онстантинопольска€

  истории почитани€ “рех —в€тителей и происхождени€ их праздника

30 €нвар€ (12 феврал€ по новому стилю) ѕравославна€ ÷ерковь празднует пам€ть св€тых ¬селенских учителей и св€тителей ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова и »оанна «латоуста. ¬ √реции со времен турецкого владычества Ч это день ќбразовани€ и ѕросвещени€, праздник всех учащих и учащихс€, особо отмечаемый в университетах. ¬ –оссии в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершаетс€ необычное последование Ц многие молитвы и песнопени€ исполн€ютс€ по-гречески.

»кона трех св€тителей
»кона трех св€тителей
“ри —в€тител€ жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур Ц гигантов, античной и византийской, и сто€ли в центре великой мировоззренческой трансформации, котора€ происходила на территории всей –имской империи. ќни стали свидетел€ми решающего дл€ судеб христианства IV века момента столкновени€ €зыческой и христианской традиций, и наступлени€ новой эпохи, завершившей духовные искани€ позднеантичного общества. ¬ смуте и борени€х перерождалс€ старый мир. ѕоследовательное издание р€да указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие €зыческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежн€€ €зыческа€ жизнь, все еще действовали €зыческие храмы, учили €зыческие учител€. язычество инертно бродило по империи, хот€ и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающа€ рука государства (381 г.) отдалилась от него. языческий поэт ѕаллад писал: Ђесли мы живы, тогда мертва сама жизньї. Ёто была эпоха всеобщего мировоззренческого беспор€дка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждени€ без границ Ц каждый избирал свой путь. Ёто была эпоха, во многом схожа€ с современной.

»менно в такое непростое врем€ пришлось проповедовать “рем —в€тител€м религию самоотвержени€, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о —в€той “роице и борьбе с ерес€ми IV века, толковать —в€щенное ѕисани€ и произносить пламенные речи на пам€ти мучеников и церковные праздники, активно заниматьс€ общественной де€тельностью, возглавл€ть епископские кафедры ¬изантийской империи. ƒо сегодн€шнего дн€ ѕравославна€ ÷ерковь служит Ћитургии, сердцевины которых Ц анафоры (≈вхаристический канон) составлены »оанном «латоустом и ¬асилием ¬еликим. ћолитвы, которыми молились ¬асилий ¬еликий и »оанн «латоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. —туденты и выпускники классического отделени€ филологического факультета ”ниверситета могут с радостью в сердце припомнить, что и √ригорий Ѕогослов, и ¬асилий ¬еликий в свое врем€ также получили классическое образование в јфинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзь€ми. √ригорий говаривал в шутку: Ђ»ща познаний, обрел € счастьеЕиспытав то же, что и —аул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)ї. ¬се трое сто€ли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. ѕозднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. “ак, строки первого ирмоса –ождественского канона  осмы ћаиумского (VIII век) Ђ’ристос раждаетс€, славите. ’ристос с небес, ср€щите. ’ристос на земли, возноситес€. ѕойте √осподеви вс€ земл€Еї, звучащего в храмах начина€ с подготовительного к празднику периода –ождественского поста, заимствованы из проповеди √ригори€ Ѕогослова на Ѕого€вление. ѕрозвани€ “рех —в€тителей дают им как нельз€ более точные личностные определени€: ¬еликий Ц величие учител€, воспитател€, теоретика; Ѕогослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именовани€ Ц возлюбленный ученик ’риста, св. евангелист »оанн, св. √ригорий и св. —имеон Ќовый, живший в XI в.) Ц боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; «латоуст Ц золото уст подвижника и мученика, пылкого и €звительного оратора, талантливого и блистательного. ∆изнь и творени€ “рех —в€тителей помогают пон€ть, как происходило взаимодействие античного наследи€ c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единени€ веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ќи в коем случае не отрицали св€тители светской культуры, но призывали изучать ее, Ђуподобл€€сь пчеламї, которые сад€тс€ не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараютс€ унести, но, вз€в, что пригодно на их дело, прочее оставл€ют нетронутымї (¬асилий ¬еликий.   юношам. ќ том, как пользоватьс€ €зыческими сочинени€ми).

’от€ жили “ри —в€тител€ в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее Ц только с XI века. ѕам€ти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот кака€ истори€. —огласно повествованию - синаксарю, помещенному в cовременных греческих и слав€нских служебных ћине€х под 30 €нвар€, в царствование византийского императора јлексе€  омнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице ¬изантийской империи -  онстантинополе вспыхнул спор о значимости “рех —в€тителей в среде Ђсамых образованных и искуснейших в красноречии людейї. ќдни ставили выше ¬асили€ ¬еликого, другие √ригори€ Ѕогослова, третьи - »оанна «латоуста. “огда эти иерархи €вились »оанну ћавроподу, митрополиту ≈вхаитскому, выдающемус€ песнописцу того времени (в рукопис€х сохранилось около двухсот его канонов св€тых. —егодн€ мы читаем перед ѕричастием его канон јнгелу-хранителю), за€вили о своем равенстве пред √осподом, повелели праздновать их пам€ть в один день и сочинить гимны дл€ общего последовани€. ѕосле видени€ ћавропод составил службу на 30 €нвар€, т.к. все трое вспоминались именно в этом мес€це: ¬асилий ¬еликий - 1.01, √ригорий Ѕогослов - 25.01, перенесени€ мощей »оанна «латоуста - 27.01. –ассказ составител€ синаксар€ у некоторых ученых вызывает сомнение. ќн не встречаетс€ в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив ћавропод во врем€ правлени€ јлексе€  омнина. ќднако это событие уже вошло в сокровищницу церковного ѕредани€.

“ри св€тител€ в византийских литературных источниках

“ри —в€тител€ были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в ¬изантии. »з сохранившихс€ источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. ¬ Ђ„удесах св. √еорги€ї рассказываетс€ о видении сарацину приносимого в жертву ’риста во врем€ Ѕожественной Ћитургии в знаменитом храме вмч. √еорги€ в јмпелоне. Ќа обвинение сарацина в заклании младенца св€щенник отвечал, что даже Ђвеликие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был св€той и великий ¬асилий, преславный «латоуст и √ригорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинстваї. Ѕолгарский св€щеннослужитель  озма ѕресвитер (к. X - н. XI вв.) в Ђ—лове на еретики и поучении от божественных книгї писал: Ђѕодражайте бывших прежде вас, в ваших санех св€тых отец епископ. √ригори€ мню, и ¬асили€, и »оанна. и проча€. »х же печаль и скорби о людех бывша€, кто исповестьї. ƒл€ »оанна ћавропода (XI в.) “ри —в€тител€ Ц совершенно особенна€ тема, которой посв€щены Ђѕохвалаї, стихотворные эпиграммы, два песенных канона. ¬ следующие века о “рех —в€тител€х не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как ‘едор ѕродром (XII в.); ‘едор ћетохит, Ќикифор, патриарх  онстантинопольский, √ерман, патриарх  онстантинопольский (XIII в.); ‘илофей, патриарх  онстантинопольский, ћатфей  амариот, ‘илофей, епископ —елимврийский, Ќиколай  авасила, Ќикифор  аллист  санфопул (XIV в.).

“ри —в€тител€ в богослужебных книгах: ћине€х, —инаксар€х, “ипиконах

ѕам€ть “рех —в€тителей отмечаетс€ в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. Ц напр., в ”ставе константинопольского монастыр€ ѕантократора (1136 г.), основанного императором »оанном II  омнином и его супругой »риной, сообщаетс€ о правилах освещени€ храма на праздник Ђсв€тых ¬асили€, Ѕогослова и ’ризостомаї. ¬ мире сохранилось несколько дес€тков греческих рукописных ћиней XIIЦXIV вв., содержащих службу “рем —в€тител€м; в некоторых из них также помещена и Ђѕохвалаї ћавропода. —инаксарь встречаетс€ лишь в двух, относ€щихс€ к XIV в.

»зображени€ “рех —в€тителей

»зображени€ “рех —в€тителей известны с XI в. ќдна из эпиграмм ћавропода описывает икону “рех св€тителей, подаренную некому архиерею √ригорию. ≈ще одна икона “рех —в€тителей упоминаетс€ в ”ставе константинопольского монастыр€ Ѕогородицы  ехаритомени, основанного императрицей »риной ƒукеней в XII в.

ѕервое из сохранившихс€ изображений “рех —в€тителей находитс€ в ѕсалтири, изготовленной писцом —тудийского монастыр€ в  онстантинополе ‘едором в 1066 г., ныне вход€щей в состав коллекции Ѕританского ћузе€.  о второй половине XI в. относитс€ миниатюра Ћекционари€ (книги библейских чтений) из монастыр€ ƒионисиу на јфоне, на которой “ри —в€тител€ предводительствуют сонму св€тых. ¬ византийской храмовой декорации встречаютс€ изображени€ “рех —в€тителей в св€тительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора  онстантина ћономаха (1042-1055): напр., в церкви —офии ќхридской (1040-1050), в ѕалатинской капелле в ѕалермо (1143-1154). — распространением синаксарной легенды в XIV в. св€зано по€вление уникального иконографического сюжета Ђ¬идение »оанна ћавроподаї - »оанн ≈вхаитский перед сид€щими на тронах “рем€ »ерархами в церкви ќдигитрии, или јфендико, в ћистре (ѕелопонесс, √реци€), роспись которой датируетс€ 1366 г.

“ри св€тител€ на слав€нской почве

¬ мес€цесловы южнослав€нских, т.е. болгарских и сербских, ≈вангелий пам€ть “рех —в€тителей входит с начала XIV в., а в древнерусские Ч с конца XIV в. Ђѕохвалаї ћавропода и служба с синаксарем попадают на южнослав€нскую почву в XIV в., а на русскую - на рубеже XIV-XV вв. “огда же по€вл€ютс€ первые изображени€ - псковска€ икона “ри —в€тител€ с св. ѕараскевой (XVв.). ¬ XIV-XV вв. возникают посв€щени€ храмов “рем —в€тител€м на –уси (напр., первый храм “рех —в€тителей на  улишках существовал с 1367 г. с этим посв€щением).

  происхождению праздника

¬ эпиграммах и канонах ћавропода, посв€щенным “рем —в€тител€м, говоритс€ о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. “ри св€тител€ подобны —в. “роице и верно учат о —в. “роице Ц Ђ¬о единой “роице трегубо богословствуете нерождение ќтца, —ына рождество и ƒуха единого исхождениеї. ќни сокрушают ереси - дерзость еретических движений Ђтает, словно воск, пред лицем огн€ї св€тительских речей. » в Ђѕохвалеї, и в канонах “ри —в€тител€ изображены как некое догматическое всеоружие ѕравославной ÷еркви, их учени€ автор называет Ђтретьим заветомї. ќбращение к их троическому богословию, т.е. учению о —в. “роице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделени€ от ¬селенской ÷еркви ÷еркви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque (“и от —ына” Ц католическа€ прибавка к —имволу ¬еры). ”казани€ канонов и Ђѕохвалыї на сохранении ÷еркви и прекращение св€тител€ми еретических движений, поминание их многочисленных Ђтрудов и болезнейї, которые они претерпели за ÷ерковь Ђс ¬остоком и «ападом бор€щес€ї т.о. можно пон€ть как использование догматических сочинений св€тителей в борьбе с заблуждени€ми латинствующих и неверно понимающих отношени€ внутри —в€той “роицы.  люч к разгадке, как кажетс€, можно найти в полемике ¬осточной ÷еркви с «ападной, т.н. антилатинской полемике XI в. јвторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих —в€тых ќтцов; непочитание “рех —в€тителей €вл€етс€ одним из обвинений, предъ€вл€емых латинствующим. “ак, ћихаил  еруларий, патриарх  онстантинопольский, в своем послании к ѕетру, патриарху јнтиохийскому, так высказываетс€ о латинствующих: Ђ—в€ты€ и велики€ отца наша и учител€ ¬еликаго ¬асили€ и богослова √ригори€, »оанна «латоустаго не счин€ют с св€тыми ни учени€ их приемлютї. ¬ Ђ—т€зании с Ћатиноюї √еорги€, митр.  иевского (1062-1079 гг.), в послании Ќикифора (1104-1121гг.), митр.  иевского, к ¬ладимиру ћономаху латин€не также обвин€ютс€ в отсутствии уважени€ к “рем —в€тител€м и пренебрежению к их церковным учени€м. ¬ Ђѕовести —имеона суздальского о восьмом (флорентийском) собореї, на котором в 1439 г. была подписана ”ни€ (объединение)  атолической и ѕравославной ÷ерквей, св€титель ћарк, митр. Ёфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравниваетс€ автором ѕовести с “рем€ —в€тител€ми: Ђјще бы еси видал, что честный и св€тый ћарко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, €ко же и аз, плакалс€ и веселилс€. яко же ты видиши честнаго и св€таго ћарка ефесскаго, €коже был преже его св€тый »оанн «латоустый и ¬асилий кесарийский и √ригорий Ѕогослов, тако же и ныне св€тый ћарко подобен имї.

»так, образ “рех —в€тителей, возникший из глубин народного почитани€, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах  онстантинопол€ в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. ”чени€ “рех —в€тителей, их богословские сочинени€ и они сами воспринимались ÷ерковью как тверда€ основа православной веры, необходима€ в дни духовных шатаний и нестроений. ѕример их собственной борьбы с современными им ерес€ми IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. ѕоэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, Ђѕохвалаї ћавропода, по€вились первые изображени€. ¬озможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установлени€ праздника “рех —в€тителей в ¬изантии в царствование јлексе€  омнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксар€ (XIV в.), объ€сн€ющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.

Александра Никифорова

30 €нвар€ 2002 года

 омментарии читателей
2016-02-12
10:15
—ветлана:
ќ,великие св€тые ¬селенские учител€ и св€тители ¬асилий ¬еликий,√ригорий Ѕогослов и »оанн «латоуст!”крепите веру нашу,молите Ѕога о нас грешных и дет€х наших ћаксиме,»рине,—ветлане,“амаре и »горе!
2016-02-12
09:17
Ћюбовь:
—пасибо за разъ€снение происхождени€ праздника.
¬еликие —в€тители Ѕожии и учител€ вселенские ¬асилий ¬еликий √ригорий Ѕогослов »оанн «латоуст
молите Ѕога о нас
помолитесь о рабе Ѕожией Ћюбови, об исцелении сломанной ноги
—лава Ѕогу за все
2015-02-13
07:49
mila t:
¬еликие —в€тители Ѕожии и учител€ вселенские ¬асилий ¬еликий √ригорий Ѕогослов »оанн «латоуст
молите Ѕога о нас
помолитесь о рабе Ѕожией Ћюдмиле чтобы сдала экзамен успешно
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: