»ерусалимска€

ѕоместные —оборы »ерусалимской ÷еркви

¬клад в достижение торжества ≈диной ¬селенской ÷еркви и изложение ѕравославного учени€ четвертым по чести »ерусалимским ѕатриархатом был огромным и неоспоримым. ѕомимо участи€ первоиерархов —в€того √рада и представл€вших их епископов как на ¬селенских, так и на поместных —оборах различных сестер ÷ерквей Ђмать ÷ерковьї устами своих предсто€телей не один раз созывала поместные —оборы и в лоне »ерусалимской ÷еркви.

ƒействи€ большинства из двадцати четырех —оборов, начина€ с созванного в 49 году јпостольского и заканчива€ »ерусалимским —обором 1672 года, были направлены как на урегулирование внутренней церковной жизни »ѕ÷, так и на достижение единства и соборное решение вопросов, беспощадно терзавших в различные периоды ≈диную —в€тую —оборную и јпостольскую ÷ерковь.

ќднако, незаживающей раной на теле »ѕ÷ останутс€ арианские соборы, такие как, например,  есарийский —обор 334 года или »ерусалимский —обор 346 года. Ќеобходимо отметить, что одной из причин столь сильной поддержки императорской властью ариан в IV веке €вл€етс€ то, что предстател€ми арианства были близкий родственник Ћицини€ (308-324) митр. ≈всевий Ќикомидийский, а позже митр. ≈всевий  есарийский Ц друг и сподвижник императора  онстантина ¬еликого (306-337).

»ерусалимский јпостольский —обор 49 года

»нформаци€ об этом —оборе содержитс€ в книгах Ќового «авета Ц в п€тнадцатой главе книги Ђƒе€ни€ї св€тых апостолов и во второй главе Ђѕослани€ к √алатам св€того апостола ѕавлаї.

÷елью созыва первого —обора —оборной ѕравославной ÷еркви была выработка решени€ об услови€х прин€ти€ в лоно ÷еркви €зычников, а также определение условий относительно их общени€ во врем€ богослужени€ и таинственных собрани€х с христианами из иудеев.

ѕроблема обнаружилась с самого начала миссионерской де€тельности св€тых апостолов. Ёпицентром раздора стала јнтиохи€. ¬опрос о прин€тии в христианство €зычников приобрел такую остроту, что дальнейшее замедление с его решением грозило привести к расколу совсем еще молодой христианской общины на два лагер€. ≈вангелист Ћука свидетельствует, что некоторые, пришедшие из »удеи, учили братьев: если не обрежетесь по обр€ду ћоисееву, не можете спастись (ƒе€н. 15,1). ѕо этой причине в 49 году дл€ рассмотрени€ сего дела в »ерусалиме собрались апостолы и некоторые из пресвитеров (ƒе€н. 15,6).

–езультатом јпостольского —обора €вилось составление послани€, обращенного к переживавшим раздор христианам јнтиохии, —ирии и  иликии, которое было отправлено с ѕавлом и ¬арнавой, а также —илой и »удой, прозываемым ¬арсавою. ¬ послании писалось: јпостолы и пресвитеры и брать€ Ц наход€щимс€ в јнтиохии, —ирии и  иликии брать€м из €зычников: радоватьс€. ѕоелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говор€, что должно обрезыватьс€ и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими ¬арнавою и ѕавлом, человеками, предавшими души свои за им€ √оспода нашего »исуса ’риста. »так мы послали »уду и —илу, которые изъ€сн€т вам то же и словесно. »бо угодно —в€тому ƒуху и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживатьс€ от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. —облюда€ сие, хорошо сделаете. Ѕудьте здравы. (ƒе€н. 15, 23-29).

»ерусалимский —обор 190 года при Ќарциссе I

Ётот —обор состо€л из палестинских епископов: »ерусалимского Ќарцисса,  есарийского ‘еофила, “ирского  асси€, ѕтолемаидского  лара и других дес€ти с целью определить дату праздновани€ ѕасхи, поскольку в лоне церкви было много разногласий. ¬ јзии, согласно апостолам »оанну, ѕавлу и ‘илиппу, ѕасха праздновалась 14 числа мес€ца Ќисана, независимо от дн€, на который она выпадала. Ќа «ападе же ѕасха праздновалась в первое воскресение после весеннего полнолуни€. ѕосле неудавшегос€ примирени€ примерно в 150 году ѕоликарпа —мирнского, разразившийс€ в 190 году спор при –имском папе ¬икторе I (св€той «ападной ÷еркви) и ѕоликарпе ≈фесском достиг своего апоге€. ѕо этой причине епископы собрались в »ерусалиме, Ђдабы определить традицию праздновани€ ѕасхи, дошедшую до них со времен св€тых јпостоловї.

ќ решени€х поместного —обора 190 года определенных сведений не сохранилось.

 есарийский —обор 195 года

ƒанные о —оборе 195 года к сожалению почти не сохранились. »звестно лишь, что —обор был созван епископом  есарийским ‘еофилом, под председательством которого он и прошел. ѕомимо епископа  есарийского на —оборе прин€ли участие еще двенадцать епископов.

Ќа —оборе в  есарии в очередной раз решалс€ один из самых спорных вопросов той эпохи Ц о времени праздновании ’ристовой ѕасхи. ƒе€ни€, как и постановлени€ этого —обора не сохранились.

 есарийский —обор 325 Ц 328 годов

“очна€ дата этого —обора неизвестна.

Ётот поместный —обор был созван  есарийским митрополитом ≈всевием по личной просьбе александрийского пресвитера јри€. »звестный всему миру ересиарх требовал признать осужденных јлександрийским епископом јлександром, извергнутых из сана и изгнанных из јлександрии за приверженность к арианской ереси клириков в их чине и св€щенническом звании.

–ешением —обора все александрийские клирики были восстановлены. “акже —обор постановил, что изгнанным полагаетс€ возвратитьс€ в јлександрию и снова войти под омофор епископа јлександра, которому —обор направил специальное послание.

—оборное послание начиналось словами: ЂЅлаженному папе и нашему епископу јлександру со пресвитерами и диаконами радоватьс€. ¬ера наша и вера наших отцов, у теб€ которой мы научались Ѕлаженный папа си€ есть...ї а далее излагалось арианское вероучение, в конце которого первым из подписавшихс€ был сам јрий.

  оправдывавшему арианскую ересь соборному обращению было приложено и личное послание одного из самых образованных людей той эпохи, известного богослова ѕавлина “ирского, содержавшее составленный специально по этому поводу трактат, который разъ€сн€л и оправдывал учени€ злочестивого јри€. “акже к јлександрийскому епископу свое послание направил и ≈всевий  есарийский, в котором жестко критиковал јлександра и оправдывал јри€.

–езультатом этого —обора было возвращение јри€ и поддерживавших его клириков в јлександрию.

 есарийский —обор 334 года

—обор был созван по приказу императора  онстантина ¬еликого и прошел под председательством митрополита ≈всеви€  есарийского.

ѕричиной созыва €вилось обвинение св€того јфанаси€ ¬еликого в убийстве некоего мелетианского епископа јрсени€ и использовании им его правой руки в магии и колдовстве. ¬ качестве доказательства на —оборе даже была представлена отсеченна€ рука!

Ќесмотр€ на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихс€ в  есарии епископов, св€той јфанасий на —обор не €вилс€. ќднако, объ€вленный убитым, а в действительности скрывавшийс€ в ‘иваиде епископ јрсений был вскоре найден св€тым јфанасием. ѕосле предоставлени€ императору  онстантину необходимых доказательств обвинение было сн€то и гонение на св€того јфанаси€ прекратилось.

»ерусалимский —обор 335 года при ћаксиме II (333-348г.г.)

ѕоместный —обор 335 года был созван по случаю открыти€ и осв€щени€ возведенных на —в€тых ћестах храмов.

≈го главными персонали€ми были отцы, присутствовавшие на созванном в “ире поместном —оборе, которые положили после окончани€ —обора посетить —в€той √рад, чтобы разделить эту великую радость с иерусалимскими брать€ми. ¬ »ерусалим прибыл представитель “ирского —обора епископ ћаркиан с клириками и народом.

—огласно церковному историку ≈всевию, в Ѕожий √рад из разных мест пришли жители ћакедонии, ћисии, ѕанионии, ѕерсии, ¬ифинии, ‘ракии,  иликии,  аппадокии, —ирии, ‘иникии, јравии, ≈гипта, Ћивии, ‘ив, а также всей ћесопотамии. ѕосле совершенного 13 сент€бр€ осв€щени€, присутствующие епископы Ђукрасили праздник молитвами и речами: одни воспевали прин€тие боголюбивым царем —пасител€ всех, пространно описыва€ величие мученического венца... иные толковали Ѕожественное ѕисание изъ€сн€€ его скрытый смысл... столь великий —обор собрал в »ерусалиме  онстантин ¬еликий, после первого, прошедшего в городе ¬ифинииї (—озомен, ÷ерковна€ истори€ II,26).

»ерусалимский —обор 346 года при ћаксиме II (333-348г.г.)

Ѕыл созван по случаю проезда возвращавшегос€ из ссылки св€того јфанаси€ ¬еликого через —в€тые ћеста. —обор возглавил »ерусалимский епископ св€той ћаксим. ѕомимо »ерусалимского первоиерарха на —оборе присутствовали также епископы из —ирии и ѕалестины, изъ€вившие желание выразить несдерживаемую радость о возвращении к александрийской пастве из мест изгнани€ св€того јфанаси€.

¬ своем послании к христианам јлександрийской ÷еркви собор€не писали: Ђ...вот и мы, вечно твор€щие во им€ церковного мира и окруженные вашей любовью, спешим первыми его облобызать и посылаем вам это приветствие и благодарственные молитвы, да узрите св€зующие нас узы любвиї. ѕослание было подписано епископами ћаксимом, јэтием, јрием, ‘еодором, √ерманом, —илуаном, ѕавлом, ѕатрицием, Ёлпидием, √ерманом, ≈всевием, «иновием, ѕавлом, ћакрином, ѕетром и  лавдием.

»ерусалимский —обор 346 года, называемый Ђарианскимї

Ётот —обор €вилс€ ответной реакцией заполонивших ѕалестину ариан на поместный —обор, созванный немного раннее св€тым ћаксимом.

ќсновыва€сь на том, что »ерусалимский епископ созвал поместный —обор не име€ на это фактических полномочий (поскольку правами митрополии на тот период обладала исключительно  есарийска€ кафедра), возглавл€емые митрополитами јкакием  есарийским и ѕатрофилом —кифипольским разъ€ренные нечестивцы и поборники ариевой ереси в том же году созывают в »ерусалиме Ђответныйї —обор, большинство представителей которого составили ариане.

“ак, на Ђвторомї »ерусалимском —оборе действительно удалось добитьс€ низвержени€ »ерусалимского епископа ћаксима II со —в€тоградского престола. Ќа его место при ƒамасе –имском и Ќектарии  онстантинопольском —обором был избран и рукоположен арианин  ирилл.

 есарийский —обор 393 года

 есарийский —обор 393 года был созван с целью рассмотрени€ вопроса о каноничности занимани€ јнтиохийского престола патриархом ‘лавианом (381-404).
Ёта проблема возникла еще со II ¬селенского —обора (381г.), когда на место скоропостижно скончавшегос€ јнтиохийского епископа ћелети€ (первого председател€ II ¬селенского —обора) соборным решением был избран јнтиохийский пресвитер ‘лавиан (381-404), который и был рукоположен в епископы ƒиодором “арским и јкакием ¬ерийским. ќднако признавша€ II ¬селенский —обор –имска€ ÷ерковь никак не могла смиритьс€ с прин€тием его третьего канона, (которым  онстантинопльский епископ приравнивалс€ по чести с –имским) и избранием јнтиохийским епископом ‘лавиана, настойчиво поддержива€ кандидатуру ѕавлина (человека, который в 388 году, предчувству€ гр€дущую кончину, сам, один, рукоположил в епископы јнтиохийской ÷еркви ≈вагри€, одного из последних учеников ƒиодора “арского, сделав его своим приемником). ƒл€ решени€ этого вопроса последовал целый р€д поместных —оборов: 382 года в  онстантинополе, 382 года в –име, 383 года снова в  онстантинополе и 389 года в  апие.

— целью рассмотрени€ этой проблемы в 393 году был созван поместный —обор и в  есарие ѕалестинской, решени€ которого стали известны из —оборного послани€ императору ‘еодосию.

ќсновыва€сь на послании  апийского поместного —обора 389 года (обращенного к ‘еофилу јлександрийскому (385-412)),  есарийский —обор единогласным решением постановил признавать и поминать епископа ‘лавиана как единственного епископа-патриарха и предсто€тел€ јнтиохийской ÷еркви.
—пуст€ 17 лет, в 398 году, при посредничестве св€того »оанна «латоуста и епископа јлександрийского ‘еофила св€того ‘лавиана признал законным патриархом јнтиохийской ÷еркви и –имский папа.

»ерусалимский —обор 415 года при »оанне II (386-407)

Ётот —обор был созван 30 июл€ 415 года »ерусалимским патриархом »оанном II и пресвитерами.

ѕричиной созыва стало рассмотрение обвинени€, поступившего от молодого испанского пресвитера ѕавла ќросии относительно дела осужденных и объ€вленных Ђересиархамиї на  архидонском —оборе 411 года монаха ѕелаги€ и его друга  елести€.

Ѕлагосклонность —в€тоградского »оанна к ѕелагию и сложность понимани€ значени€ латинского термина Ђблагодатьї, которое вводил и защищал ѕелагий вед€ спор с блаженным јвгустином, послужили оправданием ѕелаги€.

—тоит отметить, что своей настойчивостью ѕавел ќроси€ добилс€ перенесени€ дела оправданного »ерусалимским —обором ѕелаги€ на рассмотрение епископу –имскому.

ƒиоспольский —обор 415 года

Ётот —обор был созван в ƒиосполе ѕалестинском с целью рассмотрени€ вновь выдвинутого против еретика ѕелаги€ обвинени€, на этот раз митрополитом  есарийским ≈влогием, и прошел с 20 по 23 декабр€ 415 года.

ќбвинение было составлено епископами јрелатским √еросом и ѕровенским Ћазарем, действовавшими, как впрочем и ѕавел ќроси€, по указанию Ѕлаженного јвгустина. ќднако сами епископы по причине болезни, на —оборе не присутствовали, а ѕавел ќроси€ к тому времени уже покинул ѕалестину.

Ќа —оборе прин€ли участие 14 палестинских епископов, в том числе и св€той ѕорфирий √азский.

»скажавший православное учение о первородном грехе, крещении, спасении, предопределении и проч., ѕелагий сумел оправдатьс€, обвинив во всех грехах своего сподвижника  елести€. ѕредав анафеме все указанные ≈влогием в выдвинутом им обвинении злоучени€, сам ѕелагий соборным решением был оправдан.

¬ завершение —обора отцы зачитали постановлени€  архидонского —обора 411 года и осудили неправедное учение  елести€, а также всех сторонников этого учени€, назвав их Ђутратившими разумї (ανόητοι).

—ведени€ об этом —оборе можно найти в труде св€того јвгустина УDe Gestis PelagiiФ.

»ерусалимский —обор 453 года при ёвеналии (422-458)

—обор был созван »ерусалимским патриархом ёвеналием в 453 году с целью рассмотрени€ постановлени€ прошедшего в ≈фесе под председательством епископа јлександрийского ƒиоскора разбойничьего —обора (449 г.), а также случаев подстрекательства палестинскими монахами, €кобы очевидцами того, что в 451 году IV ¬селенским —обором было прин€то несторианство.

ѕатриарх ёвеналий публично осудил разбойничий —обор 449 года и еще раз подтвердил прин€тие »ерусалимской ÷ерковью решений ’алкидонского —обора. ќднако такими действи€ми обрел себе страшного врага в лице египетского монаха-монофизита ‘еодоси€, оклеветавшего его, что вызвало р€д больших беспор€дков в городе, приведших к приостановлению действи€ —обора. —видетельства об этих событи€х содержатс€ в церковной истории Ќикифора  аллиста.

÷ерковный мир был восстановлен при содействии армии императора ћаркиана. ¬ результате испуганный монах ‘еодосий был вынужден скрытьс€ на горе —инай, а патриарх ёвеналий, став господином положени€, сразу же созвал собор€н, дабы »ерусалимска€ ÷ерковь официально признала все решени€ и постановлени€ IV ¬селенского —обора, что и было обнародовано специальным соборным посланием, обращенным к монашествующим.

»ерусалимский —обор 512 года при »лие I (494-516)

¬оспротивившийс€ попытке императоров «инови€ (?) и јнастаси€ (491-518) унифицировать монофизитство с православием и отказавшийс€ от молитвенного общени€ с јнтиохийским патриархом —евиром (465-538) »ерусалимский патриарх »ли€ I созывает в 512 году поместный —обор.

—чита€ унию не самым подход€щим способом достижени€ церковного мира »ли€ I от лица всей »ерусалимской ÷еркви утверждает постановлени€ всех четырех ¬селенских —оборов. ѕо завершению —обора его члены обратились к императору јнастасию с соборным посланием, начинавшимс€ пространным изложением —имвола ¬еры, которым осуждали Ќестори€, ≈втихи€, ƒиодора “арского и ‘еодора ћопсуестийского как еретиков. Ёто было необходимо, поскольку некоторые из членов —ионской ÷еркви подозревали сторонников четвертого ¬селенского —обора в прин€тии несторианства. –езультатом этого €вилась ссылка »лии I в јилы, где он и скончалс€.

»ерусалимский —обор 513 года

ѕо причине €вного покровительства монофизитству императора јнастаси€ (491-518), эта ересь буквально захлестнула империю. — августа 511 года преп. —авва (439-532) направл€етс€ »ерусалимским патриархом »лией I к императору в  онстантинополь с целью добитьс€ осуждени€ антихалкидонцев на гр€дущем в —идоне —оборе. ќднако, уже в 512 году монофизиты одерживают верх над православными востока. —евир захватывает јнтиохийский престол низвергнув с него (православного) патриарха ‘лавиана II.

Ќа защиту православи€ поднимаетс€ монашество. ¬ ѕалестине оно было возглавл€лось такими поборниками как —авва ќсв€щенный и преп. ‘еодосий. »мператор повелевает схватить их и отправить в ссылку.

— целью, выразить протест против ссылки св€тых аскетов ‘еодоси€ и —аввы, из-за их преданности решени€м ¬селенских —оборов, а также осудить в очередной раз монофизитство в 513 году в »ерусалиме созываетс€ поместный —обор, основными представител€ми которого были образованные монахи.

—обор в очередной раз утвердил де€ни€ четырех ¬селенских —оборов и составил три послани€Цпротеста, обращенных к императору јнастасию, управителю ѕалестины ќлимпию и только что взошедшему на —в€тоградский престол патриарху »оанну III (516-524).

I »ерусалимский —обор 518 года при »оанне III (516-524)

—тремившийс€ достигнуть любой ценой унию между монофизитами и православными, управитель ѕалестины ќлимпий желал видеть на »ерусалимском престоле человека расположенного к общению с јнтиохийским патриархом —евиром, бывшего доверенным лицом самого императора јнастаси€ (491-518). “аким образом, в 516 году восприемником патриарха »лии был избран монах »оанн, давший обещание ќлимпию обеспечить такое общение.

ќднако вскоре после —обора 516 года патриарха »оанна посетил преп. —авва с большим числом монахов и просил »оанна отозвать данное им управителю ќлимпию обещание, что и произошло.

–азгневанный таким поворотом дел император јнастасий отстран€ет от дел ќлимпи€, а на место управител€ ѕалестины назначаетс€ давний поборник монофизитсва и защитник јнтиохийского —евира јнастасий.

—трем€сь сломить дух »ерусалимского первоиерарха, новый правитель ѕалестины јнастасий арестовывает »оанна III и посредством непрестанного давлени€ пытаетс€ заставить его вступить в молитвенное общение с —евиром. ƒл€ достижени€ необходимого результата был даже использован  есарийский митрополит «ахари€, убеждавший патриарха в необходимости такого шага. ƒав наконец же необходимое обещание »оанн был освобожден.

ƒл€ объ€влени€ унии и объединени€ с —евиром в 518 году патриарх »оанн III созывает в »ерусалиме поместный —обор. ѕолучив извещение, в —в€той √рад поспешили препп. —авва и ‘еодосий в сопровождении дес€ти тыс€ч монахов из Ћавры и других обителей. ¬ храме св€того —тефана собрались 13 епископов, тыс€чи монахов, а также плем€нник императора јнастаси€ -- »гнатий. ѕредседателем —обора был сам патриарх »оанн III, который окруженный по обе стороны предводител€ми православи€ —аввой и ‘еодосием, с амвона —обора св€того —тефана предал анафеме еретиков и провозгласил изложенную на четырех ¬селенских —оборов православную веру.

II »ерусалимский —обор 518 года при »оанне III (516-524)

ѕриговоривший к смерти »ерусалимского патриарха »оанна III император јнастасий вскоре скончалс€, и новым византийским императором стал защитник православи€ ёстин (518-527). ѕо этому поводу по всей империи прошел р€д поместных —оборов (первый, 20 июл€ 518 года, был созван в  онстантинополе).

6 августа 518 года поместный —обор был созван и патриархом »оанном III, основными членами которого были собравшиес€ в —в€том √раде со всех концов ѕалестины монахи во главе с неутомимым защитником православи€ —аввой ќсв€щенным. «десь торжественно были зачитаны и утверждены решени€ IV ¬селенского —обора и осуждена ересь монофизитства.

ƒе€ни€ этого —обора были зачтены на п€том заседании  онстантинопольского —обора 536 года при ¬селенском патриархе ћине (536-552).

»ерусалимский —обор 536 года при ѕетре I (524-552)

19 сент€бр€ 536 года на поместном —оборе в —в€том √раде было поддержано и утверждено осуждение в  онстантинополе монофизитской ереси при патриархе ћине (536-552).

¬ де€ни€х этого —обора содержитс€ исповедание Ђ...и признаем одного и того же √оспода нашего и Ѕога и —пасител€ »исуса ’риста в двух природах непреложно, несли€нно, неизменно и нераздельно... поскольку очевидно, что словами: несли€нно, неизменно, непреложно и нераздельно выражаетс€ полное соединение и сохранение при этом индивидуальных свойств и различий каждой из природ в одном лице и ипостаси единой...ї в конце которого подписались участники —обора: ѕетр »ерусалимский, »ли€  есарийский, ‘еодосий —кифопольский, »оанн “ивериадский, —тефан —арифейский, јнастасий √авский, ≈пифаний –афийский, »ли€ »оппский, »оанн јвгустопольский, Ќикострат јвильский, Ћазарь јзотский, Ћеонтий —озуский, —тефан јрадский, јнастасий ≈левферупольский, √ригорий »ерохунтский, »ли€ јреопольский, »оанн ƒоарский, ƒимитрий ’аракмовский, —тефан ћинитский, «ахари€ ѕелеонский, ћануил ¬итилийский, јнастасий »отавский, «иновий Ёлуский, ћаркиан √азский, ‘еодор ѕетрский, «иновий Ќикопольский, јраксий √адарский, ѕрокопий Ёленопольский,  ириак ƒиокесарийский, ¬арах ¬аканский, ƒионисий јскалонский, »оанн ‘енуский, ћакарий јриндильский, »оанн Ќеапольский, ¬асилий —икомазонский, ѕетр ѕаремвольский, «ахари€ Ћивиский, ƒомн ћаксимианопольский, ѕелагий —евастийский, —тефан ямнийский, ѕарфений Ёксальский, ‘еодор √адарский, ѕавел јйлайский, ‘еодор »потинский, ‘еодор  апитолийский, ƒионисий јмафундский, ƒорофей јнфидонский, а также диакон и нотариус ‘еоктист.

»ерусалимский —обор 634 года при —офроние (634-638)

Ётот поместный —обор был созван учеником и близким другом »оанна ћосха св€тым —офронием (580-638), называемым ƒамаскиным (по причине его происхождени€ из ƒамаска). ¬зошедший на патриарший престол после усопшего патриарха ћодеста (632-634) св. —офроний унаследовал ѕатриархию в очень плачевном состо€нии. ¬нутри ÷ерковь была раздираема еретиками, а извне ее одолевали арабы, захватившие ¬ифлеем и подступившие к стенам —в€того √рада.

—трем€сь успокоить свою паству и упор€дочить жить ѕатриархии, св. —офроний созывает в 634 году в »ерусалиме поместный —обор, на котором в очередной раз осуждаетс€ монофизитство, а вместе с ним и ново€вленна€ ересь монофелитства, одними из первых противниками которой стали именно иерусалимские богословы.

»ерусалимский —обор 764 года при ‘еодоре I (735-770)

¬спыхнувша€ на дес€том году правлени€ императора Ћьва III иконоборческа€ ересь невиданной жестокостью более века (726-843) терзала православную церковь.

ѕричиной созыва поместного —обора 764 года стала поступивша€ јнтиохийскому патриарху ‘еодору (751-775) жалоба, уличавша€ сирийского епископа  озьму, прозванного  оманитом, в расточении церковных денег. Ќе сумевший оправдатьс€ и представить растраченные деньги епископ  озьма перешел на сторону иконоборцев и стал €ростно нападать на церковь.

Ќа этом —оборе патриарх »ерусалимский ‘еодор (735-770) вместе с патриархами јлександрийским  озьмой (727-765) и јнтиохийским ‘еодором осудили иконоборческую ересь и подтвердили де€ни€ всех шести ¬селенских —оборов. ≈диногласным решением собор€н был осужден и епископ  озьма, который Ђпосле чтени€ ≈вангели€ї был предан анафеме.

Ќеобходимо заметить, что патриарх »ерусалимский ‘еодор в 767 году послал —имвол ¬еры патриархам јлександрийскому, јнтиохийскому и –имскому.

»ерусалимский —обор 836 года при патриархе ¬асилие (820-838г.г.)

Ќа созванном патриархом ¬асилием поместном —оборе присутствовали патриархи јлександрийский ’ристофор (817-841) и јнтиохийский »ов (813-843), а также огромное количество монахов. ÷елью созыва этого —обора было решение вопроса в защиту поклонени€ св€тым иконам.

–езультатом —обора стала выработка послани€ императору ‘еофилу (монументальный труд и исторический пам€тник той эпохи), которое вошло в состав ѕравославных —оборных “екстов.

»ерусалимский —обор 1443 года при патриархе »оакиме (1431-1450г.г.)

»нициатива созыва этого поместного —обора принадлежала митрополиту  есарийскому јрсению, который после происшедших на ‘ерраро-‘лорентийском —оборе (1439) событий и избрани€  онстантинопольским патриархом латинофила ћитрофана II (1440-1443), посетил восточных патриархов ƒорофе€ јнтиохийского (1435-1451), »оакима »ерусалимского, а также ‘илофе€ јлександрийского (1435-1459) и убедил их собратьс€ в »ерусалиме и осудить прин€тую на ‘ерраро-‘лорентийском —оборе унию, а также ÷ареградского патриарха ћитрофана и всех рукоположенных им клириков.

—обор был созван 6 апрел€ 1443 года в »ерусалиме и прошел под председательством патриарха »ерусалимского »оакима. Ќа нем присутствовали патриархи јлександрийский ‘илофей и јнтиохийский ƒорофей, а также  есарийский митрополит јрсений.

Ќа —оборе были составлены и утверждены р€д определений, которыми категорически осуждалась уни€, а также все те, кто ее прин€л. ћитрополит јрсений, как Ђпроповедник благочести€ и православи€ї, был уполномочен —обором оповестить всю церковную полноту о своем решении, повелев ему Ђповсюду проповедовать благочестие, не страшась ни императора, ни патриарха или кого иного не право слав€щегої.  роме этого было составлено и соборное послание императору.

»ерусалимский —обор 1522 года при ƒорофее II (1506-1537)

Ѕыл созван »ерусалимским патриархом ƒорофеем II и прошел под председательством прибывшего в »ерусалим патриарха  онстантинопольского »еремии I (1522-1545). Ќа —оборе присутствовали патриархи јлександрийский »оаким (1487-1567) и јнтиохийский ћихаил IV (1523-1529).

÷елью созыва поместного —обора 1522 года было осуждение незаконного захвата  онстантинопольского престола митрополитом —озоагафопольским »оникием.

—оборным решением митрополит —озоагафопольский »оникий был осужден.

—озыв этого —обора стал возможен благодар€ изменению отношени€ на политической арене востока к христианам. –азбивший мамлюков и покоривший ѕалестину, —ирию и ≈гипет османский султан Ўелим I (1512-1520) признал и официальным документом (хàтти-шериф) закрепил за —ионской ÷ерковью право полного владени€ —в€тыми ћестами, оставил за ней принадлежащую ей собственность, а также даровал православным христианам полную свободу совершени€ их религиозных обр€дов.

»ерусалимский —обор 1579 года при √ермане I (1537-1579)

Ѕыл созван под председательством прибывшего в »ерусалим патриарха јлександрийского —ильвестра (1569-1590) при участии —инайского ≈вгени€ (1567-1583), а также митрополитов ƒорофе€ и Ќектари€ и других епископов.

Ќа этом —оборе было прин€то и удовлетворено прошение преклонного в летах патриарха √ермана об уходе на покой. Ќовым патриархом —в€того √рада »ерусалима был избран —офроний IV (1579-1608), плем€нник √ермана.

»ерусалимский —обор 1672 года при патриархе ƒосифее II (1669-1707г.г.)

Ќа этом поместном —оборе прин€ли участие 71 клирик из греков, русских и арабов. Ѕыл созван по случаю осв€щени€ отреставрированного в марте 1672 года храма –ождества √осподн€ в ¬ифлееме. ÷елью синода стало опровержение клеветы о €кобы Ђкальвинизацииї ¬осточной ѕравославной ÷еркви.

≈ще в 1670 году, за два года до созыва —обора, патриарх ƒосифей составил Ђ–уководство по опровержению кальвинского помешательства, оклеветавшего ¬осточную —оборную и јпостольскую ÷ерковьї, которое легло в основу выработанного —обором »споведани€ ¬еры.

Ѕлагодар€ своей уникальности, это »споведание в последствие стало широко использоватьс€ как православными, так и инославными богословами в догматическом и сравнительном богослови€х.

ѕодготовил ƒмитрий √оцкалюк

2 €нвар€ 2002 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0