Ѕолгарска€

ќсобо чтимые св€тые Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви

—в€тые  ирилл и ћефодий
—в€тые  ирилл и ћефодий
/p>

—в€той кн€зь Ѕорис (+2 ма€ 907) Ч креститель болгар и первый болгарский подвижник. ¬ 889 г. он отказалс€ от престола и ушел в монастырь, где и скончалс€.  н€зь Ѕорис отличалс€ ревностью в храмостроительстве. Ќа его средства был воздвигнут на южном берегу ќхридского озера монастырь св€того Ќаума.

—в€тые брать€  ирилл (+869) и ћефодий (+885), создатели слав€нской письменности, переводчики на слав€нский €зык богослужебных и св€щенных книг. “» вспыхнул во мраке свет! Ѕыла создана нова€ литература! ¬спыхнули лучи новой культуры! ¬ истории ≈вропы по€вилась нова€ сила!” Чговоритс€ о великом деле св€тых братьев в послании —в€щенного —инода Ѕолгарского ѕатриархата по случаю 1100-й годовщины блаженной кончины св€того  ирилла.

–авноапостольные брать€ €вились первыми распространител€ми философской терминологии на слав€нском €зыке, включающей такие пон€ти€, как естество, природа, свойство, сущность, существо, иде€, вещь, вселенна€ и др. —в€тому  ириллу принадлежит как одному из ранних философов в истории ’ристианской ÷еркви и первому в слав€нской литературе определение пон€ти€ “философи€”. ќтвеча€ на вопрос “„то такое философи€?” Чон говорил: “«нание Ѕожественных и человеческих вещей, приближение, насколько возможно, человека к Ѕогу и приучение его посредством добродетелей к тому, чтобы быть таким, как “от,  то создал его по своему образу и подобию”.

≈жегодно 24 ма€ в Ѕолгарии торжественно празднуетс€ пам€ть св€тых слав€нских первоучителей. “Ѕольша€ заслуженна€ слава двух великих наших братьев, жителей —алоник, в нашем народе, Ч читаем в упоминавшемс€ ѕослании, Ч €вл€етс€ стихийным признанием народной души, что  ирилло-ћефодиеву делу мы, болгары, об€заны своим христианским просвещением, духовным возвышением и национальным сохранением. „то стало бы с болгарским народом без гениального дела св.  ирилла, который дал нам слав€нскую азбуку, этот ключ к знани€м, вере и науке? “о, что мы сегодн€ читаем и пишем на своем родном €зыке, то, что мы радуемс€ самобытной и богатой литературе, то, что мы наслаждаемс€ из€щной болгарской поэзией, гордимс€ замечательными болгарами-литераторами, духовниками, учеными, беллетристами, то, что молимс€ Ѕогу на своем пон€тном €зыке, то, что у нас есть возможность читать слово Ѕожие в болгарском переводе, то, что мы можем воспевать “ворца своей звучной родной речью, Ч всем этим мы об€заны св€тому  ириллу и его брату св€тому ћефодию!”

—в€титель  лимент, епископ ќхридский (+916) Ч один из способнейших учеников св€тых  ирилла и ћефоди€. ѕосле кончины св. ћефоди€, когда ученики его были изгнаны из ћоравии, св€титель  лимент вместе с Ќаумом и јнгеларием были прин€ты св€тым кн€зем Ѕорисом, который вскоре назначил св€тител€  лимента учителем и проповедником в области  утмичевица, расположенной в нынешней «ападной ћакедонии и ёжной јлбании. ¬ это врем€ он подолгу пребывал в ќхриде и √лавенице. ќколо 3500 учеников св€тител€ стали чтецами, иподиаконами, диаконами, св€щенниками и епископами.

«начительный интерес вызывают оставленные св€тителем  лиментом догматические творени€, как-то: “ѕохвальное слово о —в€той “роице, о сотворении мира и о Cтрашном суде”, “—лово о –ождестве ’ристовом”, посв€щенное раскрытию €влени€ на «емле ради нас и нашего спасени€ Ѕога во плоти, и “ѕохвальное слово о св€тых јрхангелах ћихаиле и √аврииле”, говор€щее о небесных воинствах. ќсобо догматично и исполнено глубоких мыслей “ѕохвальное слово о —в€той “роице...” —в€та€ “роицаЧэто, по рассуждению св€тител€  лимента, три »постаси единой субстанции, “Ѕог един в трех »постас€х”. Ѕог не имеет ни начала, ни конца. ќн непреход€щ, независим от времени, неизменен в бытии; ќн существует вечно. “Ќет ничего ни видимого, ни невидимого, которое могло бы ≈го охватить и вместить ≈го в —еб€”. ќн есть “ворец мира невидимого и мира видимого “с его четырьм€ составными част€ми: небом, землей, водой и воздухом, вместе со всем, что есть в них”. ”чение западных богословов о том, что ƒух —в€той исходит от ќтца и —ына, св€титель  лимент считает попыткой разложить единую субстанцию на два первоначала. “—в€той ƒух, Ч говорит он, Ч не происходит от двух начал: ќнЧедин и из одного Ќачала. ќтец есть Ќачало, и ќн стоит над вс€ким предвечным Ќачалом”. —в€титель  лимент отличает “исхождение” —в€того ƒуха от “раздавани€”. “ѕервое, Ч по его мысли, Ч объ€сн€ет способ существовани€ ƒуха, потому что как —ын происходит от ќтца по рождению, так и ƒух исходит от Ќего по происхождению. ƒавание не объ€сн€ет способа существовани€, а показывает обогащение и раздавание”.

—ледует отметить также в учении св€тител€ то, что он ставит труд в тесную св€зь с добродетелью. “Ѕезделие, Чговорит он, Ч есть учитель вс€кого зла”. Ѕудучи сам образцом соединени€ слов с делами, св€титель  лимент учил сему и других. “ ак благочестива€ жизнь без здорового учени€ €вл€етс€ в сущности мертвой и смерд€щей, Ч наставл€л он, Чтак и безжизненное учение не ведет к вечной жизни”.
—кончалс€ св€титель  лимент в ќхриде, здесь же, в монастыре св. ѕантелеймона, и был похоронен.

—в€титель Ќаум (+910) Ч друг св€тител€  лимента, организатор ѕреславской литературной школы, занимавшейс€ переводами св€тоотеческих творений (свв. јфанаси€ ¬еликого, ¬асили€ ¬еликого, »оанна «латоуста,  ирилла јлександрийского и др.) и создававшей оригинальные произведени€ (напр., беседы на евангельские темы Ч “”чительное ≈вангелие” Чпреемника св€того Ќаума по руководству школой  онстантина, епископа ѕреславского).

Ѕолгарска€ ѕравославна€ ÷ерковь наименовала —едьмочисленниками св€тых  ирилла и ћефоди€,  лимента, Ќаума, √оразда, —авву и јнгелари€.

ѕреподобный »оанн –ыльский Ч родилс€ во второй половине IX в. в с. —крино (—офийска€ обл.). ¬ детстве был пастухом. ћонашество прин€л в ближайшем монастыре. ¬скоре ушел в –ыльскую местность (123 км от —офии), где основал монастырь, ставший всенародной св€тыней во все последующие века болгарской истории. —кончалс€ преподобный в 946 г.

¬есьма поучительно сохранившеес€ до наших дней предсмертное пастырское наставление преподобного »оанна. “¬нимайте себе, брать€, Ч учил преподобный, Ч всех молю: вы прежде имейте страх Ѕожий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную.   сим (подобает) и страннолюбие, смирение с покорением, пост и молитву, пищу и питие нем€тежно имети; наипаче же смирением украситис€, супротивослови€ удал€тис€ и ничтоже вмен€ти; жити€ сего честь же и славу не искати, вместо бо сих же от Ѕога мзды богаты€ ожидати и вечных благ наслаждени€ улучити”.

—в€той »оанн –ыльский почитаетс€ как покровитель Ѕолгарии.

—в€той ‘еодосии “ырновский Ч родом из “ырнова, подвижник первой половины XIV в. (+ок. 1363г.), учитель св€того ≈вфими€, впоследствии известного “ырновского ѕатриарха. —в€той ‘еодосии в своем подвиге следовал иде€м исихазма и старалс€ эти идеи распространить и утвердить в Ѕолгарии. ¬ истории духовного просвещени€ болгар св€той ‘еодосии известен также в качестве примерного переводчика св€тоотеческих творений с греческого €зыка на болгарский.

≈му принадлежит, в частности, перевод отдельных творений своего учител€ св€того √ригори€ —инаита (под заглавием “√лавы, зело полезные”) и его жити€.

—в€титель ≈вфимий, ѕатриарх “ырновский. ¬се служение св€тител€ ≈вфими€ было направлено на духовное возрастание ÷еркви, на укрепление страны, улучшение состо€ни€ народа, усиление его единства, необходимого дл€ сохранени€ болгар как нации перед опасностью османских завоеваний.

ќсобо почитаютс€ болгарами св€тые ѕаисий, игумен ’илендарского монастыр€, и —офроний, епископ ¬рачанский. ƒва этих св€тых были канонизированы —в€тейшим —инодом Ѕолгарской ÷еркви на торжественном заседании 26 июн€ и 31 декабр€ 1964 г., а определением —в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви от 22 феврал€ 1965 г. имена их внесены и в мес€цеслов нашей ÷еркви.

ѕодготовил ƒанил —то€нов

18 июн€ 2001 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0