—ербска€

Ѕог вошел в недра человеческой жизни

ѕреподобный »устин (ѕопович)

ѕреподобный »устин (ѕопович) ѕреподобный »устин (ѕопович)
††††

’ристос родилс€!

¬оистину Ѕог, как человек, на земле родилс€! ѕочему? Ц Ђ„тобы мы получили жизнь через Ќегої (1 »н. 4, 9). »бо без Ѕогочеловека √оспода »исуса ’риста жизнь человеческа€ Ц целиком и полностью самоубийственна€ бессмыслица, смерть, поистине сама€ €вна€ и сама€ ужасна€ бессмыслица на земле. ќсмыслить смерть Ц это значит осмыслить жизнь во всех ее глубинах, высотах, бесконечност€х. » это делает только ¬сечеловеколюбивый √осподь,  оторый по неизмерной любви становитс€ человеком и навсегда остаетс€ Ѕогочеловеком в человеческом мире. ∆изнь человеческа€ только как Ѕого-жизнь, жизнь в Ѕоге, приобретает свой вечный смысл. ј вне Ѕога жизнь Ц это сама€ нелепа€ бессмыслица, преисполненна€ обиды и горечи. “во€ жизнь, человек, только в Ѕоге обретает свой единственно разумный, единственно логосный, единственно логический смысл. » мысль тво€, брат, тво€ человеческа€ мысль, обретает свой божественный и бессмертный смысл только в Ѕоге, только как Ѕого-мысль. ћысль человеческа€ только в Ѕогочеловеке √осподе »исусе ’ристе становитс€ Ѕого-мыслью. “акже и чувства твои, человек, только в Ѕоге наход€т свой божественный, свой бессмертный смысл. Ѕез этого твои чувства Ц это твой самый безжалостный мучитель, посто€нно распинающий теб€ на вечном кресте, после которого нет воскресени€. ј совесть? ќткуда этот свирепый незнакомец в нас, люд€х? » она только как Ѕого-совесть соедин€етс€ со своим божественным и вечным смыслом. Ѕез этого и совесть человеческа€ Ц это свирепа€ и жутка€ бессмыслица. ј смерть мо€ и тво€, и всех людей вообще, не есть ли самое жестокое мучение дл€ человеческого существа во всей вселенной? ƒа, это истинно так. Ќо и она, только как смерть Ѕогочеловека, достигает своего вечного смысла через воскресение Ѕогочеловека √оспода »исуса ’риста, ибо »м, только »м, осуществл€етс€ победа над смертью и осмысл€етс€ смерть в человеческом мире. “ак и все человеческое, весь человек со всеми своими бесчисленными бесконечност€ми только как благодатный Ѕогочеловек в обожающем и всеоживл€ющем “еле Ѕогочеловека ’риста Ц ÷еркви Ц обретает свой :; божественный, свой вечный, свой богочеловеческий высший смысл.

¬оплощением, вочеловечением и очеловечением —воим Ѕог самым очевидным образом вошел в самую, утробу, в недра человеческой жизни, вошел в кровь, в сердце, в центр всего сущего. ¬ытесненный добровольным грехом человеческим из мира, из тела, из души человеческой Ѕог воплощением, вочеловечением возвращаетс€ в мир, в тело, в душу. ¬есь становитс€ человеком и, будучи им, трудитс€ дл€ человека, всел€етс€ в мир и среди твари, промышл€ет о твари, осв€щает тварь, спасает тварь, преображает тварь, обожает тварь. ¬оплощение Ѕога Ц это самое крупное потр€сение и самое промыслительное событие, как на земле, так и на небе, ибо здесь осуществилось чудо из всех чудес. ≈сли дотоле сотворение мира из ничего было самым большим чудом, воплощение Ѕога в человека, несомненно, превзошло его своей чудесностью. ≈сли при сотворении мира слова Ѕожий облеклись в вещество, то при воплощении √оспода нашего »исуса ’риста —ам Ѕог облекс€ в тело, в вещество, во плоть. ѕоэтому воплощение Ѕога стало промыслительным во всей вселенной: дл€ каждой личности, дл€ каждого существа, дл€ каждой твари.

» ты живи »м Ц живи Ѕогочеловеком и исцелишьс€ от всех смертей, от всех грехов, от всех страстей, от вс€кого дь€волизма. “во€ жизнь пусть станет Ѕого-жизнью. ¬ этом вс€ тво€ небоземна€ тайна, о, человек; человек, как только ты станешь членом церкви Ц членом Ѕогочеловеческого “ела ’ристова. ј как жить в церкви ’ристовой? Ц ∆ить св€тыми таинствами и св€тыми добродетел€ми. ѕоэтому перед –ождеством Ц пост. ѕост как перва€ добродетель и с ним всегда молитва. Ёти две основных добродетели привод€т человека к Ѕогочеловеку и богомудро его учат, как жить »м и в Ќем. „то делать с телом, данным тебе от Ѕога? Ц ќчистить его, освободить его от вс€кой нечистоты, от вс€кой страсти, от вс€кого зла, от вс€кого демона. ј что это значит? Ц Ёто значит очистить его от вс€кого греха, ибо во вс€ком грехе скрываетс€ дь€вол, во вс€ком грехе работает дь€вол помимо твоей свободной воли. ¬ великом грехе Ц кн€зь бесовский, в малом Ц бесенок. » тебе, и мне, и каждому человеку даны все средства победить тех бесов, все страсти, все грехи, все смерти в нас и в окружающем нас мире. Ќа первом месте молитва и пост. ¬сеистинные уста ¬сеистинного √оспода »исуса ’риста изрекли и эту животвор€щую истину: Ђ—ей же род изгон€етс€ только молитвою и постомї (ћф. 17, 21),Ц род всех видов грехов, всех видов страстей, всех видов бесов.

–ождество перед тобой, передо мной, перед всеми нами, брать€ и сестры: Ѕог рождаетс€ как человек, Ђчтобы мы получили жизнь через Ќегої и так бы исполнили Ѕогом и душу, и тело. ј этого удобнее всего достигаем молитвою и постом. ќни чист€т, очищают и тело, и душу, чтобы в них радостно вселилс€ чудесный и пресладкий Ѕогомладенец √осподь »исус и Ѕогом исполнил всецелое наше человеческое существо, все его бесчисленные бесконечности. »бо потому и сотворены, человек, и твое тело, и тво€ душа, чтобы исполнитьс€ Ѕогом и жить Ѕогом в горнем Ѕожием мире. Ќашими богоданными учител€ми в этом €вл€ютс€ смиренна€ молитва и смиренный пост Ц эти св€тые и основные евангельские добродетели. ѕусть они с нами лет€т, пускай предвар€ют нас и всем люд€м во всей вселенной неумолчно возвещают всеспасительное и всерадостное благовестие:
’ристос родилс€!

ѕреподобный »устин (ѕопович)
–ождество ’ристово 1970 г.

»з книги Ђѕреподобный »устин ѕопович. Ќа богочеловеческом путиї, C-ѕб., 1999 г.

3 €нвар€ 2002 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: