»ерусалимска€

 раткий исторический очерк

»ерусалимска€ ѕравославна€ ÷ерковь, древнейша€ из ѕоместных ÷ерквей, была основана —амим √осподом нашим »исусом ’ристом и по праву может считатьс€ ћатерью всех христианских ÷ерквей.

ѕосле вознесени€ ’риста и сошестви€ —в€того ƒуха апостолы отправились в мир проповедовать ≈вангелие, основыва€ новые христианские общины, новые ÷еркви. »ерусалимска€ община была возглавлена св€тым »аковом, братом √осподним, который и считаетс€ ее первым епископом.

— первых лет на »ерусалимскую ÷ерковь обрушились гонени€ со стороны иудеев, даровавшие »ерусалимской ÷еркви первого пострадавшего за ’риста мученика Ц архидиакона —тефана. »стори€ последующих двух веков дл€ »ерусалимской ÷еркви была не столь приметной.

”сили€ми  онстантина ¬еликого и его св€той матери императрицы ≈лены, посредством обретени€ „естного и ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ и воздвижени€ храмов на —в€тых ћестах (326), »ерусалимска€ ÷ерковь вступает в стадию длительного процветани€ вплоть до IV ¬селенского —обора (451), на котором епископу »ерусалимскому был дарован титул ѕатриарха. ¬ последующие двести лет характерной чертой жизни »ѕ÷ €вл€лс€ бурный расцвет монашества.

— покорением ѕалестины арабами (638) жизнь »ерусалимской ÷еркви мен€етс€ коренным образом: наступает долгий период великой скорби. ¬ыпавшие на долю »ѕ÷ несчасть€ на какое то врем€ были прерваны приходом крестоносцев (1099), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII-XVв.в.) Ц наиболее трагическое врем€ всей истории »ерусалимской ÷еркви. Ќенавид€щие христианство мамлюки предприн€ли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. ѕосле завоевани€ ѕалестины турками (1517) в истории »ѕ÷ начинаетс€ более спокойный период.

— 1517 года и до наших дней истори€ »ѕ÷ по своей сущности сосредотачиваетс€ на паломничестве и борьбе за —в€тые ћеста с возведенными на них храмами. Ќеусыпным хранителем св€тынь выступает монашество. ѕрит€зани€ начались еще в XIV веке, когда прибывшие на —в€тую «емлю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на —в€тые ћеста. ѕозже здесь столкнулись все силы запада и востока.  атолическа€ ÷ерковь не могла смиритьс€ с мыслью о переходе —в€тых ћест православным (1634) и не прекращала своих прит€заний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в ѕариже (1856) и Ѕерлине (1878).

— этого момента в истории »ерусалимского ѕатриархата начинаетс€ нова€ эра. ћонахи и дарители начали скупать землю, возвод€ на ней храмы и монастыри, отстраива€ развалины и закладыва€ необходимую основу дл€ нормального функционировани€ ѕатриархата.

»сторию »ерусалимской ѕравославной ÷еркви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древн€€ истори€ (33-638), второй - истори€ —редних веков (638-1517), третий - нова€ истори€ (1517-1856) и четвертый - новейша€ истори€ (1856- до наших дней).

»сточников и исторических свидетельств, по которым можно исследовать историю »ѕ÷ немного, однако не было периода, чтобы они отсутствовали совершенно.

ƒмитрий √оцкалюк

1 окт€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0