»ерусалимска€

ќснование »ерусалимского подворь€ в ћоскве - важнейша€ веха в укреплении братских отношений между »ерусалимской и –усской ÷ерквами

»ерусалимское подворье в ћоскве
»ерусалимское подворье в ћоскве
/p>

—охранение ненарушимого единства ¬селенской ÷еркви про€вл€етс€ в реальном сотрудничестве и совместном молитвенном общении всех ѕоместных ÷ерквей, нередко наход€щихс€ друг от друга на значительном рассто€нии. “акое духовное единение издавна существует между »ерусалимской и –усской ѕравославными ÷ерквами.

Ёто единение, завещанное »исусом ’ристом и установленное апостолами и св€тыми отцами, предполагает посто€нные контакты между ѕравославными ÷ерквами, которые легче всего осуществл€ютс€ через полномочных представителей, делающих это общение видимым и плодотворным.

»менно такую миссию и призван исполн€ть представитель »ерусалимской ÷еркви на ѕатриаршем подворье в ћоскве. ≈го де€тельность реализуетс€ и в совместном служении с пастыр€ми –усской ÷еркви, и в поддержании регул€рных контактов между ѕредсто€тел€ми двух ѕоместных ÷ерквей, и в возможности своевременно распростран€ть в православном русском народе сведени€ об истории св€тых мест и современной жизни ѕравослави€ на —в€той «емле.

¬нешним поводом дл€ неотложного учреждени€ »ерусалимского подворь€ в ћоскве послужили бедстви€, вызванные пожаром в —в€том √раде в 1809 году, разрушившие величайшую христианскую св€тыню - храм √роба √осподн€. ¬осстановление храма ввергло »ерусалимскую ѕатриархию в т€желую финансовую кабалу, раст€нувшуюс€ на долгие годы и грозившую распродажей всего имущества —в€тогробского братства. ”бедившись, что своими силами с этим бременем не справитьс€, Ѕлаженнейший ѕатриарх »ерусалимский ѕоликарп, обратилс€ за помощью к братским ѕравославным ÷ерквам.

ќдной из первых откликнулась на этот призыв –усска€ ÷ерковь. » произошло это в трудные дл€ –оссии годы, когда она еще не оправилась после Ќаполеоновского нашестви€. ¬осстанавливалась сожженна€ в 1812 году ћосква.  азалось, о каком участии в нуждах другого народа, другой ÷еркви может идти речь?! Ќо св€тыни ѕалестины всегда были дороги сердцу русского человека. » когда в 1815 году дл€ сбора пожертвований был назначен представителем »ерусалимского ѕатриарха архимандрит јрсений, его мисси€ встретила полное понимание и сочувствие как со стороны народа, так и со стороны царствующего дома. ¬ 1817 году —в€тейший —инод –усской ѕравославной ÷еркви издал указ об учреждении »ерусалимского подворь€ в ћоскве. ¬ следующем году местом пребывани€ и служени€ представител€ —в€того ∆ивоносного √роба √осподн€ был определен храм во им€ св€того апостола ‘илиппа у јрбатских ворот.

“ак снова, и уже в который раз, зав€зались более тесные взаимоотношени€ между двум€ братскими ÷ерквами. –усска€ оказывала активное материальное содействие восстановлению св€тынь, »ерусалимска€ усилила молитвенное предстательство за величайшую православную державу, за весь русский народ.

’рам на этом месте существовал еще во времена первосв€тительского служени€ св€тител€ ‘илиппа, ћосковского и все€ –уси чудотворца, возле его загородного дома, и, скорее всего, он был основан самим св€тителем в честь своего небесного покровител€. Ќо точные исторические свидетельства обнаруживаютс€ лишь с XVII века.

¬ 1688 году на месте дерев€нного храма бо€рин »ван  осьмин построил дл€ поминовени€ себ€ и своих родителей каменную церковь с Ќикольским приделом, которую 2 но€бр€ того же года осв€тил ѕатриарх.

«а полтора столети€ и этот храм пришел в ветхость, так что предполагалось его упразднить, тем более, что приход при нем был очень малочислен. ќднако ѕромыслом Ѕожиим ему была уготована совсем ина€ судьба - стать св€зующим звеном с древнейшей ѕравославной ÷ерковью.

ѕервым насто€телем »ерусалимского подворь€ в ћоскве стал архимандрит јрсений, русский по происхождению. ќн управл€л подворьем с 1818 по 1823 год. ѕосле проведении необходимых реставрационных работ он по благословению »ерусалимского ѕатриарха и с разрешени€ —в€тейшего —инода –усской ѕравославной ÷еркви переименовал главный престол в честь ќбновлени€ (осв€щени€) »ерусалимского ¬оскресенского храма, и с этого времени церковь стала именоватьс€ храмом ¬оскресени€ —ловущего. ќдновременно Ќикольский придел был посв€щен св€тому апостолу ‘илиппу.

¬ 1819 году Ѕлаженнейший ѕатриарх »ерусалимский ѕоликарп прислал в дар и благословение »ерусалимскому подворью в ћоскве ценные реликвии:

 овчег со св€тыми мощами и част€ми древа ∆ивотвор€щего  реста √осподн€, наход€щегос€ в ‘илипповском приделе »ерусалимского подворь€ в ћоскве, современный вид

1) золотой крест, украшенный драгоценными камн€ми и жемчугом, внутрь которого собственноручно вложил часть ¬сечестного ƒрева ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ (впоследствии этот дар был утрачен);

2) икону трех св€тых с житийными клеймами (утрачена в 1870 году);

3) честную десницу св€того великомученика ≈встафи€ ѕлакиды (котора€ находитс€ ныне в главном мощевике храма в ‘илипповском приделе).

¬ 1849 году очередным насто€телем подворь€ игуменом ¬иссарионом началось сооружение правого придела во им€ св€тител€ Ќикола€ и в честь »ерусалимской иконы Ѕожией ћатери. —троительство завершил иеромонах ‘иларет, управл€вший подворьем с 1852 по 1868 год. ќн про€вил большое усердие в отношении содержани€ подворь€ и благоукрашени€ храма и впоследствии был возведен митрополитом ћосковским ‘иларетом сначала во игумена (в 1856 году), а затем в архимандрита (в 1858 году). 20 сент€бр€ 1852 года новоустроенный придел, получивший редкое на –уси двойное посв€щение, был осв€щен св€тителем ‘иларетом. "÷ерковь –оссийска€ дарит ÷еркви »ерусалимской свое св€тилище, а ÷ерковь »ерусалимска€, дл€ совершени€ таинства в усвоенном ей св€тилище, призывает св€щенноначалие ÷еркви –оссийской", - сказал при осв€щении владыка.

¬о врем€ насто€тельства отца ‘иларета храм обогатилс€ получением св€тых мощей апостола »акова, брата √осподн€, первого »ерусалимского епископа. ќни были привезены известным русским путешественником и писателем, ставшим затем обер-прокурором —в€тейшего —инода, ј. Ќ. ћуравьевым из его паломничества по ¬остоку и поднесены митрополиту ‘иларету, который распор€дилс€ передать часть мощей храму »ерусалимского подворь€.

јрхимандрит √ригорий ѕалама, бывший насто€телем в 1868-1877 годах, устроил в ‘илипповском и Ќикольском приделах иконостасы под мрамор. ј пришедший ему на смену архимандрит Ќикодим, впоследствии ставший ѕатриархом »ерусалимским, возобновил живопись на стенах и сделал в ‘илипповском приделе балдахин над плащаницей √осподней наподобие кувуклии.

¬ 1878 году »ерусалимска€ ÷ерковь сделала второй дар храму »ерусалимского подворь€ в ћоскве. Ѕлаженнейший ѕатриарх »ерофей передал "из ¬еликого синодика —в€щенной общины ѕресв€того √роба" частицы св€тых мощей нескольких угодников Ѕожиих, особенно почитаемых в –оссии: мученика √алактиона, св€щенномученика ’аралампи€, мученика “рифона, великомученика и целител€ ѕантелеимона и мученицы ¬арвары.

¬ 1879 году иждивением церковного старосты, потомственного почетного гражданина Ќикола€ ѕетровича  ропоткина в главном алтаре храма был устроен иконостас под мрамор, украшенный новонаписанными иконами, и обновлена стенна€ живопись.

¬ следующем году Ѕлаженнейший »ерофей вторично пополнил мощевик храма, прислав в дар всечестные мощи св€тител€ »оанна ћилостивого, великомученика Ќикиты, бессребреника  осмы, преподобного јлипи€ и преподобномученицы ѕараскевы ѕ€тницы, чтобы, как написано в сопроводительной грамоте, "положить их во св€том храме подворь€ —в€того √роба √осподн€ дл€ его благолепи€ и славы и дл€ осв€щени€ поклон€ющихс€ им благочестивых христиан". — этого времени почти все мощи, наход€щиес€ в храме подворь€, содержатс€ в специально устроенном дл€ них архимандритом Ќикодимом позолоченном ковчеге, украшенном резным изображением √роба √осподн€.

¬ последующие годы продолжалась работа по благоукрашению храма и храмовых построек. ¬ 1900-1902 годах при насто€теле подворь€ архимандрите јфанасии была проведена больша€ работа по реставрации и обновлению стенной росписи, сохранившейс€ и поныне.

¬ 1917 году »ерусалимское подворье в ћоскве было упразднено большевиками, но храм оставалс€ действующим.

—овременный вид храма ¬оскресени€ словущего »ерусалимского подворь€

»ерусалимское подворье вновь начало действовать только 19 но€бр€ 1989 года. “оржественное богослужение в этот важный дл€ жизни двух ÷ерквей день возглавил митрополит ћинский и Ѕелорусский ‘иларет, которому сослужили специально приехавший по этому случаю главный секретарь »ерусалимского ѕатриархата епископ (ныне митрополит) “имофей и назначенный насто€телем подворь€ автор насто€щего сообщени€.

ћинувшие дес€ть лет были благотворными как дл€ всей –усской ѕравославной ÷еркви, так и дл€ »ерусалимского подворь€. Ћюди получили возможность открыто исповедовать свою веру и приобщатьс€ к правильно устроенной церковной жизни. Ёто позволило в короткие сроки провести большие строительные и реставрационные работы, обновившие интерьер и внешний облик храма. ѕо новому руслу потекла приходска€ жизнь. — самого открыти€ подворь€ при нем стала действовать паломническа€ служба, организующа€ поездки по св€тым местам –оссии и к христианским св€тын€м, наход€щимс€ на —в€той «емле (ѕалестине), в √реции, »талии и других странах. ¬ 1994 году при »ерусалимском подворье организовано ѕравославное общество ревнителей —в€того ∆ивоносного √роба √осподн€, а в 1997-м - сестричество во им€ св€тител€ ѕетра, ћосковского чудотворца.

“аким образом в наш век всеобщей апостасии осуществл€етс€ совместное молитвенное предсто€ние пред √осподом пастырей и пасомых двух ѕоместных ÷ерквей - »ерусалимской и –усской - двух неколебимых хранительниц ѕравослави€.

јминь.

ƒоклад прочитан на конференции "»ерусалимска€ и –усска€ ѕравославные ÷еркви - хранительницы древнейших православных традиций"

Архимандрит Феофилакт (Георгиадис)

24 сент€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0