√рузинска€

Cв€та€ великомученица  етевань, царица  ахетинска€

—лава и украшение своей страны, блаженна€  етевань, дочь владетельного кн€з€ Ѕагратиона ћухранскаго и правнучка  арталинского цар€  онстантина III, христианским воспитанием, полученным ею от благочестивых родителей, с детства была подготовлена к высоким подвигам, которыми ознаменовалась ее жизнь, увенчанна€ мученическою кончиною за веру ’ристову.

ѕосле недолговременного супружества с ƒавидом  ахетинским (также из рода Ѕагратидов), который скончалс€ после шестимес€чнаго царствовани€ над  ахетией,  етевань, осталась совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего “еймураза она, по смутным обсто€тельствам времени, отправила заложником ко двору персидского шаха јббаса I. ¬ лице царицы народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, даже в короткое врем€ его царствовани€, она успела много совершить дл€ благососто€ни€  ахетии: усмирила знать, привела в пор€док разстроенные дела, доставила мир и благососто€ние ÷еркви, построила несколько храмов, больниц, приютов дл€ нищих и сирот, оградила царство от внешних врагов÷арица. ѕо смерти мужа она поселилась в одном уединенном месте и проводила врем€ в богоугодных зан€ти€х и чтении —в€щенного ѕисани€. ¬ это врем€ постигло ее новое т€желое испытание:  онстантин, меньший брат ее мужа, бывший также заложником у персидского шаха, предалс€ ему до такой степени, что даже, отрекшись от веры ’ристовой по научению шаха, желавшаго сделать из него орудие дл€ подчинени€ себе  ахетинскаго царства, коварным образом убил своего престарелаго отца и брата - ради того, чтобы остатьс€ единственным наследником царства, и, вступив на престол, потре-бовал от  етевани, чтобы она сделалась его супругой.

ѕередав через послов  онстантина решительный отказ на его предложение,  етевань обратилась к знатным кахетинцам, прос€ их защиты против насили€  онстантина, предупредив их об опасности, котора€ угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жител€м, которых он намереваетс€ обратить в магометанство, и сказала при этом, что если не помогут ей защититьс€ от беззаконных требовавий  онстантина, то она оставит  ахетию и возвратитс€ к своему семейству. ”слышав это от  етевани высшие представители кахетинского народа обещали ей защиту, и выступили со своими воинами против  онстантина и убили его, а персидское войско, которое призвал  онстантин, чтобы сразитьс€ с грузинами-христианами, было истреблено.

 етевань решилась снова прин€ть правление над царством и поселилась в городе √реми - древней столице  ахетии, находившемс€ у подошвы гор, отдел€ющих  ахетию от ƒагестана. ќднако вскоре,  етевань, мысли которой давно уже были устремлены на служение одному Ѕогу, почувствовала себ€ не в силах быть во главе царства, особенно же при таком трудном положении дел, какое было в то врем€; не име€ кому передать управление, так как из всего царского дома не оставалось в живых никого, кроме ее сына, отрока “еймураза, бывшаго заложником при персидском дворе, она решилась устроить его возвращение и, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху јббасу I, написала ему, что если он не возвратит ей ее сына “еймураза, то  ахети€ отложитс€ от его зависимости. ќпаса€сь, чтобы  ахети€ не присоединилась к “урции или –оссии, шах јббас позволил “еймуразу возвратитьс€ в свое царство. ¬елика была радость царицы  етевани при свидании со своим сыном. ¬ особенности она была утешена тем, что, не смотр€ на долгое пребывание свое при персидском дворе, он не утратил веры своих отцов. ¬скоре по прибытии его, она передала ему, как законному наследнику, управление всею страною, сама же успокоилась в уединении, предавшись теперь главной заботе о приготовлении к вечной жизни.

Ќо недолговременна была радость  етевани по случаю соединени€ со своим сыном, недолговременно было и успокоение ее при возможности жить, как ей было по душе. Ўах јббас не оставл€л мысли о подчинении ему  ахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство “еймураза. ”страшенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху свою мать с сыном его јлександром, чтобы мудра€  етевань Ђукротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить ихї. —о слезами передал “еймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Ќе предвид€ пользы от исполнени€ этого желани€, опытна€ царица отвечала своему сыну: Ђты знаешь, дит€ мое, что много раз € принимала на себ€ бедственное положение  ахетии и не щадила себ€ дл€ страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не останов€т его решение опустошить нашу странуї. Ќесмотр€ на эти слова  етевани, народ не переставал умол€ть ее ехать к шаху ради спасени€ страны и, всегда готова€ жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание и в конце 1615 года отправилась к шаху, вз€в с собою младшего внука своего, царевича јлександра. Ћасково прин€л их коварный јббас, однако же потребовал, чтобы “еймураз выслал к нему и старшего своего сына Ћеона, обеща€ воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду. Ќапрасно предупреждала  етевань своего сына не исполн€ть этого требовани€ шаха; вынужденный народом, который в отказе уступить желанию шаха видел свою гибель, “еймураз выслал к шаху и старшего своего сына Ћеона. Ќесмотр€ на то, он вскоре убедилс€, что предупреждени€ ему со стороны матери были не напрасны и что никакими жертвами не отвратить ему бедствий, которые готовились со стороны јббаса.

ЂЎах двинулс€ на нее с огромным войском, - пишет јракиль, арм€нский историк, - и по нашествии персов страшные бедстви€ постигли »верию: растление девства, смерть старцев, которых нельз€ было псреселить в ѕерсию, смерть воинствующей молодежи, отказывавшейс€ от переселени€ из отечества в числе пленных, смерть иереев и диаконов, и даже епископов и монашескаго чина обоего пола и отведение их в плен, убиение малолетних, срытие св€тых могил и сожжение св€тых храмов и богатого города √реми и всех городов и сел  ахетинскихї. ÷арь “еймураз нашел в это врем€ убежище у »меретинского цар€ √еорги€. ћежду тем, сыновь€ его Ћеон и јлександр вместе с бабкою их, царицею  етевань, томились в это врем€ в темнице в Ўиразе, по распор€жению лютого јббаса. ќба царевича были изувечены, старший из них, не выдержав испытани€, скончалс€.

— христианскою покорностью переносила блаженна€  етевань т€жкие испытани€, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлени€ми все более и более переносилась в иной мир; темница, в которой содержалась она дес€ть лет, сделалась дл€ нее местом духовных подвигов, которыми приготовилась она к переходу в вечную жизнь. Ќеусыпными молитвами, ночными бдени€ми утол€ла она свою душу, отрешенную от вс€ких земных упований. ≈динственным утешением служила ей возможность устроить в овоей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал литургию.

Ќаконец, настало дл€ царицы  етевани последнее и высшее испытание: шах, давно настаивавший на том, чтобы она отреклась от веры ’ристовой, ублажа€ ее вс€кими блистательными обещани€ми, прислал объ€вить ей окончательно свою волю, чтобы она или отреклась от веры христианской, или готовилась прин€ть жестокие мучени€ и смерть
–аба ’ристова не смутилась словами посланнаго от шаха: Ђ—кажи пославшему теб€, - ответила она ему, - что ни смерть, ни жизнь и ничто не может разлучить мен€ с ’ристом Ѕогом моим, и невозможно дл€ мен€ оставить веру мою православную, ради которой готова € принести себ€ в жертвуї, и в молчании выслушав дальнейшие убеждени€ градоначальника, попросила его оставить ее одну на некоторое врем€, сама же, удалившись в свою темничную церковь, излилась перед Ѕогом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее “еймуразу и Ђсовершающим пам€ть ее подавал всегда утешение сердечноеї. «атем, причастившись —в€тых “аин и осенив себ€ крестным знамением, вышла к мучител€м своим и сказала им: Ђƒелайте, что замыслили, € готова на все мучени€ї.

» тогда начались страшные ист€зани€ над царицей-мученицей, одно зрелище которых трудно было перенести, так что и сам градоначальник, пораженный до слез, поспешил удалитьс€. —лужители царицы поколебались душою и умол€ли ее пощадить свою жизнь. —ам иерей, духовник  етевани, смутилс€ при виде ист€заний раскаленными оруди€ми, и когда и его привели на площадь, где пылал костер дл€ исвоведников ’ристовых, то готов был уступить насто€ни€м персов. Ђ„его смущаешьс€, »меретин? - громко и повелительно обратилась к нему непоколебима€ в твердости  етевань, - пришло врем€ засвидетельствовать им€ ’ристово! –азве кто-нибудь из отрекшихс€ от ’риста осталс€ вечно жить на земле? –азве не лучше поспешить уйти из этого мира туда, где вечный покой и вечна€ радость?... ѕричастимс€ страдани€м ’ристовым, чтобы причаститьс€ и воскресению ≈го!ї

Ёти слова мучевицы ’ристовой мгновенно, как огнем, попалили малодушие в сердцах, готовых отступить от св€тых верований, и все воспр€нули исповедниками истины и твердо прин€ли мученическую смерть.

»ст€зани€ же  етевани продолжались, все тело е€ было растерзано, из ран в изобилии струилась кровь, раскаленною цепью обожжены были эти раны, и раскаленным котлом покрыта была ее голова, после чего она и скончалась, до последней минуты едва уже слышным голосом призыва€ им€ ќтца и —ына и —в. ƒуха.

Ёто было 13 сент€бр€ 1624 г. Ћатинские миссионеры тайно вз€ли тело св. великомученицы и, по смерти шаха, принесли часть св. мощей ее в “ифлис, где с торжеством и неизобразимою радостью прин€ты были останки ее всем народом и положены в кафедральном соборе великомученика √еорги€, называемом јлавердским, под престолом - в новое утверждение ÷еркви и народа грузинского.

∆итие царицы  етевани описано очевидцем страданий ее, и после него и другими, и в том числе - в стихах - и даровитым сыном ее “еймуразом I.

»з книги "∆ити€ св€тых" архиепископа ‘иларета (√умилевского)

25 декабр€ 2001 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0