ система. ќткрылись храмы. Ќачалось восстановление православной ÷еркви и всей религиозной жизни в стране.

ѕоскольку епископат јлбанской ÷еркви во второй половине XX века был полностью уничтожен,  онстантинопольский ѕатриарх назначил в €нваре 1991 г. митрополита јнастаси€ (янулатоса) ѕатриаршим экзархом в јлбании. 24 июн€ 1992 года он был избран —в€щенным —инодом јлбанской ѕравославной ÷еркви архиепископом “ираны и всей јлбании.

 аноническа€ территори€ этой ÷еркви Ц јлбани€. ≈пископат јлбанской ÷еркви насчитывает четыре архиере€. »меетс€ Ѕогословска€ академи€ ¬оскресени€ ’ристова в ƒурресе.   насто€щему времени јлбанский первоиерарх рукоположил уже свыше 144 клириков. ѕрактически Ђс нул€ї пришлось восстанавливать и храмы: за 13 лет построено 85 новых храмов, 75 восстановлено как пам€тники культуры, 150 церквей отремонтировано.

»спользованы материалы: ѕравославна€ Ёнциклопеди€ / ѕод общей редакцией ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ II. - “. 1. - ћ.: ÷ерковно-научный центр "ѕравославна€ Ёнциклопеди€", 2000.

13 сент€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0