онстантинопольска€

ѕоложение русского монашества на —в€той √оре јфон в XX веке

–усский на јфоне —в€то-ѕантелеимонов монастырь –усский на јфоне —в€то-ѕантелеимонов монастырь
»сторию русского монашества невозможно представить без тех ее страниц, которые св€заны с подвижничеством русских иноков на —в€той √оре јфон. ѕам€ту€ о том, что первооснователь монашества на –уси преподобный јнтоний ѕечерский был афонским постриженником, можно говорить о том, что јфон €вл€етс€ колыбелью русского монашества. »стори€ русского присутстви€ на —в€той √оре насчитывает более тыс€чи лет. ≈ще в эпоху св. равноапостольного кн€з€ ¬ладимира выходцам из –уси был предоставлен в вечное владение скит Ѕогородицы  силургу. ƒвум€ веками позже, в 1169 году, им был также передан монастырь во им€ св€того великомученика и целител€ ѕантелеимона. «а эти долгие годы как все русское св€тогорское иночество в целом, так и —в€то-ѕантелеимонов монастырь в частности, нар€ду с периодами расцвета пережили и времена упадка и запустени€, что, как правило, было св€зано с ослаблением по тем или иным причинам духовных св€зей јфона с –усской ѕравославной ÷ерковью. ќдним из таких драматических периодов €вл€етс€ совсем недавнее от нас врем€, а именно втора€ половина ’’ века, рассмотрению которого и посв€щен насто€щий доклад.

¬ указанный период реально существовала опасность полного исчезновени€ русских на јфоне, хот€ начало двадцатого столети€ совершенно не предвещало подобного развити€ событий. ¬ 1903 году из 7432 св€тогорских монахов (включа€ скиты и келии) русских было 3496, грузин Ц 51, болгар Ц 307, сербов Ц 16, румын Ц 286, греков Ц 3276. “аким образом, русска€ брати€ была самой многочисленной на јфоне.

Ќо уже к 1956 году в двадцати монастыр€х, скитах и келли€х обитало монахов 1491, или в п€ть раз меньше, чем в 1903 году. »з них греков осталось1290 человек, болгар Ц 17, грузин Ц ни одного, сербов Ц 28, румын Ц 94, а русских Ц всего 62, т.е. почти в 57 раз меньше, чем в 1903 году. ¬ дальнейшем количество их еще более уменьшилось. —ловно пропорционально убыванию русских на јфоне пустела и скудела вс€ —в€та€ √ора. „то же привело к такому оскудению русского монашества на јфоне?

”же после первой балканской войны 1912 года, когда внешн€€ власть над —в€той √орой перешла от мусульман-турок к православным грекам, положение русского и других слав€нских монастырей изменилось в худшую сторону. ≈сли турецка€ администраци€ не ограничивала самоуправление јфона и не преп€тствовала пополнению русских обителей иноками из –оссии, то греки сразу же обнаружили стремление поставить св€тогорскую общину под свой контроль, подчинить ее светской юрисдикции.

–оссийское правительство не признало этой оккупации, и русские монахи подчин€лись –оссийскому посольству в  онстантинополе. Ќа Ћондонской конференции послов 11 августа 1913 года обсуждалс€ вопрос о международном положении јфона, было достигнуто соглашение, что јфон будет пользоватьс€ независимой и нейтральной автономией. —овет (ѕротат или  инот), состо€щий из 20 представителей 20 монастырей, между которыми распределены все земли јфонского полуострова, заведует управлением —в€той √оры, и располагает полицией. “ем самым снова подчеркивалс€ всеправославный и всенародный характер св€тогорского иноческого центра, ни у кого не вызывавший сомнений еще со времен византийских императоров.

ѕосле дипломатических усилий –оссии этот проект поддержали премьер-министр √реции ≈. ¬енизелос и  онстантинопольский патриарх. ¬от как звучал ответ патриарха российскому посланнику в  онстантинополе:

"ѕатриархи€ присоедин€етс€ вполне к проекту, по которому полуостров јфон должен сохранить свое автономное положение под руководством шести держав. ѕатриархи€ всеми силами будет против того, если какое-нибудь государство, будь даже это √реци€, будет домогатьс€ захватить себе —в€тую √ору, котора€ €вл€етс€ одинаково св€щенной дл€ всех православных христиан".

ќднако эти слова были быстро забыты. 26 августа 1913 года Ѕухарестска€ конференци€ вынесла решение о размежевании границ между √рецией и Ѕолгарией, по которому јфон был отдан √реции. “ем не менее, дл€ –оссии итоги Ћондонской конференции оставались основополагающими, ибо решение об "интернационализации" —в€той √оры не было отменено, несмотр€ на то, что јфон был включен в состав √реческого  оролевства.

√реческие войска зан€ли јфон 2 (15) но€бр€ 1912 года. ¬ тот же день командиром высаженного десанта адмиралом  ундуриотисом был объ€влен королевский декрет, включавший такие характерные пункты:
"(1) јфонский полуостров весь зан€т нами и составл€ет отныне нашу оккупацию...
(3) ћестные дела будут разбиратьс€... под высшим надзором самого командира отр€да.
(4) —уществующие законы и обычаи... будут продолжать действовать и примен€тьс€... под надзором командира отр€да, который имеет право ведать вс€кое дело...
(5) ћы ручаемс€ за уважение и ненарушимость прав собственности, религии, личной свободы... всех жителей зан€той нами местности без различи€ племенного происхождени€ или религиозного веровани€...
(7) ќхранение прав возлагаетс€ на командира отр€да, имеющего власть делать приказани€ какого бы то ни было характера..." .

¬есь документ, как легко видеть, выполнен в сугубо мирском духе. ¬нутренние дела монастырей безоговорочно став€тс€ под контроль военных властей (пп. 3, 4, 7), а с другой стороны, гарантируютс€ права всех, "без различи€ религиозного веровани€". –усское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории –усского ѕантелеимонова монастыр€.

ѕосле 1917 года все решени€ и международные договоры, св€занные со статусом —в€той √оры и прин€тые после Ћондонской конференции 1913 года, состо€лись без участи€ –оссии. “ем не менее, и в них было предусмотрено сохранение прав и свобод иноков негреческого происхождени€. “ак, согласно 13-й статье —еврского договора между странами јнтанты и √рецией, заключенного 10 августа 1920 года, √реци€ об€зывалась "признавать и хранить традиционные права и свободы, которыми пользуютс€ негреческие монашеские общины на јфоне, в соответствии с 62-й статьей Ѕерлинского трактата от 13 июл€ 1878г.

—еврский договор ставил исполнение этого пункта под контроль —овета Ћиги Ќаций, каждый член которого мог вносить в —овет предложение о прин€тии тех или иных мер против √реции за нарушение с ее стороны этого пункта. ¬ целом —еврский договор так и не был ратифицирован, но его постановлени€ о национальных меньшинствах, Ц в частности, на јфоне, Ц вошли в Ћозаннский мирный договор от 24 июл€ 1923 года, который был зарегистрирован Ћигой Ќаций 5 сент€бр€ 1924 года под 701 и вз€т Ћигой под ее гарантию 26 сент€бр€ того же года. “аким образом, это решение €вилось об€зательным дл€ √реции. ≈го об€зательность пр€мо предписываетс€ первой статьей Ћозаннского договора: "√реци€ об€зуетс€ признавать постановлени€ статей от 2 до 8 (о меньшинствах) этой главы, как основной закон, так что никакой закон и никакие правила, никакой официальный акт не могут быть в противоречии или в несогласии с этими постановлени€ми".

Ќа деле греческое правительство в сложной международной обстановке 20-х годов текущего столети€ вопреки гаранти€м Ћиги Ќаций предприн€ло новые действи€ по эллинизации јфона. ѕо смыслу всех международных и канонических постановлений о —в€той √оре ее монахи, независимо от их национальности, никогда не рассматривались как обыкновенные жители или подданные того государства, в пределах которого находилс€ јфон. ќни всегда составл€ли отдельную самосто€тельную монашескую республику, вполне автономную в своей внутренней жизни. ¬сегда прием желающего поступить в монастырь был исключительно внутренним делом каждого монастыр€. ¬ него не вмешивались ни —в€щенный  инот, ни  онстантинопольский патриарх, ни, тем более, светска€ власть.

¬ противоположность этой древней практике 10 сент€бр€ 1926 года греческое правительство издало закон, согласно которому все афонские монахи, независимо от их национальности, считаютс€ подданными греческого государства. ¬ силу этого закона в афонские монастыри не может быть вновь прин€то лицо, не имеющее греческого подданства. ј дл€ того, чтобы лицо негреческой национальности могло получить право на греческое подданство, оно должно прожить в √реции не менее 10 лет, причем сведени€ о нем в полиции должны быть благопри€тными. Ётим законом фактически закрывалс€ въезд и поселение слав€н в слав€нских монастыр€х на јфоне. “ем самым были нарушены вековечные свободы этого иноческого всеправославного центра и международные постановлени€ о нем, в результате чего величайша€ св€тын€ ѕравослави€ была фактически изолирована от многих ѕоместных ѕравославных ÷ерквей.

«акону 1926 года предшествовало прин€тие —в€щенным  инотом јфона в мае 1924 года "Ќового устава", или "Ќового канонизма", состо€щего из 188 статей.

—тать€ 6 этого "”става —в€той јфонской √оры" гласит, что "все обитающие на —в€той √оре монахи, какой бы они ни были национальности, считаютс€ приобретшими греческое подданство", а согласно статье 8 "представитель греческого государства на —в€той √оре заботитс€ и через свои органы приводит в исполнение решени€ монастырей и —в€щенного  инота, поскольку они прин€ты согласно насто€щему ”ставу". Ќовый ”став €кобы "вытекает из императорских хрисовулов и типиков, патриарших сигиллионов, султанских фирманов, действующих √лавных канонизмов и древнейших монашеских уставов и режимов" (стать€ 188). Ќо это не так.

«а всю историю св€тогорского монашества даже византийские императоры не имели на јфоне никакого своего светского представител€. ƒл€ решени€ сложных вопросов на јфон направл€лс€ лишь временный экзарх. ¬ царствование јлекси€  омнина (1081 Ц 1118) был издан специальный указ, запрещавший светским власт€м вмешиватьс€ в дела св€тогорских монастырей, хот€ бы даже и вне јфона. ѕоэтому претензии греческой братии передать издревле самоуправл€емую территорию —в€той √оры в подчинение греческим гражданским власт€м вызвали решительный отпор со стороны русских св€тогорцев.

¬"Ќовом уставе", в отличие от прежнего, нет раздела о правовых гарантированных основах прин€ти€ новых монахов и пополнени€ негреческих монастырей. —ледовательно, подразумеваетс€, что этот вопрос должны решать по своему произволу светские греческие власти, ведающие визами и паспортами. “ем самым создаетс€ возможность произвольно чинить преп€тстви€ паломничеству из слав€нских стран и приезду из них новых послушников и иноков в слав€нские монастыри на јфоне. ¬ "Ќовом уставе" закрепл€етс€ также р€д положений, став€щих негреческие обители в неравноправное, по отношению к греческим, положение.

Ќапример, согласно статье 132 Ћозаннского договора, "монахи јфонской √оры, какова бы ни была страна их происхождени€... будут пользоватьс€, без вс€кого исключени€, полным равенством прав и прерогатив". ¬ параграфе 4 статьи 7 говоритс€: "Ќе будет предписано никакого ограничени€ против свободы употреблени€ какого бы то ни было €зыка... как в религии, периодической печати и в издани€х вс€кого рода, так и на публичных собрани€х". ѕараграф 5 этой же статьи гласит, что "меньшинства могут в судах пользоватьс€ своим €зыком как устно, так и письменно". ¬ статье 8 указываетс€, что "греческие подданные, составл€ющие меньшинство по национальности, вере и €зыку, могут на свои средства основывать, управл€ть и контролировать благотворительные, религиозные и социальные учреждени€, школы и другие воспитательные заведени€ с правом свободного пользовани€ здесь своим €зыком".

"Ќовый устав" вместо этих международных об€зательств вводит совершенно иные предписани€. ѕо статье 180 на јфоне может быть только одна типографи€, именно Ц греческа€, абсолютное право учреждени€ которой имеет только —в€щенный  инот. ѕо статье 182 "каждый монастырь об€зательно и безоговорочно должен посылать в јфонскую церковную школу в  арее из числа монахов или послушников, по крайней мере, двоих учеников" и "никакой монастырь не может отказатьс€ от взноса соответствующей суммы на содержание школы, который будет определ€тьс€ на основании его экономического положени€".  роме того, "посылка монахов или подчиненных дл€ обучени€ за пределы —в€той √оры, если прежде они не закончили јфонскую школу, категорически запрещаетс€". Ќе говор€ уже о том, что в судах и в официальных учреждени€х официальным €зыком должен быть только греческий (стать€ 26) .

—тать€ 187, предпоследн€€ в "Ќовом уставе", говорит: "¬с€кое распор€жение, противоречащее насто€щему ”ставу, не может иметь силы на —в€той √оре". “ем самым были отменены все прежние уставы и типики, а вместе с ними, разумеетс€, и "прежние привилегии" слав€нских монастырей. ¬се они были поставлены Ќовым ”ставом в жесткую зависимость от греческого большинства.

ѕо смыслу 9-й статьи ”става, вместо своих традиционных типиков монастыри об€зываютс€ составить новые правила, подлежащие утверждению и надзору  инота, состо€щего из греческого большинства (17 представителей от греческих монастырей и по одному от русского, болгарского и сербского монастырей).

ѕоэтому представители –усского —в€то-ѕантелеимоновского монастыр€, хорошо понима€ опасность от "Ќового устава", ущемл€ющего права русских иноков, решительно уклонились, несмотр€ на угрозы, от обсуждени€ его и от подписи под ним. » в дальнейшем его вс€чески старались нав€зать русским инокам. Ќо позици€ иноков ѕантелеимоновского монастыр€ оставалась твердой. ¬ 1940 году, в период диктатуры ». ћетаксаса, –усский —в€то-ѕантелеимоновский монастырь согласилс€ исполн€ть предписани€ "Ќового канонизма", как существующего государственного законоположени€, но подписи своих представителей под ним все же не поставил.

ѕосле 1940 года греческое правительство издало декрет, касающийс€ новых отношений между государством и јфоном: правительством назначаетс€ афонский губернатор и находитс€ в ведении министерства иностранных дел. ¬следствие этого, до сих пор существуют разного рода преп€тстви€ дл€ въезда паломникам и поселени€ на јфоне монахов негреческого происхождени€. ƒл€ посещени€ —в€той √оры иностранцам недостаточно обычной въездной визы в √рецию, необходимо особое разрешение, выдаваемое в —алониках, а дл€ духовенства требуетс€ еще письменное ходатайство от  онстантинопольского патриарха. –усские и слав€нские монастыри на јфоне лишились своих прежних прав и привилегий. Ќовый ”став јфона аннулировал их равенство в правах с греческим населением, предоставив последнему все преимущества. “аким образом, например, дл€ того, чтобы стать насельником русского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€, власти требуют прин€ти€ греческого подданства, что было зафиксировано в 109 статье греческой  онституции.

Ќезаинтересованными наблюдател€ми неоднократно отмечалось, что именно шовинистическа€ политика наносит наибольший вред св€тому делу јфона. ¬ частности, профессор  онстантин  аварнос считает, что "отсутствие молодых монахов в —в€то-ѕантелеимоновском монастыре и в јндреевском скиту об€зано тому обсто€тельству, что —в€щенный  инот и греческое, правительство не допускают на јфон русских монахов из страха перед проникновением коммунистического вли€ни€".

–усский монастырь св€того великомученика ѕантелеимона неоднократно протестовал против попрани€ своих законных прав новым уставом и против фактического запрещени€ въезда на —в€тую √ору новых иноков-негреков. Ќо обращени€ в —в€щенный  инот, к  онстантинопольскому ѕатриарху, к греческому правительству и в Ћигу Ќаций (1931 г.) не дали никаких результатов.

¬ этой ситуации св€тогорска€ русска€ брати€ в 1945 году обратилась с просьбой о помощи к ћатери - –усской ѕравославной ÷еркви, авторитет которой в православном мире по окончании ¬торой мировой войны значительно возрос. ¬ своем послании на им€ —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ ≤ игумен –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ архимандрит »устин писал:

"¬аше —в€тейшество, милостивейший јрхипастырь и ќтец, благословите!
–усский монастырь —в€того ¬еликомученика и ÷елител€ ѕантелеимона на —в€той √оре јфонской сыновне шлет насто€щим письмом свои искреннейшие и теплейшие поздравлени€ ¬ашему —в€тейшеству по случаю избрани€ ¬ас на древний ћосковский ѕатриарший престол и торжественного поставлени€ —в€тейшим ѕатриархом ћосковским и все€ –оссии. Ќедавнее восстановление патриаршества в –оссии, избрание на ѕатриарший престол сначала ¬ашего приснопам€тного предшественника Ц блаженно о √осподе почившего ѕатриарха —ерги€, а теперь и ¬ашего —в€тейшества наполнили наши сердца, русских православных людей, чувствами глубокой радости и благодарности Ѕогу. ќтрадно думать, что св€та€ православна€ вера, как и в древние времена, вновь си€ет на —в€той –уси, что в эти т€желые годы войны с исконным внешним врагом-завоевателем —в€та€ ѕравославна€ ÷ерковь в лице —в€тейшего ѕатриарха —ерги€ и ¬ашем воодушевл€ла и наставл€ла (как и во все трудные времена истории –оссии) верующий русский народ на св€тое дело защиты –одины. ≈ще с большею радостию слышим мы отовсюду, что православна€ вера и ÷ерковь в –оссии обладают сейчас полной свободой и что правители державы –оссийской относ€тс€ к ÷еркви ’ристовой с подобающим ей уважением и доброжелательством. –адостно также, что –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь вновь занимает подобающее ей почетное место среди других јвтокефальных ÷ерквей и что в ћоскве обсуждаютс€ и решаютс€ во благо ѕравослави€ важнейшие вопросы, касающиес€ всей ѕравославной ÷еркви в целом...

ѕользу€сь случаем этого первого после многих лет перерыва письменного общени€ с –усской ÷ерковью, мы обращаемс€ от имени нашего –усского монастыр€ —в€того ѕантелеимона и всех русских монахов —в€той √оры к ¬ашему —в€тейшеству с нижеследующей просьбой: ¬от уже 30 лет, как —в€та€ √ора јфонска€ перешла без согласи€ на то –оссии во власть греков. — этих пор наш монастырь и все русские обители на јфоне начали подвергатьс€ т€желым стеснени€м со стороны греческого правительства...

Ќегреческие обители —в€той √оры обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение, за которыми последует обща€ гибель —в€той √оры как особой монашеской автономной области. ћы вместе с тем сознаем, что в нашей беде, беде русских людей на далеком јфоне, нам может помочь одна лишь –осси€.

ѕоэтому мы умол€ем ¬аше —в€тейшество: вз€ть нас под свое отеческое духовное покровительство...

ѕочтительнейше испрашива€ св€тых молитв ¬аших и благословени€, честь имеем быть ¬ашего —в€тейшества нижайшими послушниками и смиренными богомольцами.

»гумен –усского на јфоне ѕантелеимонова монастыр€ јрхимандрит »устин со всею о ’ристе братиею".

  приведенному посланию был приложен подробный меморандум о положении русских обителей на јфоне, о международном положении —в€той √оры и о желательных пут€х разрешени€ афонской проблемы в интересах русских обителей и всей —в€той √оры. –усска€ ÷ерковь услышала зов своих афонских чад и подн€ла свой голос в защиту всеправославного светоча. — этого момента начинаетс€ трудна€ и фактически продолжающа€с€ до сих пор борьба –усской ѕравославной ÷еркви за сохранени€ русского присутстви€ на јфоне.

¬оздвига€ свой голос в защиту издревле установленных прав и привилегий монастырей —в€той √оры, ходатайству€ о свободном доступе в обители всех жаждущих иноческого жити€, а также и о свободном посещении этого —веточа ѕравослави€ Ц удела ѕресв€той Ѕогородицы Ц паломниками любой национальности и учеными исследовател€ми, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь строго разграничивала область каноническую, подлежащую суду ÷еркви, от вопросов, подведомственных гражданской власти. Ќе вторга€сь в область суверенного администрировани€ √реции, –усска€ ÷ерковь указывала на самобытное положение разноплеменных иноков на —в€той √оре, на исторически складывавшиес€ льготы —в€той √оре, которые предусматривали освобождение монастырей от значительных государственных налогов и таможенных сборов на ввоз необходимых товаров и материалов.

Ќа —овещании √лав и представителей јвтокефальных ѕравославных ÷ерквей в св€зи с празднованием 500-лети€ автокефалии –усской ѕравославной ÷еркви (5/18 июл€ 1948 года) была создана  омисси€ по докладам о положении —в€той √оры јфонской. –езолюци€, прин€та€ этой  омиссией, гласила:

"ћосковское —овещание считает своим долгом привлечь внимание —в€тейших и Ѕлаженнейших ѕредсто€телей всех јвтокефальных ѕравославных ÷ерквей на судьбу афонского монашества в насто€щее врем€, и в особенности на трудное положение монахов негреческой национальности: русских, болгарских, сербских, румынских, грузинских, албанских и других; от древности имеющих там свои обители, но лишенных в данное врем€ тех прав, которыми они пользовались до недавнего времени в силу канонических и международных законодательных положений о —в€той √оре јфонской, например права свободного вступлени€ в свои имеющиес€ там обители, права свободного допуска паломников и ученых исследователей и т. д.
ѕоэтому —овещание просит всех православных ѕредсто€телей обратитьс€ к своим правительствам за содействием об улучшении положени€ афонских монахов негреческой национальности путем переговоров с правительством √реции". ƒалее —овещание, опира€сь на международные договоры и в силу осв€щенной веками традиции, за€вило о необходимости восстановить и гарантировать права афонского монашества ("ƒе€ни€ —овещани€...", том 11, с. 358 Ц 359).

¬сероссийские патриархи неоднократно обращались к патриархам  онстантинопольским, архиепископам јфинским и греческому правительству по поводу бедственного положени€ –усского јфона.

“ак, в ѕослании —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ ¬селенскому ѕатриарху јфинагору от 7 марта 1953 года снова напоминаетс€ о современном т€желом положении русского монашества на —в€той √оре, более чем три дес€тилети€ лишенного общени€ со своей родной ÷ерковью и повседневно терп€щего всевозможные притеснени€ и ограничени€. "—праведливо ли, Ц говорилось в ѕослании,Ц что –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь, в свое врем€ внесша€ немалую лепту в развитие и процветание православного монашества —в€той √оры, без различи€ национальности и церковной принадлежности, ныне не имеет возможности осуществл€ть обычную св€зь со своими монастырскими учреждени€ми на јфоне, не имеет возможности пополнить молодыми иноками славные р€ды русских ревнителей духа в ”деле ѕресв€ты€ Ѕогородицы, не имеет возможности более почерпать из величайшего собрани€ духовных сокровищ јфона?"

—в€тейший ѕатриарх јлексий прежде общего вопроса о возрождении восточного монашества, означенного в программе ѕросинода, предлагал урегулировать конкретно афонскую проблему между  онстантинопольским престолом и –усской ѕравославной ÷ерковью. Ќо ни от  онстантинопольской ѕатриархии, ни от греческого правительства официальных ответов не последовало...

12 марта 1957 года ћосковский ѕатриархат обратилс€ к министерству иностранных дел √реции, через греческого посла в ћоскве, с просьбой дать разрешение на приезд и вступление на јфоне в братство монастыр€ св€того великомученика ѕантелеимона дл€ дес€ти человек. ќдновременно было отправлено письмо  онстантинопольскому патриарху, как духовному возглавителю —в€той √оры, в котором ћосковска€ ѕатриархи€ извещала о своем обращении к греческому министерству и просила —в€тейшего ѕатриарха јфинагора дать свое согласие. ќтвета не последовало.

„ерез год, 5 марта 1958 года —в€тейший ѕатриарх ћосковский и все€ –уси јлексий вновь обратилс€ к  онстантинопольскому патриарху с посланием от лица –усской ÷еркви, в котором снова подчеркивалось великое значение —в€той √оры дл€ внутренней жизни верующего русского народа. ¬ послании делалс€ запрос о согласии  онстантинопольского патриарха на поселение в –усском ѕантелеимоновом монастыре 10 братий.

ћного времени спуст€ в письме от 20 но€бр€ 1958 года за є 455 —в€тейший ѕатриарх јфинагор дал ответ на оба указанных выше послани€, в которых лишь сообщил, что желающие поселитьс€ на јфоне должны представить дл€ оформлени€ следующие документы:
1. ѕрошение о своем зачислении.
2. ”достоверение соответствующего церковного начальства о том, что проситель принадлежит от рождени€ к ¬осточной ѕравославной ÷еркви.
3. ќфициальную копию свидетельства о крещении.
4. —обственноручное и подписанное за€вление о том, что он знает правила и пор€дки ”става —в€той √оры.
5. ”достоверение о хорошем поведении и нравственной жизни, выданное компетентными власт€ми по месту пребывани€ его.
6. ¬ыписка из уголовного метрического свидетельства дл€ всеобщей проверки и одобрени€ со стороны св€того монастыр€, в котором он хочет жить, со стороны общества —в€той √оры и министерства иностранных дел Ёллады в цел€х общей безопасности.

¬ то же самое врем€ политика эллинизации афонских монастырей продолжалась.

¬ 1958 году после смерти игумена »устина бразды управлени€ —в€то-ѕантелеимоновым монастырем прин€л на себ€ схиархимандрит »лиан (—орокин). »з письма игумена »лиана от 29 окт€бр€ (11 но€бр€) 1959 года на им€ председател€ ќтдела внешних церковных сношений ћосковского ѕатриархата вы€снились все усугубл€ющиес€ трудности, переживаемые русским монашеским братством.

¬от его текст:

"¬аше ¬ысокопреосв€щенство!
ќт лица всей братии нашей –усского монастыр€ —в€того ¬еликомученика ѕантелеимона на јфоне обращаюсь к ¬ам и в ¬ашем лице к нашей ћатери Ц –усской ѕравославной ÷еркви с нижеследующей гор€чей и насто€тельной просьбой.

Ќаш монастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход в чужие руки этого древнего русского досто€ни€, созданного трудами и жертвами многих поколений русского православного верующего народа.

ќсновна€ причина этого бедственного положени€ Ц оскудение нашей братии из-за отсутстви€ поступлени€ новых монахов в наше монашеское братство, как об этом мы уже сообщали и ранее в ћосковскую ѕатриархию. Ќас осталось сейчас всего 50 человек, самому молодому из нас 54 года, большинство семидес€ти- и восьмидес€тилетние старчики. “олько незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение.

 роме как с нашей –одины, –оссии, ниоткуда не может прибыть к нам пополнение, и вс€ наша надежда на сохранение нашего монастыр€, после Ѕога, ѕречистой Ѕогородицы и —в€того ¬еликомученика ѕантелеимона, на –усскую ѕравославную ÷ерковь, ћосковскую ѕатриархию.

Ќам известно, что ћосковска€ ѕатриархи€ обратилась с просьбой к ¬селенскому ѕатриарху, в канонической юрисдикции которого находитс€ наш монастырь, допустить из –оссии приезд дес€ти человек дл€ поступлени€ в братство нашего монастыр€. ћы глубоко благодарны всегда ≈го —в€тейшеству, —в€тейшему ѕатриарху јлексию и ¬ам за этот шаг и всецело его приветствуем.

Ќо нам известно, что ¬селенский ѕатриарх не счел возможным ответить на ¬аше письмо. ѕричина тому Ц давление, оказываемое на него со стороны греческого правительства, против€щегос€ приезду на јфон русских. ‘ормальный предлог дл€ неотвечани€ Ц јфон пользуетс€ известной церковной автономией, и ¬селенский ѕатриарх не €вл€етс€ первой инстанцией в такого рода делах... ћы умол€ем ¬ас, —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ и всю –усскую ѕравославную ÷ерковь незамедлительно оказать нам помощь. »наче наш монастырь обречен на погибель.

»спрашива€ ¬аших св€тых архипастырских молитв и св€тейшего благословени€, остаемс€ ¬ашими смиренными послушниками и богомольцами Ц

»гумен архимандрит »лиан со всею о ’ристе братиею".

Ќеоднократно взывали о помощи к –усской ÷еркви русские иноки и других св€тых мест јфона, как, например, насто€тель обители ¬оздвижени€ „естного  реста √осподн€ иеросхимонах јфанасий, насто€тель скита јрхистратига Ѕожи€ ћихаила архимандрит ≈вгений, насто€тель »льинского скита архимандрит Ќиколай.

¬ 1959 году в —в€то-ѕантелеимоновском монастыре случилс€ сильный пожар, в результате которого очень пострадала библиотека, хранивша€ редчайшие рукописи ’I Ц XVI вв. ћосковска€ ѕатриархи€ пыталась оказать материальную помощь пострадавшей обители, но передать эту помощь оказалось невозможно. ¬от что писали по этому поводу насельники монастыр€:

"Ќам очень прискорбно, что греки пишут в своих газетах, что русские афонские монахи не желают прин€ть жертву от —в€тейшего ѕатриарха јлекси€, а также и новых монахов, Ц все это неправда. ћы все желаем соединитьс€ с ѕравославной –усской ÷ерковью, но враги не допускают..."

» все же –усской ÷еркви удалось доставить жертву на јфон. —делано это было при помощи церковной делегации, находившейс€ в 1959 году в г. ‘ессалоники на юбилейных торжествах в пам€ть св€тител€ √ригори€ ѕаламы, в св€зи с 600-летием со дн€ его кончины (14 но€бр€). “огда впервые за многие годы официальной делегации ћосковского ѕатриархата было дано разрешение совершить паломничество на јфон.

Ќо уже в 1961 году греческое правительство не разрешило въезд на —в€тую √ору другой делегации –усской ÷еркви, принимавшей участие в работе ¬сеправославного совещани€ на о. –одос и желавшей поклонитьс€ св€тын€м јфона.

¬скоре греческие власти стали преследовать за письма и посылки, которые русские монахи получали с –одины. ¬ греческой печати возобновились нападки на русское монашество на јфоне.  онстантопулос, тогдашний губернатор —в€той √оры, направил свою де€тельность "в сторону последовательного ограничени€ самоуправлени€ —в€той √оры и полного подчинени€ правительству √реции, но на пути к этому сто€ли слав€нские монастыри. ѕоэтому определенные круги устраивали всевозможные преп€тстви€ пополнению монахами этих монастырей".

¬ св€зи с чинимыми преп€тстви€ми —в€тейший ѕатриарх –усской ѕравославной ÷еркви неоднократно утешал св€тогорцев своим св€тительским словом. ¬ одном из своих писем он свидетельствовал: "...¬се вы, как и великий угодник Ѕожий преподобный —ерафим, служки Ѕожией ћатери в ≈е уделе на —в€той √оре, всегда прибегаете к ≈е заступлению, и верую, что ваше молитвенное к Ќей обращение преклонит «аступницу рода христианского благословить ѕравославную ÷ерковь –усской «емли" (из письма ѕатриарха јлекси€ братии –усского монастыр€ —в€того ¬еликомученика ѕантелеимона от 2 сент€бр€ 1961 года).

Ќесмотр€ на то, что с 1962 года возобновились паломнические путешестви€ на јфон представителей –усской ÷еркви, они были очень и очень редкими.

≈динственна€ форма помощи русским св€тогорцам заключалась в периодических посылках, отправл€емых через ћосковскую ѕатриархию, которые свидетельствовали о глубокой любви русского верующего народа к афонским инокам...

¬ св€зи со случившимис€ пожарами в ѕантелеимоновом монастыре и јндреевском скиту ћосковска€ ѕатриархи€ послала 13 но€бр€ 1962 года через посольство ———– в √реции денежные переводы на восстановление пострадавших помещений, в каждый из них по 75 тыс€ч греческих драхм.  роме того, в ѕантелеимонов монастырь —в€тейший ѕатриарх направил грузовой автомобиль.

"ћы всегда помним вас, Ц свидетельствовал митрополит Ћенинградский и Ќовгородский Ќикодим, Ц своих русских иноков, наход€щихс€ вдали от родного кра€, в трудных и т€желых услови€х несущих свои подвиги духовного совершенствовани€ и молитвы. Ѕог даст, устро€тс€ дела русского иночества на прославленном с древних времен —в€том јфоне".

¬ св€зи с празднованием 1000-лети€ ¬еликой Ћавры преподобного јфанаси€ на јфоне были предприн€ты новые шаги к восстановлению духовной св€зи –усской ÷еркви со —в€той √орой. ¬ послании —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ —в€тейшему ѕатриарху  онстантинопольскому јфинагору от 20 ма€ 1963 года подчеркивалась посто€нна€ многовекова€ св€зь –усской ѕравославной ÷еркви с русскими монастыр€ми и инонациональной братией —в€той √оры. Ќапоминалось также, что  онстантинопольский ѕатриарх всегда признавал вполне каноническими св€зи –усской ÷еркви с јфоном и все про€влени€ русского церковного покровительства инокам —в€той √оры.

ѕодчеркива€ далее озабоченность –усской ѕравославной ÷еркви будущими судьбами —в€той √оры и русских обителей на ней, —в€тейший ѕатриарх јлексий призвал  онстантинопольского патриарха употребить весь свой авторитет, чтобы разрешить св€тогорскую проблему и вернуть —в€той √оре ее общеправославное значение, какое она имела на прот€жении минувшего тыс€челети€. ¬опрос о современном положении св€тогорского монашества с особой серьезностью был подн€т на —овещании в Ћавре св€того јфанаси€ на јфоне 24 июн€ 1963 года. ¬ —овещании участвовали —в€тейший ѕатриарх  онстантинопольский јфинагор, —в€тейший ѕатриарх —ербский √ерман, Ѕлаженнейший ѕатриарх –умынский ёстиниан, —в€тейший ѕатриарх Ѕолгарский  ирилл, представитель ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ архиепископ ярославский и –остовский Ќикодим. Ѕыли также представители и от других ѕравославных ÷ерквей со своими клириками.

"ƒолг всего ѕравослави€ и каждой ѕравославной ÷еркви в отдельности, Ц сказал в своем слове —в€тейший ѕатриарх јфинагор,Ц рассматривать все церковные вопросы со всеправославной точки зрени€. ¬опрос о —в€той √оре, который относитс€ ко всему ѕравославию, относитс€ также и к компетенции каждой из ѕравославных ÷ерквей".

Ќо сохранение —в€той √оры в качестве "всеправославного монашеского центра, единой всеправославной державы и единой духовной лечебницы" невозможно без того, чтобы св€тогорска€ иноческа€ дружина не пополн€лась беспреп€тственно посланцами братских ÷ерквей. ¬ св€зи с этим, присутствовавший на торжествах патриарх Ѕолгарский  ирилл, обраща€сь к  онстантинопольскому патриарху јфинагору, воскликнул:

"¬аше —в€тейшество, √осподь взыщет с ¬ас, а истори€ ¬ас осудит, если в ¬аше патриаршество угаснут слав€нские лампады на —в€той √оре".

Ќа это патриарх јфинагор ответил:

" огда ћосковский патриарх јлексий был в ‘анаре (8 декабр€ 1960 года), € уведомил его, что он может посылать на —в€тую √ору сколько угодно монахов и всем им будет гарантирован прием. “о же самое € повтор€ю и сегодн€: все ÷еркви могут посылать на јфон столько монахов, сколько сочтут нужным. » дл€ всех тех, кто будут посланы, полной гарантией будут подписи соответствующих ѕредсто€телей ÷ерквей. я как духовное лицо сам поручусь за тех, которые будут посланы".

ѕо общему мнению участников —овещани€, это за€вление  онстантинопольского патриарха о гарантированном приеме в св€тогорские обители всех монахов, которых сочтут нужным направить на јфон предсто€тели ѕоместных ÷ерквей, было особенно важным на прошедшем совещании.

14 окт€бр€ 1963 года  онстантинопольскому патриарху јфинагору был направлен список из 18 лиц, ожидающих разрешени€ на поселение в ѕантелеимоновском монастыре. ќдновременно документы на 18 кандидатов были представлены в министерство иностранных дел √реции. ѕосле долгого и необоснованного зат€гивани€ решени€ этого вопроса, а также после повторного обращени€ к патриарху јфинагору патриарха јлекси€ от 23 июн€ 1964 года и митрополита Ќикодима от 11 июл€ 1964 года є 822/65 было получено разрешение на въезд в –усский ѕантелеимонов монастырь только п€ти монахам. ¬ июле 1966 года четверо из них выехало на јфон, но уже на следующий год один из них по болезни возвратилс€ на –одину. “аким образом, братию монастыр€ пополнило всего лишь три человека.

—кит  силургу - старейша€ на јфоне русска€ обитель —кит  силургу - старейша€ на јфоне русска€ обитель
Ётого числа было €вно недостаточно дл€ возрождени€ обители, поскольку ситуаци€ в ней продолжала ухудшатьс€. ¬от как описывал положение в монастыре в 1964 году его игумен, схиархимандрит »лиан:

"¬ эту зиму у нас необыкновенные холода, в церкви четыре градуса, заболели все гриппом, на две церкви осталось 16 человек, остальные престарелые и больные".
(»з письма схиархимандрита »лиана патриарху јлексию)

ѕо-прежнему огромный урон монастырю наносили пожары. —амый сильный из них произошел 23 окт€бр€ 1968 года, когда выгорела вс€ восточна€ стена двора с шестью часовн€ми, огнем были уничтожены монастырские гостиницы и келии. ѕожар, начавшись с восточного корпуса, охватил парадные помещени€, архондарик и насто€тельские келии в восточном крыле ѕокровского корпуса.  ровл€ и междуэтажные перекрыти€ рухнули вниз. Ќа тот момент в обители находилось только 8 монахов. ¬се они были в весьма преклонном возрасте. “ем не менее, с помощью Ѕожией им и подоспевшим на помощь немногочисленным мир€нам удалось остановить распространение огн€ и не допустить гибели главных соборов и библиотеки. ѕосле этого катастрофического пожара на выгоревшей на глубину нескольких сантиметров земле чудом осталась жива маслина, посаженна€ некогда от ростка дерева, выросшего на месте мученической кончины св€того великомученика и целител€ ѕантелеимона. Ёто событие брати€ монастыр€ восприн€ло как несомненный знак того, что молитвенное предстательство св€того великомученика не покинет его обители. ¬ то врем€ в монастыре стала стереотипной фраза, выражающа€ веру и терпение св€тогорцев:

"”гасаем по причине нехватки отцов, но верим, что Ѕогоматерь убережет свой дом".

ѕосле удара стихии монастырь представл€л собой страшное зрелище. јрхиепископ ¬олоколамский ѕитирим, посетивший обитель в 1972 году в составе делегации, сопровождавшей —в€тейшего ѕатриарха ѕимена, писал:

"—то€т пустые выгоревшие корпуса у монастырской пристани, опустошены пламенем восточный и южный братские корпуса, а в ночь на праздник ѕреображени€ √осподн€ в 1969 году выгорел большой участок леса, спускавшийс€ с перевала от —тарого –уссика к самому монастырю ".

¬ 1968 году русское св€тогорское братство пережило еще одну т€желую утрату. — кончиной игумена, архимандрита ћихаила, окончательно опустел јндреевский скит с его прекрасными строени€ми и самым большим на Ѕалканах јндреевским собором. √рекам удалось доказать, что скит построен на земле ¬атопедского монастыр€, хот€ по —ан-—тефанскому мирному договору и постановлению  онстантинопольского патриарха јнфима јндреевский скит имел статус монастыр€ наравне с другими главными обител€ми јфона. ѕосле смерти последнего русского инока из скита была вывезена наиболее ценна€ утварь, иконы, св€тыни. ќставшись необитаемым, скит очень быстро стал разрушатьс€. ћонастырь ¬атопед долгие годы не посылал туда на жительство своих иноков. ¬ 1982-м году руководством ¬атопедского монастыр€ даже рассматривало возможность передачи јндреевского скита –усскому —в€то-ѕантелеимонову монастырю, но этим планам так и не суждено было сбытьс€.

ѕосле потери јндреевского скита в ведении русских иноков еще оставалс€ »льинский скит.   сожалению, после смерти его насто€тел€ схиархимандрита Ќикола€ скит подпал под вли€ние иноков, приверженцев –усской «арубежной ÷еркви. ¬ нем прекратилось не только традиционное дл€ русских афонских обителей поминовение имени ѕатриарха ћосковского и все€ –уси, но и возношение имени  онстантинопольского ѕатриарха, €вл€ющегос€ каноническим епископом —в€той √оры, что в конечном итоге и обусловило потерю дл€ русских и этого скита.

“ем временем количество братии –уссика продолжало уменьшатьс€. ¬ 1969 году митрополит Ћенинградский и Ќовгородский Ќикодим, обраща€сь к инокам —в€то-ѕантелеимонова монастыр€, отметил:

"Ќа вашу долю выпал нелегкий жребий подвизатьс€ в обители —в€того ¬еликомученика ѕантелеимона в один из труднейших периодов ее истории. „исленно умалились вы, но подвиг ваш от того стал еще выше пред Ѕогом. ¬аши благочестие, вера и ревность о славе Ѕожией трудно выразить на бумаге €зыком человеческим. ¬оистину вы не только низлагаете ветхого человека, но и побеждаете старость плотскую. ѕоэтому примите от православных людей ќтечества вашего благодарный поклон. ћы восхищаемс€ вашим подвигом и молимс€ о вас, вместе с вами раздел€ем печали и радости ваши. ¬месте с вами мы едины в молитвах, обраща€сь ко √осподу —ил, ѕречистой и ѕресв€той Ѕогоматери и ¬еликомученику ѕантелеимону о сохранении обители сей от вс€кого злого обсто€ни€ на радость подвизающимс€ в ней и всех православных русских людей дл€ назидани€ многим, кто хочет жить единым на потребу".

27 марта 1969 года, заместитель председател€ ќтдела внешних церковных сношений ћосковского ѕатриархата епископ “ульский и Ѕелевский ёвеналий передал министру иностранных дел √реции г-ну ѕанагиотису ѕипинелису письмо председател€ ќтдела внешних церковных сношений митрополита Ћенинградского и Ќовгородского Ќикодима, в котором говорилось:

"...ќколо трех лет тому назад п€ть иноков получили возможность жить на јфоне, из которых только трое в насто€щее врем€ наход€тс€ на —в€той √оре. ќдин из п€ти кандидатов, по причине болезни, не смог воспользоватьс€ данным ему разрешением, второй же из них направилс€ на —в€тую √ору, но в скором времени постигший его недуг заставил вернутьс€ на –одину. “ри инока, живущие сейчас в –усском ѕравославном монастыре, не могут должным образом обслужить многих преклонного возраста старцев малочисленной братии —в€той обители. Ёто нас очень тревожит и беспокоит, как с точки зрени€ утолени€ русскими монахами своей духовной жажды жить на —в€том јфоне, так и с точки зрени€ заботы о престарелых наших соотечественниках... ћы скорбим, что эта —в€та€ обитель приходит в упадок по не завис€щим от нас причинам. ћы слышим зовы прийти на помощь, поддержать старость оставшихс€ русских подвижников и молитвенников и не дать угаснуть нашим русским лампадам, которые тепл€тс€ и свидетельствуют живую веру нашего народа столько веков.

∆ительство русских монахов на —в€той √оре было всегда сильным импульсом и дл€ духовной жизни в самой –оссии. Ќаше христианское сознание, наша православна€ ответственность в современном мире и просто человеческое чувство заставл€ют нас снова и снова обращатьс€ к ¬ашему ѕревосходительству с просьбой об оказании нам содействи€ в оформлении на въезд на —в€тую √ору в ѕантелеимоновский монастырь дл€ несени€ там иноческого послушани€ иноков –усской ѕравославной ÷еркви, которые имеют уже благословение —в€тейшего ѕатриарха јфинагора в его послании —в€тейшему ѕатриарху јлексию от 19 июл€ 1965 года є 957".

Ёти напоминани€ возымели свое действие. 27 феврал€ 1970 года на јфон выехали два русских инока, получившие визы на посто€нное поселение в –усском ѕантелеимоновом монастыре. Ќо эта полумера не могла решить там столь серьезные проблемы жизни.

5/18 €нвар€ 1971 года на 88-м году жизни почил о √осподе игумен –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ схиархимандрит »лиан (—орокин).

"Ёто был человек большой духовной мудрости и доброты, старец, которых сейчас мало",
- так писал о нем его духовный сын архиепископ ¬асилий ( ривошеин). ¬ братство монастыр€ отец »лиан поступил еще в 1905 году, и с тех пор 66 лет неотлучно подвизалс€ на —в€той √оре.

26 апрел€ 1971 года игуменом –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ был избран схиархимандрит √авриил (Ћегач). Ќовый игумен продолжил линию своего предшественника, вид€ спасение дл€ монастыр€ исключительно в укреплении св€зи с –усской ÷ерковью.
¬ письме на им€ —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси ѕимена от 9 сент€бр€ 1972 года схиархимандрит √авриил писал:

"...Ќаш ћонастырь находитс€ в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимени€ братства. — течением времени постепенно число уменьшаетс€ Ц старики вымирают, а пополнени€ нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность.

ћы, зна€ любовь –усского Ќарода к —в€тому јфону, верим и надеемс€, что ¬ашим —в€тейшеством и всей –усской ÷ерковью будут прин€ты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на јфоне) уголок с его св€тын€ми оставалс€ и продолжал свое существование дл€ утешени€ каждого верующего русского человека..."
—в€щенноначалие –усской ÷еркви вс€кий раз в ответ на эти прошени€ обращалось со своими ходатайствами к правительству √реции и  онстантинопольскому патриарху.

¬ это врем€ в √реции произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришла военна€ хунта, наступили времена т.н. "диктатуры черных полковников". “еперь уже преп€тстви€ приезду русских монахов чинило новое правительство √реции, которое грубо вмешивалось во внутреннюю жизнь св€тогорцев, вс€чески притесн€€ монахов. 14 феврал€ 1969 года греческое военное правительство издало в законодательном пор€дке постановление є124 о значительном расширении функций афонского гражданского губернатора, что вело к значительному ограничению самоуправлени€ афонского монашества.

ќт —в€щенного  инота был направлен протест против закона є 124/ 1969 губернатору јфона, министру иностранных дел √реции, премьер-министру и патриарху јфинагору.

¬ышеуказанное постановление вызвало глубокую озабоченность ѕравославного мира. ѕатриарх ћосковский и все€ –уси и —в€щенный —инод –усской ѕравославной ÷еркви на заседании 25 апрел€ 1969 года постановили осудить "декрет є124", прин€тый правительством √реции, как нарушающий права и древние традиции жизни монастырей —в€той √оры, в том числе и –усского монастыр€ во им€ —в€того ¬еликомученика ѕантелеимона, и прин€ть решительные меры.

¬ благодарность за эти де€ни€ –усской ÷еркви брати€ –усского ѕантелеимонова монастыр€ обратилась к —в€тейшему ѕатриарху јлексию с письмом от 24 апрел€ (7 ма€) 1969 года, в котором говорилось:
“—им нашим скромным письмом уведомл€ем ¬аше —в€тейшество о получении нами телеграммы с содержанием ¬ашего обращени€ к нашим духовным и гражданским власт€м в пользу и защиту —в€щенного  инота нашей —в€той √оры, нашего ћонастыр€ и всех великих и малых ќбителей јфона. Ёто действие ¬ашего —в€тейшества абсолютно всеми насельниками (за исключением частных единиц) —в€той √оры было прин€то с большой радостью, и все в этом усматривают ѕромысл Ѕожий и заботы ÷арицы Ќебесной, »гумении сей —в€той √оры, о своем «емном ∆ребии".

¬ св€зи с прин€тием ƒекрета є124 —в€тейший ѕатриарх јлексий в письме от 30 апрел€ 1969 года предложил патриарху јфинагору созвать всеправославное совещание, на котором можно было бы обсудить положение на —в€той √оре.

Ётому же вопросу было посв€щено совместное за€вление —в€тейшего ѕатриарха Ѕолгарского  ирилла и местоблюстител€ ћосковского ѕатриаршего престола митрополита ѕимена от 8 июн€ 1970 года. ¬ нем вновь говорилось об озабоченности ÷ерквей Ѕолгарской и –усской в св€зи с декретом є124, согласно которому на греческое министерство иностранных дел были возложены в значительной степени прерогативы ¬ысшей ÷ерковной власти на јфоне. √убернатор хотел быть фактическим распор€дителем жизнью и имуществом монастырей, расположенных на —в€той √оре. Ќовые функции губернатора были подкреплены решени€ми об унизительных мерах наказани€ дл€ иноков —в€той √оры в случае нарушени€ ими упом€нутого декрета.

— другой стороны, в совместном за€влении высказывалась тревога по поводу по€вившихс€ в греческой печати сообщений о намерении правительства √реции превратить јфонский полуостров в место международного туризма. Ёто привело бы, подчеркивалось в документе, "к разрушению самой многовековой основы жизни афонских подвижников".

¬ за€влении решительно осуждалось вмешательство властей √реции в вопрос свободного въезда на јфон новых послушников и монахов и доступа паломников.

31 августа 1970 года ѕатриарший местоблюститель митрополит ѕимен направил новое послание патриарху јфинагору, в котором вновь указывалось на необходимость созыва всеправославного совещани€ дл€ обсуждени€ вопроса об јфоне.

¬ марте 1972 года состо€лась еще одна совместна€ акци€ –усской и Ѕолгарской ÷ерквей. —в€тейший ѕатриарх ѕимен и —в€тейший ѕатриарх ћаксим направили совместное послание премьер-министру √реции √.ѕападопулосу, в котором призывали его прин€ть необходимые меры дл€ восстановлени€ нормальных условий в ѕантелеимоновском и «ографском монастыр€х.  опи€ этого письма была направлена патриарху јфинагору, но, как и прежде, никакого ответа от него не последовало.

¬ 1972 году —в€тую √ору посетил —в€тейший ѕатриарх ћосковский все€ –уси ѕимен. —ледует отметить, что это было первое в истории посещение јфона ¬сероссийским ѕатриархом. —в€щенноначалием –усской ѕравославной ÷еркви этот визит был использован дл€ привлечени€ широкого внимани€ греческой и мировой общественности к ужасающему положению –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€.

23 окт€бр€ 1972 года на приеме в ѕротате —в€той √оры јфон в  арее —в€тейший ѕатриарх ѕимен от лица –усской ѕравославной ÷еркви подчеркнул:

"Ѕудучи св€зана теснейшими вековыми узами с јфоном, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь хочет продолжать эти св€зи, ибо православной русской душе јфон, как величайша€ всеправославна€ св€тын€ и оазис ст€жани€ вечной жизни, остаетс€ особенно близким и дорогим. ¬ св€зи с этим мы весьма озабочены оскудением иноков в нашей русской обители, остро нуждающейс€ в их пополнении.

ћы надеемс€, что греческие светские власти правильно понимают наши естественные стремлени€ и искренние желани€ сохранить чин русских иноков на јфоне, а —в€щенный  инот пойдет навстречу желани€м тех русских иноков, которые хот€т подвизатьс€ и проводить свое спасительное жительство здесь, на —в€той √оре.

Ќа —в€той √оре должны пребывать сложившиес€ с древних пор традиции и привилегии жизни ее обитателей. јфон должен быть сохранен как всеправославный монашеский центр с веками осв€щенной независимостью и свободой, со своеобразным традиционным самоуправлением. » мы глубоко верим, что —в€та€ јфонска€ √ора не только была, но и будет оплотом православного иночества всех национальностей".

Ќа приеме, устроенном премьер-министром √реции 19 окт€бр€ 1972 года, —в€тейший ѕатриарх ѕимен в своей речи официально за€вил:

"—видетелем многовековой давности дружеских отношений между русским и греческим народами €вл€етс€ –усский —в€то-ѕантелеимоновский монастырь на —в€той √оре јфон. ¬ прекрасный, благоухающий букет св€тых афонских обителей русский монастырь влагает свою почти тыс€челетнюю историю, котора€ €вл€етс€ €рким свидетелем глубокой веры и исключительного благочести€ русских православных христиан. Ётот монастырь был всегда св€зан с –усской ѕравославной ÷ерковью живыми духовными и материальными узами. ќсуществл€€ свою заботу о сохранении и добром состо€нии этого исконного центра духовной жизни нашей —в€той –усской ѕравославной ÷еркви, мы, естественно, нуждаемс€ в понимании наших интересов представител€ми властей √реции, под чьим суверенитетом находитс€ —в€та€ √ора, и в необходимых случа€х Ц в содействии. ћы надеемс€, что иноки, желающие перейти из монастырей нашей ÷еркви в ѕантелеимоновскую обитель, не будут встречать печального противодействи€ со стороны официальных греческих кругов, равно как будут удовлетвор€тьс€ и иные наши представлени€, вызываемые интересами –усского —в€то-ѕантелеимоновского монастыр€ на јфоне".

–аздача праздничного колива по окончании трапезы в —в€то-ѕантелеимоновом монастыре –аздача праздничного колива по окончании трапезы в —в€то-ѕантелеимоновом монастыре
¬ 1973 году патриарх ѕимен дважды обращалс€ к новоизбранному  онстантинопольскому патриарху ƒимитрию с просьбой подтвердить благословение почившего патриарха јфинагора на приезд шести иноков в ѕантелеимоновский монастырь (письмо є 595 от 3 апрел€ 1973 года и письмо є 1634 от 10 сент€бр€ 1973 года). » снова ответа на них получено не было. “огда в св€зи с упорным молчанием  онстантинопольского патриархата, 12 но€бр€ 1973 года патриархом ѕименом была послана патриарху ƒимитрию телеграмма, в которой в частности указывалось на недружественный характер политики  онстантинопол€ по отношению к –усской ÷еркви в афонском вопросе:

"Ќеобъ€снимое молчание воспринимаетс€ нами как игнорирование Ќаших обращений к ¬ашей —в€тыне, приносит Ќам огорчение и, к глубокому прискорбию Ќашему, способствует только ослаблению уз, св€зующих наши —в€тые ÷еркви".

ѕосле этого только 26 августа 1974 года в письме є 432 патриарх ƒимитрий ответил на послани€ патриарха ѕимена, сообщив, что из шести человек только двум дано разрешение на поселение на —в€той √оре. »з этих двух человек на следующий год только один монах прибыл на посто€нное жительство на јфон. »м был нынешний игумен —в€то-ѕантелеимоновского монастыр€ архимандрит »ереми€ (јлехин).

4 марта 1974 года —в€тейший ѕатриарх ћосковский и все€ –уси ѕимен повторил просьбу –усской ѕравославной ÷еркви новому президенту √реции г-ну ‘едону √изикису в св€зи с сохранением т€гостного положени€ в –усском монастыре на јфоне.

¬ 1975 году письмами от 16 окт€бр€ є 2413 и от 31 декабр€ є 2994 патриарх ѕимен сообщил патриарху ƒимитрию имена 14-ти человек, желающих нести послушание на јфоне.

23 €нвар€ 1976 года был получен ответ  онстантинопольского патриарха, в котором он сообщал, что из 14 человек одобрены лишь четыре, в св€зи с чем патриарх ѕимен в письме от 16 марта 1976 года є 466 выразил свое недоумение таким решением.

Ћишь 16 июн€ 1976 года патриарх ƒимитрий известил патриарха ѕимена, что можно производить оформление и готовить дл€ отъезда на —в€тую √ору и остальных дес€ти монахов. »так, летом 1976 года на јфон прибыло сначала четыре монаха из ѕсково-ѕечерского монастыр€, а затем еще группа из дев€ти монахов. ”читыва€, что к тому времени в ѕантелеимоновом монастыре оставалось всего 13 монахов, можно лишь только представить себе, с какой радостью встречала пополнение брати€ обители.

ѕосле этого в 1977 году –усской ѕравославной ÷ерковью был подн€т вопрос о новых дес€ти кандидатах, желающих поселитьс€ на —в€той √оре. ѕосле года согласований с  онстантинопольским ѕатриархатом в мае 1978 года в –усский —в€то-ѕантелеимонов монастырь на —в€той √оре јфон прибыло еще п€ть монахов, в том числе иеромонах Ќиколай √енералов, ставший впоследствии представителем обители в —в€щенном  иноте.

  тому времени в монастыре сменилось несколько игуменов. ¬ 1975 году по причине т€желой болезни ушел на покой схиархимандрит √авриил (Ћегач). Ѕрати€ избрала игуменом архимандрита јвел€ (ћакедонова).

—хиархимандрит √авриил оставалс€ в монастыре в качестве помощника игумена вплоть до своей кончины, последовавшей в возрасте 76 лет 26/9 июл€ 1977 г. ѕри жизни отец √авриил отличалс€ особенным трудолюбием. ≈сли он не был в храме или на келейной молитве, то непременно был зан€т трудом, позвол€€ себе лишь незначительный отдых ночью. Ѕрати€ вспоминала, что за 53 года его жизни в обители не было случа€, когда бы он с кем-либо празднословил.

јрхимандрит јвель недолго пробыл на должности игумена. ¬ 1978 году в св€зи с болезнью он отбыл на –одину. ћестоблюстителем игумена стал архимандрит »ереми€ (јлехин). „ерез год он был избран игуменом монастыр€, каковым пребывает и до насто€щего времени. “огда отец »ереми€ писал —в€тейшему ѕатриарху ѕимену:

"ћы не находим дл€ себ€ сколько-либо более положительным другое направление в отношении наших симпатий и теснейших св€зей, как с родной матерью –усской ÷ерковью”.

¬ те годы значительно активизировались св€зи –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ с –усской ѕравославной ÷ерковью. Ќачина€ с 1974 года в нашу страну стал регул€рно приезжать весьма вли€тельный на јфоне в то врем€ эконом и представитель ѕантелеимонова монастыр€ в —в€щенном  иноте иеродиакон ƒавид (÷убер). Ёто позволило более эффективно решать вопросы оказани€ разнообразной помощи русской афонской обители.

Ќа ѕасху 1975 года –усский —в€то-ѕантелеимонов монастырь посетила делегаци€ –усской ѕравославной ÷еркви во главе с архиепископом –остовским и Ќовочеркасским ¬ладимиром ( отл€ровым). — этого момента поездки паломнических делегаций нашей ÷еркви совершаютс€ ежегодно. ¬начале посланцы нашей ÷еркви посещали монастырь на ѕасху. ѕо решению —в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви от 12 марта 1979 года паломнические группы –усской ѕравославной ÷еркви стали направл€тьс€ к празднику св€того великомученика ѕантелеимона.

ƒл€ дальнейшего развити€ св€зей с јфоном —в€щенный —инод –усской ѕравославной ÷еркви своим постановлением от 17 апрел€ 1975 г. передал дл€ подворь€ јфонскому —в€то-ѕантелеимонову монастырю “роицкое подворье “роице-—ергиевой Ћавры в селе Ћукино (ѕеределкино). ѕервые годы принадлежность “роицкого ѕодворь€ –усскому —в€то-ѕантелеимонову монастырю носила скорее формальный характер. ” монастыр€ не было ни сил, ни средств дл€ налаживани€ его полноценной де€тельности. —итуаци€ коренным образом изменилась после 1991-го года, когда постановлением правительства ћосквы є 14 от 6 августа 1991 г. комплекс храма св€того мученика Ќикиты, что за яузой, был передан в пользование подворью –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ на —в€той √оре јфон. ћосковское подворье стало местом, где проход€т испытательный срок кандидаты на посто€нное проживание в –усском —в€то-ѕантелеимоновом монастыре.

Ќеобходимость тщательного отбора отъезжающих на јфон иноков стала очевидной уже после прибыти€ из —оветского —оюза первой партии пополнени€ братии —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ в 1976-м году. ¬последствии игумены јвель и »ереми€ в своих письмах св€щенноначалию –усской ѕравославной ÷еркви указывали на то, что многие из новоприбывших оказались совершенно не подготовленными к суровым услови€м св€тогорской монашеской жизни. «начительна€ их часть вскоре уехала на –одину, так что если в 1979 году по списку в обители числилось 27 человек братии, то уже в 1981 году их осталось только 22. Ќо и из тех, кто осталс€ в монастыре, далеко не все соответствовали высокому званию монаха-афонита. »з монастыр€ стали приходить извести€ о брожении среди братии, упадке духовной жизни, нарастающем беспор€дке в монастырском хоз€йстве и библиотеке. ¬от как в 1980 году описывал ситуацию известный греческий богослов и большой друг –усской ѕравославной ÷еркви профессор јнтоний “ахиаос:

"ƒуховное состо€ние монастыр€ все к худшему идет, и один Ѕог знает, что будет дальше. ¬место того, чтобы быть цветущим, особенно после приезд новых монахов, из-за недостатка духовного руководства монастырь углубл€етс€ в др€хлость. ѕрошло уже более тридцати лет, как € бываю в монастыре, а подобного нынешнему духовного упадка не помню".

“ем временем постепенно уходили из жизни старые монахи, последние представители поколени€ русских св€тогорцев, выдержавшего т€желые годы изол€ции обители от ћатери - –усской ѕравославной ÷еркви. “ак, в 1982 году на 81 году жизни скончалс€ иеросхимонах —ерафим (“екза), который подвизалс€ на јфоне с 1925 года. ј летом 1987 года последовала кончина многолетнего эконома и представител€ монастыр€ в —в€щенном  иноте —в€той √оры схииеродиакона ƒимитри€ (ƒавида) ÷убера.

¬ 1982 году последовало письменное обращение —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ на јфоне к –усской ѕравославной ÷еркви, подписанное игуменом архимандритом »еремией. ¬ письме была изложена просьба прислать в обитель новое пополнение монахов, оказать монастырю материальную помощь, помочь наладить правильное ведение делопроизводства в јфонском ѕодворье в ћоскве. ѕредлагалось также создать при —в€щенном —иноде –усской ѕравославной ÷еркви комиссию по афонским вопросам, а также исследовать исторические материалы и издать тыс€челетию  рещени€ –уси иллюстрированный альбом о –усском —в€то-ѕантелеимоновом монастыре на —в€той √оре јфон.

¬се эти вопросы были прин€ты к рассмотрению —в€щенноначалием нашей ÷еркви. ¬ соответствии с последним из них в 1983 году монастырь была направлена издательска€ группа во главе с заместителем ѕредседател€ »здательского отдела ћосковской ѕатриархии архимандритом »ннокентием (ѕросвирниным).

¬ 1982 году началось формирование очередной группы из 18 кандидатов на проживание в –усском —в€то-ѕантелеимоновом монастыре. Ќа этот раз усили€ –усской ѕравославной ÷еркви, в частности ќтдела внешних церковных сношений ћосковского ѕатриархата получили поддержку —в€щенного  инота —в€той √оры јфон. ¬ это году —в€щенный  инот выступил с обращением к президенту и правительству √реции, подписанным игуменами 20-ти главных афонских обителей, относительно проблемы хронического недостатка насельников негреко€зычных монастырей. ¬ обращении в частности говорилось:

"ћы располагаем большим и славным историческим опытом. ќн свидетельствует, что при всех человеческих невзгодах ею со всей очевидностью управл€ла ¬сесв€та€ ¬ладычица Ѕогородица. ѕоскольку она пожелала, чтобы здесь было многонациональное и разнообразное население, мы также хотели бы последовательно сохранить монашеское и раннехристианское наследие —в€той √оры. ¬ противном случае проблема может выйти за греческие пределы в контексте министерства иностранных дел".

—пуст€ три года —в€щенный  инот на заседании „резвычайного ƒвойного —обрани€ 16 апрел€ 1985 года прин€л обращение к министерству иностранных дел √реции с просьбой разрешить въезд на јфон шести русских, а также болгарских и румынских монахов. Ёто ходатайство возымело действие, и в март 1987 года в –усский —в€то-ѕантелеимонов монастырь прибыла группа из семи человек, в числе которых находились и нынешний духовник монастыр€ иеромонах ћакарий (ћакиенко) и представитель монастыр€ в —в€щенном  иноте иеромонах  ирион (ќльховик). «а этой группой последовали другие, так что к июню 1992 года, то есть ко времени визита на —в€тую √ору јфон —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ ≤≤ брати€ –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ насчитывала уже 40 человек.

¬о врем€ посещени€ јфона —в€тейший ѕатриарх јлексий в своей речи на приеме в ѕротате —в€той √оры с глубоким удовлетворением отметил постепенное умножени€ числа насельников –усского —в€то-ѕантелеимонова монастыр€ и выразил надежду, что с помощью Ѕожией эта древн€€ обитель возродитс€ во всей своей былой славе.

¬месте с тем по-прежнему оставалась неразрешенной проблема бывших русских скитов на јфоне Ц јндреевского и »льинского. ѕри посещении јндреевского скита, —в€тейший ѕатриарх ћосковский и все€ –уси јлексий при виде картины разрухи и запустени€, цар€щего в обители, сказал представител€м ¬атопедского монастыр€:

"ѕон€тно, что в атеистическом государстве, каким был —оветский —оюз, разрушались, разграбл€лись и оскверн€лись храмы, созданные трудом и молитвами наших предков, но когда нечто подобное происходит в православной стране, на —в€той јфонской √оре - этому € не могу найти оправдани€. ћы должны любой ценой сохранить дл€ гр€дущих поколений те св€тыни, которые нам передали наши предшественники".

¬ последние два года ситуаци€ в скиту постепенно начала исправл€тьс€ в св€зи с направлением туда дес€тка греческих монахов из ¬атопедского монастыр€, а также размещени€ на его территории афонской богословской академии.

„то касаетс€ »льинского скита, то как раз незадолго до приезда на јфон главы –усской ѕравославной ÷еркви 20 ма€ 1992 года по требованию —в€щенного —инода  онстантинопольского ѕатриархата в присутствии двух его представителей, митрополитов ћелитона и јфанаси€, а также губернатора јфона греческа€ полици€ выдворила за пределы —в€той √оры находившихс€ там п€терых русских монахов, принадлежавших к так называемой –усской «арубежной ÷еркви. ‘ормально эти иноки были изгнаны за отказ поминать за богослужением им€  онстантинопольского патриарха как канонического епископа св€той горы. ќднако на просьбу —в€тейшего патриарха јлекси€ заселить опустевший скит иноками из –оссии ответа  онстантинопольского патриарха ¬арфоломе€ и —в€щенного  инота —в€той √оры јфон так и не было получено, несмотр€ на то, что предложение об этом исходило со стороны губернатора јфона. ѕосле изгнани€ зарубежников скит перешел в ведение монастыр€ ѕантократор и в насто€щее врем€ находитс€ в запустении. “ак русские утратили славный »льинский скит, основанный около 1746 года русским же св€тым, преподобным ѕаисием ¬еличковским.

¬озвраща€сь к положению в –усском —в€то-ѕантелеимоновском монастыре, следует отметить, что в насто€щее врем€ численность братии составл€ет около 50 человек. “аким образом, можно констатировать, что —в€щенноначалию –усской ѕравославной ÷еркви, ценой многолетних настойчивых усилий удалось предотвратить физическое вымирание –усского јфона. «а последние годы наблюдаетс€ р€д позитивных изменений в жизни –усского монастыр€. ¬осстановлены пор€док и дисциплина, на средства жертвователей отремонтировано несколько монастырских корпусов, а также все монастырские храмы. ќднако еще имеетс€ р€д проблем, в том числе и в сфере духовной жизни, которые еще предстоит решать. ¬сей этой проблематикой занимаетс€ ќтдел внешних церковных св€зей ћосковского ѕатриархата, вс€ истори€ которого хронологически совпадает с рассмотренным в насто€щем докладе периодом времени. Ќедавно по распор€жению председател€ ќ¬÷—, митрополита —моленского и  алининградского  ирилла внутри ќтдела была создана рабоча€ группа по јфону под председательством первого заместител€ председател€ ќ¬÷— архиепископа  алужского и Ѕоровского  лимента. ≈й поручено заниматьс€ проработкой всех вопросов, св€занных с положением в –усском —в€то-ѕантелеимоновом монастыре и паломничеством на —в€тую √ору јфон.

Ќа Ќебесах скреплена любовь русских к —в€той √оре, где много веков назад было закреплено "вечное гражданство" русских подвижников. Ёту любовь, осв€щенную ÷арицей Ќебесной, не в силах нарушить ничто земное. » —в€та€ –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь останетс€ верна јфону навеки. ѕастыри наши всегда помнили о своем долге перед всеправославной св€тыней и никогда не допускали и мысли об уходе русских иноков из обжитых ими древних обителей.

»горь якимчук

16 но€бр€ 2001 года

—мотри также

.

 омментарии читателей
2016-05-09
20:40
¬алерий:
«дравствуйте! –одной брат моего дедушки, Ѕылба Ќикита ѕетрович был монахом на јфоне, в каком монастыре € не знаю. ќн приехал домой за дедушкой, хотел забрать его в монастырь на јфоне, заболел и умер. я хотел бы подробнее узнать о его жизни, не могли бы вы мне в этом помочь?
— уважением, ¬алерий.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи этого раздела
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0