„ехо-—ловацка€

ѕравославна€ ÷ерковь „ешских земель и —ловакии

—вв.  ирилл и ћефодий
—вв.  ирилл и ћефодий
/p>

Ќачало христианства на территории „ехии, ћоравии и —ловакии восходит к первой половине I’ в., когда на эти земли пришли проповедники из √реции, ¬алахии и √ермании. ”спеху проповеди преп€тствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на слав€нском €зыке, а по-гречески и на латыни.   тому же немецка€ мисси€ угрожала независимости ћоравского государства. ѕоэтому в 862 г. св€той –остислав, кн€зь ћоравский (846-870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору ћихаилу III с просьбой прислать в ћоравию такого проповедника, который бы учил народ на родном €зыке. ѕо совету св€тител€ ‘оти€, патриарха  онстантинопольского дл€ этого дела были избраны ученые брать€  ирилл ( онстантин) и ћефодий. ¬ 863 г. св€тые брать€ прибыли в ћоравию. »х миссионерска€ де€тельность простиралась на территорию современных „ехии и —ловакии. »ми была создана слав€нска€ азбука, переведены на слав€нский €зык —в€щенное ѕисание, богослужебные и канонические книги ¬осточной ÷еркви. ¬се это способствовало массовому крещению народа. —воих учеников, подготовленных к св€щеннической хиротонии, св€тые брать€ планировали отправить дл€ посв€щени€ в  онстантинополь. ќднако политическа€ нестабильность в ¬изантийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку.

јктивна€ миссионерска€ де€тельность слав€нских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. —в€тые брать€ были обвинены в ереси. ¬ 867 г.  онстантин и ћефодий отправились в –им. «десь они были торжественно встречены папой јдрианом II (867-872). Ѕрать€ привезли с собой мощи св€того  лимента –имского, которые были положены в –име в храме, построенном в честь этого св€тител€. 14 феврал€ 869 г. в –име скончалс€  онстантин, который был похоронен в базилике св€того  лимента. ѕеред смертью он прин€л монашеский постриг с именем  ирилл. —в. ћефодий и слав€нские ученики св.  ирилла были рукоположены в св€щенные степени папой јдрианом и отправлены в ѕаннонию по просьбе местного кн€з€  оцела Ѕлатенского. ¬скоре по просьбе того же кн€з€ св. ћефодий был поставлен во епископа ѕаннонского. ѕаннони€ была изъ€та из власти баварских епископов латинского обр€да и напр€мую подчинена –иму. Ёто вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, вз€в ћефоди€ под стражу, заключили его в темницу в Ўвабии. —в€титель вышел на свободу лишь через два с половиной года. ѕосле этого св. ћефодий вновь был отправлен в ћоравию папой »оанном VIII. «десь у власти находилс€ кн€зь —в€тополк, плем€нник св. –остислава, свергнувший своего д€дю с престола. —в. –остислав был ослеплен и посажен немецкими кн€зь€ми в тюрьму, где и скончалс€. ќднако вскоре —в€тополк порвал с немцами и стал поддерживать слав€нское богослужение. ѕри его покровительстве св. ћефодий продолжил миссионерские труды своего брата. —в€той много путешествовал по ¬елокоморавской державе, крестил народ и ставил св€щенников из слав€н. “ак, например, около 874 г. им были крещены кн€зь чехов Ѕоривой, его жена Ћюдмила и двое их сыновей. ћефодий провел в „ехии около года, осв€тив здесь первые христианские храмы и поставив дл€ чехов несколько св€щенников. 6 апрел€ 885 г. свт. ћефодий скончалс€. ≈го слав€нские ученики были изгнаны из ¬еликой ћоравии. —вв.  лимент, Ќаум и јнгелар ушли на юг в ћакедонию, Ѕолгарию и —ербию; —в —авва в пределы современного «акарпать€, а св. √оразд в «ападную –усь. —лав€нское богослужение сохран€лось в „ехии до начала ’II в., а в ¬осточной —ловакии не прерывалось вплоть до насто€щего времени.

—в. –остислав кн€зь ћоравский
—в. –остислав кн€зь ћоравский
ѕам€ть о миссии свв.  ирилла и ћефоди€ не была уничтожена, и в „ешских земл€х всегда оставалось стремление к возрождению слав€нского богослужени€. “ак в 1346 г. моравский граф (в последствии чешский король и император —в€щенной –имской империи)  арл IV обратилс€ к римскому папе  лименту IX с просьбой о позволении совершать в разных местах „ешского королевства слав€нское богослужение. ѕапа высказалс€ против этой идеи, но, исход€ из конкретной ситуации и благодар€ личной дружбе с  арлом, дал согласие на открытие в ѕраге ≈маусского монастыр€, в который были поселены монахи из ’орватии, подчин€вшиес€ –имскому престолу и совершавшие богослужение на слав€нском €зыке. ћонастырь был открыт в 1347 г. и получил название "Ќа —лованех". ќн играл особую роль в духовной жизни чехов в ’IV-’V вв.

—тремление к возрождению слав€нского богослужени€ привело в начале ’V в. к гуситским войнам. ѕосле казни яна √уса в  онстанце в 1415 г., „ехи€ вышла из повиновени€ –имской ÷еркви и стала первой некатолической страной «ападной ≈вропы. »звестно, что гуситы искали союза с ¬осточной ÷ерковью. ¬ 1451 Ц1453 гг. в  онстантинополе велись переговоры о возможности воссоединени€ чешских "утраквистов" (или "подобоев", т.е. гуситов, ратовавших за причащение под обоими видами) с ѕравославной ÷ерковью. ¬ 1451 г.  онстантинополь посетил некий "благочестивый иерей"  онстантин јнгелик, представивший от лица чехов " нигу веры". »споведание гуситов было признано вполне православным, и  онстантинополь обещал прислать в „ехию православное духовенство. «авоевание  онстантинопол€ турками в 1453 г. прервало начатые переговоры. √уситское же движение стало после этого развиватьс€ в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI в. вошло в союз с немецкими протестантами.

¬ XVI в. чешские земли были подчинены √абсбургами. ¬ 1609 г. император –удольф II издал "√рамоту ¬еличества", гарантирующую чешским протестантам свободу совершени€ богослужени€. Ќо взошедший на престол в 1612 г. его брат ћатвей эту грамоту отменил, что привело к восстанию в „ехии. ¬ 1620 г. состо€лось кровопролитное сражение между чешскими войсками и армией католической лиги у Ѕелой √оры под ѕрагой. „ехи потерпели сокрушительное поражение. ѕосле этого полным ходом началс€ процесс католизации „ешских земель. 30 тыс. чешских семей вынуждены были покинуть родину. „ехи€ была лишена политической самосто€тельности и превращена в австрийскую провинцию Ѕогеми€.

Ќесколько иначе сложилась судьба словацкого народа. ѕосле распада ¬еликоморавской державы —ловаки€ вошла в состав ¬енгерского королевства. ƒинасти€ јрпадов (јрпадовичей), правивша€ в ¬енгрии в 889-1301 гг., находилась в родственных св€з€х с византийскими и русскими аристократическими родами и потому терпимо относилась к греческой и слав€нской богослужебным традици€м. »звестно, что еще в XIV в. греческих (православных) монастырей в ¬енгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство –имского престола. ¬ ћукачеве существовала православна€ епархи€, в которую входило слав€нское население (русины и словаки) «акарпать€ (ѕодкарпатской –уси), ¬осточной —ловакии и ѕотись€. ѕосле 1453 г. эта епархи€ удерживала некоторое врем€ св€зь с  иевской митрополией, а позднее с ћолдавской и —ербской ѕравославными ÷еркв€ми. ¬ 1308 г. к власти в ¬енгрии пришла јнжуйска€ династи€, покровительствовавша€ католикам, что ухудшило положение православных.

¬ первой половине XVII в. в ¬осточной —ловакии и «акарпатье предпринимаютс€ попытки введени€ унии с –имом. ѕоначалу они были неудачными. “ак в 1614 г. униатский епископ јнастасий  рупецкий был изгнан из монастыр€  расный Ѕрод. » лишь 24 апрел€ 1646 г. в ”жгороде 63 православных св€щенника были насильственно присоединены к –имо-католической церкви. ƒокумент об этой унии был оформлен лишь в 1652 г. со значительными фактическими ошибками. “ак датой возникновени€ унии здесь назван 1649 г. Ётой фальсификацией объ€сн€етс€ разнобой в датировке ”жгородской унии, имеющий место в церковно-исторической литературе и по сей день. ƒокумент 1652 г. был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными). ѕростой же народ, не смотр€ на свое формальное униатство, продолжал держатьс€ Ђстарой верыї. ¬ ¬осточной —ловакии и «акарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнослав€нский €зык, традиционные дл€ этой местности церковные распевы и иконографи€. —лав€нское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противосто€ть мадь€ризации вплоть до начала XX в.

— 1699 г. вс€ ¬енгри€ попала под власть √абсбургов. ¬ XVIII в. в царствование ревностной католички ћарии “ерезы (1717-1780) началс€ процесс латинизации униатской церкви в ¬осточной —ловакии и «акарпатье. ѕредпринимаютс€ попытки введени€ григорианского календар€, праздника поклонени€ —в€тым ƒарам, обыча€ совершать розарий, западного облачени€ дл€ духовенства. ѕроводитс€ исправление православных книг по римским образцам, демонтируютс€ иконостасы и т.д. “олерантный патент (јкт о веротерпимости) императора »осифа II, изданный 13 окт€бр€ 1781 г., гарантировал свободу вероисповедани€ не только протестантам, но и православным. ќднако в ¬енгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента.

¬ 1816 г. создаетс€ ѕрешовска€ греко-католическа€ епархи€, целью которой была ликвидаци€ остатков православи€ в крае и переведение в латинский обр€д местных униатов. Ќо эти цели не были достигнуты. Ћучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций.

¬ революционном 1848 г. в ѕраге состо€лс€ —лав€нский съезд, во врем€ работы которого 4 июн€ сербский св€щенник ѕавел —томатович с диаконом Ќиканором √ружичем совершил Ѕожественную литургию на слав€нском €зыке перед каменной скульптурой св€того ¬ацлава (¬€чеслава) на Ќовом ћесте в ѕраге (территори€ нынешней ¬ацлавской площади). ¬о врем€ этой Ћитургии возносились молитвы о духовном пробуждении слав€нских народов. ¬ 1870 году после ѕервого ¬атиканского собора группа чехов из 12 человек обратилась к петербургскому митрополиту »сидору с просьбой воссоединить их с православием. „ин присоединени€ был совершен в јлександро-Ќевском соборе —анкт-ѕетербурга в праздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы в 1870 году.

¬ начале 1860-х гг. пражский магистрат предложил передать –усской ѕравославной ÷еркви пустующий костел св€того ћикулаша (Ќикола€) на —тароместской площади, ранее принадлежавший ордену слав€нских бенедиктинцев. ¬ 1874 г. состо€лось осв€щение этого храма, после чего здесь регул€рно совершались православные богослужени€, хот€ и с некоторыми ограничени€ми (запрещалось вывешивать на стенах храма объ€влени€ о времени богослужени€ и совершать на площади крестные ходы). Ќаличие православного храма в центре чешской столицы способствовало знакомству с православием этнических чехов. ¬ конце XIX Ц начале XX вв. были также открыты русские храмы во ‘рантишковых Ћазн€х,  арловых ¬арах и ћарианских Ћазн€х.

¬ 1867 г. на ¬олыни на льготных услови€х была основана чешска€ земледельческа€ община.   началу XX в. сюда переселилось около 30 тыс. чехов, из них 27 тыс. прин€ли православие. ¬ 1903 г. в ѕраге было создано общество "ѕравославна€ беседа", включавшее в себ€ 27 членов. Ќа основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. јвстрийские власти расценивали интерес к православию как политическую неблагонадежность чреватую "панславизмом" и "русофильством", и потому каждый случай перехода в православие расследовалс€ полицией. ¬ 1905 г. православие прин€ли 104 чешских старокатолика в значительной степени благодар€ –усской ѕравославной ÷еркви. ѕо переписи 1910 г. в „ехии насчитывалось 1063 православных.

¬ —ловакии в XIX в. также были случаи перехода в православие. ћассовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в —еверную јмерику. «аслуга воссоединени€ с православной ÷ерковью карпаторосских эмигрантов принадлежит протоиерею јлексию “овту (1853-1909). ќн был профессором церковного права в греко-католической семинарии в ѕрешове. ¬ 1889 г. прибыл в јмерику и возглавил униатский приход в ћинеаполисе. ¬ 1891 г. вместе с приходом перешел в православие. ¬ 1916 г. была основана ѕиттсбургска€ карпаторосска€ епархи€, первым епископом которой стал преосв€щенный —тефан (ƒзюбай). ¬ 1994 г. отец јлексий “овт причислен јмериканской ѕравославной ÷ерковью к лику св€тых как "отец американского ѕравослави€".

«накомство с русским православием подталкивало и общины ¬осточной —ловакии к возвращению к вере отцов. ќдна из таких попыток была предприн€та жител€ми Ѕехерова, но ее пресекла полици€. ¬ начале XX века трудами по возрождению православи€ в крае прославилс€ архимандрит јлексий (  абалюк, 1877-1947). ¬ 1905 г. он выехал в –оссию, затем посетил јфон, где был воссоединен с православием. ¬ 1910 г. прин€л монашеский постриг и иерейскую хиротонию в яблочинском монастыре, после чего вернулс€ в «акарпатье. Ѕлагодар€ его де€тельности в короткое врем€ сотни людей вернулись в православие. ¬ преддверие ѕервой мировой войны против православных общин сел ¬еликие Ћучки (близ ћукачева) и »за (’устский район) был спровоцирован ћармарош-—игетский процесс. Ќа скамье подсудимых оказалось 64 человека, в основном простые кресть€не. ќни были обвинены в государственной измене. ѕроцесс длилс€ с 29 декабр€ 1913 г. по 3 марта 1914 г. 36 человек ,в их числе и о.јлексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказани€м. «аключенные вышли на свободу только после падени€ јвстро-¬енгерской империи в 1918 г.

ѕосле начала ѕервой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. ’рам св€того ћикулаша в ѕраге был отн€т у православной ÷еркви. –усский св€щенник Ќиколай –ыжков, служивший насто€телем храма, в 1917 г. был приговорен к смертной казни по обвинению в государственной измене. Ќо этот приговор не был приведен в исполнение благодар€ тому, что –оссийское правительство согласилось обмен€ть о.Ќикола€ на униатского митрополита јндре€ (Ўептицкого), попавшего в плен после вз€ти€ русской армией Ћьвова. ѕолучив свободу, отец Ќиколай –ыжков выехал в ѕетроград, где и скончалс€ в 1920 году.

ѕосле окончани€ войны и распада империи √абсбургов в окт€бре 1918 г. была создана независима€ „ехословацка€ республика, объединивша€ „ешские, ћоравские и —ловацкие земли. ¬ 1919 г. к ней была присоединена и «акарпатска€ ”краина. ѕадение јвстро-¬енгрии вызвало мощное антикатолическое движение в среде чешского и словацкого народов. –еформационно настроенное католическое духовенство вышло из подчинени€ ¬атикану с целью создать самосто€тельную национальную церковь с апостольской преемственностью, народными литургическими традици€ми и женатым духовенством. 8 €нвар€ 1920 г. было объ€влено об образовании „ехословацкой ÷еркви, считающей себ€ наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций. √лавой церкви стал бывший католический св€щенник доктор богослови€  арл ‘арский. ¬ €нваре 1921 г. собор этого нового движени€ большинством голосов высказалс€ за прин€тие православного вероучени€ и присоединение к ѕравославной ÷еркви. ѕосле этого были начаты переговоры с —ербской ѕравославной ÷ерковью. ¬ыбор —ербской ѕатриархии был обусловлен тем, что ее юрисдикци€ была еще до начала ѕервой мировой войны единственной официально признанной на территории јвстро-¬енгрии (закон от 10 августа 1868 г.). Ёто юридическое положение —ербской ѕравославной ÷еркви было подтверждено законом „ехословацкой республики от 28 окт€бр€ 1918 г. ќчередной собор „ехословацкой ÷еркви, состо€вшийс€ 29 августа 1921 г., выдвинул три кандидата дл€ епископской хиротонии на открывающиес€ кафедры: доктора  арла ‘арского дл€ ѕражского диоцеза (епархии), –удольфа ѕаржика дл€ ¬осточно-„ешского диоцеза и ћате€ ѕавлика дл€ ћоравско-—илезского диоцеза. Ќа соборе присутствовал представитель —ербской ÷еркви епископ Ќишский ƒосифей, одобривший его решени€. ќднако была совершена епископска€ хиротони€ только одного из кандидатов - ћате€ ѕавлика (1879-1942). 21 сент€бр€ 1921 г. он прин€л монашеский постриг в Ћавре  рушедол с именем √оразда (в честь ученика св€того равноапостольного ћефоди€, уроженца ћоравии), а 25 сент€бр€ в Ѕелграде рукоположен во епископа —ербским ѕатриархом ƒимитрием.

≈пископ √оразд (ѕавлик)
≈пископ √оразд (ѕавлик)
ѕосле возвращени€ на родину владыка √оразд столкнулс€ с оппозицией со стороны  арла ‘арского, возглавившего радикальное крыло „ехословацкой ÷еркви. ≈сли св€титель √оразд выступал за православную ориентацию чехословацкого религиозного движени€, то доктор  арл ‘арский стремилс€ к рационалистическому пересмотру традиционного христианского вероучени€ и церковной организации. ѕоследнего поддерживал президент республики “омаш ћасарик. —пор между этими двум€ течени€ми разгорелс€ в 1922 г., когда во врем€ поездки епископа √оразда в јмерику  арл ‘арский издал " атехизис", написанный им вместе с ‘. алоусом. Ёта книга, проникнута€ радикальными протестантскими иде€ми, была одобрена ѕражским диоцезом „ехословацкой ÷еркви, что привело к разрыву с —ербской ѕравославной ÷ерковью. ѕосле этого ‘арский вел переговоры о его возможной епископской хиротонии с јнгликанской церковью, а также со шведскими церкв€ми, но они не увенчались успехом. “огда он пошел на еще более радикальный шаг. ¬ 1924 г. духовенство и мир€не „ехословацкой ÷еркви "посв€тили"  арла ‘арского в сан епископа и объ€вили его своим "патриархом". ≈пископ √оразд вышел из „ехословацкой ÷еркви и организовал независимую от нее православную общину в составе —ербской ÷еркви. ¬ 1929 г. была создана автономна€ „ешска€ епархи€.
—в€титель √оразд с необычайной энергией прин€лс€ за церковное строительство. Ќа средства верующих строились в разных местах „ехословацкой республики храмы и часовни. ѕланировалось широкое строительство приходских домов, а также монастыр€.  ак талантливый музыкант владыка составил нотный сборник молитв и песнопений дл€ народа. »м был написан  атехизис, р€д книг и статей на церковные темы.

¬ 1920 г. из бывшей "ѕравославной беседы" в ѕраге была создана „ешска€ православна€ община, котора€ пригласила к себе дл€ совершени€ богослужений архимандрита —аввати€ (¬рабеца, 1880-1959), этнического чеха, выпускника ”фимской ƒуховной —еминарии и  иевской ƒуховной јкадемии, в 1920 г. назначенного заместителем ¬олынского епископа и ректором ’олмской ƒуховной —еминарии. ¬ 1921 г. он приехал в ѕрагу. —начала община признавала юрисдикцию —ербской ÷еркви, но в 1923 г. архимандрит —авватий отправилс€ в —тамбул, где 4 марта ѕатриархом  онстантинопольским ћелетием (ћетаксакисом) был рукоположен в сан епископа и назначен "јрхиепископом ѕражским и все€ „ехословакии". —ербский ѕатриарх ƒимитрий отправил в —тамбул телеграмму, в которой сообщал, что на территории „ехословакии уже существуют приходы сербской юрисдикции. ќн просил не рукополагать архимандрита —аввати€, так как это может повредить делу православной проповеди в „ехословацкой республике. Ќо эта телеграмма была получена уже после совершени€ хиротонии. ѕо€вление в „ехословакии епископа еще одной юрисдикции не позволило объединить всех православных в единую церковную структуру.
ѕосле окончани€ ѕервой мировой войны началось также активное движение за возвращение в лоно ѕравославной ÷еркви в ѕодкарпатской –уси и ¬осточной —ловакии. Ёто было сугубо народное движение, практически не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства.   началу 1920 г. православное движение захватило здесь уже около 50 тыс. человек, а к 1928 г. число православных достигло 112 тыс. человек. ¬ 1929 г. —ербской ѕравославной ÷ерковью была создана ћукачевско-ѕрешовска€ епархи€. ¬ тридцатых годах ѕравославна€ ÷ерковь имела здесь уже более 100 приходов, на которых служило около 100 св€щенников. ƒл€ управлени€ епархией в 1920-30-е гг. в ¬осточную —ловакию и «акарпатье направл€лись архиереи из —ербии. »з них особо известен своей миссионерской де€тельностью епископ Ќишский ƒосифей (впоследствии митрополит «агребский). ¬ 1930 г. на ѕодкарпатскую епархию был назначен епископ »осиф, с которым в „ехословакию прибыл известный богослов отец »устин (ѕопович), трудившийс€ здесь в течение двух лет.   1938 г. здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов.

¬ ¬осточной —ловакии и ѕодкарпатской –уси существовали также приходы, подчин€вшиес€ архиепископу —авватию. ¬ 1923 г. им был прислан сюда архимандрит ¬италий (ћаксименко), выпускник  азанской ƒуховной јкадемии, состо€вший до революции в братстве ѕочаевской Ћавры и занимавшийс€ там издательской де€тельностью. ¬о врем€ военных и революционных потр€сений о.¬италий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в —ербию, а оттуда в —ловакию. Ѕлагодар€ его миссионерской де€тельности в ¬осточной —ловакии было создано 26 православных приходов. 1 апрел€ 1928 г. собрание представителей этих общин, проходившее в ћедзилаборцах, прин€ло решение о переходе в юрисдикцию —ербской ÷еркви. √лавной заслугой о.¬итали€ €вл€етс€ создание монастыр€ ѕреподобного »ова ѕочаевского в Ћадомирове и открытие при нем типографии. ћонастырский храм был построен в 1926 г. "ѕечатн€ ѕреподобного »ова ѕочаевского" выпустила в свет —лужебник, “ребник, уникальный ¬еликий —борник, ћолитвослов и другие книги. ¬ 1926 г. монастырь начал издавать журнал "ѕравославна€  арпатска€ –усь", переименованный вскоре в "ѕравославную –усь", €вл€ющийс€ ныне печатным органом –ѕ÷«. ¬ 1934 г. архимандрит ¬италий был рукоположен во епископа митрополитом јнтонием (’раповицким) в —ремских  арловцах и отправлен в —еверную јмерику как архиепископ. ¬о врем€ ¬торой мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранилс€ только храм). Ѕрати€ же переселилась в обитель —в€той “роицы в ƒжорданвиле (—Ўј, штат Ќью-…орк), куда была перевезена и типографи€.

¬ промежутке между двум€ мировыми войнами на территории „ехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчин€вшиес€ митрополиту ≈влогию (√еоргиевскому, до 1931 г. в составе ћосковской ѕатриархии, в 1931-1945 гг. Ч экзарх русских приходов в «ападной ≈вропе в составе  онстантинопольского ѕатриархата, в 1945 г. воссоединилс€ с ћосковской ѕатриархией), которыми управл€л епископ —ергий ( оролев). ¬ это врем€ русска€ диаспора в „ехословакии была весьма многочисленна. ¬ ѕраге существовал целый р€д русских организаций и образовательных учреждений. —пециально дл€ русских профессоров и преподавателей было построено несколько жилых домов в пражском районе ƒейвице. ƒл€ погребени€ русских эмигрантов было создано ”спенское братство, тщанием которого на ќльшанском кладбище в ѕраге был воздвигнут храм в честь ”спени€ Ѕожией ћатери, осв€щенный в 1925 г. митрополитом ≈влогием в сослужении епископов ћихаила Ўабацкого (—ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь) и —ерги€ ѕражского.   юрисдикции митрополита ≈влоги€ также относились приходы в Ѕрно, Ѕратиславе,  арловых ¬арах, ‘рантишковых и ћарианских Ћазн€х. —ледует также отметить, что в 1923-1924 гг. в ѕодкарпатской –уси в юрисдикции архиепископа —аввати€ служил известный отечественный иерарх епископ (в последствии митрополит) ¬ениамин (‘едченков).

15 марта 1939 г. чешские земли были оккупированы фашистской √ерманией. «десь был создан имперский протекторат в „ехии и на ћоравии. Ќемецкие власти стремились всех православных, проживающих на территории протектората, подчинить Ѕерлинскому архиепископу —ерафиму (Ћ€де, 1883-1950), который состо€л в юрисдикции  арловацкого —инода. 3 но€бр€ 1939 г. было заключено соглашение о переходе приходов, управл€емых епископом —ергием ѕражским, в ведение архиепископа Ѕерлинского. ¬ 1941 г. епископ √оразд вел переговоры с архиепископом —ерафимом, ћинистерством церковных дел в Ѕерлине и ћинистерством просвещени€ и народного образовани€ в ѕраге о юридическом положении его епархии в новых услови€х. 4 марта 1942 г. было утверждено специальное дополнение к уставу „ешской ѕравославной епархии. ¬ нем говорилось, что до времени окончательного решени€ юрисдикционного вопроса епархи€, не отказыва€сь от сербской юрисдикции, временно подчин€етс€ архиепископу Ѕерлинскому.

27 ма€ 1942 г. группа чешских парашютистов, заброшенных из ¬еликобритании, расстрел€ла генерала полиции обергруппенфюрера —— –ейнгарда √ейдриха. —в€щенник пражского кафедрального собора св€тых  ирилла и ћефоди€ предоставил им убежище в крипте храма. ѕарашютисты пробыли здесь 22 дн€, после чего место их нахождени€ было обнаружено гестапо. ≈пископ √оразд, св€щенники кафедрального собора ¬ацлав „икл и ¬ладимир ѕетршик, а также староста храма ян —онневенд были вз€ты под стражу и 4 сент€бр€ 1942 г. расстрел€ны на военном стрельбище в ѕраге. 27 сент€бр€ того же года было запрещено существование „ешской ѕравославной ÷еркви. ≈е имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключени€м, мир€не отправл€лись на принудительные работы в √ерманию.

ѕосле захвата фашистскими войсками чешских земель на территории —ловакии было провозглашено самосто€тельное государство, находившеес€ в фактической зависимости от немецких властей. «акарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. ћукачевский епископ ¬ладимир (–аич) был вз€т под стражу венгерскими власт€ми. ѕравославные приходы «акарпать€ и —ловакии перешли в подчинение архиепископу —ерафиму (Ћ€де).

¬ мае 1945 г. ѕравославна€ ÷ерковь была восстановлена, а 28 сент€бр€ того же года казненные клирики „ешской ÷еркви были посмертно награждены крестом "In memoriam". »менем св€тител€ √оразда названы площади и улицы в ѕраге, ќломоуце, Ѕрно и других городах. ¬ 1987 г. „ехословацка€ ѕравославна€ ÷ерковь причислила епископа-мученика к лику св€тых.

¬ 1945 г. остро встал вопрос о будущей юрисдикции православных приходов „ехословакии. —ербска€ ÷ерковь, переживша€ погром усташей, только начинала восстанавливать свою каноническую жизнь. ћосковска€ же ѕатриархи€ все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Ётому способствовало то, что в окт€бре 1945 г. с ней воссоединилс€ епископ —ергий ( оролев) и подчин€вшиес€ ему эмигрантские приходы. ѕодкарпатска€ –усь вошла в состав ———– как «акарпатска€ область ”краинской ——–. ѕо соглашению —инодов —ербской и –усской ÷ерквей ћукачевска€ епархи€ перешла в юрисдикцию ћосковской ѕатриархии. 8 но€бр€ 1945 г. епархиальный съезд „ешской ѕравославной епархии, состо€вшийс€ в ќломоуце, прин€л решение начать переговоры о выходе из юрисдикции —ербской ѕатриархии и переходе в подчинение –усской ÷еркви. ¬ мае 1946 г. в ѕрагу прибыл из ћосквы архиепископ ≈левферий (¬оронцов), создавший на территории „ехословацкого государства Ёкзархат ћосковской ѕатриархии. —ербска€ ÷ерковь в 1948 году официально за€вила о своем согласии на переход автономной „ешской епархии в ведение ћосковского ѕатриарха. ¬ 1946-1947 гг. в „ехословакию вернулись волынские чехи, которые также были православного вероисповедани€. »х переселение было одной из причин численного роста православных общин. ƒо 1949 г. Ёкзархат включал в себ€ две епархии Ч „ешско-ћоравскую с центром в ѕраге и ¬осточно-—ловацкую с центром в ѕрешове. ¬ 1949 году не епархиальном собрании в ѕраге было решено разделить „ешско-ћоравскую епархию на две: ѕражскую и ќломоуцко-Ѕрненскую (епископска€ кафедра в ќломоуце).

¬ ¬осточной —ловакии в среде униатов вновь участились случаи возврата в ѕравославие. Ётому способствовало уничтожение греко-католических церквей на ”краине, в «акарпатье и –умынии. ќднако этот естественный процесс был форсирован власт€ми по политическим мотивам, что впоследствии создало серьезную церковную проблему, нерешенную и по ныне. 28 апрел€ 1950 г. в ѕрешове был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объ€вил об отмене ”жгородской унии 1646 г. и о воссоединении с ѕравославной ÷ерковью. –ешени€ собора были утверждены —в€тейшим ѕатриархом јлексием I. ¬ ¬осточной —ловакии были созданы две епархии Ч ѕрешовска€ во главе с епископом јлексеем (ƒехт€ревым) и ћихайловска€ во главе с епископом јлександром (ћихаличем). “аким образом, к середине 1950 г. Ёкзархат ћосковской ѕатриархии в „ехословакии включал в себ€ четыре епархии.

2 окт€бр€ 1951 года Ёкзарший —овет на своем заседании прин€л решение просить –усскую ѕравославную ÷ерковь о даровании „ехословацкой ÷еркви автокефалии. 19 окт€бр€ было получено на это соглашение √осударственного управлени€ по церковным делам. 23 но€бр€ 1951 г. в ћоскве —в€тейшим ѕатриархом јлексием I был подписан јкт о даровании автокефалии „ехословацкой ѕравославной ÷еркви, ѕредсто€телем которой был избран митрополит ≈левферий (¬оронцов). “оржества по случаю провозглашени€ автокефалии состо€лись 8-9 декабр€ 1951 г. в ѕраге. ¬ торжественном богослужении и интронизации митрополита ≈левфери€, проходивших в кафедральном соборе св€тых  ирилла и ћефоди€, прин€ли участие представители јнтиохийской, –усской, √рузинской, –умынской, Ѕолгарской и ѕольской ѕравославных ÷ерквей. ќднако акт провозглашени€ автокефалии „ехословацкой ÷еркви не был признан  онстантинопольским ѕатриархатом, который продолжал считать ее автономной в своем подчинении. јрхиепископ —авватий (¬рабец) не вошел в юрисдикцию ћосковской ѕатриархии. ќставшись без храмов, он продолжал жить в ѕраге, име€ незначительное число сторонников. —кончалс€ в но€бре 1959 г. ≈го отпевание совершил митрополит ѕражский »оанн ( ухтин). ѕохоронен архиепископ —авватий на ќльшанском кладбище в ѕраге.

13 июн€ 1968 года √реко- атолическа€ ÷ерковь в „ехословакии была восстановлена. Ёто вызвало в ¬осточной —ловакии процесс массового возвращени€ в унию, сопровождавшийс€ насильственными захватами храмов и церковных учреждений.

ѕосле крушени€ коммунистической системы к концу 1992 г. стал очевидным скорый распад „ехословацкой ‘едеративной –еспублики на два независимых государства. ¬ св€зи с этим ѕоместный —обор „ехословацкой ѕравославной ÷еркви, проходивший 11-12 декабр€ в ѕрешове, высказалс€ за сохранение единой автокефальной ÷еркви, распростран€ющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. ќднако в соответствие с новой политической ситуацией было прин€то решение о перемене официального наименовани€ ÷еркви. ќтныне она стала называтьс€ ѕравославной ÷ерковью в „ешских земл€х и —ловакии. Ѕыл прин€т новый ”став ÷еркви, по которому единый ћитрополичий совет был разделен на два самосто€тельных органа Ч ћитрополичий совет „ешских земель в ѕраге и ћитрополичий совет —ловакии в ѕрешове. ѕредсто€телем ÷еркви отныне может быть избран как архиепископ ѕражский, так и архиепископ ѕрешовский. ≈диными дл€ все ÷еркви остались —в€щенный —инод и ѕоместный —обор. ѕрешовский —обор 1992 г. прин€л решение о канонизации моравского кн€з€ –остислава, инициатора кирилло-мефодиевской миссии среди слав€н. “оржества по случаю канонизации проходили 29-30 окт€бр€ 1994 г. в ѕрешове и Ѕрно.

1 €нвар€ 1993 г. „ехословацка€ –еспублика разделилась на два государства Ч „ехию и —ловакию, на территорию которых распростран€етс€ каноническа€ власть единой ѕоместной ÷еркви.

27 августа 1998 г.  онстантинопольским ѕатриархом ¬арфоломеем был издан "ѕатриарший и —инодальный “омос о даровании автокефалии св€той ѕравославной ÷еркви в „ешских земл€х и —ловакии", который рассматриваетс€ современными чешскими канонистами как акт признани€  онстантинополем автокефалии, полученной в 1951 г. от –усской ѕравославной ÷еркви.
—егодн€ ѕравославна€ ÷ерковь „ешских земель и —ловакии состоит из 4 епархий, которые объедин€ют 166 приходов с 184 храмами. ѕо переписи 1991 г. на территории „ехии и —ловакии проживало около 53 тыс. православных.

Владимир Бурега

20 июн€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0