јмериканска€

—в€титель “ихон, ѕатриарх ¬сероссийский

—в€титель “ихон (Ѕеллавин), ѕатриарх ћосковский и все€ –уси
—в€титель “ихон (Ѕеллавин), ѕатриарх ћосковский и все€ –уси
—в€титель “ихон родилс€ 19 €нвар€ 1865 года в семье сельского св€щенника “оропецкого уезда ѕсковской епархии »оанна Ѕеллавина. ¬ миру он носил им€ ¬асилий. ƒетские и юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с кресть€нством и близости к сельскому труду. — юных лет он отличалс€ особой религиозной настроенностью, любовью к ÷еркви и редкой кротостью и смирением.

 огда ¬асилий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. ќднажды он с трем€ сыновь€ми спал на сеновале. Ќочью он вдруг проснулс€ и разбудил их. Ђ«наете, Ц заговорил он, Ц € сейчас видел свою покойную мать, котора€ предсказала мне скорую кончину, а затем, указыва€ на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, ¬асилий, будет великимї. ѕророчество €вившейс€ покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех брать€х.

”чилс€ ¬асилий в ѕсковской ƒуховной —еминарии в 1878-1883 годах. —кромный семинарист отличалс€ ласковым и привлекательным характером. ќн был довольно высокого роста, белокурый. “оварищи любили его.   этой любви всегда присоедин€лось и чувство уважени€, объ€сн€вшеес€ его религиозностью, блест€щими успехами в науках и всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимс€ к нему за разъ€снени€ми уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в —еминарии сочинений.

¬ 1888 году ¬асилий Ѕеллавин, 23 лет от роду, окончил —анкт-ѕетербургскую ƒуховную јкадемию и в светском звании получил назначение в родную ѕсковскую ƒуховную —еминарию преподавателем. » здесь он был любимцем не только всей —еминарии, но и города ѕскова.

—трем€сь своей чистой душой к Ѕогу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, прин€л монашество. Ќа его постриг собралс€ почти весь город. ѕостригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, жела€ посв€тить себ€ исключительно служению ÷еркви. ≈му, с молодости отличавшемус€ кротостью и смирением, было дано им€ “ихон в честь св€тител€ “ихона «адонского.

»з ѕсковской —еминарии иеромонаха “ихона перевели инспектором в ’олмскую ƒуховную —еминарию, где он вскоре стал ее ректором в сане архимандрита. Ќа 34-м году жизни, в 1898 году, архимандрит “ихон был возведен в сан епископа Ћюблинского с назначением его викарием ’олмской епархии.

≈пископ “ихон ревностно отдавалс€ работе по устройству нового викариатства, а оба€нием своего нравственного облика он приобрел всеобщую любовь не только русского населени€, но и литовцев и пол€ков.

14 сент€бр€ 1898 года владыка “ихон был направлен дл€ несени€ ответственного служени€ за океан, в далекую американскую епархию в сане епископа јлеутского, с 1905 года Ц архиепископа. ¬озглавл€€ ѕравославную ÷ерковь в јмерике, архиепископ “ихон много сделал в великом деле распространени€ ѕравослави€, в благоустройстве своей огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и в постройке храмов дл€ православных русских людей. ј любовным ко всем отношением, в частности, в устройстве дома дл€ безвозмездного приюта и питани€ бедн€ков-переселенцев из –оссии, он завоевал всеобщее уважение. јмериканцы избрали его почетным гражданином —оединенных Ўтатов.

¬ 1907 году он вернулс€ в –оссию и был назначен на ярославскую кафедру. ќдним из первых распор€жений по епархии скромного и простого архипастыр€ было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращени€х класть вошедшие в обычай земные поклоны. » в ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы, оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в избрании его почетным гражданином города.

¬ 1914 году он Ц архиепископ ¬иленский и Ћитовский. ѕосле перевода в ¬ильно он сделал особенно много пожертвований в различные благотворительные учреждени€. «десь также вы€вилась его натура, богата€ духом любви к люд€м. ќн напр€гал все свои силы к тому, чтобы помочь несчастным обитател€м ¬иленщины, лишившимс€ благодар€ войне с немцами своего крова и средств к существованию и толпами шедшим к своему архипастырю.

ѕосле ‘евральской революции и сформировани€ нового —инода владыка “ихон стал его членом. 21 июн€ 1917 года ћосковский епархиальный съезд духовенства и мир€н избрал его своим прав€щим архиереем, как ревностного и просвещенного архипастыр€, широко известного даже за пределами своей страны.

15 августа 1917 года в ћоскве открылс€ ѕоместный —обор, и “ихон, архиепископ ћосковский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и председателем —обора.

—обор ставил своей целью восстановить жизнь –усской ѕравославной ÷еркви на строго канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро вставшей перед —обором, было восстановление ѕатриаршества. ѕри избрании ѕатриарха решено было голосованием всех членов —обора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Ѕожией посредством жреби€ указать избранника. —вободным голосованием членов —обора на ѕатриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ ’арьковский јнтоний, архиепископ Ќовгородский јрсений и митрополит ћосковский “ихон.

ѕеред ¬ладимирской иконой Ѕожией ћатери, принесенной из ”спенского собора в храм ’риста —пасител€, после торжественной литургии и молебна 5 но€бр€ схииеромонах «осимовой пустыни јлексий, член —обора, благоговейно вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит  иевский ¬ладимир провозгласил им€ избранника Ц митрополита “ихона.

—тав во главе русских иерархов, ѕатриарх “ихон не изменилс€, он осталс€ таким же доступным, простым, ласковым человеком. ¬се, соприкасавшиес€ со —в€тейшим “ихоном, поражались его удивительной доступностью, простотой и скромностью. Ўирокую доступность —в€тейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. ƒвери его дома всегда были дл€ всех открыты, как открыто было каждому его сердце Ц ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Ѕудучи необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и в своем первосв€тительском служении, —в€тейший ѕатриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Ќо м€гкость в обращении —в€тейшего “ихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите ÷еркви от ее врагов.

Ќеизмеримо т€жел был его крест. –уководить ÷ерковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управлени€, в обстановке внутренних расколов и потр€сений, вызванных всевозможными Ђживоцерковникамиї, Ђобновленцамиї, Ђавтокефалистамиї. —итуаци€ осложн€лась и внешними обсто€тельствами: сменой политического стро€ и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Ёто было врем€, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследовани€м и гонени€м, массовые репрессии захлестнули ÷ерковь ’ристову. —о всех концов –оссии приходили к ѕатриарху извести€ об этом.

—воим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом ѕатриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. ¬ период церковного безвремень€ его незап€тнанное им€ было светлым ма€ком, указывающим путь к истине ѕравослави€. —воими послани€ми он звал народ к исполнению заповедей ’ристовой веры, к духовному возрождению через пока€ние. ј его безукоризненна€ жизнь была примером дл€ всех.

ƒл€ спасени€ тыс€ч жизней и улучшени€ общего положени€ ÷еркви ѕатриарх прин€л меры к ограждению св€щеннослужителей от чисто политических выступлений. 25 сент€бр€ 1919 года, уже в самый разгар гражданской войны, он издал ѕослание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу. Ћетом 1921 года разразилс€ голод в ѕоволжье. ¬ августе ѕатриарх “ихон обратилс€ с ѕосланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским люд€м и народам ¬селенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употреблени€. Ќо новой власти этого было мало. ”же в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъ€тию подлежали все драгоценные предметы. —огласно 73-му апостольскому правилу, это такие действи€ €вл€лись св€тотатством, и ѕатриарх не мог одобрить такого изъ€ти€, выразив свое негативное отношение к происход€щему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнени€ в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. Ќа местах насильственное изъ€тие вызвало повсеместное народное возмущение. ѕо –оссии прошло до двух тыс€ч процессов и расстрел€но было более дес€ти тыс€ч верующих. ѕослание ѕатриарха было расценено как саботаж, в св€зи с чем он находилс€ в заключении с апрел€ 1922 года по июнь 1923 года.

ќсобенно много послужил –усской ѕравославной ÷еркви —в€тейший “ихон в мучительную дл€ ÷еркви пору так называемого Ђобновленческого расколаї. —в€тейший про€вил себ€ верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной ѕравославной ÷еркви. ќн был живым олицетворением ѕравослави€, что бессознательно подчеркивали даже враги ÷еркви, называ€ ее членов Ђтихоновцамиї.

Ђѕрошу верить, что € не пойду на соглашени€ и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости ѕравослави€ї, Ц твердо и авторитетно говорил ѕатриарх. Ѕудучи добрым пастырем, отдавшим всего себ€ делу ÷еркви, он к тому же призывал и духовенство: Ђѕосв€щайте все свои силы на проповедь слова Ѕожи€, истины ’ристовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на ÷ерковь ’ристову. » Ѕог мира и любви будет со всеми вами!ї

 райне больно было переживать все церковные беды люб€щему, отзывчивому сердцу ѕатриарха. ¬нешние и внутренние церковные потр€сени€, Ђобновленческий расколї, непрестанные первосв€тительские труды и заботы по устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи и т€желые думы, более чем годичное заключение, злобна€, гнусна€ травл€ со стороны врагов, глухое непонимание и неуемна€ критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий организм. Ќачина€ с 1924 года —в€тейший ѕатриарх стал сильно недомогать.

¬ воскресенье, 5 апрел€ 1925 года он служил последнюю литургию. „ерез два дн€ —в€тейший ѕатриарх “ихон умер. ¬ свои последние мгновени€ своей жизни он обратилс€ к Ѕогу и с тихой молитвой благодарности и славослови€, крест€сь, произнес: Ђ—лава “ебе, √осподи, слава “ебеЕї Ц в третий раз перекреститьс€ он не успел.

ѕроститьс€ с ѕатриархом пришло около миллиона человек, хот€ всех прощавшихс€ в продолжение каких-нибудь ста часов не мог вместить Ѕольшой собор ƒонского монастыр€ ћосквы, где до погребени€ находилось тело усопшего ѕатриарха.

Ќа ответственном посту ѕервосв€тител€ –усской ÷еркви —в€тейший “ихон пробыл семь с половиной лет. “рудно представить –усскую ѕравославную ÷ерковь без ѕатриарха “ихона в эти годы. “ак неизмеримо много сделал он и дл€ ÷еркви, и дл€ укреплени€ самой веры в т€желые годы испытаний, выпавших на долю верующих.

“ропарь, глас 1:

јпостольских преданий ревнител€, и ’ристовы ÷еркве пастыр€ добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Ѕожиим избраннаго ¬сероссийскаго ѕатриарха “ихона восхвалим, к нему с верою и упованием возопиим: предстательством св€тительским ко √осподу ÷ерковь –усскую в тишине соблюди, рсточенна€ чада е€ во едино стадо собери, оступивши€ от правы€ веры к пока€ни€ обрати, страну нашу от междоусобны€ брани сохраниа, и мир Ѕожий людем испроси.

 ондак, глас 2:

“ихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимс€ €вл€й, во исповедании ѕравославны€ веры и любве ко √осподу тверд и непреклонен пребыл еси, св€ителю ’ристов “ихоне. ћолис€ о нас, да не разлучимс€ от любве Ѕожи€, €же о ’ристе »исусе √осподе нашем.

»з службы св€тителю.

10 окт€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0