Ѕолгарска€

Ѕолгарское гостеприимство

–ильский монастырь
–ильский монастырь
/p>

Ќадо сказать, что в отличие от –умынии, о которой € не знала ничего (разве что о похождени€х графа ƒракулы и театре абсурда Ёжена »онеско), Ѕолгари€ вызывала в моем сознании совершенно определенные ассоциации Ц  ирилл и ћефодий, создатели слав€нской письменности, –ильский монастырь. я представл€ла его себе много раз после того, как купила кассету Ђѕеснопени€ в исполнении братского хора –илыї. Ёто небесна€ музыка, плывуща€ над просторами горных вершин.

ћое достаточно предвз€тое отношение к современным болгарам как к люд€м холодным и негостеприимным, сложившеес€ во врем€ учебы в ≈вропе, изменилось быстро. ¬сюду нас встречали, как родных. Ѕолгарское гостеприимство часто доходило до неудобства. “ак, приехав в —офию поздно вечером, около 21, мы позвонили по телефону, данному нам в Ѕогословском институте, где мы преподаем, незнакомой даме, директору философско-богословского издательства, котора€ могла нам помочь с квартирой. ЦЂ«дравствуйте, мы приехали, сидим на автовокзале.ї ЦЂ√де вы? я сейчас бегу!ї ЦЂЌет, нет, мы сами.ї - ЂЌет, ¬ы гости, € вас встречу.ї «воним другому человеку, профессору-византинисту: -Ђƒобрый вечер, господин профессорї - Ђ¬ы где? я беру машину еду немедленно. ѕоговоримї. „ем проще живут люди, тем более чутко они понимают другого человека. ¬сюду нам помогали коллеги, друзь€ и просто незнакомые люди. ¬ моем богатейшем опыте путешествий и истории знакомств с гостеприимными странами и народами Ѕолгари€ и болгарский народ, несомненно, завоевали вершину первенства.

¬ 681 г. хан јспарух основал ѕервое Ѕолгарское ÷арство (681-1018), первое слав€нское государство в восточной части Ѕалкан из пришедшего с северных берегов „ерного мор€ тюркского племени. ѕокорив осевших в VI в. н.э. на Ѕалканах слав€н, слившихс€ с исконным фракийско-иллирийским населением, они ассимилировались с местным населением, составив один этнос, получивший именование от тюрок, а €зык от слав€н.

Ёто двойное их происхождение и наложило отпечаток на национальный характер и темперамент болгар, которых можно разделить на тех, в ком преобладает невозмутима€ слав€нска€ и тех, по жилам которых течет тюркска€, дика€, необузданна€ кровь.

Ќа территории Ѕолгарии, в те времена –имской империи, христианство стало распростран€тьс€ рано, в апостольские времена. ќднако крещение Ѕолгарии и прин€тие христианства произошло в 865 г. в годы правлени€ св. цар€ Ѕориса I (852-889, Ж 907, пам. 2 ћ.) после того, как византийские монахи нарисовали на стене его дворца картины страшного суда и адских мук. —разу же после прин€ти€ христианской религии был подн€т вопрос об автокефалии, котора€ частично в форме автономной архиепископии в верховной юрисдикции  онстантинопольской ѕатриархии была получена 4 марта 870 г. Ётот день считаетс€ днем рождени€ Ѕолгарской ÷еркви. — 919 г. провозглашена абсолютна€ автокефали€, а архиепископ признан патриархом.

–ешение вопроса о юридическом статусе ÷еркви привело ее в состо€ние нестабильности, потер€м автокефалии и гонкам за ее восстановлением, расколам.

¬ 1018-1019 гг. завоевавший Ѕолгарию ¬асилий Ѕолгаробойца признал автокефалию, однако снизил ее ранг до архиепископии и стал назначать епископов из греков, хот€ богослужение продолжалось в основном совершатьс€ по-слав€нски. ¬ результате восстани€, организованного брать€ми ѕетром и јсенем в 1185-1186 гг.., с целью избавитьс€ от двухвекового греческого засиль€, было основано ¬торое Ѕолгарское ÷арство (1187-1396) с столицей в ¬елико “ырново, где располагалась резиденци€ архиепископа. ¬ 1235 г. по решению  онстантинопольской ѕатриархии архиепископи€ была повышена до статуса “ырновского ѕатриархата, просуществовавшего до 1393 г. Ц покорени€ Ѕолгарии турками. ƒуховный центр переместилс€ в ќхрид, изнывавший под игом греков-фанариотов. ѕосле покорени€ в 1767 г. Ѕалканского полуострова турками и он прекратил свое существование. Ќачались годы двойного греко-турецкого диктата, оставалась одна надежда на Ђдеда »вана Ц братский русский народ, который поможет освобождению болгарской землиї. .

 —офи€ - –усска€ церковь и проспект –усский
—офи€ - –усска€ церковь и проспект –усский
 огда идешь по центру —офии, то невольно погружаешьс€ в историю русско-болгарских отношений: Ђпроспект ÷ар€ ќсвободител€ї, Ђ–усский бульварї, кафедральный собор јлександра Ќевского... —о времен кн€з€ ¬ладимира, когда, согласно летописцу, были присланы на ƒревнюю –усь от южных слав€н Ђиереи учены и книги довольныї, св€заны судьбы наших двух народов. » не только интересами словесности.  ак в первые века прин€ти€ христианства, помощь шла из Ѕолгарии в –оссию, так после потери Ѕолгарией независимости, случилось обратное. “ак в 1558 г. иноки –ильского монастыр€ прибыли в –оссию при царе »ване √розном и получили от него грамоту, позвол€вшую собирать им пожертвовани€ в –оссии. –осси€ помогала материально, направл€лись рукописи и книги, утварь, облачени€, оказывалась братска€ поддержка в завоевании независимости. √овор€т, что болгары забыли об этом и сейчас хот€т считать своей благодетельницей «ападную ≈вропу. ¬от строки из письма одной болгарки: ЂЌикогда отношение к –оссии не было столь предвз€тым, исторически искривленным (начина€ с генерала ƒебича, беспощадного к јлександру II, не говор€ о ———– и без просвета ныне) и темным. ѕотому при демократической власти все плохое и беспросветное св€зано с –оссиейї.

–ост уверенности и болгарского национального самосознани€ во многом об€зан успешной русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Ѕлагодар€ победе они в середине XIX столети€ сформулировали требовани€  онстантинополю: об организации Ёкзархата, знание клириками €зыка людей, среди которых они служат и р€д других отклоненных прошений. “огда в 1860 г. в день ѕасхи болгарска€ ÷ерковь самовольно отделилась от ћатери ÷еркви. Ёто привело к санкционированию Ёкзархата в 1870 г. и восстановлению независимости Ѕолгарской ÷еркви. Ќо болгары хотели большего, за что были объ€влены устами константинопольского ѕоместного —обора в 1872 г. схизматиками. — этим решением не согласились ни »ерусалим, ни јнтиохи€, ни —ерби€, ни –умыни€, ни –осси€. ћнение русской общественности было выражено ».—. јксаковым: Ђ≈сли болгары в учреждении Ёкзархата прегрешили против буквы канонов, то греки, со своей стороны, погрешили против самого духа канонического учени€, т.е. духа христианской любви и правдыЕї. ¬ 1876 г. вспыхнуло апрельское восстание в  опривштице, и 15 тыс€ч болгар были вырезаны в ѕловдиве, 58 болгарских деревень разрушены. Ѕолгары молили о помощи: Ђ¬о им€ Ѕога, во им€ —пасител€ и „естного  реста, мы, угнетенные, умол€ем вас, единоплеменные брать€, прот€нуть нам руку помощиї (из письма ‘еодора —то€нов-Ѕурмова от 15 ма€ 1876 г.), помощь в виде пожертвований, даров, медикаментов пришла. Ќо высшим про€влением братской любви стала русско-турецка€ война 1877-1878 гг., принесша€ болгарскому народу освобождение от турецкого ига. ѕолному общению с ѕоместными ÷ерквами мешала схизма, в 1945 г. сн€та€ вместе с провозглашением автокефалии.

2 ма€. –уссе. »вановские скальные монастыри.

 ’рам в скальном монастыре
’рам в скальном монастыре
”же заполночь на поезде из Ѕухареста пересекли румынскую в ƒжурджу, а затем болгарскую в –уссе границы. Ќа месте современного города –уссе, самого большого болгарского порта на ƒунае, некогда находилась римска€ крепость Sexaginta Prista, основанна€ в 70 г н.э., укрепленна€ ёстинианом в VI в., окончательно разрушенна€ в VII в. ƒолгое врем€ вплоть до освобождени€ города русскими воинами в 1878 г. здесь жили турки. —ейчас это неприметный дл€ медиевистов город. —юда приезжают ради »вановских монастырей. –адушный прием с утренним кофе и тележурналистами (приезд российских ученых Ц редкое событие, все болгарские ученые, с которыми мы встречались, с горечью сетовали на прервавшиес€ контакты с –оссией Ч литература больше не поступает, совместные конференции не провод€тс€).

»вановский Ћом Ц скальный монашеский город, напоминающий ¬ардзию в √рузии или „уфут- але в  рыму. ћонастырь архангела ћихаила, расположенный в 22 км юго-западнее г. –уссе, в XIII ЦXIV вв. €вл€лс€ центром духовного просвещени€ и книжности. ÷ерковь ѕресв. Ѕогородицы построили и расписали на денежные пожертвовани€ цар€ »вана јлександра в XIV в. ≈го ктиторский портрет помещен в притворе храма. ‘ресок византийского периода на территории Ѕолгарии уцелело немного, но те, что остались, прекрасны. »вановска€ стенопись подверглась сильной реставрации, лики в основном не сохранились, но живопись поражает красочностью и детской трогательностью, особенно в композици€х Ђќтречение ѕетраї и Ђ”давление »удыї. —южеты в целом обычные - страстной цикл, 12 праздников, из редких - житие неизвестной раннехристианской отшельницы с верблюдами на стенах парекклисиона.

3 ма€. –уссе Ц ¬елико “ырново, јрбанасси Ц —офи€. –ано утром прибыли в ¬. “ырново, столицу ¬торого Ѕолгарского ÷арства (1185-1393) Ч классический средневековый город с черепичными крышами домов, разбросанных по горному ущелью на двух берегах реки. Ќа вершине возвышаетс€ основанна€ в V в. императором ёстинианом крепость ÷аревец. Ќекогда здесь жили фракийцы, римл€не, греки, слав€не, турки. ќсвбождение от турок произошло в 1877 г. благодар€ русскому генералу ».¬. √урко. ¬ начале XX в. многие средневековые пам€тники пострадали от землетр€сени€ и сильно реконструированы.

÷ерковь 40 мучеников севастийских (1230). ƒревн€€ церковь Ѕогородицы была перестроена в монастырский соборный храм типа базилики при царской резиденции престольного “ырновграда »ванном јсеном II. ќкончание работ совпало с днем победы јсена в 1230 г. над греками при  локотнице, когда отмечалась пам€ть 40 севастийских мучеников, чему об€зан храм своим названием. ќдно из ранних известий сохранилось в Ђ∆итии —аввы, архиеп. —ербскогої (1174-1235). ќн, приехав в гости к јсену, умер и был погребен в специально устроенном при церкви мавзолее. «десь позднее была захоронена и вс€ јсеновска€ династи€. ‘ресковую роспись уничтожило вместе с храмом землетр€сение 1913 г. ќстатки настенных мес€цесловов (ок.1230 г.) были сн€ты и хран€тс€ в особом помещении при городском музее.

Ќад ¬. “ырново в горах уютно расположилс€ маленький городок јрбанасси , основанный албанцами. «десь можно посетить дома XVI-XVII вв. богатых торговцев и два монастыр€ св. Ѕогородицы (1680) и свт. Ќикола€ (1833) с фресковой живописью. Ёто город дл€ отдыха с комфортными ресторанчиками с гамаками и тенистыми беседками из виноградной лозы. »з национальной еды болгары, как и везде на Ѕалканах и на ¬остоке, пьют кисело мл€ко (греч. Ђ€уртиї, груз.Ђмацониї), ед€т кашкавал (греч. Ђфетаї, груз. Ђсулугуниї), т.е. белый сыр, баницу (пирог из слоенного теста с кашкавалом), кебабче (котлетка жареного м€са). ѕервый тост пьют ЂЌа здраве!ї.

4 ма€. —офи€. ћонастырь св. »оанна Ѕогослова в «емене.

—офи€ заново отстроена после второй мировой войны. ѕосле живого и красочного “ырнова выгл€дит столично и чопорно. — VII в до –.’. здесь проживало фракийское плем€, в III в.по –. ’. римл€не, называвшие свой город —редец, а затем, после набега гуннов в 441 г., византийцы. ¬озвысилс€ во врем€ ѕервого Ѕолгарского ÷арства, в 1018 г. отвоеван ¬изантией и переименован в “риадицу. ¬ конце XII вернулс€ к болгарам и играл важную роль во ¬тором ÷арстве. Ѕыл вз€т турками в 1382 г. и пребывал в упадке до XIX в. — 1879 г., освобождени€ Ѕолгарии, столица Ѕолгарии. »з храмов византийского периода в —офии осталось два, и оба принадлежат раскольникам Ч ротонда вмч. √еорги€ (V в.) , построенна€ на месте античных терм и осв€щенна€ в V в., с фресками (XI в., XII в., XIV в.), и св. —офи€ (VI-VII вв.) , купольна€ трехнефна€ базилика; ее боковые нефы упираютс€ в рукава крестообразной центральной части. Ќа самом высоком месте в центре —офии возвышаетс€ кафедральный јлександро-Ќевский собор (1913) с приделами во им€ св. равноап.  ирилла и ћефоди€ и св. благов. цар€ Ѕориса был воздвигнут на народные пожертвовани€ в благодарность русским за освобождение от турецкого ига в 1879 г. в честь небесного покровител€ русского императора јлександра II. ¬ 1982 г. был заложен фундамент храма, по проекту архитектора ј.Ќ. ѕомеранцева. —обор огромный, вмещает более 5000 человек. –осписи выполнены художниками ј.ћ.  ориным, ѕ.≈. ћ€соедовым и др.

 ’рам »оанна Ѕогослова в «емене
’рам »оанна Ѕогослова в «емене
ћонастырь св. »оанна Ѕогослова в «емене (XIV в.). ƒо «емена идет электричка из —офии. ѕервое врем€ сбивает с толку болгарский €зык жестов. «аходишь в купе поезда ЦЂћеста свободны?ї „еловек мотает отрицательно головой и говорит ЦЂƒа!ї ћы уходили, пока не сообразили, что болгары верт€т головой в знак согласи€ и одобрени€. ѕохоже с греками. ќни говор€т Ђнэї, когда хот€т сказать Ђдаї, и Ђохиї, если Ђнетї. √ород «емен своим живописным расположением и средневековым духом напоминает ¬. “ырново. ћонастырь, основанный во второй половине XIV в., обновлен и расписан деспотом ƒе€ном. ÷ерковь, уникальна€ по архитектуре крестовокупольна€ постройка с кубическим решением, расписана прекрасными фресками XI-XII и преимущественно XIV вв.

5 ма€. Ѕо€нска€ церковь. јрхеологический музей в —офии.

Ѕо€нска€ церковь (XII-XIII вв.). Ќа этом месте в XII в. существовала небольша€ крестовокупольна€ церковь в честь свт. Ќикола€. ѕосле освобождени€ Ѕолгарии от византийского владычества в XIII в. севастократор  ало€н перестроил храм, переосв€тив его в честь вмч. ѕантелеимона. ѕосле его смерти церковь была обращена в монастырский храм. ¬о врем€ нашестви€ турок в 1382 г. монастырь чудом уцелел, однако был распущен, собор приспособлен под приходской храм близлежащего села Ѕо€на. ‘рески, одни из лучших в Ѕолгарии и имеющие изображени€ многих исторических лиц -  ало€на и его супруги ƒесиславы, цар€  онстантина јсена и царицы »рины, выполнены в 1258-1259 гг.

‘реска в крипте архиеп. —ерафима
‘реска в крипте архиеп. —ерафима
Ќа субботнее всенощное пошла в –усскую церковь свт. Ќикола€, где в крипте покоитс€ новопрославленный народом, хот€ еще и не канонизированный ÷ерковью св€той старец —ерафим (—оболев). ќ нем € узнала вот как. ѕеред отъездом ко мне подошла одна раба Ѕожи€, котора€ работает у нас в трапезной в Ђѕравославной энциклопедииї, и говорит: Ђјлександра, в Ѕолгарию поедешь? я вот тебе батюшке —ерафиму письма написала. “ы купишь цветов и иди к нему, записки мои в €щичек опустишь. ќн всем помогаетї - Ђј где же найду его?ї Ц Ђ≈го все знают!ї ƒействительно, знают все. Ёто дл€ в целом не религиозной страны говорит о многом.  рипта церкви свт. Ќикола€ открыта весь день, и весь день к нему приход€т люди, принос€т цветы, мол€тс€, пишут ему письма, а батюшка читает. ћен€ вначале смутила эта в чем-то €зыческа€ традици€, а потом € вспомнила историю из жизни моего любимого греческого св€того - свт. Ќектари€ Ёгинского.  огда он был маленький и один без родителей оказалс€ в  онстантинополе, он был вынужден в лавке подмастерьем зарабатывать себе на кусок хлеба, терп€ издевательства и побои хоз€ина. ќн написал письмо, положил его в конверт и надписал ЂЅогу на небесаї. ѕисьмо дошло, и мальчик получил помощь от √оспода через богатого соседа, распечатавшего конверт.  аждому по вере его воздаетс€. ѕисьма пишут и у  сенюшки блаженной на —моленском кладбище. ѕомню разговор двух бабушек в часовенке ЦЂј что писать-то?ї Ц Ђ акое у теб€ горе, про то и пиши,  сенюшка точно поможет.ї

6 ма€. Ѕачковский монастырь. ѕловдив. ѕеруштица.

 Ѕачковска€ костница
Ѕачковска€ костница
Ѕачковский в честь ”спени€ ѕресв. Ѕогородицы действующий мужской монастырь (XI в.) , второй по значимости в Ѕолгарии после –ильского. Ѕыл основан в 1083 г. византийским полководцем √ригорием ѕакуриани на полученых в награду за военные подвиги от императора јлексе€  омнина земл€х в ё. Ѕолгарии и –одопе. —ейчас в обители около 20 иноков. Ѕачковска€ костница (XI в.) , представл€ет собой однонефную базилику, с фресками, выполненными живописцем »оанном «ографом в XI в.  остница Ц по традиции балканского мира, храм, куда складывают кости и черепа усопших монахов, выкопав их после 1-3 лет из земли. ¬ кафоликоне монастыр€ хранитс€ чудотворна€ икона Ѕогоматери XI в. ¬ этой обители захоронены болгарские патриархи XX столети€ —тефан (1957) и  ирилл (1971).

¬ день вмч. √еорги€ (в Ѕолгарии новый стиль) здесь отмечаетс€ курбан (название, а может и сама иде€, заимствованы у турок) - благодарение Ѕогу. “ы входишь в монастырский двор и видишь мирно пасущихс€ в ожидании своей участи в церковном нартексе овечек. –€дом ходит св€щенник с кропилом и читает специальные молитвы, окропл€ет их св€той водой. Ц Ђƒевушка, что ¬ы пугаетесь, раньше мы их пр€мо в храме осв€щали.ї Ќа кострах варитс€ барань€ похлебка Ц ее раздают всем приход€щим в этот день в обитель Ђво здравие Ѕолгарии и болгарского народаї. Ќадо сказать, что чувство благодарности Ѕогу на Ѕалканах, в √рузии, у арм€н развита гораздо сильнее, чем у русских верующих. “ам у людей даже не религиозных она заложена в крови: выздоровел Ц петуха, а лучше барана пожертвуй ÷еркви, нищим отдай. ќдин московский батюшка рассказывал Ц приход€т к нему грузины, его прихожане: ЂЅатюшка, мы ¬ам петуха принести хотим. ∆ивого или сварить?ї - Ђј зачем мне петуха?ї - Ђ“акой у нас обычайї. ѕринесли, отдали бедным. Ѕог тебе помог Цотблагодари!

 ѕеруштица
ѕеруштица
ѕеруштица (VI в.) , единственна€ в Ѕолгарии церковь VI в. с центрическим планом. Ќакрапывал серый мелкий дождик, на небе бура€ пелена, мокро и холодно. ћы вышли из местного автобуса, под удивленными взгл€дами едущих с нами, посреди ровного беспросветного пол€ и пошли вглубь. Ќам в спину уставились дес€тки глаз. ƒл€ нормального человека Ц зрелище интригующее, толпа иностранцев, обвешанных фототехникой, удал€юща€с€ в пол€. ѕерейд€ через мост и спрыгнув с двухметровой высоты, мы увидели, что за редкой чередой деревьев красовалась древн€€ развалина - храм типа тетраконха с обходом вокруг северной и южной экседр, со стороны западной экседры Ч нартекс и часовн€. ƒатируют ее с V по VII вв. ѕостроена из кирпича и красного камн€, отсюда и название ѕеруштица, что значит Ђкрасна€ї. — остатками фресок. «десь особо ощущаешь пульс времени. я помню однажды в »спании Ц сто€ла южна€, очень тепла€ ночь, утыканна€ звездами, мы гнали 200 км по трассе. Ќа заднем сидении все спали, € сидела р€дом с водителем, играла спокойна€ музыка. » вдруг нахлынуло чувство скоротечности всего вещного на земле, и в сравнении с этим пугающей казалась сила непреход€щей вечности.  азалось, что все эти люди, которые едут в нашей машине и в соседних, раскиданы, как маленькие пылинки в крошечном временном промежутке, они так ничтожны по сравнению с воздухом, с этими горами и рекой и даже вон с тем деревом. «десь же Ц насколько величественнее теб€ этот храм (сколько поколений он видел - 20-30?), сколько исторических перипетий?  огда-то и здесь жили такие же, как и мы люди, радовались солнцу и молились Ѕогу, даже книги читали те же, что и мы, о том же печалились и горевали. —троители храма и не задумывались о том, что через 15 столетий их творение будут изучать представители еще не существовавшего тогда государства.

ѕловдив. Ќочью в поисках античного театра мы подошли к одной голливудской пареЕ разговорились, сто€ над одним из самых прекрасных древних театров. ЦЂя св€щенник. я выступал против коммунистического режима, за что был сослан Е в јмерику. —ейчас вернулс€, буду служить в Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви. –еб€та, у мен€ друг Ц режиссер пловдивского театра, у него есть театральный ночной клуб. »демте, € угощаю.ї

—овременное положение Ѕолгарской ÷еркви таково. ѕатриарший престол занимает ѕатриарх ћаксим (с 1971 г.).

— ѕатриархом ћаксимом у мен€ св€зано одно при€тное воспоминание. Ќа четвертом курсе мы сдавали мучительный экзамен по-греческому, длившийс€ два дн€, Ц грамматика, лексика, чтение текста со словарем, чтение текста без словар€, знание научных статей по истории €зыка. я была готова только отчасти и думала, что, скорее всего, эта истори€ прот€нетс€ до осени. ѕеред экзаменом, зашла по обыкновению к »верской. —то€ла на акафисте утром в будний день, народу мало. ¬друг двери широко распахнулись и ворвались несколько черноволосых, благообразных иерархов в развевающихс€ р€сах, запели тропарь и величание болгарским распевом Ц делегаци€ Ѕолгарской ÷еркви во главе с ѕатриархом ћаксимом. я подошла под благословени€ и спокойно отправилась на экзамен - п€ть баллов.

—остав паствы около 6 миллионов, 11 епархий на территории Ѕолгарии и три за ее пределами (—Ўј,  анада, ё. јмерика и јвстрали€), возглавл€емых митрополитами. ≈сть наместничество в —тамбуле и подворье в ћоскве (с 1948 г.). «ографский монастырь с кафоликоном, осв€щенным в честь св. равноап.  ирилла и ћефоди€, на јфоне принадлежит болгарам, хот€ юридически подчин€етс€  онстатинопольскому ѕатриархату.  лириков около 2000, 3200 храмов и 500 часовен, 123 монастыр€ и скита, 400 монахов и монахинь. Ѕогословский факультет в университете, ƒуховна€ семинари€ и академи€ св.  лимента ќхридского в —офии, одним из основателей которой был профессор ѕетербургской ƒуховной академии известный историк церкви Ќ.Ќ. √лубоковский. ќтношени€ ÷еркви и государства стро€тс€ на принципе невмешательства и взаимосотрудничества. —огласно 5 статье «акона об исповедани€х, прин€того в 1953 г., высша€ духовна€, высша€ судебна€ и административна€ власть принадлежит —в. —иноду, законодательна€ власть Ч ÷ерковно-Ќародному —обору. »збрание патриарха производитс€ голосованием из кандидатур, одобренных —в. —инодом и правительством.

–еальное духовное состо€ние плачевное. Ёто поражает Ц как в колыбели слав€нской христианской культуры, может творитьс€ такое разложение? Ђѕрикладывалс€ к мощам. ƒуша радовалась. Ќо от того, что видишь вокруг, Ц душа не радуетс€. ћерзость запустени€, а может быть, и нечто худшее на месте св€теЕї (из письма о. ¬севолода Ўпиллера о поездке в –ильский монастырь в 1945 г.). —о времен о. ¬севолода, знаменитого насто€тел€ храма свт. Ќикола€ в  узнецах, ничего не изменилось. ћы также на воскресной службе сто€ли в этом огромном пустом храме, когда толпы болгар-туристов ходили по монастырскому двору, любу€сь красотами природы. »ли та недел€, что € провела в —офии, была заполнена большими церковными праздниками Ч св. ев. »оанна Ѕогослова, свт. Ќикола€, ¬осстановлени€ Ѕолгарского ѕатриаршества, свт.  ирилла и ћефоди€ Ч литургии служились в пустых храмах. Ѕолгары- народ не религиозный. ѕочему? √овор€т, что, во времена турецкого владычества, богослужение шло на греческом €зыке, который никто не понимал и так люди отвыкли от ÷еркви. ≈ще в середине XIX в. архимандрит ’иландарского монастыр€ на јфоне Ќеофит (Ѕозвели), один из поборников Ѕолгарского ¬озрождени€, составил памфлет Ђѕросвещенный европеец, полуумерша€ мать Ѕолгари€ и сын Ѕолгарииї, где Ѕолгари€ оплакивает жалкое положение своих сынов и на вопрос кто виноват, отвечает - греки.

ќ духовном состо€нии Ѕолгарской ÷еркви €вственно свидетельствуют и ее многочисленные расколы, крупнейший из которых произошел в мае 1992 г. при поддержке властей предержащих-демократических сил, когда четыре митрополита во главе с митрополитом Ќеврокопским ѕименом, два епископа и часть клириков создали собственный —инод, низложивший ѕатриарха ћаксима за Ђсотрудничество с бывшим коммунистическим правительствомї. —в. —инод реагировал на это низвержением бунтовщиков из сана и монашества, охарактеризовав их действи€ как неканоничные и неконституционные. ќднако благодар€ поддержке правительства раскольникам удалось получить древнейшие храмы —офии Ц ротонду вмч. √еорги€, св. —офию и ц. мч. ѕараскевы. —мерть ѕимена не остановила раскола, он продолжаетс€ его последовател€ми во главе с »ннокентием, называющим себ€ митрополитом —офийским.

7 ма€. Ѕургас. ЌесебрЦ—офи€. ƒождливый Ѕургас расположен на полуострове в Ѕургасском заливе. ќн был основан рыбаками ѕоморь€ и —озопола в XVII в. ƒревн€€ башн€ Ђпиргосї дала название городу. »з него бегают маршрутки в Ќесебр. Ёто место, располагающее к отдыху, красивое и комфортное. √ород маленький, уютный, с ласковым морем, цветами и своеобразной цветастой кладкой церквей, фасады которых искусно украшены кирпичем, камнем и глазурной керамикой. Ќаселение средневекового Ќесебра было столь же пестрым, как и кладки храмов Ц болгары, греки, евреи, италь€нцы. ¬изантийцы любили красочность, унаследованную еще от крито-микенской культуры Ч цветные каменные и мраморные кладки храмовых стен (Ёкатондапилиани на ѕаросе, храмы  онстантинопол€, церкви Ќесебра) и полов, веро€тно, это было созвучно их южному радостному темпераменту. “ак описывает император-литератор Ћев ћудрый (Ж911) в своей гомилии на осв€щение монастыр€  аулена пол этой обители: Ђѕол расцвечен смешением и пестротой оттенков; в одних местах его поверхность пересекает белый, в других белизна окружаетс€ добавлением других цветов - мозаикой, сделанной из кусочков разноцветного камн€, котора€, в свою очередь, словно некими потоками, обрамл€етс€ плитами пурпурного мрамора. ј их охватывает композици€, подражающа€ различным цветам землиї.

 Ќесебр. ÷ерковь архангелов XIII в.
Ќесебр. ÷ерковь архангелов XIII в.
Ќесебр, древн€€ фракийска€ ћесамбри€ (Ђбри€ї по-фракийски Ђгородї), в 510 г. до –. ’. преобразованна€ греческими колонистами из ћегары из поселени€ в город-государство и переименованна€ в ћесемврию, - одно из старейших (ок. 3000 лет) и красивейших мест на территори€ современной Ѕолгарии, сохранившее реликты разных исторических эпох Ц античной, византийской и ¬озрождени€. ќт первых поселенцев сохранились система укреплений с фрагментами кладки, глин€нна€ посуда. ƒорийцы отстроили здесь крепость, театр, храмы богов јполлона, «евса, ƒиониса, общественные здани€. ¬ IV в. до –. ’. ћесември€ достигла наивысшего расцвета, который продолжалс€ до 72 г. –. ’., захвата города римскими легионами во главе с ћарком Ћукулом. — распадом –имской империи ћесембри€ попала в состав ¬изантии и с 330 г. снова сделалась центром религиозной и культурной жизни. ¬ V-VI вв. были заложены сто€ща€ поныне крепостна€ стена, первые трехнефные базилики - Ђ—тара€ митрополи€ї, —в. —офии. ¬ 681 г. на Ѕалканском полуострове возникло новое государство протоболгар и слав€н. ќдин из его первых правителей хан  рум (803-814) овладел городом Ц с тех пор (812 г.) город называетс€ Ќесебр. „асто упоминаетс€ византийскими историками как город ссылки высших опальных духовных и светских чинов. Ќаибольшего расцвета город достиг в период ¬торого Ѕолгарского ÷арства при царе »ване јлександре (1331-1371). ¬ этот период здесь производилась чеканка серебр€ных монет, было отстроено более сорока церквей Ц св. ‘еодора, св. ѕараскевы, св. јрхангелов, ’риста ѕантократора, cв. »вана јлитурга и др. ¬ 1336 г. город был вз€т крестоносцами јмаде€ VI —авойского, в 1453 г. Ц османскими турками. “олько к XVIII в. Ќесебр стал выправл€тс€ Ц тогда был сформирован архитектурный вид нынешнего приморского города с двухэтажными дерев€нными домами, балконами, эркерами, множеством окон, увитыми виноградной лозой террасами, огромными розовыми кустами, миндальными деревь€ми и смоквами во дворах.

ќтсюда мои коллеги уехали в “урцию, а € вернулась в —офию. ѕоздно захожу в темный подъезд своей многоэтажки, поднимаюсь на лифте и в коридоре вижу, что из -под двери выбиваетс€ свет. ќткрывает молодой человек. - Ђ“ы кто?ї - Ђя-јнгелї. ƒа, забавные эти южно-слав€нские имена Ч«дравко, ¬ишн€, јнгел, –ум€нЕ

8 ма€ Ц 17 ма€. —офи€.

–еб€та уехали в “урцию, а € осталась изучать греческие рукописи в —офии.

ќдна из самых жутких страниц болгарской летописи Ч лето 1014 г., когда после разгрома болгарского войска у Ѕеласицы св. византийский император ¬асилий II, прозванный за это Ѕолгаробойцей, приказал ослепить 15 тыс€ч пленных болгар, оставив на каждую сотню слепцов по ослепленному на один глаз поводырю и так привел их к инициировавшему войну царю —амуилу (976-1014), который не выдержав зрелища, скончалс€.

Ќо болгары отплатили грекам и не раз. ¬ —офии, прид€ в крупный центр византийских исследований ƒуйчева, где хранитс€ самое значительное рукописное греческое собрание в Ѕолгарии и, листа€ каталог с пометами на пол€х Ђмонастырь ѕредтечи в —еррахї, Ђмонастырь  асиницаї, € ужаснулась. Ќесколько лет назад € училась в »нституте балканистики в —алониках. 15 августа (”спение Ѕогородицы) у греков государственный праздник, никто не работает. ћы с моей подругой и еще одной ирландкой, изучавшей византийскую архитектуру, решили поехать на ”спение в знаменитый монастырь »оанна ѕредтечи, расположенный высоко в горах около г. —ерры в греческой ћакедонии, основанный в 1270 г. «десь после падени€ ¬изантии (1453 г.) доживал свой век последний св. византийский патриарх √еннадий —холарий, здесь он и похоронен Ц в храме выставлены дл€ поклонени€ его мощи. ƒивные красоты природы сочетаютс€ с красочной архитектурой, в храме сохранились древние иконы XIV в. “ак вот, когда мой взгл€д упал на эти пометы в каталоге, € вдруг вспомнила, как по сей день монахини вспоминают жестокость болгар: ЂЁто было начало XX в. 1916-1917 гг. ¬орвались, издевались над монахами, грабили, иконы и драгоценности, золото, рукописи Ц все увезли в —офию, монастырь полностью разорили. —ейчас заново приходитс€ все отстраивать Ц 10 лет как возрождаетс€ обительї.

 ак-то сто€ла вечером на службе в –усской церкви и пела. Ѕатюшка:ЦЂ“ы что поешь так? »ди на клирос.ї “ам € познакомилась с ќлей, с которой в воскресный день мы отправились в –ильский монастырь.

ѕреподобный »оанн –ыльский
ѕреподобный »оанн –ыльский
»оанн –ыльский (946, пам. окт€бр€ 19 / но€бр€ 1) Ц небесный покровитель Ѕолгарии, самый почитаемый болгарский св€той. ѕо почитанию с ним, пожалуй, может сравнитьс€ только батюшка —ерафим. »зображение (на фреске или иконе) св. »оанна можно встретить в каждом болгарском храме. –одилс€ во второй половине IX в. в селе —крино. ¬ детстве был пастухом, постриг прин€л в ближайшем монастыре, потом ушел в рильские леса, где основал монастырь. –ильский монастырь (X в.) Ц главна€ св€тын€ Ѕолгарии, несчастнейша€ обитель. ќснован в 927 г. ¬ XIV в. после разрушени€ лавиной восстановлен феодалом ’реле, им€ которого носит монастырска€ башн€ Ђ’релева кулаї, знаменита€ своими фресками XIV в. ¬ период турецкого господства разрушалс€ и сжигалс€ трижды. јрхитектурный комплекс в современном его виде, с много€русными келейными корпусами, расцвеченными чередующимис€ полосами красной и белой кладки, восстановлен в 1834-37 гг. на пожертвовани€. ¬ соборной церкви –ождества ѕресв. Ѕогородицы выставлена икона ќдигитрии XII в. Ѕиблиотека насчитывает 16 тыс€ч томов, включа€ рукописи с X в. ќтсто€ли вечерню. —лужат в Ѕолгарии на современном болгарском. ѕоют, как и в –умынии, то многоголосно, а то на греческий манер.

»з сонма наиболее почитаемых в Ѕолгарии св€тых в –оссии хорошо известны и св. равноап.  ирилл (869) и ћефодий (885) , создатели слав€нской письменности, переводчики —в. ѕисани€ и богослужебных книг. 11 ма€, в день их пам€ти, Ѕолгари€ отмечает ƒень —лав€нской письменности. Ўколу, организованную  ириллом и ћефодием, поддерживал царь Ѕорис (852-889) и его сын —имеон (893-927). ќн поощр€л де€тельность и учеников основателей школы Ч  лимента (916) и Ќаума (910) ќхридских. »ми были выполнены переводы св€тоотеческих (»оанна «латоуста, јфанаси€ ¬еликого, ¬асили€ ¬еликого,  ирилла јлександрийского), юридических (Ђ«аконы судного люд€мї), богослужебных текстов; начали создаватьс€ первые оригинальные произведени€. Ётим первым болгарским филологам в —офии посв€щена специальна€ филологическа€ церковь —едьмочисленных св€тых Ц  ирилла и ћефоди€ и их учеников Ц  лимента, Ќаума, √оразда, —аввы, јнгелари€.

–укописна€ коллекци€ из монастыр€ вмч. ≈катерины на —инае, отсн€та€ на микрофильмы и в таком виде хран€ща€с€ в Ѕолгарской јкадемии наук, мен€ потр€сла в первый же день находкой куска греческой служебной ћинеи X-XI вв., хран€щейс€ в ѕубличке в ѕитере.

¬изу в √рузию в —офии € получить не смогла по причине отсутстви€ там грузинского консульства, и мне пришлось возвращатьс€ в ћоскву.

Александра Никифорова

ƒл€ исторических справок (курсивом) использованы материалы книги  .≈. —курата "»стори€ ѕоместных ÷ерквей." “ом.1. - ћ., 1994.

13 августа 2001 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0