јлександрийска€

»стори€ јлександрийской ѕравославной ÷еркви

—в€той апостол и евангелист ћарк
—в€той апостол и евангелист ћарк
/p>

—огласно церковному преданию, јлександрийска€ ÷ерковь была основана св€тым апостолом ћарком.

¬ первые века христианства православные в ≈гипте претерпели гонени€ от римских императоров. ¬ 202 году император —ептимий —евер посетил ѕалестину, после чего стал гнать христиан. —ледующий император ƒеций также преследовал христиан. ƒругой император ¬алериан, сначала благосклонно относилс€ к христианам, но в последние годы своего правлени€ (257- 260 г.) стал их преследователем. Ќо его сын в 260 году √аллиен прекратил гонени€.

Ќо уже при императоре ƒиоклетиане в 303-304 годах, ѕравославной ÷еркви вновь пришлось пережить гонение. » только после того как император  онстантин ¬еликий (306-337гг.) издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 году был утвержден ћиланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, јлександрийска€ ÷ерковь обрела мир.

¬ III-IV веке в јлександрии образовалась богословска€ школа, наиболее €ркими представител€ми которой были ќриген и  лимент јлександрийский.
»менно в ≈гипте особенно сильно про€вилось стремление к отшельнической жизни. ќдним из родоначальников монашества был преп. ѕавел ‘ивейский. Ќаиболее известные обители Ц Ќитри€, где подвизалс€ преподобный јммоний, скит преподобного ћакари€ ≈гипетского и основанный преподобным ѕахомием в 315-320 гг. общежительный “авеннисийский монастырь.   началу V века в ≈гипте было около шестисот монастырей и семи тыс€ч монахов.

јрий, уроженец Ћивии или јлександрии, был рукоположен во дь€кона св€тителем ѕетром јлександрийским и им же отлучен за приверженность к мелитианству. ѕозже, когда јрий раска€лс€, архиепископ јхилла рукоположил его в сан пресвитера. ¬ јлександрии на —оборе 320 Ц321гг. была осуждена ересь јри€, который утверждал, что √осподь сотворен и не вечен.
¬ 325 году на ѕервом ¬селенском —оборе, в городе Ќикее, јрий был осужден всей ÷ерковью.

¬ 630 году на јлександрийский престол вступил бывший епископ ‘асиса  ир. ќн прин€л доктрину о единой природе ’риста Ц монофелитство, первоначально сформулировав ее как единство Ђбогочеловеческой энергииї во ’ристе. Ёто учение было официально провозглашено во всей јлександрийской ÷еркви 3 июн€ 633 года.

ѕротив распространени€ монофелитства в јлександрии выступил ученый монах св€той —офроний.   нему присоединилс€ преподобный ћаксим »споведник, отстаивавший ѕравославие не только в јлександрии, но и во многих других област€х ≈гипта. ¬ результате император »раклий издал в 638 году экстезис Ч эдикт, запрещавший обсуждение вопроса об одной или двух вол€х —пасител€. Ётот документ, подготовленный в  онстантинополе, прин€л и  ир јлександрийский. Ќа Ўестом ¬селенском —оборе было сформулировано православное учение о двух вол€х в »исусе ’ристе.

¬о второй трети VII века восточные провинции ¬изантии подверглись нашествию арабов-мусульман. ¬ сент€бре 642 года византийцы, окруженные в јлександрии, сдались.

’ристиане в покоренном ≈гипте сохранили свободу вероисповедани€. ѕатриарх  ир умер еще до сдачи јлександрии (весной 642), а избранный его преемником ѕетр, также монофелит, покинул ≈гипет вместе с византийской армией и скончалс€ в  онстантинополе около 654 г. ѕосле него преемство православных јлександрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет.
¬ 731 году при халифе ’ишаме, достаточно благосклонно относившемс€ к немусульманам, православным ≈гипта было позволено восстановить пост јлександрийского патриарха. Ќовоизбранный патриарх  осма, хот€ и был неграмотным ремесленником, не искушенным в политике, сумел добитьс€ у халифа возвращени€ православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев.

ѕри ’алиф аль-ћутаваккиле (847Ц861) христианам пришлось пережить т€желое гонение. ћусульмане подвергали разрушению церкви, запрещали совершать богослужени€ и таинства.

¬ конце IX в. Ч первой половине ’ в. халифат пришел в упадок. ¬ числе прочих провинций ≈гипет вышел из повиновени€ халифу и превратилс€ в самосто€тельное государство. ¬ 969 г. ≈гипет, а также ѕалестина и ёжна€ —ири€ были завоеваны шиитской династией ‘атимидов, создавша€ свое государство. ѕервые ‘атимиды про€вл€ли редкую веротерпимость.
Ќо с 1003 г. халиф аль-’аким развернул жесточайшие гонени€ на христиан.  аждый год его правлени€ был отмечен массовыми погромами церквей и христианских кварталов, осквернением кладбищ. ¬ 1008 г. халиф запретил христианам праздновать ¬ербное воскресенье, а позже Ч и  рещение √осподне. ¬ 1014 г. началс€ массовый исход христиан в византийские владени€. »з оставшихс€ в ≈гипте немусульман значительна€ часть прин€ла ислам, хот€ многие делали это неискренне.

—ледующий халиф Ч аз-«ахир (1021Ц35) отменил все ограничени€, наложенные на немусульман. ѕравославные получили возможность избрать нового патриарха и епископов, которых лишились во врем€ гонени€. ’ристиане, ранее бежавшие из ≈гипта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство.

— по€влением на Ѕлижнем ¬остоке крестоносцев, вытеснивших из ѕалестины ослабевших ‘атимидов и образовавших христианские государства, ≈гипет на два столети€ стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций. Ќесколько раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть ≈гиптом.

¬ XIII в. ≈гипет стал главной целью крестоносцев. ¬о врем€ 5-го крестового похода (1218Ц1221) католики после долгой осады овладели ƒамиеттой, однако во врем€ похода на  аир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевани€. ¬ 1248Ц1250 гг. вторгша€с€ в ≈гипет арми€ французского корол€ Ћюдовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. ƒаже после того как основна€ волна крестоносного движени€ спала, а все христианские владени€ на ¬остоке оказались в руках мусульман, папа –имский и европейские рыцари не оставл€ли попыток завоевать ≈гипет.

ќбъективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск €рости у мусульман, котора€ привела к гонени€м против Ђневерныхї. —ами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. ¬о врем€ вторжений в ≈гипет они грабили и истребл€ли население, не дела€ различий между мусульманами и христианами. ѕосле вз€ти€ в 1219 г. ƒамиетты, где находились кафедры православного митрополита, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владени€м »ерусалимского латинского патриарха. “о же повторилось при захвате этого города крестоносцами в 1249 г.
ћусульмане со своей стороны не вникали в противоречи€ между христианскими конфесси€ми и подозревали православных в пособничестве крестоносцам. ѕомимо бедствий и разрушений непосредственно в районах военных действий христиане подвергались разнообразным преследовани€м на всей мусульманской территории.

Ѕедстви€ постигли христиан и во врем€ 5-го крестового похода: христиане  аира были обложены т€желым сбором на военные расходы;исламска€ арми€, шедша€ к осажденной ƒамиетте, разрушала по дороге все церкви. ¬ ответ на вз€тие этого города крестоносцами по всему ≈гипту было уничтожено 115 храмов.

¬ 1250 году власть в ≈гипте захватили мамлюки. ќни сумели остановить натиск монголов и сокрушили остатки владений крестоносцев. ћамлюкский султанат стал политическим и религиозным центром исламского мира. ¬о врем€ правлени€ мамлюков, внутренн€€ политика отличалась религиозной нетерпимостью.

— захватом  онстантинопол€ турками (1453г.) политическа€ ситуаци€ изменилась. ќни быстро захватили господство на Ѕлижнем ¬остоке, в ёго-¬осточной ≈вропе, а так же на јфриканском континенте. ¬ 1517 году ≈гипет стал одной из провинций ќсманской империи. ¬о главе его сто€ли присылавшиес€ из —тамбула паши, которые опирались на размещенные в стране €нычарские корпуса.

¬ целом османы были более веротерпимы, чем правившие до них мамлюки; в ≈гипте же положение христиан было наиболее благопри€тным, чем в других провинци€х. »новерцы, часто играли заметную роль в жизни государства
ѕосетивший в 1657 году русский монах јрсений (—уханов) сообщал, что в  аире посто€нно живут 600 православных арабов и греков.

¬о всем јлександрийском ѕравославном ѕатриархате в XVI Ч начале XIX в. было 8 храмов Ч 4 в  аире и по одному в јлександрии (в монастыре св. —аввы), –озетте и ƒамиетте Ч и 2 монастыр€, св. —аввы в јлександрии и вмч. √еорги€ в  аире, где размещалась резиденци€ патриарха.

»з-за малочисленности православного населени€ јлександрийска€ ÷ерковь посто€нно находилась в т€желом финансовом положении и жила только благодар€ поддержке других ¬осточных ѕатриархатов и помощи православных государств, прежде всего из –оссии.

¬ключение ≈гипта в состав ќсманской империи значительно усилило св€зи между јлександрийским престолом и другими ¬осточными ѕатриархатами. ћногие патриархи едва ли не большую часть своего правлени€ проводили за пределами ≈гипта, принима€ участие в делах  онстантинопольской ÷еркви или собира€ милостыню на поддержание своего престола в ƒунайских кн€жествах.

  эпохе патриарха »оакима относ€тс€ первые контакты јлександрийского ѕатриархата с –оссией. ¬ 1523 г. он направил делегацию в ћоскву к ¬асилию III с просьбой оказать материальную помощь јлександрийской ÷еркви, а в 1556 г. посольство патриарха и —инайского архиепископа с аналогичными цел€ми отправилось к »оанну IV √розному; помимо прочего »оаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста прп. ћаксима √река. ¬ обоих случа€х помощь была оказана. √розный передал щедрые денежные пожаловани€ всем ¬осточным патриархам через своего посланца, ¬асили€ ѕоздн€кова, который в 1559 г. встречалс€ в ≈гипте с патриархом »оакимом и оставил описание состо€ни€ ѕравослави€ на ¬остоке.

¬ течение полутора столетий после этого јлександрийский ѕатриархат поддерживал достаточно тесные св€зи с ћосквой, получа€ из –оссии значительные пожертвовани€.

Ћетом 1798 г. в ≈гипет вторглась французска€ арми€ во главе с Ќаполеоном Ѕонапартом, который 2 июл€ зан€л јлександрию, а через 5 дней вступил в  аир. ¬ стране установилс€ оккупационный режим. Ќесмотр€ на происламские декларации генералов Ѕонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. ¬ то же врем€ местные христиане стали надежной опорой новой власти.

¬о врем€ антифранцузских восстаний в  аире и ƒамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убива€ их жителей. Ѕывший в то врем€ патриархом, ѕарфений II вынужден был бежать на –одос, где и скончалс€ (1805).

ѕобедителем в этой междоусобной борьбе оказалс€ албанский военачальник ћухаммад јли (1805Ц1849). ≈му удалось уничтожить главную оппозиционную силу Ч мамлюков (1811). ќн провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых ≈гипет на некоторое врем€ превратилс€ в региональную сверхдержаву.

–елигиозна€ политика ћухаммада јли была сугубо прагматичной. «абот€сь о доходах казны и развитии промышленности, паша охотно покровительствовал христианским общинам. ¬ ≈гипет из османских владений устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведени€ и школы.  огда после √реческого восстани€ 1821 г. по всей ќсманской империи прокатились погромы, ћухаммад јли окружил христианские кварталы войсками и не допустил столкновений.

¬ 1834 г., после полувекового перерыва, были восстановлены контакты јлександрийского престола с –оссией. »мператор Ќиколай I пожаловал значительную сумму на нужды ≈гипетской ÷еркви. ѕатриарх »ерофей I (ок. 1825Ц1845) построил в  аире новую резиденцию с храмом вмч. √еорги€ (1839), украшал церкви, открывал училища.

  1843 г. относитс€ официальна€ организаци€ греческой общины в јлександрии. ћногочисленна€, активна€, процветающа€ православна€ община выработала четкую структуру самоуправлени€, состо€вшую из эпитропий Ч комиссий выборных депутатов. ≈е почетными членами стали консулы √реции, Ѕельгии, Ўвеции. ќбщина содержала за свой счет школы, больницы, даже часть духовенства, жертвовала значительные суммы ѕатриархии, но в то же врем€ добивалась контрол€ над действи€ми патриархов по расходованию средств. ѕодобна€ ситуаци€ иногда приводила к противоречи€м между церковной иерархией и мир€нами, стремившимис€ играть все большую роль в жизни ÷еркви.

ѕри выборе преемника патриарха »ерофе€ I обострились отношени€ между православными ≈гипта, поддержанными местными мусульманскими власт€ми, и ¬селенским ѕатриархатом, который, претенду€ на безраздельное главенство на православном ¬остоке, продвигал своего кандидата, митр. јртеми€ (1845Ц1847). ¬ерх одержали египетские христиане, добившиес€ поставлени€ избранного ими патриарха »ерофе€ II (1847Ц1858).

јлесандри€ продолжала поддерживать тесные отношени€ с –оссией. 21 ма€ 1855 г. митр. ћосковский ‘иларет (ƒроздов) передал јлександрийской ѕатриархии храм свт. Ќикола€, при котором было устроено јлександрийское подворье.

4 €нв. 1866 г. в  аире состо€лось собрание с участием 2 архиереев јлександрийского престола, 27 клириков и 17 представителей греческих общин, прин€вшее 12 статей ѕоложени€ об устройстве јлександрийского ѕатриархата и синодальном управлении. Ќа его основе патриархом был избран проведший 17 лет в –оссии первый насто€тель јлександрийского подворь€ в ћоскве митр. ‘иваидский Ќиканор (1866Ц1869).

ѕри слабых наследниках ћухаммада јли во второй пол. XIX в. ≈гипет быстро потер€л экономическую самосто€тельность и превратилс€ в полуколонию европейских держав. —троительство дорог, каналов, перерабатывающих предпри€тий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. —реди иммигрантов было много христиан Ч греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование).

¬ XIX Ч начале XX в. представители православных народов играли в экономике и культуре ≈гипта куда более значительную роль, чем в предшествующие столети€. »ностранное засилье, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией стало восстание ќраби-паши (1882). ѕатриарх —офроний и православное духовенство, как и представители других конфессий, покинули ≈гипет. ¬  аире и јлександрии остались только 2 св€щенника, на долю которых выпали т€жкие испытани€ во врем€ бесчинств м€тежной толпы. ¬осстание было подавлено после артиллерийского обстрела јлександрии английским флотом. ≈гипет был оккупирован англичанами и, формально остава€сь до 1914 г. в составе ќсманской империи, фактически стал британским протекторатом.

–езкие изменени€ в жизни ≈гипта не могли не наложить свой отпечаток и на положение јлександрийского ѕатриархата. ѕрежде всего увеличилась православна€ община, это произошло за счет притока иммигрантов: к началу XX в. она составл€ла около 100 тыс. чел. (63 тыс. греков, остальные Ч православные арабы сирийского и ливанского происхождени€). „исленность духовенства увеличивалась медленнее: в начале XX в. под властью патриарха состо€ли 2 митрополита и 50 клириков. ѕо мере роста православного населени€ строились новые церкви.

ѕатриарх ‘отий (1900-1925г.г.) строил храмы, учебные и благотворительные заведени€, открыл ѕатриарший музей и јлександрийскую библиотеку. ѕри нем территори€ ѕатриархата была разделена на семь епархий.

ѕатриарх ћелетий II (1926-1935гг.) развил активную де€тельность по распространению ѕравослави€ в јфрике. ќн учредил кафедры в …оханнесбурге, Ѕенгази, “риполи, “унисе, —удане и Ёфиопии. »м основано —в€то-јфанасьевское духовное училище, ставшее позже семинарией.
¬ 1946 г. православные ”ганды и  ении были прин€ты в полное каноническое общение с ѕатриаршим престолом, а в 1963 г. присоединены к јлександрийской ÷еркви.

¬ 1958 г. были учреждены 3 новые епархии в “ропической јфрике: ¬осточноафриканска€, ÷ентральноафриканска€ и «ападноафриканска€.

¬ 1968 г. были образованы еще епархии –одезийска€ и ћыса ƒоброй Ќадежды.

¬ сент€бре 1997 г. были учреждены четыре новые епископии: ћадагаскарска€ (јнтананариву), Ќигерийска€ (Ћагос), √анска€ (јккра) и Ѕукобска€ (“анзани€).

¬ 1968 г. прибывша€ в јлександрию по случаю интронизации патриарха Ќикола€ VI делегаци€ ¬атикана от имени папы ѕавла VI передала престолу ап. ћарка частицу св€тых мощей евангелиста, некогда похищенных венецианцами. ¬ 1971 г. состо€лось торжественное открытие новой ѕатриаршей резиденции в јлександрии.

јлександрийска€ ѕравославна€ ÷ерковь €вл€етс€ членом ¬семирного —овета ÷ерквей и членом Ѕлижневосточного —овета ÷ерквей. ¬ 1926 г., при патриархе ћелетии II, состо€лс€ переход на новый стиль.

÷ерковь поддерживает братские отношени€ со всеми православными ÷ерквами, в том числе и с –усской ѕравославной ÷ерковью.

ѕо материалам "ѕравославной энциклопедии"

22 но€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0