Элладская

Визит Римского Папы вызывает глубокие разногласия в греческом обществе

Афины, 26 апреля 2001 г.

4 и 5 мая Папа Иоанн Павел II будет находиться в Афинах. Ещё задолго до своего осуществления, этот визит вызывал и вызывает глубокие разногласия в обществе. В церковной среде Греции эта тема приобретает всё больший размах. После принятого Синодом решения принять Папу в Афинах волна протеста в церковных кругах захлестнула Элладу. Не помогла и особо изданная по этому поводу энциклика Священного Синода, и эта острая проблема заставила Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула созвать синодальных иерархов на внеочередное заседание, которое произойдёт в пятницу, 27 апреля. Как стало известно, в новом воззвании, готовящемся от имени Священного Синода и которое должно будет быть подписано на грядущем заседании всеми синодальными архиереями, еще раз уточнится общая позиция Церкви относительно встреч с представителями и предстоятелем Римско-католической церкви и будет подчеркнуто, что Архиепископ не будет участвовать в общей молитве с Римским понтификом и не будет вести никакого богословского диалога с ним.

В то время как реакция, начинаясь со Святой Горы, нарастает, Архиепископа (а именно на него, "умывая руки", взваливают всю ответственность приглашения Римского понтифика многие греческие иерархи) поддерживает Вселенский Патриарх, в очередной раз повторяющий огромное число раз произнесённые им слова: "Православие обладает Истиной, не боится никого и беседует со всеми, поскольку общение между христианами, особенно в нашу эпоху, составляет исключительную потребность, если мы желаем успешно, как Церкви, с нашей собственной точки зрения противостоять современным проблемам человека". Многими это было воспринято как попытка поддержать Элладскую Церковь и лично Архиепископа Христодула, на самом же деле является скорее сконцентрированной в одной фразе общей позицией предстоятеля первой в Православных диптихах Поместной Церкви. Просто удачно совпало, что взгляд Святейшего Варфоломея на такой "горячий" для всего Православного мира вопрос совпал с последним решением Синода Элладской Церкви.

Заявлением Вселенского Патриарха, сопровождённым ясным уточнением, что "Православие может вести диалог с другими христианами, но не делает никаких догматических уступок, призывая их к всехристианской Истине, которая объединяла их до времени Схизмы", удовлетворилось, как видно, не столь уж и значительное количество верующих Православной Церкви. Как неожиданно - особенно в свете первого постановления - вспомнил Священный Синод, "греки - народ гостеприимный". И хотя в прошлом постановлении государственные власти призывались учесть "все факторы, составляющие каноническую, историческую, общественную и религиозную среду страны", в последнем об этом уже ничего не упоминается. Сам же Архиепископ заявил, что "факт, что мы ответили "да" на запрос Папы не означает, что мы забываем историческую правду, правду Господню и всё то, что составляет различие с Римско-католической церковью". В этом отношении было заявлено, что Блаженнейший Христодул передаст Папе официальное письмо Элладской Церкви, в котором будут упомянуты те проблемы, которые служат препятствием во взаимопонимании между двумя Церквами.

Как уже было упомянуто, многие архиереи переносят с Церкви на Архиепископа ответственность приглашения Папы в Грецию. Опасение, что проблема, возникшая в церковной среде, не забудется так скоро, делает их очень сдержанными. Можно заметить, что публичных заявлений относительно этого больного для Элладской Церкви вопроса избегают даже те митрополиты, которые своим голосом поучаствовали в положительном ответе на запрос Римского понтифика. Некоторые эксперты считают, что Архиепископу этот визит, по всей вероятности, откроет "дверь в Европу", где до настоящего времени на него смотрели с некоторой предвзятостью по причине выражаемых им публично "православно-фундаменталистских" высказываний и взглядов.

Владимир Телиженко

26 апреля 2001 года

Также в этом разделе
Трансляция в формате RSS 2.0